1 Предмет соц псих

1. Предмет социальной психологии: история становления и современные представления. Первые социально-психологические теории.

План:

  1. становление СП на Западе:
  • исторические предпосылки
  • гносеологические предпосылки:

— предпосылки в смежных дисциплинах

— предпосылки в социологии и психологии

— первые формы СП теорий

  • экспериментализм в СП и его последствия
  1. становление СП в России:
  • исторические предпосылки
  • гносеологические предпосылки
  • 2 этапа становления сп

Процесс выделения СП в самостоятельную науку и определение ее предмета имел и имеет ряд трудностей. Главная трудность заключается в двойственности ее природы: постоянная борьба психологических и социологических идей ( в США данная борьба вылилась в существование двух СП: психологической и социологической).

Не существует единого понимания предмета СП, каждый подход имеет свой взгляд на ее природу и задачи в области исследования. Исходя из этого, мы рассмотрим историческое становление СП и ее предмета как в Европе и США, так и в нашей стране.

  • Запад

Существует ряд предпосылок выделения СП проблематики в отдельную дисциплину. Прежде всего, это исторические предпосылки, которые подготовили само общество к появлению новой дисциплины:

  1. во второй половине 19 века в результате НТР появляется огромное количество крупных производств, на которых работают большие группы людей. В связи с этим перед обществом встает вопрос взаимодействия людей в больших группах, а кроме того, и вопрос управления этими группами.
  2. меняется политическая жизнь Западной Европы. Появляется многопартийности. Необходим новый класс людей, занимающийся рекламой, пиаром, пропагандой и т.п.
  3. в конце 19 века происходит массовая миграция за океан: встает вопрос соц адаптации людей к новой жизни в другом обществе.

Рассматривая вопрос выделения СП как самостоятельной науки важно обратить внимание на гносеологические предпосылки выделения СП, включающие в себя три следующих аспекта: запросы, которые существуют в смежных дисциплинах( языкознании, этнографии, криминологии и т.п.);на процесс подготовки и вычленения соц-псих проблематики внутри родительских дисциплин – псих и социологии; и ,наконец, на формы первого СП знания.

3 стр., 1325 слов

Предпосылки выделения психологии

Предпосылки выделения психологии, как самостоятельной науки (Вундт, Сеченов, Брентано, Мах и Авенариус, Спенсер, Джеймс, Раш).Первые области психологии как самостоятельной науки : психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э.Вебер и Г.Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М Бехтеревым в 1885 году и других ...

  1. Философские предпосылки

Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно.

  1. Предпосылки в других науках

Значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни, привел к необходимости выделения социальной психологии.

Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы.

Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т.д.

2 стр., 533 слов

58. Социальные, гносеологические, психологические предпосылки

58. Социальные, гносеологические, психологические предпосылки возникновения религиозных представлений и учений. Теология и религиозная философия, их соотношение. Плюрализм религиозных учений, причины и истоки. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки возникновения религиозных представлений и учений. Гносеология – теория познания – раздел философии, изучающий взаимоотношение ...

Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.

  1. Предпосылки внутри психологии

Подготовки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных «родительских» дисциплин: психологии и социологии

Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии.

  1. Предпосылки внутри социологии

Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психики.

Проблема: анализ взаимоотношения личности и общества. Проявляется в момент встречи индивидуального и социального.

7 стр., 3319 слов

Типология социального поведения Р. Мертона

Тема: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Цель занятия: формирование представления о причинах девиантного поведения личности и специфике социального контроля. Форма проведения занятия: учебная дискуссия. Задание: Учебная группа делится на 4 равные подгруппы. Староста распределяет между подгруппами теории (Ч. Ломброзо, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер), объясняющие совершение людьми ...

Решения в социологии:

  1. Социальная общность не аддитивна индивидуальному. Отсюда пошел структурный функционализм
  2. Дело в субъективной точке зрения. Важны те значения, которые индивид приписывает. Отсюда пошло феноменологическое направление
  3. Понимание социальности, как вытекающей из действия. Что в действиях порождает ту или иную реальность. Отсюда пошел рационализм.
  4. Проблема по сути не важна, а важно могут ли некоторые представления об общественной динамике стать двигателем прогресса, в том числе прогресса личности.

В развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.

  • Структурный функционализм

О. Конт (1798-1857). Идея социальной физики, которая должна состоять из: а) социальной статики – изучение структуры социальных явлений (какие группы ит.д.); б) социальной динамики – изучение социальных процессов (как меняется все в этом мире).

Второй аспект более значим, согласно Конту. Взаимосвязи, по его мнению, должны быть первичны. Выделяет методы:

  • наблюдение – говорит о необходимости схемы наблюдения и его отличии от наблюдения в физических науках;
  • эксперимент – больше внимания необходимо уделять изучению социальной патологии (девиантные варианты).

    Мы можем понять механизмы чего-то, когда это что-то разваливается;

  • метод сравнения – отсюда пойдет идея контрольной группы;
  • метод исторического анализа – мы можем посмотреть на какое-то явление только в процессе его генеза.

Выдвигал идею, что люди движимы чувствами, но нужно научить их двигаться позитивными чувствами.

Г. Спенсер (1820-1903). Считал, что пренебрежение структурой социальных явлений неправомерно, поскольку должен быть компромисс между частями. Выделяет сходство биологических и социальных форм жизни:

  • и те, и другие растут и развиваются
  • дифференцируются их части по ходу развития;
  • изменение в одной части целого влечет изменение в другой его части;
  • и там, и там можно убить организм в целом, но отдельные его части еще продолжают жить.

Развивает теорию социального эволюционизма. Человек (психика) подчиняется тем же законам социальной эволюции. Психика развивается в ходе прогресса. Считает, что социальное может доминировать над индивидуальным с помощью двух страхов: страх перед мертвыми и страх перед живыми. Это преобразуется в современных механизмах социального контроля: социокультурные механизмы (нормы, мифы) и сила. Считал социокультурные регуляторы наиболее важными, поскольку они закрепляют социальную иерархию, власть.

9 стр., 4372 слов

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

Оказание экстренной психологической помощи способствует поддержанию психического и психофизиологического самочувствия пострадавших, направлено на работу с вновь возникшими, в результате чрезвычайной ситуации негативными эмоциональными переживаниями, также решает задачи профилактики отсроченных реакций на чрезвычайную ситуацию у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.).  ...

Э. Дюркгейм (1842-1917). Личность в его понимании состоит из 2х частей:

  • индивидуальная психика (память, мышление, восприятие…)
  • социальные качества (социальные представления, социальная память, социальные эмоции…) – это «коллективные» представления

С его точки зрения, изучать необходимо социальные факты (т.е. то, что человек думает о реальном социальном явлении на уровне социальных представлений).

Он говорил о единстве коллективных представлений.

В качестве механизмов регуляции социального поведения выделял: принуждение и социокультурные факторы поведения.

Интересовала человеческая солидарность. Он считал, что это та сила, которая заставляет людей объединяться в группы с какой-либо целью. Причинами солидарности считал: организационные (разделение труда) и сугубо психологические (религиозность и право).

  • Феноменологическое направление

Э. Гуссерль. Социальные явления нельзя изучать методами естественных наук. То, что мы видим и то, что мы говорим, опосредуется способами познания. То, что говорим = то, что думаем. Следовательно, необходимо понять законы социального мышления. Основное внимание должно быть обращено к субъективной стороне реальности (тому, что мы думаем о реальности).

11 стр., 5228 слов

Бихевиоризм. Рассмотрение с точки зрения истории психологии

... англ. behavior - поведение) - это крупное психологическое направление, началом которого считают статью американского психолога Д. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г.). ... развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, то есть от тех стимулов, которые ...

Главным методом должно стать понимание. Человек должен сконцентрироваться на потоке повседневного опыта, а дальше произвести качественный анализ поверхностного наблюдения. Мир есть система значений, и изучать явления возможно за счет тех явлений, которые привносятся взаимодействующими сторонами.

М. Вебер. Основная задача – понять окружающую действительность не только в ее общих значениях, но и культурные особенности. Основная задача исследователя состоит в смысловой интерпретации социальных фактов. Вводит понятие идеального типа (мысленный образ).

Исследователь должен соотносить то, что он исследует с этим идеальным типом. Разница между реальным и идеальным – есть некоторая погрешность, но этим и отличается научное знание.

Психологическое направление в социологии сильно упрочнило свои позиции, это хорошо заметно даже в том, что первый учебник по СП был написан социологом.

  1. Ранние формы социально-психологических концепций.
  • Психология масс (конец XIX в.)

Г. Тард. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда — роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания — были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон.

Г. Лебон (1841—1931). Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).

3 стр., 1466 слов

Социальные проблемы пожилых людей

Содержание Введение……………………………………………………………………….3 1. Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей……………………………………………………………6 1.1. Особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе……………………………....6 1.2. Жизненные изменения в пожилом возрасте……………………..12 1.3. Проблемы пожилых людей в современном обществе…………19 2. Изучение особенностей ...

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом «материале» выглядело весьма односторонне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники.

  • Психология народов (середина XIX в.)

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного ранее критерия соотношения индивидуального и коллективного, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация).

Непосредственными создателями психологии народов являются Лацарус и Штейнталь. Они говорили о том, что задача СП познавать психологическую сущность народа, открывать законы, по которым протекает его духовная деятельность. В дальнейшем оазвитие этой идеи получило место в работах Вундта в 80 гг 19 века. С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

  • Теория инстинктов социального поведения (конец XIX в.)

Макдугалл (1871-1938). Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. «Гормэ» и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»).

Интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии. Он выделил 7 основных инстинктов: продолжения рода, социабельности, самосохранения и т.п.

В итоге, в 1908 году Гросс пишет учебник по СП, это рождение СП как самостоятельной науки. Но на этом поиск предмета СП не остановился. Сама СП не была единой, в ней 4 теоретических направления, у которых свое понимание предмета СП:

  • Социальный бихевиоризм – Скиннер, Бандура и т.п. предмет – механизмы и правила соц поведения.
  • Когнитивистское – предмет – представления и способы категоризации действительности.
  • Социоаналитическое. Работа с малыми группами, предмет – динамические характеристики мг.
  • Интеракционизм. Предмет – процесс взаимодействия
  • Кроме того, в связи с тем, что первые формы СП теорий были сугубо теоретические, происходит откат к эмпирическим исследованиям в СП. Начало экспериментального периода в развитии социальной психологии.
    • Критика Макдугалла.

В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости социальной психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

  • Объект исследований – малая группа.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их, прежде всего, возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

  • Дискредитация теории.

По свидетельству ряда американских авторов, вкус отдельных ученых к теоретическим работам грозил утратой веры в их научную компетентность, вызывал сожаление, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти одновременно происходило и в американской социологии, очень сильно стало звучать противопоставление исследования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции как простому рассуждению по поводу предмета. Само по себе рациональное требование — рассматривать исследование в качестве основной формы организации научного знания — обернулось отлучением от ранга исследований теоретических работ, они стали отождествляться со «спекуляцией». Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии, в частности в ее американском варианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.

  • Последствия эмпиризма в социальной психологии.

С одной стороны, именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной формы анализа этих явлений в первых социально-психологических концепциях были сняты и сами проблемы. Социальная психология дорого заплатила за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхолостило какое бы то ни было социальное содержание из весьма искусно проводимых лабораторных исследований.

Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма 

  • Россия.

В нашем обществе также формируется СП. У этого процесса есть свои исторические предпосылки:

— послереволюционный период требовал новых знаний для преодоления соц кризиса в обществе.

— идейная борьба затрагивает все научные сферы, в том числе и психологию.

Гносеологическими предпосылками можно считать работы российских исследователей в области рефлексологии и социологии.

Лавров и Михайловский. Лавров. Источником всего есть мыслящая личность. Сознание мыслящей личности есть движущая сила истории, с которой начинается и прогресс, и свобода. Признавая объективность социального развития, он одновременно говорит о свободе действий человека, не меняя объективных закономерностей. Основания социальной динамики заложены в нашей интеграции. Человеческая солидарность – результат критического отношения к себе и действительности, осознание, что идеала достичь в одиночку невозможно. Михайловский. «Герой и толпа» Основные взгляды:

  • разводит группы на организованные (народ) и неорганизованные (толпа).

    Народ – исторически возникающая общность, основанная на осмыслении происходящих событий. Истории образуют народ. Толпа – негативное социальное явление. Является патологическим состоянием человека, т.к. исчезает критически мыслящая личность;

  • все причины социальных процессов надо искать в личности. Существует личностная детерминация социальных процессов;
  • основной механизм образования толпы – подражание;
  • второй механизм – самовнушение. В большой группе мы склонны убеждать себя сами, т.к. есть осознанное и неосознанное подражание.
  • у человека две борющиеся тенденции – подчинение и осуществление своей воли;
  • формирование толпы связано с политическими и экономическими причинами, психологическими предпосылками: сильное общее впечатление, вызванное сильным событием – это основание для формирования; общность эмоционального переживания связано со скудостью впечатлений;
  • источником сильных эмоциональных переживаний может оказаться поведение героя;
  • герой – порождение толпы, следствие толпы (общих эмоциональных переживаний).

Сеченов и Бехтерев. Сеченов. В социальном поведении человек зависит от окружающей среды и воспитания, от опыта, в котором складывалась ассоциативная связь между намерением, чувством и действием. Регулирование происходит за счет прошлого опыта. Бехтерев (1857-1927). Человек всегда пытается построить свое поведение в соответствии с условиями среды. Он говорит, что рефлексы можно воспитывать. Общество осуществляет социальный отбор наших реакций. Личность – конечный продукт воспитания со стороны общества. Есть 2 стороны социальной эволюции: социализация и индивидуализация. Отдает предпочтение последней.

Троицкий, Владиславлев, Потебня. Троицкий. Основой личности является способность к творчеству. В основе творчества – ассоциативное мышление. Все – результат ассоциаций. Ассоциативное мышление тоже подчинено социальным правилам. Продукты творчества фиксируются в культурных символах. Одним из глобальных продуктов считал религию. Через изучение принадлежности к религии можно понять социальное поведение больших групп людей. Владиславлев. Мы способны в результате ассоциативного мышления формировать идеальные образы, которые будут двигать наше поведение. Основная задача человека – создание мира идеалов. Есть эстетические и нравственные цели (одни подчинены закону красоты, другие – нравственному выбору).

Это два типа регуляторов. Нет мира коллективных представлений как отражений объективной реальности, а есть идеальные представления. А.А. Потебня. В основе осознания человека себя как уникальности лежит принадлежность к определенной социальной группе. Осознание принадлежности и индивидуальности происходит через язык. Сознание и самосознание является продуктом языка. У слова есть образ, в виде которого выражено его значение в голове человека (внутренняя форма слова).

За счет индивидуальных значений возможна коммуникация, которая есть обмен ими. Народ – объединение на основе языка, национальность – объединение на основе идеи.

Вопрос о становлении СП в нашей стране имеет 2 этапа. На первом этапе стоит вопрос о возможности самостоятельного существования СП как науки. В основе лежит противостояние идеализма и материализма.

  1. Первый этап дискуссии о предмете

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологического знания.

  • Социальная психология, по мнению Г.И. Челпанова, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.
  • Единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила свое отражение в работах В.А. Артемова.
  • Реактологический подход к социальной психологии Корнилова: предлагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии.
  • Предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.
  • В.М. Бехтерев: социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе).

1 Предмет соц псих — Стр 2

Не было четкости относительно предмета социальной психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания предмета социальной психологии. С одной стороны, социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой стороны, предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила признание в те годы.

  1. Второй этап дискуссии

В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии» (1962, № 2, 5).

Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией — с другой.

Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики».

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Социальная психология была рассмотрена в третьем подходе как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.