ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса

Знакомство с основными подходами к рассмотрению душевной жизни человека и с основными разделами общей психологии.

Задачи курса

Усвоение студентами понятийного аппарата изучаемых направлений психологической мысли, формирование у студентов понимания логики рассматриваемых в курсе подходов к изучению душевной жизни человека.

Раздел 1. Развитие психологической мысли до выделения психологии в самостоятельную науку

1.1. «Психология до психологии»: Гомеровский эпос.

Душа как предмет эсхатологического, а не психологического рассмотрения у Гомера. Человек – это в первую очередь тело. Телесность того, что позже станет считаться душевной жизнью. Сердце (кардиа) и лёгкие (френес) как органы психики. Значимость гомеровской «психологии»: проблема телесности. Возвращение к проблеме телесности в психологической науке и практике 20-го века: телесно-ориентированная терапия; телесность в феноменологической философии и психологии (М. Мерло-Понти).

Запрос греческого человека на форму. Проблема идентичности аристократа гомеровской эпохи, роль почестей, воздаваемых герою на войне и победителю спортивных состязаний в формировании идентичности. Анализ истории Аякса.

Литература к теме 1.1.

  1. Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М., 1999.
  2. Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1036

1.2. Пифагор и его учение о душе.

Отождествление человека с душой (а не с телом, как до него) у Пифагора. Тело как темница души. Задача обретения душой самостояния по отношению к телу с помощью упражнения в математике и музыке. Гомеровский образ жизни.

10 стр., 4827 слов

Человек и смысл его жизни

... человеком, изучением его природы и условий жизни проявляется в таких науках, как биология, психология и особенно общественные дисциплины. Человек ... прямо связано с многоликостью человека, его существованием в качестве человека “экономического” (производителя и потребителя), “психологического» (действующего исходя из ... . 1. Дубинин Н.П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. 2. Кем еров В.Е. Введение ...

Учение о переселении души. Возможные истоки этого учения.

Литература к теме 1.2.

  1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996. С. 43-52.
  2. Доддс Е. Р. Греки и иррациональное. М.-С.-Пб. 2000.

1.3. Сократ – поворотная фигура греческой мысли. Значение Сократа для истории античной психологии.

Сократ – первое появление субъекта на арене мировой истории (С. Кьеркегор).

Свидетельства о Сократе Ксенофонта, Аристофана, Платона, их анализ и сопоставление. Майевтика как способ привития рефлексии. Сократическая этика как этика ответственности.

Литература к теме 1.3.

  1. Kierkegaard S. The Concept of Irony with continual reference to Sokrates. Princeton, 1992.
  2. И.Г.Гаман «Достопримечательные мысли Сократа» // Гильманов В.Х. Герменевтика «образа» И.Г.Гамана и Просвещение. Калининград, 2003.
  3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Кн. 1. http://ancientrome.ru/antlitr/ksenoph/index.htm
  4. Ксенофонт. Защита Сократа на суде. http://ancientrome.ru/antlitr/ksenoph/index.htm
  5. Аристофан. Облака. http://lib.ru/POEEAST/ARISTOFAN/aristofan1_1.txt
  6. Платон. Апология Сократа. http://psylib.org.ua/books/plato01/01apols.htm
  7. Платон. Критон. http://psylib.org.ua/books/plato01/02krito.htm

1.4. Учение Платона о душе.

Образ жизни в платоновской Академии и учение о философии как упражнении в умирании. Понятие идеи в философии Платона. Отношение души и тела. Тело как темница души. Доказательства бессмертия души в фиалоге «Федон», псифагорейские мотивы этого диалога. Трёхчастное строение души («Тимей», «Федр», «Государство»).

16 стр., 7890 слов

Понятие души в современной философии и психологии

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» Факультет менеджмента и экономики Реферат по дисциплине «Философия» на тему: «Понятие души в современной философии и психологии» Выполнила: Каткова Юлия Андреевна Санкт-Петербург 2010 Содержание Введение 1. Общие представления о ...

Познание как припоминание («Менон»).

Разум и удовольствие, их отношение к Благу («Филеб»)

Литература к теме 1.4.

  1. Платон. Федон. http://psylib.org.ua/books/plato01/19fedon.htm
  2. Платон. Тимей. http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm
  3. Платон. Федр. http://psylib.org.ua/books/plato01/21fedr.htm
  4. Платон. Государство. Кн. 4; кн. 6. http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos01.htm
  5. Платон. Менон. http://psylib.org.ua/books/plato01/17menon.htm
  6. Платон. Филеб. http://psylib.org.ua/books/plato01/25fileb.htm

1.5. Учение о душе в философии Аристотеля

Определение души. Виды души. Проблема бессмертия души.

Память и припоминание в философии Аристотеля. Критика платоновского учения о познании как припоминании.

Наука о снах в Древней Греции и трактат Аристотеля «О предсказаниях во сне».

Учение о действии. Произвольные и невольные действия.

Учение об аффектах.

Проблема характера. Развитее взглядов Аристотеля его учеником Феофрастом..

Литература к теме 1.5.

  1. Аристотель. О душе. Кн. 1, гл. 1. Кн. 2, гл. 1-6, 12. Кн. 3, гл. 1-4, 7, 9, 10. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/arist/index.php
  2. Аристотель. О памяти и припоминании (+ предисловие С. В. Месяц) // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы).

    М.: 2005. С. 391-429.

  3. Аристотель. О предсказаниях во сне (+ предисловие М. А. Солоповой) // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы).

    9 стр., 4073 слов

    Философия сем1

    1. Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. ...

    М.: 2010. С. 156-175.

  4. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 3 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/arist/nik_et.php
  5. Аристотель Риторика. Кн. 2. http://www.koob.ru/aristotel/ritorika
  6. Феофраст. Характеры. http://lib.ru/POEEAST/TEOFRAST/teofrast1.txt

1.6. Психологические проблемы эллинистической философии.

Экзистенциальная тревога грека после завоеваний Александра Македонского. Философия как «врачевание души». Эллинистические школы философии как пути такого врачевания. Пирронизм. Эпикурейство. Стоицизм.

Литература к теме 1.6.

  1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996. С. 200-238.
  2. Адо П. Что такое античная философия? М.: 1999. С. 104-161.

1.7. Плотин и его мистико-философское учение о душе.

Эманация. Уровни бытия как уровни человеческого я. Сознание, надсознательное, подсознательное.

Внутреннее и внешнее созерцание, из взаимосвязь.

Литература к теме 1.7.

  1. Адо П. Плотин, или простота взгляда. http://psylib.org.ua/books/ado_p01/index.htm
  2. Адо П. Что такое античная философия? М.: 1999. С. 162-187.

1.8. Душа и христианское учение о спасении

Душа и христианское учение о спасении. Аскетизм как практика христианского совершенствования. Этико-психологический анализ «страстей». Восточно-аскетическая схема восьми главных пороков. Анализ и психологическое определение главных моментов постепенного развития «страсти» в душе человека.

Литература к теме 1.8.

  1. Библия. Любое издание.
  2. Иоанн Кассиан Римлянин. Серапион о восьми главных страстях. http://krotov.info/spravki/persons/05person/0435kass.html
  3. Авва Евагрий. О восьми помыслах к Анатолию. http://psylib.org.ua/books/dobrl01/txt58.htm
  4. Преп. Нил Сорский. О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям. .

1.9. Учение о душе в Восточном христианстве.

Подход к человеку в Восточном христианстве. Рассмотрение человека как созденного по образу Божию. Развитие учения о душе от первых веков Христианства до заката Византийской империи. Антропология свт. Григория Паламы. Проблема телесности в восточно-христианском богословии. Богословское оправдание тела, раскрытие значимости тела как необходимого аспекта полноты существования человека.

8 стр., 3665 слов

Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока

Реферат на тему: «Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока» Тверь 2009 Введение История психологии – одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. C одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которыe получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии. C другой стороны, история психологии ...

Литература к теме 1.9.

  1. Керн К., архим. Антропология св. Григория Паламы. http://psylib.org.ua/books/kipke01/txt06.htm
  2. Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Минск, 2007.
  3. Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VIIвека. М., 2007.
  4. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих.

1.10. Учение о душе в Западном христианстве

Особенности западно-христианского подхода к рассмотрению душевной жизни человека. «Исповедь» блаж. Августина: понимание себя через авторитетное слово Другого. Развитие схоластическое науки. Учение о человеке в схоластике. Томистское учение о человеке.

Литература к теме 1.10.

  1. Блаж. Августин. Исповедь. http://psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm
  2. Жильсон Э. Философия в средние века.
  3. Жильсон Э. Избранное: Том 1. Томизм. Введение в философию св.. Фомы Аквинского. М.-С.-Пб., 2000.

1.11. Переход от средневекового к новоевропейскому способу рассмотрения душевной жизни в эпоху Возрождения и Реформации.

Зарождение итальянского гуманизма. Петрарка. Образно-поэтическое осмысление человеческой жизни, полемика с логико-диалектическим подходом схоластов.

Герметизм в культуре Возрождения.

Реформация. Проблема свободы воли у М. Лютера. Ответ Лютеру Эразма Ротердамского.

12 стр., 5779 слов

Философия и психология в литературе

Реферат по литературе «Философия и психология в литературе» Выполнила ученица 9 «б» класса Средней школы №11 Созонтова Валерия Учитель русского языка и литературы Садыкова Фаина Алексеевна Г. Березники, 2010 год Оглавление философия психология литература Вступление .Анхель де Куатьэ .Михаил Юрьевич Лермонтов .Уильям Шекспир .Оскар Уайльд Заключение Список литературы лермонтов шекспир уайльд ...

Психологические идеи 16 в. Психология Ф. Бэкона

Литература к теме 1.11.

  1. Жильсон Э. Философия в средние века. Гл. 10. 1. Возвращение литературы в Италии.
  2. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. Гл. I-IV. http://psylib.org.ua/books/yates03/index.htm
  3. Лютер М. О свободе христианина. http://www.bible-center.ru/article/freedom
  4. Лютер М. О рабстве воли. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/lyuter/17.php
  5. Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение освободе воли. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/_ErazmDiatr.php

1.12. Психология в великих метафизических системах 17 в.

Р. Декарт и поворот к сознанию. «Вещь мыслящая» и «вещь протяжённая»; проблема отношения души и тела у Декарта. Представляющее мышление и «ничего не говорящее» тело.

Психологические аспекты философии Спинозы. Учение об аффектах.

Дж. Локк и его учение о развитии душевной жизни. Душа как tabularasa. Два источника «идей». Спор Лейбница с Локком и его историческое значение.

Литература к теме 1.12.

  1. Декарт Р. Размышления о первой философии. http://psylib.org.ua/books/dekar02/index.htm
  2. Декарт Р. Страсти души. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/
  3. Декарт Р. Письмо к Елизавете от 28 июня 1643 г.
  4. Хайдеггер М. Бытие и время. § 18 Б. Оттенение анализа мирности по контрасту с интерпретацией мира у Декарта.http://heidegger.ru/sobranie_new.php
  5. Хайдеггер М. Время картины мира. Добавления 8), 9).

    http://heidegger.ru/sobranie_new.php

  6. Спиноза Б. Этика. http://www.koob.ru/spinoza/ethics
  7. Делёз Ж. Спиноза // Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму; Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирский. — М.: Per Se, 2001.
  8. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=897
  9. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_leibniz_nouveaux_essays_sur_l-entendement_humain_book-1.htm

1.13. Психология 18 в

Общая характеристика философии 18 в., её основных тенденций. Просвещение. Значение психологической проблематики для философии этого времени. Выделение психологии в самостоятельный раздел философии. Психология Х. Вольфа, И. Н. Тетенса, Д. Юма, И. Канта. И. Г. Гаман и его полемика с Просвещением: возможность альтернативной психологии и антропологии. Психологические вопросы в так называемой «философии чувства и веры» (И. Г. Гаман, Ф. Г. Якоби, Ф. Гемстергюи).

2 стр., 914 слов

Отрасли психологии разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Предмет психология. Отрасли психологического знания. Психоло́гия (от др.-греч. — «душа»; — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя ...

Литература к теме 1.13.

  1. Васильев В. В. История философской психологии. Западная Европа – 18 в. http://www.koob.ru/vasilyev_v_v/istoriya_filosofskoy_psihologii
  2. Кожевников В. А. Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. Ч. I. http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=2106
  3. Nadler J. Johann Georg Hamann. Salzburg, 1949.

1.14. Психология конца 18 – начала 19 вв.

Культурная ситуация в Германии на рубеже 18-19 вв. Романтизм как культурно-историческое явление, предпосылки его возникновения и развития. Основания значимости психологии для мыслителей-романтиков; разработка понятия индивидуальности, биографического метода, интерес к проблемам психологии развития и проблемам воспитания, исторические предпосылки этого подхода. Психология в трудах Ф. Д. Э. Шлейермахера.

Литература к теме 1.14.

  1. Гайм Р. Романтическая школа. С.-Пб., 2006.
  2. Гайм Р. Гегель и его время. С.-Пб., 2006.
  3. Шлейермахер Ф. Д. Э. Герменевтика. СПб.: 2004.
  4. Дильтей В. Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики // Собр. соч. в 6 томах. Т. 4. М.: 2002.

1.15. Психология середины 19 в.

«Крах» системы Гегеля и философской метафизики в целом. Утрата метафизикой качества общезначимой основы психологических построений. Попытка придания психологии естественнонаучных, физиологических оснований. Психологические идеи в физиологии середины 19 в. Психологические идеи в философии середины 19 в. С. Кьеркегор и его понимание психологии.

Литература к теме 1.15.

  1. Ждан А. Н. История психологии. М.: 2007. С. 182-237.
  2. Саугстад П. История психологии. Самара: 2008. С. 28-72.
  3. Кьеркегор С. Понятие страха.
  4. Кьеркегор С. Болезнь к смерти.
  5. Кьеркегор С. Беседы. М.: 2009.
  6. Кьеркегор С. Евангелие страданий. М.: 2011.

1.16. Программы разработки психологии в последней четверти 19 в.

Обретение психологией институциональной самостоятельности. Открытие В. Вундтом Психологической лаборатории. Научная программа В. Вундта. Экспериментальная психология конца 19 в.

Психология Ф. Брентано. Проект «описательной психологии» В. Дильтея. Место психологии в дильтеевской программе Критики исторического разума. Проект психологии как «науки о духе» (гуманитарной дисциплины) и критика естественнонаучно-ориентированной психологии. Развитие психологических идей в поздних работах В. Дильтея. Спор Г. Эббингауза с В. Дильтеем.

Литература к теме 1.16.

  1. Саугстад П. История психологии. Самара: 2008. 72-110.
  2. Брентано Ф. «Психология с эмпирической точки зрения» (пер. и послесловие В.Анашвили) М., 1996.
  3. Дильтей В. Введение в науки о духе.
  4. Дильтей В. Описательная психология. http://psylib.org.ua/books/dilte01/index.htm
  5. Лызлов А. В. Истоки гуманитарного направления в психологии (на материале трудов В. Дильтея).

    Дисс. … канд психол. н. М.: 2006.

Раздел 2. Основные направления в психологии 20 в

2.1. Направления, выросшие из медицины: психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология.

Возникновение и развитие психоанализа. Бессознательное и гипноз. Лечение истерии. Катартический метод Й. Брейера. Гипотеза З. Фрейда о сексуальной этиологии неврозов. Открытие трансфера. Отказ Фрейда от гипноза. Техника психоанализа. Эдипов комплекс. Топографическая и динамическая модели организации психики. Стадии психосексуального развития.

Аналитическая психология К. Г. Юнга. Специфика понимания бессознательного К. Г. Юнгом. Понятие архетипа. Психологические типы по Юнгу.

Основные понятия и принципы индивидуальной психологии А. Адлера.

Литература к теме 2.1.

  1. Шерток Л., Соссюр Р. де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., 1991.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. С.-Пб, 2008. С. 29-64, 95-146.
  3. Фрейд З. Введение в психоанализ. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/

2.2. Открытый кризис в психологии (10-е – середина 30-х гг. 20 в.).

Причины и движущие силы кризиса в психологии. Направления психологии периода открытого кризиса. Бихевиоризм. «Психология с точки зрения бихевиориста» Дж. Уотсона. Развитие бихевиоризма и необихевиоризм. Гештальтпсихология. Понятие «гештальт». Лейпцигская и Берлинская школы гештальтпсихологии. Теория личности К. Левина

Литература к теме 2.2.

  1. Ждан А. Н. История психологии. М.: 2007. С. 313-400.
  2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

2.3. Отечественная психология в 20 в.

Отечественная психология в 1910-20 гг. Становление советской психологии. Культурно-историческая психология Л. С. Выготского. Теория деятельности. С. Л. Рубинштейн. А. Н. Леонтьев. Психология в постсоветский период.

Литература к теме 2.3.

  1. Ждан А. Н. История психологии. М.: 2007. С. 401-470.
  2. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. Изд.2 2007
  3. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.
  4. Леонтьев А.А. Выготский Л.С. М., 1990.
  5. Выготская Г.Л., ЛифановаТ.М. Лев Семенович Выготский. Штрихи к портрету. М., 1996.
  6. Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне. http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107686680&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. http://psylib.org.ua/books/leona01/

2.4. Основные направления западной психологии второй половины 20 в.

Возникновение и развитие гуманистической психологии. А. Маслоу, К. Роджерс. Экзистенциальная психология. В. Франкл, Р. Мэй. Когнитивная психология.

Литература к теме 2.4.

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. С.-Пб, 2008. С. 367-433, 686-704, 323-335.
  2. Ждан А. Н. История психологии. М.: 2007. С. 471-497.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла http://hpsy.ru/authors/x102.htm
  4. Солсо Р. Когнитивная психология. http://yanko.lib.ru/books/psycho/solso=cognitive_psychology-6.ru=ann.htm

Раздел 3. Основные разделы общей психологии

3.1. Психология мотивации.

Общая характеристика мотивационной сферы. Структура и развитие мотивационной сферы. Ситуационная динамика мотивации. Мотивационные системы человека.

3.2. Психология эмоций.

Общая характеристика эмоций. Функции эмоций. Мобилизующая функция эмоций и стресс. Коммуникативная функция эмоций. Мозг и эмоции. Теории эмоций: теория Джеймса-Ланге, теория мимической обратной связи, центральные теории эмоций, уровневая модель функционирования эмоций, двухфакторная теория эмоций, информационная теория эмоций П. В. Симонова, континуальные модели эмоций.

3.3. Психология волевых процессов.

Общая характеристика волевых процессов. Воля как активность. Воля как функция иерархии мотивов. Структура волевого акта. Когнитивные компоненты волевого акта.

3.4. Психология внимания.

Специфика внимания как психического процесса. Объективные и субъективные явления внимания. Ошибки невнимания. Теории внимания: внимание как мобилизация организма, внимание как селекция информации, внимание как активный выбор, внимание как интеграция содержаний сознания, внимание как высшая психическая функция.

3.5. Психология памяти.

Круг явлений памяти. Процессы памяти. Искусство памяти в Античности и в Средние века. Нарушения памяти.

Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития.

Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемических процессов. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти. Многокомпонентная модель памяти в когнитивной психологии.

3.6. Психология ощущения и восприятия.

Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Цикличность восприятия. Понятие схемы. Ощущение: классификация ощущений, проблема измерения ощущений. Проблематизация психологического понятия ощущения в феноменологии восприятия М. Мерло-Понти. Зрение. Слух. Тактильная чувствительность. Хеморецепция. Восприятие времени.

3.7. Психология мышления и речи.

Общая характеристика мышления. Логика и психология мышления. Мышление как процесс вывода нового знания. Мышление как процесс решения задач. Виды мышления. Язык, речь, мышление. Виды значений. Интеллект.

Литература к Разделу 3.

  1. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М.: 2008.
  2. Общая психология в 7 т. Под ред. Б. С. Братуся. Т. 2.: Гусев А. Н. Ощущение и восприятие. М.: 2007.
  3. Общая психология в 7 т. Под ред. Б. С. Братуся. Т. 3: Нуркова В. В. Память. М.: 2006.
  4. Общая психология в 7 т. Под ред. Б. С. Братуся. Т. 4: Фаликмин М. В. Внимание. М.: 2006.
  5. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  6. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М: МГУ, 2008.
  7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
  8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Спб: Питер, 2006.
  9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.
  10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2007.
  11. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С.-Пб.: 1999.
  12. Merleau-Ponty M. La Structure du Comportement. Paris: 1967.(английский перевод: Merleau-Ponty M. The Structure of Behavior. Boston, 1967)

Автор программы: кандидат психологических наук Лызлов А. В.