Квалификационная характеристика медицинской сестры общей практики — семейной медицины

Приложение 14

Дополнение

Изменения к приказу МЗ

Украины

от 23.02.2001 №72

1. Семейная медицинская сестра должна знать на уровне медсестринского процесса

  • Основы организации здравоохранения на принципах общей практики — семейной медицины в объеме первичной медико санитарной помощи. Принципы организации лечебно-диагностического процесса в ЛПУ и проведение лечения в условиях стационара на дому.
  • Основы медицинской психологии, этики и деонтологии медицинской сестры.
  • Основы педагогики и искусство общения.
  • Основы общих терапевтических дисциплин в объеме, нужном для решения профессиональных задач.
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности взрослых, детей и лиц преклонных лет.
  • Общие сведения о патологических процессах, течении заболеваний в зависимости от возраста и пола, которые происходят в организме человека, признакиклинической смерти.
  • Типичные клинические проявления неврологических и психических заболеваний, наркомании, алкоголизма и алкогольных психозов; алгоритм действия в случае выявления этой патологии и основы диспансеризации и реабилитации неврологических больных.
  • Основные клинические проявления, лечение и профилактику дерматовенерологических заболеваний.
  • Принципы профилактики, диагностики, главные клинические проявления и лечения в амбулаторных условиях заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевой систем, основных инфекционных заболеваний.
  • Основные клинические проявления и тактику медицинской сестры в случае острого аппендицита, ущемленной грыжи, кишечной непроходимости, острой задержки мочи, тромбофлебита, геморроя, закрытых повреждений головного мозга, органов грудной и брюшной полостей, переломов и вывихов костей, гнойных заболеваний кожи и подкожной жировой клетчатки, остеомиелита.
  • Принципы диагностики беременности в разные периоды, методы контрацепции, биомеханизм родов при затылочном предлежании, клинические проявления ранних и поздних токсикозов беременности, симптомы внематочной беременности.
  • Методы предоставления неотложной доврачебной помощи, правила транспортировки пациента.
  • Методы противоэпидемической защиты населения.
  • Принципы санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, в том числе при особенно опасных инфекциях.
  • Первичные принципы: социальной гигиены, личной гигиены пациента, личной гигиены медицинской сестры.
  • Методы дезинфекции, основы асептики и антисептики.
  • Фармакотерапию самых распространенных заболеваний, дозирование, способы использования и механизм действия основных групп медикаментов, правила их хранения и выдачи. Правила выписывания, хранения, учета сильнодействующих и наркотических лекарственных средств;
  • Общие принципы диетотерапии.
  • Общий и специальный уход за пациентом.
  • Показания и противопоказания для физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры и методику их проведения.
  • Основы медицинской, профессиональной, социальной и семейной реабилитации.
  • Основы десмургии.
  • Формы и методы медико-гигиенической работы. Организационные мероприятия по здоровому образу жизни.
  • Способы сбора, накопления и обработки медико-статистической информации о состоянии здоровья населения. Правила ведения учетной и отчетной медико-статистической документации.
  • Основымедицинской информатики. Статистические методы анализа собственной работы.
  • Правила противопожарной безопасности.

2. Семейная медицинская сестра должна уметь и имеет право при назначении врачом выполнять:

  • наложение асептических повязок на раны;
  • транспортную иммобилизацию;
  • в/к, п/к, в/м, в/в инъекции, трансфузии;
  • проведение диагностических кожных проб, профилактических прививок
  • искусственное дыхание с применением соответствующих аппаратов и воздуховодов;
  • зондирование желудка и 12-ти перстнойкишки;
  • постановку всех видов клизмы;
  • применение газовыводной трубки;
  • катетеризацию мочевого пузыря резиновым катетером;
  • спринцевание вагины;
  • постановку горчичников, банок, пиявок, компрессов;
  • втирание лекарственных средств;
  • промывание внешнего слухового прохода при наличии серной пробки;
  • подготовку пациента к исследованиям;
  • забор материала для лабораторных исследований;
  • четкое ведение медицинской документации;
  • проведение медико-гигиеническойработы с пациентом и членами его семьи;
  • ассистировать врачу при выполнении диагностических и лечебных процедур и манипуляций.;
  • Применение разных манипуляций зависит от клинической ситуации, которая определяет возможности применения той, другой технологии ли и выбора дезинфицирующих средств, которые разрешены в Украине действующим законодательством.

3. Семейная медицинская сестра должна владеть и четко выполнять технологии санитарно-противоэпидемических мероприятий и процедур :

  • санитарно-противоэпидемические мероприятия по предупреждениювнутрибольничной инфекции;
  • обработку рук на социальном уровне;
  • обработку рук на гигиеническом уровне;
  • обработку рук на хирургическом уровне;
  • применение медицинского халата;
  • применение медицинской шапочки и маски, защитных очков;
  • применение резиновых перчаток;
  • применение и использование стерилизованных упаковок и коробок;
  • стерилизация перевязочного, шовного материалов, белья и инструментария мед. применение;
  • накрытие стерильного стола;
  • асептику при выполнении клинических процедур;
  • универсальные мероприятия по предотвращению возможного контакта с биологическими жидкостями;
  • дезинфекцию предметовуходаи изделий медицинского назначения;
  • передстерилизационнуюобработку инструментов;
  • контроль качества передстерилизационнойобработки инструментов;
  • стерилизацию изделий медицинского назначения;
  • универсальные мероприятия, благодаря которым медицинская сестра защищает себя и пациента от возможного инфицирования при выполнении профессиональной деятельности.

4. Семейная медицинская сестра должна владеть медсестринскими технологиями предоставления доврачебной неотложной помощи

Раздел 4. 1. Технологии проведения реанимационных мероприятий вне лечебного учреждения (на улице и др.)

  • Сердечно-легочная реанимация(вне лечебного учреждения, спасатель — один человек).
  • Сердечно-легочная реанимация(вне лечебного учреждения, спасатели- двачеловека).
  • Предоставление помощи взрослому при закупорке дыхательных путей (пострадавший не потерял сознание).
  • Освобождение дыхательный путей взрослому, который пострадал при полной закупорке дыхательных путей (пострадавший потерял сознание, спасатель — один человек).

Раздел 4.2. Предоставление экстренной доврачебной помощи

  • Придание пострадавшему безопасного положения.
  • Определение наличия сознания.
  • Определение наличия дыхания.
  • Определение пульса на сонной артерии.
  • Установление проходимостидыхательных путей (инородное тело).
  • Обеспечение проходимостидыхательных путей при обмороке.
  • Искусственная вентиляция легких.
  • Закрытый массаж сердца.
  • Наложение асептической повязки.
  • Наложение давящейповязки.
  • Тугая тампонада раны при кровотечении.
  • Наложение резинового жгута при артериальном кровотечении.
  • Наложение повязки на глаз.
  • Наложение повязки Дезо.
  • Наложение окклюзионной повязки.
  • Наложение шины Крамера.
  • Наложение шины при повреждении шейного отдела позвоночника.
  • Помещениепострадавшего в позу «лягушки».

Раздел 4.3. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях в реанимации

  • Клиническая смерть.
  • Удушение (асфиксия).
  • Утопление.
  • Отравление.
  • Синдром длительного раздавливания.
  • Переохлаждение.
  • Перегревание.
  • Укус змеи.

Раздел 4.4. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях в терапии

8 стр., 3695 слов

Сравнительный анализ исследований внимания с позиций когнитивного подхода

... в психологии, а так же сделан сравнительный анализ исследования внимания, как отдельного психического процесса, некоторыми представителями ... психология. Он определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, ... восприятия. Однако исследование отдельно взятого восприятия без учета других компонентов не в состоянии объективно объяснить ...

4 стр., 1663 слов

Психологическая помощь медицинским работникам средствами психологической службы

... Предмет исследования: психологическая служба как средство оказания психологической помощи медицинским работникам. Объект исследования: медицинские работники. Гипотеза исследования: деятельность психологической службы является ... эту метафору можно положить в основу исследований психологической помощи. По существу эмоциогенность заложена в самой природе медицинского труда, причём спектр эмоций ...

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

  • Бронхиальная астма.
  • Легочные кровотечения.
  • Стенокардии.
  • Инфаркт миокарда (типичная болевая форма).
  • Кардиогенный шок.
  • Сердечная астма, отек легких.
  • Аритмия.
  • Гипертензивный криз.
  • Желудочно-кишечное кровотечение.
  • Гипогликемическая кома.
  • Гипергликемическая(диабетическая)кома.
  • Отек Квинке (отек гортани).
  • Анафилактический шок.

Раздел 4. 5. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях в хирургии

  • Отморожение.
  • Закрытая черепно-мозговая травма.
  • Вывих.
  • Перелом позвоночника.
  • Открытый пневмоторакс.
  • Перелом костей таза.
  • Кровотечение (внешнее, артериальное).
  • Кровотечение (внешнее, венозное).
  • Травматический шок.
  • Раны.
  • Переломы конечностей (открытые и закрытые).
  • Химические ожоги.
  • Термические ожоги.
  • Острый живот.

Раздел 4. 6. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях у детей

  • Лихорадка красная.
  • Лихорадка белая.
  • Судороги.
  • Ларингоспазм как проявление гипокальцемии.
  • Носовое кровотечение.
  • Обморочное состояние.
  • Коллапс.
  • Острый стенозуючий ларинготрахеит.
  • Острая легочная недостаточность.
  • Анафилактический шок.
  • Приступ бронхиальной астмы.
  • Инородное тело верхних дыхательных путей.

Раздел 4. 7. Технологии доврачебной помощи при неотложных акушерско-гинекологических состояниях

  • Преэклампсия.
  • Эклампсия.
  • Внематочная беременность.
  • Кровотечение воIIполовине беременности.
  • Кровотечение воІІ половине беременности.
  • Дисфункциональные маточные кровотечения.

Раздел 4. 8. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях в оториноларингологии

  • Носовое кровотечение.
  • Острый стеноз гортани.

Раздел 4. 9. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях в неврологии

  • Эпилептический статус.
  • Острый невралгический синдром.
  • Приступ мигрени.
  • Миастеническиекризы.
  • Гипертензивный синдром.
  • Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК).
  • Судорожнаяатака.

Раздел 4.10. Технологии доврачебной помощи при неотложных состояниях в психиатрии

  • Недифференцированная помощь при состояниях психомоторного возбуждения.
  • Состояние дисфории у больных эпилепсией.
  • Маниакально-депрессивный психоз.
  • Возбуждение у психопатичных пациентов.
  • Ночное суетливое беспокойство людей старческого возраста («спутывание» сознания с возбуждением и психозами у стариков).
  • Делирий у инфекционныхбольных.
  • Алкогольный делирий («белая горячка»).
  • Абстиненция (алкогольная, опийная и тому подобное).
  • Атропиновый психоз (передозировка атропиноподобных средств или повышенная чувствительность к ним).
  • Острые осложнения, которые возникли при лечении нейролептиками.

Раздел 4.11. Технологии доврачебной неотложной помощи при травмах органов зрения

  • Непроникающие ранения глазного яблока.
  • Проникающие ранения глазного яблока.
  • Контузия глазного яблока.
  • Ранениявек.
  • Химические ожоги глаз.
  • Термические ожоги глаз.
  • Лучевой ожог глаз.

5. Семейная медицинская сестра должна владеть

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, ... Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на ...

Медсестринскими технологиями подготовки пациента к обследованиям

Раздел 5.1. Общие принципы подготовки к обследованиям.

  • Общие принципы подготовки пациентов к обследованиям.

Раздел 5.2. Клинические (лабораторные) исследования.

  • Клинический анализ крови.
  • Клинический анализ мочи.
  • Анализ мочи поНечипоренко.
  • Анализ мочи на кетоновые тела.
  • Анализ мочи на желчные пигменты.
  • Анализ мочи на уробилин.
  • Анализ мочи на сахар.
  • Анализ мочи на диастазу.
  • Анализ мочи поЗимницкому.
  • Определение суточного диуреза.
  • Определение суточной потери белка.
  • Анализ на скрытую кровь.
  • Анализ кала для копрологического исследования.
  • Желудочное зондирование.
  • Дуоденальное зондирование.
  • Ацидотест.

Раздел 5.3. Паразитологические исследования

  • 3.1. Анализ кала на гельминты и цисты простейших.

Раздел 5.4. Биохимические исследования

  • Общие принципы подготовки пациентов к биохимическим исследованиям забора материала.
  • Проба Реберга.

Раздел 5. 5. Бактериологические исследования.

  • Забор крови на гемокультуру.
  • Анализ крови на бактериологические исследования.
  • Анализ мокротына бактериологические исследования и на чувствительность к антибиотикам.
  • Анализ кала на дизентерийную, тифопаратифозную, сальмонельознуюбактерии.
  • Мазок из зева на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.
  • Мазок из носа.
  • Анализ мокротына микобактерии туберкулеза.
  • Анализ мочи на микобактерии туберкулеза.

Раздел 5. 6. Рентгенологические исследования

  • Рентгенологическое исследование желудка.
  • Рентгенологическое исследование толстого кишечника.
  • Пероральная холецистография.
  • Внутривенная холецистография.
  • Обзорная рентгенография почек.
  • Внутривенная урография.

Раздел 5.7. Радиоизотопные исследования

  • Сканирование щитовидной железы.

Раздел 5.8. Эндоскопические исследования

  • Фиброэзофагогастродуоденоскопия (ФГДС).
  • Колоноскопия.
  • Ректороманоскопия.

Раздел 5.9. Ультразвуковые исследования

  • УЗД органов брюшной полости.
  • УЗД органов малого таза.

6. Семейная медицинская сестра должна медсестринскими манипуляциями по уходу за пациентом с хроническими заболеваниями

Раздел 6.1. Медсестринские манипуляции по уходу за пациентом с хроническими заболеваниями

12 стр., 5590 слов

Раздел 1. Специфика философского знания

... значительно облегчает освоение проблемы специфики философского знания. Ее исследование предполагает сравнение философского и научного знания, определение отличия философских проблем от проблем ... . . . . . . . . . .16 Тема 9. Учение о человеке в философии космизма. . . . . . . . . . . . . .17 Раздел 3. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Тема 10. Человек среди людей: проблемы ...

  • Мойка рук.
  • Одевание и снятие перчаток, халатов, маски.

Раздел 6.2. Оценка функционального состояния пациента

  • Измерение температуры тела в подподмышечной впадине.
  • Исследование артериального пульса на лучевой артерии (в условиях стационара).
  • Измерение артериального давления.
  • Обучениепациента /родственника/ измерению артериального давления.
  • Определение частоты, глубины, ритма дыхания (в условиях стационара).

Раздел. 6.3. Самые простые физиотерапевтические процедуры Гирудотерапия. Оксигенотерапия

  • Постановка горчичников.
  • Постановка банок (вакуумтерапия).
  • Применение грелки.
  • Применение пузыря с льдом.
  • Постановка холодного компресса.
  • Постановка горячего компресса.
  • Постановка согревающего компресса.
  • Применение пиявок.
  • Оксигенотерапия через носовую канюлю.
  • Оксигенотерапия через носовой катетер.

Раздел 6.4. Зондопроцедуры

  • Введение желудочного зонда через рот.
  • Введение назогастрального зонда (НГЗ).
  • Промывание желудка толстымзондом.
  • Промывание желудка тонким зондом.
  • Взятие желудочного содержимого для исследования секреторной функции желудка.
  • Дуоденальное зондирование.

Раздел 6.5. Применение лекарственных средств

  • Закапывание в нос сосудосуживающихкапель.
  • Закапывание в нос маслянных капель.
  • Введение мази в нос.
  • Ингаляции лекарственного средства через нос (обучениепациентов).
  • Ингаляции лекарственного средства через рот.
  • Введение лекарственного средства в прямую кишку .
  • Разведение порошка в флаконе.

Раздел 6.6. Клизмы, газовыводная трубка

  • Применение газовыводной трубки.
  • Клизма очистительная.
  • Клизма гипертоническая.
  • Клизма маслянная(слабительная).
  • Клизма сифонная.
  • Клизма лечебная.

Раздел 6.7. Катетеризация мочевого пузыря. Уход за катетером

  • Катетеризация мочевого пузыря мужчины резиновым катетером, в том числе катетером «Фолея».
  • Катетеризация мочевого пузыря женщины резиновым катетером, в том числе катетером «Фолея».
  • Уход за промежностью пациента (пациентки) с мочевым катетером.

Раздел 6.8. Антропометрия

  • Определение массы тела.
  • Определение роста.
  • Спирометрия.

Квалификационная категория медицинской сестры общей практики — семейной медицины присваивается на основании аттестации согласно приказу МЗ Украины от 23.11.2007. № 742 «Об аттестации младших специалистов с медицинским образованием» поспециальности «сестринское дело»

Вторая квалификационная категория предоставляется медицинской сестре общей практики — семейной медицины, которая имеет, : необходимый практический опыт, хорошую теоретическую и практическую подготовку. Прошла соответствующие курсы повышения квалификации, имеет знания по смежным дисциплинам, добросовестно исполняет свои обязанности и активно участвует в пропаганде здорового образа жизни. Со стажем работы по данной специальности не менее 3 лет.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... Люшера, Векслера. Бине-Симона в практической деятельности педагога изобразительного искусства.   Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и ...

Первая квалификационная категория предоставляется медицинской сестре общей практики — семейной медицины, которая имеет, : высокий уровень теоретической и практической подготовки, хорошие показатели работы, постоянно совершенствует свои знания. Прошла соответствующие курсы повышения квалификации, имеет знания по смежным дисциплинам, добросовестно исполняет свои обязанности и активно участвует в пропаганде здорового образа жизни, и использовании и внедрении новых методов диагностики и лечения. Со стажем работы по данной специальности не менее 5 лет.

Высшая квалификационная категория предоставляется медицинской сестре общей практики — семейной медицины, которая имеет глубокие теоретические и практические знания, обладает организаторскими способностями, отличается высоким профессионализмом. Прошла соответствующие курсы повышения квалификации, имеет знания по смежным дисциплинам, добросовестно исполняет свои обязанности. Активно использует и внедряет новые передовые методы предоставления медицинской помощи населению, имеет хорошие показатели в работе, является наставником молодых специалистов, пропагандистом медицинских и гигиенических знаний. Со стажем работы по данной специальности не менее 7 лет.

164