ПО ПСИХОЛОГИИ 9

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЁТ

ПО ПСИХОЛОГИИ

Выполнила:

студентка 5 курса 4группы

Игнашкина О.Е.

Проверила:

Жердева Л.А.

Орёл-2010

СОСТАВ КЛАССА

Список учащихся 9 «А» класса

  1. Акимкин Артём.
  2. Зюганова Ольга.
  3. Крижановский Владислав.
  4. Ларичева Дарья.
  5. Матвеева Дарья.
  6. Мудров Владимир.
  7. Мудрова Ольга.
  8. Пекова Виктория.
  9. Пугачёва Дарья.
  10. Сазонов Александр.
  11. Свиридов Андрей.
  12. Суслов Михаил.
  13. Шульдешова Надежда.
  14. Лунин Антон.
  15. Рыбичев Алексей.

Всего в классе 15 человек. Из них 7 девочек, 8 мальчиков. Национальность всех учеников одинаковая: русские. Возраст 1995 год, кроме 3х учащихся 1996 год.

Социометрический тест.

Чтобы изучить эмоциональные связи в классе, отношения симпатий и антипатий я провела социометрический тест.

Подготовка и проведение теста.

  1. Границы группы, в которой проводится исследование, должны быть чётко обозначены.
  2. Все выборы членами группы должны делаться самостоятельно.
  3. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы.
  4. Группа должна иметь опыт совместной деятельности.
  5. Критерии должны быть значимыми для членов группы.

Число выборов, производимых испытуемыми.

Считается, что здесь необходимо предоставить испытуемым полную свободу и не ограничивать их заранее в количестве выборов. Однако это требование часто нарушается. Для облегчения обработки материалов я ограничила число выборов.

6 стр., 2651 слов

Выполнил студент группы 2212, Силакадзе г. М. Тест № 10. Онтология

Учение о бытии в философии называется: Онтология Этот философ впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие: Парменид Этот философ понимал бытие как некоторую протяженность, пространство, заполненное атомами: Демокрит Этот философ выдвигал тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия: Платон Эта философская концепция ...

Инструкция.

Ученикам давался вопрос: «Кого ты считаешь лидером в классе?» На этот вопрос нужно было дать 3 ответа.

Способ обработки полученных результатов.

Для обработки результатов использовалась «социометрическая матрица». В ней каждый испытуемый представлен как в вертикальном, так и в горизонтальном ряду. Потом считается количество выборов по каждому ученику.

С помощью этого теста можно выявить неформального лидера в классе и изгоя класса.

Анализируя, структуру класса я выявила, что в нём есть 2 лидера. В нём формальным лидером является ученик, которого выбрал классный руководитель- это ученик-хорошист Суслов Михаил, что и выявилось в процессе наблюдения и общения. Ему выделяется роль делового, инструментального лидера. Ещё можно сказать, что Михаил является ориентированным на задачу лидером. То есть бывает так, что он заинтересован в достижении своей цели- это учиться на 4 и 5 отчего часто имеет плохие межличностные отношения с классом. По результатам теста я выявила неформального лидера- это Мудров Владимир. Ему выделяют роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера. Он вносит наиболее существенный вклад в достижении групповой цели, приобретая за это большое влияние среди своих одноклассников. Этот лидер не является одновременно старостой класса. В этом классе одновременно существуют несколько разноплановых лидеров. Класс признаёт за ним право принимать решения в значимых для них ситуациях. Так же в этом классе и «отверженный" — это Зюганова Ольга. Это ученица малообщительная, она ни с кем, ни разговаривает и поэтому класс относится к ней негативно. Она не участвует в делах класса в мероприятиях, которые они готовят. Часто бывает, так что учителя видя, натиск со стороны учеников на Ольгу начинают её защищать и всячески помогать ей от чего конфликт становится острее.

11 стр., 5179 слов

Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

... удовлетворенности обучающихся выпускных классов результатами и процессом воспитания ... класса. Как в классе проявляются психологические особенности возраста? Отличники, общественники, инициаторы, «любимцы» класса ... классе): включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса ... класса?   Характеристика позволяет выявить те свойства ...

Изучение психологического климата в классе

Данная методика позволяет выявить степень благоприятности — неблагоприятности психологического климата в группе.

Инструкция.

«Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 — свойство проявляется в группе всегда

2 — свойство проявляется в большинстве случаев

1 — свойство проявляется редко

0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Подсчёт итогов.

Сложить оценки левой стороны в вопросах: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С=А-В. Если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеет выраженный неблагоприятный психологический конфликт с точки зрения индивида. Если С< 25 — климат неустойчиво благоприятен. Если С> 25, то психологический климат благоприятен.

16 стр., 7550 слов

Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика

... , для учеников является оценкой личности и во многом определяет социальный статус ребенка. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создать в классе комфортную ... Дж. Морено. Однако при исследовании социометрических структур отдельные члены группы, приобретая определенный статус, воспринимаются как некая абстракция, безликая единица. Высвеченная социометрией структура ...

Обработка результатов.

При подсчёте результатов я получила, что А=39; В=26; C=A-B=39−26=13. Получилось что С<25-это означает что в классе климат неустойчиво благоприятен, но всё-таки в классе существует конфликт. В основе любого конфликта, лежит ситуация на примере данного класса — это разлад между лидерами. Неформальный лидер предпринимает конфликтные действия в отношении формального лидера. В этом классе внутригрупповой конфликт, но он не ярко выражен. Оба ученика в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной стороной. Их соперничество, сопровождается открытой борьбой за свои интересы. Часто учитель найти компромисс, который служит для урегулирования разногласий через уступки друг другу. Последствиями этого конфликта служит образование подгрупп. Класс разделился на 2 части одна часть -это ученики, которые следуют за формальным лидером, а другая за другим. При этом разделение на 2 подгруппы и скрытое разделение цепей и сфер влияния может снять по крайней мере на время — напряжение.

Определение индекса групповой сплочённости Сишора.

Групповую сплочённость можно определить не только путём расчёта соответствующих социометрических методов. Это можно сделать с помощью данной методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

Основные правила делового общения   Деловое общение, как рекомендует Дейл Карнеги, требует соблюдения следующих основных правил: А. Шесть способов расположить к себе людей 1. Улыбайтесь. 2. Проявляйте искренний интерес к другим людям. 3. Называйте людей по имени и отчеству. 4. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 5. Будьте хорошим слушателем. 6. давайте другим почувствовать их ...

Ответы кодируются в баллах согласно приведенных в скобках значениями (максимальная сумма — 19, минимальная — 5).

Входе опроса баллы не указывать.

При обработке результатов получилось, что сумма=15 — это средний результат. Уровень сплочённости в классе зависит от сходства между учениками от их общих интересов, а также от стилей лидерства и особенностей взаимосвязей между членами класса. Часто ученики стремятся удовлетворить потребность в самооценке, сравнивая себя с другими людьми. Такое социальное сравнение способно обеспечить точную и устойчивую самооценку лишь в том случае, когда ученик сравнивает себя с кем-то, подобным себе. Поэтому их больше привлекают ситуации, в которых другие сходны с ним во мнениях. Так как они все одного возраста у них общие интересы, общие темы для разговоров. В это классе существуют два типа взаимосвязи между учениками -это сотрудничество (оно возникает между учениками каждой из 2 подгрупп класса) и соперничество (оно возникает между лидерами этих групп).

Сотрудничество привело к установлению доверия между учениками и способствовало развитию взаимной привлекательности. Сплочённость внутри групп усилилась в условиях межгруппового соперничества. Удовлетворение отдельных членов группы связано с их позициями в группе, то есть — это лидеры. Централизованная позиция и вхождение в каждую из 2 групп с высоким статусом приносит наибольшее удовлетворение.

Класс, как социальная группа

В течение этой практики я рассматривала класс как малую социальную группу, но при это класс разделился на две группы. Есть два лидера формальный и неформальный. В этом классе установлены определенные отношения между учениками. Ещё есть действие группового давления, со стороны лидеров которое пробуждает участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами. Также существуют определенные групповые процессы, которые присущи именно этому классу. У каждого ученика есть определенный статус. В этом классе один и тот же индивид имеет разный статус. Например — это ученик, который имеет авторитет у учителей, как отличник учёбы и как отверженный у своих одноклассников. На социальный статус человека в этом классе влияет почёт. Этот класс существует продолжительное время, он выработал для себя систему определённых норм. Этот класс можно представить как большую группу, включающая в себя 20 человек, и разделение на 2 малые группы, которые включают в себя относительно небольшое число непосредственно контактирующих учеников, которые объединены общими целями и задачами, которые заключаются в том, чтобы был один лидер. По уровню развития эти 2 малые группы являются становящимися, которые находятся в процессе развития. В этом классе случилось и так, что один ученик поменял свой статус. Это относится к одному из низкостатусного члена класса, он просто поменял свои взгляды. При этом пребывание ученика в лидерах делает его уязвимым, то есть когда бывший лидер потерял, свой статус он сильно замкнулся в себе и долгое время ни с кем не общался, но потом когда он побывал, в разных внутригрупповых ролях обеспечило ему большую социальную гибкость. Так как в классе 2 лидера, то поэтому между ними всегда возникает внутригрупповой конфликт. Оба ученика в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной стороной. Их соперничество, сопровождается открытой борьбой за свои интересы. Основными элементами поведения каждой из двух групп являются индивидуальные действия членов группы, их эмоциональное отношение друг к другу, их взаимодействия. Так же в этом классе существует групповая сплоченность. Повышение сплоченности приводит к усилению взаимодействий в группе. При этом при возрастании сплоченности повышает самооценку лидеров и понижает тревожность членов группы. На примере этого класса можно сказать, что сходство во взглядах своих малых групп способствует межличностных привлекательностей членов группы.

8 стр., 3538 слов

Изучение уровня сотрудничества в классе

... не показывать. Я с уверенностью могу сказать, что лидера в классе нет. Каждый с учеников имеет своё мнение, свои взгляды, которым они не ... с помощью метода наблюдения неформальную структуру и функционирование школьного класса как малой группы. Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение ...

9 стр., 4139 слов

Психологическая структура школьного класса

... , одна­ко довольно много классов, в которых отсутствуют лидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-пси­хологический лидер — это такой член группы, кото­рый обладает ... значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было). Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описанию социально-психологи ...

Можно сделать вывод, что этот класс является малой социальной группой.

Министерство образования и науки рф

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЁТ

ПО ПСИХОЛОГИИ

Выполнил:

студент 5 курса 5 группы

Шаров С. Н.

Орёл-2010

СОСТАВ КЛАССА

Список учащихся 10 «Б» класса

  1. Подрезов Андрей
  2. Фетисова Анна
  3. Дубинин Владислав
  4. Мацокин Артем
  5. Лобанов Дмитрий
  6. Якушев Вячеслав
  7. Сергеенко Владислав
  8. Яблонская Любовь
  9. Балдина Софья
  10. Гринев Алексей
  11. Ефремов Евгений
  12. Харламова Екатерина
  13. Власова Мария
  14. Лепешкина Екатерина
  15. Ширина Юлия
  16. Румин Иван
  17. Каминин Денис
  18. Полковникова Дарья
  19. Трофимова Мария
  20. Кисилёв Евгений

Всего в классе 20 человек. Из них 9 девочек, 11 мальчиков. Национальность всех учеников одинаковая: русские. Возраст 1994 год, кроме 4х учащихся 1993 год.

Социометрический тест

Чтобы изучить эмоциональные связи в классе, отношения симпатий и антипатий я провел социометрический тест.

Подготовка и проведение теста.

  1. Границы группы, в которой проводится исследование, должны быть чётко обозначены.
  2. Все выборы членами группы должны делаться самостоятельно.
  3. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были поняли всем членам группы.
  4. Группа должна иметь опыт совместной деятельности.
  5. Критерии должны быть значимыми для членов группы.

Число выборов, производимых испытуемыми.

Считается, что здесь необходимо предоставить испытуемым полную свободу и не ограничивать их заранее в количестве выборов. Однако это требование часто нарушается. Для облегчения обработки материалов я ограничила число выборов.

Инструкция.

Ученикам давался вопрос: «Кого ты считаешь лидером в классе?» На этот вопрос нужно было дать 3 ответа.

Способ обработки полученных результатов.

Для обработки результатов использовалась «социометрическая матрица». В ней каждый испытуемый представлен как в вертикальном, так и в горизонтальном ряду. Потом считается количество выборов по каждому ученику.

С помощью этого теста можно выявить неформального лидера в классе и изгоя класса.

Анализируя, структуру класса я выявил, что в нём есть 2 лидера. В нём формальным лидером является ученица, которую выбрал классный руководитель- это ученица-отличница Фетисова Анна и выявилось в процессе наблюдения и общения. Ей выделяется роль делового, инструментального лидера. Бывает так, что Анна заинтересована в достижении своей цели- это учиться на 5 отчего часто имеет плохие межличностные отношения с классом. По результатам теста я выявил неформального лидера — это Якушев Вячеслав. Ему выделяют роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера. Он вносит наиболее существенный вклад в достижении групповой цели, приобретая за это большое влияние среди своих одноклассников. Этот лидер не является одновременно старостой класса. В этом классе одновременно существуют несколько разноплановых лидеров. Класс признаёт за ним право принимать решения в значимых для них ситуациях. Так же в этом классе и «отверженная» — это Лепешкина Екатерина. Это ученица малообщительная, она ни с кем, ни разговаривает и поэтому класс относиться к ней негативно. Она не участвует в делах класса в мероприятиях, которые они готовят. Часто бывает, так что учителя видя, натиск со стороны учеников на Дарью начинают её защищать и всячески помогать ей от чего конфликт становится острее.

Изучение психологического климата в классе.

Данная методика позволяет выявить степень благоприятности — неблагоприятности психологического климата в группе.

Инструкция.

«Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 — свойство проявляется в группе всегда

2 — свойство проявляется в большинстве случаев

1 — свойство проявляется редко

0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Подсчёт итогов.

Сложить оценки левой стороны в вопросах: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С=А-В. Если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеет выраженный неблагоприятный психологический конфликт с точки зрения индивида. Если С< 25 — климат неустойчиво благоприятен. Если С> 25, то психологический климат благоприятен.

Обработка результатов.

При подсчёте результатов я получил, что А=36; В=23; C=A-B=36−23=13. Получилось что С<25-это означает что в классе климат неустойчиво благоприятен, но всё-таки в классе существует конфликт. В основе любого конфликта, лежит ситуация на примере данного класса — это разлад между лидерами. Неформальный лидер предпринимает конфликтные действия в отношении формального лидера. В этом классе внутригрупповой конфликт, но он не ярко выражен. Оба ученика в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной стороной. Их соперничество, сопровождается открытой борьбой за свои интересы. Часто учитель найти компромисс, который служит для урегулирования разногласий через уступки друг другу. Последствиями этого конфликта служит образование подгрупп. Класс разделился на 2 части одна часть -это ученики, которые следуют за формальным лидером, а другая за другим. При этом разделение на 2 подгруппы и скрытое разделение цепей и сфер влияния может снять по крайней мере на время — напряжение.

Определение индекса групповой сплочённости Сишора

Групповую сплочённость можно определить не только путём расчёта соответствующих социометрических методов. Это можно сделать с помощью данной методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенных в скобках значениями (максимальная сумма — 19, минимальная — 5).

Входе опроса баллы не указывать.

При обработке результатов получилось, что сумма=15 — это средний результат. Уровень сплочённости в классе зависит от сходства между учениками от их общих интересов, а также от стилей лидерства и особенностей взаимосвязей между членами класса. Часто ученики стремятся удовлетворить потребность в самооценке, сравнивая себя с другими людьми. Такое социальное сравнение способно обеспечить точную и устойчивую самооценку лишь в том случае, когда ученик сравнивает себя с кем-то, подобным себе. Поэтому их больше привлекают ситуации, в которых другие сходны с ним во мнениях. Так как они все одного возраста у них общие интересы, общие темы для разговоров. В это классе существуют два типа взаимосвязи между учениками -это сотрудничество (оно возникает между учениками каждой из 2 подгрупп класса) и соперничество (оно возникает между лидерами этих групп).

Сотрудничество привело к установлению доверия между учениками и способствовало развитию взаимной привлекательности. Сплочённость внутри групп усилилась в условиях межгруппового соперничества. Удовлетворение отдельных членов группы связано с их позициями в группе, то есть — это лидеры. Централизованная позиция и вхождение в каждую из 2 групп с высоким статусом приносит наибольшее удовлетворение.

Класс, как социальная группа.

В течение этой практики я рассматривал класс как малую социальную группу, но при это класс разделился на две группы. Есть два лидера формальный и неформальный. В этом классе установлены определенные отношения между учениками. Ещё есть действие группового давления, со стороны лидеров которое пробуждает участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами. Также существуют определенные групповые процессы, которые присущи именно этому классу. У каждого ученика есть определенный статус. В этом классе один и тот же индивид имеет разный статус. Например — это ученица, которая имеет авторитет у учителей, как отличница учёбы и как отверженная у своих одноклассников. На социальный статус человека в этом классе влияет почёт. Этот класс существует продолжительное время, он выработал для себя систему определённых норм. Этот класс можно представить как большую группу, включающая в себя 20 человек, и разделение на 2 малые группы, которые включают в себя относительно небольшое число непосредственно контактирующих учеников, которые объединены общими целями и задачами, которые заключаются в том, чтобы был один лидер. По уровню развития эти 2 малые группы являются становящимися, которые находятся в процессе развития. В этом классе случилось и так, что один ученик поменял свой статус. Это относится к одному из низкостатусного члена класса, он просто поменял свои взгляды. При этом пребывание ученика в лидерах делает его уязвимым, то есть когда бывший лидер потерял, свой статус он сильно замкнулся в себе и долгое время ни с кем не общался, но потом когда он побывал, в разных внутригрупповых ролях обеспечило ему большую социальную гибкость. Так как в классе 2 лидера, то поэтому между ними всегда возникает внутригрупповой конфликт. Оба ученика в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной стороной. Их соперничество, сопровождается открытой борьбой за свои интересы. Основными элементами поведения каждой из двух групп являются индивидуальные действия членов группы, их эмоциональное отношение друг к другу, их взаимодействия. Так же в этом классе существует групповая сплоченность. Повышение сплоченности приводит к усилению взаимодействий в группе. При этом при возрастании сплоченности повышает самооценку лидеров и понижает тревожность членов группы. На примере этого класса можно сказать, что сходство во взглядах своих малых групп способствует межличностных привлекательностей членов группы.

Можно сделать вывод, что этот класс является малой социальной группой.