Педагогические технологии 2

Вопросы для обсуждения  1. Понятие о педагогических технологиях, их обусловленность характером педагогических задач.  2. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные.  3. Теоретические основы педагогических технологий. Основные характеристики современных педагогических технологий.  4. Классификация, описание и анализ современных педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.  5. Технологии обучения и воспитания, их характеристика.  6. Технология проектной деятельности. Виды и структура проектов. Требования к оформлению и защите проектов. 

  1. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
  2. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).
  3. Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
  4. Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  5. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
  6. Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  7. Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  8. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.

    М. Монахов).

  9. Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  10. Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
  11. Педагогическая технология — содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).

 Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

11 стр., 5108 слов

Тема 5.Обучение в целостном педагогическом процессе

... развитие личности ученика («развивающее обучение»). 31. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в ... глубоким и содержательным. 28. Закономерности и принципы обучения. Основной закон педагогического процесса – обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших ...

  • научный,
  • процессуально-описательный,
  • процессуально-действенный.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного российского школьного образования. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).

Из великого множества философских направлений и школ в современных педагогических технологиях чаше всего встречаются следующие:

  • материализм и идеализм;
  • диалектика и метафизика;
  • сциентизм и природосообразность;
  • гуманизм и антигуманизм;
  • антропософия и теософия;
  • прагматизм и экзистенциализм.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

16 стр., 7695 слов

Технология педагогического взаимодействия

... технология педагогического взаимодействия. Предмет исследования - процесс педагогического общения в системе «учитель-ученик». Гипотеза исследования состоит в том, что педагогическое взаимодействие зависит от правильно выбранной педагогической технологии. Если технология педагогического ... в процессе обучения и воспитания последних как в урочное, так и во внеурочное время[6]. Педагогическое общение ...

То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.  Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

2.   Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Виды педагогических задач и их характеристика: Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач — стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи определяют существенные изменения в ученике или воспитаннике (в его индивидуально-личностных свойствах, качествах, по­зиции, стиле деятельности), имеющие принципиальный характер для достиже­ния долгосрочных педагогических целей; Тактические задачи чаще относятся к стилю профессионального поведе­ния, деятельности и отношений педагога, которые необходимы для достижения педагогического результата; Оперативные задачи, как правило, связаны с изменением обстоятельств, влияющих на эффективность педагогической деятельности.

3. В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии». В его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность цели, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;

2) частнометодический уровень: частопредметная педагогическая технология, совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

3) локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач; технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, технология урока. Различают технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др.

Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию.

Технологическая система – условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта – описание процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

4. По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

4 стр., 1812 слов

использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии.

... метода проекта на уроках технологии. Объект – процесс обучения на уроках технологии. Предмет – использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии. Гипотеза: процесс обучения на уроках технологии будет ... внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских ...

-классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);    

— свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.

5. На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно-воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение ее автоматизированными системами, исследования на основе компьютерной техники. Государственная программа возрождения образования предусматривает необходимость создания и внедрения новых прогрессивных обучающих технологий, к которым, в частности, относятся:

1) так называемая стратегия эффективного или качественного обучения;

10 стр., 4777 слов

Информационные технологии как метод управления в социальной сфере

... исследования - информационные технологии как метод управления в социальной сфере. Глава 1. Особенности методов управления в социальной ... социальной сфере), присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального - человекозащитное, гуманистическое содержание, ... представлена в ограниченном, справочном виде. Актуальность данного проекта заключается не только в его очевидной ...

2) модульная система организации учебного процесса и рейтинговый контроль знаний, кредитно-модульное обучение;

3) адаптивная система обучения;

4) диалоговый подход к образованию;

5) система развивающего обучения (Д.Эльконина – В.Давидова) на основе концепции развития личности ребенка в школе (О.К.Дусавицький);

6) технология сотрудничества индивидуальностей;

7) компьютерные технологии обучения

Новые технологии обучения вызывают особый интерес педагогов по объективным причинам, среди которых можно выделить прежде всего две. Во-первых, предусматриваются коренные изменения существующих стереотипов организации учебного процесса, его содержания, есть потребность в развитии творческой инициативы педагогов в поисках новых форм и методов педагогической деятельности при переходе от традиционных пассивных форм занятий к нестандартным методам индивидуального обучения. Во-вторых, увеличивается возможность отобрать наиболее одаренных детей для дальнейшего их обучения. Поиск новых форм самостоятельной работы обусловил создание модульно-рейтинговой системы оценки знаний учащихся Основной замысел предлагаемой технологии обучения может быть сформулирован как дифференцированная технология за основными этапами обучения и построена на производительном и творческие методы обучения. Модульно-рейтинговая система контроля знаний учащихся нацелена на обеспечение ритмичной работы, для чего дисциплина, изучается, разбивается на отдельные блоки-модули. Модуль — это законченный блок информаций (функционально завершенная часть учебного материала) На изучение модуля отводится соответствующее число занятий различного вида. Для каждого модуля предусматриваются различные виды отчетности (в баллах): за знание теории, за решение типовых задач (у доски и самостоятельно), за выполнение домашних заданий (стандартных и повышенной сложности), за решение индивидуальных, выполнения лабораторных и практических работ, зачетных и контрольных работ, также нетрадиционным элементы деятельности (компетентное обсуждение решения задач на уроке инициативные выступления на уроках по поставленной проблеме, участие в проведении дискуссии, выполнение проблемных задач, рассмотрение и рецензирование работ своих товарищей и т.д.) Вся традиционная и нетрадиционная самостоятельная работа стимулируется соответствии количеством баллов Как итог, ученик набирает сумму их, обуславливающей его рейтинг. Рейтинг по отдельным модулям состоит из среднего балла по всем видам отчетности с учетом количества часов, отведенных на обучение конкретного модуля. Ученик может получить дополнительные баллы для повышения рейтинга за высокие места в олимпиаде по определенной дисциплине, за участие в научных ученических конференциях, за экспериментальную работу Когда задерживается сдачи зачета, например, на неделю, взимается до половины возможных баллов. Ученик, рейтинг которого выше или равен установленному количеству баллов, может быть освобожден от экзамена, если он в течение года не имел неудовлетворительных оценок и штрафных баллов за невыполнение учебного графика. Таким образом, рейтинговая система оценивания знаний охватывает несколько видов контроля: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы, индивидуальные задания, отчет и о выполнении лабораторных и практических работ, экспресс-контроль А это дает информацию о глубине осмысления учебного материала, умение применить знания в конкретных ситуациях.

12 стр., 5719 слов

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...

... социальным окружением клиента. 1.2 Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей ... законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны. Разработка ...

6.Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проб­лем и связывали с идеями гуманистического направ­ления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе мето­да — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который по­лучается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний резуль­тат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоя­нием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет из­вестной статьи В. Х. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руко­водством С. Т. Шацкого внедряла его в образователь­ную практику.

Развитие метода проектов в школах России свя­зано также с именами таких педагогов, как В. Н. Шуль­гин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др.

Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что ме­тод проектов вносит разнообразие в учебную деятель­ность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует вос­питанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации тру­да, распределения сил и средств и т. д.

После революции этот метод применялся в шко­лах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Со­держание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (на­пример, проект «Поможем нашему заводу-шефу вы­полнить промфинплан»).

Между тем однобокое увле­чение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постанов лением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образова­ния он возродился в начале 90-х гг. прошлого столе­тия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения, В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особен­ности технологии его применения были представлены Е. С, Полат вучебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образова­ния» .

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится инте­грированным компонентом разработанной и струк­турированной системы образования. Но суть ее оста­ется прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владе­ние конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое при­менение полученных знаний.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... шкале проявления. Количественно описать по методу обозначающему: числовой метод графический метод шкала прилагательных графический метод дополняет числовой метод: чертят отрезок, делят его не ... этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия. Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы: 1. ...

2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и др.).

Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений. Эта проблема еще не достаточно хорошо изучена. В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А. И. Савенковым (2000), старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой (2001).

Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова (2002).

Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б. В. Хозиев (2002).

Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Евдокимова Е. (2003).

Коллектив педагогов ДОУ № 000 г. Москвы успешно применяет метод проектов в деятельности дошкольного учреждения (2003).

В современном информационном обществе ме­тод проектов становится особенно актуальным. В по­следние годы в отечественном образовании наблюда­ется возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумы­вать способы их осуществления и многое другое вхо­дит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.

Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.

Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:

по целевой установке,

по количеству участников проекта,

по срокам реализации.

По целевой установке:

исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

По количеству участников проекта: комплексные, межгрупповые, творческие, групповые, индивидуальные, исследовательские.

20 стр., 9579 слов

Игровая деятельность младших школьников как условие реализации ...

... работа состоит из введения, I главы - "Теоретические основы исследования игровой деятельности как средства реализации коммуникативных УУД младших школьников", II главы - "Формирование коммуникативных универсальных учебных ... Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы, отношение к ...

По срокам реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

Структура: 1 этап – этап подготовки проекта.

Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:

определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования, разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта; определяют прогнозируемый результат; обсуждают проект с родителями; выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта; определяют содержание деятельности всех участников проекта.

2 этап – этап практической реализации проекта.

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

4 этап – презентация и защита проектов

Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т. д.

.