ВВЕДЕНИЕ. Интегрированный модуль

Л. Н. Луц, О. Н. Логвиненко

 

Интегрированный модуль

«Философия»

Методические рекомендации по подготовке к компьютерному тестированию

Для студентов заочной формы обучения

По всем специальностям

Бобруйск, 2013

ББК 87

УДК 1

Л 86

ББК 88+74

УДК 159.9+37

Л69

Рецензент доцент кафедры общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО «БГЭУ», кандидат исторических наук И.В. Гребенчук

 

 

Рекомендовано кафедрой общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

 

Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

 

 

Луц Л. Н., Логвиненко О. Н.

Интегрированный модуль «Философия»: Метод. указания по подготовке к компьютерному тестированию / Л. Н. Луц. – Бобруйск, 2013. – с.

 

 

© Луц Л. Н., Логвиненко О. Н. 2013

© Бобруйский филиал УО «БГЭУ», 2013

Содержание

Введение

 

1. Пояснительная записка об учебной дисциплине ИМ «Философия»………………………………………………………………. 5

2. Содержание учебного материала курса ИМ» Философия» …………. 6

3. Методические указания по выполнению тестовых заданий…………. 13

4. Список примерных тестовых заданий ………………………………… 15

5. Список рекомендуемых источников для подготовки к тестированию.18

 

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные тесты по учебной дисциплине ИМ «Философия» разработаны доцентом кафедры ОДиП Луц Л. Н. и старшим преподавателем кафедры ОДиП Логвиненко О. Н. в соответствии с СТП СМК БГЭУ 6.3.0-04-2010 «Система менеджмента качества. Компьютерное тестирование в учебном процессе».

В основу тестов положена экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Философия» для учреждений высшего образования, разработанная Министерством образования РБ в 2012 г. (регистрационный № ТД-СГ.01/эксп.), типовая учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики» (рег. № ТД-СГ.006/тип.) и учебная программа по дисциплине ИМ «Философия», разработанная на кафедре ОДиП и утвержденная методическим советом БФ БГЭУ.

При разработке тестов учитывалась роль данной учебной дисциплины в подготовке экономистов: содержание тестов оптимально отражает содержание тем учебной дисциплины, что соответствует требованиям учебного плана, типовой и рабочей программ.

В содержание тестовых заданий включены наиболее значимые элементы учебной программы, которое соответствует уровню современного философского знания и теоретических основ современной психологии и педагогики. Это позволяет реализовать основную цель разработанных тестов – помочь студентам заочной формы обучения самостоятельно освоить основные проблем философского миропонимания, осознать содержание и направленность развития современной техногенной цивилизации, изучить основные характеристики и закономерности психики человека с целью сознательного формирования всесторонне развитой творческой личности в процессе своей будущей профессиональной деятельности.

14 стр., 6790 слов

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Учебно-методический комплекс

... использования времени.   Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподавателем оказывается консультационная помощь ... к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех ...

Тестовые задания построены с учетом последовательности изучения тем в курсе учебной дисциплины и взаимосвязаны между собой.

Тесты имеют закрытую (возможность выбора правильных ответов из предложенных вариантов) и открытую форму (20 %).

Количество тестовых заданий в компьютерном тесте не превышает 15. При разработке учитывалось 20% низкой, 60% средней и 20% высокой трудности тестовых заданий. Время выполнения теста – 20 минут.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИМ«Философия»

Отличительной особенностью данной экспериментальной учебной дисциплины является ее интегрированный характер. Она сохраняет то наиболее значимое содержание, изучаемых ранее курсов, «Философия» и «Основы психологии и педагогики», то есть то содержание, которое вызывало наибольший интерес и востребованность у преподавателей и студентов. Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия». При этом содержание модулей курса «Основы психологии» логично и последовательно дополняется соответствующими прикладными педагогическими аспектами, включенными в содержание курса «Основы педагогики».

Изучениефилософии ориентировано на освоение студентами на­следия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой за­дачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логи­кой развития духовной культуры человечества, философским осмыс­лением современных социальных реалий.

Учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей. Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов. Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.

3 стр., 1440 слов

Основные особенности педагогики высшей школы

... Например, культурологическая концепция содержания образования, разработанная в рамках педагогики средней школы, оказалась ... детей и взрослых. Основные особенности педагогики высшей школы Педагогика высшей школы в ... проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, ... знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование ...

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА

ИМ «Философия»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»

Р а з д е л I

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Модуль 1. Философия как социокультурный феномен

Возникновение и предмет философии. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Структура философского знания. Социальные функции философии. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

Модуль 2. Исторические типы классической философии

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и рационалистический метод Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв.

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.

Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Фрейдизм и неофрейдизм.

Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К. Лыщинский).

Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.

4 стр., 1869 слов

Понятие личности в психологии 5

... Еще сложнее, чем с определением понятия «личность», обстоит дело с уточнением того, что входит в структуру личности или в совокупность личностных свойств человека. Основная трудность в решении данного ... В психологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французской социологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в виду социальное качество индивида. Хотя ...

Р а з д е л II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Модуль 5. Философия бытия

Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Пространственно-временная организация бытия. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.

Модуль 6. Философская антропология

Основные этапы осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Проблема антропосоциогенеза. Происхождение и сущность человека. Сознание, его происхождение и структура. Сознание и язык. Сознание и мозг. Индивидуальное и общественное сознание. Деятельность как сущностная характеристика человека. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека.

Модуль 7. Теория познания и философия науки

Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность.

Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Научные революции и смена типов рациональности. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

Модуль 8. Социальная философия

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Общество как развивающееся система. Характер и направленность общественного развития. Эволюция и революция. Роль народных масс и личности в истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

Модуль 9. Модуль-резюме

Философия и диалог культур в современном мире. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Социальное прогнозирование. Виды и методы социальных прогнозов. Оптимистические и пессимистические модели развития мировой цивилизации. Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия».

7 стр., 3447 слов

Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие

... цель – формирование и развитие социально-перцептивного стиля личности руководителя; - содержание программы должно включать в себя ряд модулей, направленных на развитии умений: устанавливать и поддерживать ... и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом ресурсов, а оплата труда составляет значительную, если не основную часть расходов предприятия. .......... Заключение Настоящая работа ...

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Основы психологии и педагогики»

Раздел I. Основы психологии

Раздел 1.I. Психология личности

Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика.

Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности

Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Структура приема и обработки информации. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Адаптация. Общая характеристика восприятия. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий.

Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти.

Сущность и определение мышления. Основные стадии и формы мышления. Мыслительные операции. Типы и виды мышления. Важнейшие качества мышления.

Понятие о представлении. Функции представления и их сущность. Виды представлений и их основные особенности. Понятие о воображении и его виды. Формы проявления воображения. Воображение и мышление. Воображение и творчество.

Понятие о речи и языке. Речь как средство общения. Речь как средство мышления. Основные функции и качества речи. Развитие речи. Виды речи и их основные характеристики. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи.

Модуль 2. Социальная подструктура личности

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение.

Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.

Модуль 3. Направленность личности

Понятие потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей.

Мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание. Мотивационный процесс. Полимотивированность. Механизмы формирования мотивации. Мотивация и эффективность деятельности.

Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты

9 стр., 4135 слов

1 Правоотношения: понятие, основные признаки, виды

... законом интересам личности, общества, государства либо создает угрозу причинения вреда. Вредность - основной содержательный признак ... участника Примером могут служить правоотношения, возникшие на основе договора займа Субъектами пра авовидносин есть два ... субъекта правоотношений нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение Виды субъектов права: • физические лица (люди): граждане ...

Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности

Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Понятие о психических состояниях. Фрустрация. Депривация. Агрессия. Стресс. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка

Модуль 5. Свойства личности

Темперамент. Происхождение понятия «темперамент». Темперамент и свойства нервной системы. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Строение тела и характер. Акцентуации характера. Типы акцентуаций.

Способности. Понятие способности. Происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.

 

Раздел II.I. Социальное поведение личности

Модуль 6.Межличностные отношения людей в малых группах.Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Специфика коммуникации в человеческом общении. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов. Конфликтное взаимодействие. Управление конфликтами.

Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.

Модуль 7. Личность и группа как субъект и объект управления

Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.

Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и проводится в виде контрольной работы или тестирования с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов уровни усвоения деятельности (уровень узнавания; воспроизведения, или алгоритмический уровень; эвристический уровень; исследовательский уровень).

 

Раздел II. «Основы педагогики»

 

7 стр., 3032 слов

Модуль I. Общие основы педагогики

... свойствами принципиальной неравномерности и асинхронности развития различных сторон личности. Неравномерность развития проявляется в том, что в ... деятельность и общение Отношения в различных социальных системах Человек – Человек (Субъект – Субъекты) Школа как «целое» ... возникновением и образованием нового, не существовавшего на прежних ступенях. Познать закономерности человеческого развития – это ...

РазделII. I. Общие основы педагогики

 

Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке

Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Педагогическая компетентность студента как результат психолого-педагогической подготовки студентов в учреждении высшего образования, обеспечивающий сформированность социально-личностных компетенций выпускника. Значимость педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Основные методологические принципы. Методы и виды педагогических исследований.

Модуль 1. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Образование как педагогический процесс. Компетентностный подход в образовании. Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности.

Модуль 2. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития

Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Диалектика традиций и инноваций в образовании. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.

 

Раздел II.II. Развитие, воспитание и социализация личности

 

Модуль 3. Развитие и воспитание личности

Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.

3 стр., 1335 слов

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

... стержневые интересы. Кризис пере­хода к юности (15-18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития Юность Ранняя – 15-17 лет. Поздняя – 17-21 год Поиск своего ... отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, ...

Общение как ведущий фактор развития личности. Функции, средства и виды общения. Основные характеристики эффективного общения. Техники продуктивного общения. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение.

Игра как средство развития личности. Признаки игры, ее функции. Классификации игр. Условия их использования в семейной, образовательной и профессиональной сферах.

Модуль 4. Социализация личности. Семейное воспитание

Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Факторы социализации. Издержки социализации.

Группа в социальном пространстве. Условия создания благоприятной атмосферы в группе. Признаки и функции коллектива, методика его формирования.

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания.

 

Раздел II.III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

Модуль 5. Самосовершенствование личности

Акмеологические основы самосовершенствования личности. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности. Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Виды карьеры, ее основные этапы. Значение делового имиджа для эффективной карьеры.

Модуль 6. Личность и творчество

Творческий потенциал личности и необходимость его развития. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества. Личностные качества творческой личности. Процессуальные характеристики творчества. Педагогическая поддержка проявлений индивидуальности и создание условий для творческого процесса мышления. Методы и приемы развития творческого потенциала личности (мозговая атака, деловые и ролевые игры, приемы инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии и др.).

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»

Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности (узнавания; воспроизведения по памяти, понимания и применения знаний в знакомой ситуации; применения знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность); творческой деятельности).

 

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Метафизика в системе философского знания, это:

а) система наиболее общих представлений о природе;

8 стр., 3743 слов

Знание, познание и интуиция

... нашу аргументацию" 2.1 Историческое развитие знаний о интуиции. Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и ее место в научном познании, необходимо немного сказать о ... сопоставляет факты, правое - оперирует чувственно-образными единицами); философия так же рассматривает природу человека через ее двойственность, двойное начало( инь/янь, добро/зло, тень/свет мужское/женское разум/чувства и ...

б) система абстрактно-умозрительного априорного зна­ния;

в) учение о глубинных неизменных основаниях всего существующего;

г) система физических принципов, на которых базиру­ются науки, родственные с физикой (астрофи­зика, физическая химия, биофизика и др.).

2. Материя – это:

а) все, что окружает нас в этом мире;

б) все, что можно трогать, нюхать, пробовать на вкус;

в) объективная реальность, существующая вне сознания и независимо от него;

г) все, что имеет вес, размеры и свойство непроницаемости.

3. Природа, в узком понимании, это:

а) совокупность естественных условий существования человека и общества, включая самого человека;

б) независимая от человека и общества материальная реальность;

в) все то, что противостоит человеку и обществу;

4. В общественном сознании Средневековья доминиро­вали представления о том, что:

а) природа — это неиссякаемый источник естественных благ и ресурсов;

б) природа — это целостный Космос, законам которого должно подчиняться общество и отдельные люди;

в) природа — это объект приложения познавательно и преобразующей активности человека.

г) природа — это источник низменного и греховного в человеке;

5. Автором классического высказывания «Человек есть мера всех вещей» является:

а) Конфуций;

б)Протагор;

в) Аврелий Августин;

г) С.Будный;

6. Концепция человека, абсолютизирующая роль естественных (природных) начал в человеке, называется:

а) феминизм;

б) витализм;

в) биологизаторство;

г) космизм;

д) гилозоизм;

е) субъективизм.

7. Сознание человека:

а) полностью совпадает с понятием «психика»;

б) является частью психики;

в) человеческая психика является частью его сознания.

8. Теория познания изучает:

а) логические законы мышления;

б) эвристические приемы творческого мышления;

в) наиболее общие характеристики познавательных
процессов, осуществляемых в любой сфере человеческой деятельности;

г) особенности методов научного познания.

9. Интуиция, это:
а) искра Божья;

б) сбои в работе мышления;

в) непосредственное проникновение сознания в сущность вещей .

10. Субъективная истина, это:

а) содержание знания, зависящее от познающего субъекта;

б) знание, получаемое субъектом;

в) знание, которое можно опровергнуть.

11. Какой аспект науки раскрывает ее содержание:

а) наука как система знания;

б)наука как специфическая деятельность;

в)наука как социальный институт;

г) наука как производительная сила;

д) наука как форма общественного сознания;

е) содержание выделенных аспектов вместе

12. Главной формой выражения результата познания на
эмпирическом уровне научного исследования является:

а) закон;

б) гипотеза;

в) теория;

г) эмпирический факт;

13. Метод — это:

а) совокупность выполняемых исследователем познавательных действий;

б) предположение о возможном состоянии объекта;

в) система предписаний, регламентирующих познавательные действия исследователя;

г) форма знания об исследуемом объекте.

14. Сущность социальной философии наиболее полно отражает проблема:

а) социальной деятельности людей;

б) социальных отношений в обществе;

в) специфики социальных общностей;

г) соотношение материального и духовного в жизни общества.

 

 

15. Способ производства:

а) совокупность производственных технологий;

б) совокупность орудий труда;

в) единство производительных сил и производственных отношений;

г) единство орудий труда и производственных технологий.

16. Онтология как раздел философского знания, это:

а) представлений о структуре космоса;

б) представлений о строении Земли и биосферы;

в) знание о законах развития неорганического мира;

г) раздел метафизики, направленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового;

д) представлений о всеобщности причинно-следствен­ных связей объектов (явлений, процессов) реальности.

17. Главным свойством материи в ее философском определении является:

а) несотворимость;

б) неуничтожимость;

в) способность существовать независимо от сознания;

г) бесконечность во времени;

д) безграничность в пространстве.

18. Природа, в широком понимании, это:

а) совокупность естественных условий существования человека;

б) весь окружающий человека мир, Космос в целом;

в) независимая от человека материальная реальность;

19. В общественном сознании Нового времени доминиро­вали представления о том, что:

а) природа — это целостный Космос, законам которого должно подчиняться общество и отдельные люди;

б) природа — это неиссякаемый источник естественных благ и ресурсов;

в) природа — это источник низменного и греховного в человеке;

г) природа — это объект приложения познавательной и преобразующей активности человека.

20. Высказывание «Человек есть животное политическое» принадлежит:

а) Сократу;

б) Аристотелю

в) Платону;

г) Гегелю;

21. Концепция человека, абсолютизирующая роль общест­венных начал в человеке, согласно которой он представлен лишь как слепок с социальных отношений, называется:

а) социологизаторство;

б) волюнтаризм;

в) гедонизм;

г) социал-дарвинизм.

22. Сознание присуще:

а) всем материальным объектам;

б) всем живым, биологическим существам;

в) высшим биологическим существам;

г) только общественному человеку.

23.Субъектом познания в философском понимании явля­ется:

а) отдельный человек;

б) группа людей;

в) все общество;

г)человечество;

д) названные носители творческой познавательной ак­тивности в их единстве.

24. Истина, это:

а) результат конвенции (соглашение) ученых;

б) содержание знаний, адекватно отражающих реаль­ность;

в) полное, исчерпывающее знание о реальности.

25. Абсолютная истина, это:

а) полное, исчерпывающее знание об объекте;

б) достоверное знание об объекте;

в) точное знание об объекте.

26. Два понятия: познание и научное познание:

а) совпадают полностью;

б) находятся в отношении «целое — часть»;

в) исключают друг друга;

г) несопоставимые явления.

27. Теоретический уровень научного познания:

а) заканчивается получением научных фактов;

б) анализирует, обобщает, интерпретирует факты;

в) имеет дело с материальными объектами.

28. Методами эмпирического исследования являются:

а) наблюдение;

б) измерение;

в) абстрагирование;

г) эксперимент;

д) формализация

29. Автором материалистической концепции объяснения общественной жизни является:

а) А.Смит;

б) К.Маркс;

в) Л.Фейербах;

г) О.Конт.