Виды социально-психологического тренинга

Понятие социально-психологического тренинга

Понятие «тренинг» в современной научно-методической лите­ратуре имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока еще нет.

Тренингпредставляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в об­щении (Психологический словарь, 1990).

Определяют его и как метод социально-психологи ч ее кой подготов­ки, развития личности, как комплекс активных групповых мето­дов и процесс преобразующего воздействия на личность, а также форму групповой коррекции коммуникативного действия челове­ка, эффективного конструирования самоактуализирующейся, само­адаптирующейся личности.

Специфическими чертами тренинга являются:

построение рабо­ты на ряде специфичных принципов; нацеленность на психологическую помощь членам группы;

наличие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренинга;

акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принци­пами тренинга;

использование активных методов работы; объекти­визация субъективных чувств участников;

психологический ком­форт на занятиях.

Рассматривая тренинг как метод психологической коррекции, его можно представить как тренировку, упражнение, результатом которого становится система умений и навыков эффективного по­ведения, необходимого личности для взаимодействия с другими людьми.

 

Виды социально-психологического тренинга

Большинство зарубежных тренингов классифицируются по принципами общения:

перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе.

 

По содержанию задач, реша­емых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская):

1) ориентированные на раз­витие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в це­лом.

Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.

17 стр., 8405 слов

Тренинг педагогического общения 2

... контроля, № семестров) Входной: тестирование рубежный: по разделу 1. «Общение как межличностное взаимодействие», по разделу 2. «Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности» – тестирование, по разделу ...

Перцептивный (коммуникативный) тренингпредполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения.

Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представле­ния о людях, заставляет искать пути самосовершенствования.

В хо­де этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и по­ступки воспринимаются со стороны. О

снову составляет организа­ция намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «ин­дивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».

Социально-психологический тренинг поведения(М. Форверг) на­правлен на изучение социального поведения через отношение че­ловека к окружающему миру и самому себе.

Цели тренинга заклю­чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз­витии навыков саморегуляции.

Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективи­рованном.

Тренинг позволяет создать условия для такого объекти­вирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражаю­щихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расши­рении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.

Когнитивный тренинг (мыслетренинг)направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по­этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд­ностей. Он основан на признании решающей роли знания чело­века о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная кар­та образа собственного «Я», которая становится регулятором само­программирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програмзироватъ поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как осо­бая чувствительность, способствующая формированию социально­го интеллекта.

Тренинг личностного ростапредполагает совершенствование лич­ности с помощью формирования умений самоанализа, самопо­знания.

Гештальт-тренингнаправлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.

Тренинг трансактного анализапризван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.

Тренинг индивидуального стиля.Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуаль­ного стиля в условиях межличностного общения, отработка навы­ков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.

Тренинг социализации личностипредставляет собой разновид­ность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возмож­ностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жиз­ни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помо­щью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедея­тельности и решить затруднительные ситуации.

4 стр., 1541 слов

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов ...

... действия 4) комплексы 5) акцентуации   Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1) Фаза I Активация. 2) Фаза ... 2)сангвинику 3)флегматику 4) меланхолику 2. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: 1) интровертированного 2) экстравертированного 3) интропунитивного 3. ...

 

Групповая форма работы

Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает группо­вую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделиро­вать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать раз­личные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга.

 

Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элемен­тов.

 

Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему.

Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет са­мому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают вос­приятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезента­ции, демонстрируют разные модели поведения.

Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он пока­зывает свою личность с помощью общих знаний и тех составля­ющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.

Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.

Экспериментирование — третий важный элемент обучения, ос­нованный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя бо­лее уверенно в реальной ситуации.

Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными; нуж­ны доверие, внимание, активность участников группового процес­са. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание про­цедуре подбора участников тренинга.

Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмо­циональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению вы­сока.

Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава, В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, умень­шается время для индивидуального выступления каждого участни­ка, утомительно выслушивать, запоминать большое количество вы­сказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.

10 стр., 4802 слов

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 3

... всего общества; формирование и развитие двигательных навыков и умений. В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями люди овладевают новыми двигательными действиями и совершенствуют ранее приобретённые. Данная задача ...

Успешность функционирования группы определяется и степе­нью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение меж­ду официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защи­щают права члена группы, являются стандартом поведения.

Групповая динамика

Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).

Подготовка условий для работы с группой

Помещение. Для создания комфортной обстановки во время за­нятия следует учесть следующие требования к помещению, в ко­тором будет проводиться тренинг: удобная мебель, изолирован­ность, в комнате должна быть возможность создать замкнутое пространство из столов и стульев и необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнооб­разными предметами.

Средства обучения. Технические средства: аудио- и видеозапи­си, видеомагнитофон и видеокамера. Учебно-методические средст­ва: различные опорные схемы, отражающие содержание занятий, планшеты, бумага, разнообразные распечатки, фломастеры, цвет­ные мелки, карандаши.

Участники. План подготовки заключается в следующем:

1. Ведущий определяет круг вопросов, на которые ему надо ответить: что это будет за группа? Каковы ее цели? В чем будут проявляться основные функции ведущего при работе с данной группой?

2. Ведущий планирует, с чего он начнет общение с группой:

— способы установления контакта;

— определение целей тренинга в целом, конкретных занятий;

— фиксирование правил и норм. Он может написать для уча­стников своеобразную памятку, в которой будут указаны права и обязанности участников;

— составляет список литературы, полезной участникам для ра­боты в тренинге.

3. Если требуется, ведущий должен продумать способы отбора участников для работы в тренинге.

Методика занятия

Сценарий любого занятия предполагает некоторый алгоритм. В нем есть вступление, описание ситуаций общения, их модели­рование в виде игры или упражнения, создаются установки на ана­лиз участниками собственного поведения, проводится рефлексия результатов и, наконец, осуществляется обратная связь в виде под­ведения итогов, резюмирования.

Начало занятия.Предваряет занятие так называемая увертюра, выполняющая роль введения участников в тренинг, создающая оп­ределенный настрой на занятие, формирующая мотивационную го­товность к осуществлению целей, содержания тренинга, задающая динамику занятия. Для этого используются специальные приемы, позволяющие настроиться на игровую атмосферу тренинга: психо­техники; детские подвижные игры, вызывающие резонанс детских воспоминаний и чувств; игры-разминки типа «Знакомства», помо­гающие наладить позитивный контакт, разнообразные варианты приветствия.

Одним из моментов начала занятия является фокусирован не­внимания участников на мотивах присутствия, чувствах, осознанности восприятия заданий. Важно провести ниточку от занятия к занятию. Реализуются эти задачи в «Круговой процедуре», когда каждому дается немного времени для высказываний. Эта техника позволяет выполнить еще одну важную задачу: участник получает ощущение того, чего хотят от него другие. Здесь следует учесть временные рамки выступления, дабы не затянуть процедуру и дать возможность высказаться всем. Ведущий не вмешивается в про­цесс, но, чтобы его как-то регламентировать, можно предложить участникам следующие вопросы и задания:

10 стр., 4869 слов

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга

... занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе ... слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Упражнение “Дождик” Цель: сплочение группы. Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим. ...

— Чего вы больше всего хотите от сегодняшнего занятия?

— Пусть каждый по очереди закончит предложение: «В насто­ящий момент я осознаю, что…»

— Закройте глаза. Подумайте, чего вы хотите и что готовы сде­лать для достижения своих целей.

— Если бы ваш лучший друг представлял вас этой группе, то что бы он сказал?

— Чем, по-вашему, это занятие должно отличаться от преды­дущего?

— Размышляли ли вы о том, что говорили на прошлом за­нятии?

— О чем вы подумали, готовясь сегодня идти в группу?

— Что вам хочется изменить, когда вы думаете о группе и о том, как вы в ней себя чувствуете?

На начальном этапе происходит также ознакомление участни­ков с целями данного занятия, актуализируется проблема, которая должна быть рассмотрена.

Основная часть.Содержание тренинга составляют специально подобранные упражнения, каждое из которых и все вместе реали­зуют цели конкретного тренингового занятия.

Различают три группы упражнений (Б. Д. Парыгин):

1. «Сухие упражнения» (по аналогии с сухим плаванием).

Это разучивание приема под контролем ведущего и всей группы — «вот так надо делать».

2. «Полусухие упражнения». Закрепление происходит путем ди­алогов, т. е. упражнений в тройках, парах, но без видеофиксации.

3. «Мокрые упражнения» (видеоупражнения) проигрываются в форме группового диалога с видеофиксацией и последующим груп­повым анализом и обсуждением их успешности. Дается оценка. В последовательности предъявления упражнений следует идти от простого к сложному. Нецелесообразно предлагать «полусухие уп­ражнения», не освоив «сухие».

При разработке упражнения, во-первых, происходит выдвиже­ние общей идеи и проектирование ее предметного содержания, ре­ализующего основное назначение и функциональные задачи уп­ражнения; во-вторых, продумывается процедура воплощения: общая структура, схема инструктивного управления, техническое и инвентарное сопровождение; в-третьих, определяются методы, реализу­ющие упражнение на практическом занятии. Также выделяются об­щие характеристики и структура, место упражнения в общей про-I рамме тренинга или теме занятия, функциональная направленность ведущего при реализации упражнений.

В разработке упражнения важна его оптимальная функциональ­ная ориентация. Она реализуется через (Л. А. Петровская):

1) демонстрацию, т. е. ориентирование на фиксацию в созна­нии участников какого-либо факта поведения, результата взаимо­действия;

26 стр., 12742 слов

Тренинг Личностного роста для подростков

... количество участников тренинга 10 – 15 человек с повышенным уровнем тревожности и с заниженной самооценкой. Программа тренинга № занятия Тема Время на занятие Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения ... 1.Сформировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. 1.Ритуал приветствия 2.Общение 3.Репортер 4.Пишущая машинка 5.Сиамские близнецы 6.Рефлексия ...

2) дидактическое упражнение, которое направлено на формиро­вание у участников определенной когнитивной схемы, необходи­мой на последующих этапах тренинга;

3) мотивирование, цель которого — активизировать у участни­ков индивидуальную мотивацию на обучение;

4) проблематизацию, т. е. направленность на вскрытие пробле­мы каждого участника или ведущего группы;

5) феноменологию, которая предусматривает определение приро­ды какого-либо психологического механизма диалогического груп­пового взаимодействия;

6) тренаж, т. е. выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка;

7) синтез — реализацию участниками усвоенных знаний и от­работанных целей;

8) личностную психокоррекцию, которая направлена на измене­ние определенной личностной особенности;

9) психодинамику, т. е. поддержание групповой атмосферы;

10) предметное содержание — явления и события, поведенче­ский рисунок, которые определенным образом моделируются в ло­гике программы;

11) групподинамический эффект, выраженный в последствиях от проведения упражнения;

12) рамки вариаций упражнения, которые определяются знани­ем потенциальных возможностей упражнения, обусловленных его содержанием.

Условия реализации упражнения выражаются в решении про­тиворечия: с одной стороны, вся программа тренинга призвана обеспечить создание системы ситуаций воздействия, всякое изме­нение в которой в виде вычленения, замены элементов заметно сказывается на эффективности всей ситуации взаимодействия; с другой — при конкретном заказе приходится через использование упражнений частично модифицировать программу, адаптируя ее к контингенту обучаемых, условиям, особенностям тренинга, дина­мике группового процесса.

Ведущий составляет план упражнения. Ключевые моменты по­следнего такие:

1. Во время тренинга упражнения предлагаются участникам на четырех уровнях: для всей группы; по подгруппам; интерперсональное упражнение в рамках группы, когда есть распределение ролей, в частности «наблюдателя»; интраперсональное — индивидуальное.

2. Выделяется цель упражнения, как явная, так и скрытая. Для того чтобы подтвердить цель, следует понаблюдать за участника­ми, определить, сколько человек будут участвовать в упражнении, какие роли они сыграют, что будут делать.

3. Основу занятия составляют экспериментальные упражнения, в которых четко определена последовательность действий, выделе­ны возможности проведения интенсивной творческой дискуссии, продуманы моменты для создания хорошего настроя на обучение.

4. Необходимо обозначить отдельные шаги и действия в реа­лизации упражнения. При его подготовке следует акцентировать внимание на возможных проблемах, которые могут возникнуть в ходе реализации упражнения.

5. Каждый вид упражнения обсуждается группой. Это проис­ходит в форме групповой дискуссии. Ведущий следит за тем, что­бы каждый участник был активен.

6. План упражнения должен соответствовать плану занятий.

Важной методической основой реализации упражнения являет­ся анализ. Анализ упражнения, или стадия «дебрифинга», основан на выражении эмоций по поводу выполненного задания. Человеку нужна определенная смелость, чтобы высказаться в присутствии других о своем опыте, о себе. Участникам предлагается завершить работу в упражнении оценкой ее результатов.

13 стр., 6446 слов

Упражнение как подготовка к этюду. Тренинг творческой психотехники

... Только на постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью» (второй раздел системы).  «…тренинг актерской психотехники включает в себя индивидуальные упражнения «на память физических ... - писал он, - тогда вы сможете стать великими артистами», ибо все упражнения актерского тренинга носят игровой характер, свойственный играм детей (в том числе и с воображаемыми ...

Они говорят по очереди о том, что им меньше/больше всего понравилось делать; о трех любых навыках, полученных в ходе уп­ражнения.

Окончание занятия.Каждое занятие заканчивается анализом и групповым обсуждением проделанной работы. Это важная часть каж­дой встречи. Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Счи­таете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?», «Скажите кратко о том, чего вы не сказали в течение занятия», «Как бы вам хотелось измениться к следующему занятию?». Личное участие каж­дого в работе группы важно подчеркнуть, для этого в конце дня можно выполнить такое задание: «Скажи соседям справа и слева, что им помогает в работе».

По мере накопления опыта обсуждений формируется группо­вой опыт и стиль анализа, тренируется групповой механизм при­нятия решений. Имеет смысл выслушать всех участников. Веду­щий тоже делится своими чувствами. В ходе постоянной работы по анализу занятия иногда выделяется «главный аналитик груп­пы», который помогает быстрее усваивать программный материал. Но его чрезмерная активность может подавлять инициативу дру­гих членов группы, поэтому таких людей следует контролировать. Если «аналитик» давит своей инициативой, ведущий «сбивает» его вопросом «А кто думает иначе?» или «Что можно добавить?». Сушествует несколько вариантов последовательности обсуждения за­нятия. Вот один из них.

Схема обсуждения занятия

1. Дать высказаться каждому.

2. Отметить общие положительные достижения.

3. Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.

4. Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без не рсонификации).

5. Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.

6. Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.

7. Подчеркнуть, что эти упражнения завтра нужно выполнять еще лучше.

8. Сказать о своих чувствах.

Анализ занятия можно осуществить с помощью просмотра ви­деозаписи. Здесь подчеркиваются возможности использования тех пли иных приемов. Видеозапись обеспечивает приобретение уча­стниками положительного опыта узнавания и использования при­емов слушания, их тренировку в жизни.

Рефлексия происходящего в группе осуществляется ведущим и участниками в ходе ответов на вопросы: «Какой цели я хочу достичь?», «Почему я хочу достичь этой цели?», «Какими средст-иами я собираюсь ее достичь?», «Расскажите, если такие случаи были, о формах вашего уклонения от работы и о том, как вы готовы поступить в следующий раз», «Что вам хотелось бы изме­нить в своем поведении в следующий раз?». Эти вопросы позво­ляют сфокусировать внимание на направлении развития отноше­ния участников к ведущему, другим, самому себе, групповому процессу.