Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций и ее нарушения

  1. Динамика становления мозговой организации психических функций.
  2. Нейропсихологические синдромы как форма нарушения мозговой организации психических функций.

Литература

Основная

  1. Старшинова Е.О. Нейропсихология: учеб. пособие / Е.О. Старшинова. – Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2010. Глава I.

Дополнительная

1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Главы 4, 5.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. Главы 3, 6.

Содержание

  1. Динамика становления мозговой организации психических функций.

  1. Понятия системогенеза, функциогенеза и морфогенеза.

Системогенез – появление полноценных функциональных систем (ФС) с положительным приспособительным эффектом – формирование ФС, которое происходит поэтапно, неравномерно, в соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды. Роль в этом процессе стимуляций от социума и внешнего мира – они превращают потенциальные ресурсы мозга ребенка в актуальные и детерминируют характер его прогрессивного развития; с другой стороны – на ранних этапах развития ребенка состояние мозга координирует и моделирует эффективность его взаимодействия с лавиной внешней информации и с самим собой (нейробиологическая зрелость мозга обеспечивает ребенку возможность адаптации к требованиям, которые предъявляются в процессе его развития).

Функциогенез – становление функциональных органов психики, каковыми являются устойчивые рефлекторные объединения или системы, служащие для совершения определенных актов; они формируются прижизненно, имеют высокую степень устойчивости и возможность перестройки за счет замены одних компонентов на другие (отсюда – высокая готовность к компенсации).

Функциогенез обеспечивает необходимые условия для психической деятельности и ее развития. Появление новых функциональных возможностей обеспечивается увеличением размеров коры больших полушарий мозга (в этом сущность принципа кортикализации функций, благодаря которой оказывается возможным непрерывное совершенствование поведения).

9 стр., 4088 слов

Эволюция развития методов эффективного управления организацией

Содержание Введение..............................................................................................................3 I.Теоретическая часть.........................................................................................5   1.Приёмы эффективного управления...............................................................5 1.1. Эволюция развития методов эффективного ...

Ребенок имеет ряд первичных автоматизмов, которые обеспечивают его витальные функции (акты сосания и регуляции мышечного тонуса).

Такие же психические функции, как зрительное и слуховое восприятие находятся в рудиментарном состоянии. Таким образом, функциональные возможности мозговых структур формируются разными темпами – постепенно и гетерохронно. Уровень функциональной зрелости мозговых структур определяется:

А) степенью и характером их вовлечения в поведение;

Б) особенностями их взаимодействия, т.е. межцентральной интеграции на разных этапах развития ребенка.

Морфогенез – это анатомическое созревание мозга, которое является основой функциогенеза.

Функциогенез и морфогенез составляют механизм формирования структурно-функциональной организации мозга и психических процессов в онтогенезе.

«Для успешной адаптации и нормального развития психических функций необходимо гармоничное сочетание внутренних факторов, в частности обеспечивающих морфо- и функциогенез мозга, и внешних (выделено мной), в частности связанных с социальной ситуацией развития» [Ю.В. Микадзе, 2008. С. 84]. Подчеркнуть роль развивающего обучения в созревании и функционировании мозговых структур, что создает «зону ближайшего развития» как предпосылку для дальнейшего психического развития (в исследованиях Л.А. Венгера и А.А. Ибатуллиной 1989 г. показано, что направленные воздействия среды в виде обучающих процедур по формированию специфически человеческого опыта, приводят к развитию и усложнению функциональной организации мозга).

  1. Созревание функциональных структур мозга:

I: 1-й функциональный блок мозга (ФБМ) – его структуры обеспечивают уровень непроизвольной регуляции, они включают наиболее жесткие, генетически заложенные, инстинктивные формы психической актуализации; оформляются структуры этого блока морфологически и функционально в первый год жизни и создают основу для всего дальнейшего интеллектуального развития.

7 стр., 3483 слов

Вопрос 11 Коммуникативная сторона общения. Структура и уровни коммуникативных актов

... Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она ... владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, ... ролей (субъект, реципиент), что способствует развитию предмета общения. 12 Вопрос Средства коммуникации ... дикция, ритм речи и так далее; - зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками ...

2-й ФБМ:

обеспечивает операциональный уровень навыков, приобретаемых ребенком (от еды ложкой до письма и чтения, игры на фортепиано и т.д.).

II: первичные сенсорные и моторные зоны коры становятся полностью функциональными в течение первого года жизни (тем самым создается основа сенсомторной стадии развития).

III: вторичные сенсорные и моторные зоны коры созревают в период от 2 до 5 лет (это создает условия для научения в пределах отдельных модальностей, когда у ребенка начинают формироваться различные схемы действия)

Для анализаторных систем характерной является гетерохронность, выражающаяся в том, что наиболее ранним является становление кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что соотносится с их приоритетной и базисной ролью в развитии психики ребенка. Кроме того, в функциогенезе анализаторных систем первоначально рядом расположенные отделы коры берут на себя сходную сенсорную функцию, затем происходит постепенная дифференциация этих функций для разных отделов мозга.

IV: третичные (теменно-височно-затылочные) зоны 2-го ФБМ, осуществляющие сложные надмодальные интегративные функции, отличаются последовательностью периодов наиболее выраженных преобразований: 1 год, 2-3 г.; 6-7 лет; 9-10 лет; 15-16 лет; 18-20 лет (исследования В.А. Васильевой, 2004 г. приведены в пособии Ю.В. Микадзе).

Процесс преобразований завершается в 20 лет. Наиболее значимые сдвиги происходят в 2 года и в 6-7 лет (исследования Л.К. Семеновой и др., 1990 г. приведены в пособии Ю.В. Микадзе).

3-й ФБМ:

обеспечивает уровень произвольной саморегуляции – самостоятельное программирование и прогнозирование результатов деятельности (построение перспективных планов, целей, задач, выбор способов и условий их реализации, контроль за протеканием деятельности, фиксация ошибок и коррекция; сопоставление желаемого результатов с полученным; дебют следующей программы ).

V: Структуры 3-го ФБМ (префронтальные отделы лобных долей мозга) созревают в возрасте от 12 до 14-15 лет. Значимые этапы микроструктурных изменений: 1год, 3г., 5-6 лет, 9-10 лет, 12-14 лет, 18-20 лет. Возраст 7 лет – критический, в это время многие поля лобной области достигают максимального развития. О связи с развитием ПФ: в 3-4 месяца ускоренное развитие лобных доле связано с тем, что ребенок начинает дотягиваться до окружающих предметов; 8 мес. – ребенок начинает ползать и искать спрятанные предметы; 12 мес. – значительное улучшение в поиске предметов; от 1,5 до 2 лет – бурное развитие речи; от 3 до 6 лет – последовательное вовлечение речи в качестве средства планирования действий. 9, 12, 15, 18-20 лет – связь с разными фазами совершенствования мышления (Ю.В. Микадзе, с. 56)

VI: Структуры правого полушария достигают морфофункциональной зрелости к 5 годам.

VII: Структуры левого полушария (в частности, его речевые зоны) достигают морфофункциональной зрелости к 8-12 годам.

VIII: Мозолистое тело – заметно увеличивается в объеме к 7 годам. От 3 до 6 лет происходит быстрый рост. Затем медленное увеличение вполть до периода взрослости

Наиболее важные представления о динамике функциональной организации мозга

1. В процессе формирования мозговой организации ПФ созревание рассматривается в трех измерениях:

вертикальное – созревание по оси «подкорковые структуры — кора», т.е. снизу-вверх;

горизонтальное – созревание по оси «задние – передние отделы мозга», т.е. от анализаторных структур («информационных») к лобным префронтальным («программирующим»);

латеральное – созревание по оси «правое полушарие – левое полушарие»; на формирование асимметрий влияют генетические факторы, физические воздействия внутриутробного генеза, влияния среды (стрессы), культуральные влияния (исследования Т.М. Марютиной 2005 г., представленные в пособии Ю.В. Микадзе); связь с особенностями формирования разных органов в эмбриогенезе, например, система кровообращения требует активности со стороны формирующегося правого полушария, которое и начинает созревать раньше левого; речевая же система, формирующаяся позже, использует еще незанятые левополушарные компоненты (исследования В.М. Мосидзе и др. 1986 г., представленные в пособии Ю.В. Микадзе).

2. Общие возрастные пики, связанные с достижением зрелости целого ряда мозговых структур приходятся на 2 года и возраст 6-7 лет.

  1. Переход от общей генерализованной формы активации мозга к избирательной, специфической (с произвольной регуляцией деятельности) происходит в 7-10 лет.

  1. Мозг достигает морфологической зрелости к 18-20 годам.

  1. Нейропсихологические синдромы как форма нарушения мозговой организации психических функций

Нейропсихологический синдром – комплекс нарушений ВПФ, состоящий из первичных и вторичных симптомов.

Первичные симптомы в структуре Н\п синдрома – это нарушения, которые непосредственно связаны с поражением определенной мозговой структуры и дефектом соответствующего фактора. Например, недоразвитие или распад функции фонематического восприятия – следствие поражения вторичной зоны левой височной области коры (центра Вернике).

Вторичные симптомы в структуре Н\п синдрома – это нарушения, обусловленные первичным дефектом в психической деятельности. Например, недоразвитие или распад фонематического восприятия (первичный симптом) приводит к недоразвитию или распаду понимания устной речи в целом и к невозможности письма под диктовку (вторичные нарушения).

А.Р. Лурия писал по поводу структуры нейропсихологических синдромов: «…наличие первичного дефекта, связанного с собственной функцией данного мозгового участка, неизбежно приводит к нарушению целого ряда функциональных систем, т.е. к появлению целого симптомокомплекса, или синдрома, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом симптомов».

Синдромный анализ (СА) – анализ нейропсихологических синдромов с целью выявления общего механизма, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов и сущность связи между ними с определением первичных и вторичных нарушений. СА предполагает выявление не только нарушенных, но и сохранных звеньев ВПФ. СА осуществляется на основе данных нейропсихологической диагностики с помощью комплексов проб, имеющих характер заданий, направленных на оценку состояния различных ВПФ: разных видов восприятия (гнозиса), памяти (мнезиса), моторики (праксиса), речи, мышления, ЭВС, внимания.

Классификация нейропсихологических синдромов (а.Р. Лурия)

Принцип классификации – топический, т.е. выделение области поражения мозга – морфологической основы нейропсихологического фактора.

Группы Н\п синдромов

Синдромы поражения

корковых отделов

больших полушарий мозга

Синдромы поражения глубинных

подкорковых структур мозга

С. поражения латеральной коры

С. поражения задних отделов коры мозга

С. поражения неспецифических структур

С. поражения базальной коры

С. поражения передних отделов больших полушарий

С. поражения срединных комиссур (мозолистого тела и др.)

С. поражения медиальной коры

С. поражения структур в глубине полушарий (базальных ядер и др.)

Нейропсихологические синдромы (при локальных поражениях головного мозга)

п/п

Синдром

Варианты

синдрома

Проявления

Синдромы поражения задних отделов коры мозга

1

Поражения затылочных

и затылочно-теменных

отделов коры (в структуре этих синдромов — расстройства гностических, мнестических, интеллектуальных, двигательных и речевых функций, обусловленные нарушениями зрительного и зрительно-пространственного факторов)

Нарушения зрительно-перцептивной деятельности в виде зрительных агнозий (предметной, симультанной, цветовой, лицевой, буквенной, оптико-пространственной).

Буквенная агнозия при поражении в левом полушарии ведет к оптической алексии (дислексии).

Нарушения зрительной памяти и зрительных представлений.

Нарушения зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Оптико-мнестическая (амнестическая) афазия (трудности в припоминании слов, обозначающих конкретные предметы).

2

Поражения теменных долей

(в основе – нарушения кожно-кинестетических факторов; в структуре С. – гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения, связанные с распадом тактильных симультанных синтезов).

А) Нижнетеменной С.

Тактильные агнозии: астереогноз; пальцевая агнозия; тактильная алексия (невозможность опознания букв и цифр, «написанных на коже»)

Афферентная (кинестетическая) апраксия и афазия

Б) Верхнетеменной С.

Соматоагнозия – нарушение «схемы тела»

Гностические нарушения в виде ложных соматических образов. При правостороннем поражении — анозогнозия (отсутствие восприятия собственных дефектов).

3

Поражения

височных отделов

А) С. поражения латеральных отделов височной области (зоны Вернике)

Слуховая агнозия

Сенсорная афазия

Б) С. поражения «внеядерных» конвекситальных отделов височной области

Акустико-мнестическая афазия (при левополушарной локализации)

Нарушение слуховой невербальной памяти (при правополушарной локализации)

В) С. поражения медиальных отделов височной области

Модально-неспецифическое нарушение памяти

Нарушение сознания как обобщенного отражения человеком текущей ситуации в ее взаимосвязи с прошлым и будущим и самого себя в данной ситуации.

Г) С. поражения базальных отделов височной области

Нарушение слухоречевой памяти из-за повышенной тормозимости следов в условиях интерференции.

п/п

Синдром

Варианты синдрома

Проявления

4

Поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры

Трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах).

Конструктивная апраксия + зеркальное копирование букв = пространственная апрактоагнозия.

Нарушения сложных интеллектуальных функций. Семантическая афазия (непонимание логико-грамматических конструкций).

Распад понимания разрядного строения чисел (акалькулия), счетных операций. Трудности решения наглядно-образных задач. При локализации очага поражения в правом полушарии нет семантической афазии, но пространственные нарушения есть.

С. поражения передних отделов больших полушарий

5

Поражения

лобных отделов

А) С. нарушения динамической составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов

Кинетическая апраксия

Эфферентная моторная афазия

Нарушение динамики протекания интеллектуальных и мнестических процессов

Б) С. нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов

Регуляторная апраксия

Динамическая афазия

Инактивность

Нарушение целенаправленности в разных видах деятельности

В) С. эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей

Нарушение нейродинамических параметров деятельности — сочетание импульсивности и ригидности психических процессов

Г) С. нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей

Дезориентировка в пространстве и во времени, в своем заболевании и в собственной личности

Модально-неспецифические нарушения отсроченного воспризведения информации

Д) С. поражения глубинных отделов лобных долей

Грубое нарушение целенаправленности поведения

Замена актуального и адекватного выполнения деятельности системными персеверациями и стереотипиями

п/п

Синдром

Варианты синдрома

Проявления

6

Поражения

гипоталамической

области

Модально-неспецифические амнестические расстройства.

Нарушения сознания

7

«Расщепленного мозга»

(при поражении мозолистого тела – нарушения синтеза и перевода информации в другое полушарие)

А) С. аномии

Нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие

Б) С. дископии-дисграфии

Невозможность писать левой рукой

Невозможность срисовывать правой рукой

Нейропсихологические синдромы у детей

Ю.В. Микадзе (с. 196) предлагает с нейропсихологической точки зрения рассматривать три варианта психического развития ребенка:

  1. Нормативное – при отсутствии неблагоприятных изменений в созревании организма, НС ребенка и при благоприятной ситуации развития.
  2. Отклоняющееся (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы) — при наличии неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.
  3. Патологическое (нарушенное) – при наличии неблагоприятных, мало компенсируемых биологических или средовых факторов, действие которых приводит к тем или иным расстройствами психической сферы и поведения.

Нейропсихологическая синдромология применяется в отношении 2 и 3 вариантов.

При 2-м варианте (т.е., при непатологических отклонениях) нейропсихологическая картина может проявляться двумя формами:

● отклонения из-за замедленных темпов формирования функциональных систем (либо как индивидуальная особенность созревания мозга, или как следствие недостаточного стимулирующего действия средовых факторов);

● отклонения в связи с изменениями в структуре функциональных систем при наличии минимальных мозговых повреждений (как компенсаторные перестройки); отклонения эти были обозначены как «иррегулярность психического развития» (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994); такие дети относятся к группе риска по переходу в патологический вариант, они имеют проблемы школьной успеваемости из-за трудностей в овладении учебными навыками.

При 3-м (патологическом ) варианте нарушения мозговой организации ПФ проявляются собственно нейроспихологическими синдромами.

А.В. Семенович дает несколько иную модель типологии:

1 тип – нормальный онтогенез правши

2 тип – несформированность, незрелость отдельных составляющих психической деятельности; неготовность к установлению межфункциональных связей в условиях перехода к более сложной интегративной психической деятельности

3 тип – патологическое развитие ребенка-правши при дефицитарности функциогенеза

4 тип – атипия психического развития у левши или правши с парциальным или семейным левшеством, когда при сохранных базисных факторах происходит трансформация всех составляющих психического онтогенеза.

По данным Э.Г. Симерницкой у 82% неуспевающих первоклассников выделены различные нейропсихологические синдромы (среди успевающих только 15% случаев).

Все синдромы подразделяются на С. функциональной несформированности и функциональной дефицитарности.

Термин «несформированность» относится к функциям, развитие которых у ребенка еще продолжается.

Термин «дефицитарнность» относится к структурам, которые окончательно сформированы, но их функции неполноценны.

Синдромы функциональной несформированности

Синдромы функциональной дефицитарности

Синдром атипии психического развития при наличии фактора левшества: характерны задержки речевого развития; трудности овладения письмом и его нарушения (особенно с проявлениями зеркальности); устойчивая недостаточность пространственно-временных координат; снижение процссов адаптации; эмоционально-личностные нарушения; психосоматические расстройства.

  1. СФН лобных отделов мозга:

интеллкт. недостаточность, трудности самоконтроля и прогнозирования, эхопраксии, репродуктивность речи, трудности организации последовательных программ поведения и деятельности, связных РВ, стремление к упрощеню программ вне зависимости от содержания задания

1. СДФ подкорковых образований (базальных ядер мозга):

неадекватность поведенческих реакций на происходящее; незрелость тонкой и точной моторики; эмоциональная лабильность, пресыщаемость, ригидность психических процессов; излишество, нерасчлененность двигательных и жесто-мимических актов (вычурные позы, гримасничанье, тики, непроизвольные выкрики, неконтролируемый смех, похрюкивание); истощаемостьб, легкая отвлекаемость; неожиданные переходы от заторможенности к гиперактивности; первичное нарушение кинестетического праксиса – очень плохой почерк, несоразмерность букв, игнорирование строчек, полей, небрежность, грязь в тетради; речь с проявлениями резонерства, вычурности, но дизартрична, с элементами скандирования, иногда с заиканием, монотонностью; общие показатели интеллектуальной и мнестической деятельности в рамках возрастного норматива на фоне сниженной общей нейродинамики и несбалансированной энергетики.

2.СФН левой височной области: трудности фонематического различения в устной речи, нарушения чтения и письма с ошибками на смешения и замены букв, обозначающих сходные по звучанию фонемы (С-Ш, Ж-Ш и т.п.); снижение уровня слухоречевой памяти; результат – устойчивые трудности в усвоении школьной образовательной программы.

2. СДФ стволовых образований: большое количество стигм (неврологических и дизэмбриогенетических) – асимметрии лица, глазных щелей, неправильный рост зубов, различные дистонии, обилие пигментных пятен, глазодвигательные дисфункции, обилие синкинезий; резко негативно отражается синдром на социализации ребенка (трудности в поведении, в усвоении учебных навыков письма, чтения, счета); псевдолеворуксоть; нарушения всех видов моторики, пространственных представлений; дефекты избирательности памяти при относительной сохранности объема и прочности; задержка в созревании доминантности полушария по речи до 10-12 лет; ЗРР, явления дисграфии и дислексии

3. СФН правого полушария: недостаточность пространственных представлений; склонность к фантазированию, нарушения порядка воспроизведения слуховых и зрительных заданий.

4. СФН межполушарных взаимодействий: множество амбилатеральных признаков, т.е. несформированность ПЛО; выделение доминантности в сенсорной и моторной сфере задержано до9-10 лет (в норме это происходит к 6 г.); незрелость координации движений рук; зеркальность при выполнении графических проб и заданий на воспроизведение букв, цифр (Р, З, Э,Ч; 4, 3,9,6, 7); игнорирование левой половины перцептивного поля; аномия (нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие).