ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 6

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии

Кафедра Физического и психического здоровья ребенка

УТВЕРЖДАЮ

________________

Декан факультета Власова Л.П.

«____» _____________20____г.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Практика в качестве дошкольного учителя-логопеда

В составе основной общеобразовательной программы по подготовке: бакалавров

По направлению 50 700 «Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: дошкольная дефектология

Фора обучения: очная, заочная

Курс: 4, семестр 8

Петрозаводск

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендация ПрООП по направлению подготовки бакалавров 50 700 «Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология

Программа производственной практики разработана с использованием Рабочей программы производственной (педагогической) практики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского государственного областного университета» (МГОУ) Авторы: Селиверстов В.И., к.п.н., проф.; Лынская М.И. — ст.препод., 2010 г.

Разработчики программы:

Старший преподаватель кафедры ФиПЗР Т.В. Пушкина

«__» __________20___г. _____________/ ___________

Программа производственной практики «Практика в качестве дошкольного учителя-логопеда» обсуждена и утверждена на заседании кафедры Физического и психического здоровья ребенка от… 2011 года, протокол №…

6 стр., 2759 слов

Цели и задачи производственной практики. Рабочая программа производственной практики профессионального модуля

... ;   г. Алексеевка   Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право ...

Заведующий кафедрой: Ольга Павловна Сидловская, старший преподаватель

«__» __________20___г. _____________/ ___________

Программа производственной практики «Практика в качестве дошкольного учителя-логопеда» согласована с отделом трудоустройства выпускников и занятости студентов КГПА

Начальник отдела ТВ и ЗС ____________/______________

Настоящая программа

не может быть использована

другими вузами или подразделениями КГПА

без разрешения разработчика программы

  1. Цели производственной практики:

Целями данного вида производственной практики являются: расширение и закрепление теоретических знаний студентов в области специальной дошкольной психологии и коррекционной педагогики; совершенствование диагностических умений студентов по комплексной оценке психического развития детей; обучение студентов применению коррекционных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями психофизического развития: слуха, зрения, опорно-двигательной сферы, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и социального поведения.

  1. Задачи производственной практики:
  • расширять и конкретизировать теоретические знания о возрастных и специфических закономерностях психического развития детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной сферы, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и социального поведения);
  • расширять представления студентов об особенностях профессиональной деятельности учителя-дефектолога в специализированном учреждении для детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной сферы, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и социального поведения);
  • расширять представления студентов о методах и методиках оценки психического развития детей с отклоняющимся развитием, их педагогической осведомленности;
  • развивать умения студентов по составлению психолого-педагогической характеристики, заключения на детей отклоняющимся развитием;
  • формировать систематизированные знания и умения относительно закономерностей и содержания образовательного процесса, требований к его организации в различных учреждениях системы образования и здравоохранения для детей с отклоняющимся развитием;
  • развивать умения подбирать и обосновывать направления, формы и методы дефектологической помощи детям с отклоняющимся развитием;
  • способствовать освоению студентами форм и методов организации дефектологической работы с детьми с отклоняющимся развитием;
  • формировать навыки анализа педагогического процесса с детьми с различными нарушениями психофизического развития.

  1. Место производственной практики в структуре ООП.

Производственная практика «Практика в качестве дошкольного учителя-логопеда» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки по направлению подготовки 50 700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психологии дошкольного возраста Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие ... и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», ...

Программа производственной практики «Практика в качестве дошкольного учителя-логопеда» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 50 700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18 января 2010 г. № 49).

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... , в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий VII этап. Современная ...

Производственной практике предшествует изучение следующих дисциплин: 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Иностранный язык, История, Основы речевой культуры дефектолога, Правоведение с основами семейного права и прав человека, Культурология; Детская субкультура, История психологии, История специального образования в России; Методология и методы психолого-педагогического исследования, История дефектологии, Детская литература; Культура Карелия, Народное творчество Карелии; 2) математического и естественнонаучного цикла: Математика и информатика, Концепции современного естествознания, Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании; 3) общепрофессионального цикла: а) Федеральный компонент: Возрастная анатомия и физиология, Психология человека, Психология развития, Введение в педагогическую деятельность, Педагогика, Современный русский язык, Основы специальной педагогики психологии, Детская невропатология, Клиника интеллектуальных нарушений, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, Детская психопатология, Психология детей с ЗПР, Детская тифлопсихология, Детская олигофренопсихология, Дошкольная олигофренопедагогика, Обучение и воспитание детей с ЗПР, Дошкольная тифлопедагогика, Психология детей с нарушениями функций ОДА, Детская сурдопсихология, Дошкольная сурдопедагогика, Воспитание и обучение детей с нарушениями функций ОДА, Дошкольная педагогика, Детская психология, Детская практическая психология, Психокоррекционная работа с детьми, Психология, воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, Безопасность жизнедеятельности, Практикумы по специальной психологии, Практикумы по специальной дошкольной педагогике б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Детская психология, Психолого-педагогический практикум по детской психологии, Основы педагогического мастерства, Воспитание толерантности у детей дошкольного и школьного возраста, Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Психология семьи и семейного воспитания в семьях с ограниченными возможностями здоровья; Детская логопсихология и дошкольная логопедия, Психолого-педагогический практикум, Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья; в) курсов по выбору студентов: Здоровый дошкольник, Педагогическая физиология, Тренинг общения, Арттерапия и артпедагогика, Социальная психологи, Конфликтология, Педагогическая психология, Психология и культура умственного труда, Актуальные проблемы образования, рациональная организация учебно-воспитательного процесса, Педагогические технологии в воспитании, Современные технологии игрового обучения детей, Девиантология, Психокоррекционные технологии, Гиперактивность и агрессивность в детском возрасте, Вербальные и невербальные средства коммуникации, Технические средства диагностики и коррекции слуха, Детская практическая психология, Психокоррекционные программы, Физиология ВНД, Половое воспитание ребенка.

В результате прохождения данного вида производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

  • систему логопедической помощи для детей дошкольного возраста с различными нарушениями психофизического развития: слуха, зрения, опорно-двигательной сферы, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и социального поведения;
  • специфику профессиональной деятельности учителя-логопеда в специализированных учреждениях для детей с отклоняющимся развитием;
  • содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речевого развития;
  • психолого-педагогические и логопедические методы и методики изучения состояния речи детей с различными нарушениями психофизического развития;
  • планирование коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения при различных нарушениях психофизического развития;
  • разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей по диагностике и коррекции нарушений речи;

уметь:

  • организовать все виды работ, предусмотренные содержанием практики,
  • составлять план обследования речи детей, обосновывая методы и методики для детей с различными нарушениями психофизического развития;
  • проводить логопедическое обследование детей различными нарушениями психофизического развития с целью выявления возрастных, индивидуальных и специфических особенностей речевого развития;
  • анализировать результаты проведенного обследования, квалифицировать выявленные особенности развития;
  • оформлять полученные данные в диагностическом дневнике;
  • оформлять психолого-педагогическую характеристику, логопедическое заключение с рекомендациями по оптимизации развития и коррекции недостатков речевого развития детей с учетом выявленных индивидуальных, возрастных и специфических особенностей;
  • осуществлять планирование содержания коррекционной логопедической работы с детьми с различными нарушениями психофизического развития, обосновывая формы, методы и приемы с использованием различных дидактических средств;
  • уметь планировать и осуществлять работу с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с отклоняющимся развитием;

владеть:

  • методами и методиками логопедической диагностики;
  • умениями организовывать процедуру логопедического обследования с учетом возрастных и специфических особенностей детей с различными психофизическими нарушениями;
  • способами рационального ведения рабочей документации учителя-логопеда;
  • умениями составлять психолого-педагогическую характеристику, логопедическое заключение на ребенка с отклоняющимся развитием;
  • умениями обосновывать пути коррекции недостатков речевого развития детей с учетом выявленных индивидуальных, возрастных и специфических особенностей.

Данный вид производственной практики осваивается одновременно с изучением дисциплин общепрофессионального цикла: Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Логопедический практикум; дисциплин по выбору: Тренинг общения, Арттерапия и артпедагогика, Дети детского дома, Перинатальная психология, Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.

Данный вид практики является логическим завершением прохождения всех видов педагогической практики по направлению подготовки 50 700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «дошкольная дефектология».

Данный вид практики является основой для подготовки к итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 50 700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «дошкольная дефектология».

  1. Формы проведения производственной практики. Данный вид педагогической практики является очной, коррекционно-педагогической. Студенты очного обучения проходят практику с отрывом от аудиторной деятельности.

Студенты заочного обучения самостоятельно определяют базовое учреждение для прохождения практик, разрабатывают индивидуальный график ее прохождения.

  1. Место и время проведения производственной практики.

Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единицы, или 4 недели, или 216 часов.

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

Практика в качестве дошкольного учителя-логопеда

4

6

216

Дифференцированная оценка

Данный вид производственной (педагогической) практики бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «дошкольная дефектология» проводится на базе специализированных дошкольных учреждений, дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • укомплектованность образовательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социальной защиты педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
  • уровень оснащенности учебной литературой;
  • наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
  • наличие оборудования для проведения практических занятий.

  1. Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения производственной практики

Общекультурные компетенции:

способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

Общепрофессиональные компетенции:

способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

В области диагностико-консулътативной деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

В области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

Специальные компетенции:

способен осуществлять обследование обучающихся, воспитанников, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития (СК-2);

готовностью изучать индивидуальные особенности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для уровня подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта (СК-4);

способностью к разработке и реализации индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ (СК-6);

готов к взаимодействию с родителями (лицами, их замещающими) по оказанию помощи в воспитании и обучении детей с ОВЗ (СК-8).

7. Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единицы, или 4 недели, или 216 часов.

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Проектная

Диагностическая

Консультативно-просветительская/коррекционно-развивающая

Научно-исследовательская

Самостоятельная

1

Подготовительный этап, включающий установочную конференцию и ознакомление с организацией деятельности учреждения

2

2

Участие в конференции, анализ дневника по практике

2

Исследование системы помощи детям с нарушениями речи на муниципальном уровне

2

4

Отчет о системе сопровождения детей на муниципальном уровне

3.

Изучение должностных обязанностей учителя-логопеда учреждения; системы организации логопедической помощи

2

Анализ специфики профессиональной деятельности логопеда

4.

Изучение опыта организации взаимодействия специалистов и семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи

2

2

Анализ исследования опыта взаимодействия специалистов с семьей ребенка нарушениями речи

5

Подготовка диагностического инструментария для комплексного изучения (психолого-педагогическое и логопедическое) ребенка с нарушениями речи

5

2

Проверка диагностического альбома

6

Комплексное изучение ребенка с нарушениями речи

2

15

2

Проверка дневника практики (протоколы)

7

Изучение ближайшего социального окружения ребенка (детской группы, семьи)

5

5

4

Проверка дневника и диагностического заключения по изучению ближайшего окружения ребенка

8

Обработка диагностического материала

5

Проверка дневника практики (характеристика и заключения по результатам обследования)

9

Разработка и реализация коррекционно-развивающих занятий с ребенком с нарушениями речи

4

15

Проверка конспектов и сценариев, анализ занятий

10

Разработка и проведение просветительских мероприятий с педагогами и родителями по сопровождению детей с нарушениями речи

4

3

6

Проверка сценариев и наглядных материалов (плакаты презентации и пр.)

11

Анализ и самоанализ деятельности

Собеседование, анализ рефлексивного дневника

12

Подготовка тематических аннотированных списков литературы и Интернет-сайтов по специфике развития детей с нарушениями речи

2

4

Проверка дневника практики

13

Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия с ребенком с нарушениями речи на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей

2

6

Проверка дневника практики

14

Участие в психолого-педагогическом консилиуме по результатам диагностической и коррекционно-развивающей деятельности с детьми нарушениями речи

2

6

Анализ заключений и рекомендаций, анализ протокола психолого-педагогического консилиума

15

Сбор материалов, оформление отчета и выводов по практике

10

2

4

Отчеты по практике. Дневник практики.

ВСЕГО:216

40

40

51

8. Образовательные, научно-производственные технологии, используемые на производственной практике

В процессе организации и проведения данного вида производственной используются разнообразные технологии.

Во время прохождения производственной практики студентами проводятся организационные и учебные (исследовательские) занятия. Занятия строятся преимущественно на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии, деловые игры, тренинги и т. п.).

Важной составляющей практики являются мастер-классы учителей-логопедов для передачи своего опыта по использованию отдельных психолого-педагогических технологий, методов и приемов обследования детей, коррекции речевых нарушений.

Студенты в собственной практической деятельности используют разнообразные научно-исследовательские и психолого-педагогические технологии: диагностический инструментарий, ролевые и деловые игры, дискуссии, развивающие занятия, различные формы просветительской деятельности (лекции, выставки и т. д.)

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают теоретическую литературу по проблемам обследования, основам диагностики и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей раннего и дошкольного возраста, основам работы с коллективом, психологическим основам общения, профессиональной рефлексии.

Практически каждый этап (раздел) производственной практики предполагает самостоятельную работу.

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы:

  • Исследование системы помощи детям с нарушениями речи на муниципальном уровне
  • Изучение должностных обязанностей учителя-логопеда учреждения; системы организации логопедической помощи
  • Изучение опыта организации взаимодействия специалистов и семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи
  • Подготовка тематических аннотированных списков литературы и Интернет-сайтов по специфике развития детей с нарушениями речи
  • Наблюдение за деятельностью логопеда и ее анализ;
  • Проведение беседы с логопедом по работе с родителями детей, педагогами ОУ.
  • Подготовка занятия с детьми в качестве логопеда.
  • Изготовление методических пособий.
  • Провести наблюдения за игровой деятельностью ребенка с нарушениями в развитии.
  • Изучение семьи одного ребенка с нарушением развития речи.
  • Подготовка диагностического инструментария для комплексного изучения (психолого-педагогическое и логопедическое) ребенка с нарушениями речи
  • Проведение психолого-логопедической диагностики одного ребенка с нарушением развития. Ознакомление с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии; проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка).

    Проведение диагностического обследования. Беседа с педагогом-психологом, воспитателем, другими специалистами дошкольного учреждения.

  • Составление психолого-педагогической характеристики и заключения на одного ребенка с нарушением речевого развития.
  • Подготовить материал к медико-психолого-педагогической характеристике на конкретного ребенка с нарушением речевого развития.
  • Составление конспектов общеразвивающих и коррекционно-развивающих логопедических занятий, а также индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения развития.
  • Проведение подгруппового общеразвивающего и коррекционно-развивающего логопедического занятия с детьми, имеющими нарушения развития.
  • Проведение 2−3 индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими нарушения развития.
  • Проведение работы с родителями детей, имеющих нарушения речевого развития (консультации, участие в родительском собрании, оформление родительского уголка и др.);
  • Разработка индивидуального плана работы с ребенком с нарушением развития по результатам психолого-логопедического изучения.
  • Анализ годового плана работы логопеда учреждения для детей с нарушениями развития.
  • Анализ организации логопедической работы с детьми разного возраста с отклонениями в развитии.
  • Дать общую характеристику путей взаимодействия специалистов ОУ
  • Проанализировать укомплектованность специальным оборудованием кабинета логопеда
  • Выявить функциональные обязанности логопеда.
  • Провести наблюдения и проанализировать занятия логопеда с детьми /педагогами /родителями (не менее 2 разной направленности).
  • Составить список научно-методической литературы по работе с родителями / по работе с детьми, имеющими нарушения.
  • Участие в психолого-педагогическом консилиуме по результатам диагностической и коррекционно-развивающей деятельности с детьми нарушениями речи
  • Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.
  • Изучение педагогического опыта по психолого-логопедическому сопровождению детей с нарушениями развития.
  • Подготовка доклада на итоговую научно-практическую конференцию.

10.Формы промежуточной аттестации по итогам практики

Подведение итогов практики осуществляется по месту ее проведения на собрании группы, в котором принимают участие групповой руководитель, методисты факультета и преподаватели баз практик.

Каждый студент выступает с сообщением по итогам практики, о содержании выполненной программы, самоанализе и самооценке деятельности, ее успешности и научном характере, причинно-следственных связях; дает самооценку профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, концентрирует внимание на перспективах своего дальнейшего развития. Его выступление дополняется суждениями методистов факультета и преподавателей баз практик.

В вузе организуется итоговая научно-практическая конференция или учебно-исследовательский спецсеминар, на котором студенты делают доклады по итогам практической деятельности в качестве логопеда.

Студентам бакалаврам выставляется дифференцированная оценка в соответствии с обозначенными критериями.

Критерии оценки производственной практики:

  1. Посещаемость практики, в том числе установочных и итоговых конференций;
  2. Своевременность и качество разработки индивидуального плана деятельности;
  3. Посещаемость мастер-классов (открытых занятий) и методических мероприятий специалистов детского учреждения, студентов-практикантов;
  4. Помощь воспитателям в организации занятий с детьми в группах; Создание условий для развития специфических детских видов деятельности (игра, продуктивная деятельность, общение и пр.)
  5. Соблюдение требований профессиональной культуры и этики. Характер отношения к детям и их родителям;
  6. Качество составления психолого-педагогической характеристики на ребенка;
  7. Качественный самоанализ профессиональной деятельности;
  8. Качественный анализ результатов исследования, его представление на научно-практической конференции/спецсеминаре с тематическими докладами;
  9. Своевременность и качество ведение документации по педагогической практике.
  10. Самостоятельность, инициативность и активность студента.
  11. Соответствие содержания выполненной деятельности программе практики.

Оценки для дифференцированного зачета:

«Неудовлетворительно» — оценивается студент, не выполнивший практику в полном объёме, имеющий пропуски за период прохождения практики без уважительных причин, недисциплинированный, незаинтересованный в профессиональной подготовке, теоретически некомпетентный, немеющий грамотно анализировать деятельность, некачественно заполняющий документацию.

«Удовлетворительно» — оценивается студент, выполнивший программу педагогической практики в полном объёме, но имеющий поверхностные теоретические представления в области педагогики и психологии, проявивший несамостоятельность в организации профессиональной деятельности, недостаточную активность в овладении профессиональными умениями и навыками, склонный к репродуктивному, нетворческому, формальному отношению к делу, имеющий дисциплинарные нарушения, некачественно ведущий документацию, требующий организующей методической помощи.

«Хорошо» — оценивается студент, выполнивший программу педагогической практики в полном объёме, проявивший активность, самостоятельность в работе, творчески компетентный, умеющий выстраивать профессиональную деятельность согласно гуманистическим принципам дидактики; владеющий профессиональной культурой и этикой. Может испытывать трудности в анализе профессиональной деятельности. Требует стимулирующей методической помощи.

«Отлично» — оценивается студент, выполнивший программу педагогической практики в полном объёме с большей долей самостоятельности, проявивший активность, инициативу и творчество; обладающий достаточно высоким уровнем профессиональной культуры и этики, не испытывающий трудностей в анализе профессиональной деятельности; умеющий на основе диагностических данных выстраивать индивидуальную и групповую деятельность, проявивший высокую творческую компетентность. Ведение документации систематично, целенаправленно, студент умеет оказывать методическую помощь коллегам, выстраивает деятельность с семьёй и педагогическим коллективом на основе сотрудничества.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

Перед началом практики студент знакомится с методической литературой по организации и проведению производственной практики.

а) основная литература

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика — М., Просвещение, 1985.
  3. Выготский Л.С. Собр.соч. 1982.Т.2.
  4. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. — М., 1992.
  5. Давидович л.Р., Резниченко т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. — м.; гном и д, 2001

  6. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 143 с.
  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников — Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998. — 316 с .
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Под ред. Дуровой Н.В. — М.: Школа-Пресс, 1998.- 142 с.
  9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) — С.-Петербург, «Союз», 1999
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии; Учеб. пос. к спецкурсу. — СПб.; Образование, 1994.- 91 с.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., ВЛАДОС, 1994 .
  12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1994.
  13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1−2.М., 1999.
  14. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
  16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь — Санкт-Петербург, Лань, 1996
  17. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М., ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2000 .

б) дополнительная литература

  1. Батыгина Т.И. Познавательные процессы у детей с умственной отсталостью: учебно-методическое пособие / Т.И. Батыгина; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ».- Петрозаводск, 2008.-68 с.
  2. Бурменская Г. В., Захарова Е.Н., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков. — М., 2002.
  3. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
  4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС, 2006.- 159с.
  5. Гольдфельд И.Л., Колесников В.Н., Минакова Л.К., Пушкина Т. В., Сидловская О. П. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие.- Петрозаводск: КГПУ, 2009.
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Мн.: Універсітэцкае, 1997.
  7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
  8. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол. — мед. — пед. комис. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 32 с.; 115 карт.
  9. Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.
  10. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями в развитии. — М.: «Книголюб», 2007. — 152 с.
  11. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992. — 180 с.
  12. Минакова Л.К. Изучение особенностей психического развития детей раннего возраста; метод. рекомендации / Л.К. Минакова; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ».- Петрозаводск, 2007.-52с.
  13. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов. — М.: «Академия», 2003. — 448 с.
  14. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2011. — 80 с.
  15. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  16. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)./ Автор-сост. Е. В. Доценко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 297 с.
  17. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003.
  18. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. — Н. Новгород, 1993.
  19. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
  20. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.
  21. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
  22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
  23. Семенович А.В. Нейропсихологичекая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
  24. Стребелева Е. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста (с приложением).

    — М.: Просвещение, 2004.

  25. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 143 с.
  26. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. СПб., 1994.
  27. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской пси­хологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада /Под ред. Г. А. Урунтаевой. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
  28. Усанова О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». — М., 1991.
  29. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов. М., 2004.
  30. Хозиева М.В., Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Марина Владимировна Хозиева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  31. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов. — М.: «Академия», 2001. — 208 с.
  32. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов н/Дону: Феникс, 2003. — 384 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.pedlib.ru www.zapolsliy.ru/book

http://www.osoboedetstvo.ru/

http://shishkova.ru/ http://www.eii.ru/ http://suvorov.reability.ru/ http://www.rgbs.ru/

http://www.otoskop.ru/index.html http://www.logos.pp.ru/

http://www.cpalsy.baikal.ru/cpalsy.html

http://www.lekoteka.ru/index.html

http://www.autism.ru/autism.asp?name=home&level=0

http://www.downsideup.org/index.htm

http://www.danyloff.narod.ru/ http://curative.chat.ru/

http://www.vitalhelp.org/russian/general_information.html

  1. Материально-техническое обеспечение производственной практики.

Необходимое материально-техническое оборудование предоставляется как образовательными учреждениями — базами практик на основании договоров вуза и факультета Дошкольной и социальной педагогики и психологии.

К нему относятся:

  1. оборудованные кабинеты педагога-психолога;
  2. диагностический инструментарий, игры и игрушки для коррекционной и развивающей работы, учебная и учебно-методическая литература для педагога-психолога;
  3. аудиовизуальные, технические и компьютерные средства; оборудование для записи и воспроизведения аудио и видео информации (в т.ч. для записи коррекционно-развивающих занятий и консультаций).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector