документных ресурсов и ДОУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой

документных ресурсов и ДОУ

кандидат педагогических наук

О.Н. Кокойкина

«31» января 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Социология и психология управления

Направление подготовки: 034700 Документоведение и архивоведение

Программа подготовки: Документационное обеспечение маркетингового управления в учреждения культуры: теория и методология

Квалификация: магистр

Форма обучения: очная

Москва

1.Цели освоения дисциплины 3

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3

3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины (модуля).

4

4.Структура и содержание дисциплины (модуля) 5

Власть и лидерство в организации 6

Содержание дисциплины: 7

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 20

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 22

  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Социология и психология управления» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и архивоведение» (магистратура) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом.

Целями освоения дисциплины (модуля) «Социология и психология управления» являются: понимание студентами места и роли курса в формировании магистров в области управления трудовыми коллек­тивами, знакомство с социальными отношениями и процессами, основными формами и способами управления поведением трудовых коллективов. Студенты должны изучить сложившийся круг теорий личности, знать современные средства и формы управления поведением персонала, по­нимать значимость технологий управления поведением сотрудников для эффективности работы органи­зации в целом.

12 стр., 5660 слов

Требования к результатам освоения дисциплины. Прикладная юридическая ...

... Цели и задачи учебной дисциплины: Цель освоения учебной дисциплины «Прикладная юридическая педагогика и психология в ОВД» состоит ... -5); психологическими приемами выявления и оценки коррупционного поведения с целью его пресечения (ПК-6); навыками ... органов Кафедра управления и социальных дисциплин «УТВЕРЖДАЮ» « __»__________201 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки 030900 ...

  1. Место дисциплины в структуре ооп впо

Курс входит в блок «гуманитарные, социальные и экономические дисциплины» программы подготовки магистров. Для его освоения необходимы компетенции, сформированные в результате изучения студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия», «Политология», «Социология», «Педагогика» «История и философия науки»).

В свою очередь компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплины будут использованы при изучении таких дисциплин профессионального цикла как «Методика научно-исследовательской работы», «Моделирование управленческой деятельности», «Теория и практика информационно-документационного обеспечения маркетингового управления».

  1. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины (модуля).

Изучение курса способствует формирования и развитию таких общепрофессиональных компетенций, предусмотренных программой как:

ПК-1 – способен к самостоятельному обучения новым методам исследования, к изменению научного профиля своей деятельности;

ПК-3 – применять знания в области психологии управления коллективом;

ПК-5 – анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Конкретные ожидаемые результаты изучения курса могут быть представлены следующими компетенциями:

Знает:

-основные теории личности и способен использовать их для разработки системы управления.

Умеет:

— анализировать сложившиеся методы управления людьми,

— принимать ответственные решения по совершенствованию управления коллективом;

— осуществлять деятельность, связанную с руководством коллективом на основе дифференцированного подхода к сотрудникам.

Владеет:

— общими категориями «социологии и психологии управления»;

— основными методами управления поведением сотрудника в процессе осуществления трудовой деятельности;

— основными методами управления коллективом;

— рефлексивным подходом к своей деятельности по управлению;

Структура и содержание дисциплины (модуля)

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

    п/п

    Раздел дисциплины

    Семестр

    Неделя семестра

    Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

    Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

    всего

    лекц

    сем.

    Сам.раб.

    1

    «Социология и психология управления»: цель и задачи курса при подготовке магистров

    2

    1,2

    8

    2

    2

    4

    Конспект

    глоссарий

    2.

    Социология управления: основные подходы

    3,4

    8

    2

    2

    4

    Тестирование

    3

    Теории личности как основа для управления. Понятие мотивации.

    5,6

    10

    2

    2

    6

    Тестирование

    Рубежный контроль

    4

    Теория личности З. Фрейда

    7,8

    8

    2

    2

    4

    Семинар

    Круглый стол

    5

    Теория личности К.Г. Юнга.

    9

    6

    2

    4

    диалог

    6

    Типологический подход в управлении людьми

    10

    6

    2

    4

    Построение модели

    Контрольная работа

    7

    Групповое поведение в организации, формирование команд.

    11

    6

    2

    4

    Разработка анкеты

    8

    Власть и лидерство в организации

    12

    6

    2

    4

    конспект

    9

    Конфликты в организации

    13

    6

    2

    4

    Круглый стол

    10

    Социология и психология управления

    14

    8

    2

    6

    зачет

    72

    8

    20

    44

    Содержание дисциплины:

    Тема 1. «Социология и психология управления»: цель и задачи курса при подготовке магистров

    Цель и задачи курса. Компетенции магистра, формируемые курсом. Человеческий фактор в управлении. Современные подходы к управлению организационным поведением: формирование интеллектуального капитала. Социально-психологическая проблематика управления.

    Вопросы к семинару:

    1. Понятие поведения человека, трактовка и подходы.
    2. Социально-психологические проблнмы управления.
    3. Формирование интеллектуального капитала как важнейший фактор управления. Задание для самостоятельной работы: Эссе на тему: Ожидаемые результаты изучения курса.

    Литература: Основная:

    1. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.8-17.
    2. Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.10-28 Дополнительная:
    1. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2004.
    2. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1991.

    Тема 2. Социология управления: основные подходы

    Особенности управления человеческими ресурсами. Социологические методы управления. Идеологические, административные и экономические группы методов управления. Социальная психология труда. Проблема социально-психологического климата.

    Вопросы к семинару:

    1. Понятие человеческих ресурсов. Свобода воли.
    2. Экономические методы управления людьми: возможности и ограничения.
    3. Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата.

    Задание для самостоятельной работы: 1. Описать социально-психологический климат известного вам коллектива.

    2. Разработать программу диагностики социально-психологического климата.

    1.Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 181-213.

    Дополнительная:

    1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 1996.

    2.Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.

    Литература: Основная:

    1. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.17-25.
    2. Клементьев Д.С. Социология управления. М.: МГУ, 2013.

    Дополнительная:

    1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 1996.

    2.Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.

    Тема 3. Теории личности как основа для управления оп. Понятие мотивации.

    Основные теории и школы. Понятие личности. Иерархическая структура личности: биологический, биосоциальный, социально-биологический, социальный уровни. Понятие темперамента. Черты характера. Психические процессы. Понятие мотивации.

    Вопросы к семинару:

    1. Представления о личности: различные подходы.
    2. Понятие температантов, темпераменты Гиппократа.
    3. Понятие характера. Примеры характеров.
    4. Взаимодействие психических процессов в модели личности.

    Задание для самостоятельной работы:

    1.Дать описание характера.

    2. Проанализировать героев литературного произведения с точки зрения темпераментов Гиппократа.

    Литература: Основная:

    1. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.29-59.
    1. Семиков В.Л. Организационное поведение. М.:Рид Групп, 2012, с.32-35.

    Дополнительная:

    1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 1996.

    2.Давыдова С.Б. Мотивация профессиональной деятельности. – М.: МГУКИ, 2014.

    Тема 4. Теория личности з. Фрейда

    Основные положения теория личности З. Фрейда. «Язык» бессознательного. Основные понятия психоанализа и его глоссарий. Защитные механизмы и их проявления.

    Вопросы к семинару:

    1. З.Фрейд и его вклад в развитие представлений о человеке.
    2. Психоанализ как инструмент исследования поведения.
    3. Защитные механизмы и примеры их проявления в трудовом поведение: ситуационный анализ.

    Литература: Основная:

    1.Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.51-59.

    2.Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.32-42. Дополнительная:

    1. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
    2. Фрейд З. Лекции по психоанализу. М.: Прогресс, 2004
    3. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992, с.201-256.
    4. Цвейг С. Зигмунд Фрейд. М.: Прогресс, 1992, с.3-90.

    Тема 5. Теория личности к.Г. Юнга

    Основные понятия. Коллективное бессознательное. Система архетипов Юнга. Типология личности. Понятие соционики: плюсы и минусы

    Вопросы к семинару:

    1. К-Г. Юнг и его вклад в теорию личности.
    2. Учение о «коллективном бессознательном», его роль при формировании поведения.
    3. Учение о психологических типах, понятие экстраверт и интроверт, примеры.
    4. Система архетипов Юнга.

    Литература: Основная:

    Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.42-45 Дополнительная:

    1. Юнг К.-Г. Воспоминания, сны, размышления. М.: Практика, 1996
    2. Юнг К.-Г. Психологические типы.

    Тема 6. Типологический подход в управлении людьми

    Понятие типологического подхода.Система MBTI-типов: комбинаторные принципы построения и краткое описание. Опросник и типология Кейрси. Использование MBTI-типов в управлении .

    Вопросы к семинару:

    1. Юнгианские принципы психологической типологии и их развитие.
    2. Описание MBTI-типов, их использование при формировании коллектива.
    3. Самоанализ на основе психологической типологии.

    Литература: Основная:

    1. Давыдова С.Б. Моделирование в менеджменте. М.: Буки-Веди, 2012, с. 120-135

    2. Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.45-47

    Дополнительная:

    1. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. М.: Андреев и сын, 1994
    2. Юнг К.-Г. Психологические типы.

    Тема 7. Групповое поведение в организации, формирование команд.

    Типы и характеристики групп. Развитие групп. Формальные и неформальные группы. Распределение ролей в группе. Управление группами. Эффективность работы групп.

    Вопросы к семинару:

    1. Описание формальных и неформальных групп в организации.
    2. Основные подходы к управлению неформальными группами.
    3. Формальный и неформальный лидер.

    Задание для самостоятельной работы:

    Описать структуру студенческой группы, выделив и охарактеризовав неформальные подгруппы.

    Литература: Основная:

    1. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.,с. 63-84.

    1. Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.176-212, 260-272.

    Дополнительная:

    1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Специальная литература, 1996.
    2. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.

    Тема 8. Власть и лидерство в организации

    Понятия власти и влияния. Приемы использования власти. «Законы» власти. Виды власти в организации. Компетенции «оказание влияния» и их измерение.

    Вопросы к семинару:

    1. Категория власти в политологии и управлении.

    2.Факторы влияния на поведение работников.

    3.Виды власти в организации. Примеры.

    Символы и власть – семинар в музеях Кремля.

    Задание для самостоятельной работы:

    Дать характеристику различным способам проявления власти в организации.

    Литература: Основная:

    1.Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 353-369.

    2. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.,с. 106-115. Дополнительная:

    1.Грин Р. 48 законов власти. – М.: Рипол классик, 2000.

    1. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.

    Тема 9. Конфликты в организации

    Конфликты в организации. Характеристика и типы конфликтов в организации. Конфликтное поведение и его причины. Предотвращение конфликтов. Социальные роли участников конфликта.

    Вопросы к семинару:

    1.Причины возникновения конфликтов в организации.

    2.Этапы урегулирования конфликтов.

    3.Подходы к предотвращению конфликтов в организации. Примеры.

    Задание для самостоятельной работы:

    Описать конфликт и разработать программу его погашения.

    Литература: Основная:

    1.Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 42-69.

    2. . Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.,с. 134-189. Дополнительная:

    1. Давыдова С.Б. Мотивация профессиональной деятельности. – М.: МГУКИ, 2014

    Интерактивный семинар – круглый стол на тему: «Если бы руководителем был я» — Мышление руководителя: слабые и сильные стороны.

    Основная:

    1. Грин Р. 48 законов власти. – М.: Рипол классик, 2000

    2.Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.408- 429.

    1. Образовательные технологии:

    активные формы проведения лекций (лекция-диалог), тестирование, деловая игра, моделирование конкретных ситуаций. В интерактивной форме проводится 50% лекционных и 100% семинарских занятий.

    1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

    Вопросы для подготовки к контрольной работе .

    1. Содержание курса «Социология и психология управления».
    2. Основные методы управления.
    3. Понятие личности и основные теории личности.
    4. Теория личности З. Фрейда и ее значение для управление.
    5. Основные понятия теории личности К.-Г. Юнга.
    6. Типологический подход к управлению.
    7. Темпераменты Гиппократа и их использование в управление поведением.
    8. Концепция MBTI-типов и направления ее использования.
    9. Теория личности К. Хорни и ее использование в управлении поведением
    10. Основные положения теории личности А. Адлера и их значение.
    11. Теория личности Г.С. Салливана и управлении поведением.
    12. Основные положения концепции Э. Фромма.
    13. Основные понятия бихевиоризма и их применение к исследованию поведения.
    14. Теория оперантного научения Скиннера.
    15. Коммуникативный процесс в организации.
    16. Значение невербальных коммуникаций. Примеры.
    17. Понятие группы в организации.
    18. Изучение взаимоотношений внутри группы.
    19. Типы команд и их отличительные особенности.
    20. Основные подходы к формированию команды.

    Примерная тематика эссе.

    1. Основные подходы к управлению людьми.
    2. Компетенции магистра, формируемые курсом
    3. Представление о личности как теоретическая основа управления .
    4. Основные положения теории личности З. Фрейда и управление поведением.
    5. Символы и архетипы в организационной культуре.
    6. Типологический подход к управлению: темпераменты Гиппократа.
    7. Типологический подход к управлению поведением: MBTI-типы.
    8. Основные положения теории личности К. Хорни и их использование в управлении .
    9. Основные положения теории личности А. Адлера и их использование в управлении.
    10. Основные положения теории личности Г.С. Салливана и их использование в управлении.
    11. Основные положения теории личности Э. Фромма и их использование в управлении.
    12. Основные понятия бихевиоризма и их применение в управлении.
    13. Теория оперантного научения Скиннера.
    14. Коммуникативный процесс в организации.
    15. Виды невербальных коммуникаций и их значение.
    16. Этапы развития группы в организации.
    17. Изучение взаимоотношений внутри группы.
    18. Типы команд и их отличительные особенности.
    19. Подходы к формированию команды.
    20. Приемы использования власти в организации.
    21. Природа и типология лидерства.
    22. Формирование и развитие лидерских компетенций.
    23. Особенности внеколлективного поведения.
    24. Понятие толпы и этапы ее формирования.
    25. Агрессивное поведение в организации и его профилактика.
    26. Определение рисков при работе с персоналом.
    27. Факторы и причины стресса у сотрудников организации.
    28. Типы мышления руководителей современной организации.
    29. Основные подходы к управлению стрессом в организации.
    30. Управление поведением на основе типологии личности.

    Задания для самостоятельной работы:

    1.Написать эссе на тему: ожидаемые результаты изучения курса.

    2. Разработать сравнительную таблицу методов и подходов к управлению .

    3. Дать краткую характеристику защитных механизмов и их проявления в управлении. Привести примеры.

    4. Дать описание архетипов Юнга, наиболее ярко проявляющихся в поведении в организации.

    5. Составить таблицу основных понятий теории Адлера. Проиллюстрировать их примерами из сферы ОП.

    6. Раскрыть понятие ролевого поведения.

    7. Проанализировать влияние концепции бихевиоризма на управление.

    8. Составить программу преодоления коммуникативных барьеров в организации.

    9. Описать известную Вам малую группу, проанализировать проблемы групповой динамики.

    10. Сформировать критерии эффективности группы.

    11. Сформировать список требований к команде.

    12. Описать работу виртуальной команды.

    13. Проанализировать основные методы формирования команды.

    14. Дать развернутое описание понятия «делегирование полномочий».

    15. Написать заметку по теме «Власть и свобода».

    16. Выбрать одну из классификаций стилей лидерства и дать ее описание.

    17. Разработать программу урегулирования конфликтов в организации.

    18. Разработать программу выявления уровня конфликтности в организации.

    19. Разработать анкету для определения риска возникновения стресса при работе в организации.

    20. Разработать программу формирования стрессоустойчивости.

    5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

    а) основная литература:

    1. Аксимова Е.М. Социология управления: учеб.пособие для студентов вузов. М.: МГУКИ, 2011.
    2. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.
    3. Клементьев Д.С. Социология управления. – М.: МГУ,2014.

    б) дополнительная литература:

    1. Абушенко В.Л. Личность. Новейший философский словарь. – Минск, 1998.
    2. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 2006.
    3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Специальная литература, 1996.
    4. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука).

      В 2-х кн. — М.: Экономика, 1989.

    5. Грин Р. 48 законов власти. – М.: Рипол классик, 2000
    6. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.
    7. Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 69-90.
    8. Козлов В.В. Психология управления. Учебник для Вузов. – М.: Академия, 2014.
    9. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Эксмо, 2009.
    10. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления. – М.: Феникс, 2011.
    11. Меерович М. Технология творческого мышления. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
    12. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПБ.: «Андреев и сыновья», 2004.
    13. Практическая психология управления. Пособие для студентов вузов. М.: Тетра Системс, 2010.
    14. Розанова В.А. Психология управления. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
    15. Семиков В.Л. Организационное поведение. – М.: Рид групп, 2012.
    16. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: Эксмо-Пресс,1999.

    в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    Ресурсы Internet

    1. www.sistemanaliz.ru
    2. www.aup.ru›КнигиМенеджмент в российском банке2.htm
    3. revolution.allbest.ru

    Программное обеспечение

    • Microsoft Office,
    • Internet Ехр1огег

    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

    • информационно-поисковые системы сети Интернет, в том числе Yandex, Google, Уаhoo, Rambler и др.;
    • электронные каталоги и ресурсы web-сайтов отечественных и зарубежных библиотек;
    • информационно-справочный портал www.library.ru

    6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Оборудованная учебная аудитория (лаборатория) с маркерной доской, экраном и видеопроектором для проведения лекционных занятий; персональные компьютеры и доступ к сети Интернет.

    Электронный учебно-методический комплекс.

    Фонд профильной справочно-информационной литературы.

    Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _______________ .

    Автор: Давыдова С.Б., канд. пед. наук, доцент

    Рецензент: Клементьев Д.С. , доктор философ. наук, профессор

    Документ одобрен на заседании

    Заседание методического совета по качеству по направлению _______________

    от ___________ года, протокол № ________.

    23