Педагогическое просвещение родителей как фактор социальой адаптации первоклассника к школе

План Глава 1. Теоретические основы изучения социальной адаптации первоклассника к школе 1.1 Адаптация первоклассника к школе социально-педагогический аспект 1.2 Социально-педагогические средства адаптации Глава 2 Опытно-эксперементальная работа по педагогическому просвещению родителей 2.1 Диагностика педагогической культуры родителей 2.2 Анализ результатов Заключение Приложение Список литературы Задача социального становления личности ребнка является важной для любого государства.

Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики социализации личности ребенка.В современном обществе процесс социализации начинается рано. Уже в возрасте 2 3 лет ребенок приобретает первые сведения об обществе, его законах и порядках через семью, средства массовой информации, ближайшее окружение.

Под влиянием специальных институтов и стихийных факторов происходит формирование отношений к обществу количественное накопление знаний и их качественное изменение.В социальные отношения и взаимодействия ребнок всегда вступает как посетитель тех или иных социальных норм выступают в качестве средства регламентации, контроля и социального влияния, подражания обеспечения оценки связи и взаимоотношения между людьми в любой совместной деятельности.

Главным средством усвоения и практического закрепления ребенком норм поведения является семья. Воспитание детей в семье специальная педагогическая деятельность родителей, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.Семейное воспитание характеризуется рядом условий общей позицией и семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличие обоснованных программ воспитания, использование методов и средств обучения, взаимодействия с ребенком.

Изменение в обществе вносит и изменения в семью, меняются ориентации, появляется другие ценности, но дети всегда остаются детьми и в любой период исторического развития нуждаются в поддержке. Любви и заботе родителей. Оказать помощь и защиту детям взрослые смогут, владея необходимыми валеологическими, психологическими, педагогическими знаниями. Сегодня исчезла идеологическая платформа, на которой многие годы строилась система воспитания в нашей стране.Рушится выстроенное и научно обоснованное педагогическое просвещение родителей.

6 стр., 2721 слов

Модель социального воспитания личности в семейном социуме

... общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители ... уделяется средовому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; что имеет место вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ...

Все это приводит к тому. Что в воспитание детей используется много педагогических просчтов со стороны учителей, но особенно со стороны родителей. Плачевное состояние педагогической просвещенности родителей вызвало необходимость исследование данной проблемы в теоретическом и практическом аспекте. Образование родителей имеет свою историю. В России она связана с деятельностью таких педагогов. Ученых.Выдающихся людей как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой.

На современном этапе это Н.И. Бочарова, Ю.В. Василькова. В целом труды, посвященные образованию родителей. Содержат следующие идеи — уважение к личности ребенка с самых первых дней его жизни ведущая роль нравственного воспитание детей в семье с самых первых дней их жизни — важность понимания и учета родителями индивидуальных особенностей и склонностей ребенка.В социально-педагогическом плане существует ряд противоречий между наличием большого объема литературы, трактующей значимость этой проблемы, но вместе с тем недостаточно разработанные приемы, методы решения задач педагогической просвещенности родителей социальным педагогом. Таким образом, нам необходимо изучить инструменты педагогической культуры родителей.

Анализ проблемы и определение е актуальности позволило сформировать тему дипломной работы Педагогическая просвещенность родителей как фактор социальной адаптации первоклассника к школе Объект исследования социальная адаптация первоклассника к школе.

Предмет исследования педагогическая просвещенность родителей как средство адаптации первоклассника к школе.Цели теоретически разработать проблему адаптации первоклассника к школе, создать систему педагогической просвещенности родителей и опробовать е. В соответствие с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи исследования 1. Теоретический анализ педагогической, психологической. Методической литературы по проблеме. 2. Определить ключевые понятия педагогическое просвещение, педагогическая культура, адаптация первоклассника. 3. Определить педагогические условия, способствующие улучшению условий социальной адаптации первоклассника к школе 4. Апробировать системе и дать методические рекомендации родителям и учителям Гипотеза исследования могут быть сформулированы следующим образом проблеме социальной адаптации к школе важная и значимая для родителей, учителей, а так же для самого ребенка вместе с тем, если мы не решать проблему социальной адаптации первоклассника к школе, то мы будем наблюдать у ребенка отсутствие мотивации к учебной деятельности, страх самовыражения, повышенной тревожности, не соответствовать ожиданиям значимых взрослых, нарушенное психическое здоровье можно улучшить социальную адаптацию первоклассника к школе, используя в качестве психологического средства просвещение родителей.

В исследовании были использованы организационный метод сравнительный способ эмпирический метод педагогические наблюдения, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, рисуночные тесты результаты обрабатываются с помощью качественного и количественного метода результаты интерпретировались с помощь генетического способа Теоретическая и практическая значимость исследования углублен теоретический аспект проблемы социальной адаптации первоклассника к школе разработанная программа педагогического просвещения родителей может быть использована социальными педагогами, учителями в подобных типах образовательно учреждения.

3 стр., 1026 слов

Взаимодействие педагога с родителями для успешной адаптации детей ...

... взаимодействия родителей и педагогов в процессе адаптации детей в ДОУ. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ 1. 1. Социальная адаптация как педагогическая категория и проблема адаптации детей ...

База исследования Самарская область, школа 2 г. Нефтегорска Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.

В последние годы в связи с переходом к обучению с шести лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с семи лет, как прежде, а с шести.

Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

По данным физиологов к 7-ми годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.Однако наиболее важные специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психический деятельности, у детей этого возраста еще не1 завершили своего формирования развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-ти годам, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой.

Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. 29, с.62. Переход к системному обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая.И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... что происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это ... не показы­вать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ...

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности вкладываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности рефлексия, анализ, внутренний план действий развитие нового познавательного отношения к действительностиориентация на группу сверстников. Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Так согласно концепции Э.Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается или, напротив, не развивается способность к овладению окружающей его средой.При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми.

Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста. В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом.Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.

В настоящее время в работах Исаева Д.Н Когана В.Е Раттера М.В. и др. существуют многочисленные доказательства, опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного скрытого, внешне не проявляющегося.В действительности в этот период ни общее психическое, ни психосексуальное развитие ребенка не останавливается, напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения.

Согласно концепции Ж.Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям.Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов восприятия, памяти, воображения, речи, воли, а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми. Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в развитии личности ребенка.

Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых учителей, родителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, основной задачей которых является создание оптимальных условий раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.

16 стр., 7723 слов

Профессиональное развитие в период молодости

... практических психологов. И именно по этому я затронула тему Профессионального развития в период молодости. Я тоже молодая и мне иной раз самой бывает ... (регрессивной) стадиях про-фессионального развития. ГЛАВА 2. СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ 2.1. Прогрессивная стадия профессионального развития личности Данная стадия профессионального развития личности прежде всего ...

В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться раскрытия индивидуальных особенностей и способностей развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим усвоения социальных норм, нравственного развития развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленный каждым ребенком на данном возрастном этапе.Как уже указывалось, при поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных норм, умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта — складывающиеся в школе межличностные отношения.

Это так называемая скрытая программа социализации, благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

С первых дней ребенок в школе включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом этапе.

Если у ребенка к 9-10 годам устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.Результаты специальных исследований Я.Л.Коломинского показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства 18, с.94. Для детей 5-7 лет друзья — это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего внешними причинами дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности.

7 стр., 3178 слов

Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида

... и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. 1. Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида .1 Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида) Школа для детей с ...

Характеризуя своих приятелей, они указывают, что друзья ведут себя хорошо, с ними весело.В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8-11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе.Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп.Так, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников звезды характеризуются рядом общих черт они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией, большинство из них хорошо учится, девочки имеют привлекательную внешность.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, грубости, капризности, так и в- замкнутости, нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность, многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношении и т.д. Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается на особенностях их первого впечатления о другом человеке.

Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников навыков общения со сверстниками, ориентиром может служить школа развития социальных отношений, разработанная А.Гезеллом.

Для детей 6-7 и 9 лет приведены следующие профили социального поведения Явный интерес к заключению дружбы и дружеских отношений с соучениками. Ребенок хорошо ладит с друзьями, но их игра не продолжается долго, если она происходит без надзора. Ребенок спорит, физически борется. Каждый из детей хочет настоять на своем. Часто жалуется.По отношению к другим детям ребенок может быть очень властным. Он часто исключает третьего Ты играешь с Франтиком Тогда я с тобой играть не буду. В игре он не умеет проигрывать и будет жульничать, если это нужно для выигрыша.

Он думает, что его друзья жульничают и не ведут себя как полагается. 9 лет У большинства детей бывает хороший друг того же возраста и пола, ребенок входит в определенную группу детей.Он хорошо ладит с ними, несмотря на бывающие иногда ссоры и разногласия. Интерес в меньшей степени направляется на собственное отношение к другу, чем на то, что они делают вместе.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, выше ... усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их ...

Важны цели и сама деятельность. Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка своих учебных способностей, так и общих возможностей.Конечно, наиболее благополучный вариант — когда самооценка является достаточно высокой и адекватной.

Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможностей для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников.Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер.

Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых и сверстников.Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . Задача педагога — помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Социально-психологическая адаптация представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и. связана с изменениями статуса индивида.Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Результат адаптации адаптированностъ, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Дети далеко не одинаково легко привыкают к новым условиям. В ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе.Зная их, можно выяснить, как происходит этот период привыкания к новой школьной жизни у тех или иных детей.

Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно учебный материал усваивает легко глубоко и полно овладевает программным материалом решает усложненные задачи прилежен внимательно слушает указания, объяснение учителя, выполняет поручения без внешнего контроля проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе общественные поручения выполняет охотно и добросовестно занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при этом нужен контроль бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным дружит со многими одноклассниками.

24 стр., 11675 слов

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...

... .В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от ...

Низкий уровень адаптации характеризуется тем, что ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе нередко жалобы на нездоровье доминирует подавленное настроение наблюдаются нарушения дисциплины объясняемый учителем материал запоминает фрагментарно самостоятельная работа с учебником затруднена при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания пассивен близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Основным показателем социально-психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Социально-психологическая адаптация детей к школе может происходить по-разному.

I тип детей адаптируется к школе в течение двух месяцев обучения, то есть примерно за тот же период, когда происходит наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив новых друзей в классе, они спокойны, доброжелательны.К концу октября все незначительные трудности, как правило, нивелируются у таких детей, они полностью осваиваются и с новыми требованиями, и с новым режимом.

II тип детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем с детьми. Они плохо реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.III тип — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители.