Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина»
ОТЧЕТ
О прохождении ______педагогической____________практики Студента _3__ курса ________заочной_____________ формы обучения Направление ________________________________________________ Учебная группа № _______ зачётная книжка № ________________________ Ф.И.О. студента ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (место прохождения практики, наименование учреждения) Срок прохождения практики с «___» _____ 20__ г. по «___»____ 20_ г. |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
г. Н. Новгород
2015 Г.
1. Информационная часть
Студент(ка) _____________________________________________________
(имя, отчество, фамилия)
заочной формы обучения __ курса, группы _____________________
Направления (профиля) подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки Психология и социальная педагогика
в соответствии с приказом от ________________ за № ______________________
направляется на практику
(вид практики)
в (на) ____________________________________________________________
(организация, предприятие; адрес)
_________________________________________________________________
Период практики:
с «__» _____________ г.
по «__» ____________ г.
Преподаватель-руководитель
практики ____________________________________________________________
(должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия)
Кафедра общей и социальной педагогики
Телефон кафедры 436-19-55 ______________________
Заведующий кафедрой
_________________________________
(личная подпись, инициалы, фамилия)
ОТМЕТКА ОТДЕЛА КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Прибыл в организацию
на предприятие) «____» _________________ 20___ г.
Выбыл из организации
(с предприятия) «____» _________________ 20___ г.
М.П. _____________________ _____________________________________
(должность) (личная подпись, инициалы, фамилия)
4. Отзывы руководителей практики от предприятия и кафедры
Отзыв руководителя практики от организации (предприятия) о работе студента
По результатам работы на практике можно сделать вывод о том, что Оксана ответственная, старательная и исполнительная студентка. Она не пропустила ни одного рабочего дня, приходила точно в назначенное время, выполняла все поручения. Оксана научилась применять имеющиеся у неё знания на практике и получила новые знания и навыки. В период прохождения практики Оксана проявила любознательность, трудолюбие и усердие, показала хорошие знания.
Руководитель практики
от организации (предприятия) _______________ _____________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
Отзыв преподавателя-руководителя практики от кафедры
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачет по практике принят с оценкой ______________________
Преподаватель-руководитель
практики _________________ _____________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
«____» ________________ 20____ г.
Карта рейтинг-контроля студента (для педагогической практики) |
|||
Профессиональная компетентность |
Оценка в баллах |
||
Специалист, за которым закреплен студент |
Университетский руководитель |
Самооценка |
|
1.Индивидуально-личностная компетентность – владение способами самореализации и развития своей индивидуальности в рамках профессиональной деятельности, готовность к профессионально-личностному росту. |
|
|
|
2 Коммуникативная компетентность – умение организовывать сотрудничество с молодыми людьми, использовать различные средства коммуникации с детьми и молодежью и другими участниками социально-педагогического процесса. |
|
|
|
3 Правовая компетентность – владение специальными знаниями нормативно-правовой базы деятельности специалиста с разными категориями молодежи, умение использовать арсенал правовых норм защиты и поддержки молодежи в процессе решения профессиональных задач. |
|
|
|
4 Социально-педагогическая компетентность – владение информацией о различных категориях молодежи, о проблемах их социализации, факторах риска, умение осуществлять комплексный анализ полученной информации в контексте теоретических знаний и конкретной жизненной ситуации, знание специфики, методик, технологий работы с конкретной категорией молодежи. |
|
|
|
5. Технологическая компетентность – умение собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию и устанавливать социально-педагогический диагноз социально уязвимых категорий молодежи; умение использовать традиционные и инновационные технологии в работе с ними. |
|
|
|
Студент ___________________ (подпись) |
Дата _________________ |
Специалист ________________ (подпись) |
Дата __________________ |
Руководитель практики _______ (подпись) |
Дата _________________ |
- Параметры «Личностная готовность» – Л («хочу и имею для этого способности»):
- Л1 – гуманистическая готовность;
- Л2 – уровень общей культуры, эрудиция;
- Л3 – потребность работать с детьми, позиция мотивации к профессии;
- Л4 – социальная зрелость, активность, ответственность;
- Л5 – креативность;
- Л6 – коммуникативные качества и способности;
- Л7 – перцептивные способности;
- Л8 – рефлексивные аналитические качества;
- Л9 – организаторские способности и качества;
- Л10 – состояние психического и физического здоровья;
- Л11 – эстетический вкус
Рекомендуется измерить уровень сформированности каждого параметра по 10-тибалльной системе методики МПЦУ И.К. Шалаева следующим образом:
- 9-10 баллов (оптимальный уровень) — обладание данными качествами в большей степени;
- 6-8 баллов (допустимый уровень) – обладание необходимыми качествами, но не в достаточной степени;
- 4-5 баллов (критический уровень) – качества проявляются слабо, их недостаточность может создать проблемы;
- 0-3 баллов (недопустимый уровень) – большинством указанных качеств не обладает, не считает необходимым их развить.
По совокупности 11 показателей личностной готовности определяется средний показатель:
Л = |
7+8+10+10+7+8+7+6+7+10+6 |
= |
86 |
= |
7,8 балла |
|
|
||||
11 |
11 |
- Параметры «Теоретическая готовность» — Т («знаю»):
- Т1 – владение основами философии, культурологии, социального воспитания, методологического исследования;
- Т2 – владение системой знаний о человеке как совокупности биологического, социального, духовно-нравственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека;
- Т3 – знание общей теории воспитания, современных концепций воспитания;
- Т4 – знание основ социальной педагогики, концепций социального воспитания;
- Т5 – владение системой знаний по психическому развитию личности;
- Т6 – знание педагогической, возрастной и социальной психологии;
- Т7 – знание основ МПЦУ – мотивационного программно-целевого устроения;
- Т8 – знание методик организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических технологий;
- Т9 – знание особенностей современных семей, методик работы с ними;
- Т10 – знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением;
- Т11 – знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых аспектов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов;
- Т12 – знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов;
Уровень сформированности теоретической подготовки измеряется по каждому параметру по 10-тибалльной системе:
- 9-10 баллов (оптимальный уровень) — имеет глубокие знания, которые готов и умеет реализовывать в практической деятельности;
- 6-8 баллов (допустимый уровень) – в основном, владеет знаниями, которые готов и умеет реализовывать в практической деятельности, но при этом иногда испытывает трудности, которые самостоятельно может преодолевать;
- 4-5 баллов (критический уровень) – владеет знаниями, но затрудняется воплотить их в деятельность;
- 0-3 баллов (недопустимый уровень) – слабо владеет знаниями, в основном, на «житейском уровне».
Среднее количественное значение определяется по формуле:
Т = |
6+6+8+7+7+6+7+7+8+8+8+10 |
= |
7,3 балла |
|
|||
12 |
- Параметры «операционально-деятельностной (технологической) готовности» — Д («умею»)
- Д1 – владение технологиями реализации диагностической функции;
- Д2 – владение технологиями реализации прогностической функции;
- Д3 – владение технологиями реализации организаторской функции;
- Д4 – владение технологиями реализации коммуникативной функции;
- Д5 – владение технологиями реализации коррекционной функции;
- Д6 – владение технологиями реализации охранно-защитной функции;
- Д7 – умение реализовывать координационную функцию
- Д8 – владение технологиями реализации психотерапевтической функции;
- Д9 – владение технологиями реализации социально-профилактической функции;
- Д10-владение технологиями личностно-ориентированного взаимодействия;
- Д11 – владение технологиями МПЦУ (построения «древа целей», адекватных исполняющей и управляющей программ);
- Д12 – умение проводить научно-исследовательскую работу;
- Д13-владение механизмами перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую;
- Д14 – умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с целью формирования потребности в образе жизни, достойном человека;
- Д15 – умение организовать взаимодействие с родителями школьников.
Уровень операционально-деятельностной (технологической) готовности измеряется по каждому параметру по 10-тибалльной системе:
- 9-10 баллов (оптимальный уровень) — владение технологией на основе глубоких знаний, собственных исследований и выводов, готовность внедрять их в практическую деятельность;
- 6-8 баллов (допустимый уровень) – владение технологиями на основе знания и, в основном, заимствованного опыта, готовность внедрять их в практическую деятельность;
- 4-5 баллов (критический уровень) – владение социально-педагогическими технологиями, но в недостаточном объеме;
- 0-3 баллов (недопустимый уровень) – слабо владеет новыми педагогическими технологиями.
Среднее количественное значение определяется по формуле:
Д = |
8+8+8+9+8+8+7+8+7+8+7+9+8+8+8 |
= |
7,9 балла |
|
|||
15 |
Уровень комплексной готовности студента к осуществлению социально-педагогической деятельности определяется по формуле:
Г = |
Л+2Т+3Д |
= |
7,8+2×7,3+3×7,9 |
7,6 балла |
|
|
|||
6 |
6 |
или
Г = |
Л+Т+Д |
= |
7,8+7,3+7,9 |
7,6 балла |
|
|
|||
3 |
3 |
Где Г – интегративный показатель готовности к социально-педагогической деятельности;
Л – интегративный показатель личностной готовности к социально-педагогической деятельности;
Т — интегративный показатель теоретической готовности к социально-педагогической деятельности;
Д — интегративный показатель опреационально-деятельностной, технологической готовности к социально-педагогической деятельности.
Для более точной объективной оценки уровня профессиональной готовности студента-практиканта интегративный показатель вычисляется по совокупности: представителем социально-педагогического учреждения, где студент проходил практику (С); преподавателем – руководителем педагогической практики (П); самим аттестуемым — самооценка (А).
Следующий этап определения уровня сформированности практической готовности студента – определение объективизированного значения готовности – ОЗГ по формуле:
ОЗГ = |
3С+2П+А |
|
|
6 |
или
Г = |
С+П+А |
= |
9,1+6,7+8,9 |
8,2 балла |
|
|
|||
3 |
3 |
Допустимый уровень
Использование данной методики диагностики при определении готовности студента к социально-педагогической деятельности позволяет:
- Совершенствовать образовательный процесс по подготовке будущих социальных педагогов, так как результаты ее отражают качество преподавания учебных дисциплин, дают основу для корректировки содержания, форм, методов, средств управления познавательной деятельностью студентов;
- Активизировать деятельность студента по профессиональному саморазвитию, предполагающему его творческое отношение к самому себе как к будущему специалисту; проявлять активность в создании, преобразовании своего профессионального мастерства, личностных и профессиональных качеств, своего внутреннего мира в процессе профессиональной подготовки и самоподготовки.
Программное заявление студента-практиканта «Чему я хочу научиться»
1. Общие сведения о себе: Шарапова Оксана Александровна, Нижегородская область, Лысковский район, п. Нива, 89040671320.
2. Профессиональный опыт.
Я имею опыт и навыки работы со следующей группой молодежи:
— социальными сиротами;
— девиантными подростками;
— одаренными детьми;
— инвалидами;
— подростками и юношеством в массовой школе;
— школьным юношеством;
— студенческой и учащейся молодежью;
— рабочей молодежью;
— военнослужащими срочной службы;
— дошкольниками
Этот опыт я приобрел/приобрела:
— в период прохождения практики;
— в процессе собственной жизни;
— работая как волонтер в…;
— работая на платной основе в…;
— другое (укажите).
3. Мои профессиональные потребности.
Мне нравится взаимодействовать с:
— младшими/средними/старшими подростками;
— учениками старших классов;
— студенческой и учащейся молодежью;
— рабочей молодежью
— разновозрастными детьми и подростками;
— другое (укажите).
4. На предстоящей практике я хотел/хотела бы работать:
— в школе;
— в органах правопорядка с девиантными детьми и подростками;
— в детском доме или интернате для детей, лишенных родительского попечения;
— в диагностико-реабилитационных службах и центрах социальной помощи детям, подросткам, молодежи,семьям;
— в учебно-воспитательных учреждениях для одаренных детей;
— в учреждениях, исполняющих наказание;
— в территориальных центрах социального обслуживания молодежи;
— учреждениях здравоохранения, хосписах;
— в реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;
— в центрах реабилитации инвалидов;
— в домах детского и молодежного творчества;
— в клубах по месту жительства;
— в государственных органах по делам молодежи;
— другое (укажите).
5. Я хорошо знаю особенности работы с:
— одаренными детьми;
— социальными сиротами;
— девиантными подростками;
— детьми-инвалидами;
— школьниками массовых школ;
— гимназистами, лицеистами;
— студенческой молодежью;
— рабочей молодежью;
— военнослужащими
— дошкольниками
6. Я хотел/хотела бы познакомиться на предстоящей практике с организационной работой с молодежью в:
— детском доме;
— интернате для детей, лишенных родительской опеки;
— интернате для одаренных детей;
— детском приемнике-распределителе МВД РФ, учреждениях, исполняющих наказание;
— реабилитационном центре для детей и подростков;
— реабилитационном центре для детей-инвалидов, для взрослых — инвалидов;
— территориальных центрах социального обслуживания молодежи;
— учреждениях здравоохранения, хосписах;
— реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;
— в центрах реабилитации инвалидов;
— в домах детского и молодежного творчества;
— в клубах по месту жительства;
— в государственных органах по делам молодежи;
— другое (укажите).
7. Я хотел/хотела бы проходить практику:
— самостоятельно по индивидуальной программе по месту работы;
— самостоятельно по месту жительства по причине;
— под руководством преподавателя факультета с группой студентов;
— другое (укажите).
8. При выборе базы практики я, как правило, руководствуюсь следующими критериями:
— место расположения базы практики (ее близость к дому, возможность легко добраться на транспорте и пр.);
— профессиональным и учебным интересом;
— научный руководитель;
— другое (укажите).
9. Профессиональное развитие.
Мой способ обучения на практике можно определить как:
— метод «проб и ошибок» ;
— метод моделирования;
— планирование действий;
— концептуализация (действие — анализ — выработка концепции);
— комбинация всех выше названных способов.
10. Считаю, что в процессе прохождения практики следует акцентировать внимание на развитие у себя таких компетенций как знания, умения, навыки.
11. Считаю, что в своей профессиональной деятельности в период практики мне поможет наличие у меня таких компетенций как мотивация, знания, способность.
12. По результатам своей деятельности в период прохождения практики я выяснил(а), что в дальнейшем мне необходимо формировать у себя такие компетенции, как потребность в саморазвитии, познавательная активность.
Примерная схема отзыва группового руководителя
1. Наименование учреждения МБДОУ Кисловский детский сад
2. Студентка Шарапова Оксана Александровна
3. Сроки прохождения практики с 23 февраля по 6 апреля.
4.Студентка была заинтересована, практику проходила с удовольствием. Хорошо ладила с детьми разных возрастов, а так же с их родителями.
5. Оксана была активна, к практике относилась серьезно, с творческим подходом. Соблюдала все этические нормы по отношению к специалистам, родителям, детям.
6.Индивидуальные особенности студентки- уверенна в себе, открыта, доброжелательна, всегда готова обсуждать и решать возникающие проблемы. Стиль общения у студентки был авторитарный. Она всегда была готова оказать помощь в своей профессиональной деятельности.
7.Рабочий день организовывала строго по плану, выполняла все, что входило в ее обязанности. В проведенных мероприятиях присутствовала четкость, логичность, все задания были выполнены по возрастам.
8. Достигла все цели и задачи в выполнение программ практики.
9. Все задания были выполнены хорошо.
10. Сформированность профессиональных компетенций у студентки среднем уровне.
11. Уровень профессионального самосознания студентки , предполагающий четкое и зрелое определение своей профессиональной роли высокий. Условия дальнейшего профессионального роста, так же на высоком уровне.
12. Оксана помогла в заполнении индивидуальных карт на каждого ребенка, а так же организаторски помогла в проведении разных мероприятий, утренников.
13. Оценка за практику 5
14.По больше творческих заданий.
Комплексная программа социально-педагогической помощи (поддержки, сопровождения) клиенту (ам)
Комплексная программа социально-педагогической помощи (поддержки, сопровождения) клиенту (ам) составляется после выявления основных его проблем, поведенческих нарушений, уровня дезадаптации и т.д. В качестве клиента или клиентов могут выступать молодые люди и девушки от 14-30 лет, молодые семьи, молодежные группы, молодые мигранты, молодые инвалиды, и т.д. Контингент клиентов зависит от специфики деятельности самого учреждения. Программа должна быть направлена на решение конкретных, выявленных в ходе практики проблем. Структура программы может быть следующей:
- описание основных проблем и социальных отклонений клиента, его социальный портрет
- область предполагаемой деятельности: социальная профилактика, социальная поддержка, психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития клиента, социальная защита, социальная реабилитация, социальное обслуживание и пр., концептуальные ее основания,
- цели и задачи программы социальной помощи клиенту,
- ресурсы, необходимые для реализации программы,
- содержание программы (планируемые действия и мероприятия),
- планируемые технологии работы,
- роль специалистов различного профиля (специалиста по социальной работе, социального педагога, психолога, дефектолога, работников правоохранительных органов и органов опеки) в реализации программы,
- описание предпринятых студентом действий по реализации программы помощи.
Программа помощи может составляться также в виде таблицы.
Образец таблицы «Программа помощи клиенту»
Ф.И.О.
Пол Возраст
Место жительства
План мероприятий для решения проблемы |
Центры, специалисты, привлекаемые к решению проблемы |
Методы, технологии решения проблемы клиента, отстаивания его интересов, приемлемые в данной ситуации |
Рекомендации для специалистов |
Рекомендации для клиента |
|
|
|
|
|
Паспорт социальной инфраструктуры 1. Описание района – местонахождение базы практики: — численность населения в поселке Нива около 1500 тысячи человек — степень удаленности от Нижнего Новгорода примерно в 80 километров. МБДОУ кисловского детского сада находится на центральной улице. — степень развитости культурно-рекреационных возможностей, центров, клубов и т.д. Досуговая деятельность для молодежи – не высокая. — насыщенность маршрутами общественного транспорта – не высокая.
Весь транспорт ограничен по времени. Автостанции нет.
— благоустроенность жилого сектора – благоустроен. — наличие торговых объектов –достаточное количество. — включенность молодежи в детские и молодежные общественные объединения и движения – есть. 2. Описание природной среды: — уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли -низкий, характер его влияет на физическое и духовное развитие молодежи. — наличие предприятий с вредными педагогическими технологиями, их число, занятость в них молодежи — нет. — наличие «зеленой зоны» (парки, скверы, лес), водных площадей, специфика их использования в организации досуга молодежи – их много 3. Описание материальной среды: — наличие детских учебно-воспитательных учреждений (дошкольные, школы, профессиональные училища, колледжи, центры дополнительного образования)- достаточное количество учебно-воспитательных учреждений, профессиональное училище находится в 16 км от нивы в городе Лысково. — учреждения культуры, их деятельность по культурно-досуговому обслуживанию детей и молодежи — научные учреждения, направленность их деятельности с молодежью, — спортивные учреждения, спортивные площадки, их возможности по формированию у молодежи здорового образа жизни, — учреждения службы быта, торгового, жилищного обслуживания, их роль в социализации молодежи, учреждения медицинского и социального обслуживания, их роль в медицинской помощи и социальной защите молодежи и пожилых людей.
Визитная карточка учреждения
1.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
2.Администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области.
3.Дата создания, регистрации.
4. Нижегородская область, Лысковский район; п.Нива, ул.Победы, д.1
5.Цель создания:
1) создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
2) формирование основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
3) подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
6. Сфера деятельности. Образовательная.
7.Виды услуг, предоставляемые молодежи. Нет.
8.Режим работы: с ПН-ПТ, с 7:00-17:30.
9.Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
10.Источники финансирования. Государство.
11.Наличие платных услуг и порядок их представления. Нет.
12.Заведующий, завхоз, психолог, воспитатели, помощники воспитателя, обслуживающий персонал, повара.
13.Связь с другими учреждениями социально-педагогической инфраструктуры микрорайона, района, села, поселка, города.
14. Рекомендации по развитию социально-педагогической деятельности с молодежью в данном учреждении.
Социально-психологический портрет личности клиента
I. Социальная характеристика личности: 1. Ф.И.О. — Тунакова Галина Александровна 2. Пол — женский 3. Возраст – 46 лет 4. Образование — среднее 5. Профессия – повар 6. Социальное положение (рабочий/ служащий/ безработный/ пенсионер) 7. Материальное положение — среднее 8. Семейное положение — замужем 9. Вероисповедание — православное 10. Культурный уровень, в т.ч. культура речи, быта, внешности и т.д. — низкий 11. Дополнительные сведения. II. Социально-психологическая характеристика личности 1. Особенности поведения (доброжелательная, агрессивный, уверенный / неуверенная в себе.
2. Позиция его личности (жизненная позиция) — малоактивная 3. Степень проявления эмоций (гнев, разочарование, подавленность, страх, радость, тревожность и т.д.).
4. Активность в процессе общения, жизнедеятельность — активный 5. Степень осознания проблемы, отношение к ней и способы ее решения – сглаживает конфликтные ситуации 6. Умение сформулировать проблему и мобилизовать свои внутренние ресурсы к ее решению — умеет, но не всегда. 7. Опыт разрешения проблемных ситуаций, возникших в процессе жизнедеятельности — большой. 8. Уровень открытости клиента в процессе беседы, впечатления и переживания клиента до и после беседы — закрытый.
9. Взаимоотношения в семье, характер их влияния на социализацию клиента — хорошее 10. Вредные привычки (курение/ злоупотребление алкоголем/ наркомания и др.) 11. Организация свободного времени / самозанятость – организация досуга с семьей. 12. Дополнительные сведения — нет 13. Рекомендации по развитию личностных ресурсов клиента, обеспечению его успешной социализации.