Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента………………………………………………………………….6

1.1. Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности………………6

1.2. Специфика взаимодействия медработника и пациента…………14

2. Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника………………………………………………………………20

2.1. Положительное влияние медработника на пациента…………20

2.2. Тренинг для релаксации пациентов……………………………28

Заключение………………………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………………36

Введение

Актуальность. Резолюция II Всероссийского съезда средних медицинских работников, доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, национальный проект «Здоровье» определили основное направление развития сестринского дела — рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступности медицинской помощи.

Результаты деятельности многих лечебно-профилактических учреждений и накопленный опыт их работы с персоналом показывают, что формирование коллектива обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности работы и конкурентоспособности учреждений здравоохранения.

Политические, социально-экономические, демографические и экологические изменения, происходящие в последние годы в стране, ухудшили положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной степени способствовать исправлению ситуации.

Несоответствие уровня сестринского образования современным требованиям, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер.

Проблема. Критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную ... на профориентацию, все более важным становится взаимодействие с сообществом, работодателями. Получает признание понятие ... окружения, условий труда и быта пациента); *-социальнаяи профессиональная направленность (означает, что основной целью ...

Именно через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными.

Организация и регуляция совместной деятельности с пациентом, направленной на достижение им оптимального уровня жизнедеятельности — главная функция общения медицинской сестры. В психологических исследованиях по медицинской деонтологии, социальной гигиене, организации здравоохранения изучается влияние общения на совместную деятельность врача и пациента. Большой вклад в изучение этой проблемы вносит психотерапия, поскольку общение выступает здесь ведущим средством лечения. Отмечается важность личностного подхода, необходимость взаимодействия с пациентом по типу «субъект — субъект» вместо «субъект — объект» и значимость доверительных контактов.

Меньше внимания в исследованиях уделяется изучению профессионального общения медицинской сестры с пациентом, хотя в силу специфики своей деятельности она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Характер поведения медсестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. Профессиональное общение медсестры примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально малопригодной. Именно профессиональное общение медсестры с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, утраченную в результате врачебной специализации.

Таким образом, проблема исследования приобретает особое значение.

Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента.

К задачам исследования относятся:

1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента;

2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;

3) изучить специфику медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения;

4) охарактеризовать принципы общения медицинского работника с пациентом;

5) проанализировать положительное влияние медработника на пациента.

Методологическую основу исследования составили методологические подходы С.Л. Рубинштейна, который рассматривал общение как вид деятельности; Б.Ф. Ломова, который трактовал общение как субъектно-субъектное взаимодействие; Б.Г. Ананьева, который подчеркивал, что через общение человек строит свои отношения с другими людьми; В.Н. Мясищева, который выделил в общении познавательный, отношенческий и поведенческий компоненты; Б.Д. Парыгина, который считал, что проблемы общения следует разрабатывать на стыке с другими человековедческими науками.

3 стр., 1370 слов

Стиль и общение в деятельности врача

... только слушать, но и слышатьпациента. 33.Технология педагогического общения и установление педагогически целесообразных взаимоотношений (врача и пациента.) педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и ... связи с ними. Наглядным примером тому является невозможность врача не оказать помощь больному, даже если их отношения не регламентированы контрактом.Договор основан ...

1. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента

1.1. Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках профессиональной деятельности

Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.

Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким:

«Доверие к врачу – это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

9 стр., 4411 слов

Тема 11 Взаимоотношения врача и пациента

... больному, что позволит изменить его эмоциональное состояние и, в дальнейшем, вызовет чувство благодарности и большего доверия к врачу. В случае первого обращения пациента, врач ... отношения, врач переносит на больного положительные (положительный контрперенос) или отрицательные (отрицательный контрперенос) чувства. При более общем рассмотрении этого механизма следует отметить, что у врача могут ...

Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения – настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Отметим, что медработник – молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшеё квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.).

Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента …

**************************************************************

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут ... жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности. При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: - демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности; - ...