Развитие креативности у подростков

Оглавление

Введение 3

1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности 6

1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью 6

1.2. Подходы к изучению креативности в норме и патологии 14

2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение креативности у подростков разного возраста 19

2.1. Программа исследования 19

2.2. Результаты исследования 26

2.3. Выводы 35

Заключение. 37

Библиография. 39

Введение

Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.).

Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, — она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.).

Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.).

Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.

Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте.

Целью нашего исследования стало изучение процесса развития креативности у детей подросткового возраста.

Объект исследования — креативность подростков.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... является выработкановых знаний, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Врамках эмпирических исследований новые знания вырабатываются на основе изучения фактов и явлений окружающей действительности через опыт, при помощи ...

Предмет исследования — процесс развития креативности подростков.

Гипотеза исследования: уровень развития креативности и творческого воображения у подростков более младшего возраста статистически достоверно ниже, чем у старших подростков.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Установить уровни сформированности креативности испытуемых.

2. Выявить специфические особенности креативности, дать определение.

3. Провести исследование, направленное на изучение отличий креативности у подростков разного возраста.

4. Сделать выводы.

Методологической основой исследования явились важнейшие теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики. Учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития.

Методы исследования:

— анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— беседа;

— наблюдение;

— анализ графических работ детей;

— экспериментальное изучение креативности, включающее в себя констатирующий эксперимент сопоставительного характера;

— количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских психологов, на уроках изобразительной деятельности, развития речи, чтения и других учебных предметах, а также в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми, в семейном воспитании детей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание.

1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности

1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью……………

Заключение.

Проведенный теоретический анализ работ, посвященных проблеме творческого воображения и креативности, свидетельствует о недостаточной изученности проблемы как в области общей, так и в области медицинской психологии. При этом, как следует из этих работ, воображение и креативность занимает в жизнедеятельности людей, и, особенно, в творческой деятельности важное место, во многом определяя ее успешность. На основе анализа существующих концептуальных подходов к изучению творческого воображения, креативности, можно сделать вывод о недостаточности знаний о взаимосвязях между упомянутыми явлениями и необходимости их выявления и изучения.

Таким образом, можно подвести общий теоретический итог по данному вопросу:

• креативность является одной из форм отражательной деятельности сознания;

• специфика креативности заключается в том, что она отражает действительность как возможность, вероятность, путем структурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...

• креативность сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;

• креативность опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

• креативность значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;

• креативность находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью.

В процессе исследования подтвердилась гипотеза: уровень развития креативности и творческого воображения у подростков более младшего возраста статистически достоверно ниже, чем у старших подростков.

Данная исследовательская работа – это попытка внести свою скромную лепту в общее дело улучшения эффективности нашего российского школьного образования.

Библиография.

1. Абраман Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.

3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.

4. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. — №5 – с.30

5. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. — №1 – с.11

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.

7. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.

9. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.

10. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.

12. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.

13. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

14. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991

15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.

16. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. — №6 – с.25.

17. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

18. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

19. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. — пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989.

20. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999.

21. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.

18 стр., 8820 слов

«Психология детей со сложными нарушениями»

... нарушение — это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение ... особые трудности общения и требует обеспечения специальных образовательных нужд этих детей. [1] Психолого–педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии за рубежом 2.1 Организация ...

22. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1992.

23. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. — №1 – с.42.

24. Конькова Е.А., Популярная история живописи. М.,2002

25. Коррекционно–развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.

26. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

27. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с.

28. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М. 1979.

29. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М., 1988 .

30. Кузин В.С. Психология. Учебник. — М.: АГАР, 1999.

31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.

32. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.

33. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

34. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

35. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

36. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1997.

37. Общая психология / Под ред. Богословского В. В. – М., Просвещение, 1981.

38. Общая психология / Под ред. Петровского А. В. – М., просвещение 1986

39. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.

40. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.

41. Петров Г.Д. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983

42. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. — №5 – с.39.

43. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 — №1 – с.3.

44. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

45. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф — Москва, Педагогика, 1972г.

46. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Научный редактор Кротков Е. А. Москва, 1997.

47. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

48. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченок. М., 1999.

4 стр., 1562 слов

Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

... у детей с ЗПР// Научно-теор. конф. ….Дефектология, 1967. 17. Кузнецова Г.В. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников // Дефектология, 1976, ... Просвещение, 1969. - 214с. 23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии ... - М.: Просвещение, 1980. - 398 с. 14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности // Москва - Воронеж, ...

49. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.

50. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства, М., 1982.

51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.

52. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., МГУ, 1973.

53. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.

54. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с.

55. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.

56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.

57. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1993

58. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. — №4 – с.9.

59. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с.

60. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.

61. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.