Психология девиантного поведения методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии

Психология девиантного поведения методические рекомендации для самостоятельной работы студентов шуя-2010

УДК 159.992 Печатается по решению редакционно-издательского

ББК 88.362 совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный

П 86 педагогический университет»

Рецензент: Муравьева Г. Е., доктор педагогических наук,

профессор кафедры общей педагогики

П 86 Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/ Составители: И.А.Валеева, А.А.Глотова — Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010 — 24 с.

Данные методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения, изучающих учебную дисциплину «Психология девиантного поведения» и включают в себя задания и указания по их выполнению и оформлению результатов.

ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Программа учебной дисциплины «Психология девиантного поведения…4

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям…9

Тематика семинарских занятий…12

Примерные вопросы к экзамену и зачету…21

Глоссарий…23

Рекомендуемая литература…24

Психология девиантного поведения

Программа учебной дисциплины цикла специальных дисциплин

для направления подготовки 30 300.62 Психология

Пояснительная записка

Учебный курс «Психология девиантного поведения» предназначен для студентов направления подготовки Психология. Психологические знания являются необходимой составляющей профессиональной компетенции педагога.

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни не могут не распространяться на практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей подростков. Увеличиваются и появляются разнообразные формы отклоняющегося поведения, поэтому будущим психологам необходимо знать особенности девиантного поведения, уметь выявлять виды отклоняющегося поведения, применять различные формы профилактических и коррекционных занятий.

12 стр., 5873 слов

Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

... университет Факультет социальной работы и клинической психологии Кафедра общей и клинической психологии МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Волгоград, 2004 Рекомендовано к ... А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. - 2000. - Т.21, № 2. - С.79-87 ...

Цель данного курса — изложить в систематическом виде современные представления о природе девиантного поведения, его специфике, видах, формах, особенностях поведения человека с разными типами девиантного поведения. Познакомить с диагностическими методиками, позволяющими выявить отклонения, рассмотреть профилактику и коррекцию девиантного поведения.

В процессе освоения программы студенты должны

знать:

  • предмет, задачи, психологии девиантного поведения;
  • понятия нормы и патологии;
  • виды и формы отклоняющегося поведения;
  • причины девиантного поведения;
  • формы аддиктивного поведения;
  • виды деликтов;
  • формы коммуникативных девиаций;
  • виды суицидального поведения;
  • типы агрессий;
  • формы профилактических мероприятий;
  • методы коррекции при девиантном поведении.

уметь:

  • использовать знания, полученные в курсе «Психология девиантного поведения» для освоения других отраслей психологической науки;
  • использовать знания о видах девиантного поведения для изучения поведения конкретного индивида;
  • использовать методы воздействия на детей с девиантным поведением;
  • подбирать и проводить методики, направленные на изучение причин отклоняющегося поведения;
  • создавать профилактические и коррекционные мероприятия при разных формах девиантного поведения.

иметь представление:

  • об истории развития психологии девиантного поведения;
  • о различных подходах к пониманию нормы;
  • об акцентуациях и психопатиях;
  • о классификации отклонений в поведении по эмоционально-волевым проявлениям характера;
  • о современных подходах к изучению девиантного поведения.

Программа предусматривает такие формы учебной работы, как лекционные и семинарские занятия, самостоятельное изучение студентами дополнительной литературы, конспектирование, аннотирование и анализ ее для подготовки докладов.

Формой отчетности является зачет и экзамен.

Данная программа разработана в соответствии с содержанием и требованиями основной образовательной программы.

Примерный тематический план курса «Психологии девиантного поведения» для направления подготовки 30 300.62 Психология (очная форма обучения)

Наименование разделов и тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные

занятия

Семинарские, практические занятия

Самостоятельная работа

Тема 1. Определение отклоняющегося поведения. Подходы к девиантному поведению. Виды и формы девиантного поведения.

4

2

4

Тема 2. Основные теории отклоняющегося поведения

2

2

4

Тема 3. Факторы формирования отклонений в поведении (биологические, социальные, психологические)

2

2

4

Тема 4. Определение аддиктивного поведения. Виды аддикций.

4

4

4

Тема 5. Суицидальное поведение, его сущность и особенности.

2

2

4

Тема 6. Характеристика агрессивного поведения. Теории агрессивности.

4

2

4

Тема 7. Особенности делинквентного поведения.

2

2

4

Тема 8. Коммуникативные девиации, их сущность.

2

2

4

Тема 9. Диагностика девиантного поведения. Основные подходы. Диагностика конкретных форм девиантного поведения.

2

2

6

Тема 10. Психопрофилактика, определение, принципы. Психопрофилактика девиантного поведения.

2

2

4

Тема 11. Коррекция отклоняющегося поведения. Формы и методы коррекции. Принципы проведения психокоррекционных мероприятий.

2

2

6

Итого 100 часов

28

24

48

Примерный тематический план курса «Психологии девиантного поведения» для направления подготовки 30 300.62 Психология (заочная форма обучения)

Наименование разделов и тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные

занятия

Семинарские, практические занятия

Самостоятельная работа

Тема 1. Определение отклоняющегося поведения. Подходы к девиантному поведению. Виды и формы девиантного поведения.

2

8

Тема 2. Основные теории отклоняющегося поведения

10

Тема 3. Факторы формирования отклонений в поведении (биологические, социальные, психологические)

8

Тема 4. Определение аддиктивного поведения. Виды аддикций.

2

6

Тема 5. Суицидальное поведение, его сущность и особенности.

2

6

Тема 6. Характеристика агрессивного поведения. Теории агрессивности.

2

6

Тема 7. Особенности делинквентного поведения.

2

8

Тема 8. Коммуникативные девиации, их сущность.

2

6

Тема 9. Диагностика девиантного поведения. Основные подходы. Диагностика конкретных форм девиантного поведения.

2

8

Тема 10. Психопрофилактика, определение, принципы. Психопрофилактика девиантного поведения.

10

Тема 11. Коррекция отклоняющегося поведения. Формы и методы коррекции. Принципы проведения психокоррекционных мероприятий.

2

8

Итого 100 часов

10

6

84

Содержание разделов и тем

Тема 1. Введение в учебный курс «Психология отклоняющегося поведения»

Определение отклоняющегося поведения, структура: культурно-одобряемые формы отклоняющегося поведения (гениальность, лидерские способности), Виды девиантного поведения. Норма, ее виды, природа, функции. Подходы к определению отклоняющего поведения. Классификация отклонений в поведении по эмоционально-волевым проявлением характера. Обоснование психологического подхода как системообразующего в изучении природы девиантного поведения.

Тема 2. Основные теории отклоняющегося поведения

Краткий исторический очерк научного осмысления природы девиантного поведения. Биологические подходы, социологические подходы, психологические подходы. Отечественные подходы к изучению девиантного поведения: П.В. Кащенко, А. Е. Личко, Б.С. Братусь.

Тема 3. Факторы формирования отклонений в поведении

Условия влияния факторов. Типология факторов формирования девиантного поведения: биологические, психологические, социальные. Роль биологического в формировании личности. Проблема взаимосвязи анатомического и функционального созревания ЦНС и развития психики человека. Наследственные факторы аномального развития личности в возникновении аномального развития личности. Процесс социализации как развитие и самореализация человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Стадии социализации. Факторы, механизмы, уровни и средства социализации. Влияние отдельных психологических особенностей (тревожность, эмпатичность, возбудимость, боязливость и др.) в аномальном развитии личности. Формирование характера и развитие личности. Акцентуации и психопатии и их взаимосвязь с аномальным развитием личности и девиантным поведением. Специфика проявления девиантного поведения в зависимости от типа акцентуации (психопатии).

Тема 4. Аддиктивное поведение

Определение аддиктивного поведения. Аддикция, аддиктивное поведение, аддиктивное состояние. Основные подходы к изучению аддиктивного поведения. Факторы и условия формирования аддиктивного поведения. Виды аддикций: химические аддикции, пищевая аддикция, сексуальная аддикция, трудоголизм.

Тема 5. Суицидальное поведение

Структура суицидального поведения. Отношение к суицидальному поведению в разных культурах и исторических этапах. Типы суицидального поведения: истинное, аффективное и демонстративное. Стадии суицида. Связь возрастных особенностей и суицидального поведения.

Тема 6. Агрессивное поведение

Определение понятия «агрессия». Различные подходы в определении агрессии. Условия формирования агрессивного поведения. Взаимосвязь агрессивного поведения с другими видами девиантного поведения. Виды агрессии.

Тема 7. Делинквентное поведение

Определение делинквентного поведения. Виды мотиваций противоправного поведения. Условия формирования делинквентного поведения. Типы преступников.

Тема 8. Коммуникативные девиации

Понятие «коммуникативность». Характеристика форм коммуникативного девиантного поведения. Ранний детский аутизм, его характеристика, поведенческие реакции, методы работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.

Тема 9. Основные подходы к диагностике отклоняющегося поведения

Основные подходы к диагностике девиантного поведения. Методы диагностики: наблюдение, опрос, тестирование, психологический эксперимент. Методы воздействия на детей с девиантным поведением. Специальные методики диагностики: методики склонности к девиантным формам поведения (Лири, шкалы MMPI, Кеттелла, ПДО).

Диагностика конкретных форм девиантного поведения: диагностические опросники на склонность к суицидальному поведению, злоупотреблению ПАВ.

Тема 10. Профилактика девиантного поведения

Общая профилактика и профилактика отдельных форм девиантного поведения (суицидальное поведение, аддиктивное поведение, делинквентное поведение).

Поственция и вторичная интервенция.

Тема 11. Коррекция отклоняющегося поведения

Принципы проведения психокоррекционных мероприятий. Формы и методы коррекции (стимулирование позитивной мотивации, методы коррекции эмоциональных состояний, методы саморегуляции, когнитивное переструктурирование, методы формирования позитивного поведения, методы снижения нежелательного поведения).

Индивидуальная и групповая работа. Принципы организации психотерапевтических групп.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям по курсу «Психология девиантного поведения», в целом, соответствуют тем требованиям, которые предъявляются при подготовке к другим семинарам, но имеют свою специфику.

В процессе подготовке к семинарским занятиям можно выделить несколько этапов.

Первый этап: ознакомление с текстом конспекта учебной лекциипо теме семинарского занятия. Учебная лекция является основой, фундаментом, на котором выстраивается знание по конкретному вопросу. В ней раскрываются основные понятия, теории и проблемы, намечаются цели и ставятся конкретные задачи. В силу ограниченности во времени лекция не может дать всеобъемлющего знания, но она как бы служит путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе.

Второй этап: чтение учебника. Основная функция учебника — ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, отобранных в соответствии с программой учебного предмета. Ориентироваться в многообразной информации, изложенной в учебниках студенту, помогут конспекты учебных лекций, в которых преподаватель излагает основные концепции и подходы к освещению того или иного вопроса.

Учебник не предназначен для заучивания; заученные, зазубренные знания недолговечны и плохо связываются с прикладными аспектами психологии. При чтении учебника следует добиваться не запоминания, а понимания основных положений. В этом студенту должны помочь учебные лекции, дополнительная литература, практические занятия, а самое главное — его собственное осознанное желание.

Несмотря на необходимость учебника в процессе изучения материала, он не может быть единственным источником информации. Для студента, специализирующегося в научной области (в данном случае, будущего профессионального психолога), чтения и понимания содержания учебника совершенно недостаточно. Ему необходимо более подробное знакомство и более глубокое усвоение научных положений, о которых из учебника он получает только самые нужные и самые краткие сведения. Это возможно только при изучении первоисточников — трудов ученых-психологов, исследующих проблемы психологии, выявляющих законы и закономерности функционирования психики.

Третий этап: чтение и конспектирование дополнительной литературы. Это и есть та главная составная часть самостоятельной работы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую работу психолога. Приступать к изучению научной литературы необходимо после определенной интеллектуальной подготовки: ознакомления с конспектом учебной лекции по данному вопросу и соответствующим разделом учебника.

Особенность научной литературы по курсу «Психология девиантного поведения» в том, что она, как и курс в целом, имеет интегративный характер и включает в себя информацию не только психологического плана, но и материалы по социологии, медицине и т. д. Довольно часто знания в готовом виде отсутствуют, и студенту необходимо получить их на основании научного анализа данных из различных литературных источников.

Конспектирование — это краткое изложение статьи, книги, выступления и т. д. Конспект может быть разным по форме: во-первых, в виде тезисов, представляющих собой цитаты по наиболее важным и значимым вопросам и проблемам; так как основные положения в этом случае записываются в формулировке автора, то необходима ссылка на страницу, на которой изложена эта мысль.

Во-вторых, конспект может представлять собой краткий пересказ источника, сопровождающегося собственными мыслями и комментариями. Это более сложная форма, требующая серьезной работы с первоисточником и осмысления теорий, излагаемых автором. Но, с другой стороны, подобная форма конспектирования способствует более полному и осознанному усвоению знаний и формирование самостоятельного, аналитического мышления.

Третья форма конспекта — смешанная, в которой свободный пересказ сочетается с цитированием наиболее важных мыслей автора. Конспектирование может быть полным или выборочным. При выборочном конспектировании не конспектируется источник полностью, а выбираются те теории, положения, мысли автора, которые имеют отношения к вопросу, поставленному в семинарском занятии. Несмотря на то, что выборочное конспектирование, несомненно, менее трудоемко, оно, как правило, не создает целостной картины и не дает представления о позициях автора по разным вопросам. Поэтому предпочтительнее полное конспектирование, при котором замечания и ссылки на полях помогут студенту выделять материал, относящийся к тому или иному вопросу.

Выделение, осмысление и фиксирование основных положений по обозначенной проблеме позволит студенту не только лучше понять, но и лучше запомнить сложный материал, так как в процессе конспектирования осуществляется сложная мыслительная деятельность.

Конспект соответствующих разделов научной монографии необходим студенту на семинаре для участия в обсуждении предложенных в плане семинарского занятия вопросов. Участие в этом обсуждении способствует осмысленному восприятию учебной информации, сознательному и активному овладению знаниями и навыками.

Конспекты научных первоисточников окажут неоценимую помощь студенту и при подготовке к экзаменам, так как в них содержится дополнительная информация по экзаменационным вопросам, которой может не быть ни в конспектах учебных лекций, ни в учебниках.

Подготовка реферата и доклада

Реферат в изначальном смысле — краткий обзор содержание одной или нескольких книг по заданной теме. В настоящее время реферат понимается более широко, как краткое и относительно поверхностное раскрытие какой-либо темы. Пишется реферат на основе конкретных источников (как правило, не менее 8−15) и обязательно предполагает как список использованной литературы, так и ссылки на нее в тексте работы.

Реферат не относится к творческим работам, но предполагает критическое осмысление информации, излагаемой в источниках, собственные комментарии, обобщения и выводы. Цельподготовки реферата: помочь студенту разобраться в определенной проблеме, более глубоко изучить литературу по конкретной проблеме. Написание реферата способствует не только углублению знаний студента, дает ему научиться работать с научной литературой, критически оценивать различные научные теории, то есть, в целом помогает студенту овладеть навыками научно-теоретической деятельности, которые будут ему необходимы при подготовке курсовых и дипломных работ.

Подготовка реферата состоит из нескольких этапов.

  1. Библиографический этап. На этом этапе происходит работа с каталогами (в библиотеке и читальном зале), списками научных статей и библиографическими справочниками с целью подобрать источники по выбранной теме. Так как ориентироваться приходится только по названию книги или статьи, отобранный список должен быть достаточно обширный, что при дальнейшем более подробном просмотре иметь возможность отобрать действительно нужную литературу.
  2. Ознакомительный этап. На этом этапе студент знакомится с содержанием выбранных источников, окончательно решая вопрос о ее необходимости и значимости для будущей работы над рефератом. Целесообразно также в процессе просмотра отмечать те разделы и страницы литературных источников, которые нужно изучить более подробно.
  3. Изучающий этап. На этом этапе отобранная литература детально изучается, составляются конспекты наиболее важных источников, делаются выписки, цитаты. Необходимо не просто механически списывать нужные, с вашей точки зрения, места из источников, а стараться понять и осмыслить содержание теорий, концепций, проанализировать указанные факты. Обобщения и мысли, возникающие в процессе изучения литературы тоже необходимо фиксировать, так как они в последствии помогу придать вашей работе более интересный и творческий характер.
  4. Составление плана реферата. Изучение литературы по выбранной теме помогает выявить ее наиболее важные аспекты и проблемы, что необходимо при составлении плана. Главные требования предъявляемые к плану: во-первых, он должен содержать разделы раскрывающие тему и связанные с ней как на смысловом так и на концептуальном уровне; во-вторых, план должен быть логичен, все его разделы должным быть объединены единой идеей и взаимосвязаны (вытекать один из другого).
  5. Написание текста реферата. На этом этапе используются все подготовленные материалы. Информация выстраивается в соответствии с составленным планом, литературно оформляется, продумываются логические связки между отдельными параграфами и разделами работы, делаются обобщения и выводы.
  6. Оформление реферата. Хотя к оформлению реферата не предъявляется столь жестких требований как к оформлению курсовой работы или диплома, но аккуратное и правильное оформление реферата влияет на то впечатление, которое производит работа, и приучает студента к оформлению научных работ. Реферат пишется на листах бумаги формата А4 (допускается как компьютерный, так и рукописный вариант) с соблюдением полей. Минимальный объем реферата 15 печатных страниц. Название глав и параграфов выделяются. В тексте обязательно должны присутствовать сноски и ссылки на использованную литературу, правила оформления которых необходимо соблюдать. Слова, цитируемые автором, следует брать в кавычки, указывая в скобках после цитаты номер литературного источника по списку литературы и через запятую — номер страницы. Например: (12, 234).

    В конце реферата дается список использованной литературы в алфавитном порядке. Титульный лист реферата оформляется по образцу. (См: Приложение)

Структура реферата:

— титульный лист;

— оглавление с указанием страниц;

— введение, в котором формулируется суть проблемы, ее актуальность, дается краткий обзор литературы по теме, указывается цель и задачи реферата;

— основная часть, разделенная на разделы (главы, параграфы), каждый из которых раскрывает отдельную проблему или ее сторону, но логически связан с предыдущим;

— заключение, в котором подводятся итоги, делаются выводы и обобщения;

— список литературы в алфавитном порядке. (См: Список литературы к методическим рекомендация)

Характерные ошибки при написании реферата:

— несоответствие содержания реферату выбранной теме;

— отсутствие логики; несвязанные между собой разделы механически списаны из различных источников;

-переписывание больших кусков (до нескольких страниц) из литературных источников без ссылок на источник, без собственного анализа и обобщений;

-отсутствие плана реферата или составление плана после написания текста реферата;

-отсутствие в заключении собственных выводов.

Доклад — вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской деятельности, приучающий обобщать информацию и критически мыслить. По сути, доклад — это устное сообщение по какой-то теме; достаточно часто основой его служит подготовленный реферат. Однако следует учесть, что доклад предлагается слушателям, которых необходимо заинтересовать, вовлечь в обсуждение какого-то вопроса. Поэтому доклады, как правило, готовятся по наиболее актуальным или дискуссионным проблемам. В докладе большее внимание уделяется проблемному подходу, используются яркие интересные примеры, доказывающие основные положения сообщения. Так как доклады делаются устно, то при их подготовке обращают внимание на то, чтобы стиль изложения был доступным слушателям. При изложении доклада следует избегать чтения без отрыва от текста. Это создает неблагоприятное впечатление, делает даже самое интересное сообщение скучным, и лишает докладчика возможности общаться с аудиторией.

Тематика семинарских занятий

Тема 1. Основные подходы к проблеме человеческого развития, критерии и условия нормального и аномального развития

1. Предмет психологии девиантного поведения.

2. Сравнительный анализ концепций девиантного поведения.

  • Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения.
  • Социологический подход.
  • Психологический подход (психоаналитическая, бихевиоральная, гуманистическая теории).

3. Социальные нормы. Сущность, классификация социальных норм.

4. Типология отклоняющегося поведения.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение девиантному поведению.
  2. Раскройте взаимосвязь понятий «норма», «девиация», «патология».
  3. Назовите подходы к оценке поведенческой нормы.
  4. Представьте графически общую схему девиантного поведения личности.
  5. Перечислите виды взаимодействия с реальностью.

Литература:

1.Аберкромби. Н. Социологический словарь. — М.: 2000.

2.Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.

3.Гилинский Я.В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. — СПб., 1993.

4.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998.

5.Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь в 2-х томах. М.: 1999.

6.Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — М., 2004.

7.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: «ТЦ Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001.

8.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. — М., 1996.

9.Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростов: Диагностика. Профилактика. Коррекция. — Минск, 2004.

Тема 2. Психологические факторы девиантного поведения

1.Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.

2.Дифференциация понятий «акцентуация» и «психопатия».

3.Типы акцентуаций характера у подростков в подходе А.Е. Личко.

4.Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Проведите сравнительный анализ типологий акцентуаций в работах К. Леонгарда и А.Е.Личко.
  2. Дайте характеристику видам девиаций по факторам, воздействие которых привело к их формированию.
  3. Определите характерологические проявления акцентуаций в разные возрастные периоды.

Литература:

1.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. — Мн., 2004.

2.Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.

3.Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей).

— Л.: Медицина, 1979.

4.Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. С-Пб.: Питер, 2001. С. 302 — 333.

Тема 3. Аддиктивное поведение

1.Современные научные представления об аддикции и аддиктивном поведении.

2.Виды аддикции, их краткая характеристика (Алкоголь и дети. Кассета Психология 16).

3.Факторы аддиктивного поведения.

4.Теории аддиктивного поведения.

Литература:

1.Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.

2.Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — М., 2004.

3.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

4.Менделевич В.Д.Психология девиантного поведения. — М., 2001.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сравните основные отечественные и зарубежные психотерапевтические программы помощи при алкоголизме и представьте данные в виде таблицы:

Коллективная эмоционально — стрессовая гипнотерапия В.Е.Рожнова

Аверсивная психотерапия алкоголизма

Поведенческая психотерапия алкоголизма

Сообщество Анонимных Алкоголиков

Стрессопсихотерапия (кодирование) Довженко

2. Составьте доклады:

А.Традиции употребления алкогольных напитков в России (психологические и социокультурные факторы).

Б.Проблема игровой аддикции в современной психологии.

1.Одаренко О.В. Психопатологические аспекты жизнедеятельности в сети Интернет//Независимый психиатрический журнал. — 2002. № 4.

2.Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований//Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 1. — С. 86 — 102.

В.Исследование пищевой аддикции в психологии и психиатрии.

1.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: 2000. С. 153 — 165.

Тест для определения степени компьютерной зависимости

Инструкция. Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу:

0 баллов — никогда;

1 балл — редко;

2 балла — иногда;

3 балла — часто;

4 балла — всегда.

  1. Прибегаете ли вы к общению в Internet, чтобы завязать новые знакомства?
  2. Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?
  3. Насколько часто вы предпочитаете общение в Internetвремяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?
  4. Как часто вы остаетесь в режиме on-lineдольше, чем намеревались?
  5. Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени on-line?
  6. Снижается ли ваша успешность в учебе от длительного пребывания в режиме on-line?
  7. Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?
  8. Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным впустую?
  9. Отмечаете ли вы в своем поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Internet?
  10. Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?
  11. Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Internet?
  12. Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?
  13. Если вам мешают во время сеанса on-line, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?
  14. Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?
  15. Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажетесь в родной стихии (в Internet)?
  16. Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку…»?
  17. Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Internet?
  18. Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания в режиме on-line?
  19. Часто ли ради блужданий в сети вы отказываете себе в необходимом отдыхе (ночном сне)?
  20. Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Internet?

Обработка и интерпретация результатов.

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность наличия компьютерной зависимости:

10−29 баллов. Вы — обычный пользовательInternet, даже если иногда и позволяете себе задержаться в сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.

30−59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.

60−80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь психотерапевта.

3. Тема для дискуссии: Данные об эффективности лечения наркозависимых весьма противоречивы. Возможно ли преодолеть наркотическую зависимость? И при каких условиях? Аргументируйте свою точку зрения.

Тема 4. Сущность агрессивного поведения

1.Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.

2.Виды агрессии.

3.Факторы формирования агрессивности.

4.Диагностика агрессивности (Как работать с агрессивными детьми Психология кассета 10).

5.Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми и их родителями.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Перечислите факторы формирования агрессивного поведения.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

Да

нет

  1. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

Да

нет

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Да

нет

  1. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

Да

нет

  1. Я не всегда получаю то, что мне положено

Да

нет

  1. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Да

нет

  1. Если я не одобряю поведение друзей, я дам им это почувствовать

Да

нет

  1. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

Да

нет

  1. Мне кажется, что я не способен ударить человека

Да

нет

  1. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Да

нет

  1. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Да

нет

  1. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его

Да

нет

  1. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

Да

нет

  1. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Да

нет

  1. Я часто бываю не согласен с людьми

Да

нет

  1. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Да

нет

  1. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Да

нет

  1. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

Да

нет

  1. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Да

нет

  1. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор

Да

нет

  1. Меня немного огорчает моя судьба

Да

нет

  1. Я думаю, что многие люди не любят меня

Да

нет

  1. Я не могу удержаться от спора, если люди не любят меня

Да

нет

  1. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Да

нет

  1. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Да

нет

  1. Я не способен на грубые шутки

Да

нет

  1. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Да

нет

  1. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались

Да

нет

  1. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться

Да

нет

  1. Довольно многие люди завидуют мне

Да

нет

  1. Я требую, чтобы люди уважали меня

  1. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Да

нет

  1. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их «щёлкнули по носу»

Да

нет

  1. Я никогда не бываю мрачен от злости

Да

нет

  1. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

Да

нет

  1. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Да

нет

  1. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Да

нет

  1. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

Да

нет

  1. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным»

Да

нет

  1. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

Да

нет

  1. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Да

нет

  1. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Да

нет

  1. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Да

нет

  1. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

Да

нет

  1. Мой принцип «Никогда не доверять чужакам»

Да

нет

  1. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать всё, что я о нём думаю

Да

нет

  1. Я делаю много такого, о чём впоследствии сожалею

Да

нет

  1. Если я злюсь, я могу ударить кого-нибудь

Да

нет

  1. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Да

нет

  1. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Да

нет

  1. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

Да

нет

  1. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

Да

нет

  1. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Да

нет

  1. Неудачи огорчают меня

Да

нет

  1. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

Да

нет

  1. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её

Да

нет

  1. Иногда я чувству, что готов первым начать драку

Да

нет

  1. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Да

нет

  1. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Да

нет

  1. Я ругаюсь только со злости

Да

нет

  1. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

Да

нет

  1. Если для защиты свои прав мне нужно применить физическую силу, я применяю её

Да

нет

  1. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

Да

нет

  1. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

Да

нет

  1. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

Да

нет

  1. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

Да

нет

  1. Я часто думаю, что жил неправильно

Да

нет

  1. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

Да

нет

  1. Я не огорчаюсь из-за мелочей

Да

нет

  1. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

Да

нет

  1. Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

Да

нет

  1. В последнее время я стал занудой

Да

нет

  1. В споре я часто повышаю голос

Да

нет

  1. Я стараюсь обычно скрывать своё плохое отношение к людям

Да

нет

  1. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Да

нет

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

  1. Вопрос может относиться только одной форме агрессию.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом:

  1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и «нет» = 1, «да» = 0 — 9 и 7 утверждения.

  1. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и «нет» = 1 = 0 — 26 и 49.

  1. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.

  1. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 и «нет» = 1, «да» = 0 — 36.

  1. Обида:

«да» = 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

  1. Подозрительность.

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и «да» = 0, «нет» = 1: 33, 66, 74, 75.

  1. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы 1, 34, 7.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 + - 4, а враждебность — 6,5−7 + - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности

Литература:

1.Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. — М., 1990

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1994

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

4. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология, 2001, № 1. С 60 — 71.

5. Исаев Д.Д. Журавлёв И. И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. — СПб., 1997.

Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно // Советская педагогика, 1991 год, № 6,стр. 141−142

6 .Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб., 1997.

7. Личко А.Е. Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. — М., 1988.

8 .Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).

— М., 1994.

9. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика, 1984, № 5, стр. 141

10. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1996.

12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996

13.Степанов В.Г. Психология трудного школьника. — М., 1998

Тема 5. Суицидальное поведение

  1. Понятие суицидального поведения. Психологические теории суицидального поведения.
  2. Факторы риска суицидального поведения. Причины суицидального поведения.
  3. Виды суицидов.

Задание для самостоятельной работы:

1. Отделите признаки: санкционирующие и лимитирующие признаки суицидального поведения.

1. Раса, 2. пол, 3. возраст, 4. наследственная отягощенность, 5. семейное положение, 6. физическое здоровье, 7. лечение в психиатрической клинике, 8. особенности личности, 9. суицидальное поведение в анамнезе, 10. уровень образования, 11. профессия, 12. социальный статус, 13. трудовая занятость, 14. социально-экономическая ситуация.

  1. Охарактеризуйте возрастные, социально — статусные (профессиональные), сезонные и временные факторы способствующие суициду.
  2. Назовите отличия суицидального поведения у мужчин и женщин.

4.Проанализируйте риск суицидального поведения при различных акцентуациях характера у подростков, опираясь на работы А.Е.Личко.

Литература:

1.Бердяев Н. О самоубийстве. — М., 1992.

2.Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. — Рязань, 1997.

4.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. — М., 1994.

5.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.

6.Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. № 3. С. 32 — 39.

Тема 6. Сущность делинквентного поведения

1.Понятие «делинквентности». Разные точки зрения (Лисовский В.Т. Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних Кассета Психология 3).

2.Факторы, лежащие в основе формирования делинквентного поведения.

3.Типы преступников и их мотивации.

Задание для самостоятельной работы:

1.Проанализируйте факторы деликвентного поведения.

2.Определите мотивы преступного поведения.

Литература:

1.Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. — М., 1991.

2.Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М., 1981.

3.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

4.Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М., 1992.

5.Криминальная мотивация / Под ред. В.Н.Кудрявцева. — М., 1986.

6.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А.Беличевой. — М., 1999.

7.Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. — 1991. — № 4.

Тема 7. Изучение коммуникативных девиаций

1. Виды коммуникативных девиаций, их характеристика (как работать с гиперактивными и невнимательными детьми кассета Психология № 13).

2. Понятие «ранний детский аутизм», его особенности.

3. Проведение коррекционной работы с детьми, страдающими РДА.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Перечислите коммуникативные девиации. Определите, какие из коммуникативных девиаций не являются экспансивными.
  2. Выделите особенности раннего детского аутизма.
  3. Проведите тест по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Инструкция. Ответ «да», если вы согласны, или нет, если не согласны со следующими утверждениями:

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть всегда дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1 5 и 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов:

0−3 балла- у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4−6 баллов- у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться при выборе своего поведения с позицией окружающих людей.

7−10 баллов- у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предугадывать впечатление, производимое вами на окружающих.

Литература:

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие/ М.И.Рожков; под ред. М.И.Рожкова.-Москва:Владос.2006.
  2. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение: учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова, А. Байер, М.В. Харгезян. — Ростов-н-Дону: Феникс, 2007.
  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / В. Д, Менделевич. — Санкт-Петербург: Речь, 2005.
  4. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Самыгин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Тема 8. Основные подходы к диагностике отклоняющегося поведения

1. Основные подходы к диагностике отклоняющегося поведения.

2. Общие методы диагностики отклонения в поведении.

3. Специальные методы диагностики.

Литература:

1.Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. — М., 1980.

2.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. — М., 1993.

3.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — СПб., 1996.

4.Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. — М., 1993.

Тема 9. Основные подходы к профилактике отклоняющегося поведения

1.Общая психопрофилактика отклонений в поведении.

2.Специальная психопрофилактика отклонений в поведении.

3.Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.

Задание для самостоятельной работы:

1.Назовите меры профилактики и коррекции при профессиональных девиациях.

Литература:

1.Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978.

2.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

3.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — 3-е изд. — СПб., 2000.

Тема 10. Основные подходы к коррекции отклоняющегося поведения

1.Основные принципы психологической коррекции отклонений в поведении.

2.Принципы организации психотерапевтических групп подростков с отклонениями в поведении.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте психотерапевтические методы работы с расстройствами поведения и обобщите их в виде таблицы:

Поведенческая терапия

Когнитивная терапия

Семейная психотерапия

  1. Назовите основной инструмент психокоррекционного воздействия.
  2. Определите что является основной целью психокоррекции при девиациях.

Литература:

1. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. — М., 1994.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / Бурменская Г. В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. — М., 2002.

3. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1981.

4. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб., 1997.

Вопросы к экзамену по курсу «Психология девиантного поведения» направления подготовки 30 300.62 Психология

  1. Предмет, причины и формы девиантного поведения.
  2. Подходы к классификации девиантного поведения.
  3. Виды девиантного поведения.
  4. Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.

5. Виды агрессии. Факторы формирования агрессивности.

6. Диагностика агрессивности.

7. Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми и их родителями.

8. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

9. Представления об аддикции и аддиктивном поведении. Виды аддиктивной мотивации.

10. Теории аддиктивного поведения.

11. Факторы аддиктивного поведения. Алкоголизм, характеристика, стадии.

12. Факторы аддиктивного поведения. Никотиновая зависимость.

13.Факторы аддиктивного поведения. Наркотическая зависимость, ее характеристика.

14. Особенности токсикомании, стадии развития болезни.

15. Пищевая зависимость, ее формы и характеристика.

16. Особенности поведения при сверхценных психологических увлечениях.

17. Проблема профилактики психологической коррекции зависимостей.

  1. Понятие суицидального поведения. Виды суицидов.
  2. Факторы риска и причины суицидального поведения.
  3. Теории суицидального поведения.
  4. Коммуникативные девиации, их виды.
  5. Фобическое поведение, его характеристика, виды фобий.
  6. Аутизм, его характеристика.
  7. Коррекция аутизма.
  8. Делинквентное поведение.
  9. Типы преступников.
  10. Профилактика девиантного поведения, ее формы.
  11. Коррекция девиантного поведения, ее методы.

Вопросы к зачету по курсу «Психология девиантного поведения» направления подготовки 30 300.62 Психология

  1. Предмет, причины девиантного поведения.
  2. Формы девиантного поведения
  3. Подходы к классификации девиантного поведения.
  4. Виды девиантного поведения.
  5. Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.
  6. Виды агрессии. Факторы формирования агрессивности.
  7. Диагностика агрессивности.
  8. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.
  9. 8.Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.
  10. Представления об аддикции и аддиктивном поведении. Виды аддиктивной мотивации.
  11. Теории аддиктивного поведения.
  12. Факторы аддиктивного поведения. Алкоголизм, характеристика, стадии.
  13. Факторы аддиктивного поведения. Никотиновая зависимость.
  14. 13.Факторы аддиктивного поведения. Наркотическая зависимость, ее характеристика.
  15. Особенности токсикомании, стадии развития болезни.
  16. Пищевая зависимость, ее формы и характеристика.
  17. Особенности поведения при сверхценных психологических увлечениях.
  18. Понятие суицидального поведения. Виды суицидов.
  19. Факторы риска и причины суицидального поведения.
  20. Теории суицидального поведения.
  21. Коммуникативные девиации, их виды.
  22. Фобическое поведение, его характеристика, виды фобий.
  23. Аутизм, его характеристика.
  24. Коррекция аутизма.

Глоссарий

Аддиктивность (от англ. addiction) — склонность, пагубная привычка.

Акцентуации характера- чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы.

Аутоагрессия — крайняя выраженность негативного отношение к себе (преимущественно у суицидентов).

Бихевиоральная терапия— основанный на идеях бихевиоризма вариант психотерапии, целью которой выступает избавление человека от различных страхов и других невротических симптомов путем формирования новых условных реакций.

Девиантность (от лат. deviatio- отклонение) — отклонение от нормы.

Делинквент (от лат. delinquentis- правонарушитель) — субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Коррекция (от лат. сorrectionисправление) — воздействие с целью исправления недостатков.

Наркомания (от греч. narke- оцепенение, mania- страстное влечение) — заболевание, возникающее в результате употребления наркотических стредств и приводящее к тяжелым нарушениям функций организма, а также к развитию социальной деградации.

Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Профилактика (от греч. prophylaktikos- предохранительный) — совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности.

Суицид (от англ. suicide- самоубийство) — акт самоубийства, совершаемого человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания.

Фрустрация— критическая ситуация и состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей, когда имеются объективные или субъективные трудности на пути к достижению цели или решению задачи.

Рекомендуемая литература Основная:

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие/ М.И.Рожков; под ред. М.И.Рожкова.-Москва:Владос.2006.
  2. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение: учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова, А. Байер, М.В. Харгезян. — Ростов-н-Дону: Феникс, 2007.
  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / В. Д, Менделевич. — Санкт-Петербург: Речь, 2005.
  4. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Самыгин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Дополнительная:

  1. Аберкромби. Н. Социологический словарь. М.: 2000.
  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.
  3. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.
  4. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. — М., 1994
  5. Бердяев Н. О самоубийстве. — М., 1992.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 1992.
  7. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. УзССР, «Медицина», 1988.
  8. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
  10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
  11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  12. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / Бурменская Г. В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. — М., 2002
  13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. Основы дефектологии. — М., 1985.
  14. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. — М., 1964.
  15. Гилинский. Я. В., Афанасьев. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб, 1993.
  16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. М., 1994.
  17. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психолого-педагогическая характеристика личности проростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 35 — 38.
  18. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — 3-е изд. — СПб., 2000
  19. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1981.
  20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).

    — М., 2004.

  21. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.
  22. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. — Мн., 2004.
  23. Личко А.Е. Битенский В.С. Подростковая наркология. — Л., 1991.
  24. Личко А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. — Л., 1977.
  25. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).

    М., 1994.

  26. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. — М., 1993.
  27. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  28. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
  29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

26

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector