БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 1.4. «Обучение в сестринском деле»
Лабораторные занятия – 6 часов
Для студентов 1 курса
Форма обучения очная
Специальности (код) часа 060101.52 – Лечебное дело
060501.51 – Сестринское дело
060102.51 – Акушерское дело
Составитель: преподаватель И.Г. Комовникова
г. Калининград
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Оснащение:
2. Методические рекомендации.
3. Мотивация,
4. Цели: учебная, воспитательная, развивающая.
5. Междисциплинарные связи.
6. Знать. Уметь. Компетенции.
7 Структура занятия.
8. План объяснения нового материала.
9. Глоссарий по теме.
10. Самостоятельная работа студента.
11. Контроль знаний; вопросы для фронтального опроса с эталонами ответов.
12.Теоретический материал.
13. Манипуляции с алгоритмом.
14. Ситуационные задачи.
15.Эталоны ответов к ситуационным задачам.
16. Итоговый контроль: пост тесты.
17.Эталоны ответов к тестам.
18.Список литературы.
Демонстрационный материал:таблицы « Этапы сестринского процесса» таблица « Этапы учебного процесса»
Рабочие место студента: кабинет до клинической практики.
Методические рекомендации
Методический материал рассчитан на 2-ой уровень усвоения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
... 6. Составить план ответа на каждый вопрос плана занятия. Требования к выступлению студентов на семинарском занятии: 1. Избегать механического пересказа материала лекции или ... 4. Регуляция межличностных отношений: социальные нормы и стереотипы. Основные содержательные аспекты процесса общения специалиста юридического профиля. Влияние общения на формирование профессиональных компетенций ...
Входной контроль проводиться в виде устного опроса для выявления уровня усвоения знаний студентами при самостоятельной подготовке. При объяснении нового материала это поможет преподавателю обратить внимание на недочеты, указать пути их устранения.
Объясняя новый материал, преподаватель знакомит с организацией и оценкой обучения. Методические рекомендации на каждом этапе занятия позволяют максимально эффективно контролировать уровень усвоения полученных знаний. При подведении итогов занятия используются критерии оценки знаний и умений студентов, что позволяет объективно и индивидуально оценить работу каждого студента на занятии.
Мотивация
Для работы в практическом здравоохранении будущим специалистам необходимо знать, что важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. Это обучение навыкам само ухода или ухода, подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств, рациональному питанию и.т.д.
Работая над заданиями, студенты могут самостоятельно проверить свои знания и практический уровень.
После изучения темы студенты должны знать:
— сферы обучения,
— способы обучения,
-цели обучения,
Студенты должны уметь:
— организовать обучение пациента
Студенты должны овладеть профессиональными компетенция ми:
— ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
Студенты должны овладеть общими компетенция ми:
— ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, оп ределённых её руководителем.
— ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
— ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
— ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.
Междисциплинарные связи: культурология, психология, философия.
Структура занятия
I. Организационная часть: 2мин.
— приветствие;
— отмечаю присутствующих;
— проверяю готовность к занятию, внешний вид.
II. Вводная часть: 10мин.
— сообщаю тему занятия;
— мотивация занятия;
В результате освоения темы занятия студенты
... слушания в медицинской практике. В результате освоения темы занятия студенты должны знать: аспекты общения – цель, содержание, средства; структуру общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны; ... отражения своего состояния пациентами разного возраста; должны уметь: • применять теоретические знания при выполнение заданий по изучаемой теме; • применять и использовать сформированные ...
— цели занятия;
— план занятия с заполнением дневника;
III.Организация и управление познавательной деятельностью студента: 235 мин.
— опрос студентов
— изложение нового материала
— работа с раздаточным материалом
— контроль знаний студентов (прет ест или опрос)
— отработка студентами техники Эффективного общения
— вопросы для углубления знаний;
— пост тесты;
— решение ситуационных задач;
— решение возможных проблем пациента.
IY. Подведение итогов: 15 мин.
— анализ занятия;
— выставление оценок с комментариями;
— заполнение дневника (итог самостоятельной работы).
Y. Домашнее задание: 3 мин.
— выучить манипуляции по теме;
— «Основы сестринского ухода» авт. Т.П. Обух овец, Т.А. Склярова,
О.В.Чернова. Ростов-на-Дону 2008г.
YI. Уборка кабинета. 5 мин
Самостоятельная работа студента
1. Ответы на вопросы.
2. Под контролем преподавателя студенты отрабатывают технику эффективного обучения при решении ситуационных задач
3. Решение тестов.
4. Заполнение документации.
Фронтальный опрос
1.Перечислите сферы обучения?
2.Перечислите способы обучения?
3. Какие бывают цели обучения?
4. Из каких компонентов состоит цель?
5.Сколько этапов учебного процесса?
6.Рассказать правило вербального (устного) общения.
7. Условия эффективности обучения?
8. Перечислите элементы эффективного общения.
Тестовое задание
1. Какую цель преследует м/с, обучая пациента.
а) Помочь адаптироваться, чтобы сохранить возможный комфортный максимальный уровень жизни
б) Повысить уровень образования пациента.
в) Повысить качество семейного воспитания.
2. В какой обстановке может протекать обучение:
а) Формальной
б) Вербальной
в) Неформальной
г) Невербальной
Занятие 10. Ноотропы и средства, улучшающие кровообращение мозга
... перенесенных нейроинфекций,Цереброваскулярная болезнь, состояния после перенесенных нарушений мозгового кровообращения 3)При обучении. Пиридитол 1) Уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. ... Редко — артралгии, плоский лишай, пемфигоидные кожные реакции, алопеция. У пациентов с ревматоидным артритом и другими хроническими заболеваниями суставов — протеинурия, ...
3. В каких сферах может протекать обучение:
а) Эмоциональной
б) Закрытой
в) Познавательной
г) Психомоторной
д) Открытой
4. Факторы эффективного обучения:
а) Желание и готовность к обучению
б) Способность к обучению
в) Окружающая обстановка
г) Диетическое питание
д) Общественное мнение
5. Факторы, оп ределяющие обучаем ость пациента:
а) Возраст
б) Социальное положение в обществе
в) Расположение к общению
г) Состояние здоровья
Эталон ответов на тест
1. а
2. а, в
3. а, в, г
4. а, б, в
5. а, в, г
Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях- это обучение конкретным навыкам само ухода или ухода, в других- подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств, в третьих – рациональному питанию.
Обучение в сестринском деле — это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений. Задачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к само уходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию.
Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела — медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Сферы обучения
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать. Познавательная– человек уз наёт новую информацию. Направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида: • злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональней сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие; • испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность; • апатичный — чаще по темпераменту « флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера; • растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.); • не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль , эмоциональный шок; • состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; • уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; • признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или к особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.Психомоторная сфера– человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности. Характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Квалификационная характеристика медицинской сестры общей практики ...
... опасных инфекциях. Первичные принципы: социальной гигиены, личной гигиены пациента, личной гигиены медицинской сестры. Методы дезинфекции, основы асептики и антисептики. Фармакотерапию самых ... изделий медицинского назначения; универсальные мероприятия, благодаря которым медицинская сестра защищает себя и пациента от возможного инфицирования при выполнении профессиональной деятельности. 4. ...
Медсестра оценивает, как пациент сипит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфория), псих заболеваний, соматических заболеваний, патологии сознания (делирии, галлюцинации). Если во время разговора пациент пытается дотронуться до Нас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, или национальными особенностями (холерик), патологией ощущений, псих заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику. Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигатель но-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия).
Двигательная скованность может явиться результатом патологии опрно-двигатель ного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), патологии воли (ступору, патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить.
Способы обучения
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса .
Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии
... психообразовательные групповые методы работы, обучения навыкам. Образован Совет пациентов, который дает рекомендации персоналу ... включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, ... привлечение больных к хозяйственным работам. Главная цель - предотвращение инвалидизации, сохранение остаточной трудоспособности, ...
Можно выделить пять основных способов обучения: групповые занятия, индивидуальные занятия, мастер-классы, семинары, сборы.
Условия эффективности обучения.
— наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний
— доброжелательное отношение к обучающимся
— обязательная практическая отработка полученных знаний.
Следует учитывать три фактора:
— желание и готовность к обучению
Зависят, от умственных способностях обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал.. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено.Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – всё это мешает процессу обучения.
— способность к обучению
Важным критерием является возраст человека ,его физическое состояние( слабость, истощение и т.д.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным.
— окружающую обстановку
Является одним из условий успешного обучения. Необходимость в уединении, температура воздуха, освещение, шум и т. д.
Этапы учебного процесса
- Оценка исходного уровня знаний и умений
- Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения
- Реализация плана
- Оценка результатов обучения.
Оценка исходного уровня знаний и умений
Предусматривает оп ределение имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит уз нать. Следует учитывать такие факторы,как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья.
Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения
Цели обучения:
-промежуточные
— конечные.
Формулировка целей должна быть ориентирована на три сферы обучения.
В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата.
Хорошо поставленная цель содержит три компонента:
— что предстоит сделать пациенту( например, «должен проходить» «должен знать», «должен уметь») – результат
— временные рамки: даты и интервал времени – «критерий» (например: «20 мин. после завтрака», через неделю»)
— кто и (или) с помощью каких приспособлений оказывает помощь – «условие» например, « с помощью инструктора», « на костылях», «самостоятельно»
Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович должен проходить 50 м ежедневно утром самостоятельно»
Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника
... Цель исследования – Изучить положительное влияние медицинского работника на пациента. К задачам исследования относятся: 1) провести аналитический обзор литературы по проблеме взаимодействия медработника и пациента; 2) рассмотреть роль медицинской сестры ... в первичном секторе здравоохранения; 3) изучить специфику медицинской сестры в ...
При формулировке целей в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его рационе»
При оп ределении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы ,отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы»
Определив цели обучения, следует разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента.
Реализация плана
Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильное время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию.
Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо и находится в комфортной обстановке.
Оценка результатов обучени.
Оценивая результаты обучения, можно задать основной оценочный вопрос, хочет ли пациент, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу и использовать новую информацию. Получив согласие пациента , попросите его продемонстрировать приобретённые знания и умения. Следует сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам зав ершённым.
ПРИМЕР
I этап Сбор информации о пациенте и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.
При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. Медицинская сестраоп ределяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.Пример сбора информации о пациенте.Больная, Елена Ивановна Самойлова, 56 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам. Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней оп ределять водный баланс. Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его оп ределить, больная не знает.
II этап — Определение целей обучения, планирование его содержания.
Медицинская этика в работе медицинской сестры
... с больным поддерживать версию, высказанную врачом. Недопустима свободная интерпретация медицинской сестрой результатов исследования с целью ложного самоутверждения. Она может оказаться неверной и стать причиной ... наличии тревожности, склонности к ипохондрии и повышенной внушаемости (когда, по словам пациента, «болезни других переходят на меня»). Ведет к появлению новых симптомов невротического ...
Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой оп ределенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта): 1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения; 2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца); 3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: • в познавательной сфере — Елена Ивановна будет знать и понимать суть оп ределения водного баланса через 2 суток; • психологической сфере — Елена Ивановна будет психологически готова самостоятельно оп ределять водный баланс через 5 суток; • эмоциональной сфере — Елена Ивановна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко вторым суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. После оп ределения обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 минут в течение 3 суток, по 20 минут через сутки и т.д.).
Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание оп ределенного уровня здоровья, поддержание оп ределенного уровня качества жизни. Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим: 1) в течение 20 минут пациентке объясняют значение и суть оп ределения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного оп ределения; 2) в течение 15 минут пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества; 3) в течение 15 минут пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: • в познавательной сфере — Елена Ивановна будет знать и понимать суть оп ределения водного баланса через 2 суток; • психологической сфере — Елена Ивановна будет психологически готова самостоятельно оп ределять водный баланс через 5 суток; • эмоциональной сфере — Елена Ивановна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко вторым суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. После оп ределения обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 минут в течение 3 суток, по 20 минут через сутки и т.д.).
Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание оп ределенного уровня здоровья, поддержание оп ределенного уровня качества жизни. Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим: 1) в течение 20 минут пациентке объясняют значение и суть оп ределения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного оп ределения; 2) в течение 15 минут пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества; 3) в течение 15 минут пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости; 4) в течение 2 суток пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах; 5) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки; 6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.
Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными ...
... медицинской сестры по обеспечению ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе. Проанкетировать медицинский персонал отделения по вопросу обучения на рабочем месте. Разработать рекомендации по обучению медицинских сестер ... боль, находясь рядом с больным до последних минут его жизни и видя смерть, медицинские сестры испытывают многие проблемы: профессиональную и человеческую ...
III этап — Реализация плана обучения.
Для реализации намеченного плана сестринского процесса медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить. Для успешного обучения можно использовать следующие методы: • демонстрация — медицинская сестра показывает навыки само ухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения; • консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь; • разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности само ухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:1) изложение необходимой информации; 2) повторение пациентом всего, что он запомнил; 3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить; 4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка; 5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца. Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу ≪вопрос — ответ≫, подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию. Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.
IV этап — Оценка результатов обучения.
После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей: 1) пациент осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык; 2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, не уверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы; 3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки. В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не оп ределилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения. В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то как пациент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть: • адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры; • завышенной; • сниженной; • нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).
При любой оценке следует поощрить пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению. Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы: 1) четко сформулированная цель обучения; 2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом; 3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким; 4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи; 5) обязательная практическая отработка полезных знаний; 6) эффективное (терапевтическое) общение; 7) умение слушать; 8) терпеливость и настойчивость; 9) поощрение за успехи в обучении; 10) учет состояния пациента во время обучения.
Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.
Итоговый контроль
Диктант
1.Для успешного обучения медсестре необходимо разработать……………
2. Обучение проходит в 3 сферах………………………………………………
3. Чтобы обучение было эффективным, учитывают 3 фактора:…………….
4. Поставленная цель имеет 3 компонента:…………………………………..
5. Этапы процесса обучения включают: 1)……2)……3)……..4)………
Эталон ответов на диктант
- Индивидуальный план
- – познавательная — психомоторная — эмоциональная
- – желание и готовность к обучению, способность к обучению, окружающая обстановка
- результат, критерий, условие
- 1-оценка исходного уровня знаний и умений
2- оп ределение целей и планирование
3. реализация плана обучения
4. оценка результатов обучения
Список литературы
Основная литература:
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд.,испр. и доп.-М:ГЭОТАР- 2008
Мухина С.А., Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»»: Учебник.-2-е изд.,испр. и доп.-М:ГЭОТАР- 2008
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2008
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела – Ростов – на- Дону: Феникс 2008
Дополнительная литература:
Хетогурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008
Трунов Д. Г. И снова о профессиональной деформации. //
Психологическая газета. № 6. 2009
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М,
2009.
Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина, М., Владос 2000 г.
Интернет- ресурсы