Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая кафедрой
документных ресурсов и ДОУ
кандидат педагогических наук
О.Н. Кокойкина
«31» января 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Социология и психология управления
Направление подготовки: 034700 Документоведение и архивоведение
Программа подготовки: Документационное обеспечение маркетингового управления в учреждения культуры: теория и методология
Квалификация: магистр
Форма обучения: очная
Москва
1.Цели освоения дисциплины 3
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3
3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины (модуля).
4
4.Структура и содержание дисциплины (модуля) 5
Власть и лидерство в организации 6
Содержание дисциплины: 7
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 20
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 22
-
Цели освоения дисциплины
Курс «Социология и психология управления» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и архивоведение» (магистратура) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом.
Целями освоения дисциплины (модуля) «Социология и психология управления» являются: понимание студентами места и роли курса в формировании магистров в области управления трудовыми коллективами, знакомство с социальными отношениями и процессами, основными формами и способами управления поведением трудовых коллективов. Студенты должны изучить сложившийся круг теорий личности, знать современные средства и формы управления поведением персонала, понимать значимость технологий управления поведением сотрудников для эффективности работы организации в целом.
Требования к результатам освоения дисциплины. Прикладная юридическая ...
... Цели и задачи учебной дисциплины: Цель освоения учебной дисциплины «Прикладная юридическая педагогика и психология в ОВД» состоит ... -5); психологическими приемами выявления и оценки коррупционного поведения с целью его пресечения (ПК-6); навыками ... органов Кафедра управления и социальных дисциплин «УТВЕРЖДАЮ» « __»__________201 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки 030900 ...
-
Место дисциплины в структуре ооп впо
Курс входит в блок «гуманитарные, социальные и экономические дисциплины» программы подготовки магистров. Для его освоения необходимы компетенции, сформированные в результате изучения студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия», «Политология», «Социология», «Педагогика» «История и философия науки»).
В свою очередь компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплины будут использованы при изучении таких дисциплин профессионального цикла как «Методика научно-исследовательской работы», «Моделирование управленческой деятельности», «Теория и практика информационно-документационного обеспечения маркетингового управления».
-
Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины (модуля).
Изучение курса способствует формирования и развитию таких общепрофессиональных компетенций, предусмотренных программой как:
ПК-1 – способен к самостоятельному обучения новым методам исследования, к изменению научного профиля своей деятельности;
ПК-3 – применять знания в области психологии управления коллективом;
ПК-5 – анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Конкретные ожидаемые результаты изучения курса могут быть представлены следующими компетенциями:
Знает:
-основные теории личности и способен использовать их для разработки системы управления.
Умеет:
— анализировать сложившиеся методы управления людьми,
— принимать ответственные решения по совершенствованию управления коллективом;
— осуществлять деятельность, связанную с руководством коллективом на основе дифференцированного подхода к сотрудникам.
Владеет:
— общими категориями «социологии и психологии управления»;
— основными методами управления поведением сотрудника в процессе осуществления трудовой деятельности;
— основными методами управления коллективом;
— рефлексивным подходом к своей деятельности по управлению;
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
|
|
|
|
всего |
лекц |
сем. |
Сам.раб. |
|
1 |
«Социология и психология управления»: цель и задачи курса при подготовке магистров |
2 |
1,2 |
8 |
2 |
2 |
4 |
Конспект глоссарий |
2. |
Социология управления: основные подходы |
|
3,4 |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тестирование |
3 |
Теории личности как основа для управления. Понятие мотивации. |
|
5,6 |
10 |
2 |
2 |
6 |
Тестирование Рубежный контроль |
4 |
Теория личности З. Фрейда |
|
7,8 |
8 |
2 |
2 |
4 |
Семинар Круглый стол |
5 |
Теория личности К.Г. Юнга. |
|
9 |
6 |
|
2 |
4 |
диалог |
6 |
Типологический подход в управлении людьми |
|
10 |
6 |
|
2 |
4 |
Построение модели Контрольная работа |
7 |
Групповое поведение в организации, формирование команд. |
|
11 |
6 |
|
2 |
4 |
Разработка анкеты |
8 |
Власть и лидерство в организации |
|
12 |
6 |
|
2 |
4 |
конспект |
9 |
Конфликты в организации |
|
13 |
6 |
|
2 |
4 |
Круглый стол |
10 |
Социология и психология управления |
|
14 |
8 |
|
2 |
6 |
зачет |
|
|
|
|
72 |
8 |
20 |
44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины:
Тема 1. «Социология и психология управления»: цель и задачи курса при подготовке магистров
Цель и задачи курса. Компетенции магистра, формируемые курсом. Человеческий фактор в управлении. Современные подходы к управлению организационным поведением: формирование интеллектуального капитала. Социально-психологическая проблематика управления.
Вопросы к семинару:
- Понятие поведения человека, трактовка и подходы.
- Социально-психологические проблнмы управления.
- Формирование интеллектуального капитала как важнейший фактор управления. Задание для самостоятельной работы: Эссе на тему: Ожидаемые результаты изучения курса.
Литература: Основная:
- Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.8-17.
- Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.10-28 Дополнительная:
- Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2004.
- Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1991.
Тема 2. Социология управления: основные подходы
Особенности управления человеческими ресурсами. Социологические методы управления. Идеологические, административные и экономические группы методов управления. Социальная психология труда. Проблема социально-психологического климата.
Вопросы к семинару:
- Понятие человеческих ресурсов. Свобода воли.
- Экономические методы управления людьми: возможности и ограничения.
- Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Задание для самостоятельной работы: 1. Описать социально-психологический климат известного вам коллектива.
2. Разработать программу диагностики социально-психологического климата.
1.Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 181-213.
Дополнительная:
1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 1996.
2.Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.
Литература: Основная:
- Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.17-25.
- Клементьев Д.С. Социология управления. М.: МГУ, 2013.
Дополнительная:
1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 1996.
2.Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.
Тема 3. Теории личности как основа для управления оп. Понятие мотивации.
Основные теории и школы. Понятие личности. Иерархическая структура личности: биологический, биосоциальный, социально-биологический, социальный уровни. Понятие темперамента. Черты характера. Психические процессы. Понятие мотивации.
Вопросы к семинару:
- Представления о личности: различные подходы.
- Понятие температантов, темпераменты Гиппократа.
- Понятие характера. Примеры характеров.
- Взаимодействие психических процессов в модели личности.
Задание для самостоятельной работы:
1.Дать описание характера.
2. Проанализировать героев литературного произведения с точки зрения темпераментов Гиппократа.
Литература: Основная:
- Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.29-59.
- Семиков В.Л. Организационное поведение. М.:Рид Групп, 2012, с.32-35.
Дополнительная:
1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 1996.
2.Давыдова С.Б. Мотивация профессиональной деятельности. – М.: МГУКИ, 2014.
Тема 4. Теория личности з. Фрейда
Основные положения теория личности З. Фрейда. «Язык» бессознательного. Основные понятия психоанализа и его глоссарий. Защитные механизмы и их проявления.
Вопросы к семинару:
- З.Фрейд и его вклад в развитие представлений о человеке.
- Психоанализ как инструмент исследования поведения.
- Защитные механизмы и примеры их проявления в трудовом поведение: ситуационный анализ.
Литература: Основная:
1.Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2012, с.51-59.
2.Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.32-42. Дополнительная:
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
- Фрейд З. Лекции по психоанализу. М.: Прогресс, 2004
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992, с.201-256.
- Цвейг С. Зигмунд Фрейд. М.: Прогресс, 1992, с.3-90.
Тема 5. Теория личности к.Г. Юнга
Основные понятия. Коллективное бессознательное. Система архетипов Юнга. Типология личности. Понятие соционики: плюсы и минусы
Вопросы к семинару:
- К-Г. Юнг и его вклад в теорию личности.
- Учение о «коллективном бессознательном», его роль при формировании поведения.
- Учение о психологических типах, понятие экстраверт и интроверт, примеры.
- Система архетипов Юнга.
Литература: Основная:
Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.42-45 Дополнительная:
- Юнг К.-Г. Воспоминания, сны, размышления. М.: Практика, 1996
- Юнг К.-Г. Психологические типы.
Тема 6. Типологический подход в управлении людьми
Понятие типологического подхода.Система MBTI-типов: комбинаторные принципы построения и краткое описание. Опросник и типология Кейрси. Использование MBTI-типов в управлении .
Вопросы к семинару:
- Юнгианские принципы психологической типологии и их развитие.
- Описание MBTI-типов, их использование при формировании коллектива.
- Самоанализ на основе психологической типологии.
Литература: Основная:
1. Давыдова С.Б. Моделирование в менеджменте. М.: Буки-Веди, 2012, с. 120-135
2. Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.45-47
Дополнительная:
- Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. М.: Андреев и сын, 1994
- Юнг К.-Г. Психологические типы.
Тема 7. Групповое поведение в организации, формирование команд.
Типы и характеристики групп. Развитие групп. Формальные и неформальные группы. Распределение ролей в группе. Управление группами. Эффективность работы групп.
Вопросы к семинару:
- Описание формальных и неформальных групп в организации.
- Основные подходы к управлению неформальными группами.
- Формальный и неформальный лидер.
Задание для самостоятельной работы:
Описать структуру студенческой группы, выделив и охарактеризовав неформальные подгруппы.
Литература: Основная:
1. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.,с. 63-84.
1. Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.176-212, 260-272.
Дополнительная:
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Специальная литература, 1996.
- Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.
Тема 8. Власть и лидерство в организации
Понятия власти и влияния. Приемы использования власти. «Законы» власти. Виды власти в организации. Компетенции «оказание влияния» и их измерение.
Вопросы к семинару:
- Категория власти в политологии и управлении.
2.Факторы влияния на поведение работников.
3.Виды власти в организации. Примеры.
Символы и власть – семинар в музеях Кремля.
Задание для самостоятельной работы:
Дать характеристику различным способам проявления власти в организации.
Литература: Основная:
1.Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 353-369.
2. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.,с. 106-115. Дополнительная:
1.Грин Р. 48 законов власти. – М.: Рипол классик, 2000.
- Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.
Тема 9. Конфликты в организации
Конфликты в организации. Характеристика и типы конфликтов в организации. Конфликтное поведение и его причины. Предотвращение конфликтов. Социальные роли участников конфликта.
Вопросы к семинару:
1.Причины возникновения конфликтов в организации.
2.Этапы урегулирования конфликтов.
3.Подходы к предотвращению конфликтов в организации. Примеры.
Задание для самостоятельной работы:
Описать конфликт и разработать программу его погашения.
Литература: Основная:
1.Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 42-69.
2. . Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.,с. 134-189. Дополнительная:
- Давыдова С.Б. Мотивация профессиональной деятельности. – М.: МГУКИ, 2014
Интерактивный семинар – круглый стол на тему: «Если бы руководителем был я» — Мышление руководителя: слабые и сильные стороны.
Основная:
1. Грин Р. 48 законов власти. – М.: Рипол классик, 2000
2.Семиков В.Л. Организационное поведение. М.: Рид Групп, 2012, с.408- 429.
- Образовательные технологии:
активные формы проведения лекций (лекция-диалог), тестирование, деловая игра, моделирование конкретных ситуаций. В интерактивной форме проводится 50% лекционных и 100% семинарских занятий.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для подготовки к контрольной работе .
- Содержание курса «Социология и психология управления».
- Основные методы управления.
- Понятие личности и основные теории личности.
- Теория личности З. Фрейда и ее значение для управление.
- Основные понятия теории личности К.-Г. Юнга.
- Типологический подход к управлению.
- Темпераменты Гиппократа и их использование в управление поведением.
- Концепция MBTI-типов и направления ее использования.
- Теория личности К. Хорни и ее использование в управлении поведением
- Основные положения теории личности А. Адлера и их значение.
- Теория личности Г.С. Салливана и управлении поведением.
- Основные положения концепции Э. Фромма.
- Основные понятия бихевиоризма и их применение к исследованию поведения.
- Теория оперантного научения Скиннера.
- Коммуникативный процесс в организации.
- Значение невербальных коммуникаций. Примеры.
- Понятие группы в организации.
- Изучение взаимоотношений внутри группы.
- Типы команд и их отличительные особенности.
- Основные подходы к формированию команды.
Примерная тематика эссе.
- Основные подходы к управлению людьми.
- Компетенции магистра, формируемые курсом
- Представление о личности как теоретическая основа управления .
- Основные положения теории личности З. Фрейда и управление поведением.
- Символы и архетипы в организационной культуре.
- Типологический подход к управлению: темпераменты Гиппократа.
- Типологический подход к управлению поведением: MBTI-типы.
- Основные положения теории личности К. Хорни и их использование в управлении .
- Основные положения теории личности А. Адлера и их использование в управлении.
- Основные положения теории личности Г.С. Салливана и их использование в управлении.
- Основные положения теории личности Э. Фромма и их использование в управлении.
- Основные понятия бихевиоризма и их применение в управлении.
- Теория оперантного научения Скиннера.
- Коммуникативный процесс в организации.
- Виды невербальных коммуникаций и их значение.
- Этапы развития группы в организации.
- Изучение взаимоотношений внутри группы.
- Типы команд и их отличительные особенности.
- Подходы к формированию команды.
- Приемы использования власти в организации.
- Природа и типология лидерства.
- Формирование и развитие лидерских компетенций.
- Особенности внеколлективного поведения.
- Понятие толпы и этапы ее формирования.
- Агрессивное поведение в организации и его профилактика.
- Определение рисков при работе с персоналом.
- Факторы и причины стресса у сотрудников организации.
- Типы мышления руководителей современной организации.
- Основные подходы к управлению стрессом в организации.
- Управление поведением на основе типологии личности.
Задания для самостоятельной работы:
1.Написать эссе на тему: ожидаемые результаты изучения курса.
2. Разработать сравнительную таблицу методов и подходов к управлению .
3. Дать краткую характеристику защитных механизмов и их проявления в управлении. Привести примеры.
4. Дать описание архетипов Юнга, наиболее ярко проявляющихся в поведении в организации.
5. Составить таблицу основных понятий теории Адлера. Проиллюстрировать их примерами из сферы ОП.
6. Раскрыть понятие ролевого поведения.
7. Проанализировать влияние концепции бихевиоризма на управление.
8. Составить программу преодоления коммуникативных барьеров в организации.
9. Описать известную Вам малую группу, проанализировать проблемы групповой динамики.
10. Сформировать критерии эффективности группы.
11. Сформировать список требований к команде.
12. Описать работу виртуальной команды.
13. Проанализировать основные методы формирования команды.
14. Дать развернутое описание понятия «делегирование полномочий».
15. Написать заметку по теме «Власть и свобода».
16. Выбрать одну из классификаций стилей лидерства и дать ее описание.
17. Разработать программу урегулирования конфликтов в организации.
18. Разработать программу выявления уровня конфликтности в организации.
19. Разработать анкету для определения риска возникновения стресса при работе в организации.
20. Разработать программу формирования стрессоустойчивости.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
- Аксимова Е.М. Социология управления: учеб.пособие для студентов вузов. М.: МГУКИ, 2011.
- Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.
- Клементьев Д.С. Социология управления. – М.: МГУ,2014.
б) дополнительная литература:
- Абушенко В.Л. Личность. Новейший философский словарь. – Минск, 1998.
- Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: Мартин, Полина, 2006.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Специальная литература, 1996.
- Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука).
В 2-х кн. — М.: Экономика, 1989.
- Грин Р. 48 законов власти. – М.: Рипол классик, 2000
- Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2007.
- Грэхем Х., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2003, с. 69-90.
- Козлов В.В. Психология управления. Учебник для Вузов. – М.: Академия, 2014.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Эксмо, 2009.
- Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления. – М.: Феникс, 2011.
- Меерович М. Технология творческого мышления. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
- Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПБ.: «Андреев и сыновья», 2004.
- Практическая психология управления. Пособие для студентов вузов. М.: Тетра Системс, 2010.
- Розанова В.А. Психология управления. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
- Семиков В.Л. Организационное поведение. – М.: Рид групп, 2012.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: Эксмо-Пресс,1999.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Ресурсы Internet
- www.sistemanaliz.ru
- www.aup.ru›Книги›Менеджмент в российском банке›2.htm
- revolution.allbest.ru
Программное обеспечение
- Microsoft Office,
- Internet Ехр1огег
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- информационно-поисковые системы сети Интернет, в том числе Yandex, Google, Уаhoo, Rambler и др.;
- электронные каталоги и ресурсы web-сайтов отечественных и зарубежных библиотек;
- информационно-справочный портал www.library.ru
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Оборудованная учебная аудитория (лаборатория) с маркерной доской, экраном и видеопроектором для проведения лекционных занятий; персональные компьютеры и доступ к сети Интернет.
Электронный учебно-методический комплекс.
Фонд профильной справочно-информационной литературы.
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _______________ .
Автор: Давыдова С.Б., канд. пед. наук, доцент
Рецензент: Клементьев Д.С. , доктор философ. наук, профессор
Документ одобрен на заседании
Заседание методического совета по качеству по направлению _______________
от ___________ года, протокол № ________.
23