« Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

Глава1.Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности……………………………………………………………………………………………………..6

1.1 Характеристика театрализованной деятельности и руководство ею в ДОУ…………………………………..…………………………………………………………………………..6

1.2 Эмоциональное развитие ребенка дошкольного

возраста……………………………………………………………………….14

1.3 Педагогические условия использования театрализованной деятельности с целью эмоционального развития детей дошкольного возраста………………………………..…………………………………….20

Глава2. Опытно экспериментальная работа по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ……………………………………………………………………27

2.1. Диагностика уровня эмоционального развития детей на начальном этапе……………………………….…………………………………………….27

2.2. Организация театрализованной деятельности с целью эмоционального развития детей дошкольного возраста……………………………………….31

2.3. Анализ результатов по эмоциональному развитию детей …………………….36

Заключение…………………………………………………………………………………………………….39

Список литературы…………………………………………………………………………………………42

Приложение……………………………………………………………………………………………………44

Введение

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии детей, взрослые зачастую забывают о важности их эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Важно передать детям определённые первоначальные навыки эмоционального общения, которые необходимы ему в дальнейшем для последующего обучения в школе и просто для жизни.

В развитии эмоциональной сферы детей особая роль принадлежит театрализованной деятельности. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Однако на деле занятия театрализованной деятельностью зачастую означают бесконечные репетиции при подготовке спектаклей, навязывание штампов, уничтожение детской самобытности, что приводит к переутомлению, неуверенности детей, тревожности, боязни выступать перед зрителями.

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...

... адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединять свой усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный ... социиндивида с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей; отметим, что адаптационная реакция организма ... Каждое перенесенное заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, ...

Возникает противоречие: с одной стороны — для развития эмоциональной сферы детей необходимо развивать театрализованную деятельность, а с другой — на занятиях театрализованной деятельностью недостаточно внимания уделяется эмоциональному благополучию ребенка.

Поэтому данное исследование, направленное на эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности является актуальным.

Проблема эмоционального развития вызывала интерес как у отечественных, так и у зарубежных педагогов и психологов ( Г. Спенсер, Ф.Шиллер, З.Фребель, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский и др.).

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и « в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» В.А. Сухомлинский [16] . Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

У детей могут возникнуть такие чувства и эмоции, как сочувствие пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим неблаговидные поступки. В этом процессе, по мнению А.В. Запорожца [5;стр.34- 41], объединяются оценка персонажей с эмоциональным к ним отношением, формируется соответствующее нравственное эмоциональное отношение к действующим лицам.

Как отмечает Б.М. Теплов: « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место». [17; стр. 65] А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Из вышесказанного вытекает такая проблема, как недостаточное использование развивающего потенциала театрализованной деятельности в целях эмоционального развития детей. А значит, методы работы с детьми и содержание театрализованной деятельности требуют совершенствования.

В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема исследования: «Театрализованная деятельность, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста».

В данной работе раскрывается значение театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста, ее роль в эмоциональном развитии детей.

Объект исследования: эмоциональное развитие детей .

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста .

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать особенности театрализованной деятельности и руководство ею в ДОУ;

2.Рассмотреть педагогические условия использования театрализованной деятельности как средства эмоционального развития детей;

3.Изучить особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;

4. Экспериментально проверить, что театрализованная деятельность положительно влияет на эмоциональное развитие детей при соблюдении педагогических условий:

23 стр., 11008 слов

Устранение причин неблагоприятного психологического климата в ...

... развития ребенка, помогает родителям решить эмоциональные, поведенческие, личностные проблемы ребенка, оптимизирует детскородительские отношения. 4. Специальный педагог – оценивает основные области развития ребенка, прогнозирует маршруты семейного воспитания ребенка, отслеживает динамику развития, помогает нормализовать жизнь ребенка ...

-Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы ;

— Используя методику Изотовой, изучить эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста путем наблюдения за детьми в разнообразных видах деятельности и определить понимание ребёнком эмоциональных состояний человека в процессе беседы на основе фотографий, картинок, графических карточек с изображением эмоций;

— Организовать опытно-экспериментальную работу: ввести в педагогический процесс комплекс занятий по театрализованной деятельности с целью эмоционального развития;

— Провести повторную диагностику уровня эмоционального развития по методике Изотовой.

Гипотеза: можно добиться положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника если:

—Создать соответствующую предметно-развивающую среду;

-Систематически включать театрализованные игры в целостный образовательный процесс;

— комплексно использовать различные методы и приемы руководства театрализованной игрой;

— постоянно обогащать представления детей об окружающем мире и стимулировать самостоятельные игры детей,

— насыщать театрализованную деятельности эмоционально-экспрессивными, предметно- действенными средствами взаимодействия.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; обобщение и систематизация данных.

Эксперимент проводился в старшей группе МДОУ №2 п. Боголюбово.

Исследования проводились в три этапа:

На первом этапе была изучена психолого- педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий эксперимент, с целью определения уровня эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс игр-занятий, направленный на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На этапе контрольного эксперимента были систематизированы и обобщены данные опытно- экспериментальной работы. Оформлена курсовая работа.

Глава 1.Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности

1.1 Характеристика театрализованной деятельности и руководство ею в ДОУ

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

[18 стр. 34]

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

12 стр., 5742 слов

Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка

... сильные неподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни. О значимости театрализованной деятельности в развитии личности ребенка говорили многие педагоги и психологи ... ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажа). Т 1.5. Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в ...

[5 стр.23]

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».

«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

[10; стр.303].

Театрализованную игру можно разделить на две основные группы: игры-драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки).

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями. [1;стр.9]

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности: интонацию, громкость, темп, тембр, звукоподражания и т.д. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. [2;стр.25]

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе .

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. [10;стр.310]

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

Особое внимание необходимо уделять поддержанию эмоционально положительного отношения к предстоящей деятельности, активности и интереса детей во время чтения текста, в работе над пониманием его содержания, в процессе подготовки и проведения игр. Обсуждение с детьми норм и правил поведения, а также эмоциональных реакций на представленную в рассказе ситуацию способствуют пониманию переживаний персонажей, приятие их и последующее «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий. [8;стр.71]

В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например: в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько частей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить содержание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы. Предлагается представить и рассказать чем в это время были заняты мышка, лягушка, заяц, ёж, как подошла лиса к дому и т.д. Вопросы педагога помогают детям понять изменения, произошедшие в поведении и настроении обитателей теремка с появлением лисы.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).

Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.

Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей. [10;стр.310]

Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности ( Н.В.Микляева).

12 стр., 5647 слов

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника

... детьми. Глава 1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника .1Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание ... подробности сюжета и особенности характеров персонажей. Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на деталях, ... познавательного воздействия гармонично вписывается в процесс игры. Для малыша является главным развитие ...

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем — выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое по……..

Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1997.

5. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.

6. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником. // Дошкольное воспитание, 2005, № 9.

7. Заболтина В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2007,№7.

8.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.

9.Карелина И.О Эмоциональное развитие детей 5-10 лет // Академия развития.- Я., 2006.

10.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2009.

11.Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание, 1989, № 4.

12.Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание, 1999, №11.

13. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.- М.,- ТЦ Сфера, 2009.

14. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2005.

15. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в

детском саду. М., Школьная пресса, 2001.

16.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

17. Теплов Б.М. Психология. — М., 1951.

18. Урунтаева Г.А. Детская психология. — М.,1995.

19.Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1972.

20. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003.