Отчет по изучению адаптации к школе 1-х классов

Педагог-психолог МОУ Садовской СОШ №1

Фролова Н.В.

  1. Обоснование психодиагностического исследования.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка к школе.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет ( в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).

Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Основными формами проявления адаптационных затруднений являются нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в социальных контактах и учебно-познавательной деятельности, нарушения поведения и ухудшение общего самочувствия ребенка.

Адаптацияпредставляет собой комплексную реакцию на изменение ситуации взаимодействия индивида и среды. Изменения, происходящие в личности, можно отследить на трех уровнях: эмоциональном, мотивационном и поведенческом.

Эмоциональный компонент описывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейся ситуации.

Когнитивный ( мотивационный) компонент определяет степень потребностей личности, степень ориентировки в возникающих проблемных ситуациях.

На поведенческом уровне рассматривается активность индивида, направленная на преобразование ситуации. При этом активность может выражаться в виде внешнего поведения, а может выступать в форме внутренней активности, направленной на преобразование собственной личности.

2. Цель и задачи психодиагностического исследования.

Цель:изучение адаптационного периода учащихся 1-х классов.

Задачи:

  1. диагностика адаптации первоклассников;
  2. выявление причин, затрудняющих адаптацию;
  3. выявление группы риска.

3. Методы психодиагностического исследования.

В программу включены групповое и индивидуальное исследование.

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...

... психодиагностической ситуации, возможность использования как для взрослых, так и для детей, возможности применения в групповом обследовании и пр. Вместе с тем, графические методы исследования личности ... Предмет: возможности применения графических методов в исследовании личности. Задачи: 1. На основе данных литературы рассмотреть проблему исследования личности в психологии. 2. Раскрыть сущность ...

Методы индивидуального исследования

  • Эмоциональная компетентность у детей
  • Диагностика тревожности
  • ДУМ-1 ( учебная мотивация)
  • Нравственная сфера
  • Особенности адаптации
  1. Характеристика исследуемой группы.

Было обследовано 29 человек. Из них 1 «А»- 15 человек; 1 «Б»- 14 человек. Период обследования сентябрь-декабрь.

  1. Анализ результатов психодиагностического исследования.

Результаты исследования представлены в сводных таблицах по каждому классу и диаграммах.

В целом адаптацию учащихся 1-х классов можно охарактеризовать как соответствующую норме.

По результатам психологической адаптации некоторые учащиеся 1-х классов были определены в группу риска, дезадаптированных детей не выявлено.

В начале учебного года в 1-х классах было проведено родительское собрание « Трудности школьной адаптации».

По результатам диагностики адаптационного периода были проведены индивидуальные беседы с классными руководителями, где было обращено внимание на проблему адаптации и на те возрастные психологические и психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Также проводились индивидуальные консультации с родителями и классными руководителями 1 «Б» класса по результатам измерений адаптационного периода.

Эмоционально-нравственная сфера с учетом физиологических особенностей личности позволяет дать характеристику или раскрыть особенности эмоционального поведения в зависимости от психофизиологического фона.

По результатам измерения эмоциональной компетентности детей было выделено 7 типов реагирования на внешние стимулы.

  1. Стабильно-низкоэмоциональный.
  2. Среднестабильный-низкоэмоциональный.
  3. Нестабильный-низкоэмоциональный.
  4. Среднестабильный-высокоэмоциональный.
  5. Стабильный- среднеэмоциональный
  6. Стабильный- высокоэмоциональный
  7. Среднестабильный- среднеэмоциональный. ( наибольшее внимание стоит уделять детям попавшим в группы 1,3,4.)

Эмоциональная компетентность

( типы реагирования на внешние стимулы)

Класс

1

2

3

4

5

6

7

Кол.

чел

%

Кол.

чел

%

Кол.

чел

%

Кол.

чел

%

Кол.

чел

%

Кол.

чел

%

Кол.

чел

%

1 «а»

3

15

5

25

1

5

3

15

1

5

2

10

0

0

1»б»

2

10

6

35

1

5

0

0

0

0

5

25

0

0

Всего

2

11

2

3

1

7

0

В результате исследований нравственной сферы пришли к выводу, что менее толерантные дети имеют несколько смещенные показатели в сторону хороших поступков.

По результатам изучения общей тревожности, где рассматривались индекс общей тревожности, тревога в отношениях «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-повседневные действия», получили следующие показатели.

Общая тревожность

Индекс общей тревожности

Класс

Высокий уровень

Норма

Низкий уровень

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

5

25

10

75

0

0

1 «б»

3

15

11

85

Всего

8

21

0

0

Тревога в отношениях «ребенок-ребенок»

Класс

Высокий уровень

Норма

Низкий уровень

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

7

54

8

55

0

0

1»б»

4

15

10

85

0

0

Всего

11

18

0

Тревога в отношениях «ребенок-взрослый»

Класс

Высокий уровень

Норма

Низкий уровень

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

3

15

12

85

0

0

1 «б»

4

20

10

80

0

0

Всего

7

22

0

Тревога в отношениях, «ребенок-повседневные трудности»

Класс

Высокий уровень

Норма

Низкий уровень

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

6

40

9

60

0

0

1 «б»

8

70

6

30

0

0

Всего

14

14

Мотивацияизучалась с помощью методики ДУМ-1 ( структура учебной мотивации), которая предназначена для исследования структуры мотивации и ее устойчивости. Рассматривая следующие виды мотивов: познавательный, мотив достижения, мотив общения и игровой мотив. Процедура исследования строится на положении о том, что каждая конкретная деятельность представляет человеку возможность удовлетворения ряда потребностей. Поэтому для каждого вида человеческой активности существует некоторый перечень мотивов, которые связываются с данным видом деятельности и могут быть в нем реализованы. Такие мотивы можно разделить на несколько групп.

  1. Основные мотивы соответствующие содержанию самой деятельности ( для учебной деятельности это познавательный мотив).
  2. Смежные мотивы, которые актуализируются именно в процессе учебной деятельности, связанные с характером деятельности, но не соответствуют ее основному содержанию ( в данном случае это мотив достижения).
  3. Периферические мотивы, которые актуализируются именно в процессе учебной деятельности, связаны с характером деятельности, но не соответствуют ее основному содержанию ( в данном случае это мотив достижения).
  4. Негативные мотивы, альтернативные основным, которые препятствуют освоению деятельности, переключая активность в другое русло ( для учебной деятельности игровой мотив).

Мотивы, принадлежащие к разным группам, эффективны не одинаково. Если основные мотивы являются наиболее благоприятными для успешной деятельности, то негативные мотивы существенно ее нарушают.

Высокая устойчивость системы мотивации обычно говорит о сформированности внутренней иерархии ценностей. Такая иерархия необходима для адекватного приспособления к окружающей среде. Устойчивость системы мотивов дает ребенку возможность уверенного выбора стратегии поведения при изменяющихся условиях.

Структура учебной мотивации (ведущие мотивы)

Класс

Познавательный

Достижения

Общение

Игровой

Смешанные

количество

%

количество

%

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

6

40

4

30

2

25

2

25

2(пд)

25

1 «б»

4

30

4

30

3

25

3

25

1(пдо)

10

Всего

10

8

5

5

3

Структура учебной мотивации (игнорируемые мотивы)

Класс

Познавательный

Достижения

Общение

Игровой

Смешанные

количество

%

количество

%

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

0

0

4

35

2

15

9

75

2 (ои, опи)

15

1 «б»

3

15

5

40

3

15

4

25

2( ои,ид)

15

Всего

3

9

5

13

4

Структура учебной мотивации (устойчивость мотивов)

Класс

Высокая

Средняя

Низкая

количество

%

количество

%

количество

%

1 «а»

4

30

8

55

3

15

1 «б»

3

25

9

65

2

10

Всего

7

17

5

Школьная мотивация изучалась с помощью проектированной методики А.М. Прихожан получились следующие результаты.

Класс

Высокий уровень

Норма

количество

%

количество

%

1 «а» класс

5

15

10

85

1 «б» класс

3

10

11

90

Всего

8

21

Рекомендации классным руководителям.

  1. Нельзя хвалить тревожных детей, только конструктивная похвала.
  2. Слабозамотивированным ученикам давать общественное задание, назначать ответственными ( за дисциплину, поливку цветов, чистоту доски).
  3. Обращайтесь к ребенку по имени.
  4. Проявляйте толерантность к медлительным детям, выслушивайте их ответ до конца призывая к толерантности и весь класс.
  5. Развивайте внимание детей: подмена или пропуск слов в предложении, в слове, слитное написание слова с предлогом; упражнения для увеличения объема внимания и кратковременной памяти, основанной на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд, по мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается; для распределения внимания ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий.
  6. Гиперактивного ребенка нельзя лишать движений. Минимум предметов на столе.
  7. Леворуких детей лучше разместить с левой стороны парты.
  8. Для леворукого ребенка жестокое соблюдение режима дня может быть непременно трудным.