Социо-ия ответы

  1. Компоненти культури (норми, цінності, символи та мова)

Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы — это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

22 стр., 10801 слов

Тема 12. Социальные конфликты. Тема 1. Социология, ее место и роль в науке и обществе

... усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. В широком смысле ... люди, находящиеся за ее пределами; 3) социальная заражаемость - быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена; 4) бессознательность ...

Символическая коммуникация также является важным средством передачи культурных образцов в человеческом обществе. Суть использования этого средства заключается в том, что с помощью вербальных (словесных, речевых) и невербальных жестов передается основной смысл идеи, настроения или чувства. В качестве образцов символической коммуникации могут служить восклицания, телодвижения, эмблемы, рисунки, мимика. Отличительной особенностью этого средства передачи культурных образцов является отсутствие точности, двусмысленность, что позволяет достаточно вольно интерпретировать символические жесты. Для членов общества символическая коммуникация необходима, так как содержит эмоциональный оттенок, позволяет понимать культурные образцы с точки зрения индивидуальных систем ценностей, не требует для понимания сложных словообразований.

  1. Єдність і розмаїтість культур.

Выступая специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, культура находит своё воплощение в продуктах материальной и духовной деятельности, системе социальных норм, общественных институтов и совокупности отношений людей к природе и друг к другу.   Традиционным является разграничения культуры на материальную и духовную.   Согласно конкретно-исторической типологии, различаются культуры, соответствующие конкретным историческим периодам в развитии общества: античная, средневековая, возрожденческая культура и т.д. Кроме этого, выделяются локальные культуры социально-этнических сообществ людей, существующих в едином социокультурном пространстве: русская, японская, американская культура. Каждая из них фиксирует относительную целостность культуры того или иного социально-исторического образования.   В то же время существующие типы выступают в виде спектра культурных образований, тенденций, стилей и традиций. В едином этнокультурном пространстве наряду с господствующей культурой представлены разнообразные субкультурные элементы. Предпочтение норм господствующей культуры предполагает возможность их сосуществования.

  Субкультуру следует отличать от контркультуры, которая представляет собой разнородные по идейно-политической ориентации ценности, противопоставляемые официальным ценностям.     Особую актуальность в современном мире приобретает диалог культур, направленный на формирование духовного единства человечества и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способность к восприятию другого — основа диалога культур. Диалог культур как принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур, потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопоставления с иными.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

'Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.' В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину. ...

  1. Основи соціалізації.

Понятие социализации

В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Содержание процесса социализации

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

6 стр., 2937 слов

Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

... должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не ... физиологическую эффективность, то есть улучшение профессионального статуса, экономическую эффективность, то есть увеличение продолжительности труда, социальную эффективность, то есть устранение вредных ...

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9).

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

  1. Особистість як суб’єкт соціальної взаємодії.

Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф).

Из отечественных социологов ролевую теорию развивает И.С. Кон.

Автор теории ролей Т. Парсонс проводит четкое различие между личностью как психологической структурой и субъектом социального действия. Ролевая теория личности выводит социологов не только на понятие «роль» —образец ожидаемого поведения индивида, но и на понятие «статус» личности – место, занимаемой ею в данной системе, сопряженное с совокупностью прав и обязанностей, реализация которых и формирует роль. Понятие статуса применимо не только к личности, но и к различным социальным группам, слоям. Иногда понятие «статус» заменяется терминами «позиция», «социальная позиция».

5 стр., 2412 слов

Социализация как фактор развития личности 3

... соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает ... отличий. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее ...

Личность в ролевой теории – это определенный набор социальных ролей, которые выполняет человек: студентка, мать, жена, молодая женщина; преподаватель, ученый, отец семейства, заядлый рыбак – в одном лице. Систематизация ролей была сделана также Т. Парсонсом, который считал, что роль описывается следующими характеристиками: а) эмоциональной – отношение к роли, сдержанное или раскованное; б) способом получения – одни роли предписаны человеку (наследный принц), другие завоевываются; в) масштабом – президент, академик, слесарь, учитель, банкир; здесь имеет значение то, что часть ролей в обществе строго ограничена социальными ресурсами или структурой общества, другая – размыта; г) формализацией – действие в строго установленных рамках или относительно произвольное; д) мотивацией – для чего, с какой целью выполняется та или иная роль.

Взаимодействие между субъектами в обществе – это взаимодействие их социальных ролей.

Личность как субъект действия характеризуется ожидаемыми от нее ролями (студента, преподавателя, декана, ректора, уборщицы), роли могут быть как предписанными, приемлемыми, неприемлемыми, так и случайными, но самое главное, что через различные социальные роли происходит развитие сущностных сил личности.

Что касается роли статуса личности, то это понятие институциализированное, то есть определяется тем социальным институтом, в котором действует человек, и зависит от его конкретной деятельности и ее видов. Например, высокопоставленный чиновник может быть плохим отцом или сыном. Но его социальный статус в обществе все же будет определяться его должностью, образованием, престижем профессии, властью и т.д., а не взаимоотношениями в семье. Для того чтобы конкретизировать понятие «статус», вводится понятие «неформального статуса». Так, статус лидера студенческой компании отличается от статуса ректора института, а статус мужа – от статуса министра или главы правительства. Статус – это социальное ранжирование. Здесь с личностью могут возникать различные драматические ситуации, когда статус личности ни в коей мере не соответствует ее представлениям о себе, месту, которое она занимает в обществе. Так, в наше «рыночное» время большое число представителей интеллигенции (врачей, учителей, математиков, «физиков и лириков») стали мелкими торговцами, «челноками», где прошлый уровень образования и культуры не имеет значения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

  1. Соціалізація протягом життєвого циклу.

Стадии процесса социализации

Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

9 стр., 4117 слов

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

... установками и правилами поведения, выработанными в ходе социализации этих людей на предыдущих ее этапах. Поэтому в обществе ... для дальнейшей самореализации. В нашем подходе к периоду социализации старшего поколения при изучении процесса старения учитываются ... это гарантии достойного уровня жизни старшей возрастной группы. Проанализируем, насколько пенсионное обеспечение является гарантом спокойствия и ...

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Послетрудовая стадия социализации. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).

Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Бернс, 1976. С. 53; 71-77).

Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

  1. Соціальна структура (статуси, ролі, групи, інститути).

Социальный статус — это определенная позиция личности в социальной структуре группы и общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей (Статус «преподаватель» имеет смысл только относительно статуса «студент», но не е относительно статуса «милиционер» или «прохожий»).

В наше время под понятием «статус» понимают социальное положение человека в обществе и Социальное положение — понятие гораздо шире, ведь этим понятием охватывается и экономическое положение человека (богатый рантье, низкооплачиваемый работник), и его профессиональное положение (врач, шофер) и политическое положение (член демократической партии, беспартийный), и демографические особенности человека (возраст, пол).

Статус — это позиция человека в социальном пространстве. Эти позиции являются неизменными и достаточно устойчивыми в рамках институциолизованои взаимодействия и они, выражаясь метафорически, имеют свойство «бессмертие» (конкретный преподаватель может освободиться из учебного заведения, но статус преподавателя сохраняется), независимо от конкретного человека. Но стоит помнить, что взаимодействующие все-таки не статусы, а только их носители, то есть конкретные люди.

Каждый человек имеет много статусов, поскольку является членом многих групп (сын, студент, молодой, читатель библиотеки, потребитель и др.) Но в статусной наборе обязательно выделяется главный.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус ее называют динамической стороной статуса Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — поведение присущую этому статусу.

Люди не могут вести себя как им заблагорассудится. Они действуют так, как, по мнению окружающих, должен действовать носитель этой роли. Социальная роль невозможна без ожиданий членов группы поведения, свойственной носителю определенного статуса. Например, учитель должен себя вести как учитель, а не как клоун или милиционер.

Однако необходимость соответствия ролевого поведения носителей определенных статусов тем ожиданиям общественных групп вовсе не означает, что все носители этого статуса будут выполнять свою роль идентично. Однако, чем выше престижность статуса, тем жестче общество контролирует его носителей и тем уже для них вариант выбора ролевого поведения. Например, общество значительно терпимее отнесется к подпитии сантехника, чем к военному или преподавателя в таком состоянии.

cоциальная группа — это совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям (пол, возраст, раса, национальность, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.) Она является своеобразным посредником между человеком и обществом.

По определению Роберта Мертона, группа — это совокупность двух и / или более людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Социальные институты — это устойчивые виды социальных взаимодействий, которые сложились исторически, сами воспроизводятся и удовлетворяют определенные жизненно важные потребности людей.

Понятие «социальный институт» ввел Герберт Спенсер, который выделил основные социальные институты, которые и сегодня определенным образом признаются основные:

  • семейный — отвечает за опеку и воспитание детей, их социализацию, порядок семейной жизни;
  • обрядовый — устанавливает обычаи, обряды, регулирует каждодневное поведение людей;
  • политический — отвечает за организацию и распределение власти в обществе (государство, армия, суд, партии, выборы и т.п.);
  • религиозный — сплачивает общество, устанавливает моральные нормы и принципы человеческой жизни;
  • экономический — регламентирует социальные отношения в сфере производства, распределения и потребления материальных благ и услуг (собственность, деньги, рынок, трудовая деятельность и т.д.).

  1. Класифікація соціальних груп. Референтні групи.

Классификация социальных групп

Одним из главных критериев типологии групп является их численность В социологии различают малые, средние и большие группы Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы познать других людей и установить с ними тесные отношения. Разница между малыми, средними и большими группами заключается прежде всего в характере коммуникационных процессов. Тесное межличностное общение в малых группах позволяет им вырабатывать нормы и ценности, образцы поведения, а также осуществлять социальный контроль эффективнее, чем в средних, а особенно — в больших группах. Более того, крупные и средние группы только тогда могут демонстрировать образцы организованного поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают малые группы как элементы своей структуры.

Однако критерий численности — это лишь формальный индикатор разницы между большими, малыми и средними группами Именно из-за его формальность невозможно точно указать, где именно пролегает численное граница между этими и группами Численность лишь отражает качественные различия в возможностях непосредственного межличностного общения в группах различной численности, в частности, различные возможности обратной связику.

Малые группы — это хорошо знакомые между собой люди, которые объединены общими целями, интересами и постоянно взаимодействуют между собой (семья, студенческая группа, производственная бригада, компания друзей) В малых группах каждый ее член может непосредственно контактировать с любым другим членом той же группы; частности, он всегда может среагировать на поведение каждого из ее членов, и, в свою очередь, наблюдать, как реагирует на его поведение каждый член группы Таким образом, в малой группе существует постоянно действующая система прямой и обратной связи между всеми ее членами.

В малых социальных группах могут состоять и высоко формализованные целевые объединения, например бригада на производстве или.

Итак, очевидно правильно будет считать верхней границей малой группы все-таки объединения 5-7 человек Такая группа достаточно большой, чтобы ее члены чувствовали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в споры друг с другом, но она достаточно мала, чтобы ее члены могли не обращать друг на друга внимание.

Среди малых групп выделяют первичные и вторичные.

Первичные группы — это малые группы, образующиеся по следующим причинам: брачно-семейные связи, симпатия, эмоциональная привязанность т.д..

Американский социолог Эдвард Шиллз (р 1911 г) выделяет три типа малых первичных групп:п:

«Начальные группы», которые имеют прочные, многолетние связи и традиции К этим группам индивид может принадлежать независимо от его желаний Примером такой группы является семья.

«Личностные группы» — группы друзей Основанием для формирования таких групп является взаимная симпатия.

«Идеологические группы», которые объединяют людей с общими ценностями.

Вторичные группы включают в себя некоторое количество первичных групп. Скажем, академическая студенческая группа, спортивная команда или отделения солдат всегда внутренне разделены на меньшие группы лиц, контакты м между которыми чаще, имеют эмоциональный характер. В первичных группах отношения между людьми индивидуальные, а вторичные группы объединяют людей, связанных между собой в связи с выполнением ими определенных функций, статусов, ролей, а не из-за симпатии.

Чем крепче первичные групповые связи, тем эффективнее функционирует и вторичная группа .

Большие группы — это такие группы, в которых отдельные их члены могут не быть лично знакомы друг с другом (жители Львова, украинские, члены конфессиональной группы) Это многотысячные группы людей, рассеянные на больших пространствах и для которых свойственны косвенные социальные взаимодействия (классовые, территориальные, этнические сообщества).

Большие группы разделяют на номинальные (их выделяют только для нужд статистики, например: потребители стирального порошка «Ариэль»; пассажиры пригородных поездов; стоящие на учете в больнице и др.) и реальные (критерием их выделения есть реальные признаки — пол, доход, раса, национальность, место жительства, образование, профессия и др.).

Выделяют три главных типа реальных групп:

стратификационные группы — рабство, касты, сословия, классы;

этнические группы — расы, нации, народы, племена, кланы;

территориальные группы — выходцы из одной местности, горожане, крестьяне.

Большие группы являются носителями основных черт культуры. Именно группа (этническая, профессиональная, городская и др.) осуществляет отбор и утверждает основные обычаи, традиции, ценности.

Из сказанного понятно, почему численность сама по себе не всегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней Взаимодействие в группе численностью в 6-20 лиц можно организовать таким образом, что она будет функционировать как малая группа, то есть каждый индивид, который входит в нее сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый другой член этой группы.

Референтные группы.

Поведение человека, его ценности и убеждения формируются под влиянием той группы с которой человек себя отождествляет В повседневной жизни человек постоянно сравнивает себя с другими, чтобы определить свою поведем инку (кто я?) Это сравнение происходит зачастую автоматически, без долгих раздумий, однако, если индивид принимает какое-то важное для него решение, скажем, касающееся выбора или смены профессии, шко ли, места жительства и т.п., то такое сравнение является сознательнойим.

Поскольку все люди принадлежат к многим группам, каждая из которых уникальна субкультурой (например, семья, компания друзей, профессиональная, конфессиональная, этническая группа и т.д.), то образцы поведения того же человека у в разных группах также отличаются Это не значит, что люди поведенческими хамелеонами, которые постоянно меняют свое поведение, свои ценности, мотивации и убеждения в зависимости от того, с какой группой во ни себя отождествляют в конкретный момент Люди обязательно выделяют важные для себя группы, через призму ценностей которых строят свое поведениеку.

Социо-ия ответы — Стр 2

Социальные группы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий называют референтными группами.

Референтная группа может быть, а может и не быть группой к которой индивид принадлежит реально Довольно часто референтная группа становится лишь источником психологической идентификации Люди могут ориентироваться в своей пове единци на социальную группу, к которой они не принадлежат Это помогает объяснить некоторые противоречия в поведении определенных индивидов, например, революционер — выходец из привилегированных слоевств.

Референтные группы выполняют не только нормативные, но и сравнительные функции Индивид пытается жить в соответствии со стандартами группы, которая является для него референтной Он культивирует в себе соответствующие жизненные принципы, вкусы, политические и другие взгляды и т.п. Если группа, которой индивид реально принадлежит, далека от группы, которая является для него референтной, у него возникает ощущение относительной депривации (несправедливости) — то есть недовольство, вызванное разрывом между тем, что у человека на самом деле и тем, что она хотела бы матати.

С этой зависимости между референтной группой и чувством депривации вытекают определенные социотехнические выводы относительно того, как оптимально организовать воздействие на индивидов, с целью их воспитания, стимулирования с социальной активности и т.п. Если пытаться навязать индивидам или группам ценности и нормы поведения тех групп, которые расположены на высшем уровне социальной иерархии, это не вызовет у индивидов и групп ничего го другого, кроме чувства депривации Поэтому всегда необходимо задавать цели таким образом, чтобы люди могли поверить в возможность их достижения Например, от худшего ученика в классе неуместно требовать, чтобы то и равнялся на лучшего, потому что он чувствует слишком большую дистанцию, которая лежит между ними, недостаток способностей и возможностей для преодоления этой дистанции уместно ориентировать объекты воздействия на индивиде в или группы с такими же выходными данными или с подобным положением депривации, которые все-таки сумели улучшить свое социальное положение.