1. Определение нейропсихологии и ее место в системе наук. Связь нейропсихологии с другими дисциплинами

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; первоначально развивалась как раздел неврологии. Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия.

Значение для других дисциплин

Для неврологии и психиатрии: нейропсихология позволяет:

• состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;• особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;• особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов.

Для дефектологии: нейропсихология позволяет:

• понять мозговые механизмы различных нарушений развития;• расширить спектр диагностических методов;• анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы-

деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;• выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в

мозге.

Для психиатрии:нейропсихология позволяет:• проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

• оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.

2.Задачи нейропсихологии на современном этапе. Структура нейропсихологии.

Можно выделить основные задачи нейропсихологии

1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Структура нейропсихологии.

7 стр., 3319 слов

Нейропсихология кр

1 Предмет нейропсихологии + задачи междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими ... 3-м поле постцентральной коры) 171 Поражение этой зоны мозга известно в неврологии под названием таламического синдрома, или синдрома Дежерина (в честь ...

— Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.

— Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов).

Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

— Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.

-Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

— Нейропсихология развития. Задача — выявление закономерностей развития мозга.

— Психофизиологическое направление в нейропсихологии — это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций.

3. Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 — методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения).

5 стр., 2011 слов

Методы управления 3

... определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением. Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение ... поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% ...

Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

4. Методологические основы современной нейропсихологии.

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 — методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения).

4 стр., 1879 слов

Блоки мозга и функции психического отражения

... Блоки мозга и функции психического отражения Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества ... исследования, проводимые как у нас в стране, так и за рубежом, показывают, что общие закономерности высшей нервной ... , детально изучена благодаря современной хирургической технике и методам электрического раздражения коры (путем введения в нее ...

Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

5. Лурьевские методы нейропсихологического обследования

Одним из наиболее распространенных методов оценки синдромов в нейропсихологии является система, которую предложил А. Р. Лурия. Она включает в себя:

1) формальное описание больного, историю его болезни;2) общее описание психического статуса больного (состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и т. д.);3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных реакций;5) исследования зрительного гнозиса (по реальным объектам, по контурным изображениям и т. д.);6) исследования соматосенсорного гнозиса (узнавание объектов на ощупь, по прикосновению);7) исследования слухового гнозиса (узнавание мелодий, повторение ритмов);

8) исследования движений и действий (оценивание координации, результатов рисования, предметных действий и т. д.);9) исследования речи;10) исследования письма (букв, слов и фраз);11) исследования чтения;12) исследования памяти;13) исследования системы счета;14) исследования интеллектуальных процессов. Один из важных разделов нейропсихологии исследует механизмы и способы восстановления высших психических функций, нарушенных в итоге локальных патологий головного мозга. Было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, определяющих реализацию высших психических функций. В работах А. Р. Лурия и его учеников были выявлены механизмы восстановления высших психических функций:

10 стр., 4607 слов

ГЛАВА 7. КОРА БОЛЬШОГО МОЗГА И ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ

... большого мозга.Современные представления о локализации высших психических функций в коре большого мозга сводятся к теории о системной динамической локализации. Это означает, что психическая функция соотносится мозгом как ... ) опубликовал описание 52 цитоархитектонических полей коры. Параллельно и согласованно с исследованиями К. Бродмана в том же 1903 г. германские психоневрологи супруги ...

1) перевод процесса на высший осознанный уровень;2) замена выпавшего звена функциональной системы новым. Перечислим принципы восстановительного обучения:1) нейропсихологическая квалификация дефекта;2) опора на сохраненные формы деятельности;3) внешнее программирование восстанавливаемой функции.

Практика лечения раненых во время ВОВ доказала эффективность этих представлений. В дальнейшем нейропсихологические методы стали применяться совместно с медикаментозными.

6. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Пересмотр понятий «функции» и принципов ее локализации.

Теория системной динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов; теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления.

Согласно данной теории мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную системы или морфо-физиологическую основу конкретной психической функции. Таким образом, высшим психическим функциям как системным образованиям соответствует их системная мозговая организация. Динамический характер этой организации проявляется в онтогенезе и при компенсации нарушенных функций. Т. с. д. л. в. п. ф. смогла объяснить, почему при поражении одного участка мозга появляются одновременно нарушения не одной, а целой совокупности функций и почему одна и та же психическая функция нарушается при самых различных локальных поражениях мозга.

6 стр., 2783 слов

Тема 1. Строение и функции спинного мозга. 4

... отражения действительности. Память – это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди ... литература, прочие актуальные источники информации. 1. Строение и функции спинного мозга Спинной мозг состоит из 5 отделов: - шейный; - грудной; ... учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической ...

Т. с. д. л. в. п. ф. позволила по-новому объяснить нейропсихологические синдромы и — главное — дать качественную оценку нарушениям высших психических функций.

Одним из существенных достижений современной физиологической науки является коренной пересмотр понятия «функции», который привел к новым взглядам на ее локализацию. В свете современных данных «функция» перестала пониматься как

свойство, непосредственно связанно е с работой определенных, высокоспециализированных клеток того или иного органа. В свете рефлекторных представлений И. П. Павлов, а она стала пониматься как результат сложной рефлекторной деятельности, объединяющей в совместной работе «мозаику «из возбужденных и заторможенных участков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез, сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей, и обеспечивают тем самым «уравновешение «организма со средой. Именно поэтому

коренным образом изменилось и представление о «локализации функций», которая стала пониматься как формирование сложных «динамических структур» или «комбинационных центров», которые состоят из «мозаики» далеко от стоящих пунктов нервной системы.

7. Культурно-историческая концепция л.В. Выготского в контексте нейропсихологической науки

Выготский Лев Семенович, советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. культурно-исторической теории развития психики.

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом. Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

7 стр., 3258 слов

Психика как функция коры больших полушарий головного мозга

... Р.Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: - энергетический блок; - блок приема, переработки ... А.Р. Лурия. «Под высшими психическим функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов ...

8. Структурно-функциональная модель организации головного мозга по а.Р. Лурия.

А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию. Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: а) энергетический блок, б) блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, в) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector