«Психологическая поддержка педагогов доу как условие сохранения здоровья детей»

Занойкина Е.В., Становкина Н.А., педагоги-психологи ДОУ № 1701

В течение последних десятилетий в связи с переходом современной системы образования на личностно-ориентированнные модели воспитания и обучения повышаются требования общества к личности педагога, уровню его образования, владения современными техническими средствами. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний.

Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Все это приводит к тому, что проблема сохранения психологического благополучия педагога в образовательных учреждениях становится особенно острой.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт.

В связи с вышесказанным, мы полагаем, что одной из приоритетных линией работы психолога с педагогами в образовательных учреждениях должно стать поддержание их благополучного психологического состояния. От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

В практическом плане – это снижение психоэмоционального напряжения, формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми, создание условий для развития самосознания и самосовершенствования.

Также для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса педагогам необходимы знания о возрастных и психологических особенностях развития воспитанников, владение эффективными навыками общения с детьми в повседневных и конфликтных ситуациях.

Психологическое просвещение и психологическая профилактика среди педагогов в нашем ГОУ условно можно разделить на два блока:

  1. знания и навыки,направленные на преодоление трудностей в работе с детьми
  2. знания и навыки,способствующие поддержанию собственного психоэмоционального благополучия.

Для реализации данных задач в ГОУ № 1701 используется определенная система психологической поддержки педагогов.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психофизическим ...

В основу системы положены различные методы и приемы взаимодействия психолога с педагогами ГОУ.

Формы взаимодействия педагога-психолога и педагогов ДОУ

Цель психологической поддержки педагогов: поддержание психологического благополучия педагогов как средство создания психологически комфортной обстановки в ГОУ

Психологическое просвещение и психологическая профилактика среди педагогов

Преодоление трудностей в работе педагогов с детьми

Поддержание психоэмоционального благополучия педагогов

Проведение семинаров-

практикумов

Проведение семинаров-

практикумов

Тематика

Методы и приемы

Тематика

Методы и приемы

  • «Хорошие дети не злятся»
  • «Воспитываем идеального ребенка»
  • «У страха глаза велики»
  • «Юмор и воспитание»
  • «Существует ли детская сексуальность»

  • беседа
  • организация получения обратной связи от детей «Воспитание глазами ребенка»

(детские

рисунки и опросники)

  • Элементы

арт-терапии

(рисование, коллаж)

  • элементы сказкотерапии (сказочная игротерапия, сказки, притчи)
  • «Позитивное мышление»
  • «Психологическое самочувствие и психологическое выгорание»
  • «Формирование навыков конструктивного общения»
  • «Приметы в жизни человека»
  • «Эмоции – наши союзники и слуги»

  • беседа
  • элементы

арт-терапии (коллаж,

рисование)

  • элементы сказкотерапии

(сказки, притчи)

Памятки для педагогов

(примерная тематика)

  • Особенности внимания детей дошкольного возраста
  • НАШИ МАЛЬЧИКИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
  • «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ относительно деятельности ребенка
  • Учимся, играя!
  • Маленький упрямец

«Информационные окна», памятки: «Антистрессовая аптечка»

(примерная тематика)

  • КАКОЙ ЖЕ Я МОЛОДЕЦ!
  • НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ МУХИ СЛОНА!
  • НЕПРИЯТНОСТЬ МОЖЕТ И НЕ ПРИЙТИ
  • КТО ПОБЕЖДАЕТ В СПОРЕ?
  • «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!»
  • А У ВАС ЕСТЬ ТАКОЙ ЛАСТИК?
  • СТРЕСС ЗАРАЗЕН!
  • СТРЕСС НЕ ЛЮБИТ ТАКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ
  • НАЙДИТЕ УБЕЖИЩЕ ОТ СТРЕССА
  • «Источники хорошего настроения»

«Психологические подарки»

  • «ВОЛШЕБНЫЕ ОРЕШКИ»

с пожеланиями

  • коллажи
  • ПОДАРКИ ОТ ДЕТЕЙ

Одним из основных средств поддержания психологического благополучия человека является умение преодолевать негативные стрессовые переживания, трансформировать их в положительные эмоциональные состояния. Для этого необходимо развивать и активизировать так называемое позитивное мышление. Позитивное мышление — это внутренний самонастрой или вера, что «у меня получится, что я смогу», позитивное восприятие внешнего и внутреннего миров.

Предлагаем интересные формы развития позитивного мышления:

  • «Антистрессовую аптечку»
  • «Психологические подарки»

«Антистрессовая аптечка» — советы и рекомендации, которые помогают сохранить оптимистический взгляд на окружающий мир, придать уверенность в собственных силах. Мы предлагаем использовать различные варианты «Антистрессовой аптечки»: в виде «Информационных окон» (наглядная форма) или в виде памяток.

«Психологические подарки» — оригинальные подарки, которые дают человеку яркие положительные эмоции и улучшают настроение. Цель такого дарения – создание позитивного настроя, а, возможно, и позитивного программирования. В таких подарках должны быть обязательно завуалированные или открытые комплименты и похвала, так как они напрямую связанны с формированием позитивного мышления человека. В своей практике мы использовали в качестве «Психологических подарков» следующее: коллажи с использованием фотографий, «волшебные орешки» с пожеланиями, рисунки и поделки детей.

Можно отметить, что ознакомление педагогов с определенными правилами взаимодействия в отношении детей с особенностями поведения (например, гиперактивных, агрессивных и т.д.) порой вызывает сопротивление с их стороны. Тем более возникают трудности при обсуждении негативных и деструктивных состояний у воспитателей (агрессии, раздражительности, неуверенности и т.д.), мешающих эффективности образовательного процесса. Именно поэтому в своей работе с педагогами наряду с основными и традиционными методами (беседа, консультирование и т.д.) мы используем в качестве вспомогательных техник, элементы арт-терапии (изотерапию) и сказкотерапии, являющиеся более привлекательными и менее травмирующими профессиональное самолюбие, но, в то же время, порой очень эффективными и действенными.

Изотерапия– терапия изобразительным творчеством. Она позволяет человеку понять самого себя, выразить свободно свои мысли, чувства и надежды. Это не только отражение в сознании людей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Перечислим арт-терапевтические техники, чаще других применяемые нами для снижения негативных переживаний и трансформации их в положительные эмоциональные состояния. Они направлены на достижение позитивных изменений в психологическом самоощущении воспитателей, их эмоциональную поддержку, выработку адекватных моделей поведения с детьми:

  • «Нарисуй свое имя»
  • «Волшебный дождь»
  • «Закат-рассвет» (поиск потенциала, ресурса человека)
  • «Метаморфозы» (рисование негативного чувства, эмоции с дальнейшим его преобразованием)
  • «Тематическое рисование» (доброта, удивление, тревога и т.д.)
  • «Рисование под музыку»

Для решения проблем, связанных с общением используются техники:

  • «Совместное рисование»(без использования вербальных коммуникаций во время упражнения)
  • «Художник и копиист»(лист делится на две части, художник рисует, копиист сразу же повторяет, не стараясь понять, что он рисует)
  • «Метаморфозы»

Особое место среди используемых нами арт-терапевтических техник занимает создание коллажей. Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из вырезанных изображений и надписей, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте.

Данная психотехника может применяться с целью:

Исследования. Изображение дает возможность понять автору свои психологические особенности — чувства и отношения, стратегии поведения, мировоззренческие установки и взгляды. В этом случае коллаж следует рассматривать, как проективную методику, способствующую самопознанию.

— Формирования. Картинка составляется из желаемых, воодушевляющих образов. Коллаж работает, как ритуал создания мечты, меняет эмоциональное состояние, способствует возникновению новых идей.

Все вышеперечисленные перечисленные упражнения проводятся с дальнейшим обсуждением и интерпретацией в группе (шеринг). Это могут быть индивидуальные, парные, групповые и коллективные работы.

Темы коллажей,используемые в работе с педагогами:

  • «Я»
  • «Я и мир»
  • «Мой мир»
  • «Тематические коллажи» (воспитание, доброта, любовь и т.д.)

Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта, способ развития самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями.

В своей психологической практике мы чаще всего используем такие жанры сказкотерапии, как притчи и сказки (авторские художественные и медитативные).

Притча,как правило, является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован.

Сказка– это древняя воспитательная система, позволяющая тонко формировать представления о базовых жизненных ценностях. Язык сказки – язык образов и символов, органичный бессознательному человека.

Авторские художественные сказкипомогают осознать свои внутренние переживания, рассказывают нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. В них есть и дидактический, и психокоррекционный и даже медитативный аспекты. Богатое наследие авторских историй позволяет психологу не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром. Отличительная особенность этих сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

Такой вид сказки, как дидактическая сказка, традиционно используется для «упаковки» учебного материала. Если воспринимать содержание семинаров-практикумов для педагогов как учебный материал, то вполне возможно здесь применение дидактической сказки. Абстрактные понятия (агрессия, эмоции и т.д.) одушевляются в этих сказках, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Существует определенный алгоритм создания дидактической сказки.

Одним из эффективных способов сказкотерапии является сказочная игротерапия. Многие психологи для повышения эффективности работы с педагогами используют различные развивающие и коррекционные игры. Для того, чтобы превратиться в «сказочного игротерапевта», нужно просто «переписать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Но можно совершить и обратное действие: придумать игру к сказке. Психологи иногда прибегают к подобным приемам в работе с детьми, когда хотят особо их заинтересовать. Эти техники вызовут интерес и у взрослых.

Вышеприведенные арт-терапевтические и сказкотерапевтические техники с успехом могут использоваться как для поддержания собственного психологического благополучия педагогов, так и для преодоления ими трудностей в работе с детьми.

Используемая литература:

Дехтяр б. «Антистрессовая аптечка»

  1. Зеленова И.B. «Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов», // Школьный психолог, 2005. – № 13
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии», «Речь», С-Пт., 2006.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» сказкотерапии», «Речь», С-Пт., 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», С-Пт., «Речь», 2006.
  5. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми», С-Пт., «Речь», 2007.
  6. Кротов В. «Добрая борода. Сказки-притчи для детей и взрослых», Новосибирск, «Посох», 2002.
  7. Хухлаева О. «Давайте учиться не «гореть». Психологическая поддержка педагогов», //Школьный психолог, 2006. – № 4

Приложение № 1

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам лишь некоторые сказки и притчи, которые можно использовать при работе с педагогами любой квалификации (учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования и т.д.) Мы подобрали их в соответствии с темами своих семинаров-практикумов. Если вы познакомитесь с литературой, предложенной нами, то сможете выбрать сказки в соответствии со своими предпочтениями. В какой форме преподнести этот материал (прочесть их на семинаре или педсовете, рассказать человеку в индивидуальной беседе, раздать в виде памятки для личного прочтения) решайте сами. Удачи!

Евгений Клюев Короткое путешествие Улыбки

Улыбка — дело недолговечное, это вам кто хочешь скажет. А если никто не скажет, то попробуйте сами проулыбаться часа четыре подряд — увидите, что получится! Ничего, скорее всего, не получится: четыре часа подряд никто не сможет проулыбаться. И три не сможет, и два. Даже и один — с трудом: губы заболят. Мы, стало быть, потому и улыбаемся обычно недолго: какое-то мгновение — и всё. И кончили улыбаться.

Если в это вдуматься, ужасно грустно станет: какая у улыбки короткая судьба. Ей даже и долгих лет жизни не пожелаешь, а если пожелаешь, то — зря! Так и так не исполнится: улыбка на минутку появится, но тут же и исчезнет.

Всё это Улыбка, о которой у нас здесь рассказывается, знала очень хорошо. Только ей, тем не менее, не хотелось совсем быстро исчезать: день был уж больно хорош! Всё кругом цвело — даже, по слухам, вода в пруду городского парка зацвела… трудно, правда, себе представить, как это у неё вышло — зацвести, но говорили, что зацвела и она. Наверное, постаралась — и зацвела, потому, как если постараться — точно зацветёшь!

Впрочем, дело не в этом. А в том, что наша Улыбка появилась на одном лице, побыла там минуту-другую и — решила отправиться в путешествие. Улыбкам-то, чтобы в путешествие отправиться, много не надо. Рюкзак собирать ни к чему, билет покупать и соседям поручать собаку выгуливать — тоже: у улыбок обычно собак не бывает. Получается, захоти любая улыбка отправиться в путешествие — может сразу и отправляться. В добрый, стало быть, путь!

Так Улыбка и сделала: взяла да и отправилась в добрый путь. Перепрыгнула с одного лица на другое. А другое лицо в тот момент как раз было печальное, потому что у лица этого живот болел. Но когда Улыбка на него перепрыгнула, лицо сразу про живот забыло. А Живот увидел, что на него внимания больше не обращают, и перестал болеть: чего ж болеть, когда на тебя внимания не обращают? И Улыбка пробыла на этом другом лице довольно долго — даже Почтальон, который мимо на велосипеде проезжал, спросил:

— Не слишком ли долго Вы, дорогая Улыбка, на этом лице задержались? Не хотите ли лучше со мной прокатиться?

— Большое спасибо, — ответила Улыбка, — очень даже хочу.

И поехали они по городу развозить почту. Здорово Улыбке было на лице Почтальона — катались с ветерком! Только скоро пришлось место поменять: один Толстый Малыш стоял на дороге и плакал. И Улыбка тут же на его заплаканное лицо перепрыгнула. Тогда Толстый Малыш стал плакать, улыбаясь во весь рот.

— Ты почему, Толстый Малыш, плачешь, улыбаясь во весь рот? — спросил какой-то Задумчивый Прохожий.

— Потому что я потерялся! — отчитался Толстый Малыш, но едва он это сказал — тут же и нашелся, причем нашла его Очень Симпатичная Мама, которая уже с ног сбилась в поисках своего Толстого Малыша. И улыбка сразу с лица этого Толстого Малыша перепрыгнула на лицо его Очень Симпатичной Мамы, а Толстый Малыш даже загрустил… видимо, теперь оттого, что так быстро нашелся.

Улыбка же, побыв немножко на лице Очень Симпатичной Мамы, догнала потом Задумчивого Прохожего и хотела перепрыгнуть на его лицо, как уже привыкла делать, да Задумчивый Прохожий строго сказал:

— Тут Вам не место!

— А где мне место? — растерялась Улыбка.

— Где хотите, — сказал Задумчивый Прохожий. — Где хотите — только не тут. Тут идут и думают о важном.

— Но это ведь очень кстати! — обрадовалась Улыбка. — Когда идут и думают о важном, улыбаться — самое милое дело.

— И вовсе нет, — возразил Задумчивый Прохожий. — Когда идут и думают о важном, то сосредоточиваются, так что всякие хиханьки-хаханьки здесь неуместны.

— А кто такие хиханьки-хаханьки? — опешила Улыбка: она ни с какими хиханьками и хаханьками не была знакома.

— Неважно, — сказал Задумчивый Прохожий. — Проходите своей дорогой, тем более что уже смеркается.

В этом, надо сказать, он был совершенно прав: кругом действительно смеркалось, потому что дело шло к вечеру.

От слов Задумчивого Прохожего у нашей Улыбки чуть всё хорошее настроение не испортилось. А мы ведь знаем, что бывает, когда у той или иной улыбки портится хорошее настроение. Тогда улыбка обычно пропадает.

— Я пропаду, — предупредила она Задумчивого Прохожего. — И виноваты в этом будете только Вы!

— Отстаньте от меня! — грубо сказал Задумчивый Прохожий. — Вы мне мешаете, понятно?

Улыбка совсем уже начала пропадать от такой его грубости (улыбки и вообще грубостей не выдерживают, это надо, прежде всего, помнить, когда с какой-нибудь улыбкой разговариваешь).

А пропадать было обидно: путешествие так хорошо началось и так хорошо продолжалось… несмотря даже на сумерки! И потом — кто сказал, что в сумерках улыбаться запрещено?

Оглядевшись по сторонам и убедившись, что все уже разошлись и перепрыгнуть на чьё бы то ни было лицо невозможно: ни одного лица поблизости нет, — Улыбка с большим огорчением подумала: «Придётся всё-таки пропасть». Но вдруг увидела памятник Одному Великому Учёному прямо посередине площади.

М-да… здесь-то ей уж точно было не место: Одного Великого Учёного во всём мире знали как человека очень серьёзного, и никакая улыбка тут оказывалась совершенно ни при чём! Но нашей Улыбке так не хотелось прекращать путешествие, что она осторожно приблизилась к постаменту…

И в этот самый момент настала ночь.

Утро следующего дня Один Великий Учёный встретил с улыбкой во всё лицо. И каждый, кто проходил мимо и видел его улыбку, с удивлением останавливался и внимательно вглядывался в надпись на постаменте памятника. Надпись была та же, что вчера. Тогда каждый начинал качать головой и уходить медленными шагами, словно думая о чём-то важном. А Один Великий Учёный кричал каждому вслед: — Не забудьте только хорошее правило: когда идут и думают о важном, то улыбаться — самое милое дело!

Андрей Гнездилов Дворник

В одной небольшой стране был зимний вечер. А в ее самом большом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в первую очередь — дворников. Они считали себя обиженными и не собирались работать на весь город.

— Нам слишком мало платят за наш тяжелый труд, — говорили они. — Всех детей, кто плохо учится, стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-то требовать, ведь не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получаем одну и ту же зарплату.

Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал единственный дворник. Он старательно расчищал тротуары, проделывал дорожки среди сугробов и даже, справившись со своим участком, переходил на следующий. Короче говоря, это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И конечно же, он вызывал самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гулять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них были все остальные дворники, — ругали. Объяснений его поведению находилось множество.

— Чего ж ему не работать, если он побогаче нас с вами? — говорили одни.

— Посмотрели бы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает денег, сунет их в карман и идет дальше.

— Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые постоянно теряют деньги, — утверждали другие.

— Неспроста он завлекает жителей гулять по своей улице. Они гуляют, а денежки у них так и падают, так и падают, — заявляли третьи.

— Да ему больше делать нечего, как работать, — твердили четвертые. — Здоров, всем доволен, самый счастливый. Вот и все дела.

Но самое печальное, что все эти сплетни никто не брался опровергать. Даже те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его не вполне нормальным. А может, и впрямь он был чудаком… Ведь когда его спрашивали, он никогда не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и самый богатый, и самый здоровый, и самый счастливый человек в городе. Меж тем именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы помолчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он рассердил метель, и она не кончалась, чтобы проверить его терпение. Так до утра они и боролись, а в результате весь город засыпало снегом до самых крыш.

Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому что незачем рисковать здоровьем и жизнью, пробираясь через сугробы. А главное — не их дело расчищать город от снега, а дворников. Так прошел не один день, и жители стали замерзать, голодать. Они умирали, проклиная дворников, но никому не пришло в голову взять лопату и выйти на улицу. Ведь

это не их дело.

А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собрались вместе, чтобы составить заговор.

— Пришел наш час! — торжественно решили они. – Весь город и его судьба в наших руках. Всю свою жизнь мы были самыми униженными среди всех сословий. Теперь мы станем выше всех.

И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали от правительства отдать им всю власть в государстве. Что было делать городским советникам, как не подчиниться? Один за другим откапывали дворники дома и тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.

Первый указ нового правительства гласил, что всем жителям страны вменяется в первейшую обязанность соблюдать чистоту, дабы облегчить работу дворникам. Правда, после этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь долго попирали. Второй указ был направлен против того чудака, который был бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника и заодно той высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд. Чудак не противился. Лишь спросил, можно ли ему стать строителем и, получив согласие, удалился из города.

Прошло немного времени. Как-то через эту страну проезжала прекрасная принцесса. Только один взгляд на нее вызывал самые пылкие восторги. Воистину она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.

— О, если б она осталась жить у нас, — говорили люди, — мы могли бы гордиться своей страной. Она прославила бы ее на весь мир!

Да, в присутствии принцессы все ощутили свою бедность. В стране была только чистота, а кроме нее, ничего больше не было. С тех пор, как все стали наводить порядок и заниматься уборкой, государство опустело. Все старое сносили и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и мусора, животных загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.

И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, онаудивленно спросила:

— А что же у вас есть, ради чего можно жить?

Никто не мог ответить на этот вопрос. Для всех это и была бы принцесса. Ради нее они хотели бы жить в своей стране. Вдруг кто-то случайно вспомнил про чудака-дворника. Воистину, только его и могли они показать красавице-принцессе.

— У нас живет самый счастливый человек! – закричали они. — Он единственный в мире, так же, как и вы!

Вспомнив, в какую сторону ушел чудак, они немедленно собрались в путь за ним. И тут уже пришлось удивляться не одной принцессе, но и жителям страны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства, но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец, окруженный лесным парком. Не нужно было задавать вопросов, чтобы увидеть, что чудак опять чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди бросились к нему и предложили немедленно стать принцем.

— А что я должен буду делать? — спросил он.

— Ничего! Ты просто будешь принцем и мужем прекрасной принцессы! — отвечали ему.

— Но я не умею ничего не делать! — заявил чудак.

— Ну… повелевай нами!..

— И этого я не умею.

— Ну, делай, что хочешь, и еще будь нашим принцем. А мы будем брать с тебя пример.

Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут принцесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки. И вот красота и счастье стали править страной. Принц нашел себе дело и заботился обо всех своих подданных. Ом вставал раньше всех, брал в руки метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу дел, и его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о друге, и вся страна благоденствовала.

Автор: Сказка о самореализации и ее путях. Рекомендуется при работе с теми, кому необходимо изменить взгляд на жизнь и найти свой путь, место в жизни.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева согласие

В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена, прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно маленьким жителям. И в этом дворце была устроена самая настоящая сказочная Школа. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много учителей сменилось в школе. И вот в нее пришли преподавать Маугли, Крот и Стрекоза.

Вам покажется, что все они герои разных сказок и потому не могут быть вместе, а тем более преподавать в школе. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так.

Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими учениками. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему все было интересно, и никогда он не проводил уроки одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер.

Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести уроки. Ведь сам Крот был очень умным и умел учить правильно, как это делали многие поколения учителей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ученики на его уроках узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с ним не справлялась.

Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным учителем. В ее учебном зале стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, Стрекоза то и дело смотрелась в него. Ей нравилась ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А ее огромные глаза!.. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, когда она ведет урок. Правда ей казалось, что в школьном дворце она мало себя реализует. Ну что может стоить мнение учеников для такой прелестницы как Стрекоза.

Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя невостребованной.

Часто после уроков, когда школьный дворец пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.

И вот пришло время, когда Стрекоза сказала:

— Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые ученики и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда только когд,а мне этого захочется!

Объявив это, она взмахнула своими радужными прозрачными крылышками и улетела.

С этого дня, покой и привычный ритм школьного дворца был нарушен. Крот стал ворчливым, Маугли беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маугли в том, что он учит недостаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и неинтересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и иногда принимала сторону то одного, то другого.

Да, неприятная ситуация возникла в школьном дворце. Но самым странным было то, что она тянулась довольно долго, и все к ней привыкли.

И вот однажды в школьный дворец пришел Медведь Балу. Он был добрым и веселым, знал много разных историй и обладал особыми знаниями. Пришел он во дворец не случайно. За его плечами была богатая насыщенная жизнь, он очень хотел поделиться своими знаниями с учениками и учителями, сделать их жизнь интересной и разнообразной, рассказать, как много удивительных вещей происходит в их сказочном мире, научить их быть добрее и терпимее друг к другу.

На приход Балу каждый реагировал по-своему. Ученики заинтересованно приглядывались, Крот усмехался, Стрекоза кокетливо расправляла крылышки, а Маугли сразу подружился с Балу. Еще бы, скажете вы, ведь они из одной сказки! Да, они не просто были из одной сказки, они были единомышленниками. Если бы кто-то увидел теперь Маугли, то подумал бы, что он взял у Стрекозы ее радужные крылышки. Казалось, что Маугли так давно ждал тех знаний, которые ему давал Балу. Теперь то, что раньше Маугли делал по наитию, получило подкрепление в книгах, принесенных с собой Балу. Жизнь закипела, потому что ученики тоже полюбили его.

Правда, Стрекоза скоро разочаровалась в Балу. Ведь он не собирался восхищаться ее крылышками и глазами. Крот же чувствовал себя немного обойденным и скептически усмехался.

И вот тогда Балу собрал Большой Совет.

— Друзья мои! — начал он. — Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных разных учителей. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот находиться под землей, а Маугли ловко передвигаться по ней. И объединенные вместе ваши дарования составляют мощную силу.

Вы только подумайте; мы можем узнавать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе.

— Ну и что! — разочарованно протянули Крот и Стрекоза. А Маугли заинтересованно молчал.

— Как что?! Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает своим ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показать вашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли — ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру! Крот, Стрекоза и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись. Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света.

— Надо же, Балу, а я думала ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, о чем мы давно забыли…

С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.

А школьный дворец засиял и приобрел удивительную притягающую силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие.

Автор: Эта сказка иллюстрирует задачи работы психолога с педагогическим коллективом: разгадать дар каждого, помочь занять свое место, дать возможность членам коллектива ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия. Сказка может быть прочитана на педсовете психологом, который недавно появился в педагогическом коллективе. Таким образом, формируется образ сотрудничества между психологом и педагогами.

Дмитрий Соколов фиолетовый котенок

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан. — Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

— Он просто глупый, — каркала ворона. — Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? — удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. — А я знаю твою сестру Луну!

— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

— Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Ну и что?

Автор: Эта сказка про мое отношение к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир. И главное для меня вовсе не то, что он научился тому, что от него хотели.

Виктор Кротов мастер уступания

Один гном рассказал мне, что в каждом спорте, да и вообще в каждом деле, есть звание важнее, чем чемпион мира. Это – мастер уступания.

Такой мастер должен уметь проигрывать, не поддаваясь. Дать опередить себя, не останавливаясь.

Мастер уступания – звание тайное. Но он способен обыграть любого чемпиона. Иначе кто же будет гордиться победой над мастером уступания?

Мне рассказал это гном, который был мастером уступания по сказкам. Он сам эту сказку придумал, но уступил мне право ее рассказать.

Окно в одну сторону

Ребенок – это человек, путешествующий по детству. А взрослый путешествует по взрослости. И путешественникам этим есть чем поделиться друг с другом. Ведь перед ними расстилаются такие удивительные миры, каждый со своими чудесами и приключениями!..

Или все-таки это один общий мир по названию «жизнь». Мир, где взрослые и дети постоянно встречаются, так что могут делиться дружбой и любовью. Мир, который соседствует и с другими таинственными мирами, пусть даже окна оттуда только в одну сторону.

Но между миром детства и взрослым миром — окна в обе стороны. Окна и двери. А может быть, и вообще между ними нет никакой стены. Тогда можно путешествовать по жизни вместе, какой бы возраст ни разделял нас.