Современные проблемы психологии личности

Цикунов Сергей Георгиевич

2 семестра: зачет + экзамен (устно)

Информация есть на сервере

Проблемы, с которыми личность сталкивается в жизни. Они разделены на проблемы, порожденные внутренними причинами и внешними факторами (средой, социальной средой).

Мотивации и эмоции посмотреть фрустрации

Подкрепление

Психологическое воздействие травмирующих обстоятельств

Теория горя (с горем встретится каждый и с неизбежностью) горе – это нормально е явление. Патологическое воздействие этой в общем-то нормальной ситуации. Общие принципы работы с горем.

Терроризм. Какова его психология как явления. Некоторые аспекты психологии террориста (кто такие, откуда берутся, мотивы).

Виды массовых реакций на террор (пострадавшие первого круга (сами заложники), пострадавшие второго круга (близкие им, но не бывшие заложниками), пострадавшие третьего круга (все мы).

Деструктивные культы и секты. Методологии (осознанно, неосознанно, спонтанно).

Методы контроля сознания, мышления, поведения. Общие принципы вывода из деструктивных культов.

Прочитать и вникнуть:

  • Личностные расстройства,
  • психология зависимости (химические (алко, нарко, табако и пр.), нехимические: гемблинг – это всякие игровые зависимости, инет, любовная аддикция (эротомании) и пр.),
  • психология симпатий
  • гендерная психология (гендер – социальный пол) основа гендера – социальные стереотипы (нормы поведения, проявления, которые приписываются мужчинам и женщинам).

    Маскулинность, фемининность, андрогинность – некая средняя категория смешения черт.

Мотивации и эмоции

Потребность – недостаток чего-то для поддержания гомеостаза. Эмоции – регулятор движения. Мотив – то, что побуждает к деятельности, направленной на удовлетворение потребности.

Мотивация– это возникающее под влиянием первичных изменений во внутренней среде эмоционально окрашенное состояние организма, направляющее поведение системы на удовлетворение исходной потребности. Мотивация – это осознанная потребность или эмоционально окрашенная потребность.

По Симонову мотивация – это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющиеся у организма потребности и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация (мотивы) – основа поведения.

Признаки ситуации фрустрирующей: сильная мотивация и непреодолимое состояние

4 стр., 1514 слов

Контрольные задания для студентов по курсу: Избранные главы общей ...

... Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, 1999. Эмоции. С.551-587. Шутц В. Радость. Расширение человеческого сознания. М., 2003. Фрэнкин Р. От любопытства к креативности // Мотивация поведения: биологические, когнитивные ...

Темперамент, характер, акцентуации характера. Влияние личности на общество и общества на личность.

Человек существуетет в среде и во взаимодействии со средой посредством поведения. Поведение – это проявление личностных черт в любой деятельности.

Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка.

Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или в постановлении (образе) цели.

Вызвать потребность, использование подкрепления (положительного или отрицательного) = направление эмоций.

Опыт позволяет избегать или избавляться.

Неплохо бы представлять, что есть человек и как он может реагировать.

«вход» в личность через эмоц-мотивационную сферу (реакции, желания, потребности).

Всегда надо представлять, какая поставлена цель. Если цель скрыта от клиента – это уже манипулирование.

Возникновение эмоции: зачем, влияние этого воздействия на жизнь, жизнедеятельность, эмоц окраска.

Эмоции как регулятор поведения.

Классиф эмоц – почитать!

Эмоц для оценки ощущений человека.

Эмоц для обознач экспрессивных проявлений

Эмоц для сложного поведения с точки зрения силы эмоции.

Явления ээмоц сост (переживания субъективные человеком) и эмоц явл (вегетативные проявления, некие действия на данную ситуацию).

Эмоц пространство человека 4 категории афект феноменов:

  1. собственно эмоции (это динамический процесс, возникающий в виде эпизода, отчетливо очерченного во времени) краткое время
  2. настроение (более длительное время)
  3. аффект психопатологические состояния (шизофрения – диссоциации (смех при горе и пр), депрессивные состояния (от 2 нед)
  4. аффективные личностные черты (аномалии хар-ра приобрет или врожд)

2 от 3 отлич по времени, степени выраж и адекватности.

Теория функц систем Анохина — повторить! Акцептор результата действия – образ цели.

Размерностно-компонентная теория эмоций. хар – определяется тремя главн размерностями:

  1. валентность или знак (полож или отриц и пр. эмоция) определяется сигналом.
  2. Активация (спокойствие — возбужденность).

    Некот эмоц сопровожд высокой вегетотат активац, другие – низкой. Одни связаны с двиг активн, другие – нет. Сама двигательная компонента характеризуется приближением достижения или избегания, отдаления.

  3. Контроль – доминантность. (контролир или неконтолир эмоция).

    Низкий контроль – доминирование эмоц состояния и плохой контроль ситуации. Высокий контроль – хороший контроль эмоц состояния и отсюда – хор. ситуации. Контроль ситуации и эмоций через деятельность (поведение).

Свойства эмоций –заразительность.

Функции – отраж-оцен, переключающ, компенс-замещ-ая, коммуникативная, подкрепляющая.

Человек полиподкрепляем.

Что выяснить, что сделать и в какой последовательности. Чем подкрепляется данное поведение.

Цель – мотив, мотив-цель. Работа с целью через мотив (шантаж и пр.)

Просоциальные мотивы

Мотив «помощь» — любые направленные на благополучие других людей действия.

8 стр., 3521 слов

Роль эмоций в жизни человека 4

... связи с его схожестью с ранее встре­чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она ... неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли: отражательно-оценочная, защитную функцию, управляющая, мобилизующую ...

Внешне одинаковые акты помощи могут быть в одном случае альтруистическими, в другом- побуждаться мотивом власти и совершаться в надежде поставить другого человека в зависимость и на будущее подчинить его себе.

Субъект помощи должен разобраться в происходящем и выяснить:

  1. Нуждается ли кто-нибудь в помощи, в чем нуждается (проблема)
  2. Какой характер должна приять эта помощь (накормить или удочка)
  3. Нужно ли вмешиваться Вам лично

Мотивация помогающего воспринимается тем недоверчивее, чем утрированнее кажется помощь.

Помощь, не рассчитанная на взаимность, может вызвать слабую благодарность, а иногда – агресию.

Модель

Если поведение воспроизводится, то она положительно подкрепляется.

  1. Предвосхищаемая субъектом польза от оказания помощи (в широком смысле выражения)
  2. Затраты этого оказания помощи
  3. Оценка действия со стороны других людей (мнение о поступке значимых для субъекта людей)
  4. Оценка субъектом того, насколько он, совершая действие, остался верным внутренне принятым им нормативным ценностям (самоподкрепление).
  5. Эмпатия (эмоции заразительны, сочувствующий, ощущая чужие эмоции, стремится избавиться от них, помогая нуждающимся)

Чем больше нуждающийся в помощи человек оказывается виновником своего положения, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за оказание помощи.

Горе

Горе является сложной структурой, включающей фундаментальные эмоции и ж эмоционально-когнитивные взаимодействия. Относится к категории чувств. Главной причиной горя является утрата (потеря).

Как любое явление утрату важно классифицировать:

  1. Утрата может быть временной (разлука)
  2. Постоянной
  1. Действительной
  2. Воображаемой
  1. Физической
  2. Психологической

Причиной наиболее глубокого всеобъемлющего горя является утрата любимого, наиболее дорогого человека.

Так же имеются другие виды утраты:

— утрата какого-либо привлекательного качества в самом себе;

— утрата сенсорных или моторных способностей;

— утрата интеллектуальной «мощи» (способности, возможности и пр.);

— утрата позитивных установок на самого себя (теряется самоуважение, между стыдом и виной есть существенная разница);

— утрата материальных объектов (в том числе денег);

Научить ребенка видеть факты, оценивать, делать выводы, действовать в соответствии с ними, отвечать за свои действия. Формируем интерес, мотивацию, возникает образ цели.

Факторы, определяющие горе:

  • биологические (горе обладает генетическими детерминантами и приспособительной ценностью)
  • Культурные факторы (способы проявления, различие горя и скорби, утрата роли(!))
  • Психологические факторы (связаны с аффективными привязанностями к людям, предметам или идеям), человек теряет: утрата любви, уверенности, чувства благополучия

Функции горя.

Биологические и социальные функции. Облегчает социальную привязанность, групповую сплоченность. Горе заразительно, заразительность вызывает сочувствие и увеличивает связь между теми, кто понес тяжелую утрату.

22 стр., 10729 слов

Психологическое консультирование клиентов, переживающих утрату (горе)

... пути практически каждого является утрата близкого человека, переживание состояния «острого» горя. Консультирование и терапия при утрате – трудная работа, ... консультирования. Предмет, цели, задачи психологического консультирования. Психологическое консультирование – форма деятельности профессионального психолога, состоящая в непосредственном взаимодействии с людьми с целью оказания помощи в принятии ...

Горе (его переживание) не обязательно будет вызывать у других людей в динамике сочувствие.

Горе обладает приспособительным значением (преодолеть себя, превозмочь, приспособиться к потере).

Является адаптивным – действует как мотивация к обретению утраченного вновь. Имеет коммуникативную функцию (см. мотивацию помощи).

Утрата личностной автономии. Работа горя в восстановлении автономии.

Иногда стоит попробовать множество способов, дабы «зажили раны», а уже потом восстанавливать автономию. Помощь – процесс динамичный, нельзя «сделать «ему» счастье», можно лишь помочь «ему» самому добиться желаемого результата.

Реакция горя в 1)момент утраты, 2) отставленная, 3) опережающая (восстановление атономии, при фактически еще не утраченной).

Горе бывает нормальным и патологическим (застревание на какой-либо из фаз, чаще всего на второй)

Фазы «нормального» горя

  1. Шок и оцепенение (от нескольких секунд до нескольких дней / 9 дней).

Человек ничего не чувствует, что свидетельствует о тяжести и глубине переживания. Чем эта фаза дольше, тем больше последствий.

Для этой фазы характерно: потеря аппетита, внезапная мышечная слабость, малоподвижность, сменяющаяся суетливой подвижностью (ажиотажность), ощущение нереальности происходящего, бесчувственность, оглушенность, душевное онемение, возможна определенная поза, регрессия поведения (детское), псевдодеменци и пр.

Возможны соматические нарушения – прерывистость дыхания (особенно на вдохе), нарушение сна, появление симптоматики, от которой умер близкий.

Желательно вызвать любые сильные чувства, не выпускать из поля зрения (может развиться реактивное состояние соотв. Могут быть последствия).

Невербальный контакт. Чаще касаться человека. Т.к. возникает погруженность в себя, следует находиться во взаимодействии с человеком.

Если удалось вызвать слезы, то наступает следующая фаза.

  1. Фаза страданий и дезорганизации (6-7 недель / 40 дней)

Проявления:

  • трудно удерживается внимание на внешнем мире,
  • постоянно пробиваются ощущения присутствия потерянного,
  • сильное нарушение памяти на текущие события,
  • соматические проявления переживаний.

Помощь:

  1. необходимо давать человеку возможность побыть одному, если он этого хочет.
  2. Нужно быть в зоне доступности этого человека (безопасность и поддержка).
  3. Если плачет – не надо утешать (слезы – эмоциональная и психофизиологическая разрядка).
  4. Нужно потихоньку приобщать к общественно-полезной деятельности в щадящем режиме (физиологически) (нагружать, переключать, загружать), чтобы отвлечься от основной проблемы. Совместная результативная деятельность дает возможность восстановить чувствительность, почувствовать.
  5. Уже можно и нужно спорить и ссориться, если появляется такая ситуация.
  1. Фаза остаточных толчков и реорганизации (1 год)

Жизнь входит в свою колею. Переживание горя — уже не ведущая деятельность. Оно возникает в виде отдельных толчков, приступов (flashback).

10 стр., 4563 слов

Изучение клинико-психологических особенностей горюющих, перенесших ...

... одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя. Горе – универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого ... проект программы личностно-ориентированной психологической помощи людям, перенесшим внезапную утрату близкого человека. Гипотеза исследования: Гипотеза - 1: фактор внезапности утраты влияет на степень выраженности ...

Эти периоды могут восприниматься более остро, т.к. протекают на фоне нормального состояния. Поводом для приступов являются традиционные ситуации, события, некие даты. Избегать этого не следует, надо научиться справляться, «и это пройдет».

  1. Фаза завершения

Признак фазы — человек вспоминая об утрате, переживает ее не как горе, а как печаль.

Этапы горя

принятие разумом,

— принятие чувствами,

— формирование новой реальности.

Типичные симптомы горя (нормальные):

  1. физическое страдание: в виде приступов от нескольких минут до часа и больше, спазмы в горле, приступы удушья, учащенное дыхание с изменением самой фазы дыхательного процесса в виде затруднения вдоха, истощаемость, двигательная заторможенность – все это на фоне душевной боли, эмоционального напряжения. Длительное время могут сохраняться вздохи (спазмы), некие изменения в ясности сознания (чувства нереальности, напр. отдаление человека от людей).
  2. Поглощенность образом утраченного: зрительные, слуховые, сочетанные и прочие иллюзии.
  3. Чувство вины: ошибки, упущения преувеличиваются. Это может привести к самообвинению.
  4. Враждебные реакции: в отношениях с людьми может исчезать или снижаться обычная теплота и естественность; о происходящем может говорить с раздражением (может со злостью), выражает желание, чтобы не беспокоили. Враждебность может возникать спонтанно и необъяснимо для самих горюющих (отсюда попытки удержать себя в узде, отсюда натянутость общения, напряженность отношений).

Механизм агрессии: в псих сфере: 1) чувство вины 2) погруженность в образ умершего (идеализация образа) 3) чувство брошенности (вызывает злость) 4) взрыв агрессии, как результат внутриличностного конфликта

  1. Утрата прежних естественных моделей поведения: суетливость, торопливость, хаотичность, деятельность незавершена, может нарушиться способность к простейшей организованной деятельности (нужно вновь осваивать круг повседневных дел).
  2. Идентификация с утратой: в высказываниях, поступках человека могут появиться черты поведения умершего, могут появиться признаки его последнего заболевания. Может возникнуть депрессия и пр. нарушения могут быть в связи с особенностями восстановления личностной автономии, человек начинает жить в прошлом, консервируя образы, представления, чувства. Консервация будет приводить к затруднениям и нарушениям возможностей развития, причиной может быть и чувство вины. Крайняя степень консервации —

Проявление симптомов болезни умершего – психосоматика.

5 стр., 2405 слов

Различия поведения между этническими группами современных людей.

... только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в пристутсвии дугих людей просит извинения. На их поведении сказываются многие предрассудки, в ... обобщения; умеренно выражая эмоциональность, спокойствие, рассудительность; определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда – настороженное отношение к представителям других национальностей; высокая оценка уважительного ...

Стадии утраты (Кассел):

  1. Принятие утраты умом
  2. Принятие утраты чувством
  3. Формирование новой идентичности

Стадии утраты (Уайтед):

  1. Принятие реальности утраты (отрицание и пр)
  2. Переживание боли утраты
  3. Адаптация к новому миру
  4. Перенос эмоциональной энергии с предмета утраты на что-то другое

Стадии утраты (Кюблер-Росс):

  1. Отрицание и изоляция
  2. Гнев
  3. Торг
  4. Депрессия
  5. Принятие «смирения»

Психическая (психологическая) травма (её можно рассматр с точки зрения общих явл, как: смертьь, свобода, изоляция, бессмысленность. Эти понятия в псих травме рассматр не как абстракты=ные, а как объекты передживания. Напр, смерть предстает пережд чел в двояком виде, он становится свидетелем смерти др людей и оказывается пережив лицом своей возможной смерти., психотравм ситуац.

Психологические защиты от смерти: создаются не сразу, но начинают создаваться с момента первого столкновения со смертью (с 3-5 лет).

Структура защиты: Дж. Ялов говорил, что существуют базовые иллюзии: 1) иллюзия собственного бессмертия (я знаю, что все люди рано или поздно должны умереть, но когда дело дойдет до меня, я как-нибудь выкручусь, что-нибудь изобретут и пр. Т.е. все могут умереть, кроме меня. Фактор времени – где мы, а где ситуация.) ребенок при сталкивании с такой ситуацией осознает , что это здесь и сейчас, у них часто возникает эффект «укороченного будущего», очень меняются прямо на глазах,

2) иллюзия справедливости: каждый человек получает по заслугам. Ребенок думает, что, ели он хороший, с ним ничего плохого случиться не может. Если я буду делать добро людям, то оно вернется ко мне. Склонность к упрощению приводит к варианту: мир злой, плохой и жить в нем крайне опасно.

3) иллюзия простоты устройства мира. Мир очень прост, черное-белое, добро-зло, наше- не наше, жертвы-агрессоры.

Свобода.

Свободу ограничивают: внутренние (чувство вины) обстоятельства.

Выраженное чувство вины заставляет человека жить в прошлом.

Виды вины: вина за воображаемые грехи, за то, что мог, но не сделал, вина выжившего (синдром узника концлагерей).

Человек должен прожить только свою жизнь и ни чью другую.

Изоляция (одиночество).

Переживания уникальны, их невозможно никому другому понять. Как следствие – отдаление от социума. Одиночество как социальная реальность – миф о заразительности несчастий.

Бессмысленность. Человек способен вынести все, что угодно, если в этом есть смысл. Психическая травма бессмысленна (беспричинна).

Деструктивные культы или тоталитарные секты

Эти понятия часто используются как синонимы. За рубежом чаще всего используется термин – дестр культ, у нас – тотал секты.

Поведение – адаптивное или неадаптивное с точки зрения среды.

Основные типы культов:

  1. Религиозные или духовные группы. Эти группы объединяет состредоточенность на религиозной догме или духовной практике.
  2. Политические группы. Эти группы определяются как диктатуры, жесткие репрессивные режимы, исповедующие практику насильственной изоляции или уничтожение неугодных. В этих группах контролируется информация, не допускается свободных собраний и выборов, отсутствуют механизмы предотвращения злоупотребления власти.
  3. Коммерческие группы. Они играют на фантазиях о большом богатстве и власти. Они стремятся довести зависимость людей от этих фантазий до преданности (рабской преданности).

    25 стр., 12060 слов

    016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

    ... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

    Они строятся по принципу «пирамиды».

  4. Группы массовой психотерапии («тераписты»).

    Признаки: стремление поставить в зависимость от себя, и пользоваться всеми возможными средствами и пр., отсутствует система проверки в принципе, претензия на исключительность.

Общие признаки дестр культов:

  1. Авторитарное лидерство. Претензия на исключительность. Лидер с ненормальными амбициями.
  2. Обман – реальные цели самой организации никогда не раскрываются.
  3. Деструктивный контроль сознания (без ведома и согласия человека).

    Цель использования методов контроль созн – удерживать в покорном и зависимом состоянии. Культовый контроль созн – это система влияния, созданная для разрушения подлинной личности человека и замены её новой личностью.

Религиозные секты.

Религиозная секта – это замкнутая религиозная группа, выделившаяся из какой-либо традиционной религии, и имеющая собственное учение, основанное на отрицании или искажении наиболее важных положений той религии, из которой она выделилась.

Признаки религ секты:

  1. «Небиблейское откровение». Исключительность знаний.
  2. Наличие лидера с ненормальными амбициями (апостол, провидец и пр.).

    Требование безусловного подчинения, поклонения. Контроль всего (что, с кем, с чем и пр.).

  3. Крайний фанатизм (всегда).

    Сектанты ни о чем не думают, только о секте, постоянные ссылки на мнение цчителей.

  4. Претензия на исключительность самой организации (только мы).

Этапы вовлечения в секты:

  1. Завлечение (знакомство, «бомбардировка любовью», «заполнение» потребности и пр.).
  2. Привязка. Человека стараются обработать таким образом, чтобы он не замечал, что его «обрабатывают». Методы обработки могут быть различны. В конце этого этапа человек становится сектантом.
  3. Закабаление. Отрыв от внешнего мира и духовный и физический.

Работа с зависимостями (любыми) всегда (!!!) начинается с – «убрать объект зависимости».

Саентология – придумал писатель-фантаст. Человек обречен, но за пределами физического тела сущ-ет «тетан». Надо стать человеком совершенным, этому учит наука геонетика. Потом можно научиться оперировать своим «тетаном». Этому учит наука сайентология. Деструктивнось – сверхлюди.

Неопятидесятники. Основатели – семейство Хейден. Вербовка на улице. Харизматизм- магическое оккультное течение, которое провозглашает, что настоящий христианин должен быть здоровым, счастливым и богатым. Но сначала надо отдать Господу.

Муниты. Огромная международная организация. Федерация семей за мир во всем мире и пр. Организовал кореец Сан Син Мун. США. Исходная идеология – Ева согрешила со змеем буквально, а не фигурально, и человечество – его потомки. Миссия бога-сына (сам Мун) – очистить кровь людей.

Методы контроля сознания:

Деструктивный контроль сознания. Критерии Лифтона:

  1. Средовый контроль– контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды. Сюда входит не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений. Внедрение идеи – через процесс интериоризации (доминирование через появление внутреннего диалога), это будет контролировать мышление и поведение.
  2. Мистическое манипулирование. Это спец технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные сверхъестественные события.
  3. Требование чистоты. Это установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, отсюда работает еще усерднее.
  4. Культ исповеди.Некое положение, предписывающее делиться и признаваться в любой мысли, чувстве, действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. При этом информация не прощается, не забывается, а используется в целях контроля. Разрушение границ личности, появляются элементы страха. Все спокойно, пока ты с нами.
  5. Священная наука. Вера в абсолютную научную и нравственную ценность групповой догмы. Исключающее, не оставляющее места для каких бы то ни было вопросов и альтернативных точек зрения. Чтобы идея внедрилась нужно снизить критичность (легче всего в состоянии утомления).

    3 стр., 1112 слов

    С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

    ... ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты, нормы, правила). Личность – человек, стремящийся к удовольствию, общество – ... (реально господствующий статистически, эталон) тип личности. 3. Признак принадлежности к социальной групп: интеллигенция, рабочие, военные, студенты.Вводится понятиемаргинальнойличности, обозначающей ...

    Логика, замкнутая сама на себя.

  6. Передергивание языка. Это использование словесных ресурсов с целью ограничить мышление членов группы абсолютными (черно-белыми) клише и мыслепрерывающими технологиями (мантры, стеклянная стена и пр.).
  7. Доктрина выше личности. Это навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности.
  8. Разделение существования. Это вера в то, что члены группы имеют право на существование, а остальные – не имеют этого права. Мы – они. Простое деление мира на два лагеря. Любое воздействие будет подпитывать основную идею по принципу доминанты.

Взгляд вовнутрь (яркость белка, но не зрачка)

Стресс — воздействие и внутр состояние. Травматич стресс – приводит к расстройствам.