Основные источники:

5

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Удмуртской Республики

«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология

2012 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 50 144 «Дошкольное образование».

Организация-разработчик:

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

Разработчик: Русских С.И., преподаватель психологии

Заключение Экспертного совета БОУ СПО УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж «№____________ от «____"__________2012 г.

Содержание

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

1. Паспорт программы учебной дисциплины

Психология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 50 144 «Дошкольное образование».

Программа учебной дисциплины может быть использована:

— в дополнительном профессиональном образовании (программа повышения квалификации и переподготовки);

— в профессиональной подготовке по специальностям: 50 146 Преподавание в начальных классах, 40 401 Социальная работа.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрфессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Применять знания психологии при решении педагогических задач;
  • Выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
  • Основы психологии личности;
  • Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного
  • процесса, личности и индивидуальности;
  • Возрастную периодизацию;
  • Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
  • Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
  • Групповую динамику;
  • Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • Основы психологии творчества.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;

самостоятельной работы обучающегося 62 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:

практические занятия

32

контрольные работы

нет

курсовая работа

нет

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

в том числе:

Реферат.

Работа над составлением опорных схем.

Аналитическая работа в области:

— психологических теорий;

— возрастной периодизации;

— самоанализа особенностей характера;

— диагностики способностей детей.

Составление конспектов.

Составление кроссворда.

Диагностика и самодиагностика.

Составление глоссария терминов.

Подготовка доклада.

Подготовка педагогического проекта.

Разработка алгоритма наблюдения.

Составление характеристики детей с разным статусным положением в группе сверстников.

Составление таблиц.

Составление аннотации.

Систематизация игр и игровых упражнений.

6

2

8

4

2

9

2

6

10

2

3

2

2

4

Итоговая аттестация в форме:

Экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в психологию

8

2

Тема 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой

Содержание учебного материала

1. Предмет психологии, ее задачи, отрасли психологии, связь психологии с другими отраслями знаний, педагогической наукой и практикой.

2. Понятие о психике, ее структура и функции. Сознание как свойство отражения. Функции сознания, психологическая структура сознания.

2

2

2

2

Практическое занятие

1.Составление опорной таблицы классификации методов психологического познания (по Б.Г.Ананьеву).

2.Составление сводной таблицы основных категорий психологии, психических явлений, процессов и состояний

2

2

Самостоятельная работа

1.Составление опорных схем на основе сравнительного анализа понимания предмета психологии в теориях:

— гештальтпсихологии;

— бихевиоризма;

— глубинной психологии;

— деятельностного подхода.

2. Составление конспектов по темам:

— Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии;

— Самооценка. Образ «Я».

10

Раздел 2. Основы психологии личности

36

2

Тема1.Понятие личности в психологии

Содержание учебного материала

1.Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (С.Л.Рубинштейн).

2.Самосознание личности, структура и функции самосознания.

2

2

2

2

Практическое занятие

1.Решение психолого-педагогических задач

2

Самостоятельная работа

1.Конспект по теме: Сознание и бессознательное.

2

Тема 2. Мотивационно-волевая сфера личности

Содержание учебного материала

1.Мотивационная сфера личности. Мотив и мотивация. Виды. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

2.Волевая сфера личности. Волевая регуляция поведения. Условия развития воли у человека.

2

2

2

2

Практическое занятие

1.Решение психолого-педагогических задач

2

Самостоятельная работа

1.Составление кроссворда по теме.

2.Составление конспектов по темам: Мотивация и волевая активность личности; Самоанализ и самовоспитание волевых качеств личности.

4

Тема 3. Типологические и индивидуальные особенности человека

Содержание учебного материала

1.Понятие о способностях. Способности и задатки, индивидуальные различия людей. Виды способностей. Условия развитие способностей в процессе обучения.

2. Темперамент. Свойства, виды темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет свойств темперамента в процессе воспитания и обучения.

3. Характер. Типология характера. Условия формирования характера. Личность и характер человека.

4.Эмоциональная сфера личности. Природа эмоций. Виды и роль эмоций в жизни человека.

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическое занятие

1.Решение психолого-педагогических задач.

2

Самостоятельная работа

  1. Составление программы самовоспитания на основе самодиагностики темперамента и характера

3

Тема 4. Психология деятельности и познавательных процессов

Содержание учебного материала

1.Понятие и психологическая структура человеческой деятельности. Виды деятельности, понятие ведущих видов деятельности. Умения, навыки, привычки.

2.Ощущения и восприятие. Понятие об ощущениях. Виды и свойства восприятия. Законы восприятия.

3.Внимание. Функции и виды внимания. Развитие внимания.

4.Память. Законы памяти, виды и свойства. Индивидуальные различия памяти, условия развития памяти

5.Воображение. Функции и виды воображения. Условия развития воображения. Воображение и творчество.

6.Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции и мыслительные действия. Условия развития мышления в процессе обучения. Мышление и речь.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практические занятия

1.Средства и способы определения уровня развития познавательных психических процессов.

2. Игры и игровые упражнения для развития познавательных психических процессов.

2

2

Самостоятельная работа

1.Составление сравнительной таблицы характеристик произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания.

2.Реферат «Способы управления и тренировки памяти».

4

Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология

46

2

Тема 1. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности

Содержание учебного материала

1.Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии. Основные категории возрастной и педагогической психологии.

2.Факторы, определяющие психическое развитие. Условия психического развития. Социализация личности. Механизмы развития личности.

2

2

2

2

Самостоятельная работа

1.Составление конспекта по теме: Методы исследования в возрастной психологии.

2.Составление глоссария терминов по теме.

2

Тема 2. Возрастная периодизация психического развития

Содержание учебного материала

1.Периодизация возрастного развития. Подходы к проблеме возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии.

2.Жизненные циклы развития человека. Соотношение обучения и развития в концепции Л.С.Выготского. Зона ближайшего развития: значение и роль.

2

2

2

2

Самостоятельная работа

1.Составление сравнительной таблицы подходов к проблеме возрастной периодизации Д.И.Фельдштейна Д.Б. Эльконина.

2

Тема 3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

Содержание учебного материала

  1. Ранний возраст. Социальная ситуация развития. Предпосылки формирования личности.
  2. Дошкольное детство. Социальная ситуация развития. Новообразования возраста.
  3. Особенности развития познавательных психических процессов и детской личности. Становление самосознания.
  4. Младший школьный возраст. Особенности общения и развития личности младшего школьника. Основные новообразования возраста.
  5. Отрочество. Социальная ситуация развития. Кризис личности. Новообразования возраста.
  6. Юность. Социальная ситуация развития. Периоды юности. Новообразования возраста.
  7. Зрелые возраста (акмеология).
  8. Пожилой возраст (геронтология).
  9. Понятие гендера в психологии. Учет гендерных особенностей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
  10. Теоретическое введение в научение. Психологические основы обучения и воспитания.
  11. Особенности обучения детей дошкольного возраста. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Учет индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей детей.
  12. Обучение в младшем школьном возрасте. Учет индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей детей.
  13. Социально-психологические аспекты воспитания. Психологические теории воспитания.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  1. Психологические основы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Воспитание в игре, учебной деятельности и труде. Учет индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей детей.

2

2

Практические занятия

1.Анализ причин не успешности детей в обучении. Коррекция причин.

2.Исследование гендерных особенностей детей дошкольного возраста.

3.Психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению.

4.Психолгический анализ занятий в ДОУ с детьми дошкольного возраста.

5.Психолого-педагогический анализ детской игры.

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа

1.Разработка доклада на тему «Специфика психологических кризисов в зрелом возрасте».

2.Разработка группового проекта «учет индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей детей в работе с родителями».

3.Подготовка реферата на тему «Самопознание и становление мировоззрения в юношеском возрасте»

4.Составление конспекта по теме «Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте».

5. Составление программы самовоспитания характера на основе самоанализа особенностей характера.

10

Раздел 4. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

24

2

Тема 1. Групповая динамика

Содержание учебного материала

1.Понятие группы в психологии. Референтная группа и ее место в системе взаимодействия. Виды социального взаимодействия.

2.Социальная роль как идеальная модель поведения. Классификация малой группы, групповая динамика.

2

2

2

2

Самостоятельная работа

1.Составление конспекта по теме «Специфика общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми» М.И.Лисина. Проблемы онтогенеза общения., М., 1986.

3

Тема 2. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

Содержание учебного материала

1.Особенности межличностного общения в дошкольном возрасте. Типы отношений детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми, статусное положение детей в группе сверстников.

2.Условия формирования статусного положения. Усвоение правил и норм поведения и взаимодействия. Формирование личностных качеств ребенка в общении.

3.Межличностные отношения в младшем школьном возрасте. Возникновение отношений дружбы и товарищества. Дисциплина и сотрудничество. Усвоение норм и правил поведения в обществе.

2

2

2

2

2

2

Практические занятия

1.Решение психолого-педагогических задач

2

Самостоятельная работа

1.Разработка алгоритма наблюдения за взаимоотношениями детей в группе сверстников.

2. Составление характеристика личности детей с разным статусным положением в группе.

2

4

Тема 3. Понятия и причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения

Содержание учебного материала

1.Понятие, причины, психологические основы социальной дезадаптации. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

2.Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения. Условия формирования видов отклонений: агрессивное поведение, дилинквентное поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение.

3.Предупреждение и коррекция дезадаптированности ребенка. Цели и принципы поведенческой коррекции.

4.Методы коррекции эмоциональных состояний. Работа воспитателя по коррекции отклоняющегося поведения.

2

2

2

2

2

2

2

2

Практические занятия

1.Систематизация мер профилактики нарушений психологического здоровья младших школьников.

2. Составление таблицы «Классификация видов „трудностей“ у детей». Методы коррекции.

2

2

Самостоятельная работа

1.Составление таблицы «Классификация типов акцентуации характера подростков».

2. Аннотация работы М.И.Чистяковой «Психогимнастика» М.: Просвящение, 1990 г.

3. Систематизация игр, этюдов и игровых упражнений для коррекции эмоциональных состояний и поведения детей.

2

2

4

Раздел 5. Основы психологии творчества

10

2

Тема 1. Теоретические основы творчества

Содержание учебного материала

1.Предмет и задачи психологии творчества. Определение творчества, виды, факторы, влияющие на интенсивность творчества.

2. Творческий потенциал личности. Творческие способности и одаренность. Талант и гениальность. Развитие творческих способностей.

2

2

2

2

Тема 2. Специфика основ творчества в детском возрасте

Содержание учебного материала

1.Возрастные особенности творчества. Характеристика развития творческого воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте.

2. Методы и средства развития творческого мышления и воображения у детей. Формы психологической работы с творческой личностью.

2

2

2

2

Практические занятия

1.Решение психолого-педагогических задач.

2

Самостоятельная работа

1.Составление таблицы на основе анализа результатов диагностики способностей дошкольника.

2.Работа над рефератом:

— Специфика обучения творчески одаренных детей;

— Способы стимулирования креативной деятельности;

— Психология детского художественного творчества;

4

4

— Игра и творчество;

— Особенности выявления творческих способностей детей.

Всего

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Психологии.

Оборудование учебного кабинета: учебные столы, стулья, рабочий стол преподавателя, учебные шкафы.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, теле- и аудиовизуальная аппаратура.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2009.
  2. Дубровина И.В. психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. — 10-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  3. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А.Урунтаева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. Издательский центр «Академия», 2006.
  5. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Г. А.Урунтаева.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 272 с.- (сер. Бакалавриат).
  6. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 368 с.
  7. Столяренко. Основы психологии: учебное пособие.- Москва: Проспект, 2012. — 464 с.

Дополнительные источники:

1. Штейнмец А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э.Штейнмец. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Общая психология: Учебник для вузов / А.Маклаков. — СПб.: Питер, 2003.

3. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006.

4.Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009.

  1. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Леонов Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н.И.Леонов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.

7.Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006.

8.Барсова А. Формула личности, или Как свои недостатки превратить в достоинства. М., 2003.

9.Батаршев А. Типология характера и личности: практическое руководство. М., 2005.

10.Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб., 2005.

11.Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб., 2006.

12.Бачинин В.А. Психология: энциклопедический словарь. СПб., 2005.

13.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2005.

14.Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. Минск, 2003.

15.Вагин И.О. Ты: практическая психология. М., 2001.

16.Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 2004.

17.Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. М., 2005.

18.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 2003.

19.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М., 2005.

20.Уизерс Б. Управление конфликтом: пер. с англ. — СПб., 2004.

21. Психологические исследования: электронный научный журнал URL: http://psystudy.ry

22. Клуб — электронная библиотека. Режим доступа://www.koob.ry/.

23. Психология. Режим доступа: //psychoiogy.freest.org/.

24. Психология от, А до Я. Режим доступа: http//www.psyznaiyka.net/.

  1. контроль и оценка результатов

    освоения учебной Дисциплины

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

— применяет знания психологии при решении педагогических задач;

Текущий контроль: оценка выполнения заданий на практических занятиях, решения задач и самостоятельной работы

— выявляет и учитывает индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;

Тематический контроль: оценка выполнения практического задания, диагностики и интерпретации полученных на практике результатов

— знает особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

Текущий контроль: тестирование

— определяет основы психологии личности;

Текущий контроль: тестирование, оценка самостоятельной работы

— выделяет закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

Текущий контроль: тестирование, оценка результатов исследования и самостоятельной работы

— знает возрастную периодизацию;

Тематический контроль: тестирование

— формулирует возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их в обучении и воспитании;

Текущий контроль: тестирование, контрольная работа

— выделяет особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте, знает групповую динамику, понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;

Текущий контроль: тестирование, оценка практических заданий и самостоятельной работы

— основы психологии творчества.

Рубежный контроль: контрольная работа, оценка самостоятельной работы

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector