Медицинская этика в работе медицинской сестры

 

Профессия медработника подразумевает большую ответственность, поэтому каждый врач или медсестра должны соответствовать необходимому уровню подготовки и знать о морально — этических основах своей деятельности.

Медицинская этика — наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала. Предметом ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики входят и те проблемы, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений человечества.

К ним относятся: борьба против создания и накопления средств массового уничтожения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие) многие вопросы охраны окружающей среды и целый ряд других проблем. Особенностью развития медицинской этики является тот факт, что она, в отличие от права, формировалась и существовала как свод неписаных правил.

 При нарушении правил медицинской этики могут возникнуть следующие состояния:

Ятрогéния (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч. γενεά — рождение) — медицинский термин, предложенный в 1925 году немецким психиатром Бумке (Oswald Conrad Edouard Bumke) и означающий изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным словом врача или медсестры,а также неправильным пониманием медицинской литературы. Может быть следствием использования специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле. Ятрогения — брак медицинской работы

 

Эгогения (egogenia; лат. ego — я + genes — порожденный, возникающий) — восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений самим больным (самовнушение, уход в болезнь и др.)

Эгротогения-(лат. aegrotus – больной, греч. -genes – порождающий, вызывающий) – термин С.С.Либиха (1968), обозначает негативное психологическое влияние больных друг на друга, особенно при наличии тревожности, склонности к ипохондрии и повышенной внушаемости (когда, по словам пациента, «болезни других переходят на меня»).

Ведет к появлению новых симптомов невротического характера или усилению уже имеющихся.

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.К симптомам госпитализма у детей относится замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и т. д. Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.

12 стр., 5673 слов

Медицинская этика

... деятельности руководителей известного во всем мире медицинского факультета [5]. В то время и в тех обстоятельствах лишь немногие представители медицины осмеливались отстаивать основные принципы медицинской этики, ... принцип благодеяния" — так его стали называть специалисты в области медицинской этики. В своей работе врачи руководствуются постулатом "primum non nocere", изложенным еще в трудах ...

В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти.

  Медицинская деонтология — наука о нравственном долге медицинского работника перед больным и здоровым человеком. Точкой приложения ее требований являются психическая сфера больного, его внутренний душевный мир. А хорошо известно, и что психика больного, чем бы он ни болел, не остается безучастной. Изменяются ощущения,  обостряется восприятие своих болезненных симптомов, возникает тревога за возможные последствия, страдают настроение, сон и др. Деонтологическая задача медицинской сестры —установить психологический контакт с больным, успокоить его, выровнять

настроение, вселить уверенность в благоприятный исход не только

диагностической процедуры, но и заболевания в целом.

Для врача медицинская сестра является первым помощником. Деонтологически важными являются четкость и слаженность работы бригады, их высокий профессионализм, умение понимать друг друга с полуслова. Во время манипуляции больной внимательно

прислушивается к разговору врача с медицинской сестрой, фиксирует свое внимание на произносимых словах, особенно непонятных ему. Он следит за мимикой, жестами, настроением и другими формами поведения персонала. Это требует от всех участников процедуры согласованности действий, высокой организованности и дисциплинированности, предельного самоконтроля, особого такта в профессиональном общении.

  Естественно, что четкость и слаженность в работе персонала

приобретаются в процессе работы. Они должны отражать  профессиональную культуру и обеспечивать максимальную диагностическую и лечебную эффективность манипуляции. Медицинская сестра во время манипуляции имеет возможность не только наблюдать за поведением больного, но и предвидеть его поступки и вовремя корректировать его поведение, держать под контролем всю

психологическую ситуацию. Для больного медицинская сестра является заботливым, самым близким человеком, готовым не только сопереживать его страданиям, но и оказать конкретную психологическую и медицинскую помощь.

  По завершении диагностической или лечебной манипуляции, независимо от ее результатов, следует похвалить больного за адекватное поведение, которое в значительной мере облегчило врачу работу, позволило получить нужную информацию. У подавляющего большинства больных, независимо от их самочувствия, возникают вопросы о конкретных результатах исследования. Вот тут и врачу, и медицинской сестре следует проявить профессиональную мудрость. Естественно, что право формулирования ответа принадлежит только врачу. Деонтологическая задача медицинской сестры сводится к тому, чтобы в беседах с больным поддерживать версию, высказанную врачом. Недопустима свободная интерпретация медицинской сестрой результатов исследования с

целью ложного самоутверждения. Она может оказаться неверной и стать причиной тяжелой ятрогении. Независимо от характера полученной диагностической информации больного следует успокоить, обнадежить в благоприятном исходе основного заболевания, нацелить на совместную борьбу с болезнью. Поэтому медицинская сестра, помогая врачу, должна проявлять высокий профессионализм и деонтологическую грамотность. Всегда надо помнить, что перед тобой живой человек со всей гаммой болезненных ощущений, переживаний, страхов и беспокойств о своем здоровье, и направлять свою психопрофилактическую и психотерапевтическую деятельность на смягчение его страданий, мобилизацию физических и психических усилий в борьбе с болезнью.

11 стр., 5243 слов

Значение медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной ...

... сестринского персонала, правильности выполнения сестринских манипуляций в надлежащих условиях и уровня общения с пациентами зависит оценка качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами[15]. Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих ...

Требования деонтологии не допускают механического, а тем более грубого выполнения инвазивных манипуляций. Медицинская сестра должна сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, быть с ним в партнерском профессиональном контакте, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры.

Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет добрые слова, сумеет успокоить больного, отвлечь его внимание, положительной сказываются на ее деловом авторитете. А это важный деонтологический фактор.

  Большое место в работе медицинской сестры занимает выполнение так

называемых интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма. Это очистительные и лечебные клизмы, обработка наружных половых органов, спринцевание у женщин, манипуляции на молочных железах, подача подкладочного судна, мочеприемника и др. Выполнение этих «рядовых» для медицинской сестры манипуляций, у больных вызывает естественное чувство стыдливости, неловкости, как перед медицинским работником, так и особенно перед соседями по палате. Об этом надо помнить, учитывать легкую ранимость психики больного, щадить его самолюбие, стыдливость, которая формируется у человека с раннего детства.

Выполняя интимные манипуляции, медицинская сестра не имеет права

демонстрировать их окружающим, особенно соседям по палате, подчеркивать немощность больного, неопрятность, неспособность обслужить себя и т. д.

Деонтологическим долгом медицинской сестры является щажение ранимой психики больного, соблюдение профессионального такта. Каждый больной ожидает от медицинской сестры не только облегчения своих страданий, но и сохранения тайны о своем здоровье перед окружающими. И об этом всегда надо помнить.

При выполнении интимной манипуляции медицинская сестра должна следить за своей речью, мимикой, жестами, силой голоса, не проявлять брезгливости к больному и неприязненного отношения к своей работе. Нужно умело использовать слово как важный психотерапевтический фактор. Во время манипуляции следует поддерживать контакт с больным, осведомляться о его самочувствии, неприятных ощущениях.

  Желательно любую интимную манипуляцию выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.).

Наряду с высоким профессионализмом она должна обладать глубокими деонтологическими знаниями. Поддерживая психологический контакт с больным на всех этапах лечебно-диагностического процесса, медицинская сестра сможет снять чувство беспокойства и страха перед манипуляцией, обеспечит спокойное поведение больного в процедурной, облегчит неприятные ощущения после манипуляции. В этом и заключается ее нравственный долг перед больным.

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную ... больному. Третий этап - реабилитация в собственном смысле слова - включает рациональное трудоустройство и бытоустройство, вовлечение в активную социальную жизнь. Первоначальная типология включает три вида реабилитации: медицинскую, ...

Основы работы медсестер закреплены в таком документе, как Этический кодекс медицинской сестры России, который был принят Ассоциацией медсестер России.

Этический кодекс состоит из пяти частей, некоторые из которых разделены на статьи. Нет необходимости дословно приводить содержание кодекса, однако необходимые пояснения все же требуются.

Часть первая включает общие положения, в ней изложены основы деятельности медсестры, базирующиеся на принципах гуманности и милосердия.

Гуманность дословно означает «человеколюбие». Это значит, что в своих действиях медсестра руководствуется принципами человечности, уважения к человеку (пациенту).

Милосердие — склонность человека к бескорыстному выполнению благих дел, постоянная готовность к оказанию помощи, способность к состраданию.

Харди далее выделяет отдельные типы медицинских сестер в зависи­мости от характера и отношения к работе:

1. Практический тип, отличающийся точностью и строгостью, забываю­щий иногда о человеческой стороне больного. В парадоксальной форме иногда проявляется, например, в том, что будит спящего больного, чтобы дать ему снотворное.

2. Артистический тип, отличающийся аффектированным поведением: такая медицинская сестра старается без чувства меры произвести впечатле­ние на больного, старается быть важной.

3. Нервный тип; такая медицинская сестра часто бывает утомленной, испытывает ощущение, что ее усилия не признаются, раздражена, пациенты около нее не чувствуют себя спокойно. Она старается подсознательно укло­ниться от некоторых обязанностей, например, из опасения заразиться. У некоторых таких медицинских сестер имеется опасность появления зави­симости от лекарств (токсикомания), которым она пытается подавлять и компенсировать свои затруднения.

4. Мужской тип медицинской сестры, крупного телосложения: реши­тельная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Больные характе­ризуют ее поведение как «военное». В благоприятном случае становится хо­рошим организатором и успешно воспитывает молодых медицинских сес­тер. В неблагоприятном случае такие сестры бывают примитивными, агрес­сивными и деспотичными.

5. Материнский тип медицинской сестры, «милая сестричка», часто пикнического телосложения.

6. Сестры-специалистки, работающие, например, на электрокардиогра­фе, электроэнцефалографе; они иногда имеют чувство превосходства над сестрами, работающими на отделениях; если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом с чередующимися дежурствами бывают напряженные отношения.

 

В своей работе медицинская сестра обязана осуществлять уход за нуждающимися в помощи, содействовать облегчению страданий пациентов, участвовать в профилактических мероприятиях.

  Со времен Гиппократа в медицине утвердился принцип «прежде всего не навреди «. Об этом же говориться в клятве Ф. Найтингейл названной именем основоположницы научного сестринского дела, которую впервые дали в 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане .

Ее текст был сформулирован комитетом под председательством медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось:

 «Перед Богом и перед лицом собравшихся, я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

  Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред.

13 стр., 6332 слов

МЕТОДИЧКА Особенности психиатрии и задачи профессиональной этики

... обстоятельств или субъективных предубеждений. Поскольку цена таких искажений слишком велика, профессиональная этика требует от психиатра предельной честности, объективности и ответственности при вынесении ... рассмотреть особенности психиатрии как объекта этического регулирования и контроля. Среди медицинских дисциплин психиатрия является, пожалуй, наиболее социальной по своему предмету, методологии ...

 Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии.

 Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.

  Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов»

Кодекс является не только профессиональной, но и нравственной основой работы медсестры, способен стать стимулом для большей автономности и слаженности в осуществлении сестринского дела.

Контроль за соблюдением медицинскими работниками принципов и норм профессиональной этики осуществляют профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. В статье 62 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» сказано, что эти ассоциации «принимают участие в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм».
В Этическом кодексе медицинской сестры России в статье 18 разъясняется вопрос ответственности медицинской сестры за нарушение норм и принципов данного кодекса. В ней сказано, что такая ответственность определяется Уставом Ассоциации медицинских сестер России и за нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания:

1) замечание;

2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии;

3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года;

4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии».
Система профессиональных отношений медработника в условиях современной медицины включает в себя разнообразные типы взаимосвязей, как с отдельными личностями, так и с различными социальными группами и организациями. Это пациенты и их родственники, коллеги, представители общественных организаций, правоохранительных органов, органы социальной помощи и защиты, учреждения здравоохранения и системы образования. При таком многообразии отношений медработник может профессионально грамотно строить их только с учетом психологических особенностей личности, с которой он вступает во взаимодействие. В связи с многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.
Этические требования к общению медицинского работника с пациентом вырабатывались в медицине со времен глубокой древности. Размышления об этих проблемах содержатся в трудах многих выдающихся врачей, начиная с трудов Гиппократа и заканчивая современными исследованиями в области биоэтики. Принцип уважения личности пациента, его прав и достоинства сформулирован в биомедицинской этике сравнительно недавно – во второй половине 20 века, но он фактически присутствовал в медицинской этике с начала ее эволюции. Этические требования соблюдения «медицинской тайны», непричинения вреда пациенту, направленности всей деятельности медика на благо больного – это проявление уважения к личности пациента.

7 стр., 3189 слов

1.Вопрос: Профессиональная этика (определение), ее функции. Какие ...

... выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные 2. Вопрос: Общие нормы профессиональной этики Общие нормы профессиональной этики конкретизируют ... отношение к делу работников, трудовая дисциплина, взаимопомощь, коллективизм, ответственность при выполнении поставленной задачи и пр.); -управление процессом ...

В связи с многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.
Отношения с коллегами в среде медицинских работников должны строиться на принципах уважения личности коллеги, взаимопомощи, доброжелательности, нацеленности на выполнение дела наилучшим образом. Объединяющим медработников нравственным мотивом должно быть благо больного, и в более широком смысле – благо каждого человека (родственника больного, коллеги и т.д.).

В реальной действительности моральные принципы и нормы, которыми руководствуются медицинские работники в отношении с больными, их родственниками и своими коллегами, часто бывают далеки от требований профессиональной медицинской этики. Это ставит задачу самосовершенствования каждого медицинского работника, прежде всего в нравственной сфере, которой в отличие от области специальных профессиональных знаний и навыков, дающей возможность занимать определенную должность, уделяется недостаточное внимание.
Взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, складывающиеся в процессе лечебно-диагностических мероприятий часто приобретают характер интимности, т.к. медработник вторгается в области жизни человека, которые скрываются от других людей, их показ вызывает чувство неловкости, стеснительности, стыда. Это и области тела, и области душевной жизни человека. В связи с этим могут формироваться как доверительные отношения, способствующие наиболее эффективному лечению, так и интимные отношения, которые считаются недопустимыми с позиций профессиональной медицинской этики. Это требование профессиональной медицинской этики было зафиксировано уже в «Клятве» Гиппократа и сохраняется до настоящего времени. Например, в 1991 г. Комитет по этическим и юридическим вопросам Американской медицинской ассоциации, рассмотрев этические аспекты отношений между врачами и пациентами, принял специальное решение: интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны.
Деятельность современного медицинского работника требует от него высокого уровня личной профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность медицинского работника – явление сложное, включающее в себя и моральную, и административную, и правовую ответственность.

Моральная ответственность – это форма деятельности совести человека, которая включает в себя анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесения его с этически должным. Применительно к профессиональной медицинской деятельности моральная ответственность представляет собой соотнесение реального поведения с эталоном, задаваемым требованиями профессиональной этики и деонтологии.
Несоответствие между реальным и должным поведением оценивается как невыполнение профессионального долга. В зависимости от степени несоответствия и уровня развития морального самосознания медработника, следуют угрызения совести, действия, направленные на устранение этого несоответствия и т.п. В случае значительных нарушений профессионального долга может последовать наказание в виде моральных, административных или правовых санкций.
Профессиональные медицинские объединения, медицинское сообщество и общество в целом осуществляют контроль за соблюдением медработниками принципов и норм профессиональной этики и деонтологии. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» в статьях 66 и 68 зафиксирована ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан и нарушение их прав в области охраны здоровья. Поскольку вред может быть нанесен и несоблюдением профессиональных этических норм, то содержание этих статей законодательства следует рассматривать как правовые критерии ответственности всех медицинских и фармацевтических работников за выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с принципами и нормами медицинской этики и деонтологии.

8 стр., 3864 слов

Актуализация профессиональной этики в XXI веке

... учетом особенностей жизнедеятельности различных профессиональных групп людей, специфики ролевого поведения в ... вторых, стимулирование сотрудничества этики с другими областями человекопознания (политологией, ... медицинской деятельности. Но со временем «медицинская деонтология» оказалась в соподчиненном состоянии по отношению к более широкой (по субъектному признаку) категории «профессиональная ...