Вопрос.Социальная работа как наука и профессия.

История начала профессионального образования соц. Работников США связано с именем Мери Ричмант, которая преподавала в первой школе соц. Работы, открытой в 1898 году. 1899 – издается первая книга Ричмант, которая называется “дружеский визит к беднякам”, руководство для работающих в благотворительных организациях. Следующая работа “соц. Диагноз”, в нем она представила методы соц. Р., которая потом получила название – Индивидуальная психотерапия. Открывшиеся позже школы соц. Р. Руководствовали принципами ментальной гигиены, разработанными Ричмант, которые в дальнейшем явились основой этических норм соц. Работника. Она полагала, что учет всех обстоятельств той или иной ситуации приводит к надежному знанию причин проблем. Она рассматривала соц помощь как комбинацию мер, результатом которых является как изменение самого индивида, так и соц окружения. В это же время в США получило развитие другое направление, это организация приютов для беженцов, мигрантов и людей работающих по контракту. В содержании его деятельности акцент ставился на самопомощь и взаимопомощь. Джеймс Адамс одна из лидеров этого движения, основала Сеттльмент (работа в приютах).

В последнее время в США соц р имеет 3 направления: 1) конкретный индивид, 2) группа людей находящиеся в трудной ситуации, 3) община. Профессия соц. Р. Официально зарегистрирована в российских документах в марте-апреле 1991 года, она создана для решения соц проблем человека и общества. Соц работа – профессионально осуществляемая соц поддержка. Усилия направлены на создание условий, при которых человек будет функционировать на принципах самодостаточности. Цель соц работы: 1) улучшение функционирования человека, 2) уменьшение проблем в жизни клиента, 3) осуществление перемен в жизни клиента. Смысл соц работы заключается в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы.( любые затруднения, противоречия в жизни человека).

Основные задачи соц работы: 1) усилить мотивацию клиента, 2) усилить способности человека решать свои проблемы, 3) предоставить клиенту ресурсы для решения проблемы. Условием решения проблем является обеспечение перемен в жизни человека и его окружающей среды. Эта деятельность делиться на этапы: 1) формулирования целей, 2) производство знаний (получение информации для осуществления перемен) 3) развитие инструментария ( методы) 4) работа по осуществлению (деятельность) 5) работа по дальнейшему плану. Несмотря на индивидуальность проблем, у них обнаруживается нечто общее. Одна и та же проблема по – своему смыслу может быть одновременно проблемой нескольких людей т.е. социальной. Обозначая личностные проблемы людей, как социальные, допускается обобщенный уровень их анализа и решения в отличии от индивидуального уровня.

2 стр., 988 слов

Проблемы работы со школьниками в новой коммуникативной реальности

... с игровой, коммуникативной и развлекательной активностью человека в пространстве Интернета, а также, с другой стороны, развивающего потенциала киберпространства.     Проблемы работы со школьниками в новой коммуникативной ...

 

 

2 вопрос. Профессиональные особенности социальной работы. 1) для соц р характерны ориентации на реальных людей с их жизненными проблемами. Соц р отличается интегральным характером она объединяет в себя правовые, медицинские характеристики. 2) Посреднеческий характер, т.е. соц работник выступает посредником между клиентом и социумом. При рассмотрении посредничества можно выделить направления его осуществления: 1) между клиентом и институтами 2) между клиентом и другими специалистами 3) между клиентами 4) между другими специалистами привлекаемых для решения проблем клиента. Осуществление посреднических функций возможно при выполнении условий: 1) понимание соц работником смысла проблемы клиента 2) способность соц работника к адекватному выражению проблемы 3) знание соц работником инструментальных возможностей других профессий 4) знание соц ресурсов которыми располагают различные учреждения 5) доверие сторон посреднику. 3) ограниченный характер. Содержание соц работы аккомулирует в себе ограниченные элементы смежных профессий. Баркер соц работа – это прикладная наука в оказании помощи людям в достижении или достаточного уровня психо – социального развития. Соц работа как профессиональная деятельность охватывает 3 сферы: 1) соц. Терапия на индивидуально – личностном , семейном уровне. Соц адаптация, реабилитация индивида и решение конфликта в средовом уровне. 2) соц работа с группой – группы классифицируются по следующим признакам: по возрасту, полу, интересам или схожим проблемам. 3) соц работа на местном уровне. Она ориентирована на расширении сети услуг, на создании благоприятного соц климата в местах компактного проживания людей. Специализированная соц работа осуществляется в сфере труда и занятости, в сфере здравоохранения, в системах образования, правозащиты, вооруженных сил, для зак

3 Основные модели и теории соц.работы:
в настоящее время обозначились 3 дисциплины влияющие на теории соц.р.:
-социология.
-психология.
-педагогика.
это определяет теоретические подходы в соц.р.,которые разделяются на:

-психолого-ориентированные,

-Социолого-ориентированные,

-комплексно-ориентированные.
1.основу психолого-ориентированного подхода составляют познание закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе. Возникли виды соц.работы,как:
-проблемно-ориентированные,
-функциональные,
-эго- ориентированные,
-кризис- интервертные.
их особенности в том числе и в целостном осознании постижения человека, связанных с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящая корнями в детство, воздействие которого не вполне осознаётся людьми. Целостность человека в этой связи видится, во-первых: в опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящими решениями текущих проблем. Данный теоретический подход позволяет выбрать стратегию действий человека, как субъекта соц.р.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... поведением. Одновременно в этот период обостряются почти все проблемы супружеской жизни. Цель данной работы: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет ... несколько иным образом[7]: это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения ...

2.Социолого-ориентированный подход – сводится к познанию закономерностей соц.развития и структурирования обществ и взаимодействием его соц. институтов. Эта теория принималась для анализа соц. систем включающих соц.группы и общественные институты ( семья,коллектив).люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от окружающих систем. Из этого следует решение проблем соц. защиты человека, которое должно опираться на регулирование систем. Людям могут помочь 3 типа систем:

1)неформальные(естественные)- семья,друзья.
2)формальные системы – общинные группы, профсоюзы и т.д.
3)системы существующие в обществе в виде учреждений, ведомств, т.е. функционально – ориентированных организаций-школы,библиотеки,больницы.
Т.О. соц.работник в данном подходе воздействует на только на клиента,но и на среду его обитания.
3.компленсно- ориентированные подход. Подразумевает целостное ведение соц.проблем человека. Предполагают, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями воспроизводимыми личностным сознанием. Ролевая модель включает проблему клиента , связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, а также как человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.
соц.роль – это поведение человека, которое ожидается от человека другими людьми, при выполнении соц. функций.
Наиболее распространенной технологией, которая используется про работе с ролевой теорией – это перемена ролей, групповая дискуссия, групповая терапия –цель которой- освоение новых ролей в группе.

 

4.принцыпы соц.работы.
1) принятие человека таким, какой он есть. Клиент может быть как отдельный человек, так и семья или группа, которая имеет групповые индивидуальные особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть выслушанным или понятым. Имеет право на получение помощи в соц.ситуациях, при этом ему обеспечивают личную безопасность. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решений по оказанию помощи.
2) уважение прав клиента на принятие самостоятельно решения на любом этапе совместной деятельности. Клиент имеет право: отказаться от предлагаемых вариантов действий; на изменение своей позиции, отказаться от взаимодействия на любом этапе и т.д.

3) конфиденциальность. Конфиденциальной информацией является всё, что касается жизнедеятельности клиента, его личного качества, его проблемы, а также всё то, что будет определено между клиентом и специалистом.
4)Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действий; информирование клиента необходимо в целях создания благоприятных условий, для активизации его личностных потенциалов, клиент имеет право знать обо всех действиях, которые предполагают предпринять с его участием или без.
5) ответственность. Специалист занимаясь решением конкретных проблем клиента, имеет ответственность за результат свей деятельности.
6) порядочность. Во взаимодействии с клиентом, является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов как своих личных, так и интересов клиента и его окружения.
Личная порядочность гарантирует качество и эффективность деятельности и обеспечивает ролное выполнение задачи.

14 стр., 6716 слов

Психологические методы в социальной работе

... методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее. Психологическая процедура проектирования социальной ... этими и последующими исследователями, находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определяют ту или иную стратегию ...

 

 

5. профессиональная компетентность в практике соц.р.
Проф. компетентность соц.работника можно разделить на 2 вида:
1.Управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения работника, необходимые как для работы с конкретным клиентом, так и для организации соц.защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации

 

 

соответствующих гос.структур и т.д.
2. Психолого- педагогическая компетентность : формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность соц.раб.должна быть достаточно высокого уровня, т.к. в процессе деятельности ему придется решать общепсихологич., соц.- психологические проблемы и т.д. Профессионализм, как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности. Анализ исследований по этой проблеме позволили выделить группы показателей профессионализма личности и деятельности с.р.: объективные и субъективные показатели.
-показатель объективного . в соц.р., объективным критерием выступает решение и разрешение проблем клиента, оказании помощи, профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентами и гос.структурами.
-субъективные показатели. В труде соц.р. субъективным показателем профессионализма выступает устойчивая профессионально- гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций.люченных.

6 вопрос. Клиент соц службы: понятие и типы. Клиент – в федеральном законе об основах соц обслуживания соц населения в РФ клиент – это гражданин находящийся в тжс, которому в связи с этим представляются специальные услуги. В зарубежной теории соц работы клиент выступает как неразрывность личности и ее бытия. В 1912 году возникает динамика изменения понятия клиент. Клиент это был иммигрант, живущий в нищете, имеющий проблемы адаптации к новой культуре. В 1927 году клиент – это субъект имеющий проблемы с адаптацией в обществе. В 1933 году клиент это молоимущий или находящийся за чертой бедности. В 1946 году клиент это представитель среднего класса имеющий проблему в семьях. В 1963 году это имеющий проблему в кругу семьи. В 1987 году это любой субъект, имеющий проблему. Подходы к понятию клиент: 1) психодинамический подход. Отношения складываются как врач и пациент, т.е. пациент должен признать, что источник проблемы в нем самом. 2) гуманистический подход – этот подход строится на ценностных подходах философии любви, а любовь –деятельность на благо ближнего. 3) биопсихосоциальный подход клиент – любой человек, который нуждается в совете и в помощи, связанный с материальным обеспечением.

4) системный подход – практика направлена на решение проблемы и развития клиентуры. 5) традиционный подход клиенты это те индивиды, которым оказывается помощь, которые с одной стороны заказывают услуги, а с другой стороны попадают в особое соц психологическое состояние. Типы клиентов. Типология клиентов связана со спецификой его запроса и видом помощи. Отечественные соц.р. разделили клиентов на 3 группы: 1) агрессоры – его характеризует эмоциональная жестикуляция, его требования сопровождаются угрозами, высказывает недовольство. 2) вежливый – просят извинения за хлопоты, ищет предлог для общения. 3) немой – эмоционально сдержан, стремится сократить процесс общения, выражает свои чувства и просьбу невербальными средствами. Джонси выделяет ряд групп клиентов: 1) те, кто ищут помощи для себя; 2) те, кто просит за других; 3) те, кто не просит о помощи, но поведение которых является угрозой для других; 4) те, кто использует взаимодействие с соц службами в корыстных целях. Классификация типов клиентов, зарубежными авторами: 1) добровольный тип, они имеют определенные пожелания и мотивацию, для поддержки; 2) вынужденные клиенты – это те, которые не считают, что нуждаются в услугах; 3) недобровольные клиенты – это люди, которые не ищут помощи или думают что не нуждаются в ней, но приходят по убеждению. Стать клиентом тяжело, т.к. человек должен признать, что у него есть проблема, что он не может ее решить самостоятельно.

6 стр., 2904 слов

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

... Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, ... с диагностики социальной ситуации клиента, уточнения его проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему клиента. Кроме того, социальный работник ...

 

7 вопрос. Методы социальной работы.

Методы социальной работы – это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы. По отношению к социальной работе как научного знания и как практической деятельности.

По степени общности можно выделить следующие группы методов:

Всеобщие ( философские) – определяют всеобщий путь, способ познания и преобразований общества;

Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, дедукция, опрос);

Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразование отдельных областей реального мира. В современных условиях и данной группе методов относят методы « социальной биографии», семейной биографии и т.д.

Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов соц. Защиты выделяют: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педогогические методы.

К социально-экономическим относят все способы, с помощью которых специалист оказывает воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и др. соц. интересы или потребности клиента;

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры соц. служб. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления соц. службами.

Психоло- педогогические методы связаны с косвенным воздействием на клиента через механиз социально-психологической и педогогической регуляции его социально самочувствия и поведения

С позиции взаимодействия соц. работника и клиента выделяют:

Индивидуальный метод соц. работы – основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.

Метод групповой соц р . Оказывает помощь клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования соц поведения

7 стр., 3420 слов

Специфика применения в практике заместителя командира роты по ...

... целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужащим со стороны только психологов-профессионалов. ... характеризуется устойчивыми способами использования психологического знания, а также присущими ей методами и средствами достижения цели. Таким образом подчеркивается, что готовность это ...

Методы общинной соц р . Основан на воздействии соц службы или соц работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном уровне, региональном или общегосударственном уровне.

Профессиограмма специалиста по с.р.

Проессиограмма( от лат. Специальность и за запись_ — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающие специфику проффесионального труда и требований, предъявляемых специалисту.
Включает в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизическое требование предъявляемые профессией человеку.
Применительно к соц.работе под профессиограммой понимают требования к личностным качествам специалиста. Личностные качества специалиста по с.р. принято подразделять на 3 группы: к первой группе относится психофизиологические характеристики, ко второй- психологические качества, к третьей психолого- педагогические качества.

Качества I крупы отражают психические процессы, состояние эмоционального волевого проявления. Ко II относятся также психические качества, личностные качества, самовнушаемость.
К III группе относятся коммуникабельность, красноречие.

Иногда выделяют профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств, например профессия соц.р. связана с умением вести диалог. эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой; она включает в себя знания и умения:

-знать речевой и служебный этикет и использовать его;

-анализировать предмет общения. Его цели и задачи;

-уметь вести беседу;

-иметь навык доказывать и обосновывать;

-конкретно ставить вопрос;

Для выполнения предписанных соц.р. функций необходимо не только профессиональное образование. Но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы, принципы. Особенно важны такие качества соц.р. как его интеллектуальный, обще-культурный и нравственный потенциал. Наличие таких качеств позволяет соц.р. более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это дает ему возможность быть информированным о различных соц.группах населения и их особенностях, предвидеть последствия своих действий. В спец.литературе чаще всего отмечают такие качества ,как гуманистическая направленность личности, личная и соц.ответственность, обладать эмоциональной устойчивостью.

Профессионально значимые качества являются важной предпосылкой формирование профессионала и соответственно его компетентности.
Именно личностные качества являются определяющими критериями профессионал.компетентности специалиста по соц.работе

 

 

10 бедность как соц.проблема.
бедность является одной из составляющей другой более общей проблемой соц.неравенства. шанс стать бедным обусловлено многими факторами, включая возраст, пол, структуру семьи, этническое происхождение. Измерение бедности вызывает дискуссию. Это связано не сколько с желанием или не желанием помочь нуждающимся, а сколько политическими интересами, практическими проблемами связанные с распределением бюджета и размера налога.
1)согласно индивидуалистическому подходу ответственность за бедность возлагается на самого индивида. Бедность представляется как неправильность выбора, слабость характера.

23 стр., 11058 слов

Организационно-педагогические условия формирования эмпатии как ...

... образовательного процесса, способствующие формированию у студентов эмпатии как профессионально значимого качества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель: выявить, теоретически обосновать, ... группы со специализациями. Гипотеза: Процесс развития эмпатии как профессионально значимого качества для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет успешен, если ...

2)структурный подход. Ответственность за бедность возлагается на общество, а не на индивида.
3)функциональный подход. Бедность полезна для общества. Наличие бедных создаёт уверенность, что не престижная и опасная работа будет выполнена.
4)субкультурное объяснение. Бедность формирует людей с уникальными личностными характеристиками. Субкультура бедности воспроизводит экономическую недостаточность из поколения в поколение.
5)фаталистическое объяснение. Бедность порождается причудами судьбы или отсутствием способностей,т.е. теми фактами, которые не контролируются.
6)концепция двойной бедности: она делится на
-абсолютную
-относительную
абсолютная бедность использует объективные критерии(недостаток денег),а в то время как относительная бедность показывает насколько вы бедны по- сравнению с другими.
3 степени абсолютной бедности:
1)нищета-острая бедность;
2)нужна-средняя бедность;
3)необеспеченность- умеренная бедность.

Факторы риска бедности:
1-рождение в бедной семье
2-боязнь риска
3-склад личности
4-низкий уровень образования
5-безработица
6-черты характера

7-пассивность.

11 вопрос. Причины и мотивы самоубийства. Причины суицида сложны и многочисленны. Причины можно искать в биологических , генетических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод, а не причина. 1) биологические причины. Исследователи указывают, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях. Если, например, один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства повышается.2) генетические причины. Некоторые могут наследовать генетическую предрасположенность и психические болезни таких, как: шизофриния, алкоголизм, которые в свою очередь увеличивают риск суицида. 3) психологические причины. Большинство людей убивающих себя страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Другие психические могут также способствовать суицидальному поведению.4) социальные причины. Французский социолог Дюрклейм доказал, что рейтинг самоубийств на прямую связан с соц. интеграцией человека – т.е. степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Ученые обнаружили, что лица, склонные к суициду, по – видимому , не испытывают больших стрессов в своей жизни, чем другие, они скорее имеют потологию личности, которая не позволяет и полноценно справляется с жизненными проблемами.

Мотивы:

Кононгук выделяет следующие мотивы суицида:

Сексуальная почва (71,4проц.)

Конфликты с родственниками (10,2 проц.)

Бытовые конфликты (2проц.)

Бородин тоже классифицирует мотивы суицида.

Лично-семейные – семейные конфликты, разводы, болезнь, смерть близких,одиночество, оскорбление со стороны окружающих.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением – опасения условного показания, боязнь иного наказания, позора.

19 стр., 9078 слов

Контрольная работа — Теория конфликтов

... Смитом. В 1776 г. вышла его работа “Исследования о природе и причинах богатства народов”, в которой он писал, ... мировым авторитетом данной проблематики. Как указывает Н. Смелзер, теория конфликта сформировалась главным образом на основе  произведений Карла ... парий (Дж. Тернер. Структура современной социологической теории). Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в ...

Состояние здоровья – психические заболевания, соматические заболевания, уродство.

Конфликты, связанные с учебой или работой.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы.

 

 

12 вопрос. Самоубийство теории этнологии. Самоубийство – намеренный акт покончить с собственной жизнью, кто уничтожил себя или собирается это сделать. Социологические теории самоубийства рассматривают как функцию роли и статуса индивида в рамках соц систем. Такие концепции как соц значение, соц нормы ит.д. лежат в основе разновидностей этих теорий. Самоубийство провоцируется во взаимодействии между индивидом и окружающей средой, а не только намерением и обстоятельством. Психодинамические теории самоубийства рассматривают как продукт внутренних, неосознанных мотивов. Мотивом суицида является бессознательный импульс. Теории предполагают, если импульс направлен против самого человека, то он не будет направлен против других людей. Причины: вина, гнев, эмоции. Биологические теории. Предрасположенность к суициду передается по наследству, а биохимические изменения в организме ускоряет стремление к самоубийству. Когнетивные теории рассматривают суицид, как попытка общения или решения проблемы и как следствие безнадежности и неупорядоченности мышления. Самоубийство можно рассматривать как стремление решить проблему, которая является причинами трудности в общении с другими людьми. Теории научения. Суицидальное поведение является результатом реакций на подобные ситуации в прошлом, такие как и результатом подкрепления, воздействия среды и подталкивающих обстоятельств. Знание причин о суицидальном поведении имеет практическое значение для разработки политики, программ, и практики соц. работы.

13 вопрос. Профилактика самоубийств. Помощь для решения этой проблемы. Соц политика США решает проблемы, создавая центры по предотвращению самоубийств, имея соц поддержку от государства. Есть независимые центры для самоубийц. Общим для них является телефон доверия как психологический инструмент. Самым эффективным является лечение в больницах в течении года в отсутствии очередной попытки. В течении 2 лет меньше вспышек суицидального поведения, это объясняется восьми недельными психическими тренингами. Это в Великобритании. Рациональный суицид – самоубийство, как разумно выбранное средство, чтобы избежать невыносимой боли при избежании болезни. Отечественные профилактики самоубийства. Организация групп взаимопомощи, телефоны доверия, психологические службы, профилактические работы с подростками в учебных заведениях. Терапия. Нет однозначного рецепта для решения проблемы, желательно сформулировать у человека соц интерес, помочь понять ему, что проблема не такая неразрешимая, как ему представляется, помочь увидеть альтернативное решение, нельзя говорить «что вы должны», чаще говорить, что самоубийством не решит проблему. Линар выделяет ряд шагов в работе с самоубийцами: 1. Попытаться расширить ослепленный рассудок и спросить « когда вы говорите, что жизнь потеряла смысл, что вы имеете ввиду?» 2. Поискать несколько вариантов ( вы всегда можете покончить с жизнью)

3.Давайте посмотрим на ваши возможности и расположим их в порядке важности. 4. Важно оценить внешние и внутренние его ресурсы.

14 вопрос. Безработица как соц проблема. Безработица – явление характерное для всех стран с рыночной экономикой. С середины 20 века безработица стала рассматриваться как соц явление. Повышение или понижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения уровня безработицы. Современное объяснение: безработица – следствие деформации рынка труда. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют, но требуется время. Чтобы между ними установить требуемое соответствие. Количественно безработица измеряется 2 параметрами: 1) уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2) продолжительность безработицы – временем прибывания в качестве безработных. Основные виды безработицы. Критерием разграничения видов безработицы как правило служат причины ее возникновения и продолжительности. 1. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительного спроса и в технологии происходят важные изменения, которые в свою очередь изменяют структуру общего спроса, общей рабочей силы. Из – за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. 2. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая то часть постоянно находится в перемещении, в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые не заняты в связи с переходом от одной работы на другую. 3. Циклическая безработица вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т. е. она возникает на той фазе экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих либо совокупных расходов. Циклическая безработица постоянно меняющаяся масштабом, продолжительностью и составом незанятых. Лица между уровнем безработицы в данный момент состояния производства и естественным уровнем безработицы. 4. Сезонная безработица – безработица связана с сезоном, например люди имеют работу летом, а зимой нет( например в колхозе).

9 стр., 4096 слов

Безработица как социально-психологический фактор

... Значительный интерес для исследований по проблеме безработицы представляют следующие вопросы: изучение влияния безработицы на здоровье человека, саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы, влияние системы личностных конструктов, отражающих ...

Статус безработицы. Согласно закону о занятости граждан не трудоустроившихся в течении 10 дней. С момента обращения в центр занятости, признается безработица. Признанному безработному выплачивают пособие. Реакции индивида на безработицу. 1) фаза оптимизма – длится примерно 3-4 месяца после потери работы. Характеризуется с тем, что индивид сначала в облегченном состоянии ищет работу, но и при этом радуется свободному времени, которое появилось. 2) фаза писсимизма – наступает после неудач на первом этапе, поиска работы и характеризуется как фаза утяжеления состояния. Теряется активность, рушится привычный уклад жизни. 3) фаза фатализма – наступает после 7-8 месяцев поиска работы и характеризуется с примирением со сложившейся ситуацией. Человек начинает привыкать к состоянию безработицы и в ряде случаев даже боится найти работу.

 

15 вопрос. Структурная концепция бедности.

Согласно этому подходу ответственность за бедность возлагается на общество, а не на индивида. Считается, что экономическая система не обеспечивает работой всех желающих. Конкурентная социальная структура неизбежно должна порождать неблагополучие группы людей. Бедность может стать острой проблемой, если некоторые группы людей придерживаются точки зрения, что система распределения является несправедливой. Иначе говоря, бедность порождает: преступность, развал семьи, возрождение нигилизма в народе.

Решение проблем ведется либо в изменении социального устройства, либо в более высоком уровне социальной защиты.

16 вопрос. Функциональная концепция бедности.

Функциональный подход один из оправдывающих бедность. Согласно которому, бедность полезна для общества. Благодаря наличию бедных, общественная категория, фукусирующая на них внимание, получают возможность обрести социальную и индивидуальную самоиндификацию. Наличие бедных создает уверенность, что непристижная работа будет выполнена, положение бедных должно заставит общество усерднее работать.

 

17. Факторы риска бедности.

1. рождение в бедной семье;

2. Идеал аскетизма — отказ от жизненных благ;

3. Плохое здоровье – связанное с генетическими факторами, тяжелыми заболеваниями, трамвай, травмами, что не позволяет выполнить большой объем работы и ограничивают доступ к ряду высокооплачиваемых профессий;

4. Безработица;

5.Владение отмирающей профессии или занятость в отрасли народного хозяйства – отмирающей;

6. Низкий уровень образования;

7. Личное решение, принятое в юности ( уход из школы, ранний брак или ранняя беременность);

8. Наличие детей в раннем браке;

9. Неадекватная оценка, в соответствии своих способностей выбранной профессии или роду занятий;

10. Склад личности, черты характера, отсутствие силы воли, боязнь риска, пассивность, склонность к бродяжничеству.