Педагог-психолог МОУ Садовской СОШ №1
Фролова Н.В.
- Обоснование психодиагностического исследования.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка к школе.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет ( в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).
Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Основными формами проявления адаптационных затруднений являются нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в социальных контактах и учебно-познавательной деятельности, нарушения поведения и ухудшение общего самочувствия ребенка.
Адаптацияпредставляет собой комплексную реакцию на изменение ситуации взаимодействия индивида и среды. Изменения, происходящие в личности, можно отследить на трех уровнях: эмоциональном, мотивационном и поведенческом.
Эмоциональный компонент описывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейся ситуации.
Когнитивный ( мотивационный) компонент определяет степень потребностей личности, степень ориентировки в возникающих проблемных ситуациях.
На поведенческом уровне рассматривается активность индивида, направленная на преобразование ситуации. При этом активность может выражаться в виде внешнего поведения, а может выступать в форме внутренней активности, направленной на преобразование собственной личности.
2. Цель и задачи психодиагностического исследования.
Цель:изучение адаптационного периода учащихся 1-х классов.
Задачи:
- диагностика адаптации первоклассников;
- выявление причин, затрудняющих адаптацию;
- выявление группы риска.
3. Методы психодиагностического исследования.
В программу включены групповое и индивидуальное исследование.
Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...
... психодиагностической ситуации, возможность использования как для взрослых, так и для детей, возможности применения в групповом обследовании и пр. Вместе с тем, графические методы исследования личности ... Предмет: возможности применения графических методов в исследовании личности. Задачи: 1. На основе данных литературы рассмотреть проблему исследования личности в психологии. 2. Раскрыть сущность ...
Методы индивидуального исследования
- Эмоциональная компетентность у детей
- Диагностика тревожности
- ДУМ-1 ( учебная мотивация)
- Нравственная сфера
- Особенности адаптации
- Характеристика исследуемой группы.
Было обследовано 29 человек. Из них 1 «А»- 15 человек; 1 «Б»- 14 человек. Период обследования сентябрь-декабрь.
- Анализ результатов психодиагностического исследования.
Результаты исследования представлены в сводных таблицах по каждому классу и диаграммах.
В целом адаптацию учащихся 1-х классов можно охарактеризовать как соответствующую норме.
По результатам психологической адаптации некоторые учащиеся 1-х классов были определены в группу риска, дезадаптированных детей не выявлено.
В начале учебного года в 1-х классах было проведено родительское собрание « Трудности школьной адаптации».
По результатам диагностики адаптационного периода были проведены индивидуальные беседы с классными руководителями, где было обращено внимание на проблему адаптации и на те возрастные психологические и психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Также проводились индивидуальные консультации с родителями и классными руководителями 1 «Б» класса по результатам измерений адаптационного периода.
Эмоционально-нравственная сфера с учетом физиологических особенностей личности позволяет дать характеристику или раскрыть особенности эмоционального поведения в зависимости от психофизиологического фона.
По результатам измерения эмоциональной компетентности детей было выделено 7 типов реагирования на внешние стимулы.
- Стабильно-низкоэмоциональный.
- Среднестабильный-низкоэмоциональный.
- Нестабильный-низкоэмоциональный.
- Среднестабильный-высокоэмоциональный.
- Стабильный- среднеэмоциональный
- Стабильный- высокоэмоциональный
- Среднестабильный- среднеэмоциональный. ( наибольшее внимание стоит уделять детям попавшим в группы 1,3,4.)
Эмоциональная компетентность
( типы реагирования на внешние стимулы)
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
Кол. чел |
% |
Кол. чел |
% |
Кол. чел |
% |
Кол. чел |
% |
Кол. чел |
% |
Кол. чел |
% |
Кол. чел |
% |
|||||
1 «а» |
3 |
15 |
5 |
25 |
1 |
5 |
3 |
15 |
1 |
5 |
2 |
10 |
0 |
0 |
||||
1»б» |
2 |
10 |
6 |
35 |
1 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
25 |
0 |
0 |
||||
Всего |
2 |
11 |
2 |
3 |
1 |
7 |
0 |
В результате исследований нравственной сферы пришли к выводу, что менее толерантные дети имеют несколько смещенные показатели в сторону хороших поступков.
По результатам изучения общей тревожности, где рассматривались индекс общей тревожности, тревога в отношениях «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-повседневные действия», получили следующие показатели.
Общая тревожность
Индекс общей тревожности
Класс |
Высокий уровень |
Норма |
Низкий уровень |
|||||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|||
1 «а» |
5 |
25 |
10 |
75 |
0 |
0 |
|
|
1 «б» |
3 |
15 |
11 |
85 |
|
|
||
Всего |
8 |
|
21 |
|
0 |
0 |
Тревога в отношениях «ребенок-ребенок»
Класс |
Высокий уровень |
Норма |
Низкий уровень |
|||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|
1 «а» |
7 |
54 |
8 |
55 |
0 |
0 |
1»б» |
4 |
15 |
10 |
85 |
0 |
0 |
Всего |
11 |
18 |
0 |
Тревога в отношениях «ребенок-взрослый»
Класс |
Высокий уровень |
Норма |
Низкий уровень |
|||
|
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
1 «а» |
3 |
15 |
12 |
85 |
0 |
0 |
1 «б» |
4 |
20 |
10 |
80 |
0 |
0 |
Всего |
7 |
|
22 |
|
0 |
|
Тревога в отношениях, «ребенок-повседневные трудности»
Класс |
Высокий уровень |
Норма |
Низкий уровень |
|||
|
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
1 «а» |
6 |
40 |
9 |
60 |
0 |
0 |
1 «б» |
8 |
70 |
6 |
30 |
0 |
0 |
Всего |
14 |
|
14 |
|
|
|
Мотивацияизучалась с помощью методики ДУМ-1 ( структура учебной мотивации), которая предназначена для исследования структуры мотивации и ее устойчивости. Рассматривая следующие виды мотивов: познавательный, мотив достижения, мотив общения и игровой мотив. Процедура исследования строится на положении о том, что каждая конкретная деятельность представляет человеку возможность удовлетворения ряда потребностей. Поэтому для каждого вида человеческой активности существует некоторый перечень мотивов, которые связываются с данным видом деятельности и могут быть в нем реализованы. Такие мотивы можно разделить на несколько групп.
- Основные мотивы соответствующие содержанию самой деятельности ( для учебной деятельности это познавательный мотив).
- Смежные мотивы, которые актуализируются именно в процессе учебной деятельности, связанные с характером деятельности, но не соответствуют ее основному содержанию ( в данном случае это мотив достижения).
- Периферические мотивы, которые актуализируются именно в процессе учебной деятельности, связаны с характером деятельности, но не соответствуют ее основному содержанию ( в данном случае это мотив достижения).
- Негативные мотивы, альтернативные основным, которые препятствуют освоению деятельности, переключая активность в другое русло ( для учебной деятельности игровой мотив).
Мотивы, принадлежащие к разным группам, эффективны не одинаково. Если основные мотивы являются наиболее благоприятными для успешной деятельности, то негативные мотивы существенно ее нарушают.
Высокая устойчивость системы мотивации обычно говорит о сформированности внутренней иерархии ценностей. Такая иерархия необходима для адекватного приспособления к окружающей среде. Устойчивость системы мотивов дает ребенку возможность уверенного выбора стратегии поведения при изменяющихся условиях.
Структура учебной мотивации (ведущие мотивы)
Класс |
Познавательный |
Достижения |
Общение |
Игровой |
Смешанные |
|||||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|
1 «а» |
6 |
40 |
4 |
30 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2(пд) |
25 |
1 «б» |
4 |
30 |
4 |
30 |
3 |
25 |
3 |
25 |
1(пдо) |
10 |
Всего |
10 |
8 |
5 |
5 |
3 |
Структура учебной мотивации (игнорируемые мотивы)
Класс |
Познавательный |
Достижения |
Общение |
Игровой |
Смешанные |
|||||
|
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
1 «а» |
0 |
0 |
4 |
35 |
2 |
15 |
9 |
75 |
2 (ои, опи) |
15 |
1 «б» |
3 |
15 |
5 |
40 |
3 |
15 |
4 |
25 |
2( ои,ид) |
15 |
Всего |
3 |
|
9 |
|
5 |
|
13 |
|
4 |
|
Структура учебной мотивации (устойчивость мотивов)
Класс |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|
1 «а» |
4 |
30 |
8 |
55 |
3 |
15 |
1 «б» |
3 |
25 |
9 |
65 |
2 |
10 |
Всего |
7 |
17 |
5 |
Школьная мотивация изучалась с помощью проектированной методики А.М. Прихожан получились следующие результаты.
Класс |
Высокий уровень |
Норма |
||
|
количество |
% |
количество |
% |
1 «а» класс |
5 |
15 |
10 |
85 |
1 «б» класс |
3 |
10 |
11 |
90 |
Всего |
8 |
21 |
Рекомендации классным руководителям.
- Нельзя хвалить тревожных детей, только конструктивная похвала.
- Слабозамотивированным ученикам давать общественное задание, назначать ответственными ( за дисциплину, поливку цветов, чистоту доски).
- Обращайтесь к ребенку по имени.
- Проявляйте толерантность к медлительным детям, выслушивайте их ответ до конца призывая к толерантности и весь класс.
- Развивайте внимание детей: подмена или пропуск слов в предложении, в слове, слитное написание слова с предлогом; упражнения для увеличения объема внимания и кратковременной памяти, основанной на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд, по мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается; для распределения внимания ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий.
- Гиперактивного ребенка нельзя лишать движений. Минимум предметов на столе.
- Леворуких детей лучше разместить с левой стороны парты.
- Для леворукого ребенка жестокое соблюдение режима дня может быть непременно трудным.