ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 2

12

__________________________________________________________________________________________________________________

ОДОБРЕНА

Президиумом научно-методи-

ческого совета по биологии

Председатель

Д.С. Павлов

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования

Г. К. Шестаков

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»

Для направлений:

510 000 Естественные науки и математика (кроме 510 600 Биология и 511 100 Экология и природопользование)

553 500 Защита окружающей среды

560 000 Сельскохозяйственные науки

Программа составлена

в соответствии с государственными образовательными стандартами

высшего профессионального образования

по соответствующим направлениям

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по дисциплине «Биология с основами экологии» предназначена для подготовки бакалавров естественно-научных и сельскохозяйственных направлений и ее особенность состоит в фундаментальным характером изложения предмета, имеющим целью формирование у студентов биологического мышления и целостного естественно-научного мировоззрения. Программа составлена таким образом, чтобы студенты получили целостное представление о мире живого и знания, необходимые для сохранения биосферы.

Программа построена так, что начало изложения, выходя из разделов физики и химии, ведет к пониманию сущности жизни, единства и многообразия живого на Земле, давая затем базу для понимания биологического и социального начал в человеке. Курс «Биология с основами экологии» в фундаментальном образовании бакалавров может служить связующим звеном естественно-научного и гуманитарного знания. Вместе с тем, авторы программы ставили также перед собой задачу научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с биологией, в том числе — здоровья человека, охраны природы, преодоления экологического кризиса, привить навыки экологической культуры.

В соответствии с государственными требованиями, заложенными в содержании цикла общих естественно-научных дисциплин программа включает три крупных модуля:

— Живые системы (сущность жизни, уровни и принципы биологической организации, многообразие живых организмов) — этот раздел связан в единое целое с курсами физики и химии, и завершается представлениями об эволюции Земли;

— Человек (человек, как биологический вид, особенности физиологии, соматическое, психическое и социальное начала в природе человека, факторы здоровья и экологического риска, место человека в эволюции Земли);

— Основы экологии (биосфера, ее структура, динамика, ресурсы, природа и общество, глобальные экологические проблемы).

Содержание программы базируется на биолого-экологических знаниях, заложенных в полном школьном курсе биологии, и раскрывает фундаментальные представления наук о жизни на более глубоком естественно-научном и философском уровне, дает возможность рассмотреть основные понятия и законы биологии и экологии применительно к живым системам возрастающей сложности. Программа определяет общий объем знаний по биологии и экологии в соответствии с государственными требованиями к содержанию цикла общих математических и естественно-научных дисциплин (цикла ЕН).

В соответствии с Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины», утвержденными 21.02.2000 Минобразования России (п. 4.6), при подготовке специалистов, обучающихся на соответствующих специальностях высшего профессионального образования, вуз (факультет) имеет право использовать данную программу, вводя отличия по глубине проработки отдельных разделов, что повлечет за собой изменение соотношения между количеством лекций, семинаров и лабораторных занятий, изменение их характера и направленности.

Программа расчитана на 150−200 часов трудоемкости. Рабочая программа, составленная вузом на ее основе, должна быть ориентирована на объем часов, указанный в Государственных требованиях по конкретному направлению.

При составлении рабочих программ должны быть учтены будущие профессиональные интересы студентов. Так, для студентов естественно-научных направлений можно более широко раскрыть раздел «Живые системы», где вопросы о сущности жизни, разнообразии ее форм, механизмах воспроизведения, развития и эволюции могут быть представлены в контексте фундаментальных курсов физики, химии, синергетики, наук о Земле. Будущим бакалаврам сельскохозяйственных направлений очень важно сформировать способность просчитать последствия своей профессиональной деятельности на основе глубокого изучения раздела «Основы экология», понимания биосферных процессов.

Исходя из концепции подготовки бакалавров для студентов, имеющих своей целью продолжение обучения в магистратуре, в рабочей программе следует предусмотреть элективные курсы, углубляющие их фундаментальные научные знания предмета, предлагать оформлять самостоятельную работу по темам в виде рефератов или научных сообщений на семинарах.

Для студентов, предполагающих завершить обучение на уровне бакалавриата, целесообразно рекомендовать элективные курсы и индивидуальные занятия прикладной направленности.

Вузом могут быть предложены следующие курсы по выбору студента:

Экологическая культура человека, Теории эволюции и современное естествознание, Биоэтика и др.

Самостоятельная работа студента может быть посвящена освоению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям.

Практические занятия возможны в тех вузах, где есть кафедры или факультеты биологии, располагающие необходимыми средствами. Этот вопрос, как и построение рабочей программы и рекомендации дополнительной литературы, должны быть полностью предоставлены на усмотрение вуза.

Содержание программы Живые системы

  1. Химия жизни. Элементарный состав живого вещества. Различия косного и живого вещества по соотношению элементов. Основные типы биополимеров и других биологически важных веществ: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, нуклеотид-фосфаты и др. Возможные этапы физико-химической эволюции. Структура белков как основа проявления биологической индивидуальности и узнавания. Структура нуклеиновых кислот и принцип матричного синтеза как основа наследственных свойств живых систем. Молекулярные ансамбли, их кооперативное поведение. Биологическое преобразование энергии. Биологические структуры, их самовоспроизведение, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Особенности химических реакций в живых системах. Законы термодинамики и биологические системы. Принципы ферментативного катализа. Белки: ферменты и молекулярные машины. Биосинтез белков. Генетический код.
  2. Уровни организации живых систем. Молекулы и их ансамбли, клеточные органеллы, клетки, ткани и органы, организмы, популяции, сообщества, экосистемы, биосфера. Размеры, времена жизни, характерные связи, специфичные для каждого из уровней биологической организации.
  3. Общие свойства живых систем: структурная организация, динамическое состояние (неравновесные открытые системы); жизнь в потоке вещества, энергии, информации. Множественность и разнообразие структурных элементов. Эмерджентность живых систем. Индивидуальность, целостность и механизмы осуществления целостных реакций. Гомеостаз и адаптация; способность к самообучению и саморегулированию. Иерархическая организация биологических систем, соподчинение регулирующих механизмов. Способность к самовоспроизведению. Свойства изменчивости и наследственности — как основа способности к развитию и эволюции. Фундаментальные принципы взаимоотношений биологических систем со средой их обитания. Проявления фундаментальных свойств живых систем на различных уровнях организации.
  4. Клетки и организмы. Единство и разнообразие клеточных типов. Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма. Структура и функция мембран. Самовоспроизведение и специализация; клеточный цикл. Необходимые и избыточные функции клеток; принципы восприятия, хранения и передачи информации; осуществление целостной реакции, регуляция жизненных функций. Источники энергии и молекулярные механизмы ее преобразования в автотрофных и гетеротрофных клетках: фотосинтез, дыхание, хемосинтез. Автотрофные одноклеточные организмы как создатели кислородной атмосферы Земли и родоночальники биосферы. Основные типы клеток: прокариотная — бактериальная, и эукариотные — растительная и животная. Механизмы осуществления основных функций, динамическое состояние растительной и животной клетки. Современные методы изучения клеток.

Организм как дискретная самовоспроизводящаяся структура, связанная обменными процессами со средой. Генетическая программа организма. Современные представления о геноме. Дифференциация и интеграция функций обеспечения целостности и гомеостаза у растений и животных, системная организация. Способность к самообучению и экстраполяции. Организм высших животных. Нервная и эндокринная системы как координаторы поведения и приспособления к среде. Языки и пути восприятия, хранения и передачи информации в организмах животных и растений. Молекулярные механизмы межклеточных взаимодействий. Иммунитет. Дифференциация клеток. Старение. Многообразие организмов.

  1. Многообразие биологических видов — основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Методы установления биологического родства. Фундаментальные признаки биологической организации, определяющие разделение природы на царства. Типологические особенности представителей различных царств.
  2. Разнообразие жизни на Земле. Макросистематика живых организмов. Прокариоты: бактерии, архебактерии, цианобактерии. Вирусы как особая форма организации материи. Эукариоты: простейшие; грибы (оомикота, зигомикота, асиомикота, базидиомикота); растения (водоросли, мхи, споровые, голосеменные, покрытосеменные); животные (губки, кишечнополостные, черви: плоские, круглые, кольчатые; членистоногие; моллюски; иглокожие; хордовые).

    Основные черты организации и роль в биосфере.

  3. Сообщества. Трофические отношения между организмами. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи, сети, пирамиды. Примеры организации сообществ организмов (биоценозов).

    Типы биологических отношений в сообществах: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, биотрофия. Конкуренция и сосуществование.

  4. Экосистемы и биосфера. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговоротах вещества. Трансформация энергии в биосистемах. Почва как биокосное тело. Динамическое состояние, факторы устойчивости экосистем, сукцессия. Функциональная целостность биосферы. Биосфера и космические циклы. Биологические ритмы. Необратимые изменения экосистем как следствие расхода ресурсов. Принципы математического моделирования и экологического прогноза.
  5. Индивидуальное и историческое развитие живых систем. Биология индивидуального развития: основные типы необратимых процессов развития — деление клеток, рост, морфогенез и дифференциация — приводящие к образованию сложного многоклеточного организма из родительских воспроизводящих клеток. Реализация генетической информации в развитии. Дифференциальная экспрессия генов. Проблема программы индивидуального развития. Элементы теории самоорганизации применительно к индивидуальному развитию организмов. Биологическое время, биологический возраст. Теория «критических периодов» и причины возникновения аномалий; влияние естественных и антропогенных факторов среды на размножение организмов и возникновение патологий развития.
  6. Эволюция органического мира. Причины, механизмы и закономерности эволюции живых систем. Проблемы целесообразного устройства организмов, эволюционного прогресса, разнообразия биологических видов. Эволюционизм до Дарвина. Теории Ч. Дарвина, Э. Бауэра, Л. Берга, современное понимание механизмов эволюции органического мира. Генетические обоснования эволюционных процессов. Философское прочтение биологических эволюционных теорий: естественно-научная, эзотерическая и религиозная картина мира. Универсальный эволюционизм и синергетика. Биологические методы исследования эволюционных процессов. Эволюция биосферы. Представления о ноосфере: В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден. Место человека в эволюции Земли.

Человек

  1. Физиологические особенности организма человека. Системная организация и обеспечение основных жизненных функций у животных и человека. Центральная и вегетативная нервная система. Сенсорные системы. Гуморальная регуляция. Гормоны и физиологически активные вещества. Гомеостаз и защитные системы человека. Иммунитет. Болезни иммунитета и качество среды обитания. Скрытые возможности человеческого организма, работоспособность и способы ее повышения. Стресс и тренировка. Адаптация. Здоровье и болезнь. Здоровое и патологическое потомство. Генетика человека. Факторы экологического риска: влияние на организм человека физических, химических, психологических факторов техногенной среды.
  2. Психическое и соматическое начала в человеке: личность и организм. Положение человека в системе животного мира. Биологическое и социальное в современной концепции человека. Физиологические факторы формирования психики и поведения, основные принципы высшей нервной деятельности у животных и человека. Рефлекс и доминанта. Потребности и мотивы деятельности. Память. Эмоции. Речь и мышление. Сознательное и бессознательное в психике человека. Общение и коммуникация, социальное поведение у животных и человека. Человек и творчество. Многообразие человеческой популяции. Психофизиологические типы (конституции).

    Личность и общество. Биологически обоснованные потребности. Биоэтика и решение социальных проблем. Понятие среды обитания человека и определение ее качества.

  3. Периодизация индивидуальной жизни. Продолжительность жизни: «большие биологические часы». Критические периоды жизни человека и их особенности. Понятие о биоритмах человека и их связи с космическими циклами. Факторы здоровья и долголетия, биологический возраст. Смерть и ее биологический смысл.
  4. Химическое окружение человека. Ферментные системы организма, природные регуляторы жизнедеятельности и вмешательство в систему регуляции извне: лекарственные, токсические, наркотические вещества.

Основы экологии

  1. Глобальный круговорот вещества и превращения энергии в природе. Динамическое равновесие газо- и водообмена. Роль живых организмов в биогеохимических циклах. Взаимодополнение растений и животных. Эффект «самоочищения». Преобразующее влияние живого на среду обитания.
  2. Экосистемы. Понятие об экосистемах, их состав. Зависимость от среды обитания. Сбалансированность экосистемы. Поток вещества и энергии. Экологические пирамиды. Экологическое равновесие. Устойчивость и емкость экосистем. Эффект дублирования. Сукцессия. Биопродуктивность. Разнообразие экосистем, их основные типы в связи с типологией почв и ландшафтов. Климатические зоны и биомы.
  3. Биоразнообразие как ведущий фактор устойчивости экосистем. Разнообразие видов, соответствующее различиям условий существования. Лимитирующие факторы. Популяции, их генофонд, структура. Понятие ареала вида. Динамическое равновесие численности популяций, их взаимодействие. Темпы видообразования и вымирания видов. Условия устойчивого существования популяций. «Волны жизни». Последствия сокращения видового разнообразия.
  4. Биосфера. Структура биосферы, ее функциональная целостность. Роль массовых и малочисленных видов в обеспечении устойчивости биосферы. Эффект задержки ответной реакции. Возможен ли коллапс биосферы.
  5. Антропогенное воздействие на природу. Прямое уничтожение. Изменение среды обитания. Перераспределение веществ. Воздействие на биогеохимические циклы. Призводство новых веществ. Экологическое значение процессов загрязнения природы, сокрещения естественных экосистем, перенаселения, урбанизации. Проблемы интенсификации сельского хозяйства. Возможные последствия потепления климата.
  6. Экологические принципы рационального природопользования. Сохранение биоразнообразия. Сохранение естественных экосистем. Создание сети навечно изъятых из хозяйственного использования территорий и акваторий. Сохранение пространственных связей между резерватами. Ограничение массового производства загрязняющих веществ. Ограничение энергозатрат. Поощрение мер по планированию семьи. Что может отдельный человек сделать для сохранения природы.
  7. Глобальный экологический кризис и региональные кризисные ситуации. Использование огня и освоение залежей ископаемого топлива — ключевые этапы в истории воздействия человека на биосферу. Сжигание органического топлива как источник углекислого газа в атмосфере и причина возникновения «парникового эффекта»; потепление климата Земли, опасность таяния ледников и повышения уровня мирового океана. Мероприятия по предотвращению этих процессов. Кислотные дожди и закисление почв. Опасность кислотных дождей для растительного покрова. «Озоновая дыра», причины ее возникновения, опасность жесткого ультрафиолетового излучения и других лучевых космических факторов для здоровья человека. Влияние на гомеостаз и воспроизведение растений, животных и микроорганизмов. Возможности предотвращения дальнейшего разрушения озонового слоя. Демографический взрыв и проблемы ресурсов биосферы, возможности предотвращения истощения энергетических и трофических ресурсов. Радиоактивное загрязнение. Химические техногенные загрязнения, их виды. Проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания не разрушающих природу технологий. Экологическая экспертиза, мониторинг и прогнозирование. Сценарии будущего человечества. Концепция экоразвития («устойчивого развития»).

Заключение

Основные концепции, законы и перспективы развития биологии. Теоретическая биология. Биотехнология. Генная, клеточная, эмбриональная инженерия. Проблемы искусственной репродукции растений, животных и человека, методы биотехнологии в охране природы и здоровья человека. Концепция биоэтики и парадигма биоцентризма как основа перестройки взаимодействия общества и природы.

Примерная тематика лекций Введение.

  1. Биологические науки как связующее звено естественно-научного и гуманитарного знания. Биологическая культура и жизнь современного человека. Живые системы.
  2. Живое и неживое. Фундаментальные свойства, уровни организации и функции живых систем. Химия и физика жизни. Живые системы в потоке вещества, энергии и информации.
  3. Биология клетки.
  4. Единство и разнообразие клеточных типов.
  5. Биология организма. Разделение и интеграция функций.
  6. Многообразие организмов. Взаимоотношение организма и среды.
  7. Многообразие биологических видов. Принципы классификации.
  8. Разнообразие жизни на земле.
  9. Сообщества.
  10. Экосистемы и биосфера.
  11. Воспроизведение и индивидуальное развитие.
  12. Законы генетики и биологическая эволюция.
  13. История жизни на Земле. Человек.
  14. Человек как биологический вид. Основы физиологии человека.
  15. Системная организация и обеспечение основных жизненных функций у животных и человека.
  16. Организм как целое. Нервная и эндокринная регуляция.
  17. Организм и личность: психическое и соматическое начала в человеке. Психофизиология и социальное поведение у животных и человека.
  18. Биологически обоснованные потребности человека. Биоэтика.
  19. Здоровье и болезнь. Возможности и пределы адаптации.
  20. Воспроизведение человеческой популяции: генетика и периоды онтогенеза человека.
  21. Экология человека. Основы экологии.
  22. Круговорот вещества и превращение энергии в природе.
  23. Экосистемы (структура, динамика, пределы устойчивости).
  24. Биоразнообразие и разнообразие условий жизни.
  25. Биосфера, ее эволюция.
  26. Антропогенное воздействие на природу.
  27. Рациональное природопользование, охрана природы.
  28. Экологический кризис и пути его преодоления.
  29. Возможности и принципы создания неразрушающих природу технологий.

Заключение

  1. Основные концепции, законы и перспективы развития биологии.

Приведенная тематика лекций и их число могут быть изменены при составлении рабочей программы в соответствии с конкретным направлением.

Примерные вопросы для самостоятельной работы студентов и обсуждения их на семинарских занятиях Живые системы

  1. Назовите фундаментальные особенности живого. Что такое «живые системы»? Какие принципы физики и кибернетики лежат в основе устройства живых систем?
  2. На базе каких химических свойств биологических молекул (назовите виды этих молекул) осуществляется самовоспроизведение биологических структур и биологическое узнавание? Попробуйте обосновать гипотезу о физико-химических этапах эволюционного процесса на пути возникновения жизни на Земле.
  3. Перечислите основные функции живых систем. Каким образом эти функции осуществляются на клеточном уровне? Сформулируйте понятия «гомеостаз», «метаболизм», «саморегуляция» и проиллюстрируйте их на примере животной и растительной клетки. Каким образом по Вашим представлениям, прокариотические и эукариотические клетки осуществляют целостные реакции на изменения среды?
  4. Перечислите уровни биологической организации. Раскройте понятие «организм». Каким образом осуществляется гомеостатическая регуляция у высших растений и у высших животных? Приведите примеры системной организации у различных организмов, перечислите типы клеток и тканей, участвующих в построении их основных органов и систем, раскройте современные представления об интеграции их функций.
  5. Сформулируйте понятие «план строения» и обоснуйте связи между планами строения и особенностями физиологии (функционирования) на примере бактерий, простейших, грибов, растений и животных. Могут ли организмы какого-либо вида существовать исключительно среди себе подобных? Изложите и обоснуйте ваши представления о сущности биологического многообразия и его роли в развитии жизни на Земле. Раскройте понятие биологического многообразия применительно к различным уровням организации живого.
  6. Сформулируйте основные принципы систематики и таксономии. Какие таксономические системы вам известны? Объясните связь между систематикой и эволюционной теорией.
  7. Проиллюстрируйте проявления фундаментальных свойств живых систем — наследственности и изменчивости — на различных уровнях биологической организации. Что такое генетический код? Попытайтесь проследить путь от гена до признака организма на каком-либо примере. Что такое генотип и генофонд? Используя понятия о генофонде и мутагенезе попробуйте основать положения современной теории эволюции.
  8. Какие теории эволюции вам известны? Раскройте их основные положения.
  9. Каковы возможности и перспективы развития биотехнологии в сфере народного хозяйства и медицины? Если бы Вам пришлось принимать решение о финансировании какого-либо биотехнологического производства, какие доводы «за» и «против» имели бы для Вас значение (экономическая эффективность, потенциальные опасности для здоровья человека, энергоемкость, возможность безотходных технологий и т. п.), приведите примеры.

Человек

  1. Расскажите об особенностях биологического вида Homo sapiens. Назовите признаки родства человека и животных. Какие особенности человека отличают его от животных? Объясните, каким образом осуществляются у человека основные функции организма и каковы механизмы их регуляции и интеграции в целостных реакциях. Сформулируйте понятия «личность» и «биологическая индивидуальность». Раскройте связи таких характеристик человека, как «психофизиологический тип» и «конституция». Чем определяется полиморфизм и политипия человеческой популяции?
  2. Расскажите о физиологических основах сохранения жизнеспособности и здоровья человека, об основных типах патологических состояний и их предупреждении. Сформулируйте основные принципы сохранения здорового генофонда человеческой популяции, условия рождения и развития здорового потомства, назовите основные факторы риска. Какие черты общественного устройства, по Вашему, могут способствовать сохранению жизни на Земле и расцвету человеческой популяции? Попробуйте с биологической точки зрения на примере семьи, села, города спланировать условия здорового образа жизни.
  3. Попробуйте обрисовать управляющий контур, связывающий в единое целое космические и биосферные явления и жизнедеятельность человека. Изложите известные Вам научные данные и Ваши представления о месте человека в эволюции Земли. Что такое ноосфера, каковы различные трактовки этого понятия?

Основы экологии

  1. Изложите современные представления о структуре и эволюции биосферы, соподчинении и взаимосвязи элементов в экосистемах. Какие виды биологических взаимоотношений Вы знаете? Объясните роль биологического многообразия в устойчивости экосистем. Каким образом живое на Земле участвует в геофизических и геохимических процессах? Назовите основные принципы природопользования. Попробуйте спланировать для Вашего региона мероприятия по охране природы.
  2. Назовите биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания. Какие потребности и права человека Вы могли бы обосновать с биологической точки зрения?
  3. Изложите основные концепции и законы современной биологии. Попробуйте проследить изменения биологического мировоззрения в связи с методологическими достижениями науки. Дайте примеры изменений в биосферных процессах и в жизни человека, связанных с успехами биологических наук.

Литература (основная)

Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология т.т. 1−3. М., Мир, 1990

Б. Кемп, К. Армс. Введение в биологию. М., Мир, 1986

Э. Либберт. Общая биология. М., Мир, 1962

С.Г.Мамонтов. Биология. М., Высшая школа, 1994

А.С. Северцов. Направленность эволюции. Изд. МГУ, 1990

Литература (дополнительная)

М.В. Гусев. От антропоцентризма к биоцентризму. Вестник МГУ, 1991. Сер. 7. Философия. с. 71

Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989

М. Ичас. О природе живого: механизмы и смысл. М., Мир, 1994

В.П. Казначеев. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1933

Б.М. Медников. Дарвинизм в ХХ веке. М., 1975

Н.Ф. Реймерс. Экология. М., Россия молодая, 1994

Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. Атропология. Изд. МГУ, 1991

П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., Мир, 1987

А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988

И.А. Шилов. Экология. М., Высшая школа, 1998.

Литература, устанавливаемая кафедрой

(Приводится в рабочей программе с включением литературы, издаваемой в вузе или вузах региона).

Программу составили:

Мелехова О.П. — старший научный сотрудник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносов

Батуев А.С. — профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Марфенин Н.Н. — профессор Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносов

Сухова Г. С. — доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector