Волгоградский государственный медицинский университет

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛЕКЦИОННОМУ И СЕМИНАРСКОМУ КУРСУ

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

второй семестр

Волгоград 2007

УДК

ББК

Составитель: к.с.н. Волчанский М.Е.

Рецензенты:

Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, изучающим курс общей психологии.

Пособие включает основные разделы по курсу общей психологии, составленные в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Общая Психология», рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ в 2001 году.

Данное учебное пособие информирует студента, изучающего общую психологию, об основных разделах базового категориального аппарата современной психологической науки, о необходимой для самостоятельной работы студента литературе, указывает на последовательность прохождения фундаментальных основ дисциплины общепрофессионального блока, способствует успешному освоению учащимся учебной программы первого семестра по курсу общей психологии.

Утверждено Учебно-Методической комиссией по специальностям

040101 Социальная работа и 030302 Клиническая психология

протокол №___ от «____»_________________200___г.

4 стр., 1979 слов

Темы для контрольных работ по курсу «Психология и педагогика»

... вариант 10. Контрольная работа выполняется на листах формата А 4, номер зачетной книжки указывать обязательно на титульном листе. Вариант 7 Психология невербального общения ... – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. (II курс экономический, юридический, гуманитарный факультеты) Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной ...

Предисловие

Программа лекций и семинарских занятий рассчитана на один семестр и предназначена для студентов дневного отделения факультета психологии. В программу включены три взаимосвязанные части курса общей психологии: психология индивидуальных свойств человека, психология эмоционально-чувственной сферы психики человека и психология мотивации и воли. По каждой части читаются лекция и проводятся семинарские занятия.

Значительная часть материала выносится на самостоятельную проработку. Кроме того, учащийся может выбрать тему для реферата или доклада по рекомендованной или дополнительной литературе. В течение семестра выполняются минимум два реферата в качестве обязательной внеаудиторной самостоятельной работы студента (СРС) из прилагаемого списка.

К итоговому экзамену, проводимому в период экзаменационной сессии, допускаются студенты, сдавшие в срок с положительной оценкой промежуточные отчётности. Успешная сдача экзамена предполагает, как минимум, знание основной литературы, в которую включаются материалы, выносимые на обсуждение на семинарах, а также самостоятельно изученные источники. Кроме того, необходимо знать содержание лекций.

Подчеркнём, что содержание, объём, место, и временные ограничения данного курса предъявляют особые требования, как к студентам, так и к преподавателям. Посещение лекций и семинаров, а также своевременная текущая подготовка к ним являются обязательными. Только при этом условии студенты могут отвечать на вопросы данной программы.

Источники рекомендуемой литературы и дополнительной литературы предоставляют возможность более широкого освещения материалов курса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ и СЕМИНАРОВ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ КЛ.ПСИХОЛОГОВ

2 Семестр

п/п

Наименование

разделов, частей и тем

Аудиторные занятия (час.)

срс

Лекции

Семинары

Часть 1. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности

1

Психология субъекта деятельности. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

6

6

6

2

Психология способностей

2

2

6

3

Темперамент и характер

4

4

4

4

Феноменология индивидуальности

2

4

6

Часть 2. Эмоциональная регуляция деятельности

1

Основные направления развития представлений об эмоциях

2

2

2

2

Основные проблемы психологии эмоций

2

2

6

3

Эмоциональные состояния

2

2

4

4

Экспериментальные исследования эмоций.

2

2

6

Часть 3. Психология потребностей, мотивации и воли

1

Основные понятия психологии мотивации.

2

4

4

2

Теории мотивации в зарубежной психологии

2

2

6

3

Специфика мотивационной сферы человека

2

4

4

4

Психология воли

6

6

6

Раздел 2 психология субъекта деятельности

I. Организационно-методическая часть.

Цель раздела.

Знакомство с основными направлениями, понятиями и проблемами фундаментальных исследований психологии субъекта деятельности.

Задачи раздела

  • рассмотреть индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности (способности, темперамент, характер), познакомить с существующими подходами к построению типологий индивидуальности
  • дать представление об основных фактах, понятиях, теориях, методах исследования психологии потребностей и мотивации;
  • познакомить с основными теоретическими и экспериментальными исследованиями внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции деятельности субъекта;
  • ввести в проблематику психологии личности, изучаемой в полном объеме в соответствующем курсе.

Место раздела в профессиональной подготовке обучающегося.

Один из разделов базового курса.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Изложены в перечне экзаменационных вопросов.

Форма итогового контроля.

Экзамен.

Содержание курса

Часть 1. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности

Тема. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности. Л – 6, с – 6

Человек и мир: природа, общество, культура. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком.

Физическое, социальное и духовное Я. Модусы человеческой реальности: образы субъективности. Понятие личности в широком и узком смыслах слова.

Психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся». «Два рождения личности», их критерии (по А.Н.Леонтьеву).

Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Иерархия мотивов как основание личности. Разведение понятий «социальный индивид» и «личность» в современной психологии (В.В.Петухов, В.В.Столин).

Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм. Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Личность и индивидуальность. Общая и дифференциальная психология личности.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 1

  1. Человек и мир: природа, общество, культура.
  2. Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком.
  3. Физическое, социальное и духовное Я.
  4. Понятия субъекта, соотношение с понятиями личности, индивида, индивидуальности.
  5. Проблема определения личности. Общетеоретические положения в определении личности. Понятие личности в широком и узком смыслах слова.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

Петровский А.В.Введение в психологию. М. 1996;

Столяренко Л.Д.Основы психологии. Р-н.-Д. 1996.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 2

Личность и социализация. Социальность

  1. Критерии и атрибуты личности. Личность и её пять потенциалов.
  2. Иерархия мотивов как основание личности с точки зрения А.Леонтьева.
  3. Личность как социокультурная реальность. Со­ци­аль­ная си­туа­ция раз­ви­тия. Развитие человека и развитие личности.
  4. Личность и её структура.
  5. Са­мо­соз­на­ние лич­но­сти. Я-кон­цеп­ция: струк­ту­ра и ос­нов­ные функ­ции.

Петухов В.В. Природа и культура. – М., Тривола, 1996; или Петухов В.В. Определение личности. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: Российское психологическое общество, 1999.

Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры. Общее представление о развитии личности // Общая психология. Сборник текстов. Вып.2 «Субъект деятельности». // Под ред. Петухова В.В. – М., 1997;

Бирюкевич Е.А. Зачем практическому психологу изучать теории личности? // Психология в ВУЗе. — 2004. — №2. с.61-85.

Джеймс У. Личность // Психология личности. Тексты. / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982

Леонтьев Д.А. Теория личности А.Н.Леонтьева. // Психология в ВУЗе. — 2004. — №2. с.61-85. Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте // см. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М. 1982.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 3

  1. Лич­ность как со­во­куп­ность пси­хо­ло­ги­че­ских ка­честв. Чер­ты лич­но­сти.
  2. Типологический подход к описанию личности

Основные теоретические подходы к изучению личности:

  1. Пред­став­ле­ние о лич­но­сти в клас­си­че­ском пси­хо­ана­ли­зе.
  2. Пред­став­ле­ние о лич­но­сти в ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии.
  3. Лич­ность и об­ще­ние в тран­сакт­ном ана­ли­зе.
  4. Личностный рост. Об­щее пред­став­ле­ние о са­мо­ак­туа­ли­за­ции в гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии.

  5. Нормальное и анормальное развитие личности

Аверин В.А.Психология личности. СПб., 2001.

Лазурский А.Ф.Общие основы классификации. / см. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. – СПб., 2001.

Адлер А.Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.

Юнг К.Психологические типы. М. 1995.

Разделение психической личности // см. Фрейд З.Введение в психоанализ. М. 1989.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986;

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 1995.

Эриксон об идентичности // см. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.

Юнг К.Г.Аналитическая психология. / см. История зарубежной психологии. Тексты. / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М. 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

Маслоу А.Мотивация и личность. М. 1987; или Самоактуализация // см. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М. 1982.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.1. – М., 1994. С.29

Тема. Психология способностей. Л – 2, с — 2

Определение способностей. Проблема врождённого и приобретённого. Способности как функциональные свойства индивида. Способности и одаренность. Способности и их измерение. Диагностика способностей. Способности и их задатки. Способности и развитие личности.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Понятие способности.
  2. Способности и задатки.
  3. Измерение способностей.
  4. Развитие способностей.
  5. Специальные способности и асимметрия мозга.

Столяренко Л.Д.Основы психологии. Р-н.-Д. 1996.

Теплов Б.М.Способности и одарённость. Основные понятия. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Тема. Темперамент и характер. Л – 4, с — 4

Темперамент как формально-динамическая сторона психической деятельности. Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Характер и его формирование. Общее представление о строении характера. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Характер как индивидуальный жизненный стиль. Соотношение темперамента и характера.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 и 2

  1. Индивидуальность человека и развитие личности.
  2. Проблема и критерии выделения психологических типов.
  3. Общая и дифференциальная психология личности.
  4. Индивидные свойства человека.
  5. Индивидуально-типические свойства человека.
  6. Общее представление о темпераменте.
  7. Индивидные основы темперамента.
  8. Психологическое описание типов темперамента.
  9. Сложные типы темперамента
  10. Общее представление о характере.
  11. Характер и его формирование.
  12. Характер и личность в классических психологических концепциях.

Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Небылицын В.Д.Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Климов Е.А.Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Тема. Феноменология индивидуальности. Л – 4, с — 4

Личность и индивидуальность. Общая и дифференциальная психология личности.

Проблема выделения индивидуальных психологических типов. Исследовательские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии личности. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 и 2

  1. Социально-типическое и индивидуальное в личности.
  2. Строение тела и характер.
  3. Стратегии определения психотелесных соответствий.

Столяренко Л.Д.Основы психологии. Р-н.-Д. 1996.

Юнг К.Психологические типы. М. 1995.

Кант И.О характере как образе мыслей / см. Психология личности. Тексты. / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М., МГУ, 1982.

Фромм Э.Бегство от свободы. стр.230: Характер и социальный процесс. – М., 1995

Кон И.С.К проблеме национального характера / см. История и психология / под

ред. Б.Ф.Поршнева и Л.И.Анциферовой. – М., 1971.

Часть 2. Эмоциональная регуляция деятельности

Тема. Основные проблемы психологии эмоций. Л – 2, с — 2

Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Специфика эмоционального отражения.

Виды и назначение эмоциональных процессов. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как субъективная форма существования потребностей. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Биологическая целесообразность эмоций.

Функции эмоций. Зависимость решения этого вопроса от принятого критерия эмоционального. Освещение вопросов о функциях эмоций в различных концепциях.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оп­ре­де­ле­ние и функ­ции эмо­ций.
  2. Ус­ло­вия воз­ник­но­ве­ния эмо­ций и за­ко­но­мер­но­сти их про­те­ка­ния.
  3. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний регулятор деятельности.
  4. Феноменология эмоциональной сферы
  5. Биологическая целесообразность эмоций.
  6. Функции эмоций.
  7. Проблема критерия эмоциональных явлений.
  8. Взаимосвязь эмоциональной сферы с психическими образованиями личности
  9. Эмоции и процессы познания.
  10. Классы и разновидности эмоций.

Психология эмоций. Тексты. М., 1993.

Вилюнас В.К.Психология эмоций. – М., МГУ, 1984, или СПб., 2006.

Фресс П.,Пиаже Ж. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. — М., 1975.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с. 179-212,223-227.

Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с.78-86.

Тихомиров О.К., Виноградов Ю.Е. Эмоции в функции эвристик. — Психологические исследования, вып.1. М., 1969, с.3-23.

Дополнительная литература

Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978, с.336-366.

Тема. Основные направления развития представлений об эмоциях. Л – 2, с — 2

Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Учение об аффектах Б.Спинозы. Трёхмерная концепция чувств В.Вундта. Представление В.Вундта о слиянии чувств и их влиянии на протекание познавательных процессов. Интеллектуалистическая трактовка эмоций Р.Лазарус, Р.Липер.

Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. Теория Джеймса-Ланге и её роль в развитии представлений об эмоциях в позитивистской психологии. Критика данной теории (Э.Клапаред, У.Кеннон).

Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций.

Развитие представлений об эмоциях в советской психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина, П.В.Симонова.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Основные направления развития представлений об эмоциях.
  2. Тео­рии эмоций.
  3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
  4. Дискуссия об условиях возникновения эмоций. «Периферическая» теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон).

    Когнитивные теории эмоций.

  5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
  6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
  7. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.

Вилюнас В.К.Психология эмоций. – М., МГУ, 1984, или СПб., 2006.

Психология эмоций. Тексты. М., 1993.

Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004.

Джеймс У. Психология. М., 1991. С.313-332, 351-354.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

Спиноза Б.О происхождении или природе аффектов. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Вундт В.Психология душевных явлений. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Джеймс У. Что такое эмоция? — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Клапаред Э.Чувства и эмоции. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Шахтер С., Зингер Дж.Э. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. — Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002. с.462-480.

Вейтен У. Теории эмоций. —Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности. М., «Психология», 2000. с.466-473.

Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2002, с.54-69.

Анохин П.К.Эмоции. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Симонов П.В. Информационная теория эмоций. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993)

Дополнительная литература

Выготский Л.С. Проблемы эмоций. «Вопросы психологии», 1958, №3, с. 125-131.

Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978, с.23-72.

Тема. Эмоциональные явления, эмоциональные состояния. Л – 2, с — 2

Общая характеристика функциональных и психических состояний. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Традиционная классификация: чувства, эмоции, аффекты, настроения. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Функциональные, психические и эмоциональные состояния.
  2. Разновидности эмоциональных явлений.
  3. Возможные основания классификации эмоций.

Изард И. Эмоции человека. М., 1980, с.99-115.

Калашник Я.М.Патологический аффект. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Лурия А.Р.Диагностика следов аффекта. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Аргайл М.Психология счастья. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.; или М., 1990, с.27, 43-54, 183-193.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.; или М., 1987, с.44-78, 83-89, 110-129.

Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976, с.5-20.

Дополнительная литература

Хрестоматия по психологии / сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.

Тема. Экспериментальные исследования эмоций. Л – 2, с — 2

Выражение эмоций. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Мимические, пантомимические и речевые проявления эмоций. Физиологические показатели эмоций.

Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации. Фрустрация и агрессия.

Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Выражение эмоций у человека и животных.
  2. Физиологические показатели эмоций.
  3. Основные направления экспериментального изучения эмоций.
  4. Тре­вож­ность: ас­пек­ты её изу­че­ния.
  5. Фру­ст­ра­ция: ха­рак­те­ри­сти­ка со­стоя­ния.
  6. Некоторые аспекты учения о стрессе.
  7. Эмоции как свойства лич­ности. Пред­став­ле­ние об эм­па­тии.

Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность, методы её диагностики и коррекции. /

Вестник Московского университета. Серия 14. – изд.МГУ., 1998. — №1. — с.18

Хекхаузен Х.Тревожность / см.Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. Т.1. – М., 1986.

Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / ред.-сост.П.Фресс,Ж.Пиаже.

Вып 5. — М., 1975.

Спилбергер Ч.Концептуальные и методологические проблемыисследования тревоги. — Тревога и тревожность. СПб., 2001, с.88-103.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993, с.33-47; или Хорни К Тревожность. — Тревога и тревожность. СПб., 2001, с. 166-181.

Лоренц К. Агрессия. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.; или М., 1994, с.37-62, 233-247; или СПб., 2001,с.45-78, 299-321.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2000, с.24-54.

Линдеман Э.Клиника острого горя. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с.5-10,с.133-151.

Дарвин Ч.Выражение эмоций у человека и животных. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.

Дополнительная литература

Милнер Н. Физиологическая психология. М., 1973, гл.ХУШ. (Иссл. самораздражения)

Фресс П.,Пиаже Ж. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. — М., 1975.

Березанская Н.Б. Психология. М., 2005

Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях по речевой интонации. «Вопросы психологии», 1965, №3. (доклад).

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983, с.5-44.

Наенко Н.И., Овчинникова О.В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора. «Проблемы инженернойпсихологии». М., 1967 (доклад).

Ольшанникова А.Е.О некоторых физиологических коррелятахэмоциональных состояний. — Проблемы дифференциальной психологии. М., 1969, т. VI (доклад).

Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972, с.34-37; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002. с.305-310.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. — Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 178-181, 187-195.

Тарабрина Н.В. и др. Посттравматическо стрессовое расстройство. — Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002. с.599-608.

Часть 3. Психология потребностей, мотивации и воли

Тема. Основные понятия психологии мотивации. Л – 2, с — 4

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Историческая природа потребностей человека. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.

Психологический и физиологический аспекты изучения биологической мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей; соотношение обеих форм мотивации в филогенетическом развитии и индивидуальном поведении. Специфика биологических потребностей человека.

Развитие биологической мотивации в онтогенезе. Поисковая активность как особая фаза развития потребностей. Импринтинг. Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей.

Опредмечивание потребностей как принцип возникновения мотивов.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Феномен мотивации.
  2. Основные проблемы психологии мотивации.
  3. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации.
  4. Общее представление о базовой мотивации. Первичные источники побуждений.
  5. Потребность как внутренняя основа мотивационных процессов.
  6. Мотивы как предметное содержание потребностей.
  7. Мотивация человека и исследования мотивации у животных.
  8. Мотивация, эмоции и деятельность.
  9. Классификация мотивов.
  10. Структура мотивационной сферы личности, её формирование.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971, с. 1-12; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.57-79.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, т.1. М., 1986, с.33-38.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986, с.48.

Олпорт Г.Становление личности. М., 2002, с.307-315.

Рубинштейн С.Л.Эмоции. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Макдауголл У.Различение эмоции и чувства. — Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Липер Р.У.Мотивационная теория эмоций. Психология эмоций. СПб., Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).

Дополнительная литература

Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972, с. 11-32 (1,3), 60-75.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990,с.23-33.

Магун В.С.Потребности и психология социальной деятельности личности.

Л.,1983,с.6-22.

Хекхаузен Х.Классификация мотивов на основе инстинктов / см. Мотивация и

деятельность. Т.1. – М., 1986.

Вилюнас В.К.Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / Вестник

Московского университета. Серия 14. – изд.МГУ.– 1997. — №1.

Иванников В.А.Потребности как жизненные задачи / Вестник Московского

университета. Серия 14. – изд.МГУ. – 1997. — №1.

Тема. Теории мотивации в зарубежной психологии. Л – 2, с – 2.

Основные подходы к изучению мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Концепции мотивации в зарубежной психологии и поиск альтернатив.
  2. Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
  3. Проблемы мотивации в глубинной психологии.
  4. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972, с.287-295, 298-305, 505-520; или М., 1981, с.295-304, 306-314, 514-529.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 101-123, 189- 196, 201-206; или Избранные психологические труды, т.2. М., 1983, с. 153- 165,204-209,211-215.

Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М, 1969, с.42-75

Экспериментальная психология, вып.5. М., 1976, с. 16-20, 23-30, 49-61, 64-70.

Скиннер Б.Х. Оперантное поведение. — История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986, с.75-95.

Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вилсон. М., 1999, с.51-64; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.171-181.

Карл Юнг и аналитическая психология. — Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост, вып.1. М., 1994.

Бундулс Я. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. «Вопросы психологии», 1982, №2.

Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. — Современная психология мотивации. М.,2002, с. 13-46.

Маслоу А.Г. Психология бытия. М., 1997, с.102-138; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.399-409.

Дополнительная литература

Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. — Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 146-210; или Фрейд 3. Психоанализ. СПб., 2001, с.11-58.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. — История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986, с.142-170.

Тема. Специфика мотивационной сферы человека. Эмпирические исследования мотивации. Л – 2, с — 4

Проблема базовых потребностей человека. Решение этой проблемы в различных школах и направлениях психологии. Биологическое и социальное в развитии мотивации человека. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффиляции, помощи, власти, агрессии.

Социальная детерминированность и опосредствованность интеллектом мотивации человека. Особенности опредмечивания потребностей в условиях ВПФ, высших форм психического отражения. Воспитание как условие мотивационного развития человека.

Проблема мотивации в психологии деятельности. Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов человека: смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, социальные стереотипы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов.

Мотивы и цели деятельности. Экспериментальные исследования целеобразования. Мотивационные процессы и проблема принятия решений.

Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей деятельности (мотивации) и кризисы детского возраста (Д.Б.Эльконин).

Механизм «сдвига мотива на цель». Полимотивация деятельности.

Онтогенетическое развитие мотивации. Проблема взаимодействия мотивов и ситуативных факторов. Специфика исследований мотивации в школе К.Левина: основные понятия и результаты. Уровень притязаний и его исследование. Изучение ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии. Когнитивный диссонанс. Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотивов. Фрустрация. Роль установок в ситуативном развитии мотивации. Исследования установок в школе Д.Н.Узнадзе. Различные уровни проявления установок.

Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Специфика базовой мотивации человека.
  2. Феноменология и проблемы мотивации в психологии.

а) Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных диспозиций. Мотивация и личность.

б)Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл.

в)Понятие ведущей деятельности.

    1. Внешняя и внутренняя мотивация. Ситуативная мотивация.
    2. Уровень притязаний и его исследование. Мотивация достижения.
    3. Специфика исследования мотивации в школе К.Левина. Основные понятия и результаты исследований. Исследования ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии.
  1. Мотивационные конфликты. Когнитивный диссонанс.
  2. Фрустрация как мотивационное явление.
  3. Феномен уровня притязаний.
  4. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.
  5. Влияние мотивации на качество деятельности. Законы Йеркса-Додсона.
  6. Иерархизация мотивов в развитии личности.
  7. Защитные механизмы личности.
  8. Оптимум мотивации.

Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности. М.,

«Психология», 2000. с.645-671.

Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний. «Вопросы психологии», 1967, №6; или Психология мотивации и эмоций. —

М., ЧеРо, 2002. с.319-326.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост, вып.1. М., 1994, с.27-34; или Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.с.573-580.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986, с.289-292, 298-307 (аффиляция), 307-324 (власть), 338-365 (помощь); или М., 2003, с.443-475 (помощь), 546-554, 570-574 (аффиляция), 575-599 (власть).

Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. — Современная психология мотивации. М., 2002, с.47-102.

Левин К. и др. Уровень притязаний. — Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо,

2002. с.489-494.

Зейгарник Б.В.Теория личности К.Левина. М., 1981, с. 18-32.

Вилюнас В.К.Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990,с.46-82.

Пантина Н.С. Исследование Т.Дембо. —Психология эмоций. СПб., Питер, 2004.

Хекхаузен Х.Теория поля Левина / см. Мотивация и деятельность. Т.1. – М., 1986.

с.66-67, 181-195; или М., 2003, с.175-177, 222-248.

Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000, с.263-325; или Левин К.

Динамическая психология. М., 2001, с.372-424;

Левин К.и др. Уровень притязаний. / см. Психология личности. Тексты / под ред.

Ю.Б.Гиппенрейтер, а.А.Пузырея. – м., мгу, 1982

Фестингер Л.Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999, с. 15-52;

Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / ред.-сост.П.Фресс,

Ж.Пиаже. Вып 5. — М., 1975.

Леонтьев Д.А.Системно-смысловая природа и функция мотива / Вестник

Московского университета. Серия 14. – М., 1993. — №2. С.73

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. «Вопросы психологии», 1971, №4, с.6-20. (1в)

Тема. Психология воли. Л – 4, с — 4

Определение воли, критерии волевого поведения. Воля и личность. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Обще представление о волевой сфере человека.
  2. Определение воли.
  3. Воля как регуляционный процесс. Механизм воли.
  4. Структура волевого процесса.
  5. Волевые качества личности.

Леонтьев А.Н.Воля / Вестник МГУ. Серия 14. – М., 1993. — №2. -C. 3-14

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1988.

Иванников В.А. Воля: миф или реальность? / Вестник Московского университета.

Серия 14. – М., 1993. — №2.

Зачётное занятие – 2 ч. из общего объёма часов, выделенных на курс общей психологии во втором семестре.

Перечень примерных контрольных вопросов для зачёта

1. Понятие способностей.

2. Проблема измерения способностей.

3. Способности и задатки.

4. Развитие способностей. Способности и одаренность.

5. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.

6. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

7. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.

8. Темперамент и характер. Черты личности и стратегии их выделения.

9. Характер и личность.

10. Строение тела и характер.

11. Формирование характера.

12. Проблема и критерии выделения психологических типов.

13. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.

14. Эмоции и процессы мотивации.

15. Эмоции и процессы познания.

16. Экспериментальные исследования эмоций.

17. Основные подходы к изучению мотивации.

18. Специфика мотивационной сферы человека.

19. Ситуативное развитие мотивации.

20. Виды мотивации человека.

21. Определение воли и подходы к её изучению.

22. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.

23. Волевые процессы, их виды и детерминанты.

24. Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.

Тематика рефератов к семинарским занятиям

(представляется в соответствии со сроками прохождения темы)

  1. Способности: проблема врождённого и приобретенного.
  2. Концепции темперамента.
  3. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе.
  4. Возможность установления психотелесных соответствий.
  5. Психопатии и акцентуации характера: предрасполагающие факторы, проявления и возможности компенсации.
  6. Самопознание как фактор личностного развития.
  7. Влияние психической депривации на развитие личности.
  8. Современные концепции эмоций.
  9. Функции эмоций.
  10. Биологическая основа эмоциональных состояний.
  11. Личностные, ситуативные и внутренние пусковые предпосылки возникновения эмоционального процесса.
  12. Проблема эмоционального целеобразования.
  13. Эмоции в системной организации поведенческого акта.
  14. Самооценка как эмоциональная составляющая представления о себе.
  15. Эмоции в структуре мотивации.
  16. Проблема разграничения эмоций с родственными феноменами.
  17. Механизмы психологической защиты в регуляции эмоциональных состояний.
  18. Феномен эмпатии в коммуникации
  19. «Аффективный комплекс»: понятие, образование, диагностика.
  20. Проблема осознания эмоциональных состояний.
  21. Роль эмоций в мнестических процессах.
  22. Эмоциональные отношения в семье. Теория привязанности.
  23. Развитие представления об эмоциях.
  24. Связь эмоций с другими психическими процессами.
  25. Роль эмоций в организации познавательных процессов.
  26. Эмоциональная коммуникация.
  27. Регуляция эмоций.
  28. Индикаторные сферы эмоций (субъективные компоненты, компоненты поведения, или выражения, физиологические компоненты).
  29. Негативные эмоции как фактор возникновения соматических расстройств.
  30. Эмоциональные предпосылки затруднённого общения.
  31. Роль ранних эмоциональных переживаний в формировании и деформациях личности.
  32. Диагностика аффективного следа.
  33. Стресс и стрессовый процесс.
  34. Критические, изменяющие жизнь события и стрессовые перегрузки (повседневные и хронические).
  35. Признаки социального окружения как факторы стресса.
  36. Стресс как трансакционный процесс.
  37. Хронический социо-эмоциональный дистресс и здоровье.
  38. Структура стрессового переживания.
  39. Системные механизмы устойчивости к стрессу.
  40. Суггестивность (понятие, виды, предрасположенность).
  41. Развитие представлений о потребностях и мотивации.
  42. Когнитивные аспекты мотивационного процесса.
  43. Роль мотивации в организации мыслительного и поведенческого акта.
  44. Проблема адекватности параметров мотивации (содержания, частоты, интенсивности, устойчивости).
  45. Индивидуальные диспозиции к нормальному или нарушенному формированию мотивации (соматические, когнитивные структуры, убеждения, цели, ожидания, значимость ситуации, Я-концепция).
  46. Конфликт мотивов: проблема выбора.
  47. Проблема объяснения «немотивированного» выбора.
  48. Несознательная активация программ поведения (пример: феномен спонтанной, необъяснимой смены темы разговора).
  49. Установки личности: понятие, формирование, изменение.
  50. Проблемы, предпосылки и пути самоактуализации.
  51. Мотивация в творческом процессе.
  52. Теория А. Маслоу, её ограничения. Феномен нарушения последовательности потребностного ряда (исследование на основе биографического материала выдающихся личностей).

Тематический план обязательной внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общей психологии 1 курса отделения клинической психологии

тема

сроки выпол.

формы отчётности

Черты личности и стратегии их выделения. Проблема и критерии выделения психологических типов.

февраль

реферат

Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей. Проблема измерения способностей.

февраль

реферат, доклад

Развитие способностей. Интеллект и креативность.

март

конспектирование первоисточников, реферат

Формирование характера.

Строение тела и характер: стратегии определения психотелесных соответствий.

март

конспектирование первоисточников, реферат

Темперамент, характер и личность: проблема соотношения.

апрель

реферат, доклад

Эмоции и процессы мотивации и познания. Экспериментальные исследования эмоций.

апрель

реферат, тестирование

Основные подходы к изучению мотивации.

май

конспектирование первоисточников, реферат

Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция поведения. Мотивационные конфликты, их осознание.

май

конспектирование первоисточников, реферат

Индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности: структура и генезис.

ИЮНЬ

РЕФЕРАТ, ДОКЛАД

Примерный перечень вопросов к экзамену по второму разделу

  1. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
  2. Понятие способностей.
  3. Способности и задатки.
  4. Проблема измерения способностей.
  5. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
  6. Развитие способностей. Способности и одаренность.
  7. Проблема врожденного и приобретенного в диагноcтике способностей.
  8. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
  9. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
  10. Темперамент и характер.
  11. Формирование характера.
  12. Строение тела и характер.
  13. Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды.
  14. Характер и личность.
  15. Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
  16. Проблема мотивации в психоанализе.
  17. Проблема мотивации в школе К.Левина.
  18. Исследования мотивации в когнитивной психологии.
  19. Проблема мотивации в психологии деятельности.
  20. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
  21. Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
  22. Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей.
  23. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе.
  24. Инстинктивное удовлетворение потребностей.
  25. Опредмечивание биологических потребностей.
  26. Специфика развития мотивации человека. Психологические основы воспитания.
  27. Проблема базовых потребностей человека.
  28. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
  29. Базовая мотивация общения.
  30. Базовая потребность в защищенности, безопасности. Состояние тревоги.
  31. Основные этапы развития мотивационной сферы человека.
  32. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
  33. Виды мотивационных образований человека.
  34. Ситуативное развитие мотивации.
  35. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.
  36. Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации
  37. Понятие оптимума мотивации.
  38. Методы исследования потребностей и мотивов.
  39. Исследования когнитивного диссонанса.
  40. Исследования мотивации помощи.
  41. Исследования мотивации власти.
  42. Исследования агрессии.
  43. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
  44. Учение об эмоциях Б.Спинозы.
  45. Учение об эмоциях В.Вундта.
  46. Теории эмоций в отечественной психологии.
  47. Теории эмоций в зарубежной психологии.
  48. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций.
  49. Условия возникновения эмоций.
  50. Эмоции и процессы познания.
  51. Эмоции и мотивационные процессы.
  52. Функции эмоций.
  53. Исследования выражения эмоций.
  54. Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
  55. Динамика эмоций.
  56. Физиологические показатели эмоций, их надежность.
  57. Проблема стресса.
  58. Аффекты, их психологическая характеристика.
  59. Чувства, их психологическая характеристика.
  60. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
  61. Определение воли и подходы к её изучению. Проблема свободы воли.
  62. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
  63. Волевые процессы, их виды и детерминанты.
  64. Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.

Учебно-методическое обеспечение курса обязательная литература

  1. Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II: Субъект деятельности. Под общ.ред. В.В.Петухова. – М.: МГУ, 1997. — 307с.
  2. Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В.Петухов. – М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2004. – 607 с.
  3. Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности. М., «Психология», 2000.
  4. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2004. (1-е и 2-е изд. — 1984 и 1993).
  5. Вилюнас В. Психология эмоций. — СПб., Питер, 2006. — 496 с.
  6. Психология мотивации и эмоций. — М., ЧеРо, 2002.

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.I. М., Педагогика, 1980.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука. 1977.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  4. Вилюнас в.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

  5. Вилюнас в.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

  6. Джеймс У. Психология. М., 1991. с.313-332, 351-354.
  7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  9. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.
  10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1988.
  11. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
  12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М., 1983.
  14. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.
  15. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
  16. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. или М., 1999.
  17. Психология личности. Тексты. М., 1982.
  18. Психология эмоций. Тексты. М., 1993.
  19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1993.
  21. Сизов К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям / Вопросы психологии. 1988, № 2, 160–166;
  22. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
  23. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып 5. М., 1975.
  24. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. с. 54-61.
  25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986. Т.1, 406 с.; Т.2, 391 с.
  26. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  27. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

Вспомогательная литература

  1. Айзенк Г.Дж. Проверьте свои способности. Пер.с англ. (любое издание).
  2. Анохин п.К. Избранные труды. М., 1989, с. 336-366.

  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов,1983.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1986. с.87-94.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М., 1982. с. 454-465.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1988.
  8. Джемс У. Психология. М., 1991. с. 332-351, 354-356.
  9. Иванников В.А. Воля: миф или реальность / Вестник МГУ. Серия XIV: Психология, 1993, №2.
  10. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  11. Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний. / Вопросы психологии, 1967. № 6.
  12. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.,1993.
  13. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. 1984;
  14. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. 1960;
  15. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971Леонтьев А.Н. Воля / Вестник МГУ. Серия XIV: Психология, 1992, №2. с.3-14
  16. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
  17. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии. 1989, № 6, с. 29–33; Милнер Н. Физиологическая психология. М., 1973, гл. 18.
  18. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
  19. Одаренные дети. М., 1991.
  20. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1993. с.182-190, 204-211.
  22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  23. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. М. , 1961. с.51-72. Или: Избр. труды. В 2 т. Т.1. М.,1985.
  24. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности / Вопросы психологии. 1991, N 2, с. 120–127;
  25. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
  26. Эльконин Д.Б. Проблемы периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии, 1971, №4.
  27. Эмоциональный стресс. М., 1970.
  28. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

26