Предпосылки формирования личности в младенческом возрасте
с рождения до 3 месяцев |
с 3 до 6 месяцев |
с 6 до 9 месяцев |
с 9-до 12 месяцев |
Основной предпосылкой развития личности в младенчестве является наличие здорового человеческого мозга (родители и близкие родственники – психически здоровые, экология, беременность без патологий, питание, режим на свежем воздухе, эмоционально-положительное отношение к беременности, роды без патологий). Для развития личности очень важны ориентировочные рефлексы (зрительный, слуховой) и крик. Ребенок испытывает стресс рождения, у него нет опыта и реакция не предсказуема. Из всей массы впечатлений новорожденный выделяет, прежде всего, лицо матери и прислушивается к человеческому голосу. В течение 1 месяца ребенок реагирует на человеческие лица как на особые сигналы, в которых реакцию вызывают не отдельные элементы лица, а их соотношение, соответствующее различным эмоциональным состояниям взрослых. В первые дни жизни младенец реагирует на речь взрослых, двигаясь с ритмикой произносимых слов. Это способность к синхронному взаимодействию. Взрослый реализует эмоциональный голод младенца, т.е. от взрослого ребенок получает положительные эмоции. Подражая взрослому, ребенок овладевает действиями, что ведет к развитию психики. Нужда в любви взрослого для ощущения психологического комфорта, является также предпосылкой развития личности, следовательно, если младенец окружен любовью взрослого, то его психологическое развитие будет протекать своевременно. Появление «комплекса оживления» — знак душевного здоровья, это признак любви к матери, которое ведет к любви к человеку вообще, т.е. бессознательное чувство доверия к людям. Если мать не любит своего ребенка, то у него развивается сознательное недоверие к людям. Эмоциональная идентификация ребенка к взрослым (особенно с матерью) — это предпосылка формирования эмоциональной сферы.
|
Исходя из нового положения ребенок (лежа на животе) получает больше впечатлений от окружающего мира. Начинает отзываться на свое имя, но не осознает себя. Может указать на себя в зеркале, но не осознавая себя. Начинает выделять папу, как — особый объект внимания. |
Сидя младенец оказывается лицом к лицу со своей семьей и от этой позиции получает большую эмоциональную радость. |
Ребенок различает своих и чужих (некоторые начинают с 6-ти месяцев). Получают большое эмоциональное удовольствие от физического контакта со взрослыми. Чем больше любви, тем быстрее ребенок начинает, любить других, тем полнее будет его доверие к людям. |