На основании концепции л.С.Выготского — а.Р.Лурия сформулировать общий подход к проблеме высших психических функций, раскрыть типологию нейро, патопсихолог

= УТВЕРЖДАЮ =

начальник кафедры психологии

полковник А. Караяни

«____» ___________ 199 года

П Л, А Н

проведения лекции по дисциплине «Клиническая психология»

со слушателями (курсантами) 2 факультета — военно-психологического факультета

ТЕМА № 2 «Виды нейро и патопсихологических нарушений»

ВРЕМЯ: 2 часа

ПРОБЛЕМЫ:

  1. Проблема высших психических функций и нейропсихологические нарушения.
  2. Виды патопсихологических нарушений психики человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

На основании концепции л.С.Выготского — а.Р.Лурия сформулировать общий подход к проблеме высших психических функций, раскрыть типологию нейро, патопсихологических нарушений психики человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969.
  3. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.1. М.: АПИ РСФСР, 1963; Т.2. М.: Педагогика, 1970.
  4. Трауготт Н.Н. Вопросы локализации функций в клинике нервных и психических заболеваний. В сб.: ВНД и клиника. М.-Л.: Медицина, 1967.
  5. Лобные доли и регуляция психических процессов. /Под ред. А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской. М.: МГУ, 1966.
  6. Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. М.: Медгиз.1949.
  7. Нейропсихология. Тексты. /Под ред. Е.Д. Хомской. М.: МГУ, 1984.
  8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1986.
  9. Бернштейн А.Н. Клинические приёмы психологического исследования душевнобольных. (Обозрение).

    М.: 1911.

  10. Бехтерев В.М. Обьективное исследование больной личности как основа патологической рефлексологии. Н.: Научная медицина, 1922, № 3.
  11. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.1980.
  12. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л. 1983.
  13. Меграбян А.А. Теоретические проблемы «Психопатологии». Ерев. 1967.
  14. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.М.1970, С-Пб: ЛЕНАТО, 1998.
  15. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л, 1982.
  16. Экспериментальные исследования в патопсихологии. М.: МГУ, 1976.
  17. Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. М., 1949.
  18. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  19. Психологическая диагностика при нервнопсихических и психосоматических заболеваниях. /Под ред. Кабанова. Л.: Изд-во ЛНИИПИ им. Бехтерева, 1990.

Логика изложения лекции

  1. Высшие психические функции в нейропсихологии.
  2. Вклад нейропсихологии в изучении проблем эмоций, личности, психодиагностику.
  3. Виды нейропсихологических нарушений.
  4. Основание для типологии и виды патопсихологических нарушений (перцепт. процессов; мышления; речи; произвольных движений и действий; эмоций; сознания; личности).
  5. Норма и патология. Аномальное развитие.

= 1 =

3 стр., 1011 слов

Личность как высшее психическое образование, биологическое и социальное в личности

... , ум - его развитие и особенности. Уровень личности - это показатель способностей и психического развития человека. в). Третий компонент личности - динамика реакций и пе- реживаний. Это ... , нервной системы составляют почву для формирования психических черт человека, содержания личности, ее социальных связей и т.д., личность - это биосоциальное понятие (где, по словам ...

«…Высшие формы сознательной деятельности человека не возникают путём эволюции из биологических законов развития мозга, а являются продуктом сложнейших общественнных исторических процессов, результатом общественного труда, применения орудий и общения людей друг с другом посредством кодов языка, сформулированных в общественной истории" — (Лурия А.Р., 1977, с.73).

Все психические функции (и элементарные, и высшие) — результат взаимодействия и биологических, и социальных факторов.

13 стр., 6080 слов

что такое психическая функция как психологическое явление?

... характеризующаяся определенными параметрами (аспектами). Психическая функция не может сопоставляться с мозгом как единым целым. Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций,- высоко дифференцированные образования, объединенные в ...

Социальное не просто взаимодействует с биологическим, оно образует новые функциональные системы, используя биологические механизмы, обеспечивая им новые формы работы.

В формировании таких функциональных образований и лежит появление высших форм сознательной деятельности, которые возникают на границе естественного и общественного.

По мнению А.Р.Лурия:

  1. все психические процессы подвергаются социальному влиянию (социально детерменированы);
  2. они же и все формы сознательной психической деятельности, осуществляющиеся мозгом, — подчиняются биологическим закономерностям.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Это одна из основных проблем современной психологии, в том числе нейропсихологии.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — это сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Как психические системы они создаются путём надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоёв внутри целого. (Л.С. Выготский).

  • Закономерность формирования ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — это то, что они первоначально существуют как форма взаимодействия между людьми (интерпсихический процесс) и лишь позже как полностью внутренний (интрапсихический).
  • Психофизиологическая основа ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющих вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жёстко «закреплена» за определёнными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью, могут заменять друг друга, что лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека

... физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека Каждый психический процесс, состояние ... нейрона коры головного мозга (или одного и тoго же нейрона более высокого уровня в ... работа мозжечка. Установлено, что при нарушениях работы мозжечка человек вынужден сознательно контролировать ... и память на множество условных рефлексов. Функция гиппокампа в процессах памяти до сих ...

  • Каждая ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ не связана с работой одного мозгового центра или всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.

В современной нейропсихологии понятие «ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ «- центральное при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга (при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций).

В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредованности и системном характере строения ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Классическая неврология разделяет синдромы нарушений высших корковых функций при локальных поражениях мозга на три основные группы:

  • Агнозии (познавательные расстройства)

  • Апраксии (двигательные расстройства)

  • Афазии (символические расстройства)

К ним присоединялись и частные:

3 стр., 1086 слов

1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга

... форме при сохранности двигательной функции руки, обусловленное очаговым поражением коры доминантного полушария большого мозга. Алексия– расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно ... современные методы обследования, которые позволяют достоверно дифференцироватьостеохондроз позвоночникаи его синдромы от других заболеваний со схожей симптоматикой. ТОМОГРАФИЯЭта методика ...

Алексия, аграфия, акалькулия, амузия и т. д.

Агнозия

  • Апраксия

    нарушение восприятия при сохранении ощущений (или на фоне сохранения ощущений).

  • Афазия

     — расстройство действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.

— «речевая асимволия» (Финальвург, 1870; Куссмуль, 1885) это противопоставление относилось и к речи, страдания которой рассматривались как независимые от элементарных дефектов.

В итоге все три группы понимались как расстройства высшей «символической» деятельности, резко обособленные от элементарного типа страданий.

Исследование влияния локальных мозговых поражений на изменения в протекании психологических процессов остаётся в настоящее время основным путём изучения мозговой организации психологических процессов.

Этот подход — основной в нейропсихологии, он используется при типологии нейропсихических нарушений.

Основания для типологии: Теория системной динамической локализации высших психических функций

Основания для типологии: Теория системной динамической локализации высших психических функций

  1. Нарушения при поражениях затылочных отделов мозга (зрительных):
  • первичных зон затылочной коры (нарушения элементарных функций);
  • вторичных отделов затылочной коры (нарушения оптико-гностических функций).

18 стр., 8662 слов

Развитие мелкой моторики у детей 3−4 лет с речевыми нарушениями в процессе изобразительной деятельности

... венозной сети в области висков. Гипертензионно-гидроцефальный синдром проявляется, прежде всего в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также в ... префронтальной коры спереди от премоторных отделов. Хотя данное явление принято относить к тиковым расстройствам, его можно наблюдать у людей, страдающих аутизмом, синдромом Туретта, синдромом ...

  1. Нарушения при поражении височных отделов мозга (слуховых):
  • первичных зон височной коры (элементарных функций);
  • вторичных отделов височной коры (акустико-гностических функций);
  • варианты «височного синдрома».

  1. Нарушения при поражениях третичных зон коры (теменно-височно-затылочных):
  • третичных зон коры (организация наглядно-пространственных синтезов);
  • третичных зон коры (организация символических синтезов);
  • третичных зон коры (процессы речевой памяти);
  • теменно-затылочных зон правого полушария (субдоминантного).

  1. Нарушения при пораженияхсенсомоторных и премоторных отделов мозга:
  • афферентной организации движения;
  • эфферентной организации движения.

  1. Нарушения при поражениях лобных долей мозга:
  • регуляции состояний активности;
  • регуляции движений и действий;
  • регуляции мнестических и интеллектуальных действий;
  • варианты лобного синдрома.

  1. Нарушения при поражениях медиобазальных отделов коры (поражениях лимбической области) и глубоких стволовых образований мозга:
  • поражения медиальных отделов коры (регуляции психических состояний);
  • поражения субдоминантного полушария (регуляции психических процессов).

= 2 =

28 стр., 13848 слов

Особенности нарушений развития кратковременной памяти у детей с органическими непсихотическими расстройствами

... отделов наблюдаются два основных комплекса симптомов - нарушение сознания и памяти. Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой в месте, времени, своем ... по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых. Кора головного мозга является наиболее ... , такие как причудливые галлюцинации или расстройство мышления. Параноидное или параноидно-галлюцинозное органические состояния. ...

Нарушения в патопсихологии.

Существует :

  • синдромно-симптомный подход (синдром как основание для классификации).

Две группы синдромов:

  • п

    — негативные

    озитивные

(«Психиатрия» Л.: 1996 г. Лакосина, Коркина)

Позитивные психопатологические синдромы:

  1. Астенический синдром — (астения) состояние нервно-психической слабости (повышенная утомляемость и истощаемость нервно-психических процессов).

    Встречается при неврозах, являясь сущностью астенического невроза (неврастении).

  2. Синдромы аффективных расстройств — типичные включают равномерно представленную триаду обязательных симптомов: расстройство эмоций (тоска, эйфория), воли (гипо- или гипербуляция), течения ассоциативного процесса (замедление, ускорение); также — депрессивные, маниакальные и смешанные синдромы.
  3. Невротические и неврозоподобные синдромы — синдромы навязчивостей, истерические, деперсонализационно-дереализационные синдромы, синдром психосенсорных нарушений.
  4. Паранойяльные синдромы (различные виды бреда). Галлюцинозы (галлюцинации, возникающие в различных анализаторах).
  5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные катонические синдромы (сложные синдромы).
  6. Синдромы нарушенного сознания (смотри ниже и лекцию № 11).
  7. Парамнестические синдромы — Корсаковский синдром (ведущие симптомы — антероградная амнезия, парамнезии, грубая некритичность ко всем проявлениям болезни (анозогнозия); синдром насильственных воспоминаний (встречается при органических заболеваниях головного мозга с поражением левой теменно-височной области).
  8. Судорожные синдромы (пароксизмальные выключения сознания) — различного типа припадки (выключения сознания разного уровня).
  9. Психоорганический синдром — ведущие симптомы — разнообраные аффективные расстройства (раздражительность, эмоциональная лабильность, слабодушие, подавленность, брюзгливость, безразличие, апатия); нарушение внимания; нарушения подвижности мышления; волевые расстройства.

Синдромы негативных психопатологических расстройств

(негативные):

Это патологические состояния, основной характеристикой которых являются симптомы ущерба, изъяна, недостаточности психической деятельности на различных её уровнях, т. е. психический дефект.

  1. Врождённый психический дефект (олигофрения)
  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия. (смотри лекцию № 14).

2. Приобретённый психический дефект.

  • деменция (слабоумие) — стойкое, малообратимое снижение преимущественно интеллектуальной деятельности, которая связана с патологией головного мозга, возникшей после трёхлетнего возраста;
  • лакунарная деменция — вид слабоумия, при котором в первую очередь поражаются память и внимание;
  • глобарная деменция — вид слабоумия, при котором первично страдают наиболее сложные и дифференцированные свойства собственно интеллекта.

Патопсихологический подход

подход Б.В.Зейгарник и её школы (факультет МГУ):

Патопсихология, по определению Б.В.Зейгарник, исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой, при этом она даёт классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии…, а психопатология является наукой сугубо медицинской, разделом психиатрии, она оперирует главным образом клиническими понятиями.

Основания для типологии: Высшие психические функции

  • Нарушения восприятия

  • Нарушения памяти

  • Нарушения мышления

  • Нарушения речи

  • Нарушения внимания

  • Нарушения произвольных движений и действий

  • Нарушения эмоционально-личностной сферы

1).

Нарушения сознания (С.):

  • оглушённое состояние сознания;
  • делириозное помрачение сознания;
  • онейроидное (сновидное) состояние сознания;
  • сумеречное состояние сознания;
  • псевдодеменция;
  • деперсонализация.

2).

Нарушения восприятия:

  • агнозии (предметов; цвета и шрифты; пространственные);
  • псевдоагнозии при деменции;
  • нарушения мотивационного компонента восприятия.

3).

Нарушения памяти:

  • нарушения непосредственно памяти (Корсаковский синдром) прогрессирующая амнезия;
  • нарушения динамики мнестической деятельности;
  • нарушения опосредованной памяти;
  • нарушения мотива у компонента памяти.

4).

Нарушения мышления(М.):

  • нарушения операционной стороны мышления

(снижение уровня общения, искажение процесса общения);

  • нарушения динамики мышления

(разноплановость мышления, резонерство мышления);

  • нарушения личностного компонента мышления

(лабильность мышления инертность мышления);

  • нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности.

5).

Нарушения умственной работоспособности:

  • нарушения динамики деятельности;
  • характер нарушений отдельных процессов (памяти, колебаний внимания).

6).

Нарушения личности (аномалии):

  • нарушения структуры иерархии мотивов;
  • формирование паталогических потребностей и мотивов;
  • нарушения смыслообразования;
  • нарушения саморегуляции и опосредования.

Патология высших психических функций

(типология — психиатрическая /клиническая/)

Н.Е.Бачериков, с.32−99, Снежневский и др. на базе теорий синдромологического и нозологического диагноза (диагностика начинается с выявления и оценки отдельных симптомов, то естьединичных признаков заболевания, при этом ведущее место занимает анализ психопаталогических признаков и анамнестических данных):

Расстройства восприятий и представлений:

  1. Гипестезии, анестезии органов чувств и агнозии.

Гипестезии и анестезии— это проявления анатомического или функционального повреждения анализаторов, начиная с рецепторного отдела и заканчивая корковым ядром. Клинически это выражается в потере или снижении чувствительности кожи, слепоте, глухоте. Сложные варианты этих расстройств — агнозии, возникающие при поражении корковых отделов анализаторов: зрительную агнозию, или «душевную слепоту» (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую агнозию, или душевную глухоту (неузнавание звуков, знакомых мелодий, непонимание слов), тактильную агнозию (неузнавание предмета при его осязании), аутотопоагнзию (неузнавание частей своего тела, анозогнозию (непризнание паралича конечности), агнозию лица.

  1. Гиперстезии органов чувств.

Признаком гиперстезии является повышенная чувствительность, возбудимость анализатора. У больных наблюдаются непереносимость световых, звуковых и других раздражителей, восприятие их с гиперпатическим оттенком, ощущение деятельности отдельных внутренних органов (сердцебиения, пульсации сосудов, перистальтики кишок и др.—снижение порога их восприятия), иррадиация возбуждения с одного анализатора на другой. Эти явления обычно сопровождаются повышенной раздражимостью и возбудимостью других психичетких функций, особенно эмоциональной сферы, о чем свидететельствует аффективная несдержанность, раздражительность, склонность к навязчивым и сверхценным образованиям. Гиперестезия органов чувств наблюдается при органических поражениях головного мозга, астенических состояниях без органической неврологической симптоматики.

  1. Психосенсорные расстройства :

а) метаморфопсии, б) соматопсихические, в) психические;

Психосенсорные расстройства—большая группа своеобразных нарущений «восприятий более высокого порядка», возникающих в результате нарушения сенсорного синтеза внешнего мира и собственного тела, идущих от различных органов чувств (М. О. Гуревич, 1949).

а).

Метаморфопсии — искаженное по внешнему виду зрительное восприятие величины (микропсия- в уменьшенном, макропсия- в увеличенном виде), формы и пространственного расположения реально существующих предметов. б).

Соматопсихические расстройства, или соматическая деперсонализация (изменение восприятия собственного тела, нарушения схемы тела, тотальная и парциальная аутометаморфопсия, соматопсихическая дереализация), включают разнообразные ощющения изменения формы, величины, консистенции, количества, пространственного расположения конечностей и отдельных частей тела, то есть нарушения соматической ориентировки.

в).

Психические расстройства или деперсонализация на уровне психических функций имеет исключительно многообразные проявления. Характерным считают чувство измененности Я, изменения, отчуждения и утраты чувств, мыслительных процессов, воспоминаний, эмоциональных и других переживаний при сохранении критической оценки, а не полную утрату чувства Я.

4. Иллюзии.

Иллюзии— это искаженные по внешнему или по смысловому содержанию восприятия реально существующих предметов и явлений. Иллюзорное восприятие можно отнести к обманам восприятия, стоящим на границе с галюцинациями, хотя некоторые его виды встречаются и у психически здоровых лиц.

5. Галлюцинации.

Галлюцинации (вид сенсопатии—обмана органов чувств) относятся к тяжелым и сложным расстройствам ощущений и восприятий; мнимые, ложные восприятия без реально существующего обьекта, возникающие на болезненной основе и имеющие для больного характер действительного сенсорного отражения объективной реальности.

Расстройства памяти:

  1. Гипермнезии.

Гипермнезии (обострение памяти) проявляется усилением воспоминаний о прошлой жизни, чаще отрывочных, или улучшением запоминания текущих событий, но неустойчивым.

  1. Гипомнезии и амнезии.

Гипомнезии — ослабление мнестических функций. Может быть общей (касается запоминания и воспроизведения) и частичной (например, больной испытывает затруднение при запоминании конкретного нового материала или попытке что-то вспомнить в данный момент).

При амнезии больной не может ориентироваться в окружающей обстановке и приспособиться к ней (амнестическая дезориентировка).

3. Парамнезии.

Парамнезии относятся к клиническим формам извращения процессов памяти, это нарушение распределения припоминамых событий во времени и пространстве (например, перемещение их из далёкого прошлого в настоящее, из одних обстоятельств в другие и т. д.), искажение ранее пережитых реальных событий, замещение их или заполнение пробелов памяти домыслами, фантазиями.

Нарушения мышления:

  1. Нарушения смыслового содержания и образования понятий (псевдопонятия, «уплотнение» понятий и неологизмы).

Псевдопонятия — ложные понятия, создаваемые на основе случайных, несущественных признаков; «уплотнение» понятий — необычное обьединение, слияние двух понятий в одно; неологизмы — образование новых, необычных понятий.

  1. Нарушения по темпу течения ассоциаций:

а) ускорение мышления вплоть до скачка идей; б) замедление мышления, вплоть до его остановки; в) застревание мыслей с их повторяемостью; г) деавтоматизация течения мыслей с непроизвольными наплывами, с чувством навязчивости, насильственности и отчуждения.

  1. Нарушения мышления по связанности ассоциаций:

а) патологическая обстоятельность (детализация); б) резонерство; в) паралогичность; г) разорванность; д) бессвязность.

4. Нарушения мышления по адекватности содержания ассоциаций реальности:

а) навязчивые идеи; б) сверхценные идеи; в) параноические и паранойяльные идеи; г) бредовые идеи.

  1. Виды бреда по содержанию:

а) переоценки собственной личности (величия, богатства, физического могущества и силы, любовный бред); б) самоуничтожения, самобичевания и греховности; в) отношения, преследования, инсценировки, физического и психического воздействия (гипнотического, телепатического, колдовства); г) морального и материального ущерба; д) ревности; е) метаморфозы и интерметаморфозы.

  1. Виды бреда по происхождению.

  1. Виды бреда по стадии развития:

Бредовое настроение, бредовое восприятие, бредовое толкование, кристаллизация бреда.

IV. Патология влечений (потребностей) и эффекторно-волевой сферы.

  1. Расстройства влечений (инстинктов):

  1. расстройства пищевых влечений:

а) усиление (булимия, полифагия); б) ослабление (анорексия); в) извращение (копрофагия).

  1. расстройства инстинкта самосохранения:

а) усиление — активнооборонительная форма (агрессивность), пассивно — оборонительная форма (состояние страха, реакции паники, «мнимой смерти»); б) ослабление (суицидальные поступки); извращения (самоистязания).

  1. расстройства половых влечений:

а) усиление (гиперсексуальность — сатириазис, нимфомания); б) ослабление (гипосексуальность, фригидность); в) извращение (онанизм, гомосексуализм, нарциссизм, эксгибиционизм, фетишизм, садизм, мазохизм, педофилия, геронтофилия, трансвестизм).

  1. Расстройства эффекторно-волевой сферы:

  1. 1) волевые расстройства;
  2. 2) расстройства двигательной активности.

V. Патология эмоций:

  1. Патологическое усиление: эйфория и депрессия.

При повышении настроения (эйфории) или его угнетении и снижении (депрессии) отмечается отрыв эмоционального состояния от реальной ситуации, неадекватность его по отношению к данной ситуации,

  1. Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость.

  1. Нарушение подвижности:

слабодушие (недержание эмоций) лабильность и инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний.

4. Нарушение адекватности:

неадекватность, амбивалентность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфории, дистимии, патологический аффект.

  1. Патология сознания и внимания:

  1. Непсихические формы — «простые» нарушения сознания «количественные», по типу угнетения ясности осознания: обморок, обнубилиция и оглушение, сомноленция, сопор, кома.

Обморок — кратковременная потея сознания в результате приходящей анемии мозга.

Обнубиляция — колеблещееся по интенсивности лёгкое затемнение сознания с затруднением осмысливания ситуации.

Сомноленция (сонливость) — лёгкая степень оглушения с замедленностью психических процессов.

Сопор — полное выключение сознания с сохранностью оборонительных реакций и других безусловных рефлексов.

Кома — глубокое выключение сознания с появлением патологических рефлексов и нарушением функций жизненно важных систем.

  1. Психотические формы — «сложные» нарушения сознания, «качественные», синдромы помрачения сознания: астенической спутанности, растерянности, делириозный, онирический и онейроидный, аментивный; «особые состояния», сумеречные состояния.

Синдром астенической спутанности сопровождается «мерцанием» ясности сознания, выраженной истощаемостью психических процессов, углублением помрачения сознания к вечеру.

Синдром растерянности («аффект недоумения») характеризуется расстройством самосознания, познания и приспособления к окружаещему (Н.Я. Беленькая, 1966.).

Делириозный синдром — сноподобное помрачение сознания, характеризующееся дезориентировкой, наплывом пластических зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в психомоторном возбуждении, ярких эмоциональных (страх) и вегетативных реакциях.

Онейроидный синдром — сновидное помрачение сознания с отрывочно-причудливыми картинами отражения реального мира и яркими зрительными, фантастическими представлениями (А.В.Снежневский, 1958.).

Онирический синдром — вялость, сонливость, поверхностный сон с яркими сновидениями и переходом в сновидные переживания, в которых фигурируют встречи и разговоры с родными и знакомыми, бытовые и производственные сцены, поездки, выяснение отношений с кем-то (В.С.Гуськов, 1965;Б.Д.Лысков, 1966.).

Аментивный синдром — наиболее глубокая степень помрачения сознания, возникающая преимущественно в связи с длительными, истощающими организм болезнями, инфекциями и интоксикациями (T.Meinert, 1881).

«Особые состояния» сознания по своему характеру пароксизмальные, проявляются поверхностным изменением сознания с признаками деперсонализации и дереализации, не сопровождаются амнезией, часто сочетаются с другими признаками последствий органических заболеваний головного мозга (М.О.Гуревич, 1949).

Сумеречные состояния сознания характеризуются внезапным началом и внезапным окончанием, общей дезориентировкой, возможным сохранением внешне упорядоченных и даже сложных действий, наличием образного бреда, ярких зрительных галлюцинаций, бурных аффектов (страха, тоски, злобы), полным или почти полным отсутствием воспоминаний, часто совершением сложных автоматизированных и нередко катастрофически опасных поступков.

Патология личности.

Из всех видов нарушений психической деятельности особое внимание уделяют поражению таких свойств личности, как интеллект, характер и направленность побуждений (мотивация), поскольку оно приводит к умственной и эмоционально- волевой несостоятельности, разрыву со средой.

Безусловно клиническая психология дифференцирует проблему нормы и патологии через клиническую психодиагностику, а затем выходит на прогноз конкретной психологической ситуации конкретного человека.

ЗАДАНИЕ на самоподготовку:

Изучить самостоятельно вопросы психодиагностики, медицинской деонтологии, их связь с клинической психологией.

ВЫВОДЫ:

  1. Клиническая психология является одной из ведущих отраслей психологической науки, имеет прикладной характер, свой предмет.

  1. Психологическая норма взаимосвязана с медицинской нормой, имеет ряд условий.

3. Цель типологии нарушений психики человека в патопсихологии — изучение закономерностей и стереотипа развития психической патологии, исследование её (патологии) психологической структуры .

Лекция рассмотрена на заседаннии

ПМК «Психотерапия» от, «__________ 199 года.

Руководитель занятия __________

19

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector