1.Определение нейропсихологии и ее место в системе наук. Связь нейропсихологии с другими дисциплинами

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; первоначально развивалась как раздел неврологии.Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины – нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия.

Значение для других дисциплин

Для неврологии и психиатрии: нейропсихология позволяет:

• состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;• особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;• особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов.

Для дефектологии: нейропсихология позволяет:

• понять мозговые механизмы различных нарушений развития;• расширить спектр диагностических методов;• анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы-

деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;• выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в

мозге.

Для психиатрии:нейропсихология позволяет:• проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

• оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.

2.Задачи нейропсихологии на современном этапе. Структура нейропсихологии.

Можно выделить основные задачи нейропсихологии

1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Структура нейропсихологии.

— Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.

— Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов).

7 стр., 3319 слов

Нейропсихология кр

... полушарий (в 3-м поле постцентральной коры) 171 Поражение этой зоны мозга известно в неврологии под названием таламического синдрома, или синдрома Дежерина (в честь английского ... явление гиперпатии (повышение болевой чувствительности) возникающее при поражении задних столбов спинного мозга. Все виды афферентации, ответственные за тактильную, температурную, болевую и проприоцептивную чувствительность, ...

Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

— Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.

-Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

— Нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга.

— Психофизиологическое направление в нейропсихологии – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций.

3. Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 — методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения).

Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

4. Методологические основы современной нейропсихологии.

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 — методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения).

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... руководимых нами исследованиях использовались различные варианты методик, основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в ... сердечно-сосудистых реакций рассматривается в качестве особенно надежного индикатора психического напряжения. Ритмограмма представляет собой последовательный ряд межсистолических интервалов ...

Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

5. Лурьевские методы нейропсихологического обследования

Одним из наиболее распространенных методов оценки синдромов в нейропсихологии является система, которую предложил А. Р. Лурия. Она включает в себя:

1) формальное описание больного, историю его болезни;2) общее описание психического статуса больного (состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и т. д.);3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных реакций;5) исследования зрительного гнозиса (по реальным объектам, по контурным изображениям и т. д.);6) исследования соматосенсорного гнозиса (узнавание объектов на ощупь, по прикосновению);7) исследования слухового гнозиса (узнавание мелодий, повторение ритмов);

8) исследования движений и действий (оценивание координации, результатов рисования, предметных действий и т. д.);9) исследования речи;10) исследования письма (букв, слов и фраз);11) исследования чтения;12) исследования памяти;13) исследования системы счета;14) исследования интеллектуальных процессов. Один из важных разделов нейропсихологии исследует механизмы и способы восстановления высших психических функций, нарушенных в итоге локальных патологий головного мозга. Было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, определяющих реализацию высших психических функций.В работах А. Р. Лурия и его учеников были выявлены механизмы восстановления высших психических функций:

1) перевод процесса на высший осознанный уровень;2) замена выпавшего звена функциональной системы новым.Перечислим принципы восстановительного обучения:1) нейропсихологическая квалификация дефекта;2) опора на сохраненные формы деятельности;3) внешнее программирование восстанавливаемой функции.

9 стр., 4401 слов

4. Методы исследования функции почек

... человека. Доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.). 4. Методы исследования вкусового анализатора. Определение порога вкусового раздражения. Функциональная ... силы сердечного сокращения. 3. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной ...

Практика лечения раненых во время ВОВ доказала эффективность этих представлений. В дальнейшем нейропсихологические методы стали применяться совместно с медикаментозными.

6. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Пересмотр понятий «функции» и принципов ее локализации.

Теория системной динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов; теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления.

Согласно данной теории мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную системы или морфо-физиологическую основу конкретной психической функции. Таким образом, высшим психическим функциям как системным образованиям соответствует их системная мозговая организация. Динамический характер этой организации проявляется в онтогенезе и при компенсации нарушенных функций. Т. с. д. л. в. п. ф. смогла объяснить, почему при поражении одного участка мозга появляются одновременно нарушения не одной, а целой совокупности функций и почему одна и та же психическая функция нарушается при самых различных локальных поражениях мозга.

Т. с. д. л. в. п. ф. позволила по-новому объяснить нейропсихологические синдромы и — главное — дать качественную оценку нарушениям высших психических функций.

Одним из существенных достижений современной физиологической науки является коренной пересмотр понятия «функции», который привел к новым взглядам на ее локализацию. В свете современных данных «функция» перестала пониматься как

свойство, непосредственно связанно е с работой определенных, высокоспециализированных клеток того или иного органа. В свете рефлекторных представлений И. П. Павлов, а она стала пониматься как результат сложной рефлекторной деятельности, объединяющей в совместной работе «мозаику » из возбужденных и заторможенных участков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез, сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей, и обеспечивают тем самым «уравновешение » организма со средой. Именно поэтому

коренным образом изменилось и представление о «локализации функций», которая стала пониматься как формирование сложных «динамических структур» или «комбинационных центров», которые состоят из «мозаики» далеко от стоящих пунктов нервной системы.

7. Культурно-историческая концепция л.В. Выготского в контексте нейропсихологической науки

Выготский Лев Семенович, советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. культурно-исторической теории развития психики.

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом. Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

2 стр., 553 слов

Блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования).

... праксис, кубики Кооса, зрительная память, понимание логико-грамматических конструкций.   блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования). оценивается при выполнении всех ... возраст, место жительства, время года, посещение детского сада). 2. Установление латерализации функций (но межполушарное взаимодействие только начинает формироваться – сопряженное выполнение двуручных ...

8. Структурно-функциональная модель организации головного мозга по а.Р. Лурия.

А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию. Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: а) энергетический блок, б) блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, в) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций.