Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10

НОВЫЙ тип личности ПОСТКРИЗИСНОГО ПЕРИОДА

Социальный контекст и вызовы нового времени

Т. Ю. Базаров УП.2010. № 3. С.42-52.

Ю. С. Шевченко

Мир, в котором мы живем, к концу первого деся­тилетия XX века на наших глазах претерпел мно­жество изменений. Большинство из них связаны с развитием информационных технологий. Для отдельного человека изменения отразились в виде все большей вир­туализации, погружении во внешнюю социально-коммуни­кативную среду и возникновении множественной идентич­ности

.Виртуализация

Виртуализация представляет собой общий термин, с помощью которого описывают процесс за­мещения реальных вещей и по­ступков их образами — симуля­циями. Благодаря сети Интернет некоторые действия могут осу­ществляться как виртуальные аналоги реальных социальных взаи­модействий. Например, виртуаль­ный магазин является аналогом реального супермаркета, а вирту­альные сообщества симулируют присутствие и близость обща­ющихся людей.

Из-за виртуализации человек имеет дело не с объектом, а с его симуляцией. Мы можем «жить» в виртуальной реальности, созна­вая ее условность, управляемость ее параметров и возможность вы­хода из нее. С точки зрения ряда исследователей, общество, окру­жающее нас, становится похожим на виртуальную реальность, то есть может описываться с помо­щью тех же характеристик (Ива­нов, 2002).

Например, виртуаль­ной экономикой можно назвать ту, в которой спекуляции на фондо­вой бирже преобладают над мате­риальным производством.

Погруженность во внешнюю социально-коммуникативную среду

Современный человек, в отли­чие от своих предшественников, находится в постоянном контакте с другими людьми. Благодаря мо­бильным средствам связи 24 часа в сутки мы находимся в зоне до­ступа. Время осуществления акта коммуникации сведено к миниму­му. Часто основные решения при­нимаются непосредственно в хо­де общения — нет возможности разделить процесс генерации идей и процесс их сообщения.

В случае же сети Интернет са­мо взаимодействие может носить отчужденный характер, когда тек­сты начинают жить своей жизнью отдельно от их создателей. Ос­новной особенностью коммуникационной среды выступает по­стоянная интерпретативная дея­тельность. Объектом интерпрета­ции является текст, понимаемый в широком смысле — как вся систе­ма значений языка, используемая для общения. Порой мы сталкива­емся с редукцией человека — све­дением его к тексту. Только то, что написано, придает человеку су­ществование, так как называет

18 стр., 8984 слов

Становление личности подростка в процессе общения

СОДЕРЖАНИЕ Введение.Глава 1. Научно-теоретические основы общения. 1.1 Понятие и виды общения 1.2 Роль общения в жизни подростка. 1.3 Влияние общения со сверстниками на становление личности подростка. Глава 2. Влияние общения на становление личности подростка. 2.1 Изучение особенностей взаимоотношений в подростковом коллективе. 2.2 Изучение влияния общения на становление личности подростка ...

его. Подобного рода редукция рождает целый ряд проблем, од­ной из которых является пробле­ма создания общего смыслового поля в ходе постоянной интерпре­тации.

Множественная идентич­ность

Как отмечают исследователи, идентичность представляет собой ощущение собственной непре­рывности, тождественности и определенности вследствие при­надлежности к некоторому надын­дивидуальному целому (Социаль­ная психология, 2002).

Отсутствие универсальных целостностей в современном мире приводит к отсутствию у человека самотож­дественности. Повседневная ре­альность способствует легкости смены ролей и соответствующих идентичностей. Толерантность к неопределенности становится важным качеством, позволяющим преодолеть «разорванность», «фрагментарность» социального мира.

С развитием гуманистических ценностей человек стал более свободен в своих проявлениях. Он может выбирать поведение, ориентируясь на окружающую си­туацию. Но там, где остаются неопределенными критерии при­нятия решения, появляется про­блема выбора. Грубо говоря, если в одной ситуации приходится со­глашаться на то, что является неприемлемым в другой, то встает вопрос об универсальности прин­ципов и внутренних норм лично­сти. Ситуация множественной идентичности опасна внутренни­ми конфликтами, которые актуа­лизируются в случае несоответ­ствия поведения внутренним представлениям индивида.

Данные и другие условия со­временной ситуации требуют от человека активного процесса адаптации. Адаптация заключает­ся в первую очередь в работе над развитием собственных психиче­ских качеств. В наиболее общем виде их можно представить как развитие внимания, воображения и воли.

Сверхпроизвольное внима­ние

  1. Вызов и поддержание ин­тереса:
  • постоянное нахождение нового,
  • погруженность в процесс.
  1. Развитие наблюдательно­сти через поиск слабых сигналов:
  • проверка и перепроверка,
  • своевременный отдых.
  1. Расширение объема вни­мания:
  • переключение внимания,
  • организация и структури­рование.

Вызов и поддержание инте­реса

11 стр., 5495 слов

Анализ влияния интересов учеников старших классов на успеваемость

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗАВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБОАЗАВАНИЯ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Курсовая работа По дисциплине: Психология По теме: Анализ влияния интересов учеников старших классов на успеваемость Выполнил: студент 2 курса специальность: Научный руководитель: к.п.н., доцент 2011 Содержание Введение Глава 1. Теоретический ...

Интересоваться интересным.

С. С. Аверинцев

В СЛУЧАЕ ЖЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ САМО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ НОСИТЬ ОТЧУЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР

Наличие интереса делает заня­тие легким и захватывающим. Никогда не наскучит заниматься тем, что интересно. Часто интерес является нашей естественной ре­акцией: мы с интересом можем

прислушиваться к разговору, ко­торый касается нас, смотреть не отрываясь захватывающий фильм или играть в спортивную игру. Нам не нужно заставлять себя это делать — все выходит само собой.

Нас восхищают люди, которые, как говорится, заняты своим де­лом — их интерес к работе не ослабевает. Но даже слово «рабо­та» не совсем подходит, для того чтобы описать, чем они занимают­ся. Это некий образ жизни, орга­нично связанный в подобных про­фессионалах воедино. Невозмож­но разделить их жизнь на время, когда они работают и когда не ра­ботают. В сутках 24 часа, и каждый час может быть использован для того, чтобы заниматься интерес­ным делом. Нет границ, отделя­ющих работу и отдых.

Стратегия достижения подоб­ного состояния имеет два вариан­та. Либо вы осознаете свой инте­рес и начинаете заниматься тем, что вам интересно. Так, в истории известных предпринимателей ча­сто из их ранних увлечений рож­дался бизнес и их конкурентное преимущество. Стив Джобе увле­кался каллиграфией и затем раз­работал новые шрифты для пер­сональных компьютеров. Либо вы начинаете интересоваться тем, чем вы сейчас занимаетесь.

Но как начать интересоваться тем, что вам изначально неинте­ресно? И как поддерживать это состояние?

Постоянное нахождение но­вого

Ребенок может играть часами с одной игрушкой, придумывая ей все новые и новые способы применения. Почему интересно смотреть в калейдоскоп? Потому что в нем каждый раз выпадают новые комбинации. Поддержание внимания за счет постоянного на­хождения нового можно показать на примере проблемы засыпания водителей-дальнобойщиков за рулем. Оказалось, что прослуши­вание передачи, где люди раз­говаривают, гораздо больше не дает заснуть, чем музыка.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Образ вожатого "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) Хороший вожатый. Кто это? Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Хороший ...

Условие нашего интереса — это постоянное обогащение пред­мета, который находится в фокусе нашего внимания. Попробуйте в течение 10 минут думать, напри­мер, исключительно о солнце. Вы заметите, что через некоторое время ваше внимание начнет со­скальзывать. Сами того не заме чая, вы вдруг обнаружите, что думаете совершенно о другом. Но стоит лишь только находить новые и новые детали, известные вам о солнце, как поддержание внима­ния становится управляемым.

Внимание как огонь нуждается в топливе, которым является но­вая информация. Если вы не под­кидываете свежих поленьев в огонь, то скоро угли начнут осты­вать.

Погруженность в процесс

Представим себе внимание как прожектор, который освещает не­которую область. К сожалению, ресурс его мощности ограничен. Соответственно, чем шире область, которую вы хотите осве­тить, тем хуже вам будет видно вокруг. Залог поддержания инте­реса — умение сконцентриро­ваться, направить луч прожектора в определенную точку.

Интересные эксперименты, демонстрирующие ограничен­ность ресурса нашего внимания, проводил Д. Канеман. Участники исследования тренировались од­новременно выполнять два дей­ствия, распределяя свое внима­ние между решением основной и дополнительной задачи. Ока­залось, что можно определить объем задействованного внима­ния по степени успешности ре­шения дополнительной задачи. В те моменты, когда внимание участника эксперимента истоща­лось, в решении дополнительного задания появлялись ошибки.

Когда ресурса недостаточно, сначала ресурсом насыщается более важное задание, а менее важное выполняется за счет до­полнительной мощности, в ре­зультате основная задача выпол­няется лучше другой. Таким образом, был найден надежный ин­дикатор степени использования внимания в виде успешности ре­шения дополнительной задачи.

В реальной жизни полученные результаты позволили предло­жить способ контроля операторов и диспетчеров в аэропортах. Нуж­но, чтобы время от времени, не отвлекаясь от своей основной деятельности, они совершали какое-либо простое действие — например, нажимали на кнопку. Забывчивость оператора будет служить предупредительным сиг­налом о том, что ресурс внимания подходит к концу.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

Лекция 12. Мышление Понятие мышления Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности и связан с процессом решения задач. Мышление опирается на ощущения и восприятия, которые являются источником получаемой информации о внешнем мире. Однако мышление выходит далеко за их пределы. Оно позволяет познать то, что не ...

Развитие наблюдательности через поиск слабых сигналов

КОГДА РЕСУРСА НЕДОСТАТОЧНО, СНАЧАЛА РЕСУРСОМ НАСЫЩАЕТСЯ БОЛЕЕ ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ

Человек в современном мире вынужден пропускать через себя огромное количество информа­ции и на этом фоне может терять способность к обнаружению слабых сигналов о надвигающейся опасности или о возможном успехе.

Проведем аналогию с водяной лилией в пруду, листья которой начинаются с одной-единственной клетки и ежедневно удваива­ются в размерах. Занимая в пер­вый день лишь 1 % поверхности пруда, они покроют его в течение всего одной недели. Иначе гово­ря, важно уметь предугадать нов­шество, до того как оно примет ясные очертания, до того как пе­решагнет наш обычный порог внимания. В сетевой экономике это умение имеет критическое значение, так как замечено, что «поначалу небольшие образова­ния могут стремительно вырасти в доминирующие объединения».

Чем больше деталей мы хотим увидеть и понять, тем ниже порог различения и выше способность к различению, дифференцировке предметов. В медицине есть по­нятие «иррадиация» — боль выхо­дит за пределы больного органа и может отдаваться в другой части тела. Задача медика: понять по характеру этой боли, в чем же ее причина, и не спутать, например, невралгию с инфарктом. В этой ситуации для принятия решения диагносту необходимы знания из смежных областей медицины.

Также и детали будут иметь для вас значение, если вы понимаете их смысл, «владеете знаниями из смежных областей». Например, в разговоре иногда важнее услы­шать не то, что сказано, а то, что не было произнесено. Другой мо­мент касается невербального по­ведения. Помимо информации, передаваемой с помощью языка, многое о человеке могут сказать все движения тела, интонацион­ные, ритмические, высотные ха­рактеристики голоса, его времен­ная и пространственная органи­зация.

Например, об отношениях двух собеседников можно сказать, посмотрев, насколько их позы и движения идентичны друг к другу. Негативные отношения усиливают компенсаторные реакции и увели­чивают количество движений, блокирующих контакт: партнеры выставляют вперед руки, локти, вытягивают ноги, отклоняют туло­вище назад, поворачивают туло­вище в сторону от собеседника, отказываются от контакта глаз или существенно увеличивают его.

10 стр., 4940 слов

Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности

Библиотека 5баллов.ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. ...

Проверка и перепроверка

В отечественной психологии П. Я. Гальпериным было предло­жено понимание внимания как ре­зультата перевода в идеальный план обобщения и сокращения действия контроля, который пер­воначально существует во внеш­них разделенных между людьми формах.

Во-первых, контроль может происходить таким образом: один человек исполняет действие, а другой его контролирует. Во-вторых, контролировать себя может сам исполнитель после выполне­ния действия. В-третьих, само­контроль может происходить па­раллельно исполнению действия.

ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ НE РАССЛЫШАЛИ САМЫЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ВАС СЛОВА?

Таким образом, внимание из­начально существует во внешней форме и только в ходе активных действий по самоконтролю стано­вится внутренним механизмом су­ществования личности.

Поэтому и развитие внимания связано с проверкой и перепро­веркой того, что сделано. На пер­вых порах самовоспитания эти действия должны осуществляться с помощью подручных средств. Например, ежедневник, в который вносится информация о том, что сделано.

Своевременный отдых

Принцип отдыха и восстано­вления сил заключается в том, чтобы менять вид деятельности. Как известно, при напряжении мышц-антагонистов лучше рас­слабляются основные мышцы. Но что нужно менять или переклю­чать, чтобы восстановить внима­ние? Одним из вариантов являют­ся три круга пространства внима­ния, которые выделял К. С. Стани­славский.

Большой круг — все обозримое и воспринимаемое пространство. Средний круг — круг непосред­ственного общения. Малый круг — сам человек и ближайшее про­странство, в котором он действует. Установка внимания зависит от деятельности. На природе — это большой круг, в офисе — сред­ний, за обедом — малый.

Если вы целый день работали с компьютером (находились в ма­лом круге), то отдых за чтением книги (также малый круг) будет менее эффективным, чем включе­ние среднего или большого круга (например, просмотр кино или концерта).

6 стр., 2751 слов

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

... этими взаимоотношениями. Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа. ... и психических явлениях, как например, ошибки (оговорки, описки), ... фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, ... непосредственно технологию производства. Таким образом, появление роботизированной техники ... это то, что очерчивает круг бытия, обнаруживает и раскрывает ...

Расширение объема внима­ния

Один из вопросов расширения объема внимания связан с воз­можностью делать несколько дел одновременно, или распределять внимание. Как показали исследо­вания У. Найссера, распределе­ние внимания между двумя дей­ствиями может быть освоено за счет тренировки.

Для развития распределенного внимания необходим ряд условий: 1) в действии должны участвовать разные функциональные органы (например, рисовать и слушать музыку); 2) нужны различные предвосхищающие схемы; 3) сиг­налы от одной задачи не должны маскировать сигналы для другой задачи.

Предвосхищающие познава­тельные схемы представляют со­бой установку — готовность к вос­приятию информации определен­ного рода. Например, вы находи­тесь в шумном и гулком зале аэро­порта и ждете прибытия опреде­ленного самолета. И слышите, как по репродуктору объявляют: «Са­молет, рейс (далее неразборчи­во), прибывает через (опять не­разборчиво) минут». Почему же вы не расслышали самые важные для вас слова? Ведь они не произ­носились менее четко и громко. Мы хорошо различаем ожидае­мые слова, а слова, которые не можем прогнозировать, различа­ются с трудом в условиях посто­роннего шума. Получается, что чем меньше мы ждем появления того или иного сигнала, тем боль­шая четкость требуется от этого сигнала, чтобы мы могли понять его правильно.

Влияние ожидания возможно и на более высоком, смысловом уровне.

Ночь. В доме все спят. Стук в дверь. Сонный хозяин дома спра­шивает: «Кто там?» Из-за двери голос: «Хозяева, вам дрова не нужны?» — «Нет!» — отвечает хо­зяин. Рано утром он просыпается, выходит во двор, смотрит, а запа­са дров больше нет.

Другая история связана с И. П. Павловым. Однажды, на од­ной из конференций, посвящен­ной его памяти, выступал доклад­чик, который искал доказатель­ства атеизма Павлова. Докладчик хотел показать, что привязанность Павлова к некоторым религиоз­ным обрядам не отражала миро­воззрения Павлова, а была связа­на со «стереотипами». В качестве «нет» — оно положительно по своему определению.

Мы несем в руках поднос с горой посуды, кто-то заботливо кричит нам: «Не урони!» и вдруг — координация нарушена и мы чув­ствуем, как теряется равновесие. Что происходит? Из сообщения «Не урони» мы ясно восприняли часть, связанную со словом «уро­нить». Восприняли — значит, в ка­кой-то мере представили, что зна­чит уронить. Нашим вниманием завладело на время это понятие, которое складывается из многих частей, в том числе непроизволь­ных мышечных сокращений, кото­рые соответствуют действию «уронить что-либо».

ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ СТРУКТУРУ И ПОРЯДОК КАЖДЫЙ РАЗ С НУЛЯ

Переключиться — значит найти другой объект для нашего внима­ния, сформулировать положи-

Но ситуация постоянно меняет­ся—и важно научиться создавать структуру и порядок каждый раз с нуля. Для этого полезно знать, ка­кие способы поведения и органи­зации существуют в природе, и уметь оперировать ими. У нас есть чему поучиться у истории — люди до нас решали множество про­блем, и с их успешным решением выкристаллизовывался опыт куль­туры.

Конструктное воображение

  1. Актуализация образов:
  • представление предметов в различных модальностях (визу­альной, аудиальной и кинестети­ческой);
  • поиск ассоциаций.
  1. Активное предвосхище­ние:
  2. осознание цели;
  1. Визуальное мышление:
  • комбинирование свойств;

перенос свойств одного предмета на другой

.доказательства были представле­ны воспоминания молодого со­трудника павловской лаборато­рии. Он вспоминал, что однажды, когда вместе с Павловым заси­делся допоздна в лаборатории, то решил задать давно мучивший его вопрос: «Иван Петрович, а Вы вправду в Бога верите?» На это Павлов ответил ему: «А Вы меня что — за дурака считаете?» Такое «доказательство» представил до­кладчик, будучи уверен, что оно говорит в пользу его точки зрения об атеизме Павлова.

Переключение внимания

Как сложно бывает сосредото­читься на чем-либо, так и пере­ключиться, перестать думать о проблемах, которые сами занима­ют наше сознание. Попробуйте не думать «о белой обезьяне», и чем больше усилий вы будете прикла­дывать к тому, чтобы «не думать», тем хуже у вас это получится. Наше внимание не знает слова тельный призыв к нему. Замечено, что внимание имеет ритмическую природу. Внимание удерживается на предмете легко, когда вы най­дете оптимальный, наилучший ритм. Попадание в ритм внимания отмечается легкостью, с которой оно может быть управляемо. До­стигается это путем тренировки сосредоточения и переключения, часто с использованием меди­тации.

Организация и структуриро­вание

Эффективное средство для развития внимания — это поря­док, организация последователь­ности действий, которая помогает вам добиться цели. У каждого че­ловека в опыте есть набор лучших практик, рецептов или сценариев, которым он следует. Большинство не осознает подобные сценарии, оставаясь в рамках шаблонного, эффективного в прошлом способа поведения.

Мы таковы, какими себя воображаем.

Курт Воннегут, американский писатель (1922—2007)

Актуализация образов

Процесс воображения тесно связан с памятью и вниманием. Внимание необходимо для того, чтобы точно зафиксировать некий предмет и сформировать о нем представление. Попробуйте пред­ставить сторублевую купюру — вещь, которую вы видите почти каждый день, — и вы обнаружите неясности в созданном вами об­разе. Точность мысленного обра­за в основном зависит не от того, насколько часто вы соприкаса­лись с каким-то предметом, а от того, насколько детально изучили его. Развитие визуального мы­шления и воображения начинает­ся с внимания и получения цело­стного представления. Для этого необходимо получать как можно больше информации о предметах, которые вас окружают. Старай­тесь создавать устойчивые обра­зы того, что вы слышите, видите, осязаете, пробуете на вкус и ощу­щаете.

Сохранение представления яв­ляется делом памяти. Воображе­ние же начинается с процесса ак­туализации образа некого пред­мета. В то время как одни люди, по их словам, могут вообразить при желании четкую трехмерную картину, то другие вообще не спо­собны создать в уме какой-либо образ. Одни люди мыслят почти исключительно образами, другие утверждают, что «мысленный взор» — это лишь метафора, слу­жащая для украшения речи.

Представление предметов в различных модальностях (визу­альной, аудиальной и кинесте­тической)

Чем ярче образы воображения, тем сильнее эмоции, тем сильнее их мотивирующая, побуждающая функция. Люди различаются меж­ду собой по тому, к какой сенсор­ной системе они обращаются, когда думают и размышляют о чем-либо. Визуалы оперируют об­разами, аудиалы словами, а кинестетики ощущениями. Если вы определите свою ведущую систе­му, вы можете значительно обога­тить образы через подключение других каналов. Попробуйте взглянуть на мир свежим взгля­дом, попеременно меняя канал восприятия. Сначала обратите внимание на краски, яркость, то­на; потом прислушайтесь к зву­кам, затем к своим ощущениям.

Создавайте мысленные обра­зы событий, о которых читаете или слышите. Например, когда вы читаете роман, выберите момент, чтобы мысленно представить про­исходящее. Обрисуйте обстанов­ку, характеры персонажей, их дей­ствия. Выберите себе определен­ное место наблюдения, и пусть сюжет разворачивается прямо пе­ред вами. Проверьте себя — и вы увидите, как много потом сможете вспомнить из прочитанного.

Поиск ассоциаций

Актуализируя в представлении некий образ, можно, наблюдая за собой, заметить цепочки ассоци­аций, которые связаны с ним. Во многом они не случайны — это следствие вашего предыдущего опыта. Существует тесная связь между визуальными представле­ниями и эмоциями. Негативные образы оказывают пагубное воз­действие на настроение и отвле­кают внимание. Понаблюдайте за собой, какие именно образы рас­страивают вас, какие вдохновля­ют. Попробуйте воздействовать на ваши эмоции через предста­вление приятных вам событий.

ГОТОВНОСТЬ К БУДУЩЕМУ СВЯЗАНА С ТЕМ, НАСКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ ЭТО БУДУЩЕЕ СПРОГНОЗИРОВАТЬ

Применяемый в психоанализе метод свободных ассоциаций мо­жет помочь развить некоторую идею. Для этого нужно просто взять ручку, листок бумаги и запи­сать все мысли, которые приходят вам в голову. В это время нельзя критиковать, на время нужно от­ключить внутреннего цензора и просто следить за теми мыслями, что проносятся у вас в голове.

Активное предвосхищение

Готовность к будущему связана с тем, насколько мы можем это будущее спрогнозировать, уви­деть заранее, предвосхитить. И дело даже не в точности нашего прогноза, хотя это тоже важно, а в наличии множества вариантов развития событий. Вероятностное прогнозирование — то, чему не учат школьные задачи, предпола­гающие наличие правильного от­вета. Но на практике необходима именно возможность увидеть бу­дущее в вероятностях. Если бы, например, врач не начинал лече­ние до тех пор, пока диагностика не проведена абсолютно досто­верно, он слишком часто убеж­дался бы в правильности своего решения при вскрытии тела боль­ного, погибшего из-за задержки с лечением. Специалист начинает действовать, когда одно из реше­ний оказывается более вероят­ным, чем другое. При этом, уже приняв решение и действуя в со­ответствии с ним, успешный прак­тик продолжает уточнять решение и строить прогнозы,внося коррек­тивы.

Осознание цели

Осознание цели — это часть общей работы личности над со­бой, которая обозначается как рефлексия. Рефлексировать — значит отдавать себе отчет о себе и своих действиях.

Только полностью осознанные цели могут стать целями для дру­гих людей. Показательным явля­ется пример Джона Кеннеди. В мае 1962 года он выступает перед нацией на фоне не самой благо­приятной экономической ситуа­ции для Америки. Все в ожидании, что он сейчас скажет, как бороть­ся с экономическим спадом, что делать с безработицей. А с экрана телевизора, глядя в глаза амери­канцам, он с неизменной улыбкой говорит, что цель Америки — к концу десятилетия стать первой страной, чьи астронавты ступили на Луну. Это было демонстрацией потрясающего умения поставить цель, которая, с одной стороны, труднодостижима, а с другой — реалистична. Постановка подоб­ных мотивирующих целей может быть характерна не только для го­сударственных деятелей, но и для лидеров бизнеса, и для руководи­телей.

Для развития способностей к осознанию цели создавайте мы­сленный образ самого себя — делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочет­ся. Вы можете вообразить себя одетым в новый пиджак, или рабо­тающим над новым проектом, или обедающим в любимом рестора­не. В этом мысленном предста­влении важны три момента: во- первых, не упускайте подробно­сти, подключая все ваши ощуще­ния; во-вторых, представьте себя наслаждающимся желанным хо­дом событий; и, в-третьих, вооб­разите сцену, происходящую в определенный день. Побуждая вас сосредоточиваться на цели, мысленный образ повышает мо­тивацию, создает дополнитель­ные стимулы. Начинайте с неболь­ших, легко достижимых целей, затем переходите к более значи­тельным и более общим.

Поиск неявных свойств предметов

Благодаря нахождению новых и ранее неизвестных свойств, возможно появление новых пред­метов. Американский инженер Перси Спенсер впервые заметил способность сверхвысокочастот­ного излучения к нагреванию про­дуктов и запатентовал микровол­новую печь. Спенсер работал в момент изобретения в компании Raytheon, занимающейся изгото­влением оборудования для рада­ров. По легенде, когда он прово­дил эксперименты с очередным магнетроном, Спенсер заметил, что кусок шоколада в его кармане расплавился (фантастичность вы­мысла состоит в том, что он сам при этом получил бы смертельное поражение от СВЧ).

По другой версии, он заметил, что нагрелся бутерброд, положенный на вклю­ченный магнетрон.

Визуальное мышление

Общая методика развития ви­зуального мышления заключается в переходе от изучения имеющих­ся культурных образцов к само­стоятельному экспериментирова­нию с разработкой и воплоще­нием новых образов. Развивают визуальное мышление художе­ственные виды деятельности: ри­сование с натуры и по памяти, изображение абстрактных поня­тий.

Комбинирование свойств

Создание образов воображе­ния связано с использованием ряда приемов комбинирования и акцентирования. Комбинирова­ние представляет собой сочета­ние отдельных элементов различ­ных образов предметов в новых, более или менее необычных ком­бинациях. Комбинирование — это не простое перемещение или пе­регруппировка элементов, не ме­ханическое сочетание сторон разных предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10 — Стр 2

Другим приемом воображения является акцентирование — под­черкивание тех или иных черт (на­пример, образ великана).

Это до­стигается на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления.

Перенос свойств одного предмета на другой

Работа творческого воображе­ния заключается в отделении ка­кого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ.

Многие изобретения появи­лись на свет благодаря творческому переносу свойств объектов.

Леонардо да Винчи начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем при­думал машущее крыло.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ НАЧАЛ С ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ СТРЕКОЗЫ

Польский архитектор А. Карбовский применил в жилищном строительстве опыт пчел в сооружении восковых сот, которые яв­ляются идеальной формой для монолитных конструкций: сотовых стен, ограждений, радиаторов.

Английский изобретатель Эверитт создал автомат для продажи спичек по аналогии с автоматом для продажи «священной воды», изобретенным еще Героном Алек­сандрийским (I век до н. э.).

«Липучка» — застежка, дей­ствующая по принципу репейника, была изобретена в 1948 г. швей­царским инженером Жоржем де Местралем.

Управляемая воля

  1. Иерархизация мотивов:
  • осознание намерения,
  • преодоление привычек.
  1. Самонастройка:
  2. репетиция,
  • планирование.
  1. Принятие ответственно­сти:
  • самоконтроль,
  • ассоциированность во времени.

Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суж­дением.

Платон, древнегреческий философ (427—347 до н.э.)

Иерархизация мотивов

Воля определяется как способ­ность человека достигать созна­тельно поставленной цели, прео­долевая при этом внешние и вну­тренние препятствия. Волевое действие есть действие, осуществляющееся в условиях существо­вания различных побуждений, имеющих как положительную, так и отрицательную сторону для че­ловека. Например, осознанный отказ от приема пищи во время диеты связан с испытанием не­удобств от голода. Во время про­цесса выбора и происходит вну­тренний процесс, который опре­деляется как проявление воли. Переживание волевого усилия может быть связано с ощущением преодоления — особенно ярко это проявляется у людей военных или спортсменов при прыжках с пара­шютом. Можно встретить описа­ния, что в момент перед прыжком «трудно поднять руку, она практи­чески не поднимается и существу­ет сама по себе».

Если не выстроена иерархия мотивов и целей, то сильная воля человека может быть подчинена неосознанным влечениям. Здесь следует сознательно оценить эту ситуацию и выработать ясное представление о своих ценностях и целях, которые соответствуют им.

Для осознания возможных дей­ствий и постановки целей полезно ответить на ряд вопросов:

  1. Какие факторы (силы) влия­ют на ваши действия?
  2. Какие возможности есть «здесь и теперь» для ваших дей­ствий?
  3. Какие последствия повлекут те или иные действия?
  4. Каковы ваши желания и це­ли?
  5. Осознание намерения
  6. Волевой акт начинается с воз­никновения побуждения, выра­жающегося в стремлении. По ме­ре того как осознается цель, на которую оно направляется, стре­мление переходит в желание; воз­никновение желания предполага­ет известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. Желание пере­ходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать словом «хотение», когда к знанию цели присоединя­ется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение со­ответствующими средствами. Хо­тение — это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

Иногда за побуждением к дей­ствию и постановкой цели не сра­зу следует действие; случается, что прежде чем наступило дей­ствие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно по­является несколько конкуриру­ющих целей, возникает мысль о возможных нежелательных по­следствиях того поведения, кото­рое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Между побуждением и действием вклиниваются размы­шление и борьба мотивов.

Трудности выбора происходят из-за нежелания видеть альтерна­тивные варианты решения или не­желания отдать чему-то предпоч­тение, так как это означает отказ от других возможностей. Послед­нее может быть трудно для людей, которые вообще не принимают отказа от чего бы то ни было и хо­тят осуществления всех возмож­ностей сразу.

Выбор может быть также осложнен тем, что многие дела ка­жутся нам неприятными. Именно это ощущение чаще всего заста­вляет нас откладывать какую-ни­будь бумагу в стол в надежде, что все «обойдется», и реагировать на нее в конце концов будет не нуж­но. Но, как правило, ничего «не обходится», и позднее уже стано­вится поздно что-то предприни­мать. Но действительно ли нельзя предвидеть, во что обойдется промедление? Порой достаточно серьезно задуматься над теми по­следствиями, что вас ожидают, как сразу уйдет желание медлить с исполнением.

Проанализируйте свою работу с точки зрения неприятных пере­живаний и обнаружите, что боль­ше всего хлопот доставляет огра­ниченное число видов деятельно­сти. Взяв себе за правило зани­маться этими делами в первую очередь, вы резко сократите обычную «служебную задолжен­ность». Лучше всего браться за та­кие дела с самого утра. Когда истечет «час мученичества», вы на весь день сохраните чувство вы­полненного долга и сознание то­го, сколь сильна ваша воля.

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА СТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ВСЕГДА ПРАВЫМ

Наконец, если дело вам очень неприятно, пообещайте сами се­бе приятное вознаграждение за его своевременное и успешное выполнение. Таким вознагражде­нием может быть просмотр филь­ма, прогулка по городу, все, что приносит вам удовольствие. Здесь желательно соблюдать два правила: во-первых, не выдавать вознаграждение, если условия его получения выполнены не полно­стью; во-вторых, не позволять внешним причинам лишить вас этого удовольствия, если вы его честно заработали.

Нерешительность может быть вызвана стремлением человека быть всегда правым. Это лишает права на ошибку. Стремление за­страховать себя от всех бед тол­кает к бесконечному сбору ин­формации, консультациям, сове­щаниям и отсрочкам. Но нельзя забывать о необходимости дей­ствовать. Время действий насту­пает тогда, когда любая новая ин­формация уже не может суще­ственно повлиять на качество бу­дущего решения. Полезно выра­батывать у себя привычку прини­мать только лучшее решение, на которое вы сейчас способны, и считать его удовлетворительным.

Очень действенным лекар­ством от нерешительности может оказаться «список тревог», куда вы заблаговременно заносите все преграды, вероятно ожидающие вас на пути к намеченной цели. Время от времени доставайте этот список и отмечайте, что дей­ствительно произошло в том или ином случае. Скорее всего, об­наружится, что большинство пре­град существовало лишь в вашем воображении и воспоминание об этом весьма поможет вам в буду­щем браться за новое и рискован­ное дело.

Преодоление привычек

У каждого человека есть свои привычки. Порой они мешают на­шей деятельности. Менять привы­чки — долгое и сложное занятие. Чтобы начать работать с привы­чками, которые мешают исполне­нию дел, полезно составить спи­сок дел и обязанностей, которые вы привыкли делать не сразу, — как в служебной деятельности, так и в личной жизни. Обычно изуче­ние такого перечня помогает най­ти в вашем поведении закономер­ности.

Следует помнить об инерции наших действий — когда мы бе­ремся за новое дело, нам прихо­дится преодолевать большую или меньшую инерцию покоя. Продол­жать уже начатое движение легче, чем сдвинуться с места. Отсюда практический совет: берясь за большое и не слишком приятное дело, начните его с самого легко­го шага, требующего минимума усилий, и уж потом постепенно добирайтесь до решающих дей­ствий.

Большие возможности в прео­долении привычек может дать со­ревнование с самим собой, кото­рое осуществляется в форме игры. Например, вы можете по­смотреть, сколько разнообразных задач из тех, что вы склонны от­кладывать, удастся решить в тече­ние одного дня и какие резервы времени для их решения удастся найти. Постепенно такая игра мо­жет войти в полезную привычку, ваши личные рекорды начнут ра­сти, и вы обнаружите однажды, что работать стало куда легче, спокойнее и интереснее, и хотя свое время вы теперь используете интенсивнее, ваша напряжен­ность не возросла, а снизилась.

Исполнение принятого реше­ния требует таких качеств, как чет­кое и твердое представление о цели, однонаправленность, энер­гичность, настойчивость и само­ограничение. Под «самоограниче­нием» понимается готовность и способность хотя бы на некото­рое, а иногда и на достаточно дли­тельное время отказаться от дру­гих целей и планов, не дать себе слишком увлечься средствами достижения цели — как в смысле того, чтобы средства не стали самоцелью, так и в смысле исклю­чительной приверженности ка­ким-то определенным средствам в ущерб другим.

Величина энергии в достиже­нии цели регулируется в основ­ном через утверждение и само­приказ «Да будет так», в то время как настойчивость может быть развита через технику удержания в центре внимания четкой мысли­тельной картины или образа. Именно здесь происходит соеди­нение всех трех психических ком­понентов: воли, внимания и вооб­ражения.

Самонастройка

Ощущение усилия и преодоле­ния при волевом поступке, как по­казывают исследования, связано с напряжением мускулатуры. Это напряжение является природой волевого усилия. Почему, выпол­нив волевое действие, человек чувствует себя так, будто он про­делал огромную работу, хотя объективно она очень невелика? Потому что она шла на мышцах без предварительного тонуса, против тонуса. Самонастройка — это не только мыслительные, ум­ственные, но и физические дей­ствия, позволяющие активировать необходимые для действия груп­пы мышц.

Репетиция

У олимпийского десятиборца Брюса Дженнера в течение четы­рех лет в комнате была укреплена перекладина, напоминающая планку для прыжков. Как только он садился на диван, он сразу же ки­дал взгляд на перекладину и мы­сленно перепрыгивал через нее. Игрок в гольф Джек Николе, преж­де чем сделать удар, мысленно прокручивал его перед глазами, как в кино. В своем воображении он не только видел то место, куда хотел закинуть мяч, но и траекто­рию его полета.

Рассказывают историю о том, что путешественники, возвраща­ясь из джунглей в Европу, наблю­дали маленького зверька — ман­густа. Они описывали его стран­ное поведение: мангуст по многу часов в день проводил на лужайке, выделывая различные пируэты и кувырки. Путешественники не мо­гли понять, чем же этот зверек за­нимается.

Норберт Виннер, основатель кибернетики, впоследствии дал свою интерпретацию тому, что на­зывалось «танцем мангуста». Он предположил, что зверек таким образом ведет бой с вообража­емой коброй. Причем ведет его так, что всегда побеждает. Встре­ча с настоящей коброй для него лишь один из частных случаев того, что им было проиграно раньше. Поэтому мангуст всегда выигрывает.

Планирование

На стадии исполнения необхо­димо осуществлять планирование действий. Чаще всего мы медлим браться за сложные задачи про­сто потому, что не знаем, как к ним лучше подойти. Единствен­ный выход — попытаться разбить задачу на подзадачи, причем чем мельче, тем лучше. Анализ подза­дач обычно заметно помогает в поисках первого шага, имеющего решающее значение для конечной победы. Как разбить сложную за­дачу на подзадачи? Лучше всего — начав с конца. Еще одно удобство дробления состоит в том, что можно заранее запланировать свою деятельность и ежедневно выкраивать немного времени на решение той или иной элементар­ной задачи, не нанося ущерба прочим делам.

Если метод ежедневного вы­полнения подзадач принят на во­оружение, то стоит запомнить еще два важных совета:

  1. всегда ранжируйте даже «мелочную» по степени значимо­сти работу, чтобы делать в первую очередь самое важное;
  2. по мере выполнения ряда кратких дел подвергайте весь комплекс работ повторному ана­лизу — это позволяет найти более быстрые пути к конечной цели.

При решении неприятных дел полезно установить для себя пре­дельный срок: своей конкретно­стью он заставит вас преодолеть медлительность и взяться за ра­боту. Не забудьте только о двух условиях: во-первых, предельный срок должен быть реальным, что­бы хватило времени справиться с неприятным делом без нервиру­ющей спешки; во-вторых, дата должна все время находиться перед глазами — под стеклом ра­бочего стола, на специальной кар­точке в зажиме для бумаг или, например, на специальном листе, приколотом на стене напротив вашего кресла. Очень полезно бы­вает и «сообщить» об этом пре­дельном сроке окружающим: под­чиненным, секретарю, родствен­никам или друзьям. Сознание то­го, что можно оказаться в их гла­зах болтуном, порой дисциплини­рует куда больше, чем обязатель­ства только перед собой.

Принятие ответственности

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход со­бытий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произой­дет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответствен­ности. Важно, чувствуя ответ­ственность, доводить дело до конца.

Принятие ответственности — это и морально-этический вопрос. Ответ на него означает, чем готов ответить человек за неудачу: де­ньгами, репутацией, статусом?

Самоконтроль

В экспериментальных иссле­дованиях процессов развития во­левых действий у детей были установлены довольно парадок­сальные моменты (Леонтьев, 2001):

  1. Волевые действия возни­кают чаще, когда предмет нашей потребности (то, ради чего мы что-то делаем) находится в нашем воображении, чем когда он нахо­дится рядом с нами. (В экспери­менте дети чаще выполняли бес­смысленные действия, если на­града за их поведение (более ин­тересная игра) была спрятана в шкафу, чем если бы она лежала перед ними).
  2. Волевые действия про­являются чаще в ситуации побуж­дения со стороны другого челове­ка, чем со стороны реальной предметной окружающей ситуа­ции. (В эксперименте дети чаще реагировали на убеждения взро­слого совершить бессмысленные действия, чем на объективные правила игры).

Данные особенности волевых действий проявляются также и у взрослых людей. Например, когда нет требований со стороны окру­жающих, то это заменяется само­командой — так, парашютисты ко­мандуют себе: «Раз-два-три — прыгнул».

«Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер у него спрашивает:

  • Иван, что ты там кряхтишь?
  • Пить очень хочется.
  • Поди напейся.
  • Идти не хочется.

Прошло некоторое время, офи­цер служебным тоном говорит ему: «Иван». — «Слушаю, Ваше благородие, — отвечает денщик». — «Поди принеси стакан воды». Денщик бежит и приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей».

Денщик выпил и успокоился» (из статьи А. Н. Леонтьева «О воле»).

Ассоциированность во вре­мени

При дефиците времени возра­стают количественные показатели работы, тогда как качество снижа­ется, внимание фокусируется на решении жизненно важных про­блем, возрастает тенденция к упрощенным схемам принятия ре­шений. В такой ситуации может происходить «сползание» от сложных форм регуляции дея­тельности к более простым. От контролируемых, осмысленных суждений индивид переходит к интуитивным; повышается его избирательность при использова­нии информации. Действия запараллеливаются, возникает эф­фект полиактивности или «много­канальности» деятельности.

Лидер посткризисного пе­риода

Можно выделить такие важные характеристики лидера в условиях кризиса, как саморегуляция, ин­теграция разума, интуиции, эмо­ций и воображения и готовность к выбору в равновероятных усло­виях.

1. Возвращение к нормаль­ной саморегуляции.

В наиболее общем виде за сло­вом «саморегуляция» стоит по­строение функциональных вза­имосвязей между действиями и состояниями субъекта и действи­ями и состояниями окружающего мира, которое позволяет субъекту закономерно и целесообразно менять параметры своей актив­ности в зависимости от воспри­нимаемых результатов предше­ствующего шага активности. Дру­гими словами, это алгоритм из­менчивости на основе обратных связей. Без этого не может суще­ствовать ничто живое. Саморегу­ляция — основа индивидуальной деятельности, межличностных от­ношений, организаций, общества. Контроль без обратной связи ил­люзорен. Как считает Д. А. Леон­тьев, человеку, не реагирующему на результаты собственных дей­ствий, можно поставить диагноз паранойи.

Понимание состояния окружа­ющего мира — это осмысление ситуации со многими неизвестны­ми. В кризисной ситуации важно обновить существующий и по­строить новый, более надежный мост между прошлым и будущим. Необходимо порождать более ос­мысленные, более стратегиче­ские, более целеустремленные, более гибкие, более рациональные и актуальные жизненные за­мыслы (программы достижения и избегания).

С точки зрения А. А. Кроника, подобное «мостостроительство» начинается обычно с «прозрения и укрепления чувства реальности» у клиента. Продолжа­ется «мостостроительство» пе­реосмыслением и обновлением имеющихся у человека жизненных замыслов, появлением различных новообразований в картине его жизненного пути.

2. Интеграция разума, интуи­ции, эмоций и воображения.

Много лет назад Павел Ерма­ков провел очень интересный экс­перимент — он заставил своих по­допечных (мастеров спорта по ка­рате) совершить невозможное. До этого они били доски толщиной 2,5 см, а он предложил им разби­вать голыми руками двухдюймо­вые доски. При этом он регистри­ровал активность их мозга с по­мощью электроэнцефалограммы. Так вот, его подопечные могли успешно выполнить «шивари», только если доминирующим у них становилось правое полушарие. Левое (разум) говорило им: «Это невозможно, ты сломаешь руку. Зачем это тебе нужно и т. д.?» А правое генерировало эмоции: ин­терес, азарт, ярость, восторг и что-то еще — и толстая доска раз­леталась вдребезги.

КРИЗИС СПОСОБСТВУЕТ ВТОРОЙ ИНИЦИАЦИИ

Принятие своих эмоций — это еще и доля определенного роман­тизма, рассмотрения своей сво­боды как уникального внутреннего состояния, позволяющего совер­шать ответственные поступки. Но что означает «свободное дей­ствие»? С точки зрения осмыслен­ного решения: исходить «из» че­го? Основываться «на» чем? То есть, если осмысленность моего решения основана на приписыва­нии реальности своего собствен­ного понимания, то и формировать свое собственное отношение я буду, скорее всего, на этой ос­нове. Но ведь именно здесь скры­вается причина, предшествующая моим реальным действиям и по­ступкам. Не является ли «реши­мость» категорией иррациональ­ной, но не в смысле безумия, а в значении противостояния рацио­нальному. А может, она-то и сни­мает пресловутое противоречие между аффектом и интеллектом? Но тогда совет психологии будет носить совсем уж эзотерический характер. Свобода — это и есть моя внутренняя определенность в недосказанности, уникальное со­стояние, предшествующее одно­кратному и точному (в простран­ственно-временном отношении) действию. Почему однократному? Потому что любой поступок, как и любое событие в жизни человека, как и сама его жизнь — единичны. Их никогда не было раньше и уже никогда не будет. Почему точно­му? Потому что другого случая со­вершить этот поступок у меня не будет.

3. Готовность к выбору в рав­новероятных условиях.

Как говорил психотерапевт Адам Блатнер, человек проходит в жизни две основных инициации. Первая, в подростковом возрасте, связана с осознанием того, что что-то в мире тебе подвластно — это нелегко пережить. Вторая, связанная с кризисом среднего возраста, — с осознанием того, что многое в этой жизни тебе не­подвластно. Это пережить еще труднее. Взрослость связана с гармонией способности обра­щаться и с первым, и со вторым, с гармонией ответственности и смирения. Кризис способствует второй инициации. И в этом отно­шении для психолога важен психологический кризис — не­соответствие реальности ожида­ниям, несрабатывание привычных приемов, неспособность быть на уровне предъявляемых требова­ний, «проблема-24» (часа в сут­ках), нарушение доступа к своим глубинным чувствам и желаниям.

Готовность к выбору в равно­вероятных условиях означает го­товность определиться самому и соответственно действовать. За этим стоит понимание того, что иногда выбор важнее последу­ющей рефлексии.

Выводы

Особенностями современной социальной ситуации являются: виртуализация, множественная идентичность и тотальная погру­женность во внешнюю социально- коммуникативную среду. Для адаптации необходимо развивать такие психологические качества, как конструктное воображение, сверхпроизвольное внимание и управляемая воля. Особенностя­ми проявления «лидерского виде­ния» в посткризисный период представляются: саморегуляция, интеграция разума и интуиции, готовность к выбору в равноверо­ятных условиях.

Литература

  1. Иванов Д. В. Виртуализация общества. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
  2. Петухов В. В. Критерии воли. Общие ситуа­ции, требующие произвольной и волевой регуляции. / Общая психология. Тексты. Т. 2. — М.: УМК Психология, Генезис, 2002. С. 425-432.
  3. Социальная психология в современном ми­ре: Учебное пособие для вузов. Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002.