Учение Карен Хорни

Философский аспект учения Карен Хорни

Введение

Карен Хорни (1885−1952) вфилософско-психологической мысли XX века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению несколькихответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность еёконцепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическоездоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, чтопозволяет отнести её к культурософской традиции (традиции философии культуры).

I. Неофрейдизм К.Хорни.Полемика с Фрейдом.

Социо-культурная ориентацияХорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомическойобусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всехпоследовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскомубиологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальныхотношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурныхусловий в развитии личности и её неврозов.

В своей психоаналитическойпрактике Хорни во многом сохраняла технику Фрейда, с её рационализмом идистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенныхразличий во взглядах этих психологов, имеющих мировоззренческий характер. Фрейдподчеркивал негативные стороны человеческой природы, мало учитывая моральные иинтеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление ксамосовершенствованию, а стремление к удовольствию. Духовный и нравственныйпрогресс обусловлен действиями инстинктов, адаптацией к среде, давлениемсоциальных норм. Сфера творчества и морали — сублимация природных позывовчеловека.

Природу человека Фрейдопределял эгоистичной и агрессивной, а доброта выступает лишь как сдерживающееначало этой агрессивности. Хорни выступает против этой установки, признавая заискренней добротой и щедростью естественный характер, наряду с естественностьюэгоизма и агрессивности.

Фрейд видел причины неврозоввзрослого человека в установках, возникших в детстве. Он полагал, что ничегопринципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет. Всепоследующие тревоги лишь воспроизводят первую, возникшую однажды в детстве.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в ... качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) ... Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения ...

Хорни подвергла критикеориентацию Фрейда на детское и патологическое, отвергла универсальность эдиповакомплекса, сексуальную теорию неврозов, идеи женской неполноценности инепреходящего конфликта между природой и культурой. «Большую часть вины за нашинесчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от неё отказались и вернулись к первобытности. Я называю этоутверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающихстраданий принадлежат именно культуре».

Фрейд подчеркивал природноеначало в человеке. Хорни — социальное.

Фрейд не допускал, чточеловеческие общества могут существенно отличаться друг от друга: то, чтосчитается в одном обществе неврозом, в другом выглядит как ценное качествохарактера.

Хорни приступила к обновлениюпсихоанализа в контексте новых научных данных. Открытия в этнографии, социологии, истории приводили к выводу о множественности и разнообразиикультур, при том, что человеческая природа в разных культурах оставаласьединой.

Следовательно, особенностиличности, черты коллективной психологии и типы неврозов зависят, главнымобразом, от культуры, её ценностей и противоречий. Учитывая последниеизменения, Хорни небезосновательно полагала, что учение Фрейда являетсянесколько устаревшим, механистическим, обездушенным.

Фрейд предостерегал отоценочных суждений в психоанализе, от моральных оценок. Хорни придерживаласьиной точки зрения: психолог не машина, не физик, работающий с бездушнойматерией, поэтому моральные суждения неизбежны.

Хорни верила в способностьчеловека развивать себя, владеть своими силами, верила в доброту и бескорыстиечеловека. Негативные качества вырабатываются у людей вследствие неблагоприятнойсоциально-экономической обстановки, в определенном типе общества.

Таким образом,"отступничество" Хорни от ортодоксальной линии фрейдизма было обусловленоназревшей потребностью обновления этого учения на данном временном этапе.

15 стр., 7058 слов

I. Хорни и женская психология

... полагала нейтральной в отношении пола человека, приложимой и к мужчине и к женщине II. Разрыв с Фрейдом В тридцатых годах Хорни опубликовала две книги. “Невротическая ... ­зить значимость мужчины. В дальнейших статьях Хорни продолжача анализ мужского взгляда на женщину, дабы показать недостаток его научности. В статье “Недоверие между полами” (1931 ...

II. Психология полов вучении К. Хорни

Данная тема является одной изцентральных в учении К. Хорни. Она считала крайне важным и актуальнымисследование специфики мужской и женской психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла попытку доказать психическое равноправиемужчин и женщин, в противоположность позиции Фрейда, который видел причиныженской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщинойсвоей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать мужчиной.

Хорни признавала ситуацию"эдипова комплекса", но лишь как частный, не исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем, но не к одной только.

«Фактически, все проявленияневротической потребности в любви можно обнаружить в том явлении, которое Фрейдописал как Эдипов комплекс: привязанность к одному из родителей… ревность, чувствительность к отвержению… Наблюдения позволяют усомниться, что Эдиповкомплекс — биологически детерминированное явление… История детства невротиков, у которых особенно сильна привязанность к отцу или к матери, всегда полна такихобстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу… Я вовсе не отрицаюсуществования и важности Эдипова комплекса. Я хотела бы только понять, насколько универсально это явление и до какой степени оно обусловленоневротичностью родителей».

Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится, жертвует собой. Новосхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам мужчина не может (например, деторождение).

Эти комплексы компенсируются «рождением"государственных систем, религий, искусства. Это накладывает отпечаток на всюкультуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой компенсатор комплексов — ущемление женщин, что зачастую закрепляется юридически. Слабая защита закономматеринства.

Часто отношение мужчины кженщине ассоциируется со страхом смерти: кто способен дать жизнь, тот вправе еёотобрать. Мужчина испытывает страх перед женщиной, как сексуальным существом, так как женщина отбирает у него силу во время контактов. Сексуальность женщиныбольше страшит, чем привлекает мужчину, который опасается оказатьсянесостоятельным или как-то унизиться перед ней.

7 стр., 3476 слов

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

... , отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятель­ности. У ... . Одна из основных особенностей развитого человеческого знания — способность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений. "Для этого индивид должен быть в ...

Он предпочел бы находить вженщине просто сексуальный объект. Мужчина хотел бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполнебезопасна (культ Девы Марии).

Хорни оспаривает позициюестественного принижения женщины, выступает за равенство полов. «Еще не самоехудшее, что величайшие умы от Аристотеля до Мёбиуса затратили немало энергии иинтеллектуальных усилий на доказательство принципиального превосходствамаскулинности. Что действительно плохо — это тот факт, что хлипкое самоуважение"среднего человека» заставляет его снова и снова выбирать в качестве"женственного" типа — именно инфантильность, незрелость и истеричность, и темсамым подвергать каждое новое поколение влиянию таких женщин".

Враждебность половпроявляется и со стороны женщины. Отчасти недоверие связано с опытом детства. Вдетстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие, неуверенность, чувство вины, страхперед физической силой. Девочка интуитивно чувствует, то её будущее зависит неот неё, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет икоторого боится. Компенсация этих переживаний происходит через уход в мужскиеманеры поведения, в «мужскую роль». Это отмечается в определенный периоддетства. В последующем мальчишеское поведение исчезает.

Проблемы взаимоотношенийполов проявляются в любви и браке. «Глядя на то, как часто, а лучше сказать — постоянно, случаются неурядицы в любовных отношениях, мы должны спросить себя, не связан ли разлад в каждом частном случае с какими-то общими причинами; нетли общей основы у той подозрительности, которая возникает между полами с такойлегкостью и регулярностью?»

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в ... профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся ... занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. ...

Поиск ответа на этот вопросприводит Хорни к тому, что любовь является даром, а хороший брак — тоискусство, которому можно научиться, те действия, которые нужно последовательнои правильно выстраивать.

Существуют и другие причинынеудачи в браке, помимо недоверия полов. Например, неудачный выбор партнера. Нередко выбор партнера происходит по подобию матери или отца, что имеет своеобъяснение, но не всегда эффективно на практике. Такой выбор приводит кразочарованию, так как слишком много места в душе остается незаполненным. Этоприводит к ожесточению отношений.

Обратный выбор — по контрастус родителями — также чреват сложностями, поскольку не реализуютсябессознательные ожидания.

Причиной враждебности в бракеможет быть предъявление заранее невыполнимых требований, что может привести кразочарованию и пренебрежительному отношению.

Противоречия брака, согласноХорни, могут разрешиться либо через развод, либо через «открытый брак», где супругисвободны друг перед другом, сохраняя формальные отношения, либо черезпоследовательное налаживание отношений.

III. Неврозы. Культурнаяобусловленность.

Неофрейдисты предпринялиактивные попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленностипсихики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд).

Такомуобъяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам.

Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, чтоприводило к психическим отклонениям. Главной причиной неврозов было то, чточеловек не мог реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегдазависели от вытесненных инстинктов или детских переживаний. «Если мы знаем текультурные условия, в которых живем, у нас имеется очень хорошая возможностьдостичь намного более глубокого понимания специфического характера нормальныхчувств и отношений. А поскольку неврозы являются отклонениями от нормальногоповедения, также открывается перспектива их более глубокого понимания».

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и ... др.), к русской классической литературе, своеобразию духовного содержания русской культуры. Имеются основания полагать, что отличительной чертой российской психоаналитической традиции ...

Фрейд полагал человеческуюприроду как биологическую, одинаковую и неизменную у всех людей. На основанииэтой единой природы культура постепенно развивается по принципу целесообразности. Для Хорни человеческая природа более сложна. С одной стороны, деятельностьлюдей определена инстинктами, которые усмиряются воспитанием и нравственнымизаконами. С другой стороны, важно отметить раздвоение сущности человека на"хорошее" и «плохое». Хорошее последовательно побеждает с помощью позитивныхжизненных установок. Другой важный момент человеческой природы — творческиеспособности людей. Потенциально человек может самореализоваться, если сумеетправильно понять себя и раскрыть свои возможности. В этом смысле задачапсихоаналитика — помочь личности самореализоваться.

Хорни раскрывает влияниекультуры на природу человека. Культура не позволяет полностью раскрытьсяприроде человека, но создает условия для самораскрытия, поэтому культурныефакторы следует считать относительными.

У Фрейда эдипов комплекссчитается сущностной причиной неврозов. У Хорни сам эдипов комплекс естьпорождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого отдетского опыта.

Хорни определила невроз как отклонениеот нормы, вызывающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, чтоснижает продуктивность личности. Нарушаются общественные связи, не достигаютсянамеченные цели. Но когда речь идет об отклонении, то следует определить, относительно каких норм это происходит. Что признать за точку отсчета и какойаспект норм выделить? Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают под воздействием культурного давления. Но культурные нормы вразных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в однойкультуре, невозможно для другой. То есть о нормах следует говоритьприменительно к конкретной культуре или социальному статусу. Невроз естьиндивидуальный способ приспособления к культуре. Для невротической личностисуществует проблема выбора. Несложная ситуация выбора из двух вещей можетвызвать волну бурных переживаний и неспособность определиться (например, выбородежды для встречи с начальником).

7 стр., 3232 слов

Психологический портрет делового человека. Культура делового письма

... Б. Карлоф, -- творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учиться ... с целью получения прибыли. профессиональный предприниматель деловой письмо Задание №2. Культура делового письма Деловой документ -- основное средство осуществления управленческой деятельности, фиксации ...

У нормального человека внутренние конфликтыбыстро решаются и не оставляют осадка в душе. «Противоречия, заложенные в нашейкультуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаяннопытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; стремлениек самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеетчисто количественный характер. В то время, как нормальный человек способенпреодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликтыусиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решениеневозможным».

Фрейд связывал появлениеневроза с подавлением сексуальных влечений в детстве. Хорни уточнила, чтодетский невротизм следует учитывать лишь в широком социально-культурномаспекте. Так в одном типе культуры дети плавно включались в культуру взрослых, а в другом два возрастных пласта резко расходились (городское промышленноеобщество).

Хорни отмечает фактыотчуждения детей и взрослых в европейской и американской культурах, при этомпринимая позицию детей. Ребенок беззащитен. Он испытывает чувство собственнойвины, появляется страх перед враждебным обществом вокруг него. Возникаетопасение и недоверие к миру взрослых. Мир детства не так безоблачен, как онсуществует в традиционном представлении. Надежды ребенка на добро и любовьчасто обманываются, а уязвимая психика и повышенная чувствительность оставляетглубокие отпечатки в сознании детей, воздействуя на становление личности иразвитие её в последующем. Детские страхи проявляются в любом возрасте. Жизненные тревоги и опасности, связанные с экономической и социальнойнеустойчивостью, накладываются на эту бессознательную основу, усугубляя прежниестрахи и вызывая неврозы у взрослого человека.

Главной причиной неврозов, поХорни, являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей. Оназадается вопросом: «Какие условия в нашей культуре ответственны за то, чтоневрозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов, которые яописала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь коснулся данной проблемы».

В рамках одной культуры ценностисогласованы, не вызывая проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит лишьпри взаимодействии разных культурных традиций, например, буржуазной ихристианской, что очень характерно для современных развитых обществ. Этопорождает конфликты. Также неврозы угрожают тем, кто меняет культурнуюобстановку (переселенцы).

Адаптация к новым культурным формам создает рядпсихических проблем.

Невроз создает опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя свою собственную среду, таккак в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальныхпрослоек.

Невроз — следствиепротиворечий культуры, которые воздействуют на каждого человека, но здоровыелюди легче переносят их влияние, справляясь с трудностями жизни. Невротик неможет вынести груз культурного давления.

Хорни старается избегатьвыработки рецептов лечения людей. Она признает естественный характер трагизмачеловеческого бытия, но при этом оставляет за человеком возможность бытьсчастливым.

Важной философской мысльюХорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление ксчастью и одновременно невыполнимость в полной мере этого стремления, в силуограниченности человека, его зависимости от трагических моментов в мире. И дажепри отсутствии конкретных страданий остаются болезнь, увядание, смерть.

Спокойное состояние человеканельзя считать нормой. Переживание страданий естественно. Конфликты являютсясоставляющей частью жизни человека. В этой связи Хорни выводит понятие «базовойтревоги». Состояние тревоги является нормой для человека, или по-другому:состояние покоя не является нормой. Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитым человеком чувствобеспокойства, неудовлетворенности. «Человек, взятый относительно, есть самоенеудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самымопасным для себя образом, — но, конечно, со всем этим и самое интереснейшее!».Более того, по большому счету человек никогда не сможет удовлетвориться иуспокоиться — развитый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страхи отчаяние более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистенциалистыговорят, что человек обречен на свободу, и его жизнь — постоянная тревога, имеющая естественный характер.

Вообще для XX векасвойственно беспокойство, чувство неуверенности и психической напряженности, охватывающей широкие массы. Неуверенность просачивается во все сферы жизни. Вэтом заключена идея «базовой тревоги». Тревога отличается от страха неясностьюпричин, непонятностью ситуации.

Хорни полагает, что посколькуустановки личности соответствуют культурным ценностям, то причину тревожностиследует искать в культуре. Чем выше и динамичнее культура, тем больше учеловека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вызывает желаниеизбавиться от неё через вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство оттревог заставляет человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу,"наркотизироваться" в прямом и переносном смыслах.

То есть очевидно, что всовременных условиях определенный уровень тревожности неизбежен. Выход из этого- привычка. Многое зависит от правильного воспитания. Важно научиться правильновоспринимать естественные процессы в мире.

В ситуации базовой тревогивзрослый человек воспроизводит детские переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В значительной степени базовая тревога обусловленадетскими страхами. Поэтому момент воспитания и внимания к детям представляетсяпринципиально важным.

Таким образом, учитывая социо-культурнуюатмосферу в обществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена наневроз, что становится типичным для нашего времени.

Хорни раскрывает идею отесной взаимосвязи неврозов с типами общения, социальными контактами. Здоровыелюди невротизируются в ситуации неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большегоравновесия в случае благоприятных контактов. У каждого человека естьопределенного уровня потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властныхи других), которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.

Невротический конфликтвызывает в человеке противоречия, причем невротик не сознает того, что с нимпроисходит. Он тратит силы на уход от конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.

Уход от конфликта частоприводит к созданию идеализированного образа себя, вымышленного представления осебе, улучшающего свой взгляд на себя самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не реальным. Невротик цепляется всемисилами за этот образ. Но чем больше он верит в надуманный образ, тем большеуходит от реальности, что лишь усугубляет невроз.

Чем выше идеалы культуры, вкоторой живет человек, тем больше людей, их не достигающих. Это порождаетчувство мести, озлобленности на мир и общество. Идеализированное «я» вступает вконфликт с социумом. В этой связи важна психоаналитическая терапия, помогающаяраскрыть реальное «я» человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ втом числе. Невротику следует самому активно работать над собой, следуянаставлениям врача. Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.

Фрейд считал причинойневротизма подавление культурой природного начала в человеке. Хорникорректирует это положение: культура действительно навязывает человекунекоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, ав том, что слишком щедра и либеральна.

Не сама культура создаетпроблему, а человек неспособен правильно оценить свои силы, сделать нужныйвыбор. Человек «не дотягивает» до уровня культуры. Поэтому не культура (поФрейду), а сам человек ответственен за свой невроз. И разрушение иллюзорного"я" является важнейшим шагом на пути устранения невроза.

Фрейд считал невроз падениемчеловека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюциючеловека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротическиепроблемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), идущей с некоторымопережением в культурном развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой."Поднимаясь" высоко, невротик создает идеализированный образ себя, которыйтрудно реализовать. Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизнии выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрыватьсяот действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а неразъединять людей.

Хорни выделяет четыре невротическихчерты личности. Во-первых, это желание добиться любви, одобрения других. В этомслучае невротик тратит много усилий для того, чтобы нравиться, вызыватьвосхищение. Невнимание вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в техситуациях, где сам человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявитьсяобратный эффект: человек настойчиво стремится к контактам, стараетсяпонравиться, но это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимостьот одобрения или неодобрения других.

Другая черта невротика — стремление к власти. «Если он не становится лидером, то чувствует себяполностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все, выходящее за пределы его власти, воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может привести его к чувству подавленности, уныния иусталости. Однако то, что ощущается как беспомощность, может быть лишь попыткойобходным путем достичь доминирования или выразить враждебность из-за своейнеспособности лидировать».Стремление к власти у невротика возникаетна основе страха, чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боитсяобнаружения этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление бытьправым во всем. В этом случае средством самоутверждения могут служитьсексуальные отношения.

В-третьих, невротическойличности свойственен невротический уход. Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем оценкам, которые дают его поступкам.

В-четвертых, — невротическаяуступчивость. Неуверенность провоцирует принятие чужого мнения. Человекуступает внешнему давлению. Подчиняется, если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.

Таким образом, согласноХорни, самосовершенствование сопряжено с базовым конфликтом, постояннымбеспокойством, которые в конечном счете могут обратиться в невротический страх.

В некотором смысле культурнымпротиводействием базового конфликта может выступить религия, которая создаетчеловеку некую устойчивую основу, душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе религия уже не имеет почвы для возрождения. Болеевероятна возможность самореализации через свое дело, свое призвание. Носовременная культура не всегда создает для этого условия. В частности, вкультуре Америки культивируется эгоцентризм, индивидуализм. «Индивидуализм вкультуре западных „развитых“ стран чаще всего определяется как мировоззрение, при котором главными ценностями являются только такие личные способностичеловека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом в качественормы. „Индивидуализм“ в этом понимании означает придание чрезмерной ценностиособенному (в ущерб всеобщему)… Человек может избежать ощущения собственнойнеполноценности, только демонстрируя тем или иным способом какую-либо особуюспособность.» Такая культура способствует развитию «идеализированного я» вущерб раскрытию «я реального».

IV. Характеристикасамоанализа

Рассматривая взаимоотношениячеловека и культуры, Хорни подчеркивает тот момент, что личность являетсяпродуктом культуры, испытывая позитивные и патогенные воздействия. Особоевнимание Хорни уделяет негативным аспектам, с той перспективой, чтобы наметитьправильную психоаналитическую терапию. Самое большое, что от культуры требуется- чтобы она не мешала нормальному развитию личности. Под нормальным развитиемпонимается реализация способностей, талантов, чувств. При этом силы ивозможности для этого находятся в самом человеке.

«Любая помощь… необходима взапутанных и сложных условиях цивилизации, в которой все мы живем. Нопрофессиональная помощь, даже если бы она была доступна более широкому кругулюдей, вряд ли могла быть оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтомувопрос о самоанализе имеет важное значение. Всегда считалось, что „познатьсебя“ не только полезно, но также и возможно.».Люди обращаются кпсихоаналитику со своими проблемами, чувствуя неспособность справиться сжизнью. Психоанализ не может исправить недостатки цивилизации, но он способенпрояснить некоторые противоречия, страхи, слабые места в человеке.

Хорни строит своюпсихотерапию на интеллектуальном и моральном воздействии. Врач должен хорошочувствовать человека, проникнуться его тревогами и заботами. Помощьпсихоаналитика сравнима с дружеским участием.

«Я часто говорила своимпациентам, что в идеале аналитик должен быть всего лишь проводником в их тяжкомвосхождении в гору, указывающим, какой путь целесообразнее избрать, а какогоизбегать. Чтобы быть точной, следует добавить, что аналитик — это проводник, который и сам не совсем уверен в маршруте… В силу этого тем более желательнасобственная продуктивная психологическая работа пациента… Помимо компетентностианалитика именно собственная творческая активность пациента определяет какпродолжительность, так и результат анализа.»

Согласно Хорни, завершитьсяанализ не может никогда. Жизнь человека предполагает постоянную борьбу, гдепсихоанализ выступает одним из способов помощи человеку.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector