1 Предмет соц псих

1. Предмет социальной психологии: история становления и современные представления. Первые социально-психологические теории.

План:

  1. становление СП на Западе:
  • исторические предпосылки
  • гносеологические предпосылки:

— предпосылки в смежных дисциплинах

— предпосылки в социологии и психологии

— первые формы СП теорий

  • экспериментализм в СП и его последствия
  1. становление СП в России:
  • исторические предпосылки
  • гносеологические предпосылки
  • 2 этапа становления сп

Процесс выделения СП в самостоятельную науку и определение ее предмета имел и имеет ряд трудностей. Главная трудность заключается в двойственности ее природы: постоянная борьба психологических и социологических идей (в США данная борьба вылилась в существование двух СП: психологической и социологической).

Не существует единого понимания предмета СП, каждый подход имеет свой взгляд на ее природу и задачи в области исследования. Исходя из этого, мы рассмотрим историческое становление СП и ее предмета как в Европе и США, так и в нашей стране.

  • Запад

Существует ряд предпосылок выделения СП проблематики в отдельную дисциплину. Прежде всего, это исторические предпосылки, которые подготовили само общество к появлению новой дисциплины:

  1. во второй половине 19 века в результате НТР появляется огромное количество крупных производств, на которых работают большие группы людей. В связи с этим перед обществом встает вопрос взаимодействия людей в больших группах, а кроме того, и вопрос управления этими группами.
  2. меняется политическая жизнь Западной Европы. Появляется многопартийности. Необходим новый класс людей, занимающийся рекламой, пиаром, пропагандой и т. п.
  3. в конце 19 века происходит массовая миграция за океан: встает вопрос соц адаптации людей к новой жизни в другом обществе.

Рассматривая вопрос выделения СП как самостоятельной науки важно обратить внимание на гносеологические предпосылки выделения СП, включающие в себя три следующих аспекта: запросы, которые существуют в смежных дисциплинах (языкознании, этнографии, криминологии и т. п.);на процесс подготовки и вычленения соц-псих проблематики внутри родительских дисциплин — псих и социологии; и, наконец, на формы первого СП знания.

3 стр., 1325 слов

Предпосылки выделения психологии

Предпосылки выделения психологии, как самостоятельной науки (Вундт, Сеченов, Брентано, Мах и Авенариус, Спенсер, Джеймс, Раш).Первые области психологии как самостоятельной науки : психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э.Вебер и Г.Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М Бехтеревым в 1885 году и других ...

  1. Философские предпосылки

Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно.

  1. Предпосылки в других науках

Значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни, привел к необходимости выделения социальной психологии.

Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы.

5 стр., 2160 слов

Социальное поведение. Формы позитивизма

Оглавление 1. Определите сущность понятия «социальное поведение». Раскройте особенности видов и форм девиантного поведения 2. Охарактеризуйте основные формы позитивизма Список использованных источников . Определите сущность понятия «социальное поведение». Раскройте особенности видов и форм девиантного поведения Поведение - внешне проявляющаяся активность живых существ. Поведение человека - ...

Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т. д.

Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.

  1. Предпосылки внутри психологии

Подготовки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных «родительских» дисциплин: психологии и социологии

Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т. д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т. е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии.

  1. Предпосылки внутри социологии

Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.

3 стр., 1082 слов

Ответы по психологии девиантного поведения

... психологии девиантного поведения Характеристика понятия «девиантное поведение» Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения ... в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения ...

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психики.

Проблема: анализ взаимоотношения личности и общества. Проявляется в момент встречи индивидуального и социального.

Решения в социологии:

  1. Социальная общность не аддитивна индивидуальному. Отсюда пошел структурный функционализм
  2. Дело в субъективной точке зрения. Важны те значения, которые индивид приписывает. Отсюда пошло феноменологическое направление
  3. Понимание социальности, как вытекающей из действия. Что в действиях порождает ту или иную реальность. Отсюда пошел рационализм.
  4. Проблема по сути не важна, а важно могут ли некоторые представления об общественной динамике стать двигателем прогресса, в том числе прогресса личности.

В развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.

  • Структурный функционализм

О. Конт (1798−1857). Идея социальной физики, которая должна состоять из: а) социальной статики — изучение структуры социальных явлений (какие группы ит.д.); б) социальной динамики — изучение социальных процессов (как меняется все в этом мире).

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... применялась для обьяснения формарования социального поведения и привела к созданию теории социального бихевериолизма. Бихевериальная соц. психология создала практику социального обучения и групповой психотерапии ... производственные, правовые, идеологические, моральные, эстетические, политические) 2. с точки зрения принадлежности к различным субьектам (национальные, рассовые, конфесиональные и другие) ...

Второй аспект более значим, согласно Конту. Взаимосвязи, по его мнению, должны быть первичны. Выделяет методы:

  • наблюдение — говорит о необходимости схемы наблюдения и его отличии от наблюдения в физических науках;
  • эксперимент — больше внимания необходимо уделять изучению социальной патологии (девиантные варианты).

    Мы можем понять механизмы чего-то, когда это что-то разваливается;

  • метод сравнения — отсюда пойдет идея контрольной группы;
  • метод исторического анализа — мы можем посмотреть на какое-то явление только в процессе его генеза.

Выдвигал идею, что люди движимы чувствами, но нужно научить их двигаться позитивными чувствами.

Г. Спенсер (1820−1903). Считал, что пренебрежение структурой социальных явлений неправомерно, поскольку должен быть компромисс между частями. Выделяет сходство биологических и социальных форм жизни:

  • и те, и другие растут и развиваются
  • дифференцируются их части по ходу развития;
  • изменение в одной части целого влечет изменение в другой его части;
  • и там, и там можно убить организм в целом, но отдельные его части еще продолжают жить.

Развивает теорию социального эволюционизма. Человек (психика) подчиняется тем же законам социальной эволюции. Психика развивается в ходе прогресса. Считает, что социальное может доминировать над индивидуальным с помощью двух страхов: страх перед мертвыми и страх перед живыми. Это преобразуется в современных механизмах социального контроля: социокультурные механизмы (нормы, мифы) и сила. Считал социокультурные регуляторы наиболее важными, поскольку они закрепляют социальную иерархию, власть.

Э. Дюркгейм (1842−1917). Личность в его понимании состоит из 2х частей:

9 стр., 4411 слов

Основной энергией, мотивирующей поведение человека, с точки зрения з. Фрейда: стремление к удовольствию

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Введение в курс «Основы психологического консультирования Психологическое консультирование - это процесс: посредством которого обученный консультант помогает индивидам принимать удовлетворительные решения Современный подход психологического консультирования, который описывает К. Роджерс, направлен на формирование: большей независимости личности Цель ...

  • индивидуальная психика (память, мышление, восприятие…)
  • социальные качества (социальные представления, социальная память, социальные эмоции…) — это «коллективные» представления

С его точки зрения, изучать необходимо социальные факты (т.е. то, что человек думает о реальном социальном явлении на уровне социальных представлений).

Он говорил о единстве коллективных представлений.

В качестве механизмов регуляции социального поведения выделял: принуждение и социокультурные факторы поведения.

Интересовала человеческая солидарность. Он считал, что это та сила, которая заставляет людей объединяться в группы с какой-либо целью. Причинами солидарности считал: организационные (разделение труда) и сугубо психологические (религиозность и право).

  • Феноменологическое направление

Э. Гуссерль. Социальные явления нельзя изучать методами естественных наук. То, что мы видим и то, что мы говорим, опосредуется способами познания. То, что говорим = то, что думаем. Следовательно, необходимо понять законы социального мышления. Основное внимание должно быть обращено к субъективной стороне реальности (тому, что мы думаем о реальности).

Главным методом должно стать понимание. Человек должен сконцентрироваться на потоке повседневного опыта, а дальше произвести качественный анализ поверхностного наблюдения. Мир есть система значений, и изучать явления возможно за счет тех явлений, которые привносятся взаимодействующими сторонами.

М. Вебер. Основная задача — понять окружающую действительность не только в ее общих значениях, но и культурные особенности. Основная задача исследователя состоит в смысловой интерпретации социальных фактов. Вводит понятие идеального типа (мысленный образ).

7 стр., 3319 слов

Типология социального поведения Р. Мертона

Тема: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Цель занятия: формирование представления о причинах девиантного поведения личности и специфике социального контроля. Форма проведения занятия: учебная дискуссия. Задание: Учебная группа делится на 4 равные подгруппы. Староста распределяет между подгруппами теории (Ч. Ломброзо, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер), объясняющие совершение людьми ...

Исследователь должен соотносить то, что он исследует с этим идеальным типом. Разница между реальным и идеальным — есть некоторая погрешность, но этим и отличается научное знание.

Психологическое направление в социологии сильно упрочнило свои позиции, это хорошо заметно даже в том, что первый учебник по СП был написан социологом.

  • Психология масс (конец XIX в.)

Г. Тард. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда — роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания — были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон.

Г. Лебон (1841—1931). Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом «материале» выглядело весьма односторонне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники.

  • Психология народов (середина XIX в.)

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного ранее критерия соотношения индивидуального и коллективного, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация).

Непосредственными создателями психологии народов являются Лацарус и Штейнталь. Они говорили о том, что задача СП познавать психологическую сущность народа, открывать законы, по которым протекает его духовная деятельность. В дальнейшем оазвитие этой идеи получило место в работах Вундта в 80 гг 19 века. С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

  • Теория инстинктов социального поведения (конец XIX в.)

Макдугалл (1871−1938). Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. «Гормэ» и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»).

Интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии. Он выделил 7 основных инстинктов: продолжения рода, социабельности, самосохранения и т. п.

В итоге, в 1908 году Гросс пишет учебник по СП, это рождение СП как самостоятельной науки. Но на этом поиск предмета СП не остановился. Сама СП не была единой, в ней 4 теоретических направления, у которых свое понимание предмета СП:

  • Социальный бихевиоризм — Скиннер, Бандура и т. п. предмет — механизмы и правила соц поведения.
  • Когнитивистское — предмет — представления и способы категоризации действительности.
  • Социоаналитическое. Работа с малыми группами, предмет — динамические характеристики мг.
  • Интеракционизм. Предмет — процесс взаимодействия
  • Кроме того, в связи с тем, что первые формы СП теорий были сугубо теоретические, происходит откат к эмпирическим исследованиям в СП. Начало экспериментального периода в развитии социальной психологии.
    • Критика Макдугалла.

В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости социальной психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

  • Объект исследований — малая группа.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их, прежде всего, возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

  • Дискредитация теории.

По свидетельству ряда американских авторов, вкус отдельных ученых к теоретическим работам грозил утратой веры в их научную компетентность, вызывал сожаление, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти одновременно происходило и в американской социологии, очень сильно стало звучать противопоставление исследования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции как простому рассуждению по поводу предмета. Само по себе рациональное требование — рассматривать исследование в качестве основной формы организации научного знания — обернулось отлучением от ранга исследований теоретических работ, они стали отождествляться со «спекуляцией». Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии, в частности в ее американском варианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.

  • Последствия эмпиризма в социальной психологии.

С одной стороны, именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т. д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной формы анализа этих явлений в первых социально-психологических концепциях были сняты и сами проблемы. Социальная психология дорого заплатила за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхолостило какое бы то ни было социальное содержание из весьма искусно проводимых лабораторных исследований.

Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т. е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма

  • Россия.

В нашем обществе также формируется СП. У этого процесса есть свои исторические предпосылки:

— послереволюционный период требовал новых знаний для преодоления соц кризиса в обществе.

— идейная борьба затрагивает все научные сферы, в том числе и психологию.

Гносеологическими предпосылками можно считать работы российских исследователей в области рефлексологии и социологии.

Лавров и Михайловский. Лавров. Источником всего есть мыслящая личность. Сознание мыслящей личности есть движущая сила истории, с которой начинается и прогресс, и свобода. Признавая объективность социального развития, он одновременно говорит о свободе действий человека, не меняя объективных закономерностей. Основания социальной динамики заложены в нашей интеграции. Человеческая солидарность — результат критического отношения к себе и действительности, осознание, что идеала достичь в одиночку невозможно. Михайловский. «Герой и толпа» Основные взгляды:

  • разводит группы на организованные (народ) и неорганизованные (толпа).

    Народ — исторически возникающая общность, основанная на осмыслении происходящих событий. Истории образуют народ. Толпа — негативное социальное явление. Является патологическим состоянием человека, т.к. исчезает критически мыслящая личность;

  • все причины социальных процессов надо искать в личности. Существует личностная детерминация социальных процессов;
  • основной механизм образования толпы — подражание;
  • второй механизм — самовнушение. В большой группе мы склонны убеждать себя сами, т.к. есть осознанное и неосознанное подражание.
  • у человека две борющиеся тенденции — подчинение и осуществление своей воли;
  • формирование толпы связано с политическими и экономическими причинами, психологическими предпосылками: сильное общее впечатление, вызванное сильным событием — это основание для формирования; общность эмоционального переживания связано со скудостью впечатлений;
  • источником сильных эмоциональных переживаний может оказаться поведение героя;
  • герой — порождение толпы, следствие толпы (общих эмоциональных переживаний).

Сеченов и Бехтерев. Сеченов. В социальном поведении человек зависит от окружающей среды и воспитания, от опыта, в котором складывалась ассоциативная связь между намерением, чувством и действием. Регулирование происходит за счет прошлого опыта. Бехтерев (1857−1927). Человек всегда пытается построить свое поведение в соответствии с условиями среды. Он говорит, что рефлексы можно воспитывать. Общество осуществляет социальный отбор наших реакций. Личность — конечный продукт воспитания со стороны общества. Есть 2 стороны социальной эволюции: социализация и индивидуализация. Отдает предпочтение последней.

Троицкий, Владиславлев, Потебня. Троицкий. Основой личности является способность к творчеству. В основе творчества — ассоциативное мышление. Все — результат ассоциаций. Ассоциативное мышление тоже подчинено социальным правилам. Продукты творчества фиксируются в культурных символах. Одним из глобальных продуктов считал религию. Через изучение принадлежности к религии можно понять социальное поведение больших групп людей. Владиславлев. Мы способны в результате ассоциативного мышления формировать идеальные образы, которые будут двигать наше поведение. Основная задача человека — создание мира идеалов. Есть эстетические и нравственные цели (одни подчинены закону красоты, другие — нравственному выбору).

Это два типа регуляторов. Нет мира коллективных представлений как отражений объективной реальности, а есть идеальные представления. А.А. Потебня. В основе осознания человека себя как уникальности лежит принадлежность к определенной социальной группе. Осознание принадлежности и индивидуальности происходит через язык. Сознание и самосознание является продуктом языка. У слова есть образ, в виде которого выражено его значение в голове человека (внутренняя форма слова).

За счет индивидуальных значений возможна коммуникация, которая есть обмен ими. Народ — объединение на основе языка, национальность — объединение на основе идеи.

Вопрос о становлении СП в нашей стране имеет 2 этапа. На первом этапе стоит вопрос о возможности самостоятельного существования СП как науки. В основе лежит противостояние идеализма и материализма.

  1. Первый этап дискуссии о предмете

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

В 20-е гг., т. е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологического знания.

  • Социальная психология, по мнению Г. И. Челпанова, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.
  • Единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила свое отражение в работах В.А. Артемова.
  • Реактологический подход к социальной психологии Корнилова: предлагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии.
  • Предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.
  • В.М. Бехтерев: социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе).

1 Предмет соц псих — Стр 2

Не было четкости относительно предмета социальной психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания предмета социальной психологии. С одной стороны, социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой стороны, предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила признание в те годы.

  1. Второй этап дискуссии

В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии» (1962, № 2, 5).

Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией — с другой.

Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики».

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Социальная психология была рассмотрена в третьем подходе как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.