Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование

ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование

Матушкина Е.Н.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования — на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Поэтому педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе является начальным и очень важным этапом в данном опыте. При проведении группового обследования была выявлена еще одна проблема — научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые коммуникативные умения и навыки.

Противоречия:

·        между уровнем дошкольной подготовки и успешностью дальнейшего обучения.

·        между ведущей деятельностью дошкольника (игрой) и учебной деятельностью первоклассника, где игра занимает уже не главное место.

·        между потребностями ребенка в общении и развитием коммуникативных способностей личности.

Ведущая педагогическая идея опыта. Важно, что повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся способствует не просто введение педагогической диагностики, а организация именно системы заданий, связанных с преподаванием и воспитанием в целом. Лишь в условиях, когда работа проводится систематически, у детей вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность овладевать знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике. Я считаю, что сегодня перед учителем стоит задача: организовать обучение и воспитание так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый тянулся к уровню среднего, средний — к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.

12 стр., 5645 слов

Методологические и организационно-педагогические основы обучения ...

... учителя ОБЖ. Методы исследования: теоретический анализ и синтез современного педагогического ... план, являющийся основным государственным нормативным документом системы образования; ... обучения) в организации образовательного процесса по предмету. Это на наш взгляд позволит существенно повысить мотивацию учащихся к приобретению глубоких знаний, умений ... методы, организацию работы с детьми, но на основе ...

Научная основа опыта.Диагностика в широком смысле слова — это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика — это учение о способах диагноза». Педагогическая диагностика с родни медицинской. Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Диагностика — область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития — чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П. Подласого).

Само понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом в рамках одного научного проекта.   

Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики:

это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;

это процесс распознания различных педагогических явлений, определений их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;

это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования.

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

В диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывают более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Обычный диктант или контрольная работа констатируют факт усвоения или неусвоения учениками определенной темы материала по русскому языку или математике, но не дают ответа на вопрос, почему это произошло. Проверяя контрольную работу по математике, я вижу окончательный результат решения той или иной задачи, но мне неизвестно, отчего произошла ошибка. Ученик просто ошибся в вычислениях или причина глубже — он не усвоил разницы в отношениях «на столько-то больше» и «в несколько раз больше», или он вообще не понимает условия задачи. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения, диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения и возможностями их коррекции у отдельно взятого ученика. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана:

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... искусства.   Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. ... развернуто-плановое построение, многоплановое построение, с элементами перспективы, в единой системе перспективного построения). Объемно-пространственное построение изображения (плоскостное, «прозрачное», элементы ...

во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,

во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обученности,

в-третьих, опираясь на выработанные критерии, свести к минимуму ошибки учащихся.

Основная задача контроля — выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний. А основные задачидиагностики

выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий;

определение перспектив развития свойства (качества);

разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития;

выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

Основные принципы диагностики:

·   краткость (при диагностировании познавательных способностей детей 5-6 лет считается целесообразным анализировать всего 7-8 умений);

·   комплексность методик (диагностируя наблюдательность, можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия, речи, овладении общеучебными умениями, конкретных знаниях детей);

·   прочность;

·   преемственность.

Наличие инновационной составляющей, направленной на повышение качества образования

Каждый раз я задаю себе вопрос: «Чего я хочу достичь в работе?» Поиск ответа на этот вопрос и является, на мой взгляд, профессиональным ростом, развитием творческого потенциала педагога. А чтобы грамотно расти, надо хорошо изучить свой «объект» обучения и воспитания. Педагогическая диагностика позволяет мне создать основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные и слабые стороны моей учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей. Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

На протяжении 5 лет я провожу диагностику и отслеживаю, как ученики постепенно овладевают элементами учебной деятельности. Сравнение результатов по годам позволяет мне увидеть, насколько прочно владеют мои ученики известными способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу, как выполняют действия контроля и самоконтроля.

Хорошо организованная диагностика дает высокий уровень развития всех компонентов. Можно и нужно изучать все. Но я покажу только один аспект своей работы: как я организую процесс отслеживания качества обучения.

Системность, оптимальность выбора форм и методов работы

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... соблюдении следующих педагогических условий: использовании разнообразных видов заданий с текстами, направленных на развитие учащихся; через работу с малыми фольклорными жанрами. В соответствии с ... учебно-методических документов. . Эмпирические методы: эксперимент тестирование анализ продуктов учебной деятельности детей. База исследования: 1 класс основной общеобразовательной школы №1 имени И.П. ...

В своей работе я использую разные виды педагогической диагностики: полная, промежуточная, частичная, предварительная (вводная), итоговая (конечная).

К вводному или входному виду диагностического анализа отношение моих коллег и родителей неоднозначное. Многие считают, что дети должны сначала повторить материал, забытый летом. Очевидно, что большинство из тех, кто высказывается за повторение перед диагностикой, отдают себе отчет в том, что если перенести эту работу на третью или даже вторую учебную неделю, то сама идея входной диагностики уже «не работает». Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Целями промежуточной — оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. А целями итоговой — выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных классов, комплексная оценка педагогической деятельности.

Использую следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки и др. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование, но универсальным методом педагогического контроля оно не может быть, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать при помощи тестов.

Диагностика готовности к школе

Цель — развитие личности ученика посредством использования в учебно-воспитательном процессе элементов педагогического диагностирования

Задачи — лучше узнать каждого ребенка, оценить его возможности, помочь ему раскрыть свой творческий потенциал, заложенные способности, определить его уровень готовности к занятиям и тем самым определить “зону его ближайшего развития”, и в соответствии с этим строить учебно-воспитательный процесс.

Педагогическая диагностика готовности к обучению в школе включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап — групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах. Второй этап — индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового (фронтального) обследования (Приложение №1) не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет наблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке — в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

11 стр., 5045 слов

Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)

... чего ты услышал музыку?» Данные выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования _________________ Группа № ... «Покажи самую широкую (узкую полоску)» «Выбери самый толстый (тонкий) карандаш» «Покажи самую высокую (низкую) елочку» «Какой величины предмет?» «Положи ...

Индивидуальное обследование проводится после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомится с медицинской картой ребенка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования.

При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

1.  Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

2.  На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть подготовлены рабочие листы и набор карандашей.

3.  Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предупредить заранее.

4.  Рассаживая детей по местам, необходимо обратить особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

5.  Работа начинается с краткого объяснения: “Дети, приготовьте листы и карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, не расстраивайтесь, оставьте это задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание”.

6.  Каждое задание дается в полном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно.

7.  Задания читаются достаточно громко, в ровном, спокойном темпе.

8.  Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но, не отклоняясь от текста.

9.  Переходить к чтению следующего задания только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего.

10.На выполнение каждого задания отводится не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания предупредить детей об этом:

11.“Слушайте следующее задание”.

12. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физкультминутку).

13. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-50 минут (с учетом 3-5-минутной паузы).

Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не выказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: “Очень хорошо!”, “Вы молодцы!”, “Я вижу, у вас все замечательно получается!”.

Система заданий педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе (фронтальное обследование).

Пришло время фронтального обследования, определяющего готовность детей к школьному обучению. Оно удобно для первоначального знакомства с детьми тем, что дает общую картину развития ребенка.

Задание 1. Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать ровную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).

Кроме этого задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.

педагогическая диагностика готовность школьное обучение

7 стр., 3315 слов

Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...

... а) внешних обстоятельств; б) собственных замыслов ребенка; в) словесных объяснений взрослых. Задание 2. 10. Инструкция: Установите соответствие: ... принятие задачи; е) воображаемая ситуация; ж) действия для выполнения задачи. 12. Функции речи дошкольника: а) планирующая; ... Вид действия Характеристика 1. Соотносящее а) рисование карандашом 2. Орудийное б) манипулирование молотком в) нанизывание ...

Рис. 1 Задание 1 фронтального обследования

Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.

Задание 2. Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вниз, вверх), умения пересчитывать клеточки. Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.

Текст задания: “Задание будет выполняться на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

1)      Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо

4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.      

) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

) Возьмите зеленый карандаш и клеточку расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Задание 3. Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

Текст задания: “Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения).

Посмотрите на свои листики.

Послушайте задание.

) “На полянке играют три девочки и два мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке”. (Текст задачи можно повторить).

) “В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько

Человек осталось в машине? Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине”. (Текст задачи можно повторить).

Задание 4.Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимание терминов “внутри”, “вне”; выявление способности правильно понимать высказывание. Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры.

Текст задания: “Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник).

Я начертила треугольник. (Отмечает точку вне треугольника).

Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок (указывает на рисунок к заданию № 4).

На своих листах найдите круг, квадрат.

) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая и вне круга и не квадрата”.

Задание 5. Цель: выявление готовности руки ребенка к письму.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Критерии аттестации: Вид работы «Цена» в баллах Максимум Посещение лекций 1 балл / лекция 8 Посещение практических занятий 2 балла / занятие 16 Выполнение заданий к практическим занятиям 12 (в ... Взаимоотношения представителей старших и младших поколений Применительно к любому возрасту можно также взять тему «Описание возраста в художественной литературе». Каждый студент выбирает темы (рекомендуется ...

Материал для выполнения задания: лист бумаги не линованный, на котором надпись фломастером (высота заглавных букв — 1,5см, строчных — 1см).

Текст задания: “Спишите слова по образцу, постарайся выполнить все

Также или очень похоже — перерисуй слова”.

Задание 7.          Цель: определения уровня воображения. Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

Текст задания: “Вы любите рисовать? На чистой стороне листа нарисуйте человека (мужчину, дяденьку).

Результативность деятельности и перспективы ее развития

Высокая результативность наблюдается в уровне обученности детей и постепенном его увеличении. Данные педагогической диагностики не могут лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о способностях ребенка. Но специально продуманная система обучения и воспитания оказывает существенное влияние на развитие личности каждого ученика и коллектива в целом. Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии. Игровые методики помогают не только развить коммуникативные способности каждого ребенка, но участвуют в повышении уровня воспитанности учащихся. Вернуть детям игру, значит создать условия для их саморазвития. В отличие от любого мероприятия, игра имеет косвенное, опосредованное педагогическое воздействие, незаметное за игровыми правилами и ролью, в нее заложены значительные воспитательные возможности, то, что дети не всегда могут в реальной жизни, им зачастую дается в играх. Переход от одной игры к другой — это поиск самого себя, своих возможностей, способностей и своего призвания, приобретение необходимых для деятельности в обществе качеств.

Высокий результат в опыте достигается за счет введения деятельностного компонента содержания образования, личностно-ориентированного обучения и возможности комбинировать элементы различных методик преподавания. Результаты опыта стабильны и имеют тенденцию к постепенному увеличению, нет резких скачков качества знаний обучающихся.

Данный опыт имеет логическую завершенность:

·        февраль 2007года «Школа молодого педагога» (выступление перед студентами);

·        создание банка данных учителей начальной школы (использование в работе учителей школы при проведении предшкольной подготовки);

·        выборочное использование в ежегодном тестировании первоклассников.

Итак, я считаю, что трудно переоценить роль педагогической диагностики и контроля в работе учителя. Безусловно, традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами. Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Конечно, не следует педагогическую диагностику сводить к простому тестированию, необходимо разумно использовать все формы оценки и контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим, и воспитывающим.

3 стр., 1114 слов

Создание системы коррекционных заданий при выполнении которых ...

... Этим и обусловлена актуальность темы исследования. Цель работы: Создание системы коррекционных заданий при выполнении которых у умственно отсталых учащихся 5 класса сформируется умение в ... будет проходить эффективнее при условии: 1. Дополнительной мотивации 2. Корректировки содержания заданий относительно умственных способностей учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Структура работы: ...

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Диагностические работы моих учеников многое рассказывают о детях, об их способностях. Эти работы говорят и обо мне как об учителе. Результаты данной диагностики никто не видит, педагог ни перед кем не отчитывается, но для размышлений о собственной работе, об особенностях моего отношения к учебному предмету получаю богатейший материал. Вновь и вновь возвращаясь к анализу результатов итоговой диагностики в классе, я должна, если это необходимо, вносить серьезные коррективы в свою последующую работу. Однако при проведении такого рода работы я никогда не забываю основные заповеди:

—      Не навреди!

—     Соблюдай этические нормы и правила!

—      Не воспринимай результаты как нечто раз и навсегда данное!

—      Не увлекайся диагностикой: изучая, понимай и помогай!

—     Ставь цели, для чего и для кого это нужно!

—     Сотрудничай с психологом для осуществления технологии и интерпретации результатов!

Библиографический список

1.   Бардин К.В., Как научить детей учиться: Москва «Просвещение», 1987 г.

2.      Болотика Л.Р., Педагогика: Москва «Просвещение», 1987 г.

.        Век Х., Оценки и отметки: Москва «Просвещение», 1984 г.

.        Воронцов А.Б., Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся: журнал «Начальная школа», № 7, 1999 г.

.        Ингенкамп К., Педагогическая диагностика/перевод с немецкого:Москва «Просвещение», 1991г.

.        Матис Т.А., Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе, журнал «Начальная школа», № 4, 1999 г.

.        Попуянов Ю.А., Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности, журнал «Начальная школа», № 7, 1999 г.

.        Солдатов Г., Оценки и отметки: журнал «Начальная школа», № 2, 1998 г.

.        Яковлев Н.М., Методика и техника урока в школе: Москва «Просвещение», 1985 г.

21 стр., 10298 слов

Задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогика ...

... части понятийного аппарата психологии; умение анализировать психологические явление. При выполнении задания обратите внимание на следующие аспекты: 1) место и роль ... осуществлять педагогическое проектирование и диагностику. Итоговая контрольная работа включает несколько заданий, охватывающих разные темы, позволяющих многогранно оценить степень профессиональной подготовки. 1.Становление ...

Приложение № 1


Приложение № 2

Оценка выполнения заданий фронтального обследования

Оценка выполнения задания 1

3 балла — изображена подобная или ровная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Это же балл ставиться, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена не твердой рукой, ставиться значок

“-” в дополнение к баллу.

Оценка выполнения задания 2:

При оценивании данного задания на каждых 2 неверных шага снимается один балл из расчета общих 3 баллов. К неверным шагам относятся ошибки в направлении, счете, начале отсчета. В случае, если клетки плохо раскрашены в дополнение к баллу ставится “-”.

Оценка выполнения задания 3:

3 балла — выполнены верно обе задачи.

балла — одна задача выполнена верно (нарисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), есть попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружочков или квадратов неверное.

Оценка выполнения задания 4:

3 балла — все выполнено верно.

балла — выполнено верно 2-3 пункта задания.

балл — выполнен верно только 1 пункт задания.

баллов — задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 5:

3 балла — хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.

балла — достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.

балл — с образцом совпадают только 2-3 буквы.

баллов — каракули.

Оценка выполнения задания 6:

4 балла — все точки правильно перекопированы.

балла — количество точек воспроизведено, расстояние сдвинуто.

балла — количество точек больше или меньше.

балл — беспорядочное расположение точек (точки в линию- точки в линию — психическое заболевание).

баллов — каракули.

Оценка выполнения задания 7:

4 балла — если фигура полностью нарисована, есть шея, волосы, пальцы и др., детали одежды.

балла — не хватает 2-3 элементов.

балла — не хватает 3 и более элементов, нет шеи.

балл — палки — ноги руки, нет деталей.

баллов — человеконог.