Обобщение: период становления психологии, как науки называют периодом кризиса психологической науки.
Причины:
1)Отрыв психологии от практики;
2)Использование интроспекций в качестве основного научного метода;
3)Невозможность объяснить ряд психологических проблем;
4)Многие теоритические положения не были хорошо закреплены экспериментальными данными;
Именно в этот период начинают складываться основные направления психологической науки :бихиоверизм, психоанализ, гештальтпсихология; развитие отечественной психологии.
Основные направления зарубежной психологии:
Важнейшим направлением в период кризиса стал психоанализ (Зигмунд Фрейд – австрийский психолог и психиатр). Первоначально идеи психоанализа использовались в психиатрии при лечении неврозов.
Основная идея психоанализа – поведение человека определяется не столько его сознанием , а сколько бессознательным. (Разнообразные влечения и переживания, в которых человек не может себе признаться- они не допускаются до сознания и вытесняются в подсознательные).
Все,что вытесненно в подсознании вытеснено не исчезает и не забывается , а побуждает тем или иным способом,проявляясь в искаженном виде.
Структура личности по Фрейда:
1)Супер я(super ego)-своеобразный цензор,совокупность моральных устоев
2)Я(ego)-с одной стороны следует в безсознательные инстинкты, с другой стороны подчиняется нормативам и требованиям
3)Оно(id)-является той стороной ,где властвуют бессознательные инстинкты
«Я» находится в постоянном конфликте ,так как требования несовместимы. Поэтому «я» прибегает к защитным механизмам. Подавленное желание становится источниками конфликта и часто является причиной различных психических заболеваний.
Основное место в концепции Зигмунда Фрейда занимает эротическое влечение. Эротическое влечение связано со специфической энергией – либидо –она движет и направляет всю жизнь человека.
В психоанализе впервые был поставлен вопрос о соотношении между безсознательным и сознательным. Благодаря Фрейду изменилось понимание роли сексуальности в жизни чел-ка. Основные идеи Фрейда получили развитие в трудах Адлера и Юнга.
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... наук может быть одним и тем же, предмет – отличает специфику каждой отдельной научной отрасли. Основные этапы 1) 6в до н.э. – 16в н.э. в кач-ве предмета психологии ... влечений, которые имеют врожденный характер. Ведущие инстинкты: жизни (эрос)(самосохранение ), танатос(смерти)(разрушение), сексуальный инстинкт (либидо) - глав. По Фрейду в психической жизни существуют: сознание, бессознательность, ...
Бихевиоризм
Ряд ученых пришли к выводу, что психология должна выбросить из своего предмета вопрос о сознании и наблюдать поведение, поступки и реакции человека.
Предметом изучения бихевиористов была активность,поведение. Они считали, что поведением человека можно управлять ,манипулировать,контролить. Представители:Уотсон,Стиннери и др. По их мнению достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы управлять плведением. Особым направлением бихеовиризма я вляется социобихевиоризм.(1960)
Гештальтпсихология
Возникла в Германии в 20 веке. Гештальтпсихология опиралась на достижения физики математики. Ее основные представители: Вертгеймер,Келер,Каффка,Лейвин. Гештальтпсихология выступала против расчленения сложных психических явлений на элементы.
26.09.11
Методы современной психологии
Метод-1)это путь познания ,способ, посредством которого познается предмет науки.2)это приемы и средства, с помощью которых можно получить достаточные данные об исследуемом объекте.
Требования для методов психологии исследованя:
1) Метод должен отражать специфику предмета;
2) Метод психологии должен быть объективным;
3) Адекватность метода иследуемой проблемы;
4) Должны отличаться валидностью и надежностью;
a) Валидность-соответствие тому,для изучения и оценки чего он предназначен;
b) Надежность- позволяет получать одни и те же результаты при многократном использовании;
В настоящее время в психологии нет общепризнанной классификации методов.
Рубинштейн выделил 2 основных метода – наблюдение и эксперимент; а также промежуточные методики – беседа, анкета, тест;генетический метод- изучение продуктов деятельности и т.д.
Несколько другая классификация у Ананьева(4 группы):
1)Организационные методы- с их помощью строится весь цикл исследований и взаимодействие других методов(сравнительный метод, лонгитюдный, комплексный)
2)Обширная группа методов- наблюдение и самонаблюдение , экспериментальные,психодиагностическиеметоды, оценка продуктов деятельности человека,биографические методы, моделирование.
3)Количественная и качественная оценка:
а)Количественный анализ- математический
в)Качественный- выделение психологических процессов и явлений
4)интерпритационные методы- направленные на объяснение психических процессов и явлений.
Основной метод психологического исследования- наблюдение самонаблюдение- проводиться в естесвенных условиях без вмешательства. Наблюдение чаще всего проводится по заранее подготовленной программе и четко отражено в плане того,зачем ведется наблюдение(обязательная фиксация ).
Наблюдатель может быть непосредственным участником процесса, такое наблюдение включенное;
Также наблюдение может быть сплошным и выборчным.
Выборочное наблюдение- наблюдает за определенными действиями или явлениями.
В отличие от внешнего наблюдения выделяют внутреннее наблюдение(самонаблюдение-интроспекция).
Психология : Предмет.Объект и методы психологии.
... психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика. Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики. Психология ... сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII ... выводы. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно ...
Достоинства метода наблюдения- объект не знает, что за ним следят и ведет себя естественно. Трудности при наблюдении- наблюдатель не в состоянии контролировать ситуацию и наблюдение может быть субъективным.(