ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛЕКЦИОННОМУ И СЕМИНАРСКОМУ КУРСУ
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
второй семестр
Волгоград 2007
УДК
ББК
Составитель: к.с.н. Волчанский М.Е.
Рецензенты:
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, изучающим курс общей психологии.
Пособие включает основные разделы по курсу общей психологии, составленные в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Общая Психология», рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ в 2001 году.
Данное учебное пособие информирует студента, изучающего общую психологию, об основных разделах базового категориального аппарата современной психологической науки, о необходимой для самостоятельной работы студента литературе, указывает на последовательность прохождения фундаментальных основ дисциплины общепрофессионального блока, способствует успешному освоению учащимся учебной программы первого семестра по курсу общей психологии.
Утверждено Учебно-Методической комиссией по специальностям
040101 Социальная работа и 030302 Клиническая психология
протокол №___ от «____»_________________200___г.
Темы для контрольных работ по курсу «Психология и педагогика»
... вариант 10. Контрольная работа выполняется на листах формата А 4, номер зачетной книжки указывать обязательно на титульном листе. Вариант 7 Психология невербального общения ... – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. (II курс экономический, юридический, гуманитарный факультеты) Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной ...
Предисловие
Программа лекций и семинарских занятий рассчитана на один семестр и предназначена для студентов дневного отделения факультета психологии. В программу включены три взаимосвязанные части курса общей психологии: психология индивидуальных свойств человека, психология эмоционально-чувственной сферы психики человека и психология мотивации и воли. По каждой части читаются лекция и проводятся семинарские занятия.
Значительная часть материала выносится на самостоятельную проработку. Кроме того, учащийся может выбрать тему для реферата или доклада по рекомендованной или дополнительной литературе. В течение семестра выполняются минимум два реферата в качестве обязательной внеаудиторной самостоятельной работы студента (СРС) из прилагаемого списка.
К итоговому экзамену, проводимому в период экзаменационной сессии, допускаются студенты, сдавшие в срок с положительной оценкой промежуточные отчётности. Успешная сдача экзамена предполагает, как минимум, знание основной литературы, в которую включаются материалы, выносимые на обсуждение на семинарах, а также самостоятельно изученные источники. Кроме того, необходимо знать содержание лекций.
Подчеркнём, что содержание, объём, место, и временные ограничения данного курса предъявляют особые требования, как к студентам, так и к преподавателям. Посещение лекций и семинаров, а также своевременная текущая подготовка к ним являются обязательными. Только при этом условии студенты могут отвечать на вопросы данной программы.
Источники рекомендуемой литературы и дополнительной литературы предоставляют возможность более широкого освещения материалов курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ и СЕМИНАРОВ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ДЛЯ КЛ.ПСИХОЛОГОВ
2 Семестр
№ п/п |
Наименование разделов, частей и тем |
Аудиторные занятия (час.) |
срс |
|
Лекции |
Семинары |
|||
Часть 1. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности |
|
|||
1 |
Психология субъекта деятельности. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности. |
6 |
6 |
6 |
2 |
Психология способностей |
2 |
2 |
6 |
3 |
Темперамент и характер |
4 |
4 |
4 |
4 |
Феноменология индивидуальности |
2 |
4 |
6 |
Часть 2. Эмоциональная регуляция деятельности |
|
|||
1 |
Основные направления развития представлений об эмоциях |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основные проблемы психологии эмоций |
2 |
2 |
6 |
3 |
Эмоциональные состояния |
2 |
2 |
4 |
4 |
Экспериментальные исследования эмоций. |
2 |
2 |
6 |
Часть 3. Психология потребностей, мотивации и воли |
|
|||
1 |
Основные понятия психологии мотивации. |
2 |
4 |
4 |
2 |
Теории мотивации в зарубежной психологии |
2 |
2 |
6 |
3 |
Специфика мотивационной сферы человека |
2 |
4 |
4 |
4 |
Психология воли |
6 |
6 |
6 |
|
|
|
|
|
Раздел 2 психология субъекта деятельности
I. Организационно-методическая часть.
Цель раздела.
Знакомство с основными направлениями, понятиями и проблемами фундаментальных исследований психологии субъекта деятельности.
Задачи раздела
- рассмотреть индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности (способности, темперамент, характер), познакомить с существующими подходами к построению типологий индивидуальности
- дать представление об основных фактах, понятиях, теориях, методах исследования психологии потребностей и мотивации;
- познакомить с основными теоретическими и экспериментальными исследованиями внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции деятельности субъекта;
- ввести в проблематику психологии личности, изучаемой в полном объеме в соответствующем курсе.
Место раздела в профессиональной подготовке обучающегося.
Один из разделов базового курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Изложены в перечне экзаменационных вопросов.
Форма итогового контроля.
Экзамен.
Содержание курса
Часть 1. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности
Тема. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности. Л – 6, с – 6
Человек и мир: природа, общество, культура. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.
Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком.
Физическое, социальное и духовное Я. Модусы человеческой реальности: образы субъективности. Понятие личности в широком и узком смыслах слова.
Психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся». «Два рождения личности», их критерии (по А.Н.Леонтьеву).
Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Иерархия мотивов как основание личности. Разведение понятий «социальный индивид» и «личность» в современной психологии (В.В.Петухов, В.В.Столин).
Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм. Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Личность и индивидуальность. Общая и дифференциальная психология личности.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 1
- Человек и мир: природа, общество, культура.
- Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком.
- Физическое, социальное и духовное Я.
- Понятия субъекта, соотношение с понятиями личности, индивида, индивидуальности.
- Проблема определения личности. Общетеоретические положения в определении личности. Понятие личности в широком и узком смыслах слова.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
Петровский А.В.Введение в психологию. М. 1996;
Столяренко Л.Д.Основы психологии. Р-н.-Д. 1996.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 2
Личность и социализация. Социальность
- Критерии и атрибуты личности. Личность и её пять потенциалов.
- Иерархия мотивов как основание личности с точки зрения А.Леонтьева.
- Личность как социокультурная реальность. Социальная ситуация развития. Развитие человека и развитие личности.
- Личность и её структура.
- Самосознание личности. Я-концепция: структура и основные функции.
Петухов В.В. Природа и культура. – М., Тривола, 1996; или Петухов В.В. Определение личности. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: Российское психологическое общество, 1999.
Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры. Общее представление о развитии личности // Общая психология. Сборник текстов. Вып.2 «Субъект деятельности». // Под ред. Петухова В.В. – М., 1997;
Бирюкевич Е.А. Зачем практическому психологу изучать теории личности? // Психология в ВУЗе. — 2004. — №2. с.61-85.
Джеймс У. Личность // Психология личности. Тексты. / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982
Леонтьев Д.А. Теория личности А.Н.Леонтьева. // Психология в ВУЗе. — 2004. — №2. с.61-85. Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте // см. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М. 1982.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 3
- Личность как совокупность психологических качеств. Черты личности.
- Типологический подход к описанию личности
Основные теоретические подходы к изучению личности:
- Представление о личности в классическом психоанализе.
- Представление о личности в аналитической психологии.
- Личность и общение в трансактном анализе.
-
Личностный рост. Общее представление о самоактуализации в гуманистической психологии.
-
Нормальное и анормальное развитие личности
Аверин В.А.Психология личности. СПб., 2001.
Лазурский А.Ф.Общие основы классификации. / см. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. – СПб., 2001.
Адлер А.Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.
Юнг К.Психологические типы. М. 1995.
Разделение психической личности // см. Фрейд З.Введение в психоанализ. М. 1989.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986;
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 1995.
Эриксон об идентичности // см. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
Юнг К.Г.Аналитическая психология. / см. История зарубежной психологии. Тексты. / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М. 1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
Маслоу А.Мотивация и личность. М. 1987; или Самоактуализация // см. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М. 1982.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.1. – М., 1994. С.29
Тема. Психология способностей. Л – 2, с — 2
Определение способностей. Проблема врождённого и приобретённого. Способности как функциональные свойства индивида. Способности и одаренность. Способности и их измерение. Диагностика способностей. Способности и их задатки. Способности и развитие личности.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Понятие способности.
- Способности и задатки.
- Измерение способностей.
- Развитие способностей.
- Специальные способности и асимметрия мозга.
Столяренко Л.Д.Основы психологии. Р-н.-Д. 1996.
Теплов Б.М.Способности и одарённость. Основные понятия. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Тема. Темперамент и характер. Л – 4, с — 4
Темперамент как формально-динамическая сторона психической деятельности. Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Характер и его формирование. Общее представление о строении характера. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Характер как индивидуальный жизненный стиль. Соотношение темперамента и характера.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 и 2
- Индивидуальность человека и развитие личности.
- Проблема и критерии выделения психологических типов.
- Общая и дифференциальная психология личности.
- Индивидные свойства человека.
- Индивидуально-типические свойства человека.
- Общее представление о темпераменте.
- Индивидные основы темперамента.
- Психологическое описание типов темперамента.
- Сложные типы темперамента
- Общее представление о характере.
- Характер и его формирование.
- Характер и личность в классических психологических концепциях.
Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Небылицын В.Д.Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Климов Е.А.Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Тема. Феноменология индивидуальности. Л – 4, с — 4
Личность и индивидуальность. Общая и дифференциальная психология личности.
Проблема выделения индивидуальных психологических типов. Исследовательские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии личности. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 и 2
- Социально-типическое и индивидуальное в личности.
- Строение тела и характер.
- Стратегии определения психотелесных соответствий.
Столяренко Л.Д.Основы психологии. Р-н.-Д. 1996.
Юнг К.Психологические типы. М. 1995.
Кант И.О характере как образе мыслей / см. Психология личности. Тексты. / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М., МГУ, 1982.
Фромм Э.Бегство от свободы. стр.230: Характер и социальный процесс. – М., 1995
Кон И.С.К проблеме национального характера / см. История и психология / под
ред. Б.Ф.Поршнева и Л.И.Анциферовой. – М., 1971.
Часть 2. Эмоциональная регуляция деятельности
Тема. Основные проблемы психологии эмоций. Л – 2, с — 2
Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Специфика эмоционального отражения.
Виды и назначение эмоциональных процессов. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как субъективная форма существования потребностей. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Биологическая целесообразность эмоций.
Функции эмоций. Зависимость решения этого вопроса от принятого критерия эмоционального. Освещение вопросов о функциях эмоций в различных концепциях.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Определение и функции эмоций.
- Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания.
- Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний регулятор деятельности.
- Феноменология эмоциональной сферы
- Биологическая целесообразность эмоций.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений.
- Взаимосвязь эмоциональной сферы с психическими образованиями личности
- Эмоции и процессы познания.
- Классы и разновидности эмоций.
Психология эмоций. Тексты. М., 1993.
Вилюнас В.К.Психология эмоций. – М., МГУ, 1984, или СПб., 2006.
Фресс П.,Пиаже Ж. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. — М., 1975.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с. 179-212,223-227.
Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с.78-86.
Тихомиров О.К., Виноградов Ю.Е. Эмоции в функции эвристик. — Психологические исследования, вып.1. М., 1969, с.3-23.
Дополнительная литература
Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978, с.336-366.
Тема. Основные направления развития представлений об эмоциях. Л – 2, с — 2
Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Учение об аффектах Б.Спинозы. Трёхмерная концепция чувств В.Вундта. Представление В.Вундта о слиянии чувств и их влиянии на протекание познавательных процессов. Интеллектуалистическая трактовка эмоций Р.Лазарус, Р.Липер.
Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. Теория Джеймса-Ланге и её роль в развитии представлений об эмоциях в позитивистской психологии. Критика данной теории (Э.Клапаред, У.Кеннон).
Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций.
Развитие представлений об эмоциях в советской психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина, П.В.Симонова.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Основные направления развития представлений об эмоциях.
- Теории эмоций.
- Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
- Дискуссия об условиях возникновения эмоций. «Периферическая» теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон).
Когнитивные теории эмоций.
- Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
- Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
- Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.
Вилюнас В.К.Психология эмоций. – М., МГУ, 1984, или СПб., 2006.
Психология эмоций. Тексты. М., 1993.
Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004.
Джеймс У. Психология. М., 1991. С.313-332, 351-354.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.
Спиноза Б.О происхождении или природе аффектов. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Вундт В.Психология душевных явлений. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Джеймс У. Что такое эмоция? — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Клапаред Э.Чувства и эмоции. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Шахтер С., Зингер Дж.Э. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. — Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002. с.462-480.
Вейтен У. Теории эмоций. —Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности. М., «Психология», 2000. с.466-473.
Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2002, с.54-69.
Анохин П.К.Эмоции. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Симонов П.В. Информационная теория эмоций. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)
Дополнительная литература
Выготский Л.С. Проблемы эмоций. «Вопросы психологии», 1958, №3, с. 125-131.
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978, с.23-72.
Тема. Эмоциональные явления, эмоциональные состояния. Л – 2, с — 2
Общая характеристика функциональных и психических состояний. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Традиционная классификация: чувства, эмоции, аффекты, настроения. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Функциональные, психические и эмоциональные состояния.
- Разновидности эмоциональных явлений.
- Возможные основания классификации эмоций.
Изард И. Эмоции человека. М., 1980, с.99-115.
Калашник Я.М.Патологический аффект. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Лурия А.Р.Диагностика следов аффекта. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Аргайл М.Психология счастья. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.; или М., 1990, с.27, 43-54, 183-193.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.; или М., 1987, с.44-78, 83-89, 110-129.
Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976, с.5-20.
Дополнительная литература
Хрестоматия по психологии / сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.
Тема. Экспериментальные исследования эмоций. Л – 2, с — 2
Выражение эмоций. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Мимические, пантомимические и речевые проявления эмоций. Физиологические показатели эмоций.
Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации. Фрустрация и агрессия.
Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Выражение эмоций у человека и животных.
- Физиологические показатели эмоций.
- Основные направления экспериментального изучения эмоций.
- Тревожность: аспекты её изучения.
- Фрустрация: характеристика состояния.
- Некоторые аспекты учения о стрессе.
- Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.
Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность, методы её диагностики и коррекции. /
Вестник Московского университета. Серия 14. – изд.МГУ., 1998. — №1. — с.18
Хекхаузен Х.Тревожность / см.Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. Т.1. – М., 1986.
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / ред.-сост.П.Фресс,Ж.Пиаже.
Вып 5. — М., 1975.
Спилбергер Ч.Концептуальные и методологические проблемыисследования тревоги. — Тревога и тревожность. СПб., 2001, с.88-103.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993, с.33-47; или Хорни К Тревожность. — Тревога и тревожность. СПб., 2001, с. 166-181.
Лоренц К. Агрессия. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.; или М., 1994, с.37-62, 233-247; или СПб., 2001,с.45-78, 299-321.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2000, с.24-54.
Линдеман Э.Клиника острого горя. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с.5-10,с.133-151.
Дарвин Ч.Выражение эмоций у человека и животных. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.
Дополнительная литература
Милнер Н. Физиологическая психология. М., 1973, гл.ХУШ. (Иссл. самораздражения)
Фресс П.,Пиаже Ж. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. — М., 1975.
Березанская Н.Б. Психология. М., 2005
Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях по речевой интонации. «Вопросы психологии», 1965, №3. (доклад).
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983, с.5-44.
Наенко Н.И., Овчинникова О.В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора. «Проблемы инженернойпсихологии». М., 1967 (доклад).
Ольшанникова А.Е.О некоторых физиологических коррелятахэмоциональных состояний. — Проблемы дифференциальной психологии. М., 1969, т. VI (доклад).
Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972, с.34-37; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002. с.305-310.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. — Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 178-181, 187-195.
Тарабрина Н.В. и др. Посттравматическо стрессовое расстройство. — Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002. с.599-608.
Часть 3. Психология потребностей, мотивации и воли
Тема. Основные понятия психологии мотивации. Л – 2, с — 4
Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Историческая природа потребностей человека. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.
Психологический и физиологический аспекты изучения биологической мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей; соотношение обеих форм мотивации в филогенетическом развитии и индивидуальном поведении. Специфика биологических потребностей человека.
Развитие биологической мотивации в онтогенезе. Поисковая активность как особая фаза развития потребностей. Импринтинг. Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей.
Опредмечивание потребностей как принцип возникновения мотивов.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
- Феномен мотивации.
- Основные проблемы психологии мотивации.
- Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации.
- Общее представление о базовой мотивации. Первичные источники побуждений.
- Потребность как внутренняя основа мотивационных процессов.
- Мотивы как предметное содержание потребностей.
- Мотивация человека и исследования мотивации у животных.
- Мотивация, эмоции и деятельность.
- Классификация мотивов.
- Структура мотивационной сферы личности, её формирование.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971, с. 1-12; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.57-79.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, т.1. М., 1986, с.33-38.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986, с.48.
Олпорт Г.Становление личности. М., 2002, с.307-315.
Рубинштейн С.Л.Эмоции. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Макдауголл У.Различение эмоции и чувства. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Липер Р.У.Мотивационная теория эмоций. Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
Дополнительная литература
Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972, с. 11-32 (1,3), 60-75.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990,с.23-33.
Магун В.С.Потребности и психология социальной деятельности личности.
Л.,1983,с.6-22.
Хекхаузен Х.Классификация мотивов на основе инстинктов / см. Мотивация и
деятельность. Т.1. – М., 1986.
Вилюнас В.К.Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / Вестник
Московского университета. Серия 14. – изд.МГУ.– 1997. — №1.
Иванников В.А.Потребности как жизненные задачи / Вестник Московского
университета. Серия 14. – изд.МГУ. – 1997. — №1.
Тема. Теории мотивации в зарубежной психологии. Л – 2, с – 2.
Основные подходы к изучению мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Концепции мотивации в зарубежной психологии и поиск альтернатив.
- Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблемы мотивации в глубинной психологии.
- Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972, с.287-295, 298-305, 505-520; или М., 1981, с.295-304, 306-314, 514-529.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 101-123, 189- 196, 201-206; или Избранные психологические труды, т.2. М., 1983, с. 153- 165,204-209,211-215.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М, 1969, с.42-75
Экспериментальная психология, вып.5. М., 1976, с. 16-20, 23-30, 49-61, 64-70.
Скиннер Б.Х. Оперантное поведение. — История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986, с.75-95.
Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вилсон. М., 1999, с.51-64; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.171-181.
Карл Юнг и аналитическая психология. — Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост, вып.1. М., 1994.
Бундулс Я. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. «Вопросы психологии», 1982, №2.
Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. — Современная психология мотивации. М.,2002, с. 13-46.
Маслоу А.Г. Психология бытия. М., 1997, с.102-138; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.399-409.
Дополнительная литература
Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. — Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 146-210; или Фрейд 3. Психоанализ. СПб., 2001, с.11-58.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. — История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986, с.142-170.
Тема. Специфика мотивационной сферы человека. Эмпирические исследования мотивации. Л – 2, с — 4
Проблема базовых потребностей человека. Решение этой проблемы в различных школах и направлениях психологии. Биологическое и социальное в развитии мотивации человека. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффиляции, помощи, власти, агрессии.
Социальная детерминированность и опосредствованность интеллектом мотивации человека. Особенности опредмечивания потребностей в условиях ВПФ, высших форм психического отражения. Воспитание как условие мотивационного развития человека.
Проблема мотивации в психологии деятельности. Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов человека: смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, социальные стереотипы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов.
Мотивы и цели деятельности. Экспериментальные исследования целеобразования. Мотивационные процессы и проблема принятия решений.
Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей деятельности (мотивации) и кризисы детского возраста (Д.Б.Эльконин).
Механизм «сдвига мотива на цель». Полимотивация деятельности.
Онтогенетическое развитие мотивации. Проблема взаимодействия мотивов и ситуативных факторов. Специфика исследований мотивации в школе К.Левина: основные понятия и результаты. Уровень притязаний и его исследование. Изучение ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии. Когнитивный диссонанс. Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотивов. Фрустрация. Роль установок в ситуативном развитии мотивации. Исследования установок в школе Д.Н.Узнадзе. Различные уровни проявления установок.
Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
- Специфика базовой мотивации человека.
- Феноменология и проблемы мотивации в психологии.
а) Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных диспозиций. Мотивация и личность.
б)Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл.
в)Понятие ведущей деятельности.
-
- Внешняя и внутренняя мотивация. Ситуативная мотивация.
- Уровень притязаний и его исследование. Мотивация достижения.
- Специфика исследования мотивации в школе К.Левина. Основные понятия и результаты исследований. Исследования ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии.
- Мотивационные конфликты. Когнитивный диссонанс.
- Фрустрация как мотивационное явление.
- Феномен уровня притязаний.
- Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.
- Влияние мотивации на качество деятельности. Законы Йеркса-Додсона.
- Иерархизация мотивов в развитии личности.
- Защитные механизмы личности.
- Оптимум мотивации.
Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности. М.,
«Психология», 2000. с.645-671.
Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний. «Вопросы психологии», 1967, №6; или Психология мотивации и эмоций. —
М., ЧеРо, 2002. с.319-326.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост, вып.1. М., 1994, с.27-34; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.573-580.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986, с.289-292, 298-307 (аффиляция), 307-324 (власть), 338-365 (помощь); или М., 2003, с.443-475 (помощь), 546-554, 570-574 (аффиляция), 575-599 (власть).
Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. — Современная психология мотивации. М., 2002, с.47-102.
Левин К. и др. Уровень притязаний. — Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо,
2002. с.489-494.
Зейгарник Б.В.Теория личности К.Левина. М., 1981, с. 18-32.
Вилюнас В.К.Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990,с.46-82.
Пантина Н.С. Исследование Т.Дембо. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.
Хекхаузен Х.Теория поля Левина / см. Мотивация и деятельность. Т.1. – М., 1986.
с.66-67, 181-195; или М., 2003, с.175-177, 222-248.
Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000, с.263-325; или Левин К.
Динамическая психология. М., 2001, с.372-424;
Левин К.и др. Уровень притязаний. / см. Психология личности. Тексты / под ред.
Ю.Б.Гиппенрейтер, а.А.Пузырея. – м., мгу, 1982
Фестингер Л.Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999, с. 15-52;
Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / ред.-сост.П.Фресс,
Ж.Пиаже. Вып 5. — М., 1975.
Леонтьев Д.А.Системно-смысловая природа и функция мотива / Вестник
Московского университета. Серия 14. – М., 1993. — №2. С.73
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. «Вопросы психологии», 1971, №4, с.6-20. (1в)
Тема. Психология воли. Л – 4, с — 4
Определение воли, критерии волевого поведения. Воля и личность. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия.
Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
- Обще представление о волевой сфере человека.
- Определение воли.
- Воля как регуляционный процесс. Механизм воли.
- Структура волевого процесса.
- Волевые качества личности.
Леонтьев А.Н.Воля / Вестник МГУ. Серия 14. – М., 1993. — №2. -C. 3-14
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1988.
Иванников В.А. Воля: миф или реальность? / Вестник Московского университета.
Серия 14. – М., 1993. — №2.
Зачётное занятие – 2 ч. из общего объёма часов, выделенных на курс общей психологии во втором семестре.
Перечень примерных контрольных вопросов для зачёта
1. Понятие способностей.
2. Проблема измерения способностей.
3. Способности и задатки.
4. Развитие способностей. Способности и одаренность.
5. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
6. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
7. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
8. Темперамент и характер. Черты личности и стратегии их выделения.
9. Характер и личность.
10. Строение тела и характер.
11. Формирование характера.
12. Проблема и критерии выделения психологических типов.
13. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
14. Эмоции и процессы мотивации.
15. Эмоции и процессы познания.
16. Экспериментальные исследования эмоций.
17. Основные подходы к изучению мотивации.
18. Специфика мотивационной сферы человека.
19. Ситуативное развитие мотивации.
20. Виды мотивации человека.
21. Определение воли и подходы к её изучению.
22. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
23. Волевые процессы, их виды и детерминанты.
24. Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
Тематика рефератов к семинарским занятиям
(представляется в соответствии со сроками прохождения темы)
- Способности: проблема врождённого и приобретенного.
- Концепции темперамента.
- Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе.
- Возможность установления психотелесных соответствий.
- Психопатии и акцентуации характера: предрасполагающие факторы, проявления и возможности компенсации.
- Самопознание как фактор личностного развития.
- Влияние психической депривации на развитие личности.
- Современные концепции эмоций.
- Функции эмоций.
- Биологическая основа эмоциональных состояний.
- Личностные, ситуативные и внутренние пусковые предпосылки возникновения эмоционального процесса.
- Проблема эмоционального целеобразования.
- Эмоции в системной организации поведенческого акта.
- Самооценка как эмоциональная составляющая представления о себе.
- Эмоции в структуре мотивации.
- Проблема разграничения эмоций с родственными феноменами.
- Механизмы психологической защиты в регуляции эмоциональных состояний.
- Феномен эмпатии в коммуникации
- «Аффективный комплекс»: понятие, образование, диагностика.
- Проблема осознания эмоциональных состояний.
- Роль эмоций в мнестических процессах.
- Эмоциональные отношения в семье. Теория привязанности.
- Развитие представления об эмоциях.
- Связь эмоций с другими психическими процессами.
- Роль эмоций в организации познавательных процессов.
- Эмоциональная коммуникация.
- Регуляция эмоций.
- Индикаторные сферы эмоций (субъективные компоненты, компоненты поведения, или выражения, физиологические компоненты).
- Негативные эмоции как фактор возникновения соматических расстройств.
- Эмоциональные предпосылки затруднённого общения.
- Роль ранних эмоциональных переживаний в формировании и деформациях личности.
- Диагностика аффективного следа.
- Стресс и стрессовый процесс.
- Критические, изменяющие жизнь события и стрессовые перегрузки (повседневные и хронические).
- Признаки социального окружения как факторы стресса.
- Стресс как трансакционный процесс.
- Хронический социо-эмоциональный дистресс и здоровье.
- Структура стрессового переживания.
- Системные механизмы устойчивости к стрессу.
- Суггестивность (понятие, виды, предрасположенность).
- Развитие представлений о потребностях и мотивации.
- Когнитивные аспекты мотивационного процесса.
- Роль мотивации в организации мыслительного и поведенческого акта.
- Проблема адекватности параметров мотивации (содержания, частоты, интенсивности, устойчивости).
- Индивидуальные диспозиции к нормальному или нарушенному формированию мотивации (соматические, когнитивные структуры, убеждения, цели, ожидания, значимость ситуации, Я-концепция).
- Конфликт мотивов: проблема выбора.
- Проблема объяснения «немотивированного» выбора.
- Несознательная активация программ поведения (пример: феномен спонтанной, необъяснимой смены темы разговора).
- Установки личности: понятие, формирование, изменение.
- Проблемы, предпосылки и пути самоактуализации.
- Мотивация в творческом процессе.
- Теория А. Маслоу, её ограничения. Феномен нарушения последовательности потребностного ряда (исследование на основе биографического материала выдающихся личностей).
Тематический план обязательной внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общей психологии 1 курса отделения клинической психологии
-
тема
сроки выпол.
формы отчётности
Черты личности и стратегии их выделения. Проблема и критерии выделения психологических типов.
февраль
реферат
Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей. Проблема измерения способностей.
февраль
реферат, доклад
Развитие способностей. Интеллект и креативность.
март
конспектирование первоисточников, реферат
Формирование характера.
Строение тела и характер: стратегии определения психотелесных соответствий.
март
конспектирование первоисточников, реферат
Темперамент, характер и личность: проблема соотношения.
апрель
реферат, доклад
Эмоции и процессы мотивации и познания. Экспериментальные исследования эмоций.
апрель
реферат, тестирование
Основные подходы к изучению мотивации.
май
конспектирование первоисточников, реферат
Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция поведения. Мотивационные конфликты, их осознание.
май
конспектирование первоисточников, реферат
Индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности: структура и генезис.
ИЮНЬ
РЕФЕРАТ, ДОКЛАД
Примерный перечень вопросов к экзамену по второму разделу
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Понятие способностей.
- Способности и задатки.
- Проблема измерения способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Развитие способностей. Способности и одаренность.
- Проблема врожденного и приобретенного в диагноcтике способностей.
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Темперамент и характер.
- Формирование характера.
- Строение тела и характер.
- Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды.
- Характер и личность.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе К.Левина.
- Исследования мотивации в когнитивной психологии.
- Проблема мотивации в психологии деятельности.
- Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей.
- Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе.
- Инстинктивное удовлетворение потребностей.
- Опредмечивание биологических потребностей.
- Специфика развития мотивации человека. Психологические основы воспитания.
- Проблема базовых потребностей человека.
- Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Базовая мотивация общения.
- Базовая потребность в защищенности, безопасности. Состояние тревоги.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека.
- Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации.
- Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.
- Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации
- Понятие оптимума мотивации.
- Методы исследования потребностей и мотивов.
- Исследования когнитивного диссонанса.
- Исследования мотивации помощи.
- Исследования мотивации власти.
- Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- Учение об эмоциях Б.Спинозы.
- Учение об эмоциях В.Вундта.
- Теории эмоций в отечественной психологии.
- Теории эмоций в зарубежной психологии.
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций.
- Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания.
- Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Исследования выражения эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Динамика эмоций.
- Физиологические показатели эмоций, их надежность.
- Проблема стресса.
- Аффекты, их психологическая характеристика.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Определение воли и подходы к её изучению. Проблема свободы воли.
- Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты.
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
Учебно-методическое обеспечение курса обязательная литература
- Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II: Субъект деятельности. Под общ.ред. В.В.Петухова. – М.: МГУ, 1997. — 307с.
- Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В.Петухов. – М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2004. – 607 с.
- Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности. М., «Психология», 2000.
- Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
- Вилюнас В. Психология эмоций. — СПб., Питер, 2006. — 496 с.
- Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.I. М., Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука. 1977.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
-
Вилюнас в.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
-
Вилюнас в.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Джеймс У. Психология. М., 1991. с.313-332, 351-354.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
- Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1988.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М., 1983.
- Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. или М., 1999.
- Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Психология эмоций. Тексты. М., 1993.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1993.
- Сизов К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям / Вопросы психологии. 1988, № 2, 160–166;
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
- Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. М., 1975.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. с. 54-61.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986. Т.1, 406 с.; Т.2, 391 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.
Вспомогательная литература
- Айзенк Г.Дж. Проверьте свои способности. Пер.с англ. (любое издание).
-
Анохин п.К. Избранные труды. М., 1989, с. 336-366.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов,1983.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1986. с.87-94.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М., 1982. с. 454-465.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1988.
- Джемс У. Психология. М., 1991. с. 332-351, 354-356.
- Иванников В.А. Воля: миф или реальность / Вестник МГУ. Серия XIV: Психология, 1993, №2.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний. / Вопросы психологии, 1967. № 6.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.,1993.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. 1984;
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. 1960;
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971Леонтьев А.Н. Воля / Вестник МГУ. Серия XIV: Психология, 1992, №2. с.3-14
- Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии. 1989, № 6, с. 29–33; Милнер Н. Физиологическая психология. М., 1973, гл. 18.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
- Одаренные дети. М., 1991.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1993. с.182-190, 204-211.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. М. , 1961. с.51-72. Или: Избр. труды. В 2 т. Т.1. М.,1985.
- Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности / Вопросы психологии. 1991, N 2, с. 120–127;
- Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
- Эльконин Д.Б. Проблемы периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии, 1971, №4.
- Эмоциональный стресс. М., 1970.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
26