Процесс эволюции психики в филогенезе

Оглавление

  • Введение
  • 1. Психика: понятие, свойства
  • 2. Эволюция психики в филогенезе
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • Психика — это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с. С. 66.
  • Чтобы понять природу психики, необходимо знать: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции? Понятие психика и эволюция неравно связаны между собой, поскольку все процессы и стадии становления психики происходят в процессе эволюции.
  • Эволюция психики — это постепенное, последовательные, непрерывное, длительное и прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) развитие психики во времени.
  • В целом — это необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой.
  • Научное изучение возникновения и развития психики — путь познания ее природы и сущности.
  • Цель работы: изучить процесс эволюции психики в филогенезе.

Для этого режим следующие задачи:

  • — дадим понятие психики, ее особенности;

— выделим особенности эволюции психики в филогенезе.

— дадим характеристику стадии развития психики в филогенезе А.Н. Леонтьева и К.Э. Фарби.

Работа включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

  • 1. Психика: понятие, свойства
  • Существуют два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма.

Приведем ряд определений психики:

10 стр., 4939 слов

Понятие развития в возрастной психологии и его соотношение со ...

... 3   1.История развития представлений о понятии «развитие»………………………........................... 4-5   2.Категории психологии развития…………………………………………………... ………………5-6   3.Основные подходы к развитию психики ребенка в ... этап всей известной науке эволюции Вселенной составляет история человечества.     2.Категории психологии развития.  Психология принадлежит к ...

  • — «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»; Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: АСТ, 2006. — 640 с.
  • — «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность»; Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — 660 с.
  • — «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)»; Немов Р.С. Психология. Кн. 1. / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
  • — «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира». Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб пос. / П.Я. Гальперин. — М.: КД «Университет», 1999. — 332 с.
  • Итак, психика — это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с. Из этого определения следуют свойства психики:

1) психика — это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ — копию материальных объектов реального мира;

3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

  • Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действительности, которое характеризуется следующими особенностями:

— оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;

— оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации потребностей и интересов;

— оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.

  • Таким образом, психика — это «субъективный образ объективного мира».

Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом состоит источник развития психики.

8 стр., 3539 слов

Возникновение психики живых организмов

... общественно–исторической основе.Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окр. средой. Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое ...

  • Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:
  • — возникновение и развитие психики в животном мире (филогенез);
  • — возникновение и развитие человеческого сознания;

— развитие психики в онтогенезе индивида в отличии от развития вида (филогенеза), т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

Кратко можно сформулировать так: онтогенез — происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез — происхождение психики «рода».

В следующей главе рассмотрим эволюцию психики в филогенезе.

психика эволюция человек

2. Эволюция психики в филогенезе

Филогенез (греч. phyle — род, племя, вид; genos — происхождение) — процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций / А.К. Луковцева. — М.: КДУ, 2008. — 192 с. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Развитие психики — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики в этом процессе взаимодействия в качестве одного из важных его факторов.

Согласно А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы — закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют стадии развития психики в филогенезе. Одна из гипотез относительно была предложена А.Н. Леонтьевым, а позднее доработана К.Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева-Фарби.

А.Н. Леонтьев выделил 3 стадии: Гиппенрейтер Ю.Б Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: АСТ, 2008.-352 с.

1. Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2. Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов.

Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер.

Таблица 1 — Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды живых существ, достигших этого уровня

I. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов

Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).

Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.).

Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски).

Насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач).

Складывание определенной «картины мира»

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найден-ного принципа решения задачи в новые условия. Создание и исполь-зование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологи-ческих потребностей. Непосредствен-ное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Согласно концепции К.Э. Фабри, история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (низший, высший, наивысший) (табл. 1).

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом.

Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность — наличие сознания. Согласно А.Н. Леонтьеву, сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.

Сознание и личность — качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

В процессе эволюции общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества. Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.

Филогенезное развитие психики в отечественной психологии рассматривается на 2 уровнях: физиологическом и элементарном психическом.

На уровне физиологического развития в эволюции психики выделяются несколько этапов.

1- этап. В самом начале зарождающейся на земле жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии элементарных организмов (прообразов нервных клеток) с окружающей средой. Они и определили уже у одноклеточных разделение на две самостоятельные ветви: реализуемых у растений и в животном мире. В основе этого разделения лежит присущая простейшему организму форма физиологического отражения окружающей среды — раздражимость, которая представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.

2 этап. В последующем раздражимость стала вызывать приспособительские процессы, уравновешивающие состояние организма со средой. Если растения остановились на физиологической форме отражения, заключающейся в изменении химического состава и физического состояния, то в животном мире процессы усовершенствования продолжались. У них формируется новый тип раздражимости — чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. Именно с ее появлением начинается эволюция, собственно, психического отражения окружающего мира.

3 этап. В его пределах появляются ощущения — отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и т.р. характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.

4 этап. Последующее объединение нервных ощущений в систему привело к образованию качественно нового вида физиологического отражения объективной действительности — восприятия, представляющего собой объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.

Дальнейшее объединение нервных клеток привело к образованию в организме мозговой трубки, а в последующем — спинного и головного мозга. Это был уже совершенный орган, позволивший наряду с физиологическим, появиться и психическому (субъективному) отражению мира.

Формирование элементарного психического уровня филогенезного развития психики может также рассматриваться в рамках нескольких самостоятельных этапов.

1-й этап. В его пределах возникают простейшие психические реакции организма животного мира, получившие название рефлексов — закономерной ответной реакцией организма на действие определенного раздражителя. Как было экспериментально выявлено и доказано И.М. Сеченовым, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения являются рефлексами. При этом они начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и заканчиваются мышечным движением.

2-й этап. Происходит формирование однообразных рефлексивных действий на конкретные воздействия внешних или внутренних раздражителей. И.П. Павлов установил, что в основе нервной деятельности живого организма лежит рефлекс, представляющий не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. При этом он назвал постоянную связь внешнего раздражителя с соответствующей реакцией на него живого организма — безусловным рефлексом, а временную — условным рефлексом.

3-й этап. Безусловные рефлексы закрепляются в организме и передаются по наследству, что привело к образованию инстинктов — совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. Формирование инстинктов на первых порах обусловливалось биологическими потребностями (питания, продолжения рода и так далее), а в последующем совершенствовалось и приобретало новое содержание — ориентировочное, защитное, поисковое. Но следует учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают взаимодействие организма только со стабильной средой. В изменчивой же среде одних только безусловных связей недостаточно. Этот пробел восполняется механизмами условных рефлексов.

Образование условных рефлексов является более сложным процессом в работе нервной системы. Они стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде и могут вырабатываться на сигналы, связанные с безусловным раздражителем, но уже через второй, третий и так далее раздражители.

4-й этап. Последующее развитие нервной системы дало возможность в рефлексивном поведении опереться на сочетание различных реакций на одновременно действующие раздражители. Чем более совершенствуется организм, тем легче изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые более совершенные. Появление способности легко менять формы поведения создало новый вид психической деятельности, называемый навыком.

Таким образом, эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса.

Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных.

Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости все более интенсивного контактирования со все большим числом предметных компонентов среды, к совершенствованию передвижения среди этих компонентов и ко все более активному обращению с ними.

Только такое прогрессивное изменение поведения могло обеспечить возрастающее потребление необходимых для жизни компонентов среды, равно как все более успешное избегание неблагоприятных или вредных воздействий и опасностей.

Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае — это уровень отдельных ощущений, в другом — предметное восприятие.

Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.

Несмотря на то что историческое развитие человечества коренным образом отличается от общих закономерностей биологической эволюции, что неоднократно подчеркивали в своих трудах психологи, именно биологическая эволюция животных создала биологическую основу и предпосылки для небывалого в истории органического мира перехода на совершенно новый уровень развития.

В этом мы можем убедиться, внимательно рассмотрев все этапы развития психической деятельности животных. Без развития простейших инстинктов, их длительного совершенствования в результате эволюции, без низших ступеней развития психики было бы невозможно и возникновение человеческого сознания.

Следовательно, движение являлось решающим фактором эволюции психики. С другой стороны, без прогрессивного развития психики не могла бы совершенствоваться двигательная активность животных, не могли бы производиться биологически адекватные двигательные реакции и, следовательно, не могло бы быть эволюционного развития.

Заключение

Таким образом, филогенезом называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Психика — это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Существуют два подхода к пониманию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. При этом, развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Выделяют основные стадии развития психики в филогенезе. Так, А.Н. Леонтьев выделил 3 стадии развития психики животных:

1) Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики — отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).

2) Стадия перцептивной психики — отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.

3) Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) — животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.

Фабри, опустил 3-ю стадию и предложил на 1 и 2 стадиях ввести уровни (низший, высший, наивысший):

Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики, при этом первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Список используемой литературы

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: АСТ, 2006. — 640 с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие / П.Я. Гальперин. — М.: КД «Университет», 2002. — 332 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: Астрель, 2008. — 352 с.

4. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций / А.К. Луковцева. — М.: КДУ, 2008. — 192 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с. С. 66-84.

6. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

7. Плещинский И.Н. Зоопсихология и сравнительная физиология: Учебно-методический комплекс / И.Н. Плещинский, Н.В. Звёздочкина. — Казань: Казанский федеральный университет, 2010. — 120 с.

8. Рожкова А.П. Зоопсихология психология и сравнительная психология: Учебное пособие / А.П. Рожкова. — Курган: КГУ, 2005. — 105 с.

9. Сивцова А.В. Психология и педагогика / А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. — Барнаул: АГАУ, 2008. — 195 с.

10. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин- Мн.: Харвест, 1998. — 660 с.

11. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник / К.Э. Фабри. — М.: Психология, 2011. — 464 с. С. 123-186.

Размещено на