Работающие студенты. Социальные характеристики и проблемы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии……………………………………………5

§ 1. Характеристика группы работающих студентов………………………5

§ 2. Научный взгляд на проблему исследования социально — психологических факторов профессиональной социализации работающих студентов……………………………………………………13

Глава 2. Исследование проблемы профессиональной социализации работающих студентов…………………….……………………………………20

§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..20

§ 2. Анализ результатов исследования…………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………29

Приложения..…………………………………………………………………….31

Введение

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности — получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.

Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.

Чтобы стать субъектом профессиональной деятельности, индивид должен предварительно социализироваться, т.е. сформироваться в данной профессиональной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в профессиональную среду. В противном случае его субъективность (активное начало) не будет продуктивной, его действия не будут восприняты профессиональной средой. Социализация, таким образом, является необходимым условием включения индивида в профессиональную деятельность.

Профессиональная социализация может рассматриваться с точки зрения социологии, как процесс интеграции в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия. Также она может рассматриваться с точки зрения социальной психологии, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью. Поэтому в данном исследовании особое внимание уделяется изучению особенностей воздействия института высшего образования на социально — психологические особенности профессиональной социализации студентов.

19 стр., 9273 слов

Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации

... Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе ... протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Процесс социализации можно условно разделить на 4 компонента: стихийная социализация человека под влиянием объективных ...

Объект исследования: студенты дневного отделения МАРГТУ в возрасте от 18 до 22 лет.

Предмет исследования: социально-психологические факторы профессиональной социализации работающих студентов.

Цель исследования: изучить проблемы профессиональной социализации работающих студентов.

Задачи исследования:

1. Составить программу исследования и провести анкетирование работающих студентов.

2. Проанализировать полученные результаты исследования.

Гипотеза исследования: предполагается, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).

В настоящее время система высшего образования, по мнению большого количества преподавателей вузов, столкнулась со множеством проблем, в числе которых следующие:

• Падение качества образования;

• Низкая мотивация студентов относительно учебной деятельности;

• Ослабление воспитательной функции образования;

• Несоответствие системы образования потребностям экономики;

• Дегуманизация образования, т.е. падение роли общечеловеческих ценностей, сведение образования к формированию отдельных профессиональных навыков;

• Наличие противоречий между установками преподавателей и студентов: в частности, относительно набора необходимых студентам знаний и навыков;

Таким образом, возникает ряд социальных проблем, которые являются общими для системы высшего образования иоциологии. Истоки данных проблем, как нам представляется, лежат в области, относящейся одновременно к обеим указанным сферам, а именно — в области профессиональной социализации студентов.

Исследуя процесс профессиональной социализации студентов, механизмы, закономерности, типы, результаты протекания данного процесса, мы считаем необходимым способствовать решению проблем, являющихся общими для сфер социологии и высшего профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения общенаучной методологии, психологические принципы единства деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория установок (Д.Н. Узнадзе), диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов), культурно-историческая психология (Л.С. Выготский).

База исследования: экономический факультет МАРГТУ, 50 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии

§ 1. Характеристика группы работающих студентов

Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. В наше динамичное время работающие студенты (и студентки) — это уже не редкость и исключение из правил, а вполне обычное явление. Причем речь идет не только об учащихся заочного и вечернего отделения, но и о «дневниках». По статистике, работающих студентов вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов) больше 50 % [5, c.42].

13 стр., 6143 слов

Семья как объект исследования в социальной работе

... Предмет - семья как объекта исследования в социальной работе. Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения ... статус современной семьи; - изучить анкетирование как метод исследования в социальной работе; - провести собственное исследование при помощи метода анкетирование, направленное на выявление социально-экономического ...

Опыт работы по специальности, конечно же, впоследствии даст молодому специалисту большое преимущество перед другими выпускниками, немаловажную роль играет и материальный фактор (на стипендию, как известно, нынче не проживешь).

Однако такое положение дел создает определенные трудности как для самого студента, так и для его работодателя. Например, это касается графика рабочего дня и учебного отпуска.

После сдачи внушительного количества экзаменов и зачетов, штудирования сложно обозримого количества томов учебной литературы многим студентам кажется, что в течение пятилетнего обучения был разобран и вновь собран воедино целый мир. Вследствие этого нередко рождается убеждение в том, что после окончания ВУЗа найти престижную и интересную работу не так сложно. А диплом о получении высшего образования или сам факт текущего обучения — это уже залог готовности работодателя предоставить квалифицированную работу. Как правило, в таких случаях нет сомнений в том, что труд работника, только что получившего знания, представляющие собой квинтэссенцию всего нового, более совершенного, должен хорошо оплачиваться. К сожалению, реальность выглядит подобным образом только в том случае, если смотреть на нее глазами жизнерадостного, амбициозного и со всех сторон замечательного студента.

Чтобы правильно распределить силы и на работу и на учебу, студенту необходимо обладать определёнными способностями. При этом если сравнивать работающих студентов со сверстниками, которые не обучаются в ВУЗе, можно выделить ряд характерных им особенностей, как положительных, так и отрицательных [8, c.150].

Во-первых, работающие студенты не только проявляют тягу к новым знаниям на работе, но и постоянно черпают свежие идеи и новые данные из приобретенных теоретических основ в ВУЗе, перенося их на практику, что, безусловно, благоприятно сказывается на работе всего коллектива. Однако, если профиль работы далек от получаемого в ВУЗе образования, то студент всегда будет стремиться найти более подходящую для него работу, проявляя при этом легкомысленное отношение к уже имеющемуся трудоустройству. Многие, правда, просто хотят приобрести новый опыт и попробовать себя в той или иной деятельности.

Привлеченные на работу студенты предрасположены к решению новых задач, усовершенствованию методов и организации работы, увеличению эффективности технологий. Помимо этого они могут объективно оценить связь между получением знаний и результатом работы, а, следовательно, обладают хорошей мотивацией к быстрому обучению и освоению новых приемов работы и профессиональных навыков.

Во-вторых, как и все молодые люди, работающие студенты энергичны, активны, обладают большим количеством идей, направленных на решения целого ряда проблем. При этом существует вероятность переоценки своих возможностей. Как составляющий элемент коллектива, студенты-работники нуждаются в большем внимании и постоянной оценки их деятельности, что нередко оказывается причиной недовольства других работников и возникновением напряженности в отношениях. При всем этом, студенты менее требовательны к содержанию самой деятельности – готовы выполнять любую, даже физически тяжелую работу. При не…

12 стр., 5827 слов

Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими ...

... черт развития современной науки. 5] Цель исследования: исследовать психологические особенности студентов вузов разных этнических групп, используя статистические методы. Задачи исследования: 1. Раскрыть ... наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование, статистические методы. Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, Гласс Дж., Стенли Дж., Митина О.В., Бусыгина ...

**************************************************************