PP 4304 Психология профессионализма

Программа дисциплины (Syllabus)

PP 4304 Психология профессионализма

(код и название дисциплины)

Павлодар, 2013 г.

Лист утверждения программа дисциплины (Syllabus)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ГП

___________ Сарбалаев Ж.Т.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___"_____________20__г.

Составители: _____ ст. преподаватель, магистр психологии Тулекова Г. М.

(подпись) (должность, учёная степень, звание, Ф.И.О.)

_________ преподаватель, магистр психологии Щербакова Е.П.

(подпись) (должность, учёная степень, звание, Ф.И.О.)

РP 4304 Психология профессионализма

(полное наименование и код дисциплины по рабочему учебному плану)

для студентов очной формы обучения специальностей

5В50 300 — психология

5В10 300 — педагогика и психология

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой «___» _________20__г.

Рекомендована на заседании кафедры от «___"____________20__г.

Протокол №_____.

Заведующий кафедрой _____________ Бурдина Е.И. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена учебно-методическим советом гуманитарно-педагогического факультета

«____"______________20__г. Протокол №____

Председатель УМС ____________ Ксембаева С.К. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Паспорт учебной дисциплины

Наименование дисциплины Психология профессионализма

Дисциплина вузовского компонента

Количество кредитов и сроки изучения

Всего — 3 кредита

Курс: 4

Семестр: 7

Всего аудиторных занятий — 45 часов

Лекции — 30 часов

Практические /семинарские занятия — 15 часов

СРС — 22,5 часов

в том числе СРСП — 45 часов

Общая трудоемкость — 135 часов

Форма контроля

Экзамен — 7 семестр

Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: основы психологического консультирования, технологии психотерапии, основы психодиагностики.

2. Сведения о преподавателях и контактная информация

Тулекова Гульмира Мухамеджановна, магистр психологии, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики, тел.: 673 685 (вн. 11−39)

Щербакова Елена Павловна магистр психологии, преподаватель кафедры психологии и педагогики, тел.: 673 685 (вн. 11−39)

Кафедра «Психологии и педагогики», аудитория А-149,

телефон: 673 685 (вн. 11−39),

Е-mail:kafedrapip@mail.ru

3. Предмет, цели и задачи

Предметом дисциплины являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития.

Цель преподавания дисциплины: овладение студентами теоретических знаний о механизмах, фактах и закономерностях внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития, а также умениями и навыками практической (диагностической, консультативной, реабилитационной) деятельности по психологическому сопровождению профессионального развития человека.

Задачи изучения дисциплины

— ознакомить с основами психологических знаний в области психологии профессионализма, психоконсультирования и психокоррекции процесса профессионализации, профессионально-личностного развития специалиста;

— формирование умений и навыков проводить диагностику, психоконсультирование и психокоррекцию процесса профессионализации и психологического сопровождения профессионально-личностного развития специалиста;

4. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

— иметь представление о: понятиях психологии профессионализма, ее предмете, задачах, фундаментальном и прикладном значении для психологии;

— знать: психологические основы психоконсультирования, психокоррекции и реабилитации, технологий психотерапии;

— приобрести практические навыки: профессионально-личностного саморазвития, самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности, психоконсультирования и психокоррекции процесса профессионализации и профессионально-личностного развития специалистов в различных сферах деятельности человека.

5 Тематический план изучения дисциплины

Распределение академических часов по видам занятий

№ п/п

Наименование тем

Количество аудиторных часов по видам занятий

СРО

лекции

прак

Всего

1

Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики

2

1

2

2

Методы исследования в психологии профессиональной деятельности

2

1

2

3

Методологические основы психологии профессиональной деятельности

3

1

2

4

Психологическое сопровождение профессионального становления личности

2

2

2

5

Кризисы профессионального становления личности

4

2

3

6

Профессиональные деструкции личности

4

2

3

7

Профессиональная адаптация личности

4

2

3

8

Психология безопасности труда

4

2

3

9

Психологическое профессиональное консультирование

4

2

2,5

Всего:135 (3 кредита)

30

15

22,5

6. Содержание лекционных занятий

Тема 1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.

Становление психологии профессиональной деятельности. Предмет, задачи и методы психологии профессий. Основные концептуальные положения. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности.

Тема 2. Методы исследования в психологии профессиональной деятельности.

Классификации методов исследования. Генетические, праксиметрические, психометрические, экспериментальные методы. Методы математической обработки результатов. Профессиональная диагностика.

Тема 3. Методологические основы психологии профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности как основная проблема психологии профессиональной деятельности. Стадии профессионального становления. Профессиональные деформации личности.

Тема 4. Кризисы профессионального становления личности.

Проблема кризиса в профессиональном становлении личности. Типология кризисов. Методика изучения кризисов. Психологические особенности кризисов в профессиональном становлении личности.

Тема 5. Профессиональные деструкции личности.

Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деформаций. Профессиональная реабилитация личности.

Тема 6. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

Проблема профессионального становления личности в психологии профессиональной деятельности. Стадии профессионального самоопределения. Психологическое сопровождение профессионального становления на разных стадиях.

Тема 7. Профессиональная адаптация личности.

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Особенности профессиональной адаптации. Адаптивность. Дезадаптивность. Типы адаптации.

Тема 8. Психология безопасности труда и предупреждения ошибок.

Психология безопасности и безаварийности труда. Практические аспекты обеспечения безопасности. Метод Флонагана.

Тема 9. Психологическое профессиональное консультирование.

Основные направления профконсультирования. Типы профконсультирования. Процедура проведения профессионального консультирования. Использование диагностики в профессиональном консультировании. Этические проблемы профконсультирования.

7. Содержание практических занятий

Тема 1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.

  1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.
  2. Становление психологии профессиональной деятельности.
  3. Психологические основы профессиональной коррекции.
  4. Психологические основы профессионального консультирования.
  5. Проблемы профессиональной адаптации личности.
  6. Психологические основы профессиональной реабилитации.
  7. Психологические основы профессиональной диагностики.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2012
  4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся орга­низации. М, 2010.

Тема 2. Методы исследования в психологии профессиональной деятельности

  1. Использование диагностики в профессиональном самоопределении личности.
  2. Факторный анализ в психологии профессиональной деятельности.
  3. Использование психометрических методов в психологии профессиональной деятельности.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2012
  4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся орга­низации. М, 2010.

Тема 3. Методологические основы психологии профессиональной деятельности.

  1. Индивидуальное, личностное и профессиональное в развитии человека.
  2. Психология труда как теоретико-методологическая основа психологии профессиональной деятельности.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: харак­теристики и условия достижения. М., 2011.
  4. История советской психологии труда: Тексты/Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой. М., 2009.

Тема 4. Кризисы профессионального становления личности.

  1. Профессиональный кризис как проблема психологии профессиональной деятельности.
  2. Структура и уровни профессиональных кризисов.
  3. Психологическое обеспечение профессиональной поддержки в условиях кризиса.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2012
  4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2009.
  5. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной кон­сультации. М., 2009.

Тема 5. Профессиональные деструкции личности.

  1. Психологические детерминанты профессиональных деструкций.
  2. Структура и уровни профессиональных деструкций личности.
  3. Психотехнологии работы с профессиональными деструкциями.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2009.
  3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2012
  5. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной кон­сультации. М., 2009.

Тема 6. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

  1. Психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии оптации и профессионального образования.
  2. Психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии профессионализации и мастерства.
  3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии прекращения деятельности.
  4. Профессиональное психологическое консультирование как прикладное направление психологии профессиональной деятельности.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 2009.
  4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.—Воронеж, 2011.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе­ния. М" 2009.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2009.

Тема 7. Профессиональная адаптация личности

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Особенности профессиональной адаптации. Адаптивность. Дезадаптивность. Типы адаптации.

  1. Профессиональная адаптация как психологическая проблема.
  2. Структура и уровни проявления дезадаптивности.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2011.

Тема 8. Психология безопасности труда и предупреждения ошибок.

  1. Научные основы психологии безопасности.
  2. Диагностика и коррекция «опасного поведения» в профессиональной деятельности.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  3. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2012.
  4. Котик М.Л. Психология и безопасность. Таллин, 2009.
  5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 2009.
  6. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб., 2011.
  7. Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции // Ю.К.Стрелков (ред.).

    Практикум по инженерной психологии и эргономике. М., 2009.

Тема 9. Психологическое профессиональное консультирование.

  1. Профессиональное психологическое консультирование как прикладное направление психологии профессиональной деятельности.
  2. Основные направления профессионального консультирования.
  3. Типы профессионального консультирования.
  4. Психотехнологии профконсультирования.
  5. Психодиагностика в профессиональном консультировании.
  6. Этические проблемы в профессиональном консультировании.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001
  2. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной кон­сультации. М., 2009.
  3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2012

8. Задания самостоятельной работы

Успешное освоение материалов курса требует значительного времени на самоподготовку, которая должна включать не только работу с лекционным материалом, но и с научной литературой. При освоении данного курса студент может пользоваться конспектами лекций, библиотекой вуза и другими библиотеками. При подготовке по отдельным темам курса возможна работа с Интернет-ресурсами.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

В структуру учебного курса включено задание по разработке глоссария. Это дает студенту возможность правильно и точно понимать значение конкретного термина, и в целом способствует более глубокому проникновению в понятийно-терминологическую систему изучаемой дисциплины. Понятийно-терминологическая безграмотность приводит к серьезным ошибкам не только в учебном процессе, но и в практической деятельности.

Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию — многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму: краткий план источника, тезисы, выписки, аннотация, конспект. Ваши записи будут хорошим подспорьем в подготовке к экзамену.

Виды и формы самостоятельной работы:

  1. Проработка учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе.
  2. Подготовка к семинарским занятиям.

Для подготовки к семинарским занятиям студенты могут использовать научную литературу и конспект лекций. План семинарских занятий представлен в п. 7.

  1. Работа с глоссарием.

Студенту необходимо изучить термины, для этого можно воспользоваться глоссарием и конспектом лекций. Проверка знаний проводится во время аудиторных занятий. Список обязательных к изучению терминов представлен ниже:

Акмеология Аттестация Биографические методы Депривация Деформация личности профессиональная Идентичность Имидж Индивидуальный стиль деятельности Карьера Каузометрия Когорта Консалтинг психологический Консультация психологическая Контент-анализ Лонгитюдное исследование, или лонгитюд Менеджер по работе с персоналом Метод профессиональной пробы Онтогенез Оптация Персонал Праксиметрические методы Профессиограмма Профессиология Профессиональная идентичность Профессиональная миграция Профессиональная мобильность Профессиональная ориентация Профессиональная пригодность Профессиональная социализация Профессиональное самоопределение Профессиональный профиль Профессия Психобиография Психограмма Психометрия Реориентация Самоопределение личности Таксономия

  1. Выполнение контрольной работы.

Для улучшения качества полученных знаний и подготовки к экзамену, студентам необходимо выполнить контрольные работы. Работа заключается в выполнений заданий, по каждой теме, представленных в таблице.

Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Форма самостоятельной работы

Форма отчетности

1

Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики

Становление психологии профессиональной деятельности.

Реферат

Конспект

2

Методы исследования в психологии профессиональной деятельности.

Классификация методов в психологии профессиональной деятельности.

Реферат

Конспект

3

Методологические основы психологии профессиональной деятельности.

Психология профессиональной деятельности в трудах психологов ХХ в.

Реферат

Конспект

4

Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

Диагностика структуры и уровня профессионального самоопределения личности.

Диагностика

Результаты диагностики

5

Кризисы профессионального становления личности.

Проявления профессиональных кризисов.

Реферат

Конспект

6

Профессиональные деструкции личности.

Структура и уровни профессиональных деструкций личности

Реферат

Конспект

7

Профессиональная адаптация личности.

Разработка модели деятельности по профессиональной адаптации личности.

Проектирование

Проект

Методические указания для написания реферата.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.

Структура реферата.

Реферат должен содержать:

1) Титульный лист

2) Содержание

3) Введение

4) Основную часть

5)Заключение

6) Список использованной литературы

Оптимальный объем 15−20 страниц печатного текста.

Требования к содержанию:

1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2−3 страницы).

2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел — озаглавлен, заголовок — отражать содержание раздела основной части (объем основной части — 12 — 16 страниц).

3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2−3 страницы).

4. Список литературы оформляется по следующим критериям:

  • в алфавитном порядке
  • по видам источников

В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.

9. График консультации сроп

Консультация по всем вопросам осуществляется согласно расписанию СРСП по данной дисциплине на текущий семестр.

10. Расписание проверок знаний обучающихся

Посещение лекции и семинарских занятий оцениваются 0−100 баллов.

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ

Тема, цель и содержание задания

Продолжительность выполнения

Форма контроля

Срок сдачи

1

Составление глоссария

Изучение терминов

7 недель

Глоссарий

7-ая неделя

2

Реферат

Тема № 1−3 СРС

8 недель

Доклад

8-ая неделя

3

1 Рубежный контроль

Тема № 4

СРС

8 недель

Диагностика

8-ая неделя

3

Реферат

Тема № 5−6

СРС

7 недель

Доклад

15-ая неделя

4

Составление глоссария

Изучение терминов

6 недель

Глоссарий

14-ая неделя

5

2 Рубежный контроль

Тема № 7

СРС

7 недель

Проект

15-ая неделя

11. Критерии оценки знаний обучающихся

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме тестирования, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе.

Каждое задание оценивается 0−100 баллов.

Рейтинг допуска выводится из средне арифметического всех выполненных заданий на текущих занятиях (посещение лекции, домашние задания, задания по СРО, задания по практике рубежный контроль).

К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

Уровень учебных достижений студентов по дисциплине определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и ИК (экзамена) с учетом их весовых долей.

И = РД*0,6 + ИК*0,4

Весовые доли ежегодно утверждаются ученым советом университета и должны быть для РД не более 0,6, а для ИК не менее 0,3.

Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно». Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный экзамен проводился во второй половине дня.

Для корректности подсчета итоговой оценки знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене оцениваются в процентах от 0 до 100%.

Оценка рубежного контроля складывается из текущих оценок и оценки рубежного контроля.

Учебные достижения, то есть Знания, умения, навыки и компетенции студентов по дисциплине «Психология профессионализма» оцениваются по многобалльной буквенной системе адекватной ее цифровому эквиваленту и традиционной шкале оценок:

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

A

4,0

95−100

Отлично

A-

3,67

90−94

B+

3,33

85−89

Хорошо

B

3,0

80−84

B-

2,67

75−79

C+

2,33

70−74

Удовлетворительно

C

2,0

65−69

C-

1,67

60−64

D+

1,33

55−59

D

1,0

50−54

F

0

0−49

Неудовлетворительно

12. Требования преподавателя, политика и процедуры

Посещение обучающимися всех аудиторных занятий без опозданий является обязательным. В случае пропуска занятия отрабатываются в порядке установленном деканатом. Допускается максимально только два пропуска занятий. Два опоздания на занятие приравниваются одному пропуску. В случае более двух пропусков преподаватель имеет право в дальнейшем студента не допускать к занятиям до административного решения вопроса. Присутствие на лекциях посторонних лиц, не являющихся контингентом студентов данного курса, запрещается.

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий — за 3 дня до начала экзаменационной сессии.

Студенты, не сдавшие все задания не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебных материалов проверяется тестами или письменными работами. Тестирование студентов может проводиться без предупреждения.

При выполнении самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) учитывать следующие четыре основные функции.

Первая — предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т. д. На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

13. Список литературы

Основная

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2009
  2. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2012
  3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся орга­низации. М, 2010
  4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.—Воронеж, 2009.

Дополнительная

  1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 2010.
  2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: харак­теристики и условия достижения. М., 2011
  3. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной кон­сультации. М., 2009.
  4. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2009