Анализ способов распространения фармацевтической информации в профессиональном сообществе

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы
  • 1.1 Фармацевтическая информация и ее основы
  • 1.2 Свойства и источники фармацевтической информации
  • 1.3 Фармацевтическая информация и реклама
  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. Результаты и обсуждение
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение Актуальность. Существует множество определений информации. Например, общая теория информации определяет её так: «Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой её не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией». Философское определение информации, дано Н. Винером в 1968 г.: «Информация есть информация, а не материя и не энергия». Простое и понятное каждому определение информации даётся в толковом словаре: «Информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо». Научные исследования показывают, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% — на тактильные ощущения, и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой (дискретной) форме.

Медицинская информация, в широком смысле, — это любая информация, относящаяся к медицине. В более узком, — это информация, относящаяся непосредственно к человеку как пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесенных заболеваниях и др. Под фармацевтической информацией понимается информация, характеризующая фармацевтическую и медицинскую сторону обращения лекарственных средств. К ней относятся сведения, которые циркулируют в фармацевтической сфере, с описанием фармакологических, химических, фармакоэкономических и других свойств лекарственных средств, начиная с сведений о процессах производства, распределения и отпуска лекарственных средств, процессах управления информационными потоками, финансовых процессах и ресурсах процесса лекарственного обеспечения населения, и заканчивая сведениями экономического и информационного плана, которыми обмениваются между собой различные системы управления. На данном этапе изучение распространения медицинской и фармацевтической информации в профессиональном сообществе выявлено недостаточно. Цель исследования: анализ способов распространения фармацевтической информации в профессиональном сообществе. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: 1. Изучить особенности распространения фармацевтической информации в медицинской среде. 2. На основании исследования сделать выводы о преимущественных каналах передачи фармацевтической информации в аптечной среде. Методы исследования: 1. Изучение специализированных литературных источников; 2. Анализ нормативной документации; 3. Социологический опрос методом анкетирования. База исследования: сеть аптек «Вита». Объект исследования: провизорский и фармацевтический персонал аптек. Предмет исследования: передача фармацевтической информации. Глава 1. Обзор литературы

2 стр., 846 слов

Исследование психических процессов

... несколько секунд смотрел на выключатель или на потолок. Галлюцинации отрицает. Исследование психических процессов. Объём внимания низкий. Внимание неустойчиво. Время отыскивания чисел по ... сравнению с непосредственной. Это означает, что мышление не помогает, а мешает процессу запоминания. При исследовании мыслительной деятельности - операции обобщения, исключения вызвали у испытуемого существенные ...

1.1 Фармацевтическая информация и ее основы

Свойства информации:

· полезность или релевантность — соответствие запросам потребителя;

· достоверность — истинность положения дел, отсутствие скрытых ошибок;

· полнота — достаточность для понимания и принятия решения;

· ценность;

· актуальность и своевременность — важность для настоящего времени,

· понятность;

· доступность — возможность ее получения данным потребителем;

· эргономичность — удобство формы или объема с точки зрения данного потребителя;

· защищенность — невозможность несанкционированного использования или изменения;

· краткость и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Со временем достоверная информация может стать недостоверной, т. к. она обладает свойством устаревать, то есть перестает отражать истинное положение дел.

Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация может сдерживать принятие решений или даже повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу.

Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она не может быть в силу объективных причин усвоена или оценена), так и ее задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, то она может стать бесполезной.

Информация будет понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Соответственно, информация должна преподноситься в доступной к восприятию форме.

Информацию по одному и тому же вопросу можно излагать кратко (сжато, без излишних деталей) или пространно (подробно, многословно).

Краткость информации наглядно демонстрируется в справочниках, энциклопедиях, инструкциях.

Помимо общих свойств медицинская информация имеет и характерные особенности. Например — конфиденциальность.

Виды медицинской информации

1. Алфавитно-цифровая информация составляет большую содержательную часть медицинской информации (печатные и рукописные документы).

2. Визуальная информация:

· статическая: различные изображения (рентгенограммы, эхокардиограммы и др.).

9 стр., 4098 слов

Управленческий учет в принятии управленческих решений

... как регулятор предпринимательской деятельности предприятия, потому выполняет специфичные функции: информационную - формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию; управляющую -- используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, ...

· динамическая: походка и мимика пациента, сухожильные рефлексы, реакция зрачка на свет, генерируемое диагностическим оборудованием динамическое изображение и др.

3. Звуковая информация:

· речь: комментарии лечащего врача, речь пациента с неврологической или психической патологией и др.;

· звуковые сигналы, которые генерируются медицинским оборудованием: доплеровские сигналы кровотока при ЭхоКГ, флоуметрические сигналы и др.;

· естественные звуки человеческого организма, усиленные электронным способом.

4. Комбинированные виды информации — это любые сочетания алфавитно-цифровой, визуальной или звуковой информации.

В современных условиях информационное обеспечение очень важно, оно состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Передача информации и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе современных компьютеров и других технических средствах связи.

Большое значение имеет информация о возникновении отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Соответственную роль в принятии решений играет дополнительная информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, законах, новинках. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.

Изучение и теоретическое обобщение данных отечественной и зарубежной литературы показали, что в последнее десятилетие на фоне общего динамичного развития фармацевтической отрасли происходят значительные изменения, обусловленные появлением новых экономических отношений. Рынки фармацевтических товаров, системы управления и принятия решений существенным образом зависят от знаний и информации, технологических инноваций. Применение информационных технологий в фармации способствует формированию нового экономического порядка, который в современной литературе определен как «сетевое (информационное) общество», а применительно к экономической области — «сетевая экономика».

С точки зрения экспертов ВОЗ, государственные органы обязаны отвечать за обеспечение населения непредвзятой, объективной и доказательной информацией, касающейся общественного здоровья, включая сведения о ЛС. Чрезвычайно востребована информация о наличии медикаментов и ценах на ЛС со стороны аптечных и лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время в мире создаются специализированные центры, в задачи которых входит внедрение новых технологий обработки и анализа информации о состоянии фармрынка, предоставление населению сведений о наличии медикаментов в аптечных учреждениях.

В деятельности коммерческих организаций, представляющих собой комплексы большого числа повседневно связанных и взаимодействующих филиалов, передача информации является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для многих фирм системы обработки информации позволяют решать задачи разного характера (торгово-закупочные, бухгалтерские и складские операции, автоматизация учета, организации технологического процесса и т.п.).

Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий продукцией, поступающей с внешних и внутренних складов по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений, обеспечивающих снижение издержек и повышение эффективности организации [1].

25 стр., 12021 слов

Психологические факторы, влияющие на успешность реализации фармацевтических ...

... решение спасло испытывающее серьезный лекарственный голод здравоохранение. Время шло, постепенно развивался и фармацевтический ... 90% случаев лежат в сфере управления бизнесом, неумении вписаться в условия ... информация о работе российских фармацевтических компаний. Глава 1. Российский фармацевтический рынок: состояние и перспективы 1.1 Российский фармацевтический рынок Рождением фармацевтического ...

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями, вырабатываемых управленческих решений.

— по объекту и качеству — краткость и четкость, своевременность поступления;

— по целенаправленности — удовлетворение конкретных потребностей;

— по точности и достоверности — правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

Аптечная деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития фармацевтической отрасли. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями спроса и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Изменения условий деятельности, необходимость адекватного приспособления к ним торговой системы, сказываются не только на совершенствовании организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности и формам их взаимодействия. Речь, прежде всего, идет о принципах, функциях, методах, организационной структуре, которые порождены организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений и широким использованием новейших достижений научно-технической революции [4].

Виды фармацевтической информации.

Фармацевтическую информацию принято подразделять по следующим основным признакам:

1.- функциям управления;

2.- месту возникновения (уровню возникновения).

По функциям управления фармацевтическая информация делится на:

А. нормативно-справочную;

Б. планово-учетную;

В. отчетно-статистическую.

Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с разработкой, производством, анализом и распределением лекарственных средств.

Это самый объемный и разнообразный вид информации. В общем объеме информации нормативно-справочной составляет 50-60%. Примерами могут служить: приказы МЗ РБ, ГФ, справочник «Лекарственные средства» М.Д. Машковского, справочник Видаля, формулярные справочники по рациональному применению лекарственных средств, нормативы изготовления и контроля качества лекарственных средств, стоимостные нормативы (расценки, тарифы), справочные данные по поставщикам и потребителям фармацевтической информации и фармацевтической продукции и многое другое.

Планово-учетная (директивная) информация включает в себя директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на определенный период в будущем (год, квартал, месяц, сутки).

Например: выпуск и продажа лекарственных средств в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на эту продукцию и прибыль от ее реализации и т.д.

Учетная информация отражает фактическое значение запланированных показателей за определенный период времени.

7 стр., 3275 слов

Порядок отпуска из аптек лекарственных препаратов населению и ...

... культура. 27. Информация о лекарственных препаратах. Фармацевтическая информация и реклама лекарственных средств. Федеральный закон «О рекламе». Особенности рекламы лекарственных препаратов безрецептурного отпуска. 28. Фармацевтическая этика и ... и оборудование. Товарная политика аптеки как элемент фармацевтического маркетинга. Лекарственные средства как товар: характерные черты и особенности. ...

На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация. В качестве учетной информации выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского учета, финансового учета. Например, учетной информацией является: количество запросов о лекарственных средствах, поступивших в справочное бюро в течение дня (оперативный учет), заработная плата сотрудника (бухгалтерский учет), фактическая себестоимость (бухгалтерский и финансовый учет).

Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности аптечной организации. Она необходима руководству, и вышестоящим органам управления.

Примером такого вида информации может быть информация, предоставляемая в Госкомстат, сведения о количестве льготных рецептов, отпущенных аптекой за год и т.п.

Классификация фармацевтической информации по уровням управления (месту возникновения включает в себя входную и выходную информацию.

Входная информация — это информация, поступающая на предприятие (структурное подразделение) извне и используемая как первичная информация для реализации его функций.

Выходная информация — это информация, поступающая из одной системы управления в другую.

Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения, как ее потребителя, так и выходной — для подразделения, ее вырабатывающего. При этом форма представления фармацевтической информации может быть алфавитно-цифровой (текстовой) — в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов и графическая — в виде графиков, схем, рисунков. Физическими носителями информации могут быть бумага, магнито-оптические изделия и механизмы, изображение на экране монитора и пр.

1.2 Свойства и источники фармацевтической информации

Количество — объем данных, выраженный каким-либо количественным показателем.

Под доступностью информации понимают реальную возможность для конкретного специалиста или пациента получить информацию по интересующей его проблеме из всех известных в мире источников Под точностью данных понимают их соответствие или наибольшее приближение к фактам клинической или фармацевтической практики, имеющим в реальной практике здравоохранения.

Важной характеристикой информации является ее своевременность (оперативность).

Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.

Достаточность определяет объем информации, необходимый для удовлетворения информационных потребностей потребителя.

Глубина определяет степень продвинутости поиска информации.

Потребители фармацевтической информации:

· провизоры

· врачи

· др. мед. работники

· руководители здравоохранения

· органы исполнительной и законодательной власти

· пациенты (население)

Выбор участниками фармацевтического рынка способа, приема и средства обмена информацией зависит прежде всего от информационных потребностей, которые определяются их индивидуальными предпочтениями

12 стр., 5598 слов

Этика клинических испытаний лекарственных средств

... фармацевтической бдительности. Проведение клинических испытаний принципиально новых, ранее не применявшихся лекарственных средств, а также генерических препаратов ... лекарственных средств. 1. Этика клинических испытаний лекарственных средств Клинические испытания лекарственного средства - это научные исследования, которые дают объективную информацию обо всех сторонах действия препарата ...

Источники фармацевтической информации:

· медицинские журналы, справочники, учебники;

· библиотеки;

· электронные справочники и ресурсы Интернет;

· реклама;

· средства массовой информации (программы на телевидении и радио по медицинской тематике);

· профессиональная информация медицинских и фармацевтических ассоциаций и научных обществ;

· конференции;

· фирмы-производители лекарственных средств;

· листки-вкладыши;

· коллеги;

· курсы повышения квалификации.

Фармацевтические торговые и производственные организации в настоящее время в условиях рыночной экономики нуждаются в оперативном получении информации, ее обработке и в использовании результатов ее анализа в процессе своей деятельности. Разработка полноценной системы управления в фармацевтических организациях представляет собой ключевой момент.

Организационная структура фармацевтических организаций, в большинстве случаев, представляет собой систему, состоящую из множества удаленных друг от друга филиалов с централизованным органом учета и контроля. В таких условиях осуществление оперативного обмена информацией и документооборота становится наиболее важной задачей.

Современный уровень развития диктует новые требования к подходам в управлении. Автоматизация торгово-закупочных операций сводит «на нет» пресловутый «человеческий фактор», т.е. уменьшает риск возникновения ошибок. Это особенно важно для фармацевтической торговли.

Большой проблемой в современных условиях является быстрое донесение важной информации филиалам организации, оперативные расчеты с поставщиками и клиентами. Современные условия требуют, чтобы расчеты совершались практически «день-в-день», чтобы избежать потерь денежных средств и задержек поставок в результате инфляционных процессов.

Единственным решением этих проблем является разработка и внедрение так называемых информационных технологий, основывающихся на использовании вычислительной техники и электронных средств коммуникации. фармацевтический медицинский информация лекарственный

Относительно низкая стоимость, надежность, простота обслуживания и эксплуатации расширяет сферу применения информационных технологий, прежде всего за счет тех областей человеческой деятельности, в которых раньше компьютеры не использовались из-за высокой стоимости, сложности обслуживания и взаимодействия. К таким областям относится аптечная деятельность, где применение информационных технологий позволило реально повысить производительность труда специалистов, связанных с обработкой информации.

Таким образом, важность информации, получаемой участниками фармацевтического рынка, носит сугубо индивидуальный характер. И каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Практически нет такого источника фармацевтической информации, в котором не было бы чего-то значимого. Другое дело — степень этого значения для каждого отдельно взятого участника рынка.

1.3 Фармацевтическая информация и реклама

Реклама — это информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц, призванная формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Основные законодательные акты, регулирующие рекламную деятельность в сфере обращения лекарственных средств:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»

2. «Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (ред. от 03.07.2016)

3. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ (действующая редакция, 2016),

4. Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. N 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» (с изменениями и дополнениями) (с изменениями от 23 апреля 2007 г.)

Основные требования к рекламе

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления;

Реклама не должна

1. побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику;

2. побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожать их безопасности;

Не допускается недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама.

Не допускается реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или реализацию); реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача.

Реклама лекарственных средств допускается только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Особенности лекарственных препаратов, как объектов рекламы:

· ограниченная сфера применения лекарственных препаратов (конкретный сегмент рынка — больные);

23 стр., 11051 слов

1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)

... говорить: отвечать на вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывать, убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.; 2) продумать способ изложения информации, соответствующий цели и ... и выразительной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, ...

· спрос на рецептурные лекарственные препараты генерирует промежуточный потребитель — врач;

· ограниченность и специфичность каналов распространения рекламы.

Этические и научные критерии продвижения ЛС на фармацевтический рынок (ВОЗ):

· активно продвигать на рынок можно только те лекарственные препараты, которые официально разрешены к применению в данной стране;

· рекламный материал о лекарственных препаратах должен быть точным и правдивым, не содержать непроверенных выводов и заявлений общего порядка;

· не следует использовать формулировки, вызывающие чувства страха;

· реклама лекарственных препаратов не должна предназначаться детям;

· реклама не должна оказывать чрезмерное побуждающее воздействие на врачей и фармацевтов (основная часть оплаты рекламных агентов не должна быть непосредственно связана с объемом продажи лекарственных препаратов) и др.

В законе «О лекарственных средствах» довольно четко оговаривается о том, как использовать фармацевтическую информацию в качестве рекламы.

Во-первых: в средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.

Во-вторых: независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта.

В третьих: реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства.

В четверых: реклама не должна подрывать репутацию предприятий — производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств. Также при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта и не должно быть утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано. И наиболее важное, на мой взгляд, замечание — реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций.

Фармацевтический маркетинг (реклама фармацевтических препаратов)- вид человеческой деятельности, направленной на изучение нужд конкретного человека в фармацевтической помощи и удовлетворение его потребностей посредством обмена. Рынок лекарственных средств — это комплекс различных организаций, взаимодействующих между собой с целью получения прибыли от продажи потребителю специфического товара — лекарственного средства. Он характеризуется такими параметрами как емкость, структура, ценовая доступность, наличием законодательной базы, регулирующей взаимодействие участников рынка. Определяющим спрос являются — заболеваемость, медико-демографические, социально-экономические и климатические факторы. Цель фармацевтического маркетинга (реклама фармацевтических препаратов) — оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения. Продуктом при рекламе фармацевтических препаратов являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы, и др., использование которых зависит от заболевания больного и от квалификации врача, формирующего спрос. Реклама фармацевтических препаратов — деятельность по распространению информации о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. Цель рекламы фармацевтических препаратов и информации о фармацевтической продукции не отличается от рекламы любого другого продукта — добиться того, чтобы человек приобрел рекламируемый продукт. Но она обладает некоторыми особенностями, это объясняется спецификой объектов, связанных с медициной и здоровьем, что заставляет рассматривать влияние рекламы фармацевтических препаратов на людей не только с точки зрения коммерции, но и через призму общественной и личной безопасности граждан. Основное отличие состоит в ограничениях размещения рекламы фармацевтических препаратов в соответствующих печатных изданиях, а также в наличии регламентирующих правительственных документов на международном и государственном уровне. Реклама фармацевтических препаратов ограничена. Этические нормы фармацевтического рынка запрещают прямую связь производителя и пациента. Большинство рекламных средств, таких как, телевидение, радио, местные газеты не используются для продвижения препаратов, отпускаемых по рецепту врача. В ряде стран есть правовые ограничения на рекламу всех видов лекарственных средств.

Основной задачей в рекламе фармацевтических препаратов является достижение максимально большой аудитории по минимально низкой цене. Это возможно при использовании многопрофильных средств массовой информации для рекламы фармацевтических препаратов, отпускаемых без рецепта врача, или узко специализированные журналы для рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача.

В капиталистическом мире существуют методы контроля эффективности рекламы фармацевтических препаратов: метод Россера, имитационное рыночное тестирование, отзыв с помощью, отзыв без помощи, метод Гэллапа-Робинсона, Старча, «тайников» и вспомогательные методы. Систему управления информацией и рекламой фармацевтических препаратов можно представить как сложный комплекс элементов, участников, процессов и приемов по определению целей и задач рекламы, ее организации, контролю и информационному обеспечению. Современная реклама фармацевтических препаратов — глубоко продуманный и научно обоснованный процесс. В нем участвуют рекламисты, маркетологи, психологи и социологи. При внедрении нового препарата идет сбор информации о препаратах-аналогах, конкурентах и потребителях, идет доказательный показ преимуществ предлагаемого нового препарата. Рекламный процесс предполагает определенные расходы. Расходы на рекламу представляют собой расходы аптечного предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя (пациента) для продвижения аптечных товаров (работ, услуг) на рынках сбыта. В западных странах проводятся обширные маркетинговые рекламные исследования и владельцы фармацевтических фирм еще с середины 50-х годов вкладывают значительные средства в рекламу и эти расходы неуклонно из года в год растут. Учитывая то, что реклама лекарственных средств сосредотачивается на стыке медицины, экономики, и психологии они не меняют рекламу средств от головной боли — 20 лет, предметов личной гигиены-25лет,аспирина-31год. В отечественной рекламе основной упор делается в основном на эстетику («красивый текст») без выделения конкретного качества препарата и его эффективности. В завоевании и удержании потребителя немаловажную роль играют упаковка, товарный знак, рекламное обращение. Интенсивно надо налаживать связи через рекламное агентство, где взаимодействуют производитель, дистрибьютор и продавец. Самое важное в рекламе — это разумное сочетание самого текста рекламы и его стилистического оформления. Важно не только выйти на рынок с новым препаратом, надо содействовать продаже и сбыту путем проведения пресконференций, семинаров, выставок и т.д. Это помогает производителю и продавцу «вписаться» в среду общественности и помогает построить деловые отношения с прессой, лечебно- профилактическими учреждениями и органами управления. Без тщательно продуманной рекламной кампании торговать лекарствами не просто и на отечественном рынке. При участии Фармакопейной конвенции США на базе территориальных центров информации о лекарственных средствах создается Всероссийская информационная сеть по лекарственным средствам (ВИСЛС).

Она должна обеспечить доступность информации, исключить дублирование, предусмотреть возможность обмена информацией, особенно в области фармакотерапии и побочных действий лекарственных средств между центрами. Рациональное использование лекарственных средств возможно только при условии оперативного информирования всех звеньев лекарственного обеспечения.

Рекламный процесс предполагает определенные расходы. Расходы на рекламу представляют собой расходы аптечного предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя (пациента) для продвижения аптечных товаров (работ, услуг) на рынках сбыта. К ним относятся расходы на:

— разработку и выпуск рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, плакатов, афиш, рекламных писем и т.д.);

— разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов и упаковок;

— приобретение и изготовление сувениров;

— рекламу с использованием средств массовой информации (объявления в

печати, по радио и телевидению);

— световую и внешнюю рекламу;

— приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видеофильмов;

— изготовление стендов, рекламных щитов, указателей;

— оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов;

— проведение ярмарок и т.д.

Использование фармацевтической информации в профессиональной деятельности провизора.

Глава 2. Материал и методы исследования Исследование передачи фармацевтической информации в медицинской среде осуществлялось методом аналитической обработки информации результатов анкетирования тридцати фармацевтов сети аптек «Вита» г. Саратов. В методологии проводимого нами анкетирования мы использовали прямой опрос. В своем исследовании мы использовали раздаточное анкетирование, как наиболее точный и информативный метод. В исследовании социально-психологического портрета фармацевтического работника мы использовали групповой способ опроса. Проводя анкетирование, мы постарались учесть все перечисленные ниже правила составления анкеты, включили различные по типологии вопросы, рекомендуемые ко включению анкету специализированной литературой. Анкетирование в социологическом словаре трактуется как один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения социолога и респондента. В.Г.Гречихин указывает, что Анкетный опрос — это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. По мнению В.А.Ядова опрос по анкете предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причём они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетёра (прямой опрос).

Социологическая анкета — это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В современных социологических исследованиях используется несколько видов анкетирования, анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое. При раздаточном анкетировании респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид опроса гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат. Почтовое анкетирование — это распространение анкет путём почтовой рассылки. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, что снижает ценность исследования. Прессовое анкетирование — вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Учёные выделяют групповой и индивидуальный виды анкетирования. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой из 15-20 человек. Анкетёр собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем: Первый принцип: Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Второй принцип — непременный учёт специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Четвёртый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объёма. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Последовательность смысловых разделов анкеты следующая: 1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, — гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе её возврата. Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к «учёным словам», и так, чтобы заинтересовать респондента. Необходимо подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области». В большинстве случаев подчёркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщённом виде». 2. Вступительные вопросы (паспортная часть) имеют две особенности: 1) целью их является характеристика респондента; 2) они в связи со своей простотой втягивают респондента в процесс опроса. 3. Основные вопросы. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Лучше всего, если каждой отдельной задаче соответствует определённый блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим, а могут быть и рассредоточены среди вопросов других блоков. 4. Заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что сделана большая и нужная работа. 5. Заключение — выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Все вопросы, используемые в анкетах, классифицируют: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (закрытые, открытые и полузакрытые); по функции (основные и неосновные).

1. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. 2. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя «паспортную часть» или социально-демографический блок вопросов. 3. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню». Альтернативный вопрос — это такой вопрос, в котором респонденту предлагается выбор только одной из формулировок. «Вопрос-меню»- это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Открытые вопросы — это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как желает Полузакрытые вопросы — это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое». Прямой вопрос — это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента (например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»).

Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. Они чаще всего выражаются в следующей форме: «Принято считать, что.… А как думаете Вы?». Непосредственно с анкетой можно ознакомиться в приложении 1. Глава 3. Результаты и обсуждение Маркетинговое исследование передачи фармацевтической информации проводилось с помощью метода анкетирования фармацевтического и провизорского персонала аптек и аптечных пунктов фармсети «Вита». В анкетировании приняли участие 30 человек, первостольников — все опрашиваемые провизоры и фармацевты женского пола. В результате анализа анкет была проведена группировка фармперсонала, по возрасту, по семейному положению, по образованию, по среднему уровню дохода. 1. Все респонденты лица женского пола. 2. Группировка респондентов по возрасту: Наибольшее число опрошенных 50% составляют люди в возрасте от 26 — 35 лет 20% составляют люди в возрасте от 36 — 45 лет 17% люди в возрасте от 18 — 25 лет 6% в возрасте от 56 — 65 лет 7% в возрасте от 46 — 55 лет (рис. 1) Рисунок 1. Группировка респондентов по возрасту 3. Группировка респондентов по семейному положению: 53% респондентов состоят в браке, а 47% — не состоят (рис. 2).

Рисунок 2. Группировка респондентов по семейному положению 4. Группировка респондентов по образованию: Наибольший процент респондентов с высшим образованием 57% Со средне-специальным составило 33% Ученую степень имеют — 10% (рис. 3) Рисунок 3. Группировка респондентов по образованию 5. Группировка респондентов по среднему уровню дохода: Преобладают люди с месячным доходом от 15000 — 20 000р. — 60% Люди с доходами от 30 000 р. и более — 7% С доходами от 20000 до 30000 р. — 17% С доходами от 10001 — 15000 р. — 10% С доходами от 5 001 — 10 000 р. — 6% (рис. 4) Рисунок 4. Группировка респондентов по уровню дохода 6. Характеристика респондентов в отношении общения с медицинскими представителями фармацевтических компаний. При общении с медицинскими представителями фармацевтических компаний большинство респондентов 46% положительно оценивают данное взаимодействие. Лишь 7% негативно оценили общение с медицинскими представителями, при этом 27% респондентов активно используют полученную от медицинских представителей информацию при консультировании покупателей и 20% не пользуются этой информацией (рис. 5).

Рисунок 5. Отношение респондентов к взаимодействию с медицинскими представителями 7. Коммуникационные составляющие: Исследовалось какому источнику информации доверяют больше при получении фармацевтической информации. Выяснилось, что большинство респондентов (50%) при получении фармацевтической информации доверяют информации из интернета, 30% предпочитают информацию от медицинских представителей, 13% используют в качестве получения информации СМИ, рекламные проспекты и лишь 7% пользуются научной литературой для получения информации (рис. 6).

Рисунок 6. Источники информации, используемые респондентами 8. Реклама для 90% респондентов не является достоверным источником информации, но при этом 83% опрошенных признаются, что на выбор ЛП реклама оказывает существенное влияние. 9. Проверка достоверности получаемой информации: Для большинства респондентов 53% важна проверка достоверности фармацевтической информации, получаемой из различных источников; 27% иногда проверяют достоверность полученной информации; для 13% респондентов проверка достоверности не важна и 7% респондентов затруднились ответить (рис. 7).

Рисунок 7. Проверка достоверности полученной фармацевтической информации 10. Степень значимости факторов, оказывающих влияние на предложение того или иного препарата потребителю (таб. 1): Таблица 1. Степень значимости факторов для потребителя

Факторы оказывающие влияние на потребителя

Приоритет при выборе

На 1-м месте

На 2-м месте

На 3-м месте

На 4-м месте

На 5-м месте

1.Цена ЛП 2.Эффективность

3.Безопасность ЛП 4.Известность ЛП 5.Удобство ЛФ

14% 47% 36% 6%

30% 20% 47% 3%

33% 30% 7% 28%

17%

16% 3% 7% 30%

33%

7% — 3% 33%

50%

Обобщая полученные сведения, можно сделать вывод, что преимущественное большинство фармацевтов и провизоров активно используют различные каналы получения фармацевтической информации среди которых информация получаемая от медицинских представителей, интернет- источники, научная литература, СМИ, рекламные проспекты. Также примечательно, что превалирующее большинство респондентов стараются проверить достоверность получаемой информации. Активное взаимодействие с медицинскими представителями различных фармацевтических компаний вносит положительный момент в консультирование покупателей, т.к. на основании бесед с медицинскими представителями фармацевт может более доступным языком проконсультировать потребителя о тех или иных свойствах препарата. Заключение Подводя итоги, отметим, что под информацией о лекарственных средствах принято понимать научно обоснованные сведения о различных аспектах их свойств: показания и противопоказания к применению, возможные побочные действия, осложнения при лекарственной терапии и др. С точки зрения специалистов ВОЗ, информацию о лекарственных средствах следует рассматривать как сумму сведений, на которых основывается применение лекарственных средств медицинскими работниками или потребителями лекарственных средств. Информация о ЛС содержит знания общего характера в области здравоохранения, а также специфические знания об отдельных лекарственных средствах. Сюда относятся чисто научные сведения (к примеру, фармацевтические, фармакологические и токсикологические), специальные медицинские (к примеру, о фармакотерапии заболеваний) и стратегические сведения (к примеру, о рецептуре, цене и виде ЛС).

Информацию о ЛС получают в процессе обучения, повышения квалификации, а также в процессе работы. Информация о лекарственных средствах — опубликованные сведения, факты о медицинских, фармацевтических, потребительских и иных характеристиках лекарственного средства, основанные на научной информации и предназначенные в основном для использования специалистами в области фармацевтической и медицинской практики, а также населением. С одной стороны, это общественное достояние, представляющее собой огромные массивы данных, без сбора и анализа которых невозможно дальнейшее развитие и совершенствование всей системы лекарственного обеспечения, с другой — она может стать востребованным товаром с высоким коммерческим потенциалом. Информация всегда характеризуется такими свойствами, как субъективность восприятия и зависимость от информационного носителя. Носитель информации — это материальный объект, позволяющий фиксировать информацию (к примеру, это должна быть листок-вкладыш в упаковку ЛС и т.п.).

Потребители информации о лекарственных средствах — совокупность организаций и физических лиц, запрашивающих, получающих и использующих информацию о ЛС, подразделяются на коллективных (организации) и индивидуальных (физические лица) потребителей. Источник информации о лекарственных средствах — это материальный носитель информации, обеспечивающий ее декодирование и восприятие потребителем. Так, для неграмотного человека книга не является источником информации, листок-вкладыш в упаковку ЛС на незнакомом языке не позволяет воспользоваться информацией о препарате и т.д. Проведенное исследование показало, что преимущественное большинство фармацевтов и провизоров активно используют различные каналы получения фармацевтической информации и стараются проверить ее достоверность, а также активно взаимодействуют с медицинскими представителями. Таким образом, важность информации, получаемой участниками фармацевтического рынка, носит сугубо индивидуальный характер. И каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Практически нет такого источника фармацевтической информации, в котором не было бы чего-то значимого. Другое дело — степень этого значения для каждого отдельно взятого участника рынка. Список литературы

1. Аджиенко B.Л. Информированность пациентов о конфликте интересов при проведении клинических исследований, лекарственных средств. // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. — 2014 . -№ 3.

2. Бащинский С.Е. Качество российских научных публикаций; посвященных; лечебным; и профилактическим вмешательствам: // Международный журнал медицинской практики. 2015.- №1. — с. 32-36.

3. Власов В.В., Бащинский С.Е. «Позитивные» списки лекарственных средств: методика составления. // Фармацевтический вестник. №18 (381) от 24 мая 2005.

4. Вышковский Г.Л., Заличев H.H. Бренд или эффективность. Анализ исследований справочников по лекарствам. // Ремедиум. 2013. — № 6. — с. 40-45.

5. Лещинская К., Гринберг Т. Корпоративная ответственность в фармацевтической отрасли. // Ремедиум. 2005. — №6. — с. 50-55.

6. Медведев О.С., Кербиков О.Б., Прохоров A.B., Ширинян М.Э. Фармакология и фармацевтика в Internet. // Экспер. и клин, фармакол. — 2012. -№5 .-с. 83-87.

7. Синяков Е.В. Логистическая практика зарубежных производителей на российском рынке. // Фармацевтический вестник.38 (359) от 30 ноября 2014.

8. Халенков А. Торговые представители: новые реалии требуют совершенства. // Фармацевтический вестник. №1(280) от 3 января 2013 г.

9. Чубарев А.Г. Фармацевтическая информация / Под ред. акад. РАМН А.П.Арзамасцева. М.: Вилар-М, 2010. — 256 с.

10. Шашкова Г.В., Вольская Е.А. Развитие правового регулирования информации о лекарственных средствах. Часть 1. Европейский опыт.// Ремедиум. 2014. -№10. — с. 28-34.

11. Юданов А.Ю. Российская фармацевтика и международная конкуренция. // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. -№5.

Приложение

Саратовский Государственный медицинский университет проводит исследование, посвященное изучению распространения фармацевтической информации в медицинской среде. В рамках проводимого исследования просим Вас заполнить анкету. Все сведения полученные от Вас будут использованы исключительно с научной целью и будут применены при статистической обработки данных. Подписывать анкету не обязательно, т.к. она является анонимной.

Анкета фармацевта

1)Ваш пол:

1. мужчина;

2. женщина

2) Ваш возраст (лет):

1. 18 — 25 лет

2. 26 — 35 лет

3. 36 — 45 лет

4. 46 — 55 лет

5. 56 — 65 лет

6. 66 — 75 лет

7. 75 лет и старше.

3) Ваше семейное положение:

1.состою в браке

2. не женат (не замужем)

4) Оцените уровень Вашего образования:

1. Высшее (в т.ч. два высших образования)

2. Среднее специальное (и незаконченное высшее)

3. Ученая степень.

5) Оцените ежемесячный уровень Вашего дохода:

1. от 30 000 р. и более

2. от 20000 до 30000 р.

3. от 15000 — 20 000р.

4. от 10001 — 15000 р. — 16%

5. от 5 001 — 10 000 р. — 13%

6. до 5000 р. — 11%

6) Оцените Ваше взаимодействие с медицинскими представителями фармацевтических компаний. (возможно несколько вариантов ответов)

1. положительное отношение

2. отрицательное отношение

3. стараюсь учитывать полученную от них информацию при консультации покупателей

4. не учитываю полученную от них информацию при консультации покупателей

7) Какому источнику информации Вы доверяет при получении фармацевтической информации?

1. интернет- источники

2. медицинские представители

3. научнная литература

4. СМИ, рекламные проспекты

8) Является ли реклама лекарственного перпарата достоверным источником информации?

1. да

2. нет

9) При выборе лекарственного препарата Вы:

1. попадаете под влияние рекламы

2. реклама не влияет на выбор лекарственного препарата

10) Стараетесь ли Вы убедиться в достоверности получаемой фармацевтической информации (в т.ч. полученной от мед. представителей, из рекламы и др.)

1. да

2. нет

3. иногда

4. затрудняюсь ответить

11) Оцените влияние факторов на предложение лекарственного препарата покупателю (по шкале от 1 до 5):

1.Цена

2.Эффективность

3.Безопасность

4.Известность

5.Удобство применения

Размещено на