Требования к результатам освоения дисциплины. Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Факультет подготовки сотрудников правоохранительных органов

Кафедра управления и социальных дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

« __»__________201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел

Направление подготовки 030900

Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника Магистр

Форма обучения заочная

г. Челябинск, 2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Факультет подготовки сотрудников правоохранительных органов

Кафедра управления и социальных дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

« __»__________201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки 030900

Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника Магистр

Форма обучения заочная

г. Челябинск, 2013

1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель освоения учебной дисциплины «Прикладная юридическая педагогика и психология в ОВД» состоит в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих разбираться в психолого-педагогических аспектах деятельности сотрудников ОВД, а также вооружении студентов практическими приемами и методами профессионального общения юриста.

Задачи изучения дисциплины:

  • сформировать у студентов понимание значимости психологических знаний для успешного решения профессиональных задач и овладения профессиональным мастерством;
  • помочь студентам усвоить приемы установления и развития психологического контакта с гражданами, передачи информации, методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения; приемы психической саморегуляции, методы убеждения, внушения, психологического принуждения;
  • сформировать у студентов необходимые умения и навыки профессионального общения, основы педагогического мастерства;
  • сформировать у студентов способности принимать участие в проведении юридической и психологической экспертизы;
  • сформировать у студентов способности организовывать и проводить психолого-педагогические исследования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Прикладная юридическая педагогика и психология в ОВД» относится к вариативной (профильной) части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (степень «магистр»), определяемых вузом (дисциплина В.2.08 магистерской программе «Правовое обеспечение управленческой деятельности в правоохранительной сфере»).

7 стр., 3437 слов

Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов ...

... дисциплин, председатель ПЦК, считаю, что от моей педагогической деятельности зависит формирование профессиональной культуры и подготовка обучающихся к самостоятельной профессиональной ... учебного заведения; - отсутствие в учебном заведении реального студенческого самоуправления. За 1 семестр были отчислены трое иногородних студентов ... имеют только общее среднее образование; семьи с низким доходом); ...

Дисциплина «Прикладная юридическая педагогика и психология в ОВД» является прикладной дисциплиной, изучает закономерности и механизмы общения людей, включениях в среду отношений, регулируемых правом.

Входные знания студентов должны соответствовать знаниям и умениям приобретенным студентами при изучении курсов общепрофессиональных дисциплин, а также курсов «Юридическая психология», «Криминология», «Правоохранительные органы», «Уголовно-исполнительное право».

Студент до начала изучения дисциплины должен знать:

  • психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности;
  • роль психических процессов, состояний, индивидуально-психологических особенностей личности в правоприменительной практике;
  • общие характеристики общения в профессиональной деятельности юриста;
  • психологические основы психодиагностики, психологического воздействия и саморегуляции.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Прикладная юридическая педагогика и психология в ОВД» студент должен:

Знать:

  • приемы и методы психической регуляции, психологического воздействия, установления психологического контакта с гражданами;
  • необходимый для юриста объем психологических знаний в сфере профессионального общения;
  • методику изучения личности участников правоохранительной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-5; ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК -6; ПК -8; ПК – 14; ПК -15)

Уметь:

  • оперировать психологическими понятиями и категориями по дисциплине в целях решения социально значимых задач своей будущей профессии (ОК-1);
  • оперировать принципами этики юриста в решении профессиональных задач анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними психологические феномены (ОК-2);
  • совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень используя знания о своей личности и приемы саморегуляции в ситуации профессионального общения (ОК-3);
  • грамотно применять знания в области психологии и педагогики на практике в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Владеть:

  • терминологией по дисциплине; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм в плане психологии личности участника правовых отношений (ПК-1);
  • необходимым для юриста объемом психологических знаний и практических навыков, позволяющим успешно решать профессиональные задачи (ПК-3);
  • набором профессионально-значимых качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушении и преступлений (ПК-4) в целях предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующие их совершению (ПК-5);
  • психологическими приемами выявления и оценки коррупционного поведения с целью его пресечения (ПК-6);
  • навыками назначения и проведения (участия) юридической, судебной, психологической экспертиз (ПК-8);
  • навыками организации и проведения педагогических исследований (ПК-14), правового воспитания (ПК-15).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа / 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

3-й

Аудиторные занятия (всего)

14

14

В том числе:

Лекции

4

4

Практические занятия (ПЗ)

10

10

Самостоятельная работа (всего)

58

58

Вид текущего контроля успеваемости

Устный опрос, письменные задания, контрольная работа,

рефераты, эссе, тестирование

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72

2

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела (№ темы)

Форма

текущего

контроля

успеваемости

1

Психология криминальной среды и личности преступника

  1. Психологическая характеристика лиц, совершающих преступления.
  2. Психология преступных групп.
  3. Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.

Устный опрос, доклад на практическом занятии, решение ситуационных задач

2

Психологические основы оперативной и следственной работы.

  1. Психологический контакт в оперативной и следственной работе.
  2. Психология переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.
  3. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика
  4. Психология осмотра места происшествия и обыска.
  5. Психология допроса
  6. Психология допроса несовершеннолетнего
  7. Психология предъявления для опознания, воспроизведения показаний на месте и иных следственных действий.

Устный опрос, доклад на практическом занятии, решение ситуационных задач, тестирование

3

Психология личной безопасности сотрудников ОВД.

  1. Психология личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессионального общения.

Устный опрос, доклад на практическом занятии, решение ситуационных задач

4

Психология профессионального общения юриста

  1. Приемы установления психологического контакта с гражданами
  2. Психотехнические приемы передачи информации
  3. Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения
  4. Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения
  5. Имидж сотрудника ОВД

Устный опрос, доклад на практическом занятии, решение ситуационных задач, тестирование

5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Темы, разделы дисциплины

Количество часов

Компетенции

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-5

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК -6

ПК -8

ПК –14

ПК -15

Σ

общее количество компетенций

Тема 1

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Тема 2

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Тема 3

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Тема 4

4

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Тема 5

4

+

+

+

+

+

+

6

Тема 6

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Тема 7

4

+

+

+

+

+

+

6

Тема 8

5

+

+

+

+

+

+

6

Тема 9

5

+

+

+

+

+

+

6

Тема 10

4

+

+

+

+

+

+

6

Тема 11

5

+

+

+

+

+

+

+

6

Тема 12

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Тема 13

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Тема 14

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Тема 15

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Тема 16

5

+

+

+

+

+

+

6

Итого

72

16

16

10

11

15

16

15

9

14

4

4

7

137

5.3 Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми_ (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Производственная (педагогическая практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Стратегическое управление в правоохранительной сфере

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Кадровая политика и управление персоналом в органах внутренних дел

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.4 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

СРС

Всего час.

1

Психологическая характеристика лиц, совершающих преступления.

1

3

4

2

Психология преступных групп.

1

5

3

Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.

1

4

5

4

Психологический контакт в оперативной и следственной работе.

1

3

4

5

Психология переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.

1

3

4

6

Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика

1

4

5

7

Психология осмотра места происшествия и обыска.

1

3

4

8

Психология допроса

1

4

5

9

Психология допроса несовершеннолетнего

5

5

10

Психология предъявления для опознания, воспроизведения показаний на месте и иных следственных действий.

4

4

11

Психология личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессионального общения.

1

4

5

12

Приемы установления психологического контакта с гражданами

1

3

4

13

Психотехнические приемы передачи информации

1

3

4

14

Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста

1

3

4

15

Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения

1

4

5

16

Имидж сотрудника ОВД

1

4

5

6. Лекции

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лекционного занятия

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Психологическая характеристика лиц, совершающих преступления.

1

2.

2

Психология преступных групп.

1

3.

12

Приемы установления психологического контакта с гражданами

1

4.

13

Психотехнические приемы передачи информации

1

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо­емкость (час.)

1.

1. Психология криминальной среды и личности преступника

Тема 3. Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.

Понятие личности правонарушителя. Психологические особенности, психические состояния, социально-психологические условия образа жизни. Основные группы факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение. Происхождение и развитие противоправного поведения. Психологические методы изучения личности правонарушителя. Возможности судебно-психологической экспертизы для изучения личности правонарушителя. Проблема психологической классификации преступников. Личностные факторы, опосредующие совершение преступлений. Учет возрастных особенностей правовой социализации личности. Объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на деформацию правовой социализации личности. Роль семьи в формировании дефектов правовой социализации личности. Роль социальных институтов в формировании дефектов правовой социализации личности. Психология отклоняющегося поведения. Профилактика формирования дефектов правовой социализации личности.

1

2.

2. Психологи-ческие основы оперативной и следственной работы.

Тема 4. Психологический контакт в оперативной и следственной работе.

Понятие психологического контакта и значение его установления для эффективного профессионального общения. Барьеры, препятствующие установлению психологического контакта и приемы их «снятия». Факторы, влияющие на установление психологического контакта: предлог для знакомства; внешний вид; экспрессивные реакции; голос и речь; интерес к партнеру по общению. Доверие как важнейшее условие установления психологического контакта.

Психологические приемы, обеспечивающие первоначальное развитие психологического контакта: разработка психологического сценария; достижение авторитетной позиции; создание обстановочных условий; демонстрация ситуационно-значимого внешнего вида; использование дистанционной близости; обеспечение интимности; воспроизведение и фиксация признаков – сигналов.

Психологические приемы, способствующие максимальному развитию и закреплению психологического контакта: снятие настороженности; первоначальной накопление согласий; активной слушание; разговаривание партнера; нахождение значимого повода; психологическая подгонка; поиск точек соприкосновения; обращение за помощью; использование положительных личностных качеств граждан; закрепление и наращивание психологического контакта. Психологические приемы преодоления трудностей в развитии психологического контакта: эмоциональный контакт; психологическое обезоруживание; обращение к личной заинтересованности; демонстрация перспективы; срыв перспективы. Использование невербальных средств для передачи информации: оптико-кинестетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистической (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистической системы (паузы, темп речи, смех и т.д.); праксимических параметров; визуального общения (контакт глаз).

Тема 5. Психология переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.

Психологическая характеристика типов преступников, захвативших заложников. Психология тактики переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.

Тема 6. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика

Основы визуальной психодиагностики. Психологическая идентификация. Жесты и телодвижения, знание которых имеет существенное значение для сотрудников ОВД. Нейролингвистическое программирование (НЛП) и возможности его использования в оперативной и следственной практике. Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий. Применение знаний по НЛП для детекции лжи.

Тема 7. Психология осмотра места происшествия и обыска.

Следственный осмотр как социально-психологический феномен. Психология тактики осмотра места происшествия. Обыск как социально-психологический феномен. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска

Тема 8. Психология допроса

Допрос как социально-психологический феномен. Психологические особенности допроса как следственного действия. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого. Психология допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего. Психология допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

5

3.

Психология личной безопасности сотрудников ОВД.

Тема 11. Психология личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессионального общения.

Понятие личной безопасности. Основные направления обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников ОВД. Методы обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников ОВД.

1

4.

Психология профессиона-льного общения юриста

Тема 14. Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста

Необходимость и условия применения методов психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста.

Убеждение – главный метод воздействия. Техника аргументации. Техники постановки вопросов. Методы психологического воздействия на партнера по общению: метод принуждения; запрещение; категорическое требование; предупреждение; внушение; метод постановки и варьирования мыслительных задач.

Тема 15. Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения

Значение психологической устойчивости юриста для успешного решения профессиональных задач.

Психогенные факторы в профессиональной деятельности юриста. Пути повышения психологической устойчивости юриста. Психологическая саморегуляция как одно из средств повышения психологической устойчивости. Приемы психической саморегуляции и условия их применения.

Тема 16. Имидж сотрудника ОВД

Понятие имиджа делового человека. Модели поведения: этикетные модели, стратегические модели. Самоподача, самопрезентация. Тактика общения делового общения. Организация рабочего места.

3

8. Лабораторный практикум

По дисциплине «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел» лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом.

9. Примерная тематика курсовых, контрольных работ

По дисциплине «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел» написание курсовых работ не предусмотрено учебным планом.

Тематика контрольных работ по курсу

«Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел»:

  1. Понятие криминальной среды, ее состав и структура в ракурсе психологического анализа.
  2. Криминальная субкультура: современные тенденции. Обычаи, традиции и нравы преступного мира. Татуировки и жаргон преступного мира как социально-психологические феномены.
  3. Психологические особенности воров.
  4. Психологические особенности насильственных преступников.
  5. Психологические особенности неосторожных преступников.
  6. Психологические особенности сексуальных преступников.
  7. Понятие, психологическая характеристика преступных организаций и групп.
  8. Психология хулиганских групп.
  9. Структурно-психологический и социально-психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
  10. Оценка способностей к оперативной и следственной работе.
  11. Профессиональная деформация следователя и оперативного работника и пути ее предупреждения.
  12. Проблема психологического воздействия и психологического насилия в процессе раскрытия и расследования преступлений.
  13. Понятие психологического контакта в психологии.
  14. Психологический контакт в оперативной и следственной работе: приемы его установления и осуществления.
  15. Психологическая характеристика типов преступников, захвативших заложников.
  16. Психология тактики переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.
  17. Основы визуальной психодиагностики. Психологическая идентификация.
  18. Жесты и телодвижения, знание которых имеет существенное значение для сотрудников ОВД.
  19. Нейролингвистическое программирование (НЛП) и возможности его использования в оперативной и следственной практике.
  20. Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий. Применение знаний по НЛП для детекции лжи.
  21. Следственный осмотр как социально-психологический феномен. Психология тактики осмотра места происшествия.
  22. Обыск как социально-психологический феномен. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска.
  23. Допрос как социально-психологический феномен. Психологические особенности допроса как следственного действия.
  24. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего.
  25. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого.
  26. Психология допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего.
  27. Психология допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.
  28. Психология очной ставки: сущность, особенности, тактика.
  29. Психологическая сущность опознания. Психологические особенности предъявления для опознания как следственного действия. Психология тактики предъявления для опознания.
  30. Психология воспроизведения показаний на месте: сущность, особенности, тактика.
  31. Психологическая сущность и особенности следственного эксперимента. Психология тактики следственного эксперимента.
  32. Судебно-психологическая экспертиза.
  33. Понятие личной безопасности сотрудника ОВД.
  34. Основные направления обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников ОВД.
  35. Методы обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников ОВД.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: Учеб. для вузов. – М.: Норма, 2006. – 639с.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: СПб.: Питер, 2009. – 604 с.
  3. Прикладная юридическая психология Учеб. пособие для вузов по юрид. специальностям И. И. Аминов, А. И. Афиногенов, А. Г. Гельманов и др.; Под ред. А. М. Столяренко /М. ЮНИТИ-ДАНА 2001, 639 c.
  4. Чуфаровский, Ю. В Юридическая психология: Учеб. для вузов по специальности 021100 «Юриспруденция» / Ю. В. Чуфаровский М. : Проспект , 2006, 469с.
  5. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков М. : Ось-89 , 2007, 702 c.

б) Дополнительная литература

  1. Аврамцев, В. В. Психология профессионального общения юристов : учеб.-метод. пособие / В. В. Аврамцев. – М. : ИМЦ ГУК МВД России,2001. – 88 с.
  2. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
  3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
  4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы / Перев. с англ. А. В. Ярхо, Л. Г. Ионин. – М. : Фаир-Пресс, 2000. – 480 с.
  5. Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
  6. Вилсон, Г., Макклафлин, К. Язык жестов – путь к успеху / Перев. с англ. – СПб : Питер, 2000. – 224 с.
  7. Деловой этикет / Авт.-сост. И. Афанасьев. – Киев : Альтерпрес, 2000. – 352 с.
  8. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита : монография / Е. Л. Доценко. – М. : ЧеРо ; Изд-во МГУ, 1997. – 344 с.
  9. Еникеев М.И. Юридическая психология: Энциклопедия . — М., 2001.
  10. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии : учеб. для вузов / М. И. Еникеев. – М. : Юристъ, 1996. – 631 с.
  11. Еникеев, М. И. Психология допроса : учеб.пособие / М. И. Еникеев. – М., 1994. – 148 с.
  12. Журов, М. С. Основы теории общения: аффилиация и власть как социально-психологический феномен в организации совместных отношений : учеб. пособие / М. С. Журов. – Симферополь, Харьков : МВД Украины, 2000. – 102 с.
  13. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние / Перев. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. – СПб : Питер, 2000. – 448 с.
  14. Казаринова, Н. В. Межличностное общение : конспект лекций. – СПб : Изд- во Михайлова В. А., 2000. – 64 с.
  15. Краткая хрестоматия по общей и юридической психологии : учеб. пособие. – Домодедово : ВИПК МВД РФ, 2002. – 54 с.
  16. Мариновская, И. Д. Юридическая психология : учеб.пособие / И. Д. Мариновская. – М. : Дело, 2005. – 384 с.
  17. Носков, В. А. Психотехника общения : учебное пособие В. А. Носков. – М : ИМЦ ГУК МВД России, 2001. – 120 с.
  18. Организация психологического обеспечения контртеррористической деятельности : метод.пособие / Сост. М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович. – М. : ЦОКР МВД России, 2006. – 240 с.
  19. Пономарев, И. Б. Избранные труды : Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел / И. Б. Пономарев. – М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 376 с.
  20. Прикладная психология в расследовании преступлений и производстве следственных действий : метод. пособие / П. В. Акентьев, А. И. Скрыпников, И. С. Зубрилова, Л. С. Корнева. – М. : ВНИИ МВД РФ, 2002. – 58 с.
  21. Психология делового общения / Авт.-сост. Ю. А. Фомин. –Минск : Амалфея, 1999. – 352 с.
  22. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. – М : Юристъ, 2002. – 488 с.
  23. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник 2-е изд., перераб. и доп. / В. В. Романов. – М : Юристъ, 2004. – 588 с.
  24. Руденский, Е. В. Социальная психология : курс лекций / Е. В. Руденский. – М., Новосибирск : Инфра-М, 1998. – 224 с.
  25. Тихомиров, С. Н. Психологические особенности профессионального мышления следователей органов внутренних дел : лекция / С. Н. Тихомиров. – М. : МЮИ МВД РФ, 1998. – 39 с.
  26. Тыщенко П. П. Тактика и психологические основы допроса (опроса) : учеб. пособие (опорные схемы) / П. П. Тыщенко. — Домодедово : ВИПК МВД РФ, 2002. – 54 с.
  27. Шейнов, В. П. Искусство убеждать : учеб.-практ. пособие / В. П. Шейнов. – М. : Приор, 2000. – 304 с.
  28. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения : учеб. для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. – М. : ПрофОбрИздат, 2002. – 128 с.
  29. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. — М.: Юристъ, 2000. — 448с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Сервер органов государственной власти РФ http://www.gov.ru
  2. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru
  3. Материалы Центра стратегических разработок www.csr.ru
  4. Информационное агентство http: //www. akm. ru

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.konsultant.ru

2. Официальный сайт компании «Гарант» www.garant.ru

3. «Яндекс» (www.yandex.ru)

4. «Рамблер» (www.rambler.ru)

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для преподавания дисциплины «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел» необходим аудиторный фонд, компьютерный класс с возможным доступом к СПС информационно-правового обеспечения, специализированная аудитория с ПК и компьютерным проектором, а также программное обеспечение для компьютерного тестирования студентов по разделам дисциплины, библиотечно-информационные ресурсы.

  1. Кадровое обеспечение дисциплины:

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО лекционные занятия проводит профессор, доцент, ст. преподаватель (при наличии ученой степени), практические занятия – ст. преподаватель (без степени), ассистент.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины включает аудиторную работу (лекционные и семинарские занятия) и самостоятельную работу студента. Для более высокого результата в освоении дисциплины, используются различные образовательные технологии, включая электронные презентации с использованием проектора, современные компьютерные классы, а также СПС и специальное программное обеспечение. Прослушав лекционный курс студенту необходимо самостоятельно проработать все основные вопросы изучаемой темы, выполнив различные виды самостоятельной работы, используя ресурсы сети интернет и информационные правовые системы (работа над лекционным материалом; работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой; решение задач; выполнение тестовых заданий; подготовка к практическим занятиям (семинарам); написание рефератов и эссе; подготовка к экзамену).

Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Работа с учебными пособиями должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию требует чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Подготовка к семинарскому занятию включает: 1) уяснение преподавателем цели и задач проведения практических занятий (семинаров); 2) определение форм проведения занятий; 3) установление способов получения студентами практических навыков самостоятельной работы с научной литературой; 4) развитие способности студентов к поиску и анализу проблем, их аргументированному, логичному решению; 5) оценку возможностей студентов к публичным выступлениям.

10.4 Применяемые образовательные технологии

В учебном процессе для освоения дисциплины предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведение занятий. Использование различных методов проведения лекций с применением Интернет-технологий. Проведение практических занятий осуществляется с использованием деловых и ролевых игр, разбора и решения ситуационных задач, дискуссий.

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка качества освоения дисциплины «Психология профессионального общения» включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Проведение текущего контроля успеваемости осуществляется в форме устного опроса, письменного задания, коллоквиума. Промежуточная аттестация – контрольная работа. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям магистерской программы «Правовое обеспечение управленческой деятельности в правоохранительной сфере» 030900 Юриспруденция разрабатываются и формируются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Контрольные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел»

  1. Использование методов юриспруденции и психологии для изучаемых объективных закономерностей.

  2. Этапы и пути правовой социализации личности.
  3. Уровни и типы правовой социализации личности.
  4. Психология формирования правосознания.
  5. Объективные и субъективные факторы формирования дефектов правовой социализации.
  6. Роль семьи в формировании дефектов правовой социализации.
  7. Роль социальных институтов в формировании дефектов правовой социализации.
  8. Психология отклоняющегося поведения.
  9. Профилактика формирования дефектов правовой социализации.
  10. Психологические предпосылки формирования личности преступника.
  11. Роль социального и биологического в личности преступника.
  12. Психология личности преступника.
  13. Сознательные и бессознательные механизмы совершения преступлений.
  14. Мотивы преступного поведения.
  15. Типология лиц, совершающих преступления.
  16. Психологические особенности совершения отдельных видов преступлений.
  17. Социально-психологические условия и механизмы формирования преступных групп.
  18. Структура преступной группы.
  19. Типы лидеров преступных групп, психологические механизмы управления преступной группой.
  20. Психологические механизмы взаимодействия членов преступной группы.
  21. Психологические особенности функционирования простой преступной группы.
  22. Психологические особенности функционирования организованной преступной группы.
  23. Психологические аспекты борьбы с организованной преступностью.
  24. Психологическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними
  25. Психологические аспекты формирования личности в контексте юридического труда.
  26. Профессионально-значимые качества, необходимые для качественного осуществления правоприменительной деятельности.
  27. Личностные особенности участников преступления, отражаемые на месте происшествия.
  28. Роль психических процессов и психических состояний при проведении осмотра места происшествия.
  29. Психологические признаки инсценировки на месте происшествия.
  30. Психологические особенности формирования показаний.
  31. Психологическая подготовка к проведению допроса.
  32. Установление психологического контакта с допрашиваемым лицом.
  33. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого
  34. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших.
  35. Психологические особенности постановки вопросов при проведении допроса.
  36. Мотивы дачи ложных показаний.
  37. Методы правомерного психологического воздействия при проведении допроса.
  38. Психологические особенности проведения очной ставки.
  39. Психология конфликта при проведении обыска.
  40. Психологические особенности и содержание деятельности следователя при подготовке и проведении обыска.
  41. Психология ищущего.
  42. Психология прячущего.
  43. Методы правомерного психологического воздействия при проведении обыска.
  44. Психологические особенности процесса опознания.
  45. Психологическая характеристика деятельности следователя при предъявлении для опознания.
  46. Психологическая подготовка участников следственного эксперимента.
  47. Психология проверки показаний на месте.
  48. Психологические особенности организации судебно-психологической экспертизы
  49. Методы изучения личности осужденного.
  50. Психология взаимодействия с осужденными лицами.
  51. Психические состояния осужденных при отбывании наказания.
  52. Типология осужденных.
  53. Психологические проблемы исправления осужденных и психокоррекция осужденных в условиях лишения свободы
  54. Социально-психологические проблемы, связанные с освобождением осужденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.
  55. Понятие профессионального общения и его роль в решении служебных задач юристом.
  56. Психологическая характеристика профессионального общения юриста.
  57. Приемы установления психологического контакта с гражданами.
  58. Барьеры, препятствующие установлению психологического контакта и приемы их «снятия».
  59. Факторы, влияющие на установление психологического контакта.
  60. Доверие как важнейшее условие установления психологического контакта.
  61. Психотехнические приемы передачи информации.
  62. Психологические приемы, обеспечивающие первоначальное развитие психологического контакта.
  63. Психологические приемы, способствующие максимальному развитию и закреплению психологического контакта.
  64. Психологические приемы преодоления трудностей в развитии психологического контакта.
  65. Использование невербальных средств для передачи информации.
  66. Необходимость и условия применения методов психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста.
  67. Методы психологического воздействия на партнера по общению.
  68. Убеждение – главный метод воздействия.
  69. Техника аргументации и постановки вопросов.
  70. Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения.
  71. Психогенные факторы в профессиональной деятельности юриста.
  72. Пути повышения психологической устойчивости юриста.
  73. Психологическая саморегуляция как одно из средств повышения психологической устойчивости.
  74. Приемы психологической саморегуляции и условия их применения.
  75. Создание благоприятного психологического климата во время беседы.
  76. Выслушивание партнера как психологический прием
  77. Техника и тактика аргументирования.
  78. Формирование переговорного процесса.
  79. Национальные стили ведения деловых переговоров.
  80. Риторические приемы в публичном выступлении.
  81. Психологическая подготовка к публичному выступлению.
  82. Модели поведения делового человека.
  83. Тактика делового общения. Имидж сотрудника ОВД.

10.6 Критерии оценки

Ответ на зачете оценивается:

— Оценка «зачтено» ставится, если студент всесторонне полно раскрывает вопросы грамотно и методологически правильно излагает материал, свободно оперирует терминологией, демонстрирует знакомство с различными точками зрения на проблему, успешно прошел все формы промежуточного контроля знаний, если студент достаточно свободно владеет материалом, полно раскрывает вопросы, демонстрирует знание терминологии, успешно прошел большую часть форм промежуточного контроля знаний, если студент в целом демонстрирует знание материала, однако испытывает затруднение при ответе на дополнительные вопросы, обнаруживает пробелы в понимании терминологии, прошел все формы промежуточного контроля знаний;

— Оценка «не зачтено» ставиться, если студент не владеет материалом.

Авторы (разработчики):

Доцент кафедры

Управления и социальных дисциплин,

к.пс.н., доцент А.В. Резепин /__________/

Рецензенты(эксперты)

_________________/__________/

Программа одобрена на заседании

от ____________ года, протокол № _____ .__