Интервью 4

            Иркутский ГосударственныйУниверситет

                         Филологическийфакультет

                          Отделениежурналистики

    Курсоваяработа   Интервью

Выполнила:                                                  Проверила:

Студентка группы 8132                              Ст.преп.

Гаскина И.В.                                    Красноярова О.В.

                           

                                  г. Иркутск1998 год.

                                  Содержание:

 

—          Введение:

           1. Интервьюв ряду других методов сбора сведений.

          2. Метод интервью вжурналистике.

          3. Классификацияинтервью.

—        Подготовкак интервью :

1. Общая подготовка к интервью.

2. Конкретная подготовка к интервью.

9 стр., 4158 слов

Введение. Введение. Общая характеристика психических состояний. ...

... по управлению психическими состояниями подчиненных в специфических условиях службы и боя.   Общая характеристика психических состояний   На основе психических процессов, на которых я не ... состояния: n активное и пассивное; n творческое и репродуктивное; n парциальное и общее состояние; n состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке ...

3. Психологическая подготовка к интервью.

4. Вопросы к интервью.

—        Проведениеинтервью :

1. Начальная стадия интервью.

2. Развертывание беседы и заключение.

         

    

                                Для рецензии :

                

                                    Списоклитературы :

  

     —      Г. Сагал. «25 интервью». М., Политиздат, 1974г.

—           Т. Шумилина. «Не могли бы вы рассказать».Издательство МГУ, 1976 г.

—        “Speed – инфо» март ’98.

—        “Восточно-Сибирскаяправда” 21.03.98 и 25.03.98

—        “Женские дела” январь ’98

—        «Мегаполис» 1.04.98

                                   ВВЕДЕНИЕ

В журналистике известны тригруппы методов сбора информации – изучение документов, наблюдение, опрос.Изучение док-ов является опосредованной и «безличной» формой соприкосновения сдействительностью, но как считают многие ученый, что этот метод болееобъективен по сравнению с методом интервью, в котором факты добываются врезультате непосредственного общения с человеком – носителем нужной информации.Но в то же время не нужно забывать. Что документы не могут объективно отражатьреальный факты, поэтому исследователь, изучающий их, должен помнить, что имеетдело с «определенными формами отражения соц. явлений, но не с самими соц.явлениями». Наблюдение принято делить на два вида: включенное и не включенное.Не включенное – наблюдение со стороны, наблюдатель не является участникомгруппы, процесса, явления, за которым ведется наблюдение. Включенное наблюдениесостоит в том, что наблюдатель участвует в деятельности исследуемой группы,иногда скрывая свои цели и профессию. Третьим методом называют – опрос. Вжурналистике это прежде всего интервью – опрос «лицом к лицу», устная беседа,хотя иногда применяется и другая разновидность опроса – анкетирование. Ивсе-таки один из самых распространенных методов получения сведений – естьинтервью, получение информации в личном общении, но при этом журналист можетинтересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия.

25 стр., 12489 слов

Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по ...

... и действия психолога по получению информации в этих ситуациях. Схема получения психодиагностических данных различают ситуацию ... Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, ... стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приемы анализа ...

Слово интервью вжур-ке имеет два значения: метод и жанр. Иногда в определениях интервью эти двазначения слишком категорично определяются. Между тем получение сведений посредством интервью может не ставить цельюсоздание произведения определенного жанра. Так же и я в своей курсовой буду рассказывать об интервью. Как о методесбора информации.

Всякая беседапредполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно.Интервью же – это не обмен мнениями, а получение инф-ии от одного лица –опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенноразличны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой – как субъект.Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениямив интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойнойсубъективности получаемых сведений: субъективности их источника исубъективности воспринимающего их интервьюера. Еще в 1931 году амер. авторыБингхем и Мур писали. Что интервью лучше всего применять для выяснения мнений,оценок, и так далее. Но и в интервьюере, интервьюируемом, во взаимоотношенияхмежду ними заложены источники ненадежности. Основные возражения надежностиметода как такового сводятся:

1.  человеческаяпамять ненадежна, она может сохранять одни факты и терять другие, и принципыэтой избирательности нелегко определить, поэтому опасно полагаться на сведенияопрашиваемого, даже если он вполне искренен;

2.  содержаниесведений, полученных в интервью, во многом зависит от ситуации беседы, отвзаимоотношений интервьюера и опрашиваемого, от его индивидуального умения, всвязи с чем разные интервьюеры при одной т той же программе исследования могутполучить разные результаты;

3.  интервьюертакже может явиться причиной искажения картины в силу избирательностивосприятия, свойств памяти, внимания ……

Отсюда вывод:первым и наиболее важным условием необходимости проведения интервью являетсято, что нужная инф-ия не может быть получена никаким иным способом, кроме какот индивида.

Классификация интервью:

Виды интервью вжур-ке можно рассматривать по разным основания. Американцы – журналистыклассифицируют так:

1.  взависимости от типа последующего материала (информационное для инф. Жанров,личностное – для очерка – портрета)

2.  типаорг. Интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности)

3.  предметаобсуждения (преступление, политика, происшествия)

4.  типасобеседника (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы событий)

5.  Соц.положения собеседника (из высших слоев, равные жур-ту, из низших слоев)

6.  Отспособа общения (лицом к лицу, по телефону)

Советские жеавторы работ выделяют следующие виды интервью:

1.  протокольноеинтервью; цель – получение оф. Разъяснений по вопросам внутренней и внешнейполитики.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... цели исследователя. Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью ... метода интервью состоит в: а) непосредственном контакте интервьюера с опрашиваемым; б) ... интервью: - большие затраты времени и финансовых средств на проведение интервью и обработку данных; - необходимость специальной подготовки ...

2.  Информационноеинтервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневнымвопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответысобеседника не являются оф. Заявлениями.

3.  Интервью-портрет:цель – раскрытие личности собеседника.

4.  Интервью– дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путейрешения проблемы.

5.  Интервью– анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Так же интервьювыделяются и в зависимости от того, какие требования к поведению журналистапредъявляются:

—        по степени стандартизации интервью

—        по характеру получаемой инф-ии

—        по отношению интервьюируемого кинтервью

Итак:

     Видыинтервью по степени стандартизации:

1.  Строгостандартизованное.

   Заранее составляются вопросы, которыхжурналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни отпорядка постановки. В таком случае вопросы направляться могут к собеседникузаранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

2.   Полустандартизованное .

     Так же заранее составляется списоквопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы,менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться киндивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов.

3.  Нестандартизованное или свободное.

Ононе предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, нистрогого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения емунужны, пытается осуществить план… Этот вид интервью предоставляет инициативужурналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной инф-ии,разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

4.  Смешанный  вид интервью.

Начавшисьинтервью первого или второго вида, оно перерастает в свободное, вследствиенепредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу жур-та.

Виды интервью похарактеру получаемой информации:

1.  И.для  получения чисто фактическихсведений.

Здесьличность собеседника важна жур-ту только с точки зрения легкости общения с ним:компетентен ли, охотно ли предоставляет инф-ию, как понимает вопросы, насколькологично и ясно отвечает.

2.  И.для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

Здесьважна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает какчлен группы.

3.  И.для получения представления о личности опрашиваемого.

Оноотличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От жур-татребуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказыванийопрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к еголичности.

Виды интервью поотношению опрашиваемого к беседе.

 

1. И. с опрашиваемым, охотносотрудничающим с журналистом.

2. И. с равнодушнымсобеседником (говорит не очень охотно, но и не против).

2 стр., 685 слов

Как готовиться к интервью?

... Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.   Герой должен обладать общественной значимостью, владеть информацией, быть компетентным в вопросе, быть просто ... специалиста и человека.   Первый этап - подготовка к интервью:• выбор темы;• выбор собеседника, соответствующего теме интервью;• составление примерного списка вопросов;И, конечно же, необходимо ...

Такой чел-к неотказывается встретиться с жур-ом, но и не помогает ему во время интервью.

    3. И. с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемыхс точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установитьпричину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, накотором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью.Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы,препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же времяв интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговоритьего, а удержать в рамках интересующей жур-та темы.

               ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ

 

 

Подготовка к интервью –обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержанияи продолжительности. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных инеотделимых на практике типах работы:

— общая подготовка

— конкретная подготовка

—        психологическая подготовка

                   Общая подготовка.

Она состоитиз общей идеологической и интеллектуальной подготовки жур-та, общепрофессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определеннойобласти знаний и специализации жур-та (деятельности).

Интервью – это вопросныйметод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего,истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходнымипозициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процессвосприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили. Чтовоспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основаниисобственного опыта, имеющихся знаний, вот почему интеллектуальное развитиеинтервьюера, накопление им разносторонних познаний в самых различных областяхчеловеческой культуры – профессиональное требование.

Интервью –это один из важнейших моментов жур-кой деятельности. И поэтому вполнеестественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания,навыки, умение. Весьма актуальны для жур-та знания аудитории: ее структура,интересы, потребности, информационный уровень. Установки. Стереотипы. При этомособенно важно иметь четкое представление о «своей» аудитории. Ее обобщенныйобраз нередко присутствует в сознании жур-та в интервью. Наконец особый вопроспредставляет специализация жур-та. Нужна ли интервьюеру специализация,совершенствование знаний в какой-то области. … На этот вопрос нет однозначногоответа. Одни журналисты говорят, что «Не всегда. Иногда мы разговариваем слюдьми в кадре не для получения инф-ии, а для передачи настроения. Кто такойчеловек на улице? Может быть, спортсмен, инженер, мэр Венеции. Это экономикаили политика? Как тут говорить о специализации – это журналистская работа. Нобольшинство жур-ов, опрошенных по проблемам интервью, высказались занеобходимость специализации, по причинам такого рода: выше противопоставлялосьинтервью для получения инф-ии и для передачи настроения (последнее тоже можноотнести к получению инф-ии, только о настроении), поэтому суть этого замечаниясводится к тому. Что жур-т может не иметь спец. Знания, которое необходимо втой или иной ситуации. Такие случаи редки, поэтому. Когда жур-та интересует неспециальность, а психология собеседника, необходимо знание тех жизненныхусловий, которые эту психологию создают. Мне думается, что жур-ту, по сравнениюсо специалистом, нужны знания иного качества, более широкие, на основаниикоторых он бы мог заметить изменения, появление нового, тенденцию развитияпроисходящие в данной области, понимать психологию работающих в ней людей, но втоже время, жур-та не должны называть дилетантом. То есть скачущего галопом поевропам.

3 стр., 1085 слов

Беседа — получение информации на основе вербальной (словесной) ...

... по поводу построения и проведения интервью. Правила проведения беседы: Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче. Вопросы, которые задает психолог, не должны ... себе большое влияние оказывают другие люди, значимые для него, становящиеся внутренними -"собеседниками". (4, стр. 14) Центральным образованием самосознания является "Я"-концепция -согласованная, ...

         Конкретная подготовка к интервью.

Конкретнаяподготовка к интервью складывается из следующих моментов:

—        определение цели интервью и характера необходимыхсведений

—        изучение предмета интервью и собеседника

—        предварительное обдумывание хода беседы, составлениевопросов

—        договоренность о встречи, месте, времени интервью

1.     Интервью вжур-ке может использоваться для получения любых сведений – как фактических,вплоть до справочных, так и субъективных фактов сознания человека – мнений.Всякого рода оценок.

Решая вопрос о выборе метода,следует подумать о том, какие сведения нужны. Как их можно добыть, является лив данном случае интервью наиболее быстрым и, главное, надежным способом ихполучения. Шумилова утверждает (и я с ней согласна),что стадия определения цели (в зависимости от проблемы, темы, жанра и рядадругих характеристик) присутствует всегда, но она может приходить свернуто, издесь от интервьюера требуется еще более острая интуиция, проницательность,чтобы определить, какие сведения ему нужны, как построить беседу, в какомнаправлении руководить ею.

Изучение предмета интервью и собеседника.

Как уже говорилось, журналистдолжен быть человеком эрудированным, обладать развитыми интеллектуальнымизнаниями в той области, в которой он специализируется, однако это неосвобождает его от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводукоторого он собирается беседовать. Чем больше жур-тбудет знать о предмете интервью, тем больше он получит в самом интервью, нетолько потому, что знания позволят ему проникнуть в глубь проблемы, но ипотому, что и сам он будет чувствовать себя увереннее и собеседник отнесется кнему с большим уважением и серьезностью. Журналист должен знать свой предмет, ане стараться произвести впечатление, что он знает.

Характер изучения предмета приподготовке к интервью зависит, конечно, от его целей. Во время опроса жур-ов задавался вопрос, читают ли они материалы своихколлег, написанные на ту же тему или о том же человеке, до проведения беседы.Мнения разделились. Одни говорили, что это делать нужно, дабы не трать временина то, что уже известно, и не задавать глупых вопросов. Так же необходимочитать материал о человеке, будущем собеседнике, поскольку это помогает жур-ту вызвать интервьюируемого на разговор. Другие жур-ты относятся к чтению других материалов осторожно,объясняя тем, что журналист как актер перед выступлением: пришел посмотретьспектакль, в котором собирается играть, поэтому актер боится, что посмотревчужую игру он невольно станет подражать или возникнет желание превзойтисоперника. Во всяком случае отрицательно повлияет на естественность игры. Но намой взгляд, читать стоит, так как есть риск повторения вопросов, ставшихбанальными в отношении данной темы, данного собеседника, трафаретногоповторения беседы и при этом стоит, проглядывая материалы, сохранятьсамостоятельность взглядов. Вместе с изучением темы и предмета беседы жур-т стремится выяснить все, что возможно, о будущемсобеседнике:

4 стр., 1764 слов

Как вести себя на интервью

... о результатах собеседования. Часто задаваемые на интервью вопросы Расскажите немного о себе. Этот вопрос в той или иной форме ... этого человека. Если Вы сразу сможете обратиться к собеседнику по имени, это произведет благоприятное впечатление. Переспрашивание же ... слушайте. Следуйте тому направлению беседы, которое задаст интервьюер. Прежде чем отвечать на вопрос, постарайтесь понять, зачем он ...

—        его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемамбеседы

—        факты его биографии

—        его личные качества. Привычки, особенности характера,которые могут повлиять на ход беседы

Таким образом, жур-ту важно знать не только индивидуальную психологиюбудущего собеседника, но и психологию социальную, психологию той группы, ккоторой он принадлежит, тех ценностей, которые ею разделяются, того типаповедения, которые ею принимаются за подобающее.

Предварительное обдумывание хода беседы, составлениевопросов.

Уже в ходе изучения материалау жур-та складывается план будущей беседы. Каким онбудет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только ввиде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит,во-первых, от целей интервью, от вкусов и привычек самого жур-та.Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда жур-т идет к официальному лицу беседовать по какой-то четкоопределенной программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседыпо телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного времени.Таким образом, если жур-т не составляет вопросов, онпродумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план. У него должны бытьзаготовлены:

1.   рабочаягипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемомвопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и такдалее. Рабочая гипотеза – это по существу обдумывание конкретных целей интервьюна новом уровне, то есть конкретизировать цели, вооружившись тщательнымизучением предмет, будущего собеседника.

2.   Драматургическийстержень беседы. Это тот центральный элемент беседы, который должен объединитьинтересы жур-та и интервьюируемого. Он позволяетразговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно,увлеченно. Часто таким стерженем выступаетстолкновение идей, момент дискуссии. Который заставляет собеседника возражать,доказывать, раскрываться в споре.

         Выборместа и времени интервью.

Готовясь кинтервью, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка былапсихологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно,решить вопрос о присутствии посторонних. Место встречи прежде всего должно бытьудобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, в которой жур-та будет интересовать главным образом личностьсобеседника, хорошо договориться о встречи у него дома. В привычной обстановке,как известно, человек чувствует себя естественнее.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... в случае необходимости дальнейшего контакта с собеседником. Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на ... но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства." Регламентаторами беседы являются вопросы. Для уяснения проблемы целесообразно задавать вопросы открытого типа: что? где? ...

Присутствиеже посторонних неизбежно влияет на результаты беседы, но оно не всегда вреднодля журналистского интервью. Застенчивого собеседника может успокаиватьприсутствие при разговоре кого-то из близких, так же присутствие других людейпорой останавливает от желания прихвастнуть, солгать.

Договариваясьо встречи, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник ив зависимости от этого планировать интервью. 

                   Психологическаяподготовка.

Психологическаяподготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке кинтервью. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения,впечатлительности, настойчивости, любознательности.

В любоминтервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга, он начинается в момент первого контактаинтервьюера и собеседника и действует в течение всей беседы. В этом процессеесть закономерности, знание которых дает возможность контролировать его: два изкоторых – стереотипизация, обобщение.

Так же приподготовке у жур-та начинает складываться мнение очеловеке, с которым ему предстоит беседовать: о соц. группе, к которой онпринадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе. Однако все это недолжно мешать объективности восприятия жур-та. Всякаяпредубежденность препятствует получению достоверных знаний. Чтобы предвзятостьи стереотип не мешали восприятию, жур-т долженнастраивать себя на то, что реальность может не походить на представление,создавшееся у него во время подготовки. Конечный же результат интервью взначительной степени зависит от взаимоотношений между участниками беседы. Всвязи с этим уже в период подготовки интервьюер должен обдумать, на сколькоохотно  интервьюируемый будетсотрудничать с ним. Так же жур-ту необходимоприкинуть, не будет ли в интервью вопросов или тем, которые вызовут раздражение, смущение интервьюируемого, а можетбыть какие-то другие реакции, неблагоприятные для психологической атмосферыбеседы. Без умения психологически настраиваться (а интервью отличается большимвнутренним напряжением), мобилизоваться, нельзя обойтись в искусстве интервьюирования.

                          Вопросы винтервью.

 

Вжурналистской деятельности вопрос является весьма важным орудием получениясведений. Вопрос сразу втягивает противника в дискуссию, не дает возможностиуклониться от ответа, заставляет отвечать по существу. Вся сеть вопросов должназагнать противника в угол, а заключительный вопрос подводит итоги обсуждения,окончательно ставит точки над i. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

—        прекрасное общее знание предмета обсуждения

—        формулирование вопросов так, чтобы исключитьвозможность уклонения от ответа

—        первый вопрос должен сразу втягивать партнера вбеседу

—        предвидение возможных ответов собеседника ипостановка от них следующих вопросов

8 стр., 3551 слов

Диагностическое интервью

... способностях, интересах или недостатках ребенка сравнительно со сверстниками можно получить во время интервью. Обсуждая эти темы, можно получить сведения об организации мышления, потоке мыслей, продолжительности ... ребенок проявляет некоторые особые способности или интересы, легко собрать значительную информацию деликатными вопросами о деталях. Если ребенок не дает никаких сведений, его можно прямо ...

Таким образом, вопрос – формадвижения мысли, но не замена ее.

Главное значение вопросов –это реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут бытьклассифицированы по множеству оснований, например:

1.  по формевопроса

             Открытые и закрытые

Открытый вопрос называет дляинтервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ посвоему усмотрению.

В закрытом вопросе возможныеответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание,мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широкоприменяются в массовом опросе. В жур-ке они применяются в том случае, еслисобеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств:застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однаконужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

Прямые и косвенные, личные и безличные.

В беседе могут возникатьразного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопроспотому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому,чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно тольков следующем случае:

—        Необходимо получить сведения о поведении, отношениях,неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранееможно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идутвразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми соц. группами, ккоторым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободилинтервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получатьинф-ию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выборличной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальноемнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мненияхдругих, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, чтотребует реальность.

2. по воздействию насобеседника:

Наводящие или подсказывающие вопросы.

Следует заботиться о том,чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить жур-ст, а какие для него не желательны. В интервью,публикуемых в печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаютсявопросы: «Вам известно, что …..» Немногие в таких случаях решатся возражать жур-ту, у которого все уже распланировано и ясно.Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие.Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют жур-ты,особенно те. Которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегосяпредставления.

         3. по функции:

Основные, зондирующие, дополнительные.

При подготовке к интервьюжурналист должен  прежде всего составлятьосновные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако вреальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят отответа.  В таком случае с помощьюзондирующих вопросов и анализа поведения собеседника жур-стсможет определить причину неудовлетворительного ответа  и задать ряд дополнительных вопросов с тем,чтобы получить сведения. На которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всегозондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают, когдане срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникаетнеожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.

Вот так же и контрольныевопросы могут составляться заранее, но и появляться спонтанно в хоже интервью. Их цель – проверить, обладает лиинтервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, темичувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающейинформации на достоверность.

Одним из составляющихуспешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.

Прежде всего вопрос долженбыть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для жур-та. Насколько возможно, необходимо учитывать уровеньзнаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия итермины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразироватьнепонятный вопрос, объяснить термин. Хороший жур-тнаходить с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит. Что ондолжен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами,что и собеседник. Следующее требование к вопросу – он должен содержать в себеодну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюючасть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда жур-т смешивает в одном вопросе несколько, так как пытаетсяподсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросовпревращается в подсказ.

Составляя вопросы, жур-т должен обратить внимание на то, чтобы онивоспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целяминтервью. Вопрос так же может  быть инеожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно. чтобы жур-т умел подать его так, чтобы он не породилотрицательного эффекта.

При составлении вопросовнеобходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Еслион не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, чтоон не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий жур-та,роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться сокончанием разговора.

                         Подготовка к интервью.

 

 

                      Начальная стадия интервью.

Под начальной стадией интервью понимается предварительнаядоговоренность по телефону, если она имеет место, первые минутынепосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всейбеседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервьюна этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуацииинтервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этогонеобходимо:

1.  Создание образа интервьюера.

Прежде всего собеседник воспринимает внешний вид жур-та, его манеру держаться, говорить … Первое впечатлениеносит ориентировочный хар-р и связано со способностьючел-ка прогнозировать события и подготавливаться кним. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия длятого, чтобы правильно, без искажений быть прочитанным собеседником. Акомпоненты, из которых складывается образ воспринимаемого чел-ка,таковы: поведение, мимика, облик, выражение лица. Роль этих компонентоввозрастает, когда контакт участников не краток (пресс-интервью), а беседадлительная, основана на личных взаимоотношениях участников ее.

Так же интересното. что нельзя решить вопроса об одежде, внешнем виде, манере держаться интервьюера-жур-та, не решив сначала более общего ипринципиального вопроса: должен ли жур-т вести себя вситуации интервью естественно, то есть как ему свойственно в привычнойобстановке, или он должен играть в зависимости от того. Как представляет себе хар-р собеседника, его отношения к жур-ам,его позицию в предстоящем обсуждении. На этот счет существуют разные мнения,вот одно из них:

—        Вот вы видите перед собой подкрашеннуюдаму в брючном костюме, — говорила одна жур-ка, — вушах у меня крупные серьги. Когда я поехала в колхоз писать о передовой доярке,думаете я их сняла? Ничего пдобного, и брюки с собойвзяла, и сигареты. А если я в Арктике не крашу ресницы, то только потому, чтопогода не позволяет.

Из этого следует,что есть жур-ты которые в любой ситуации остаютсясамими собой. Но есть и такие, которые считают, что репортер должен бытьактером. Таки образом, на вопрос о том. может ли быть жур-тлицедеем, следует ответить может, но не в коем случае не должен …… Хар-ры. Психические свойства жур-товнастолько различны – один может обладать большей артистичность, способностьюперевоплощения, это для него и есть естественное поведение, другому оно несвойственно. Каждый жур-т вправе выбирать те приемы.Которые ему близки. Однако осознание того, что внешние черты и манерыинтервьюера  влияют на восприятиесобеседника, на создающиеся в его представлении образ жур-та,необходимо интервьюеру независимо от того, сторонник ли он естественногоповедения или актерского.

2.  Создание представления о целях изадачах интервью.

Человека, к которому пришел корреспондент прежде всегоинтересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбранименно он. Задача жур-та – определить их такимобразом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью,вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Для этого он должен представитьсебе мотивы, по которым человек соглашается участвовать в беседе, цели, ккоторым он стремится. Они могут быть различны, причем их может бытьодновременно несколько. Иногда это желание вызвать определенные действия:исправить, изменить, кого-то наказать. Так же таким мотивом может выступатьжелание популярности. Сильным мотивом, побуждающим чел-капринять участие в беседе, является потребность в общении: чел-кунужно высказаться, и интервью предоставляет ему такую возможность ивнимательного собеседника в лице жур-та. Так же могутвступать в интервью и под влиянием принятых норм: правил вежливости,гостеприимства, уважения к чужому труду. В зависимости от того, как жур-т на основании предварительной подготовки, собственногоопыта и наблюдений при непосредственном контакте определит мотивы, руководящиесобеседником, он должен строить вступительную часть и первые вопросы беседы,выдвигая то один, то другой аргументы, с тем, чтобы усилить одни мотивы иослабить другие.

Иногда. Чтобыдобиться согласия на интервью, репортеры прибегают  к авторитету своего издания как оф.органа и подчеркивать, что действует не как частноелицо. Недопустимым является такой прием, когда журналист, добиваясь согласия наинтервью, принижает образ жур-та в глазахсобеседника, вызывает жалость к себе. Этот прием плох тем, что такая беседа неможет быть ни доверительной. Ни откровенной, ни глубокой. Образ жур-та, созданный у интервьюируемого, и побудительный мотивдля вступления в беседу работают против установленияатмосферы взаимного уважения и полноценного сотрудничества.  В том случае, когда жур-т– человек знающий и мыслящий, само общение с ним несет собеседнику новую инф-ию и потому может служить побудительным мотивом длябеседы. В целом самым побудительным мотивом для собеседника  является серьезность намерений жур-та. «Покажите, что вы ставите серьезную задачу и выобязательно увлечете этим интервьюируемого». (с) Х. Шервуд

3.  Создание представления о ролиинтервьюируемого.

Далеко не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого,но даже если ему необходимо знать, в чем будут заключаться его обязанности наэтот раз. Жур-т должен сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него вэтой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимойстепени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее.Первые вопросы интервью несут важную нагрузку. Отношения еще толькоустанавливаются, интервьюируемый еще не вошел в роль, он полон беспокойства,что она (беседа) окажется ему не по силам или заставит его потерять времядаром. Вопросы должны быть такими, чтобы он мог ответить на них без труда,почувствовать, что может успешно справиться с заданием.

               Развертываниебеседы и заключение.

 

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ееразвиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направитьбеседу. Для успешного проведения ее жур-ту оченьважно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, неперебивая и не задавая вопросов.  Поройнужно и направить беседу – жур-ту не безразличнокакой он получит материал, а время, как правило, ограниченно. Управление ходомбеседы – сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководитьбеседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Если собеседникотвечает не в том плане, как хотелось бы жур-ту,можно перефразировать основной вопрос и тем самым отладить фокус ответов. Когдасобеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, невысказывает личной точки зрения, жур-т так же долженвмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации.Поэтому  самое главное – вопросы должныбыть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобыизбежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которойговорилось выше, но кроме того снимание к собеседнику, интерес к нему, егорассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые незапланированно