2)Процесс психодиагностического исследования

Психодиагностика

  1. предмет психодиагностики области применения психодиагностики задачи Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.  Психодиагностика- раздел психологического знания, формирующегося на стыке фундаментальных областей психологии с практическими запросами жизни. Современная психодиагностика всё шире используется в таких областях социальной практики, как: 1. расстановка кадров, профотбор и профориентация. 2. прогнозирование социального поведения (законопослушности, стабильности брака).

    3. оптимизации обучения и воспитания. 4. консультативная и психотерапевтическая практика. 5. судебно- психологическая экспертиза. 6. прогнозирование психологических последствий окружающей среды.  Помимо этого психодиагностические методики- один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной, спортивной, клинической и т.д.).

    Выделяют и более общие, универсальные вопросы, решение которых закладывает фундамент любой специальной психодиагностики. Эти вопросы составляют предмет общей психодиагностики. К ним относятся: 1. методологические, теоретические и конкретно- методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений. 2. методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных об’ектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения. 3. дифференциальная психометрика как математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий. 4. нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям. Основными функциями психодиагностики являются:  1. осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств  2. оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения 3. оценка качества самого образования.  4. применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения. Психодиагностика в вузе позволяет:  1. более эффективно осуществлять отбор абитуриентов 2.

    26 стр., 12899 слов

    «общие понятия о личности» по предмету

    ... рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального и сследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт ...

    дальнейшее развитие способностей и умений студентов,  3. проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов. Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Также сюда входит создание условий для проведения прицельной коррекционно- развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д. Конкретная практическая польза от применения психодиагностики зависит от уровня социально- экономического развития общества и связанной с ним степени влиятельности суб’ективного, человеческого фактора в среде производства и экономики в целом.

  2. 1) принцип научной обоснованности (отражает квалификацию
  3. 1) тестирование должно проводиться при участии профессио
  4. 1. Психодиагност несет ответственность за достоверность
  5. 10) особая ответственность ложится на психолога при проведении
  6. 16.11.97 № 144%ФЗ; от 10.07.02), «О психиатрический помощи и
  7. 1977 г.).

    Кроме того, в отдельных случаях нарушение этических и

  8. 2) принцип обеспечения суверенных прав личности (обман и
  9. 2) человека нельзя подвергать психологическому обследованию
  10. 2. Психодиагност несет ответственность за разглашение
  11. 3) перед проведением психологического тестирования человека
  12. 3) принцип объективности выводов (обеспечивает беспристраст
  13. 3. Психодиагност несет ответственность в случае нанесения
  14. 4) любой человек, если это не оговорено законом, имеет право
  15. 4) принцип конкретности и эффективности предлагаемых реко
  16. 4. Психодиагност обязан в своей деятельности использовать
  17. 5) испытуемый должен быть информирован о целях тестирования
  18. 5) принцип конфиденциальности (информация может быть пре
  19. 6) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или
  20. 6) принцип профессиональной тайны (отражает требование не
  21. 7) психолог%диагност должен обеспечить конфиденциальность
  22. 8) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам,
  23. 9) отдельными хорошо теоретически и психометрически обосно%
  24. I, в редакции от 25.06.02 г.), «Об основах системы профилактики
  25. безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120%ФЗ
  26. В настоящее время официально Этического кодекса психолога в
  27. ваний, соблюдение которых указывает на общую культуру психолога,
  28. вания рекомендации даже потенциально не должны вредить клиенту);
  29. ванными методиками могут воспользоваться не только практические
  30. вают и некоторые стороны деятельности психолога. Прежде всего, это
  31. венность за соблюдение всех требований профессиональной тайны.
  32. ветственность.
  33. вред как самому клиенту, так и другим людям; если психодиагносту
  34. вующих тестовых методик психологом%диагностом. Любой пользова%
  35. выборе психодиагностических и психокоррекционных методик, в сво%
  36. гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г. № 3185%
  37. го, психодиагност не должен в своей деятельности использовать мето%
  38. декабря 1975 года, утверждена Верховным Советом СССР в
  39. диагностического исследования является обязательным компонентом
  40. дики и/или программные продукты, на использование которых необ%
  41. доставлена только тем, для кого она предназначена и кто имеет право
  42. дует предварительно ознакомиться с опытом применения соответст%
  43. дующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс спе%
  44. его моральные и этические принципы. Отдельные этические вопросы
  45. его основополагающие права, определяемые Всемирной декларацией
  46. жения достоинств и неприкосновенности личности ребенка, защищает
  47. жены в Гражданском и Семейном кодексах РФ, Конвенции о правах
  48. законодательством Российской Федерации. Исключения состав%
  49. законы: «Об образовании» (№ 12%ФЗ от 13.01.96, с изменениями: от
  50. заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования;
  51. зания помощи клиенту. Особо следует отметить, что даже в этих слу%
  52. зволяют работать с ними. Если психодиагност сомневается в ва%
  53. знать результаты своего тестирования;
  54. зывает сомнений, а его квалификация и юридический статус по-
  55. и квалификации психодиагноста
  56. и способах использования его результатов;
  57. иные способы получения психодиагностической информации недопус%
  58. их выводах и рекомендациях. Он строит свою работу на основе ува%
  59. их предъявления клиенту (испытуемому).
  60. к проведению психодиагностических исследований
  61. клиент находится в больнице, и данная информация способна оказать
  62. когда разглашение информации является единственным способом ока%
  63. конфиденциальной информации, кроме случаев, предусмотренных
  64. которую сам не осознает;
  65. которых явным образом способно причинить вред клиенту.
  66. лидности и надежности методики, он обязан проверить их. Кроме то%
  67. литического направления), интерпретации полученных результатов и
  68. ляют: решения судов; требования родителей или лиц, несущих ответ%
  69. мендаций (даваемые по результатам психодиагностического исследо%
  70. ми секрет той или иной психодиагностической методики;
  71. может выдать такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах,
  72. Морально%этические правила (по А. В. Батаршеву):
  73. морального вреда клиенту. Речь идет о возможном некорректном
  74. моральных норм влечет за собой административную и уголовную от%
  75. на ее получение);
  76. на кажущуюся «отдаленность» от психологии, тем не менее, затраги%
  77. нального психолога – специалиста по психодиагностике или после%
  78. не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструк%
  79. Некоторые аспекты, регулирующие деятельность психологов, отра%
  80. необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно
  81. неэтичному применению психодиагностических методик;
  82. ность.
  83. ный подход к исследованию и личности испытуемого);
  84. общие этические правила проведения психодиагностических исследо%
  85. оговорены в ряде законов Российской Федерации, которые, несмотря
  86. основе «личного доверия»;
  87. от 24. 06. 99 с изменениями: от 13.01.01; от 07.07.03; от 29.06.04).
  88. подготовки специалиста в области психологии. Перечислим основные этические требования, предъявляемые к
  89. помощь в лечении); когда сокрытие информации способно причинить
  90. применении психодиагностических методик (особенно это касается
  91. проективных методик, разработанных, например, в рамках психоана%
  92. против его воли или обманным путем;
  93. психодиагноста, качество психодиагностических методик, непредвзя%
  94. психодиагностической и психокоррекционной работы в школе. Рабо%
  95. психодиагностической информации, полученной от испытуемого на
  96. психодиагносту.
  97. Психолог же уполномочен лично препятствовать некорректному и
  98. психологи, но и учителя, врачи, социологи и др. В этом случае им сле%
  99. психологического диагноза. Нарушение данного требования в ряде
  100. разглашения содержания психодиагностических методик и результа%
  101. ратифицирована Верховным Советом РСФСР в 1990 г.), Деклара%
  102. ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  103. России не существует. Точнее, он существует в нескольких редакци%
  104. С учетом сказанного, знание этических норм проведения психо%
  105. ского исследования:
  106. случаев влечет за собой административную и уголовную ответствен%
  107. составленного им психологического заключения и поставленного
  108. специалиста);
  109. становится известно о совершенном или совершаемом преступлении;
  110. ственность (опекунов, попечителей) за испытуемого, врачей (когда
  111. тая с детьми, психолог должен быть осмотрительным и осторожным в
  112. тель тестовой методики автоматически должен взять на себя ответст%
  113. тивные материалы, не раскрывает перед потенциальными испытуемы%
  114. тимы в работе профессионала и указывают на низкую квалификацию
  115. тов их применения).
  116. только те методики, валидность и надежность которых не вы-
  117. тость психодиагноста);
  118. ходимо получить соответствующее разрешение и оно не получено.
  119. циальной подготовки и процедуру аттестации;
  120. ции о правах инвалидов (принята Генеральной ассамблеей ООН 9
  121. чаях психолог имеет право скрыть некоторые сведения, разглашение
  122. Этические и моральные принципы проведения психодиагностиче%
  123. Этические принципы и требования
  124. ях, ни одна из которых не утверждена. Тем не менее, имеются некие
  125. прав человека.
  126. 3) Классификации психодиагностических методик

  127. В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете.  Метод — это широкий класс методик и техник, объединенных родством основного технологического приема и общими теоретическими принципами. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Это становится возможным благодаря стандартизации инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Стандартизация процедуры обследования не менее существенна для психодиагностического метода — точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.  Психодиагностическая методика — конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации (или условиях) для решения определенных задач. Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик. 1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.  Основным диагностическим показателем в этих тестах является объективный результат или успешность выполнения предлагаемого задания — решил или не решил, сколько и каким способом решил.  2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.),анкетами, шкальными техниками, контрольными списками прилагательных и т.п. Эти методы, по сути, являются разновидностямистандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.  3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания.  Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста, основными признаками которого являются стандартизированность, независимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога, а также сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, то есть полученными в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке. При проективном тестировании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Очевидно, стандартизированная процедура не позволит исследовать индивидуальность как уникальную личность.  Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных методов, которая с некоторыми дополнениями принимается и в настоящее время: 1) Конститутивные методики или методики структурирования: человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл (например, тест Г.Роршаха); 2) Конструктивные методики или методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных деталей (игрушки, кубики и т.д.) например, тест мира или «песочница»: 3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий или ситуаций, которые допускают различные толкования (например, ТАТ Г.Мюррея); 4) Аддитивные методики или методики дополнения: неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга; 5) Экспрессивные методики или изучение продуктов изобразительной деятельности: например, многочисленные рисуночные тесты; 6) Импрессивные методики или методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности (например, цветовой тест Люшера); 7) Рефрактивные методики или изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса); 8) Катартические методики или методики катарсиса: психодрама, проективная игра и т.п. Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседа) и невербальными (например, игра с ребенком, деловая игра взрослых могут выступать как невербальные диагностические процедуры).

    7 стр., 3257 слов

    Методики психологического обследования

    ... параллельных форм, надежность частей теста. Ретестовая надежность - характеристика надежности психодиагностической методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Надежность вычисляется по соответствию ... А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 272 с. 8. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - ...

    4 стр., 1907 слов

    1.Диагностика мотивационной структуры личности

    ... Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф.Потемкиной ОПИСАНИЕ Методика Потемкиной Ольги Федоровны "Диагностики ... двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских ... достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам: 1) по интернальности-экстернальности (половина ...

    16 стр., 7802 слов

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

    ... для диагностики адаптации к школе. ü методика «Школьной тревожности» Б.Н. Филлипса (Beeman N.Phillips). ü Субтест «Счет» из батареи тестов интеллекта Д. Векслера. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит ...

    15 стр., 7151 слов

    Диагностика личностных особенностей

    ... личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".  Методика «Диагностика агрессии» предложена А.Бассом и А.Дарки для выявления следующих видов агрессии:  ... Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными ...

    Существуют и другие классификации психодиагностических методик, сделанные по иным основаниям. Методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики. К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.  К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.  По форме проведения методики делятся на групповые и индивидуальные.  По характеру стимульного материала и в соответствии с ним основной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные.  По наличию или отсутствию ограничений во времени работы испытуемого методики делятся на тесты скорости и тесты достижений. В тестах достиженийвремя выполнения тестового задания не ограничивается; в тестах скорости, напротив, время работы обследуемого строго регламентировано.  В заключение рассмотрим предметную классификацию, основанием деления методик на группы в которой является предмет диагностики. В этой классификации выделяются следующие группы методик: 1. Методики диагностики психических процессов: 2. Методики диагностики общих и специальных способностей (и в первую очередь интеллекта), а также методики диагностики уровня психического развития. 3. Методики диагностики особенностей психических состояний: 4. Методики диагностики черт личности:  5. Методики диагностики особенностей индивидуального самосознания. 6. Методики диагностики межперсональных отношений (деловых, семейных).

  128. 4) Правила применения психодиагностических методик

  129. В соответствии с основными принципами кадрового консультирования в кадровой службе организации-заказчика вопрос о том, какие психодиагностические методики будут использоваться для оценки персонала, должен быть подробно обсужден. Лучше всего прочитать небольшую лекцию об истории психодиагностики, возможностях и ограничениях основных подходов и методов. Затем, вернувшись к необходимости использования психодиагностических процедур в консультационном процессе, обсудить свои предложения. Желательно само обсуждение построить максимально открытым. Для этого можно подробно остановиться на целостном видении комплекса процедур и на каждой в отдельности.
  130. Одним из наиболее продуктивных способов снятия первоначальных барьеров служит демонстрация некоторых или всех предлагаемых процедур с последующим анализом полученных результатов. Сразу после этого возникает уникальная возможность обсудить с представителями заказчика этическую сторону применения психодиагностических процедур в процессе консультирования. Здесь необходимо прояснить разделение ответственности между консультантом и представителями заказчика. Консультант полностью отвечает за качество результатов обследования и безопасность оцениваемых. Однако ответственность за качество работы и итоговый результат распространяется и на руководителя подразделения. Для контроля за качеством результата он должен помнить, что эффективная диагностическая работа возможна лишь в том случае, если будут выполнены следующие требования:
  131. 1) в отношении используемых тестов присутствуют данные о валидности, надежности, существуют статистические нормы для предполагаемых категорий испытуемых;
  132. 2) имеются методические материалы (стимульный материал, бланки, ключи, описание методики, описание процедуры тестирования, алгоритм обработки результатов, текст интерпретации результатов и рекомендации по составлению заключения на их основе;
  133. 3) использование методики оправдано с точки зрения критериев отбора (оценки) персонала, финансовых и временных затрат;
  134. 4) имеется квалифицированный консультант, который может предоставить экспертное заключение в отношении данного теста и целесообразности его использования;
  135. 5) конфиденциальность персональной информации гарантируется в том числе и процедурно (создается специальный документ, в котором уточняется порядок хранения, передачи и использования информации, вводится специальная кодировка первичных результатов с ограниченным доступом к ключу).
  136. Полноценное использование психодиагностических методов, необходимое для получения достоверных результатов, а также соображения профессиональной этики предполагают, что консультант и представители заказчика в своей работе будут придерживаться ряда правил.
  137. Правила использования психодиагностических тестов
  138. • в кадровой работе следует применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики;
  139. • обязательно соблюдать профессиональную тайну, как в отношении технологии тестирования, так и по поводу диагностической информации, полученной об испытуемом;
  140. • строить отношения с обследуемыми на партнерской основе. Это означает, что: нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто будет иметь к ней доступ; необходимо создавать условия для получения испытуемым информации по данным тестирования;
  141. • при запросе со стороны испытуемого о результатах тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений;
  142. • не допускать к психодиагностической и аналитической работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших специальное обучение, а также нарушающих требования профессиональной этики. Для создания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил:
  143. • заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, обязательно сообщать о его продолжительности;
  144. • тестирование следует проводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм (площадь на одного испытуемого не менее 3 м2, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и пр.), при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;
  145. • перед тестированием важно установить психологический контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с заданиями, сообщить, что полученная информация является конфиденциальной, позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе скрытый) и является не только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его профессиональной адаптации на новом месте работы;
  146. • не следует сообщать испытуемому подробности об интерпретации результатов — это может повлиять на уровень их достоверности и будет способствовать девалидизации методики;
  147. • в отношении испытуемого следует занять партнерскую позицию («Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении достоверной информации и будем вам благодарны за нее»), взаимодействие с позиции силы («Сейчас мы все про вас узнаем!») недопустимо;
  148. • во время психодиагностического обследования следует быть приветливым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае необходимости;
  149. • во время тестирования следует предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы;
  150. • при интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устной конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано;
  151. • при завершении обследования следует проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.) и обязательно поблагодарить за проделанную работу.
  152. Поведение испытуемого во время выполнения тестов может служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических особенностях.
  153. 5)6) требования к психодиагностическим пользователям пользователь психолог и спец. Непсихологам .Разные требования предъявляются к пользова телям, являющимся профессиональными психоло гами, и пользователям-непсихологам.
  154. Пользователь-психолог:
  155. а)  должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психо диагностики, владеть основами дифференциаль ной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагности ке, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
  156. б)  должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответ ствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессио налами, незнакомыми с ограничениями в исполь зовании того или иного теста;
  157. в)  должен пользоваться преимущественным пра вом  по  сравнению  с  непрофессиональными пользователями на проведение психодиагности ки в заданной области, на использование прото колов в соответствии с профессионально-этиче скими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собствен ности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя па раллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
  158. г)   не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования)    субъек тивными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований мак симальной эффективности диагностики — мак симум надежности при минимуме затрат;
  159. д)  должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анали зируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ве дение такой научно-методической работы вхо дит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практиче ских учреждениях. В этой работе психолог под держивает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей ко пии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;
  160. е)  должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерп ретация, прогноз делаются в строгом соответ ствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в ис пользовании методики, принятого на опреде ленный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направля ет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
  161. ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо диагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Пси холог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его ре зультаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне­сены на основе психологической диагностики;
  162. з)   должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив ных материалов, не раскрывать перед потен циальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
  163. и) обязательно должен рассматривать наряду с наи более вероятной и альтернативную диагностиче скую гипотезу (интерпретацию данных), приме няя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопро изводстве;
  164. к) должен сообщать в региональные или централь ные органы Общества психологов о всех заме ченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психо диагностики. Психолог уполномочен лично пре пятствовать некорректному и неэтичному при менению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специаль ных знаний при интерпретации, могут использо вать специалисты в смежных с психологией об ластях:  учителя,   врачи,   социологи,   инженеры, экономисты и пр.
  165. При этом пользователь-непсихолог:
  166. а)  должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практи ческой отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставлен ных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттес тованные методики;
  167. б)  должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, ли бо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию мето дикой);
  168. в)  должен автоматически брать на себя обязатель ство по соблюдению всех требований профессио нальной тайны, получая доступ к п-методикам;
  169. г)   должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к ис пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь зована информация;
  170. д)  не должен использовать методики, не обеспе ченные однозначной стандартной инструкци ей, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного при менения высокопрофессиональных эксперт ных методов;
  171. е)  должен содействовать психологам в соблюде нии  процедурных и  этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения не корректного использования методик.
  172. Все приведенные требования находятся в соот ветствии с международнымипрофессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующихпринципов:
  173. 1)   ответственности;
  174. 2)  компетентности;
  175. 3)   этической и юридической правомочности;
  176. 4)  квалифицированной пропаганды психологии;
  177. 5)  конфиденциальности;
  178. 6)   благополучия клиента;
  179. 7)  профессиональной кооперации;
  180. 8)  информирования клиента о целях обследова ния;
  181. 9)  морально-позитивного эффекта исследования;
  182. 10) гражданственности и патриотизма.
  183. 7) Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные. К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность (подробно об этом см. гл. III ).

    8 стр., 3889 слов

    Интервью как основной метод психологического консультирования

    ... психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. 2. Интервью как основной метод психологического консультирования Интервью – способ получения социально психологической ... в ситу­ации интервью. Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ...

    11 стр., 5492 слов

    Возможности использования психодиагностических методик в психологическом ...

    ... хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2011. Под ... возможности использования психодиагностических методик в психологическом консультировании. Объект исследования - психологическое консультирование. Предмет исследования - использование методик в психологическом консультировании. Гипотеза ...

    11 стр., 5373 слов

    Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного ...

    ... сообщает экспериментатор. Тест содержит 97 стимульных утверждений, расположенных в бланке в два столбца сверху вниз под соответствующими номерами. При прочтении экспериментатором очередного стимульного утверждения испытуемому предлагается ...

    Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми. К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

    Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования. Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией

  184. 8)9)10) Психологическое тестирование- относительно молодое направление в одной из самых молодых наук. Задача психологического тестирования- измерить различия между индивидами или между реакциями индивида в разных условиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов явилось выявление умственно отсталых.  1. Важная область применения определённых видов психологических тестов (обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонения в поведении).

    2. Серьёзным импульсом (на Западе) к развитию тестов стали проблемы, возникающие при обучении. (Распределение детей по способностям, в соответствии с которым применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одарённых- с другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор в профессиональные школы- лишь некоторые примеры использования тестов в образовании).

    3. Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях- ещё одно обширное приложение психологических тестов. Психологическое тестирование при отборе и распределении военнослужащих (в первую мировую войну крайне незначительно, во вторую мировую войну чрезвычайно возрастает, расширяются границы применения и вариативность).

    Первые психологи- экспериментаторы. Психологи- экспериментаторы ХIХ века измерением индивидуальных различий не занимались. Их целью было создание обобщённых характеристик человека. Особенности воспринимались ими как неизбежное зло, ограничивающее применение обобщений.  Подобное отношение к индивидуальным различиям господствовало и в психологической лаборатории В. Вундта. Первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий проведения наблюдений. Была доказана необходимость проведения наблюдений испытуемых в стандартных условиях, и стандартизация процедуры стала одним из отличительных признаков психологических тестов. Фрэнсис Гальтон. Английский биолог Ф.Гальтон- один из тех, кто положил начало тестированию. Его многочисленные и разнообразные исследования определяют интерес к наследственности у человека. Гальтон осознавал необходимость измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве.  Ф. Гальтон разработал большинство простых тестов, применявшихся в его лаборатории. Многие из них существуют до сих пор: линейка Гальтона, свисток Гальтона, градюированная серия разновесов для измерения кинестетического различения.  Ф Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта человека. Он был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, впоследствии используемые для самых различных целей. Ещё одной заслугой Ф. Гальтона была разработка математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. Джеймс Маккин Кеттелл и «умственные тесты». Термин «умственный тест» впервые появился в 1890 году в статье Кетелла. В этой статье описывалась серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуального уровня студентов колледжей. Тесты применялись индивидуально и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрениря и слуха, различения веса, времени реакции памяти и т. п.  Альфред Бине и интеллектуальные тесты. Бине и его сотрудники много лет посвятили эффективным и оригинальным исследованиям способов измерения интеллекта (измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка).

    Результаты убеждали, что непосредственное, хотя и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее эффективно.  А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном создал первую шкалу Бине- Симона. Шкала состояла из 30 заданий или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, пред’явлением тестов 50 нормальным детям в возрасте от 3 до 11 лет, нескольким умственно- отсталым детям и взрослым.  Самый удачный вариант, разработанный под руководством Термена в Станфордском университете, известный как шкала Станфорд- Бине. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности (IQ).

    Групповое тестирование. Тесты Бине, как и позднейшие их переработки могут быть применены одновременно только к одному человеку. Эти тесты не могут быть использованы для группового использования. Для тестов Бине характерно и то, что они нуждаются в высококвалифицированном экспериментаторе.  Груповое тестирование было создано в ответ на настоятельную потребность практики.  В начале XX века (1917 год) в США возникает необходимостью определить интеллектуальный уровень полутора миллионов новобранцев. Тесты, которые создали военные психологи, стали называться:  1. армейский альфа (предназначался для общего обычного тестирования).

    2. армейский бета (рассчитан на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли ответить на задания на английском языке).  Оба теста можно было использовать в больших группах людей. По окончанию войны эти тесты начинают использоваться в гражданской службе, они неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта.  Поскольку групповые тесты создавались как средства массового тестирования, то их инструкции и процедура проведения были достаточно просты и экспериментатору требовался минимум обучения. Школьные учителя стали использовать тесты в своих классах, студенты колледжей перед зачислением проходили стандартную проверку, исследовались заключённые. Вскоре IQ был признан общественность. Развитие психодиагностики в России. Развитие психодиагностики в России шло неравномерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х годов оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемому, непрофессиональному и расширительному использованию тестов. В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы. Большую роль в этом сыграл Ленинградский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева.  Вопросы: 1. Почему знания о первых психологах- экспериментаторах необходимы в психодиагностике. 2. Что явилось одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов. 3. Назовите первых психологов- экспериментаторов. 4. Как понимались “тесты интеллекта” в начале XX века. 5. На чём акцентировалось внимание первых психологов- экспериментаторов в личности- на общем или на индивидуальном. 6. Что такое групповое тестирование, когда, где и по какой причине оно возникло.  Стандартизация психодиагностических тестов.  Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Без сопоставления с точкой отсчета результаты психологических испытаний ничего не значат.  1. Они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (репрезентативная выборка того типа, для которой данная методика предназначена, например, дети определенного возраста, студенты высших учебных заведений сходного профиля, представители той или иной профессии и др.).

    Эти нормы устанавливаются опытным путем.  2. Затем результаты каждого испытуемого сопоставляются с нормой и квалифицируются как средние, высокие или низкие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Для этого сырые баллы (т. е. количество правильных ответов) с помощью специальных таблиц переводятся в стандартные показатели, сопоставимые друг с другом и с нормой. В данном случае используется статистическая норма (уровень, который характеризует статистически среднего человека).

    Стандартизированность психодиагностической методики предполагает: 1. Единую стандартную процедуру её проведения и обработки результатов. 2. Перевод “сырых” результатов теста в стандартную шкалу тестовых данных (что позволяет сопоставлять результаты у разных испытуемых в разных тестах).

    Репрезентативность тестовых норм -правомерность применения тестовых норм в большой группе людей. Так, если тестовые нормы были вычислены на выборке школьников, то эти нормы нельзя автоматически переносить на студентов — надо провести рестандартизацию теста, проверить его на студентах и вычислить тестовые нормы для студентов. Кроме статистических тестовых норм часто используют критериальные нормы, т. е. достиг ли человек критического требуемого уровня развития профессионально важного психологического качества. В критериальных тестах учитывают не степень отклонения баллов от центра шкалы, а достижение или недостижение какого-то критического уровня на шкале. Достоверность теста — способность теста защищать информацию от мотивационных (сознательных и бессознательных) искажений и социальной желательности ответов (это достигается черчз введение в тест проверочной шкалы лжи).

  185. 11)Тесты-опросники — это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух — или трёхальтернативный выбор ответов) [5, с.18]. Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса. Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкета, интервью, опросник. Анкетой называют метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и тому подобное).

    Принято считать, что анкеты – социологическая методика, а тесты-опросники – психологическая. Интервью представляет собой устный вид опроса: психолог сам задаёт испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы определяются заранее и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Опросник является письменным набором вопросов. Тесты-опросники помогают измерять у испытуемого самооценку его поведения, привычек, а также то, как он оценивает других людей. Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению («да», «нет», «трудно сказать»).

    Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым.

  186. Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Отвечая на прямые вопросы, испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или другого психологического качества. Эти вопросы обращены непосредственно к опыту субъекта (Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (Большинство людей честны?) [5, с.18]. Косвенными называются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по ним косвенно можно судить об уровне психологического развития обследуемого индивидуума.
  187. Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков).

    Широко известны личностные опросники Айзенка, существует несколько их форм. Г.Ю. Айзенк применил идеи И.П. Павлова о свойствах нервной системы – силы и возбудимости – для обоснования выделенных им черт или, скорее, суперфакторов личности – экстраверсии/интроверсии и эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма).

    Дальнейшие исследования подтвердили обоснованность этих факторов, они вошли в широко обсуждаемую в настоящее время пятифакторную модель личности.

  188. Однако однозначного соответствия между экстраверсией, эмоциональностью и свойствами нервной системы установить не удалось: помимо терминологических разногласий, связанных с понятиями возбуждения и торможения, противоречивыми оказались и эмпирические данные [6, с.94]. Биологическая теория личности Айзенка развивалась на протяжении сорока лет и отражена в ряде авторских монографий. Начиная с 1975 года в модели Айзенка присутствует и третий фактор – психотизм. Эта шкала оказалась менее гомогенной, но чрезвычайно информативной для предсказания противоправных действий и злоупотребления психоактивными веществами (табаком, алкоголем и наркотиками).

    Факторы психотизма, экстраверсии и нейротизма дали модели Айзенка название ПЭН. Эта концепция рассматривает психофизиологические основы индивидуальных различий, которые обычно относят к темпераменту, поэтому её можно отнести и к теории темперамента в его традиционном понимании. Исследователи британской школы рассматривают темперамент и личность как устойчивые особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени обусловленные генетически; они достаточно стабильны на протяжении жизни и проявляются в самых различных ситуациях. Теория Айзенка на сегодняшний день является одной из наиболее разработанных, обоснованных теоретически и подкреплённых эмпирически, а иерархическая модель ПЭН признаётся хорошим описанием личности [6, с.95]. Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождало конструирование опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надёжность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Широко известен личностный опросник Айзенка (ЛОА) и его стандартизированная русская версия. В модифицированной версии ЛОА-М авторам удалось улучшить надёжность шкалы психотизма. Шкалы ЛОА оказались информативны для предсказания эмоциональных расстройств, отклонений в поведении и отношения к употреблению психоактивных веществ у подростков. В широкомасштабных психологических исследованиях размер опросников имеет существенное значение. В этом отношении ЛОА, состоящий из 101 вопроса, обладает определёнными ограничениями. Ранее была сконструирована сокращённая форма ЛОА из 56 вопросов (ЛОА-С) и продемонстрирована достаточная надёжность и валидность этого инструмента. Известно, что при уменьшении числа входящих в шкалу вопросов, её психометрические свойства (например, внутренняя согласованность) ухудшаются, однако некоторые короткие версии известных опросников, созданные для практических нужд, оказались достаточно надёжными и информативными [6, с.95].

  189. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Опросные методики, кроме того, трудно стандартизировать, и, следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости получаемых результатов.
  190. 12) Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.
  191. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать Толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать желательные ответы, чтобы произвести впечатление.
  192. Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и в большей своей части это предметные или бланковые методики.
  193. Принято различать следующие группы проективных методик: — методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; — методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; — методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; — методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории; — методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; — методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему; — методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
  194. 13) Психодиагностические методики – это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе. Поэтому к психодиагностическим методикам предъявляются особые требования, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев.
  195. Конструирование психодиагностических методик – это еще одна цель психодиагноста. Разработка диагностической методики – сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Профессиональный взгляд на этот процесс заключается в том, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям.
  196. Поэтому создание таких методик требует большой исследовательской и методической работы. Такая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.
  197. Отсутствие теоретической базы было основной причиной критических выпадов в адрес психодиагностических методов (тестов), их считали «слепыми пробами»(выражение Б. М.Теплова).

    Однако за последние десятилетия теория психологической диагностики сделала большой шаг вперед.

  198. Нельзя признать, что уже сделано все возможное и необходимое в этом направлении, но сейчас достигнуто главное – общее признание того, что психологическая диагностика не может быть оторвана от основного пути развития общей психологии и всех ее отраслей.
  199. Безусловно, остается ряд теоретических проблем, требующих своего решения(соотношение между константностью и изменчивостью индивидуальности, генотипические и средовые факторы развития, природа и сущность способностей и одаренности и др.), но чаще всего это общепсихологические проблемы, решение которых возможно только совместными усилиями психодиагностов и представителей других отраслей психологии.
  200. Процесс теоретического осмысления ряда психологических явлений и свойств далек от своего завершения, и это объясняется не только уровнем развития психологической науки в целом, но и сложностью изучаемых ею объектов. Неоднозначное толкование психологических явлений и свойств, конечно, препятствует разработке методов их диагностики. Но это не означает, что не должны проводиться исследования в направлении уточнения тех характеристик, которые оцениваются психодиагностическими методиками.
  201. Теоретическое обоснование психодиагностических методик обусловлено не в последнюю очередь практической необходимостью интерпретации их показателей. Вопрос о правильной оценке результатов испытуемого при диагностировании следует отнести к числу самых важных и сложных для диагноста.
  202. Строго диагностическое и тем более прогностическое значение первичная информация, получаемая с помощью методик, приобретает только в результате ее корректной и квалифицированной интерпретации, которая основана на отчетливом понимании сущности того, что измеряется. Поэтому без теоретической валидизации не может быть психодиагностической методики.
  203. 14) Метод наблюдения в психодиагностике-Это старейший метод психологической диагностики. Сего помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.В нашей стране (в 20-е гг. XX в.) наблюдение широко использовалось в работах М. Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается справедливой.Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. М. Я. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны. Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется:
  204. постановкой проблемы; выбором ситуаций для наблюдения; определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения; разработанной системой фиксации и записи результатов.
  205. Другими словами, наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений.
  206. Цель наблюдения
  207. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода цель М. Я. Басов называет вообще наблюдать, наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений.
  208. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производитсяотбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.
  209. Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным. В качестве примера приведем выделенные М. Я. Басовым уровни предметного содержания, которые могут стать целью наблюдения за ребенком. Главная цель — это исследование личности ребенка во всех ее проявлениях. Эта общая цель может распадаться на несколько частных целей:
  210. наблюдение за развитием личности ребенка; наблюдение за его индивидуально-психологическими особенностями; наблюдение за какой-то одной стороной личности ребенка, например за эмоциональной.
  211. Проводить наблюдения, преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и легче (по сравнению с теми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в каких видах поведения, в каких видах занятий интересующие его стороны могут проявиться. Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные исследования, чтобы это выявить. И в этом случае целью наблюдения будет не личность ребенка в целом или в частях, а различные виды его деятельности, занятий с точки зрения их психологического состава. Другими словами, наблюдатель должен выяснить, какие, например, стороны личности можно выявить, когда ребенок рисует, лепит, участвует в строительных играх, в подвижных играх, слушает сказки и т. д.
  212. Схема наблюдения
  213. Независимо от того, какой характер носит наблюдение — поисковый или исследующий, — наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Схема наблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единицы поведения), которые и есть единицы наблюдения. Эти единицы поведения в поисковом наблюдении могут быть сложнее, в исследующем — проще. Так, например, наблюдая за поведением вообще, исследователь тем не менее делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т. д. Если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицами могут быть: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя и т. п. Таким образом, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по содержанию.
  214. Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения.
  215. 1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только то, что происходило и каким образом (фотографическая запись).
  216. 2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.
  217. 3. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.
  218. 16) Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
  219. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
  220. Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
  221. Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.
  222. Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.
  223. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
  224. Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.
  225. Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
  226. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
  227. Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.
  228. В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
  229. Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
  230. Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
  231. Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.
  232. Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.
  233. Основные отличия интервью:
  234. непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
  235. устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).
  236. Ситуации, где эффективны интервью:
  237. зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
  238. пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
  239. в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.
  240. Функции интервью:
  241. а)      получение информации;
  242. б)      воздействие на респондента.
  243. Достоинства интервью:
  244. непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
  245. большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
  246. возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
  247. позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
  248. ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
  249. личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
  250. возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
  251. устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
  252. личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
  253. повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
  254. возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
  255. в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
  256. более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
  257. при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.
  258. Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
  259. Недостатки интервью:
  260. значительные временные затраты;
  261. малая оперативность;
  262. обстановка интервью может не располагать к откровенности;
  263. необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
  264. трудность подготовки интервьюеров;
  265. требует специальной подготовки и солидного тренинга;
  266. разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
  267. невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
  268. нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
  269. эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
  270. семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.
  271. Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:
  272. отсутствием посторонних лиц;
  273. созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
  274. заботой о психологическом комфорте информанта — внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).
  275. Неблагоприятная обстановка характеризуется:
  276. отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
  277. занятие информанта рабочими и домашними делами;
  278. прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
  279. прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
  280. на улице — наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.
  281. Виды интервью:
  282. качественные — количественные,
  283. жесткие — мягкие,
  284. стандартизированные — нестандартизированные,
  285. структурированные — неструктурированные,
  286. формализованные — неформализованные,
  287. направленные — ненаправленные,
  288. фокусированные — нефокусированные,
  289. директивные — недирективные,
  290. личные — групповые,
  291. открытые — закрытые и др.
  292. По направленности интервью бывают — стандартизированные, полустандартизированные, свободные.
  293. Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.
  294. Стандартизированного интервью — интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.
  295. Полустандартизированное интервью — вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком. 
  296. Свободное интервью — исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.
  297. Исследователь пассивен, его главное качество кроме эмпатии — умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.
  298. Направленное интервью предполагает:
  299. четкий план интервью,
  300. использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
  301. «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.
  302. Достоинство направленной техники:
  303. относительная простота,
  304. позволяет использовать не только специалистов,
  305. возможность последующей стандартизации ответов.
  306. Недостатки направленной техники:
  307. возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,
  308. некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной.
  309. Ненаправленная техника — способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.
  310. Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
  311. 17) Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.
  312. В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

    Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

  313. В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Завершение предложения), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.
  314. Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и подобными формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.
  315. В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методик не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методик на классы. Так, в книге «Общая психодиагностика» дана классификация психодиагностических методик по такому основанию, как наличие или отсутствие оценок выполнения заданий по типу правильно-неправильно [108]. Класс психодиагностических методик, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, Тест замаскированных фигур Уиткнна).

    К классу методик, в которых понятие «правильный или неправильный ответ» не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методики.

  316. Еще одним основанием для классификации методик может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методики на следующие группы: 1) влияние психодиагноста выражено минимально; 2) влияние психодиагноста выражено максимально; 3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами).
  317. В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методики. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру.
  318. Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено.
  319. В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методик, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.
  320. 18) Термин «дифференциальная психометрика» в данной книге обо значает науку о дифференциально-психологических измерениях. Диф ференциальную психометрику целесообразно отличать от «общей психометрики» (Михалевская М. Б., Измайлов Ч. А., 1983).

    Общая психометрика имеет дело с задачами измерения психологических ха рактеристик стимула, в частности, моделирует общепсихологические (справедливые для всех людей) функциональные зависимости между свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций. В психо физике речь идет об установлении соответствий между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощу щений (сенсорная психофизика в социально-психологических из мерениях устанавливается соответствие между рядами социальных объектов (например, разные виды рекламируемых товаров) и опреде­ленными психическими реакциями (например, на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится»).

    В дифференциальной пси хометрике числовые значения (ранги, категориальные шкальные зна чения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциаль ная психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между людьми в качественном и количественном составе психических свойств, каковыми являются способности, отдельные когнитивные функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установ ки, оценки и самооценки, способы психического самосохранения (пси хической защиты) и т. п.

  321. По отношению к психодиагностике и дифференциальной психо логии психометрика выступает в статусе технолого-методической дисциплины: она обосновывает требования, которым должны удов летворять измерительные психодиагностические методы, обосновы вает процедуры их разработки и применения.
  322. Основываясь на введенном выше основании классификации, со временные методы психодиагностики условно можно разделить на две категории: 1) стандартизованные, измерительные методы (будем называть их в дальнейшем «тесты»), 2) экспертные методы, или ме тоды понимания (по традиции, они часто фигурируют под названием «клинические методы»).

    К первым относятся объективные тесты и стандартизованный самоотчет, ко вторым — проективные и диалоговые методы. В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с веро ятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.

  323. Экспертные методы в большей степени рассчитаны на професси ональный опыт, психологическую интуицию самого психодиагноста. Эти методы оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказы ваются более эффективными по отношению к психическим явлени ям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрез вычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фикси рованную операциональную модель (динамика целей, состояний, на­строений, многоплановых отношений в группе).

    Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надёжным средством в случае индивидуальной диагностики. Кроме того, не сле дует забывать, что глубокий экспертный анализ — необходимый пер вичный этап в разработке всякой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные методы также подлежат количествен ному обоснованию (Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., 1980).

  324. Достоинства измерительных методов: объективный характер про цедуры, возможность перепроверки — обеспечиваются не автомати чески, а благодаря выполнению психометрических требований -тре бований репрезентативности, надежности, валидности (включая дос товерность).

    Краткие определения: репрезентативность -соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той попу ляции, на которой применяется тест; надежность — точность и устой чивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов; валидность — соответствие методики измеряе мому концепту. Если эти требования не выполнены, то использова ние тестов — ничуть не менее произвольная процедура, чем стихий ное «вчувствование» эксперта в испытуемого. Более того, в этом слу чае результат оказывается в нелепой зависимости от комплекса слу чайных и побочных обстоятельств; психодиагност в своем отношении к тесту уподобляется фаталисту, склонному уповать на жребий и выразившееся в нем «провидение» (при отсутствии каких-либо разум ных доводов в пользу того или иного решения).

    Опасны не тесты сами по себе, а их использование без теории и без психометрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь роль глухого за бора, отгораживающего психодиагноста от реального испытуемого. В этом случае тест служит источником иллюзорного впечатления о возможности освобождения психолога от необходимости наблюдения за весьма информативными признаками поведения испытуемого, его манерами, способами работы над заданиями и т. п.

  325. Знание психометрики дает психологу необходимую критичность в понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, те ста, опросника, системы задач и т. п.
  326. Специфика психодиагностических процедур, по сравнению с обычными физическими измерениями, заключается в том, что здесь сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измерения, более того, рождается в этом взаимодействии, зависит от его характе ристик и «портится», если эти характеристики меняются. В физичес ких измерениях объект в значительных пределах пассивен и не влия ет со своей стороны на физический прибор. Человек, напротив, все гда активен и может применять такую тактику, которую психодиаг ност при разработке методики вовсе не предусматривал. Диапазон «срабатывания» теста довольно узок и фактически сводится к той популяции, на которой происходила эмпирико-статистическая разра ботка теста, обеспечивающая его надежность, валидность, репрезен тативность тестовых норм. Узость этого диапазона можно сравнить со свойствами пружинного динамометра из мягкого металла: доста точно тяжелый груз, выходящий по весу за допустимые пределы, по рождает в пружине необратимые деформации и нарушает изометричность шкалы.
  327. Для корректного применения- теста на новой популяции или в но вых целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации тести рования) психолог должен провести серию предварительных психо метрических экспериментов, направленных на перепроверку надеж ности, валидности и репрезентативности теста в новых условиях. Пе ренесение теста с одной популяции на другую без проверки как минимум однородности распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может приводить к серьезным диагностическим ошибкам или к непроизводительным затратам на бесполезную пси ходиагностику. К серьезным ошибкам может привести попытка про гноза по результатам теста, не проверенного на прогностическую ва лидность, — в этом случае психолог должен ограничиться лишь теку щим диагнозом.
  328. Строгое следование требованиям психометрики особенно необ ходимо при переносе тестов, разработанных за рубежом. В условиях недостаточной разработки отечественных методик многие психологи склонны рассматривать в качестве готовых зарубежные методики, тогда как реальные языковые и социокультурные различия бывают столь сильными, что полная эмпирическая адаптация зарубежной ме тодики по своему объему не уступает разработке оригинальной мето дики. Это прежде всего относится к шкалам ценностных ориентации, к характерологическим опросникам и другим личностным тестам. В данной книге читатели познакомятся с процедурами, позволяющими проверить эмпирическую корректность тестовых диагностических шкал. Для того чтобы убедиться в пригодности того или иного зару бежного теста, психолог должен уметь повторить процедуру, с помо щью которой конструировался и обосновывался этот тест его автора ми. Если при конструировании многомерного теста использовался факторный анализ, то нельзя считать адаптированным тест, прошед ший проверку только на устойчивость тестовых норм; нужно обяза тельно перепроверить устойчивость самих тестовых шкал (т. е. по вторить факторный анализ).
  329.