Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание
2. Тема 2.3. Изучение основных этапов нормального нервно-психического развития детей
3. Тема 2.4. Изучение общих представлений о болезнях нервной системы
4. Тема 2.5. Изучение хромосомных и врожденных заболевания с поражением нервной системы
5. Тема 2.6. Изучение инфекционных заболеваний нервной системы
6. Тема 2.7. Изучение заболеваний периферической нервной системы
7. Тема 2.9. Изучение эпилепсии и неврозов
8. Тема 2.10. Сравнение заболеваний микроцефалия и гидроцефалия
9. Список литературы

Тема 2.3. Изучение основных этапов нормального нервно-психического развития детей

Основные этапы нормального психомоторного и речевого развития ребенка. Период внутриутробного развития. Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга. Первый год жизни (от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев).

Двигательные реакции. Речевые реакции. Психика. Второй год жизни. Сенсорные реакции. Двигательные функции. Психика. Речевое развитие. Третий год жизни. Значение экзогенных факторов для психомоторного развития ребенка. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

Подростковый возраст. Критические периоды развития ребенка, их значение для психомоторного речевого развития.

Период внутриутробного развития.

Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение).

Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

У человека имеется свой рано созревающий набор функциональны систем, т. е. свой системогенез. При этом система может начать функционировать, не получив полного развития. Для её формирования необходимы сигналы (раздражения) поступающие из внешней среды.

3. Первый год жизни (от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев):

Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции: уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.

От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительномоторых функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).

Второй год жизни.

Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций; игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.

Третий год жизни.

Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП) — не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

Причины детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития).

Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка.

Точно определить причину заболевания невозможно.

Факторами риска являются соматические и эндокринные заболевания матери (эпилепсия, слабоумие, гипотиреоз), вредные привычки — употребление алкоголя, наркотиков, длительный период бесплодия, возраст до 18 и старше 40 лет, стрессы.

Симптомы ДЦП

Проявиться заболевание может с первых минут жизни, а может и в течение первых месяцев, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. Симптомы ДЦП зависят от степени недоразвития мозга и расположения пораженных структур. Выраженность симптомов может варьировать от легких до очень тяжелых — приводящих к инвалидности.

Задержка в появлении двигательных навыков у ребенка, отсутствие движений, лишние движения, плохое удержание головы, судороги и существенное отставание речевого развития являются серьезными симптомами и требуют немедленного обращения к детскому неврологу.

Чаще поражаются участки мозга, отвечающие за движение, мышечный тонус, равновесие. Мозг не может правильно давать команды и управлять мышцами. Проявляется такое нарушение в виде параличей, повышения мышечного тонуса, непроизвольных подергиваний и движений. Ребенок отстает в развитии — не двигает или плохо двигает конечностями, поздно начинает держать голову, переворачиваться, интересоваться игрушками, садиться, ползать, ходить. Его нельзя поставить на ножки — ребенок опирается на носочки и не становится на всю стопу, не удерживает игрушку в руке, не может осознанно поднять конечность, разжать кулак, подвигать стопой. Повышение мышечного тонуса ограничивает движения ребенка вплоть до общей неспособности двигаться.

Парализованными могут быть одна конечность, односторонние рука-нога, две руки, две ноги. Парализованные конечности отстают в развитии — остаются короче и тоньше здоровых, появляются деформации скелета, контрактуры суставов, что еще больше нарушает движения. В результате поражения мозга нарушена координация движений — страдает походка, ребенок может падать, делать вычурные движения, кивать головой, совершать неконтролируемые движения конечностями.

У малыша могут быть эпилептические приступы (потеря сознания и судороги).

Возможно развитие косоглазия, нистагма (подергивание глазных яблок), нарушение зрения, слуха, психики, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Нарушается обучение, поведение.

Профилактика ДЦП

Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности.

4.Заполните таблицу с указанием в сравнительном плане признаков Бульбарного и псевдобульбарного паралича:

Тема 2.5. Изучение хромосомных и врожденных заболевания с поражением нервной системы

Понятие о хромосомных заболеваниях нервной системы. Генетический аппарат клетки. Причины возникновения хромосомных заболеваний. Основные хромосомные заболевания нервной системы (синдром Шершевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдромы полисемии Х-хромосомы, синдром XYY, болезнь Дауна).

Энзимопатии, факоматозы, прогрессирующие мышечные дистрофии. Причины возникновения, механизм развития. Клиника, диагностика, принципы, лечение, профилактика.

Хромосомными болезнями (хромосомными синдромами) называются комплексы множественных врожденных пороков развития, вызываемых числовыми (геномные мутации) или структурными (хромосомные аберрации) изменениями хромосом, видимыми в световой микроскоп.

1.Заполните таблицу: «Хромосомные и врожденные заболевания»

Название заболевания Причины заболевания Характерные поражения нервной системы Особенности поведения Коррекционная работа
Синдром Шерешевского-Тернера Форма первичной агеназии или дисгенезия гонад. Заболевание у большинства больных обусловлено гоносомной моносомией 45-й X-хромосомы (отсутствие одной из половых хромосом — Х).

В основном страдают женщины.

Характеризуется разной степенью умственной отсталости, аномалиями соматического развития и низкорослостью. Своеобразный психический инфантелизм с эйфорией при хорошей практической приспособляемости и социальной адаптации Стимуляция роста, гормональная терапия, психологическая помощь
Синдром Клайнфельтера В основе заболевания лежит полисомия по X-хромосоме, в связи с чем общее количество хромосом достигает 47 или 48. заболевание встречается только у лиц мужского пола. Характеризуется умственной отсталостью и психической вялостью, а также нарушением полового развития (евнухоидизм, бесплодие). Степень снижения интеллекта может быть выражена в различной степени. Заболевание, помимо умственной отсталости, нередко сопровождается асоциальным поведением. Гормональная терапия, меньше фиксировать внимание на недуге, чтобы психологически не ранить пациента.
Синдромы полисомии Х-хромосомы Набор половых хромосом при синдромах полисемии J-хромо-сом может быть XXX, ХХХХ, ХХХХХ и т. д. Среди этих форм па­тологии наиболее частым является синдром, при котором набор половых хромосом составляет XXX (синдром трисомии-Х).

Часто­та синдрома трисомии-J составляет 1 на 2000 новорожденных девочек. Синдромы тетра-Х, пента-Х и т. д. встречаются очень редко.

Психическое развитие больных может широко варьировать. Среди женщин с трисомией-Х с большей частотой, чем в популя­ции, встречаются нарушения интеллекта. Обычно это олигофре­ния в степени дебильности. С увеличением числа Х-хромосом степень психического недоразвития нарастает. Для полисомии-Х характерны эмоциональные расстройства. Больные вспыльчивы, нередко агрессивны; отмечаются неустойчивость настроения и (иногда) немотивированные поступки. Девочки с синдромом три-сомии-Х обычно обучаются в массовых школах. Тетра-Х или пен-та-Х синдромы сопровождаются, как правило, умственной отста­лостью. Гормональная терапия.
Болезнь Дауна В основе заболевания в большинстве случаев лежит трисомия по 21-йпаре хромосом (т.е. вместо двух имеются три хромосомы), в результате во всех клетках содержится 47 (вместо 46) хромосом. Основными проявлениями болезни являются умственная отсталость, врожденные пороки развития. Больные имеют своеобразный внешний вид: размеры черепа уменьшены, сглажены лобные и затылочные бугры; обращает на себя раскосый размер глаз, уплощенное переносье, широко расставленные глаза; рот маленький, всегда открыт, язык увеличен в размерах и испещрен бороздами; зубы мелкие, дистрофичные. Со стороны неврологического статуса отмечается недоразвитие моторных функций, особенно мелкой моторики, в связи с чем у детей задерживается психомоторное и речевое развитие. Дети начинают говорить поздно, при этом у них страдает фонетическая и лексико-грамматическая структура речи. По интеллектуальному развитию они значительно отстают от сверстников. В 5% случаев выявляется дебильность, 75% - имбецильность, в 20% - идиотия. Занятия по специальным методикам, прививание навыков самообслуживания, занятия с врачом — логопедом, общение с детьми.
Синдром XYY Больные с набором половых хромосом XYY имеют много об­щих черт с теми людьми, которые страдают синдромом Кляйн­фельтера. Обычно это мужчины высокого роста. У некоторых из них наблюдается недоразвитие вторичных половых признаков. Физическое и половое развитие большинства больных бывает нормальным. Могут отмечаться различные признаки дизэмбриоге-неза: асимметрия лица, помутнение хрусталика глаза (катарак­ты), колобомы радужной оболочки, выступание надбровных дуг, увеличение нижней челюсти, укорочение пальцев и т. д. Иногда наблюдаются аномалии развития костного скелета, варикозное расширение вен, трофические язвы на нижних конечностях. Сте­пень развития интеллекта бывает различной. Несмотря на то что в литературе описаны больные с нормальными умственными спо­собностями, синдром часто обнаруживается среди умственно-отсталых мужчин. Интеллект обычно снижен до степени дебильности, реже — имбецильности. Характерны выраженные психопа­тологические расстройства: склонность к аффектам гнева, неужив­чивость в коллективе, агрессивность. Это часто является причиной асоциального поведения. Диагноз «синдром XYY» ставится на основании исследования полового хроматина и кариотипа. Обучение умственно отсталых больных во вспомогательных школах предусматривает комплекс медико-педагогических меро­приятий, направленных главным образом на коррекцию психопатологических черт характера. Вовлечение больных в трудовую деятельность (работа на пришкольном участке, в трудовых мастерских и т. п.) и их ранняя профессиональная ориентация спо­собствуют социальной адаптации.

Тема 2.6. Изучение инфекционных заболеваний нервной системы

Понятие об инфекционных болезнях, эпидемиологии инфекционных болезней, особенностях инфекционного процесса, принципах и методах диагностики инфекционных болезней.

Инфекционные заболевания нервной системы. Менингит (серозный, гнойный, первичный, вторичный), энцефалит, лейкоэнцефалит, арахноидит, полиомиелит. Причины возникновения, клинические проявления, течение болезни, остаточные явления. Медицинская и педагогическая коррекция. Профилактика инфекционных болезней

Инфекционные болезни — обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными бактериями, вирусами, простейшими и др.

Заполните таблицу:

Тема 2.7. Изучение заболеваний периферической нервной системы

Общая характеристика заболеваний периферической нервной системы. Невриты и невралгии. Полиневриты и полирадикулоневриты. Плекситы. Определение. Причины. Клиника. Профилактика

Заболевания периферической нервной системы включают большую группу болезней, для которых характерна определенная локализация. Причинами их могут быть инфекции, интоксикации, авитаминозы, нарушения кровообращения, травмы и другие факторы. Заболевания периферической нервной системы чрезвычайно распространены, они занимают одно из первых мест среди заболеваний с временной утратой трудоспособности.

Заполните таблицу:

Заболеваний периферической нервной системы
Название заболевания, определение Причины возникновения Клинические проявления Остаточные явления Возможности педагогической коррекции
Плексит Значительное место среди факторов, вызывающих плексит, принадлежит травме. Это может быть сильный удар в область сплетения (ушиб руки в районе плеча, ушиб поясничной или шейной области, травма позвоночника, падение на копчик); огнестрельное, резанное или колотое ранение; растяжение нервных стволов сплетения при резкой тракции за ногу или руку, при вывихе плеча или вывихе бедра, переломе костей таза. Посттравматический плексит встречается в практике акушеров-гинекологов и неонатологов, как следствие родовой травмы (например, родовойпаралич Дюшена-Эрба).

Ведущими патогенетическими механизмами при травме являются: повреждение ветвей нервного вплетения с частичным или полным разрывом их волокон, сдавление нервных стволов сплетения посттравматической гематомой или отеком. Наиболее часто встречается посттравматический плексит плечевого сплетения. Среди других причин, обуславливающих плексит, находятся: расположенные в области сплетения опухоли или увеличенные в результате лимфаденита лимфоузлы, аномалии развития позвоночника, искривление позвоночника (сколиоз), переохлаждение, некоторые инфекции (опоясывающий герпес, сифилис, грипп, туберкулез, бруцеллез), аутоиммунные заболевания (синдром Гийена-Барре), обменные нарушения (подагра, сахарный диабет).

В отдельных случаях этиофакторами крестцового и копчикового плекситов выступают воспалительные процессы (аднексит, сальпингит, цистит, простатит и пр.) и тромбофлебит вен малого таза. Обуславливать шейный плексит может аневризма подключичной артерии, добавочное шейное ребро.

Как правило, плексит носит односторонний характер. В его течении выделяют несколько стадий. В невралгическую стадию ведущим симптомом выступает плексалгия — боль, возникающая в нервном сплетении и иррадиирующая на периферию по его нервным стволам. Плексалгия зачастую имеет спонтанный характер, усиливается при надавливании в области нервного сплетения, ночью и во время движений. Возможны легкие сенсорные нарушения. Появление признаков выпадения функции нервов пораженного сплетения знаменует переход плексита в паралитическую стадию. Наблюдаются парезы или параличи, гипотония и гипотрофия мышц, иннервируемых указанными нервами; отмечается выпадение соответствующих сухожильных рефлексов. В зонах, за иннервацию которых отвечает пораженное сплетение, страдают все виды чувствительности и появляются трофические расстройства — вазомоторные реакции, пастозность, гипергидроз или ангидроз, побледнение кожи. Плексит может быть полным или частичным. В последнем случае симптомы паралитической стадии проявляются более узко — лишь в областях, иннервируемых пораженной частью сплетения. При неполном восстановлении плексит приводит к необратимым остаточным явлениям в виде стойких вялых парезов, мышечных атрофий, контрактур суставов. В случае посттравматического плексита специалисты в области травматологии и неврологии совместно курируют пациента. Необходимо создать покой пораженного участка. С этой целью возможна иммобилизация конечности повязкой или лонгетой. При инфекционном генезе плексита проводят соответствующую этиотропную терапию, применяют противовоспалительные фармпрепараты. Если плексит имеет токсическую этиологию, то осуществляют дезинтоксикационные мероприятия. Плексит любого генеза является показанием для назначения нейрометаболического лечения (витамины В6, В1, В12, актовегин) и терапии, направленной на улучшение обменных процессов в мышечной ткани и нейро-мышечных синапсах (АТФ, галантамин, прозерин).

Для улучшения кровообращения в тканях сплетения и пораженных мышцах в комплексном лечении рекомендуют использовать сосудистые препараты. Среди физиотерапевтических процедур в терапии плексита эффективны УВЧ, диадинамические токи, электрофорезна соответствующие спинномозговые сегменты, амплипульстерапия, фонофорез с гидрокортизоном на область сплетения, ионофорез с новокаином. Иглорефлексотерапию применяют в начальном периоде плексита для снятия болевого синдрома, затем переходят к электроакупунктуре. В восстановительном периоде (не раньше, чем через 6 мес. после травмы) рекомендовано водолечение радоновыми и сероводородными ваннами, грязелечение, озокеритотерапия. Хирургическое лечение требует посттравматический плексит, неподдающийся консервативной терапии, и плексит обусловленный сдавлением сплетения. Ведущую роль в профилактике плекситов у новорожденных играет правильное ведение беременности и адекватный выбор способа родоразрешения. Предупредить плексит инфекционной этиологии может своевременное лечение инфекций.

Неврит неврит характеризуется выраженными изменениями в нерве, захватывающими миелиновую оболочку (внутренняя часть глиальной оболочки нервного волокна, содержащая миелин) и осевой цилиндр. Чаще всего поражаются зрительный, тройничный, лицевой, слуховой, лучевой и седалищный нервы. Происхождение заболеваний периферической нервной системы весьма разнообразно: • инфекция (вирусы, бактерии, токсины); • токсические экзогенные (поступающие извне) вещества (растворители, соли тяжелых металлов, углеводороды, промышленные яды, лекарственные препараты); • нарушения обмена веществ (сахарный диабет, дефицит витаминов B1 и В6, болезни крови, рвота беременных, уремия); • аллергены и аутоантигены; • травма (в результате механического, компрессионного, электрического или радиационного воздействия); • нарушения микроциркуляции; • опухоли; • наследственные факторы; • узость костных каналов, через которые проходят нервы, а также сдавление корешков нерва остеофитом (костным разрастанием) или грыжей межпозвонкового диска. При инфекциях, интоксикациях, авитаминозах, дистрофиях и т. п. нарушаются обменные процессы, затрагивающие и периферические нервные волокна. При этом обычно возникают сосудодвигательные расстройства с дисциркуляцией в артериях и артериолах, питающих тот или другой нерв. Неврит — это поражение отдельных периферических нервов, проявляющееся нарушением их функций. При невритах патоморфологические изменения захватывают не только оболочку, но и осевой цилиндр. Симптоматика заболевания зависит от функции периферических нервов. Поскольку большинство из них имеют в своем составе двигательные, чувствительные и вегетативные волокна, то при невропатиях отмечается сочетание парезов и атрофии, наблюдается выпадение всех видов чувствительности и регистрируются вазомоторно-трофические расстройства. Чаще всего невропатия начинается с болей и парестезии (неприятные ощущения онемения, покалывания, жжения и т. д.).

Сначала выпадает поверхностная чувствительность, а позже возникают периферические парезы. Поскольку большинство нервов имеют в своем составе двигательные, сенсорные и вегетативные волокна, при невритах отмечаются сочетание парезов и атрофии мышц, выпадения поверхностной и глубокой чувствительности (в зоне автономной иннервации) и вазомоторно-трофические расстройства, хотя возможна и избирательность нарушений.

Прогноз определяется формой, происхождением и тяжестью невралгии и неврита, а также своевременностью и объемом проведенных лечебных мероприятий. У значительного большинства больных отмечается полное или почти полное восстановление функции пострадавшего нерва. Случаи рецидивирующего течения, частичного или плохого восстановления функций наблюдаются при невралгии тройничного нерва, невритах лицевого нерва, травматических и авитаминозно-дистрофических невритах срединного, локтевого, малоберцового и некоторых других нервов. Это может приводить к длительной нетрудоспособности, а в отдельных случаях и к инвалидности. Профилактика невралгий и невритов основана на ранней диагностике и активном лечении общих инфекций, интоксикаций, авитаминозов, защите от переохлаждений, травм и т. п.
Невралгия Невралгия возникает при раздражении чувствительных волокон нерва. Происхождение заболеваний периферической нервной системы весьма разнообразно: • инфекция (вирусы, бактерии, токсины); • токсические экзогенные (поступающие извне) вещества (растворители, соли тяжелых металлов, углеводороды, промышленные яды, лекарственные препараты); • нарушения обмена веществ (сахарный диабет, дефицит витаминов B1 и В6, болезни крови, рвота беременных, уремия); • аллергены и аутоантигены; • травма (в результате механического, компрессионного, электрического или радиационного воздействия); • нарушения микроциркуляции; • опухоли; • наследственные факторы; • узость костных каналов, через которые проходят нервы, а также сдавление корешков нерва остеофитом (костным разрастанием) или грыжей межпозвонкового диска. Невралгия — это заболевание, проявляющееся кратковременными приступами сильных болей в зоне иннервации нерва в результате его раздражения. Боли носят стреляющий, колющий, жгучий характер, возникают спонтанно (в виде пароксизма) и сопровождаются вегетативными реакциями. При обследовании выявляются болезненность в местах выхода нервных стволов, нарушения чувствительности в виде гиперестезии, гиперпатии или гипестезии, снижение рефлексов. Наиболее часто встречается невралгия тройничного, языкоглоточного и межреберных нервов. Поскольку большинство нервов имеют в своем составе двигательные, сенсорные и вегетативные волокна, при невритах отмечаются сочетание парезов и атрофии мышц, выпадения поверхностной и глубокой чувствительности (в зоне автономной иннервации) и вазомоторно-трофические расстройства, хотя возможна и избирательность нарушений. Профилактика невралгий и невритов основана на ранней диагностике и активном лечении общих инфекций, интоксикаций, авитаминозов, защите от переохлаждений, травм и т. п.
Полиневрит Это недуг, который представляет собой множественные растройства переферических нервных окончаний. Возникают из-за влияния таких факторов как: отравление организма опасными ядами, с выведением которых не справляются почки; неправельное лечение пациента при помощи антибиотиков, к которым чувствительны почки; вирусные, а так же бактериальные недуги; заболевания онкологического типа; проблемы с функционированием эндокринной железы; другие болезни внутренних органов, а именно поджелудочной железы, почек либо печени; генетические деффекты. Характеризуется поражением двигательных волокон. У больного наблюдается расстройство глубоких рефлексов и нарушение чувствительности. Также симптомом является утрата виброционных движений и атаксия сенситивного типа. Клинические симптомы представлены переферическими парезами нижних или верхних конечностей. У больного наблюдается: несоответствие стадии пареза и степени атрофии мышц; преобладающая слабость; потеря чувствительности в конечностях; утончение кожи на конечностях; синюшность на нижних конечностях, наличие отёков и шелушений; хрупкость ногтей. При своевременном и правильном лечении остаточных симптомов нет. Закаливание организма, занятие физкультурой, минимизация контакта с различными таксичными веществами.
Полирадикулоневрит Это патологическое поражение корешков спинного мозга. Первоначально считалось что развитие правоцирует вирус, но теория не нашла подтверждения, поэтому причиной заболевания считается аномальная алергическая реакция, возникающая в нервных волокнах. Воспалительные полирадикулоневриты могут быть первичными (инфекционный полирадикулоневрит) и вторичными-как осложнение при общих инфекциях (брюшнотифозный, сыпнотифозный, дифтерийный, дизентерийный, бруцеллезный, малярийный, при лихорадке Ку, ревматизме). Нередко заболеванию предшествует охлаждение. Характеризуется острым началом с повышением температуры до 38−39 и иногда катаральными явлениями-насморком, кашлем, головной болью. Через несколько дней появляются парестезии в виде чувства онемения, покалывания, ползания мурашек в дистальных отделах рук и ног. Затем появляются боли, нередко очень интенсивные, и слабость мышц. Степень двигательных расстройств различная — от легких парезов дистальных отделов до грубых параличей с развитием контрактур. Отмечаются, как правило, выраженные мышечные атрофии, преимущественно также в дистальных отделах. Сухожильные рефлексы угасают, в первую очередь ахилловы, затем коленные и рефлексы на верхних конечностях. Тонус мышц резко снижается. Происходит также снижение всех видов чувствительности, отчетливее в дистальных отделах в виде <перчаток> и <чулок>. Наблюдается резкая болезненность при давлении на нервные стволы, грубо выражены симптомы натяжения (Ласега, Вассермана, Бехтерева — Фейерштейна, Нери, Дежерина) и тонические рефлексы (Кернига, Брудзинского).

Изредка определяется атаксия, зависящая от поражения мышечно-суставного чувства. Нередко имеются вегетативные расстройства в виде истонче-ния кожи или гиперкератоза, изменения потоотделения, похолодание кистей и стоп, изменение окраски кожи. В редких случаях наблюдается одновременное поражение и черепномозговых нервов (VII-Х-III пары).

Нередко выявляется неврастенический симптомокомплекс.

В крови находят небольшой лейкоцитоз, в ликворе — незначительное увеличение белка и умеренный цитоз. При исследовании электровозбудимости в пораженных мышцах отмечается частичная или полная реакция перерождения. Исследование лабильности с помощью импульсных токов нарастающей частоты выявляет характерные изменения лабильности с пессимальными реакциями уже на малые частоты. С улучшением состояния порог пеосимума сдвигается в сторону больших частот. Из осложнений следует указать на контрактуры главным образом в дистальных отделах конечностей. В остром периоде инфекционного полирадикулоневрита показаны постельный режим даже при легких формах, болеутоляющие средства, противовоспалительная терапия. Показаны препараты, улучшающие нервно-мышечную проводимость. Следует помнить об уходе за больными, правильном положении конечностей, предупреждении контрактур. В восстановительном периоде: инъекции стрихнина, алоэ, стекловидного тела, аутогемотерапия, лечебная физкультура, массаж. В стадии остаточных явлений проводят интенсивное физио-бальнеолечение: грязевые, серные, сероводородные, соляно-щелочные ванны и т. д.
Вывод: общие черты названных заболеваний Все эти заболевания имеют схожую симптоматику, многие даже имеют одинаковые клинические проявления, некоторые заболевания являются последствием другого заболевания.

Тема 2.9. Изучение эпилепсии и неврозов

Эпилепсия. Определение. Детская абсанс-эпилепсия. Юношеская абсанс-эпилепсия. Эпилепсия с изолированными генерализованными судорожными приступами. Юношеская миоклоническая эпилепсия. Доброкачественная детская парциальная эпилепсия с центрально-височными пиками. Генерализованный тоникоклонический припадок. Парциональные формы эпилепсии. Большой судорожный припадок. Эпилептический статус. Психомоторные припадки. Психический статус при эпилепсии. Диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

Неврозы. Определение. Биологические и психологические предрасполагающие факторы. Психогенные шоковые реакции. Неврастения, невроз навязчивых состояний, невроз страха, логоневроз (заикание, мутизм, сурдомутизм), нервная анорексия, ночное недержание мочи. Клиника. Профилактика

1.Найдите определения для следующих понятий:

Эпилепсия- хроническое заболевание головного мозга, проявляю- щееся повторными непровоцированными приступами с нарушением двигательных, чувствительных, вегетативных, когнитивных, психических функций, обусловленных чрезмерными нейрональными разрядами в сером веществе коры головного мозга.

Судорожный припадок -это результат внезапного неконтролируемого притока электрической энергии в мозг — вроде короткого замыкания. Некоторые припадки выглядят пугающе: человек палает на пол, руки и ноги его дёргаются, изо рта идёт пена. Другие настолько кратковременны и слабы, что проходят незамеченными — даже для тех у кого они случаются.

Тонико-клонический припадок -это генирализованные судороги могут сопровождаться аурой, утратой сознания и падением, тоническая фаза длится 10−20 с., клоническая немного дольше, за ними следует послесудорожный период, который может продлиться несколько часов.

Эпилептический статус (ЭС) — это приступ длительностью более 30 мин или повторные частые приступы, между которыми сознание полностью не восстанавливается. Состояния, угрожаемые по развитию ЭС: длительный (более 5 мин) приступ или более 3 генерализованных судорожных приступов, возникших в течение 24 ч.

Психомоторный припадок -это проявление эпилепсии, которые выглядят как неспровоцированные нарушения поведения: больной без причины начинает смеяться, плакать или совершать под воздействием страха акты насилия и разрушения.

2.Заполните таблицу:

Заболевания нервной системы
Название заболевания, определение Биологические и психологические предрасполагающие факторы Клинические проявления Возможности педагогической коррекции
Невроз это функциональные заболевания нервной системы, вызванные ошибкой основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов являются психические травмы. Неврозы являются болезненными формами реакции нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому иначе их называют психогенными патологическими реакциями. Болезненное действие психической травмы во многом зависит от возраста ребенка и индивидуальных особенностей нервной системы. В различном возрасте ребенок по-разному реагирует на психические травмы. Чем младше ребенок, тем меньшая психическая травма может вызвать у него срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста сверхсильными раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты: новый человек, гром, сильный гудок автомобиля или поезда и т. д. Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть помещение ребенка в ясли, детский сад, госпитализация. У детей постарше большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности: распад семьи, смерть близких, школьные неудачи и т. д. Основными невротическими проявлениями у детей являются психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи, нервная анорексия (отсутствие аппетита), речевые неврозы. Высокая чувствительность к стрессам — на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией; плаксивость; обидчивость, ранимость; тревожность; зацикленность на психотравмирующей ситуации; при попытке работать быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности; чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры; расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости, сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения, утром часто наблюдается сонливость; вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления (чаще в сторону понижения), нарушение работы желудка; иногда — снижение либидо и потенции. Самое главное выявить причину неврозов. Если причиной является переутомление — то необходимо восстановить энергетические способности нервной системы; если психологические причины — то психотерапия; если генетические проявления неврозов — то медикаментозное лечение.
невроз навязчивых состояний Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может принимать затяжное течение. В этом случае обнаруживаются навязчивые страхи (фобии).

Невроз навязчивых состояний чаще развивается у детей с тревожно-мнительными чертами характера. Большое значение имеет также изнеживающее воспитание.

Невроз навязчивых состояний проявляется в форме навязчивых страхов или навязчивых движений. Навязчивые страхи могут быть разнообразными: боязнь смерти, боязнь отвечать у доски и т. п. Невроз навязчивых движений характеризуется появлением каких-либо излишних движений (или тиков): шмыгание носом, частое моргание, гримасничание, различные движения рукой, плечом и т. п. Эти навязчивые движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может на какое-то время подавить их усилием воли; они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением. Однако они возникают вновь и усиливаются при появлении людей, попытках отвечать на уроке и т. п. В некоторых случаях навязчивые движения принимают характер зашитных ритуалов. Ребенок говорит себе: «Если я это не сделаю, то случится что-то плохое». Эта форма невроза навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и с трудом поддаются лечению. Устранение факторов, травмирующих нервную систему, лечениеосновного заболевания, общеукрепляющие процедуры, психотерапия.
невроз страха Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, так как повышенная пугливость является их физиологической особенностью. Иногда же в результате неправильного воспитания (запугивание детей) или психической травматизации страхи приобретают упорный характер. При этом может меняться поведение ребенка. Ребенок начинает бояться темноты, новых людей, не может находиться один в помещении. У маленьких детей часто возникают ночные страхи. Страхи могут иметь затяжное течение. Проявлением невроза страха является беспокойство ребенка о своем будущем, боязнь умереть или потерять близких людей. Обычно эти страхи развиваются у детей с тревожно-мнительным складом характера. Устранение факторов, травмирующих нервную систему, лечениеосновного заболевания, общеукрепляющие процедуры, психотерапия.
Психогенные шоковые реакции Психогенные шоковые реакции возникают при острых психических травмах (пожар, авария на транспорте, землетрясение и т. п.).

У детей раннего возраста они могут наблюдаться и при безобидных факторах — при неожиданном резком звуке, крике и т. п.

Психогенные шоковые реакции проявляются резким паническим страхом, расстройствами сознания, психомоторным возбуждением — бессмысленным метанием, попыткой куда-то бежать или, наоборот, психомоторной заторможенностью (двигательный ступор, мутизм).

Часто выражены расстройства функций органов желудочно-кишечного тракта (понос, рвота), возможно повышение температуры тела. Проявлением шоковой реакции бывает мутизм с последующим заиканием.

Устранение факторов, травмирующих нервную систему, лечениеосновного заболевания, общеукрепляющие процедуры, психотерапия.
Неврастения Неврастения возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерной умственной или физической нагузкой. К неврастении приводят непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок наряду с обычными школьными нагрузками имеет добавочные: изучает иностранный язык, за нимается в музыкальной школе, различных кружках и т. д. Часто неврастения развивается у детей, которые длительно находятся в психотравмирующей их ситуации (разлады в семье, неудачи в школе).

В наибольшей степени это относится к детям, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное истощающее заболевание.

Неврастения выражается в форме неустойчивости настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, плаксивости, утомляемости. Работоспособность ребенка резко падает, он быстро утомляется; появляются головная боль, вялость, сонливость пассивность. В одних случаях превалирует повышенная раздражительность, капризность, нередко психомоторная расторможенность, в других — вялость, истощаемость, пугливость, робость. Нередко могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении-головные боли, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности и т. д. Необходимо уменьшить психическую и физическую нагрузку, ввести строгий режим труда и отдыха. Важно соблюдение правельного распорядка дня, отход ко сну и пробуждение в одни и те же часы. Полезны пешие прогулки перед сном, свежий воздух, витаминизированное питание, перемена обстановки. Рекомендована рациональная психотерапия и аутогенные тренировки.
Нервная анорексия Анорексия — это отсутствие аппетита. Анорексия возникает при торможении пищевого центра, вызываемом различными причинами. К ним относятся: чрезмерноевозбуждение головного мозга, связанное с сильнымиэмоциями; психические заболевания; Частый отказ от принятия пищи, психологический дискомфорт от принятия пищи, угнетённая психика, апатия, депрессия, отсутствие работоспособности, нарушение сна, уменьшение массы тела, частые обмороки, слаботь, головокружение. Лечение анорексии должно быть направлено на устранение вызвавшего ее заболевания. При нервной форме анорексии показаны настойчивая и длительнаяпсихотерапия, укрепление нервной системы больного (ЛФК, длительное пребываниет на воздухе, водолечение, применение транквилизаторов), трудотерапия.
Ночное недержание мочи Довольно часто неврозы у детей выражаются ночным недержанимм мочи (энурез).

Вообще энурез наблюдается у детей очень часто. Однако о невротическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичные невротические наслоения в результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно если его стыдят, наказывают, упрекают.

Ребенок становится раздражительным, грубым, робким, замыкается в себе, сторонится товарищей. В дальнейшем все это может привести к патологическому развитию личности. Однако с возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения. Лечение детей с психическими растройсвами и психогенным недержанием мочи проводятся детскими психиатрами и психологами с помощью медикаментозной терапии и психотерапии. Важную роль в лечении любых видов недержания мочи у детей имеют режимные моменты: исключение стрессовых ситуаций, создание доброжелательной атмосферы, ограничение употребления жидкостей на ночь, принудительное пробуждение ребёнка и высаживание на горшок ночью и др.
Вывод: общие черты названных заболеваний Все эти заболеванияявляются следствием психического растройства детей. Приблизительно все они имеют схожую симтоматику и следовательно одинаковую коррекцию.

3. Составьте рекомендации (5−6) для воспитателя детей дошкольного возраста по организации общения с ребенком, страдающим неврозом навязчивых состояний:

— соблюдение правельного распорядка дня;

— создание доброжелательной атмосферы;

-развивать у ребёнка самостоятельность;

— быть терпимее к проявлениям болезни;

— помочь ребёнку обрести уверенность в себе;

— почаще хвалить за незначительные заслуги.

Микроцефалия. Гидроцефалия. Определение. Причины. Клиника и психологический статус. Диагностика. Профилактика.

1.Заполните таблицу:

Микроцефалия и гидроцефалия
Микроцефалия Гидроцефалия
Определение
врожденное заболевание, характеризующееся уменьшением объема головного мозга в результате его недоразвития это патологическое состояние, возникающее в результате накопления избытка цереброспинальной жидкости в полости черепа, вокруг головного мозга или во внутренних желудочках проводящей системы мозга. (водянка)
Причины
· наследственные заболевания (синдром Дауна, Эдвардса, фенилкетонурия и другие); · инфекции матери во время беременности (корь, краснуха, токсоплазмоз); · злоупотребление алкоголем, наркотиками и некоторыми медикаментами во время беременности; · травмы плода. · Нарушение оттока СМЖ через естественные анатомические отверстия при передавливании их опухолью, закупорке сгустком крови, в результате аномалий развития. · Развитие спаечного процесса в области путей оттока спинномозговой жидкости (после перенесенного менингита, травмы головы, интоксикации и других воспалительных процессов).

· Избыточная секреция СМЖ при папилломе (доброкачественной опухоли) внутрижелудочкового сосудистого сплетения.

Клинические проявления
Окружность головы в 2−3 раза меньше, чем показатели нормы. Данный признак является наиболее значимым, достоверным. В то время как нормой считает объем головы ребенка в 35−37 см, объем головы новорожденного, больного микроцефалией — 25−27 см, а иногда и меньше. При этом естественно уменьшение массы головного мозга — вместо 400 гр при микроцефалии он весит около 250 гр на ранних этапах развития. Проявляется грубым нарушением структуры головного мозга — отсутствуют третичные извилины и борозды, мозговая ткань недостаточно развита, извилины уплотнены. Нарушение моторики, отставание ребенка в развитии, задержка речевого развития, неспособность ребенка воспроизводить звуки, скудный словарный запас. Примечательно, что ребенок не только сам не говорит, но также достаточно плохо понимает речь, обращенную к нему. Изменение формы головы: · затылочная часть головы уменьшена в размерах; · окружность головы меньше нормы; · в затылочной области определяются складки кожи; · лоб наклонен кзади; · роднички закрыты при рождении либо зарастают в первые месяцы жизни. Давление СМЖ: Нормальное (130 миллиметров водного столба) или снижено. В головном мозге каждого человека имеются полости, называемые желудочками (всего их четыре — два боковых, третий и четвертый).

Сосудистые сплетения, располагающиеся внутри них, вырабатывают спинномозговую жидкость, которая через анатомические отверстия оттекает в субарахноидальное (подпаутинное) пространство головного и спинного мозга, где и поступает обратно в системный кровоток. При гидроцефалии нарушается процесс оттока спинномозговой жидкости либо ускоряется ее образование, в результате чего она скапливается в желудочках мозга в больших объемах (при врожденной гидроцефалии количество СМЖ может достигать нескольких литров), вызывая их расширение и сдавливание мозговой ткани. Изменение формы головы: · затылочная часть головы значительно увеличена; · окружность головы может превышать норму в несколько раз; · кожа на голове натянута, напряжена; · лоб выступает вперед над лицевой частью черепа; · роднички выбухают, напряжены; · смещение глазных яблок книзу. Давление СМЖ: Всегда повышено.

Психологический статус
Нарушение интеллекта, присутствует всегда (от легкой степени выраженности до идиотии и неспособности к самообслуживанию). Нарушение интеллекта. Интеллект зависит от времени развития, выраженности и длительности сдавливания структур головного мозга.
Диагностика
Дородовая диагностика, проводимая с помощью аппарата УЗИ, позволяет предположить развитие у плода микроцефалии. Подобные выводы делаются после сопоставления полученных в ходе узи данных о размерах головы и тела ребенка с показателями нормы. При этом достоверная информация возможна лишь при максимально точном определении сроков беременности. Для избежания получения ложноположительных или ложноотрицательных данных, производится сопоставление окружности головы плода с окружностью живота, общим размером тела. Однако достоверную информацию о наличии или отсутствии микроцефалии плода можно получить не ранее 27 — й недели беременности. Если возникает подозрение на развитие заболевания, беременной следует пройти инвазивную дородовую диагностику, а также сделать кариотипирование плода. Инвазивная диагностика — это исследование мутаций хромосом и генов. Она может быть возможна лишь при проколе околоплодного пузыря, поскольку материалом для анализа являются околоплодные воды, частички эпителия или ворсинки плода, находящиеся в амниотической жидкости. Получить статистику вероятности рождения ребенка с микроцефалией позволяет пренатальный скрининг, представляющий собой комплекс лабораторных и ультразвуковых исследований. Благодаря данным процедурам удается выявить принадлежность беременной к группе риска женщин, плод которых подвержен развитию микроцефалии. Диагностика новорожденного проводится в первые минуты его жизни на основе визуальных параметров объема головы ребенка. В случае подтверждения микроцефалии, требуется более серьезное комплексное обследование (МРТ головного мозга, рентгенография черепа, нейросонография).

При рождении ребенка с данным заболеванием, родителям рекомендуется пройти обследование у генетика для выявления причин возникновения патологии, а также для консультации о способах избежать генных мутаций при повторной беременности.

Основа диагностики — это подробный опрос родителей и динамическая оценка роста головы в первые месяцы. При увеличении размеров головы более 2−3 см в месяц, резкие диспропорции между окружностью груди и головы, открытые черепные швы и выбухание родничков — это косвенные признаки проблем. Важно учесть наследственные размеры головы, так как есть семьи с особым строением черепа и большой головой без гидроцефалии. Для подтверждения диагноза и уточнения формы и причины гидроцефалии необходимы: · ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок с измерением размеров желудочков мозга, · обследование у окулиста с осмотром глазного дна, · проведение рентгенографии черепа в двух проекциях, · проведение компьютерной томографии и магнитно-резонансного сканирования, особенно при окклюзионной форме. Для выявления причины гидроцефалии назначают пункцию спинного мозга с изучением состава цереброспинальной жидкости, анализы крови на внутриутробные инфекции и другие обследования.
Профилактика
В период беременности, будущая мать должна тщательно следить за своим здоровьем. Микроцефалия — заболевание неизлечимое. Лечебные мероприятия помогают лишь уменьшить темп развития пороков, а также помогают адаптировать больного к жизни. При этом важно, чтобы лечение проходило в комплексе и включало медикаментозную терапию, терапия посредством физиотерапевтических процедур, а также психолого-социальная реабилитация. Своеврременное лечение будущими мамами инфекционных заболеваний, а так же здоровый образ жизни до зачатия и во время беременности. Родители ребёнка всегда должны следить за его состоянием и должны немедленно обратиться к врачу в случае появления: · Долгого и частого плача ребёнка (как признака сильной головной боли); · Проблем с кормлением; · Слабых движений головы или шеи; · Приступов удушья; · Увеличенного и пульсирующего родничка.
Возможности педагогической коррекции
Что касается психолого-социальной адаптации детей, то здесь главная роль отведена родителям. Именно они должны бороться за жизнь ребенка, контролировать приём средств, посещать все назначенные врачом лечебные процедуры. Кроме того, родители должны как можно больше разговаривать с ребенком, пояснять привычные действия вновь и вновь. Конечно, подобное поведение родителей — тяжелый труд, к которому нужно быть готовым, в первую очередь, психологически. Для них также должна быть организована психологическая помощь, которая способствует подготовке и обучению родителей нормам поведения при воспитании детей, больных микроцефалией. Комплексное лечение должно быть начато как можно раньше, только в этом случае можно надеяться на положительную динамику Родителям нелегко дается решение о необходимости выполнить операцию. Однако длительное повышение внутричерепного давления вызывает задержку психомоторного развития, которое не всегда удается компенсировать после необоснованно отложенного хирургического вмешательства. Следует также отметить, что непомерно большая голова ребенка, страдающего водянкой, даже после операции уже не станет прежних размеров — можно будет только остановить ее дальнейший рост. В буквальном смысле слова, ребенку будет трудно носить ее на плечах, кроме этого, в дальнейшем это вызовет много косметических проблем. Родители детей с гидроцефалией должны знать, что даже если невропатолог не направляет их к нейрохирургу, они должны проявить инициативу и сами организовать эту консультацию. Успешно выполненная операция останавливает прогрессирование заболевания. Большая часть детей имеет возможность вернуться к нормальной жизни, наравне со здоровыми сверстниками посещает детский сад, школу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Наследственные болезни нервной системы: Руководство для врачей / Под ред. Вельтищева Ю. Е., Темина П. А. М.: Медицина, 2011.

2.Оленев С. Н. Конструкция мозга. Л.: Медицина, 2010.

3.Попелянский Я. Ю. Болезни периферической нервной системы. М.: Медицина, 2012.

4.Сандригайло Л. И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. М: 2011.

5.Скоромец А. А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. М:2011.

6.Топическая диагностика заболеваний и травм нервной системы/ Под ред. М. М. Одинака. СПб.: 2010.

7.Турыгин В. В. Структурно-функциональная характеристика проводящих путей центральной нервной системы. М: 2009.

8.Физиология человека: В 3-х томах. Т.1. Пер с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М: 2009.

9.Бадалян Л. О. Детская невропатология. М.: Медицина, 2011.

10.Дуус П. Топический диагноз в неврологии. М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 2009.

11Иваничев Г. А. Болезненные мышечные утомления. Казань, 2011

12.Костюк П. Г. Нейронная организация нисходящих систем спинного мозга // Механизмы нисходящего контроля активности спинного мозга/ Под ред. П. Г. Костюка. Л.: Наука, 2012

13.Краев А. В. Анатомия человека. М.: Медицина, 2011.

3.Интернет ресурсы

1. Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: www.rehabin.ru/

2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: market-pages.ru

3. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа:

4. Интернет ресурс «Invalid.Ru» — социальный сервер для инвалидов — Законы об инвалидах" Форма доступа: www.invalid.ru

Перечень основных поисковых систем сети Интернет

1. www.google.ru

2. www.rambler.ru

3. www.yandex.ru

4. www.nigma.ru

Ресурсы для дистанционных форм обучения

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия vschool.km.ru

2.Интернет-школа «Просвещение.ру»

3.Образовательный сайт TeachPro.ru

4.Обучающие сетевые олимпиады oso.rcsz.ru

5.Открытый колледж college.ru

6.Центр дистанционного образования «Эйдос» www.eidos.ru

7.i-Школа (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов)