4 Поведение как предмет психологии

Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Основные виды научения.

План ответа

  1. Поведение как предмет психологии.
    1. Предпосылки возникновения
    2. Основы поведения как предмета психологии
  2. Теоретические положения классического бихевиоризма
    1. Реакция, поведение и процесс обусловливания
    2. Задачи бихевиоризма и формирование навыка
  3. Теоретические положения необихевиоризма.
    1. Толмэн
    2. Скиннер
  4. Основные виды научения
    1. Импринтинг
    2. Условнорефлекторное
    3. Оперантное
  5. Плюсы и минусы бихевиоризма

  1. Поведение как предмет психологии.
    1. Предпосылки возникновения

Фундаментальные недостатки метода интроспекции поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии сознания. Бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психоло­гической науки становится поведение. Предвестником бихевиоризма был Торндайк, использовал бихевиоральный стиль мышления. Ставил эксперименты с «проблемным ящиком» (кошка заперта в ящике, открыть можно нажав на рычаг. Кошка мечется, случайно нажимает на рычаг — открывает. Последующие периоды метания сокращаются. В конце — сразу нажимает на рычаг).

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... теоретического знания. это прежде всего способы умственной деятельности, обобщенные способы действий. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, ... ей освоения обучающимся социального опыта. Социальная психология– это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением ...

Метод проб и ошибок — способ решения задач у животных.

  1. Основы поведения как предмета психологии

В 20 г XXв (статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма» 1913) появился новый предмет в психологии — поведение, а не сознание, как было ранее. Поведение — внешнее проявление психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию, как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов (но, к примеру, движения глаз — физиология, но и они имеют психологическое значение).

Внешнее проявление — неотъемлемая сторона внутреннего мира и непосредственное выражение характера человека, его опыта, его отношения и предмет собственного контроля. Как средство общения между людьми язык поведения, жестов часто говорит больше, чем сами слова.

  1. Теоретические положения классического бихевиоризма
    1. Реакция, поведение и процесс обусловливания

Реакция — любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение).

Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.

Поведение — это всякая реакция ® в ответ на внешний стимул (S), посредством которого индивид приспосабливается. Поведение является результатом обучения. Классы типов поведения:

  • внешние проявления физиологических процессов,
  • отдельные двигательные акты,
  • действия — система двигательных актов, направленных на достижение цели.

Врожденные элементарные движения — основа поведения. Поведение — система реакций, а формула S (стимул)-R (реакция) — единица поведения. По мнению Уотсона (основателя бихевиоризма), определенное внешнее воздействие вызыва­ет у человека определенную ответную безусловную (врожденную) ре­акцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций. Безусловный S вызывает безусловную R — это врожденная безусловная связь, на ее основе можно образовать условную).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... что-то удивило или шокировало...; Непроизвольные реакции Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными ... нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное. Подобные реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели уженщин, которые ...

Процесс обусловливания лежит в основе образования новых реакций. Правила классического обусловливания:

  • условный стимул должен предшествовать безусловному,
  • небольшой временной промежуток между предъявлением условного и безусловного стимула,
  • совместное предъявление условного и безусловного стимулов должно повторяться несколько раз.

При формировании условных связей выявлены следующие феномены: 1. генерализация реакций — R не только на конкретный условный стимул, но и на широкий класс похожих. 2. дискриминация — организм научается реагировать на более узкий класс стимулов, чем изначально (звук определенной высоты).

Размыкание условной связи: предъявление условного стимула без безусловного приведет к затуханию связи — систематическая десенсибилизация.

  1. Задачи бихевиоризма и формирование навыка

Задачи бихевиоризма:

  • описание поведения, т. е. выявить и описать типы реакций;
  • объяснение поведения, т. е. исследовать процесс их образования;
  • управление поведением, изучить основы их комбинаций, т. е. образование ложного поведения. По ситуации описать реакцию и наоборот.

Формирование навыка и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь и мышление — это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание ... социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...

Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

  1. Теоретические положения необихевиоризма.

Бихевиористы проводили опыты на животных и переносили их на человека. Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограничен­ность схемы «S-R» для объяснения поведения людей. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Активно использует такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех-неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: концепция Б. Скиннера, концепция К. Холла, — концепция Э. Толмена.

  1. Толмэн

30−60-е годы — основы необихевиоризма заложил Толмен ввел в эту схему су­щественную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или промежуточные переменные (внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула) — V, в результате схема приобрела вид: «S-V-R. Толмен ввел поправку в схему S-R, т.к. стимул и реакция находятся в сложных взаимоотношениях и однозначную связь между ними проследить не возможно. V- цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. Хотя в V был «отголосок сознания» (что невозможно для классического бихевиоризма), но вводились они как конструкты, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Противопоставил две трактовки поведения: 1. молекулярную, когда поведение разбивается на мельчайшие поведенческие реакции (жест, мимика).

2. молярную, где в качестве реакции рассматриваются более крупные единицы поведения — поведенческие акты. Толмен — сторонник молярной трактовки. Цель — некий теоретический конструкт, который позволяет более адекватно объяснить реальность. О наличии цели у человека (животного) свидетельствуют:

  • поисковая активность,
  • прекращение поисковой активности после получения результата,
  • более быстрое достижение результата при повторном поиске. Экспериментальные исследования (крысы): Т-образный лабиринт. Y-образным лабиринтом. Толмен считал, что животные активно формируют когнитивную карту и затем применяют ее к действительности.
  1. Скиннер

Оперантное и инструментальное обусловливание — основа научения (автоматичное подкрепление, закрепление связей в НС вне зависимости от воли и желания).

10 стр., 4532 слов

Биологические аспекты научения животных

... позиций. В некоторых случаях поведение животного меняется при созревании без участия научения, однако иногда научение для этого необходимо, но ... . Рис. 1. Примеры фокусов, которым Бреленд обучал животных оперантными условнорефлекторными методами. А. Кролик несколько раз пробегает лапами ... сторонами одного и того же явления. Сотни лет люди старались истреблять местные популяции крыс разными средствами, ...

В отличие от Уотсона, объяснявшего научение по принципу S-R, Скиннер предложил иной стиль научения — оперантное. Сначала: действие (операнта) + подкрепление (изменение окружающей среды в ответ на действие) + обусловливание по типу R.

Подкрепление: поощрение — благоприятное для организма изменение окружающей среды, наказание — неблагоприятное. При положительном подкреплении вероятность повторения операнта увеличивается. Эксперимент проводились на голубях: голуби поднимали голову на определенный уровень и получали корм. Иногда оперантная связь возникает очень быстро и сложно разрывается. Скиннер считал, что с помощью оперантного научения можно объяснить практически все поведение человека. Мы взаимодействуем со средой для получения поощрения.

Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма

  1. Основные виды научения
    1. Импринтинг

Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга — быстрого, автоматического, почти моментального, по сравнению с длительным процессом обучения, приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.

4 стр., 1940 слов

6. Основные формы поведения животных

... три формы поведения животных: Инстинкт Научение Интеллект При изучении любой формы поведения встаёт ... Стадия наталкивания: вызов системы действий, необходимых человеку. Наталкивание может быть непосредственное – заставление, ... поведение всегда является видотипичным. Но конкретный вариант видотипичного опыта приобретается в ходе научения. Виды научения: Облигатное: приобретение индивидуального опыта ...

  1. Условнорефлекторное

Второй вид научения — условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.

  1. Оперантное

Третий вид научения — оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.

Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. Во-вторых, это вербальное научение, т. с. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в ... профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся ... занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. ...

Бихевиоризм дал:

1. естественнонаучное направление развитию психологии,

2. объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, что способствовало развитию инструментальных приемов исследования. Расширился класс исследуемых объектов: поведение животных, младенцев. Изучены проблемы научения, образования навыков.

Недостатки:

1. не учитывается психическая деятельность человека,

2. сближение психики человека и животного,

3. игнорирование процессв сознания.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector