Понятие Парадигмы. Классическая, неклассическая, постнеклассическая парадигмы. Методологические установки классического рационализма в психологии.

Общая характеристика методологии науки. Уровни научной методологии.

Методология – отрасль научного знания, которая занимается рефлексией способов научного познания.

Оценка способов исследования сильно менялась на протяжении ххв.

Парадигма – образец научного исследования, введен в науку в сер. ххв.

Уровни методологии:

1) Общефилософский

Основные понятие — понятие «парадигмы» или образца научного исследования:

— классическая парадигма

— неклассическая

— постнеклассическая

Функции уровня:

А) Интегративная (объединить Ψ с др. науками).

Б) Критико-конструктивная функция (связана с необходимостью подвергать сомнениюи оценке основные фундаментальные положения науки)

В) Нормотивно-аксеологическая, Мировоззренческая (выявление неких ценностных, мировоззренческих аспектов тех или иных концепций).

Разные концепции изучают разные идеалы человека.

2) Общенаучная методология изучения человека (принцип системности, детерминизма, развития).

Речь идёт о единых для всех наук принципах исследования: а)системности и развития, б) гипотезы для данного случая, в) гипотезы о факторах какого- то явления, причина.

3) Конкретно-научная методология. Вопросы сравнения теорий, их оценки, структуры учения. Рассмотрение основных категорий науки.

4) Уровень конкретных методик исследования.

 

Понятие Парадигмы. Классическая, неклассическая, постнеклассическая парадигмы. Методологические установки классического рационализма в психологии.

Парадигма – система теоретических, методологических аксеологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Классическая

Идеал рациональности связан с независимостью объектов от субъектов познания и средств.

Идеи предсказания – на основе связей. С→Средство→[О] Объект не зависит от субъекта и от средств познания.

Kлассический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности.

Правило познания: наблюдаемости объектов исследования (иметь пространственно-временные характеристики, скорость и время реакции, объет должен быть внешне наблюдаем) и воспроизводимости, повторяемости исследования (необх всё точно законспектировать, чтобы другой исследователь смог всё в точности воспроизвести)

10 стр., 4590 слов

Сознание и познание. Научное познание

... онтогенез Б) движение В) прогресс Г) редукцию. Сознание и познание. Научное познание 1. При рассмотрении сознания с точки зрения его ... это философское учение о: А) познании Б) природе В) бытии Г) человеке. 9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая ... и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием: А) закон Б) необходимость В) отношение Г) связь. ...

Неклассическая(релятивистская)

Происходит из квантовой физики ( теор относительности и теор о природе света).

Средство формирует объект. Как только меняется ср-во, тут же меняется объект. Об. – сис-ма из различного рода связок средств. Об. внешне не наблюдаем; множественность описания Об.

Постнеклассическая(постмодернистская).

Порядок→Хаос→Полный порядок

Суть ее в том, что если смотреть на историю психологии не как на историю исканий и заблуждений, а как на диалог, в котором реализуется принцип дополнительности знания. Постмодернизм демократичен, он стирает грани между вещами, между старым и новым, низом и верхом, отменяет иерархии. Это мироощущение, это жизненный стиль, в котором нет различий между молодым ученым и маститым метром. Важна идея, фраза, а не то, кто ее сказал. В пространстве постмодернизма между собой состязаются тексты и мысли, а не авторы (научный вес которых различен, а, следовательно, определенным образом работают и силы тяготения в науке).

Постмодернизм, делая акцент на тексты, протестует против существующего несовершенства мира.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. [(С→Средство→О)]

1. Мир мыслится как система, и это выражается в семантике «универсума» и нарастающей популярности теории самоорганизации (синергетики).

2. Снимается дихотомия естественного и гуманитарного знания; размываются очертания вещей и границы предметов; довлеет отношение между ними, взаимодействие.

3. Человек осознается как «антропогенный фактор», как активная единица космоэволюционного процесса;

4. Идея гуманизации мира.

5. Понятие «духовной неопределенности» и незавершимости как ценности. Признание амбивалентности и противоречивости основным свойством и двигателем жизни.

7. Взаимоотношения человека и природы рассматриваются как диалог и коэволюция.

8. Эволюционирует мир в целом. Мир понимается как сеть взаимоотношений, «паутина»;

Постулаты и методологические установки классического рационального мышления в психологии

— Постулат непосредственности. (Объективная действительность непосредственно воздействует на психику субъекта и однозначно определяет возникающие вслед за этим воздействием проявления его психики и поведения. Наиболее явно постулат непосредственности был выражен в центральной схеме бихевиоризма «стимул — реакция». Принятие постулата непосредственности приводит к тому, что активность субъекта либо выпадает из поля зрения психологов указанных направлений, либо объясняется вмешательством особых субъективных факторов, разных проявлений таинственного личностного начала).

— Антропоцентризм (Сущность человека предполагается либо в самом человеке, либо в воздействующей на него среде (биологической, социальной или физической).

Человек — существо социально-генетическое не только потому, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей. Развитие личности опосредовано историей антропогенеза и социогенеза человеческого вида, а поэтому вопрос о существовании животного, «низшего» начала в человеке и т.п. упускает из виду тот факт, что человек родится человеком в мире человека).

10 стр., 4767 слов

Дисциплина: Психология развития человека

... на научном понимании естественных и социальных процессов, согласуется с общими законами развития природы и человека; центрации на развитии личности, ... предполагает междисциплинарные связи с«Психологией человека», «Акмеология и психология возрастных кризисов» «Социальной психологией», «Специальной психологией» и «Психологией образования человека». Образовательные технологии В соответствии ...

— Европоцентризм (Исследованию социогенетических и персоногенетических закономерностей развития личности препятствует такая типичная эгоцентрическая установка мышления как «европоцентризм»).

— Лингвоцентризм ( Описание закономерностей любого общения по образу и подобию речевого общения).

— Постулат сообразности (В контексте постулата сообразности любое проявление активности субъекта выступает как восхождение к заранее заданной, предустановленной, конечной Цели, в итоге подчиняющей себе жизненный путь личности. Подчиненность активности какой-либо заранее данной норме или цели и составляет существенную особенность поведения субъекта, характеризуемого как адаптивное).

Гомеостатический вариант (Все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающейся к воздействиям среды, призваны лишь выполнять сугубо адаптивную функцию — вернуть организм в состояние равновесия).

Гедонистический вариант (В соответствии с гедонистической предпосылкой анализа поведения человека любые поведенческие акты направлены на максимизацию удовольствия и минимизацию страдания, в частности отрицательных эмоций, огорчений и т.п).

Прагматический вариант ( Любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы, эффекта при минимальных затратах).

 

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ

 

Научная революция

Естественные науки (например, физика, химия, астрономия, биология) изучают закономерности неживой и живой природы. В XV—XVII вв. в Европе произошла научная революция. Отделившись от философии и технологии, естественные науки стали самостоятельными дисциплинами.

 

Фундаментальные идеи естественных наук в психологии

Начиная с экспериментальных работ в области психофизики Фехнера и создания Вундтом первой лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете, естественнонаучная традиция утверждается в ряде направлений психологии: гештальт-психологии, поведенческой и когнитивной психологии, социальной психологии, психофизиологии, ряде других направлений. В отечественной психологии естественнонаучная традиция наиболее последовательно обнаруживается в психофизиологии и психофизике, дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии, инженерной психологии и психологии труда, в исследованиях стилей деятельности и когнитивных стилей, установок, индивидуальности, способностей, интеллекта, творчества, познавательных и эмоциональных процессов, психосемантики, других психических феноменов.

Психология заимствовала от естественных наук ряд фундаментальных идей об устройстве мира и способах его познания.

 

Признаки естественнонаучной традиции в психологии

Главные признаки естественнонаучной традиции в психологии:

1) естественнонаучная психология исходит из следующих безусловно принимаемых посылок: (1) пространство и время есть реальность; (2) материя, природа, вещи, предметы, люди есть реальность; и тд.

11 стр., 5060 слов

Социально — антропологические взгляды на феномен человека. ...

... феномен человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека. ... происхождении видов составило фундамент естественнонаучной антропологии. Ещё одним ... в телесном, сколько в культурном аспекте и хотя ... человек - исходный пункт антропологического знания. Человека изучает много наук, например, анатомия, психология, ...

2) естественнонаучная психология есть эмпирическая психология. Ее основными методами являются наблюдение и эксперимент.

3) естественнонаучной психологии присущ элементаризм — в том смысле, что в изучаемом явлении необходимо выделять его отдельные признаки (переменные), выражать качественные особенности явления.

4) в естественнонаучной психологии наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые феномены.

5) естественнонаучная психология изучает не только Наблюдаемые, но и ненаблюдаемые феномены.

6) естественнонаучная психология проводит количественные и качественные исследования.

7) естественнонаучная психология характеризуется публичностью. Под публичностью понимается практика представления данных исследователем в такой форме, которая позволяла бы другим исследователям проследить в деталях обоснованность выдвигаемых им гипотез и способов их тестирования.

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

Культурно-историческая психология развивалась в русле гуманитарного, а не естественнонаучного знания. Ее главная идея заключается в подчеркивании роли социальных, культурных и исторических факторов, определяющих своеобразие психики, поведения и деятельности человека.

Основателем культурно-исторической, или «второй» (см. Коул, 1997), психологии считается Вико (1668— 1744).

Вико бросил вызов Декарту, который ориентировался на естественные науки и дедуктивную логику.

 

Фундаментальные идеи культурной психологии

Современная культурная психология покоится, по меньшей мере, на трех фундаментальных идеях.

Во-первых, психические функции рассматриваются как социально обусловленные.

Во-вторых, отношение к человеку как активной, творческой и конкретной индивидуальности.

В-третьих, центральными понятиями культурной психологии являются «понимание» и «интерпретация».

Другие главные особенности культурной психологии обнаруживаются в следующих ее положениях.

1. Культурные психологи верят в то, что сознание является краеугольным камнем объективного знания, поскольку, как они думают, сознание обладает способностью к адекватной саморефлексии, с одной стороны, и объективно отражает социальные отношения, с другой.

3. Для культурной психологии принципиальным является вопрос о качестве психических феноменов.

4. Объективность качественных исследований в культурной психологии обеспечивается ориентацией на комплексные качества феноменов.

5. Качественное исследование должно быть направлено в большей степени на постижение сущностных особенностей феноменов, чем просто фиксировать их поверхностные проявления.

6. Качественная культурная психология признает, что наблюдатель и мир не тождественны, т.е. наблюдения могут соответствовать, не соответствовать или не полностью соответствовать реальности феномена.

7. Качественная культурная психология изучает психологические феномены, многократно перепроверяя их через некоторое множество ситуаций, состояний, действий и поступков, учитывает характер предшествующих и последующих ответов респондентов, использует метод перекрестных оценок, получаемых от нескольких экспертов.

7 стр., 3280 слов

Две парадигмы в исследовании детского развития

... адаптации ребенка к среде. Многообразны проявления этой парадигмы. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в ... возникла новая научная парадигма. Мы используем понятие "парадигма" как более строгое и емкое по сравнению с понятиями "система", "подход", "концепция". Понятие "парадигма" ориентирует психологов на ...

8. Психологические, культурные и социальные феномены предлагается определять концептуально, не операционально.

10. Понимание культурного характера психологических феноменов не ограничивается описанием только их содержания. Понимание предполагает также объяснение феноменов. Социально-культурная активность рассматривается при этом в качестве главного источника объяснения.

 

Стратегии психологического исследования в эпоху постнеклассической науки.

Положения ПНП:

1) мир как система, «универсум» (теории самоорганизации — синергетика)

2) снимается дихотомия ест. и гуман. знания (взаимодействие)

3) Человек как антропогенный фактор, активная единица космоэвол. процесса

4) идея гуманизации мира языком, информация как механизм культурогенеза

5) Сопричастность и всеобщая связь вещей

6) духовная неопределенность и незавершенность как ценность, противоречивость и амбивалентность как основное свойство и двигатель жизни

7) взаимоотношения человека и природы как основное свойство и двигатель жизни

8) ноосферогенез

ПНП изучает саморазвивающиеся системы, учитывает соотнесенность знаний об объекте еще и с ценностно-целевыми структурами.

Особенности ПНП:

1) междисциплинарная и проблемная ориентация исследований

2) синтез теоретических и экспериментальных, фундаментальных и прикладных исследований

3) зависимость познания от социально-культурного контекста

4) взаимная согласованность идей, толерантность к другим парадигмам

5) создание многомерной общенаучной картины мира

6) предмет междисциплинарных исследований – открытые и саморазвивающиеся системы, изучаются в других науках фрагментарно

7) идеи эволюции, вероятн. развития, историзма, бифуркации

8) методы исторической реконструкции (влияние гуманитар. наук)

9) особые стратегии исследования уникально развивающихся систем («не повреди») – методов компьютерного моделирования (чтобы не вмешиваться в ход развития)

10) объединение наук о природе и духе

 

Принцип детерминизма и варианты его реализации в психологических теориях.

— закономерная и необходимая зависимость явлений от порождающих их фактов.

Виды Д:

1) каузальный (причинно –следственный) – характерен для классич. парадигмы.

Пр С.

2) Д. типа обратной связи – и следствие может менять причину, и причина следствие.

Например, обратная биологическая связь (принцип гомеостаза).

Бихевиоризм – научение (следствие ведет к подкреплению).

3) вероятностный д. – одна причина может порождать несколько следствий. – хар-н для неклассич. парадигмы.

4) Целевой д. – ориентация не на прошлое, а на будущее. Не потому, чтобы, а для того, чтобы. Поведение человека зависит от цели, которую он ставит в будущем. – экзистенциальный и гуманистический подход.

5) самоД. – реализация потенциала, который сейчас есть у человека, его потребности здесь и сейчас и т.д. – постнеклассич. парадигма.

6) Системный Д. – влияет множество факторов. . – постнеклассич. парадигма.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... возникают противоречия между до­стигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных от­ношений, выполняемыми ею общественными функциями. Личность ... и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое ...

 

(вторая- обратно на следствие стрелочка) Цель

 

Пр С1 постнеклассич. парадигма.

 

С2

Реализация принципа Д. в психоанализе: Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. З.Фрейд искал источник психических травм в общении ребенка с родителями.

Б.Скиннер объяснял вербальное поведение подкреплением речевых реакций со стороны собеседника. К.Левин ставил «локомоции» отдельного лица в зависимости от «социального поля».Групповое действие и сотрудничество вошли в психологию в качестве новых детерминант. Это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. За исходное принимается социальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом которого становится его субъективная проекция.

В экзистенциальной психологии –наш любимый Хайдеггер! Про Dasein и «бытие в мире» — сколько угодно! Там чел и мир взаимообусловлены =)

Представления о причинности в отношении социума использовались О. Контом, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, Г. Спенсером. Их социальный детерминизм в общем плане механистичен — приоритетность представлений о структурности закономерно приводит к рассмотрению общества как механизма.

 

Принцип детерминизма и варианты в структуре основных парадигм психологии.

— закономерная и необходимая зависимость явлений от порождающих их фактов.

Виды Д:

1) каузальный (причинно –следственный) – характерен для классич. парадигмы.

Пр С. (опора на логику, упорядоченность, непосредственность,внимание на объект)

2) Д. типа обратной связи – и следствие может менять причину, и причина следствие.

Например, обратная биологическая связь (принцип гомеостаза).

Бихевиоризм – научение (следствие ведет к подкреплению).

3) вероятностный д. – одна причина может порождать несколько следствий. – хар-н для неклассич. парадигмы. (центрированнсть на сознании – рассмотрение ненаблюдаемых феноменов, человек как активная творческая инд-ть, комплексное изучение, в системе, множественность описания, комплексное изучение объекта)

4) Целевой д. – ориентация не на прошлое, а на будущее. Не потому, чтобы, а для того, чтобы. Поведение человека зависит от цели, которую он ставит в будущем. – экзистенциальный и гуманистический подход.

5) самоД. – реализация потенциала, который сейчас есть у человека, его потребности здесь и сейчас и т.д. – постнеклассич. парадигма.

6) Системный Д. – влияет множество факторов. . – постнеклассич. парадигма.

( междисциплинарные и проблемно-

ориентированные исследования,

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... Гуманистическая психология доказывает, что человек будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект. Основные принципы: 1) ... 2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой ... Главный предмет – личность как уникальная целостная система, наделенная потенциалом к непрерывному саморазвитию и ...

синтерз теорий, экспериментальных,

фундамет-х и прикладных исследований,

(вторая- обратно на следствие стрелочка) Цель зависимость познания от

осциокультурноо процесса, идеи

вероятностноо развития, эволюции).

Пр С1

 

С2

 

Принцип системности и варианты системного подхода в псих. теориях.

— объект исследования рассчитывается как система.

Свойства:

1) Целостность системы. Целое больше, чем сумма частей. Нельзя систему свернуть до 1 элемента.

2) Структурность. Связи отношений элементов системы упорядочиваются в некую структуру, которая определяет поведение человека в целом.

3) Открытость/Закрытость с. Система не м. изменяться сама по себе. С. М. изменить среду под себя и сама изм-ся под действием среды. (Сюда можно про Хайдеггера и Соловьева – про

4) Иерархичность. – каждый эл-т с. Может рассматриваться как самост. система.

5) Множ-ть описания. С. Нельзя описывать с одной точки зрения, одной теории. – неклассич . парадигма.

В связи с идеей развития принцип системности реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.

В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.

В основном они касались проблемы включения в структуру личности темпераментальных, биологически детерминированных свойств индивидуальности. Так, А.Н. Леонтьев соотносил с понятием «личность» свойства, которые формируются в процессе общественного и онтогенетического развития, противопоставляя их свойствам индивида как генотипического образования.
Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой все четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему (Б.Г. Ананьев).
В современных отечественных психологических исследованиях обсуждается вопрос о статусе интеллекта в структуре личности. Личность и интеллект взаимно обусловлены. Интеллект является модулятором психического, в том числе личностного развития. На роль интеллекта указывают работы, направленные на исследование факторной структуры личности. Так называемая лексическая модель, или Большая Пятерка (Норман, Мак Крей, Коста), включает в себя фактор, на одном полюсе которого находятся такие показатели, как «культурность, интеллектуальность, открытость опыту», а на другом — «узость интересов, заурядность и ограниченность».

 

.

Принцип системности и варианты системного подхода в пределах основных парадигм психологии.

— объект исследования рассчитывается как система.

Свойства:

1) Целостность системы. Целое больше, чем сумма частей. Нельзя систему свернуть до 1 элемента. (неклассическая парадигма – комплексное изучение объекта, множественность описания, исследование качественных особенностей, результатов).

9 стр., 4424 слов

2. Фундаменталтные принципы гештальт-терапии

... сознанием и без предубеждения. (Ван де Хилст 1991) Краткое изложение теории Гештальт-терапии. Вышеуказанные принципы обозначают, что подход гештальта - это метод на основе философии, направленный на ... ” может быть ценным помощником в процессе выздоровления, или неотделимым элементом пути жизни клиента. Перлз (1947) акцентирует наше внимание на человеке, как живом организме, некоторые аспекты ...

2) Структурность. Связи отношений элементов системы упорядочиваются в некую структуру, которая определяет поведение человека в целом.

3) Открытость/Закрытость с. Система не м. изменяться сама по себе. С. М. изменить среду под себя и сама изм-ся под действием среды.

4) Иерархичность. – каждый эл-т с. может рассматриваться как самост. система. (классич. парадигма – идея упорядоченности, внимание на объект).

5) Множ-ть описания. С. Нельзя описывать с одной точки зрения, одной теории. –

неклассич . парадигма. (междисциплинарные и проблемно-

ориентированные исследования, синтерз теорий, экспериментальных, фундамет-х и прикладных исследований, осциокультурноо процесса, идеи вероятностного развития, эволюции. Создание многомерной общенаучной картины мира.)

 

10. Принцип развития в психологии. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

— закономерные изменения объекта во времени, выраженные в колич. и качественных структурных преобразованиях.

Часто – развитие систем.

Эволюция открытых систем –Асмолов:

— эволюция каждой развивающейся системы предполагает взаимодействие двух противодействующих тенденций. Т.к. сохранение системы, т.к. изменение системы.

— в каждой системе функционирует избыточный неадаптивный элемент, относительно независимый от регулирующего влияния различных форм контроля, эти элементы обеспечивают саморазвитие системы при непредвиденных обстоятельствах в ситуации в окружающей среде.

— необходимым условием развития рода как системы является наличие противоречия между адаптивными формами активности этих систем, направленных на реализацию родовых программ и проявлению активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

Эволюционный принцип – рассмотрение развития за счет внутреннего конфликта противоречий.

Синегретический подход – исследуются механизмы самоорганизации Хауса. (атаракция- восрпоизведение своего подобия – притяжение).

–хз, зачем, но лучше выучить. =)

Универсальный (глобальный) эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Взгляд с позиций универсального эволюционизма утверждает, что есть принципы эволюции и что общество (и разум) всегда будет развиваться по этим принципам.

точку зрения

Н.Н.Моисеев Универсальный эволюционизм основывается на принципе единства природной и человеческой историй (при все хорошо осознаваемых нами качественных различия между этими феноменами ).

Он призван не только систематизировать уже известные знания о мировом процессе, но также играть эвристическую роль. Стимулируя, например, устранение многочисленных неясностей в наших знаниях об эволюции, заполнение разрывов, существующих в разных предметных областях, составление футурологических прогнозов. Это означает: построить «сценарий» ( а может быть «веер сценариев») – 1) охватывающих на теоретическом уровне знания всю совокупность эволюционных процессов – физических, биологических, психических, социальных – как некую целостность. 2 ) раскрывающих механизмы эволюции мега — , мезо — и микро миров ;3 ) выявляющих механизмы «восхождения разума» ( Тейяр де Шарден ) , т. е . но оге неза в масштабах не только нашей Земли, но и всей нашей мини-Вселенной-Метагалактики, более того, возможно, в масштабах неизмеримо больших, распространяющихся на мето-вселенную, в недрах которой порождается из вакуума множество миров ; 4 ) позволяющих наметить овзможности выхода из глобального кризиса, в котором оказалась наша цвилизация; 5 ) прогнозирование долгосрочных перспектив вида Homo sapiens .

1 стр., 462 слов

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

... придерживаться все специалисты, работающие в данной сфере. Он включает в себя принципы, защищающие личность клиента, обязывающие психолога быть компетентным в своей профессии, ответственным, честным и т.д. Этический ... входила в систему ценностей общества. В настоящее время в этих странах психологический консультант – это уже профессия, есть образовательные программы, где студенты с первого курса ...

 

V. Проблемы психологии

 

21. психофизическая проблема: исторический аспект

соотношение телесного и психофизического, место психики в физическом мире

Декарт: механистическая картина мира

Описал рефлекторную дугу, разделил психику и физич. (т.е. тело и сознание работают отдельно друг от друга).

Психика выводится из материальных процессов и взаимодействия природных тел

Спиноза говорил о совпадении мышления и физич. измерения

Мышление и физическая протяженность совпадают, но не ясно, как они соприкасаются

Лейбниц: физические процессы действуют по такому же принципу, что и психические. т.е. идея психофизического параллелизма. Не ясно, что из чего возникает.

Дарвин: Психический фактор влияет на материальные процессы – идея психофизического взаимодействия.

 

22. психофизиологическая проблема: исторический аспект

Соотношение психики и ее материального субстрата (НС+мозг)

Гносеологический аспект: хватит ли теории о теле , чтобы объяснить закономерности психики и души (Павлов)

— физиология и психология взаимодействуют друг с другом (Бехтерев)

— физиология и психология несовместимы. Различаются по предмету познания =>психофизиология как новая наука (Анохин)

Научное познание психики невозможно (соц.психология, религия)

Онтологический аспект: что является основой психики? Можно ли психику свести до материального субстрата или есть нематериальный компонент?

1) осознание – материальный процесс, т.е. любой акт сознания можно замерить (Павлов, Бехтерев)

2) Психика не основывается на материальном субстрате (Душа. экзистенциальный, религиозный подход )

3) Сознание возникает на основе материальных процессов, но в последующем в нем возникают закономерности, которые уже нельзя объяснить только представлением о материи (Анохин)

4) Сознание и материя – это псевдопонятия, т.к. не представлены в наблюдениях – неопозитивность (Поппер)

Номологический аспект: источник законов функционирования психики?

— внешняя среда (Павлов)

— строение мозга (Бехтерев)

— врожденная мотивация (Анохин)

 

23. психогностическая проблема. Проблема объективного метода в психологии

Возможно ли познание психикой самой себя?

Объективный метод – метод, который позволяет объективно познать психику (как объект)

Феномен абсолютного наблюдателя (наблюдение, эксперимент, классические тесты, экспертная оценка, проективные методы – Юнг, Роршах, ТАТ, полупроективные тесты – розенцвейг и т.д.)

Психосемантический подход – соединение других подходов (соединение неких структур личности, факторов – семантические поля и др.)

 

24. актуальные проблемы современной теоретической и прикладной психологии

• наличие несоответствия между практической и теоретической психологией

• отсутствие единой методологической основы эмпирических исследований

1) Проблема соотношения рационализма и иррационализма

2) Позитивистское перенапряжение (позитивистские мифологемы – как правильно добывать знания)

— научное знание строится на твердых эмпирических фактах

— теории выводятся из фактов и вторичны по отношению к ним

— наука развивается посредством постепенного накопления фактов

— теория, гипотезы логически выводятся из фактов

— теории и гипотезы принимаются\отвергаются только на основании способности выдержать проверку экспериментами.

Типология психологических фактов

Факты во многом концептуализированны, они нагружены теорией, обретают смысл только в рамках определенной интерпретационной структуры

Юревич: факты в психологии неоднородны и их можно делить, измерять по 5 шкалам:

— мягкость\жесткость

— воспроизводимость фактов

— контекстуальная зависимость

— теоретическая нагруженность

— социализация фактов

 

3) Феноменологизм и нефеноменологизм

Нефеноменологическое исследование – закономерности тех явлений, которые нельзя представить, увидеть

 

25. актуальность этической проблематики психологии.

ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

врач –профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

—————————————

Психотерапевтический контракт – согласованный набор ожиданий в отношении процесса и результатов терапии, который вырабатывается совместно психотерапевтом и клиентом.

 

В условиях платной психологической помощи для оптимального решения проблемы индивидуализации психотерапии возможно заключение П. к. или выработка «контрактной (договорной)» модели взаимоотношений «психотерапевт – клиент». П. к. позволяет структурировать и контролировать терапевтический процесс обоими его участниками. Это соглашение определяется и оформляется нередко уже в течение первой встречи, хотя, может появиться и в неявной форме. В контракте можно оговорить степень подчинения клиента психотерапевту (какой объем ответственности за ход и результаты лечения каждый из них будет нести), характер эмоциональной дистанции между ними. Клиент обычно полагает, что заключение контракта гарантирует ему квалифицированную помощь, удобство и доступность (четкое расписание посещений), право прервать курс лечения и найти другого психотерапевта, и ожидает, что психотерапевт будет согласовывать с ним важнейшие шаги в ходе своей работы. П. к. требует согласования с клиентом лечебного плана, обсуждения и принятия общего понимания проблемы клиента, целей терапии, ее методов, частоты посещений, длительности и предполагаемых результатов лечения. Психотерапевт, исходя из своих возможностей, прогноза успешности терапии, приходит к решению начинать ли ему работать с данным клиентом, он может предложить клиенту заключить контракт на 3–5 сессий, после которых при наличии взаимной удовлетворенности ходом работы контракт продлевается. Терапевт предъявляет клиенту требование сотрудничать в процессе терапии, выполнять соответствующие рекомендации, правила, задания. Поскольку некоторые клиенты могут прямо или косвенно заявить психотерапевту в конце терапии о несоответствии затраченных денежных средств ее результатам, вопросы оплаты, также как и меру ответственности каждой из сторон за результаты терапии следует оговаривать в П. к.

 

П. к. может быть рассмотрен и с позиций оценки его психотерапевтической полезности. В когнитивной сфере важно предоставление пациенту информации, необходимой для сознательного и активного его участия в терапии. Пациент нередко нуждается не только в конкретной помощи, но и в своеобразном дружеском отношении. Психотерапевт в процессе заключения и последующего обсуждения П. к. регулирует взаимоотношения таким образом, чтобы они были эмоционально теплыми, но не приобретали свойств симбиозного или фамильярного характера. Обсуждение и согласование с пациентом задач психотерапии позволяет влиять на его мотивацию к лечению.

———————————————-

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

 

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал, характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ их поведения, содержащихся в настоящем кодексе.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

 

Основными этическими принципами являются:

 

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

 

Принцип ненанесения ущерба Клиенту

требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению.

 

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

 

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

 

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласия Клиента.

 

Принцип компетентности психолога

Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты.

 

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег.

 

Принцип беспристрастности Психолога

не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на основании данных, полученным научными методами.

 

Принцип конфиденциальности деятельности психолога

материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку.

 

Правило кодирования сведений психологического характера.

 

Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

 

Психологи консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

 

Уважение личности и суверенитета клиента

Психолог-консультант уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака, характеризующего личность и мировоззрение клиента.

 

Психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям относительно клиентов, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и их дискриминирующие.

 

Психолог-консультант обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.

 

Психолог-консультант информирует клиента на самых ранних этапах консультирования о правиле конфиденциальности, его ограничениях и об условиях допустимого использования информации, полученной во время работы. Если в работе предполагается участие супервизора, то этот факт оговаривается с клиентом.

 

Психолог консультант должен осознавать степень своего влияния и учитывать возможность развития зависимости со стороны клиента. Психолог-консультант должен уметь вовремя распознавать возникающие в ходе терапии отношения зависимости и не эксплуатировать их.

 

Запрет на «двойные отношения»

Психологи-консультанты предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.

 

В ситуациях, когда психолог-консультант не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.

 

Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения со своими клиентами, студентами или супервизируемыми.

 

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях.

 

Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.

 

Этические аспекты прекращения психотерапии

Психолог-консультант прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата.

 

Психолог-консультант обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.

_____________________________

Лицензирование психологических услуг в Российской Федерации.

На данный момент лицензирование оказания психологических услуг физическим и юридическим лицам не подлежит обязательной сертификации.

Что дает лицензирование? Разрабатывается перечень критериев, которым необходимо соответствовать, чтобы стать лицензированным специалистом. Каждой специализации свои, и чтоб стать специалистом в нескольких смежных областях необходимо несколько раз сдавать квалификацию. Кроме того, каждый работодатель будет требовать от принимаемого на работу специалиста, его лицензию, что избавит нас от проблем, которые могут возникнуть по вине недоквалифицированного специалиста.

Это самый простой выход из ситуации шарлатанства и не профессионализма.