Тренинг педагогического общения 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050703.65 – «Дошкольная

педагогика и психология»

Пермь

пгпу

2008

УДК

ББК

Р е ц е н з е н т :

кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета

Л.В. Коломийченко

Автор-составитель: канд. псих. наук доц. О.В. Прозументик

Тренинг педагогического общения : учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост.О.В. Прозументик ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 33 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Тренинг педагогического общения» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов, экзаменационные вопросы по курсу, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам.

Адресовано студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

УДК

ББК

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Прозументик О.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………

4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины …………………………………

4

  1. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……………

4

  1. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля..

6

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………

6

  1. Распределение часов по темам и видам учебной работы .

6

  1. Содержание курса .

8

  1. Темы практических и семинарских занятий………………………..

10

  1. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению ..

15

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…….

15

  1. Список литературы…………………………………………………

15

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………

17

7.3. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы……………………………….

17

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестации……………………………………………

31

Примерные вопросы для подготовки к письменному опросу

31

Примерные вопросы для подготовки к тестированию……………

32

Задание к зачету…………………………………………………………………………….

32

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Тренинг педагогического общения» относится к дисциплинам предметной подготовки будущего специалиста. Область профессиональной деятельности выпускника – среднее профессиональное педагогическое образование. Изучение данной дисциплины напрямую связано с получаемой выпускником квалификацией – преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в учреждении среднего профессионального образования).

Овладение педагогическим общением, как в теоретическом, так и практическом аспектах является составной частью педагогической культуры будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии.

Цель изучения курса «Тренинг педагогического общения» – расширение социально-психологической и коммуникативной компетентности будущих преподавателей педагогического училища, колледжа.

Задачи изучения курса:

– расширить представления об особенностях профессионально педагогического общения преподавателя педагогического училища и колледжа;

– способствовать развитию интереса и стремления к глубокому изучению механизмов и способов педагогического общения;

– способствовать развитию позитивной направленности на студента педагогического колледжа в различных ситуациях взаимодействия и общения с ним;

– способствовать овладению умениями эффективной профессиональной коммуникации со студентами педагогического училища и колледжа, коллегами;

– воспитывать эмоционально-положительное отношение к преподавательской деятельности.

2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Курс «Тренинг педагогического общения» предполагает наличие у студентов представлений и знаний в области общей педагогики, социальной психологии, педагогической психологии.

«Тренинг педагогического общения» как дисциплина предметного цикла имеет тесные и непосредственные межпредметные связи сопутствующего характера с учебными курсами данного цикла, к которым относятся «Основы педагогического мастерства», «Технологии профессионального образования», «Педагогика среднего профессионального образования». В совокупности с данными дисциплинами обеспечивается формирование у студентов профессиональных знаний умений и навыков, соответствующих присваиваемой квалификации – преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:

об общении как процессе установления и развития контактов;

о коммуникации как акте общения;

о разнообразии тренинговых программ

знать:

сущность, назначение, характеристику психологического тренинга и социально-психологического тренинга как его разновидности;

виды социально-психологического тренинга, их структуру и содержание;

особенности тренинговой группы;

специфику управления тренинговой группой и роли руководителя тренинга;

методы и формы работы в тренинговой группе;

методику подготовки, проведения тренингнового занятия;

приемы и способы эффективной коммуникации со студентами в различных ситуациях педагогического взаимодействия

уметь:

оценивать собственную коммуникативную компетентность, определять проблемные области и находить пути профессионального развития в его коммуникативной составляющей;

анализировать методические разработки (сценарии тренингового занятия);

применять полученные знания для проектирования средств и способов эффективного педагогического общения со студентами педагогического училища и колледжа

приобрести навыки:

отбора дидактического материала для моделирования, проектирования и конструирования тренингового занятия;

разработки методических материалов для проведения тренинга педагогического общения, ориентированного на подготовку воспитателя детей дошкольного возраста к эффективной профессиональной коммуникации

владеть, иметь опыт:

способами профессиональной рефлексии;

участия в тренинговой программе.

Студенты должны освоить следующие знания и умения:

1. Понимать роль общения в педагогическом процессе.

2. Знать основные приемы и техники педагогического общения.

3. Овладеть практическими умениями и навыками, обеспечивающие полноту педагогического взаимодействия.

Извлечение из ГОС ВПО по специальности «Педагогика среднего профессионального образования»

Общение как процесс установления и развития контактов между людь­ми: структура, предпосылки, стили, уровни и стороны общения, типы собеседников. Коммуникация как акт общения: коммуникативные зна­ния, умения, навыки, компетентность личности, фазы коммуникации, коммуникативный стиль, толерантность личности. Социально-психологический тренинг как метод активного социального обучения и форма повышения профессиональной коммуникативной компетентности личности; виды тренингов: организация, содержание, формы, методы работы в тренинге. Участники тренинговых групп как субъекты активного общения. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации: задачи и содержание работы, требования к руководителю, характер его работы. Организация тренинга коммуникативных умений и профессионально–педагогического общения. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контин­гентом участников.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-

заочная

Заочная

Номера семестров

8,9

8

Аудиторные занятия:

45

лекции

4

практические и семинарские занятия

45

6

лабораторные работы (лабораторный практикум)

самостоятельная работа

45

80

Всего часов на дисциплину

90

90

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

Входной:

тестирование

рубежный: по разделу 1. «Общение как межличностное взаимодействие», по разделу 2. «Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности» – тестирование, по разделу Раздел 3. «Тренинг коммуникативных умений», Разделу 4. Тренинг профессионально-педагогического общения — выполнение практической работы

Курсовая работа

(№ семестра)

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров

Зачет – 9

Зачет – 8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Общение как межличностное взаимодействие

Тема 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

4

4

Тема 2. Коммуникация как акт общения

4

4

Раздел 2. Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности

Тема 3. Характеристика социально-психологического тренинга

4

4

Тема 4. Методика построения и проведение тренингового занятия

4

4

Раздел 3. Тренинг коммуникативных умений

Тема 5. Готовы ли мы к общению

2

2

Тема 6. Как я совершенствую свои коммуникативные навыки

2

2

Тема 7. Искусство слушать

2

2

Тема. 8. Я и моё восприятие человека

2

2

Тема 9. Общение окончено, общение продолжается

2

2

Раздел 4. Тренинг профессионально-педагогического общения

Тема 10. Коммуникативная подготовка преподавателя

2

2

Тема 11. Как вести себя во время публичного выступления

2

2

Тема 12. Диалоговое взаимодействие

2

2

Тема 13. Игры, в которые играют с нами студенты

2

1

Тема 14. Невербальное поведение педагога

2

2

Тема 15. Выразительность речи педагога

2

2

Тема 16. Стили педагогического общения

2

2

Тема 17. Творческая лаборатория преподавателя: методические рекомендации преподавателю по организации эффективной коммуникации.

3

6

ИТОГО

90

45

45

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Общение как межличностное взаимодействие

Тема 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

1

2

Тема 2. Коммуникация как акт общения

1

2

Раздел 2. Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности

Тема 3. Характеристика социально-психологического тренинга

1

2

Тема 4. Методика построения и проведение тренингового занятия

1

2

Раздел 3. Тренинг коммуникативных умений

Тема 5. Готовы ли мы к общению

0,5

4

Тема 6. Как я совершенствую свои коммуникативные навыки

0,5

4

Тема 7. Искусство слушать

0,5

4

Тема. 8. Я и моё восприятие человека

0,5

4

Тема 9. Общение окончено, общение продолжается

0,5

4

Раздел 4. Тренинг профессионально–педагогического общения

Тема 10. Коммуникативная подготовка преподавателя

0,5

6

Тема 11. Как вести себя во время публичного выступления

0,5

6

Тема 12. Диалоговое взаимодействие

0,5

6

Тема 13. Игры, в которые играют с нами студенты

0,5

4

Тема 14. Невербальное поведение педагога

0,5

6

Тема 15. Выразительность речи педагога

0,5

6

Тема 16. Стили педагогического общения

0,5

6

Тема 17. Творческая лаборатория преподавателя: методические рекомендации преподавателю по организации эффективной коммуникации.

12

ИТОГО

90

4

6

80

4. Содержание курса

Программа курса «Тренинг педагогического общения».

Раздел 1. Общение как межличностное взаимодействие

Тема 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людь­ми. Понятие и виды общения. Структура, предпосылки, стили, уровни и стороны общения, типы собеседников. Техники и приемы общения. Барьеры в общении и пути их преодоления.

Тема 2. Коммуникация как акт общения. Основные функции коммуникативного процесса: управленческая, информативная, эмотивная и фактическая. Классификация коммуникационных процессов и актов. Фазы коммуникации. Коммуникативные зна­ния, умения, навыки. Коммуникативная компетентность личности и её коммуникативный стиль. Толерантность личности.

Тема 3. Социально-психологический тренинг как метод активного социального обучения и форма повышения профессиональной коммуникативной компетентности личности. Социально-психологическая компетентность: понятие, состав, пути формирования. Социально-психологический тренинг: понятие, специфические черты и парадигмы тренинга. Классификация и основные виды, формы тренинговых групп.

Организация тренинга. Цели и задачи социально-психологического тренинга. Принципы организации занятий: принцип активности, принцип исследовательской позиции, принцип объективации поведения, принцип партнерского общения. Содержание, формы и методы работы в тренинге.

Т–группа: понятие, история возникновения и развития, цели, характерные черты, стадии развития тренинговой группы, условия формирования группы высокого уровня развития.

Участники тренинговых групп как субъекты активного общения. Основной контингент участников: количественный и качественный состав. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации. Задачи и содержание работы ведущего. Требования к ведущему. Стили руководства ведущего. Подготовка ведущих тренинговых групп.

Тема 4. Развитие профессионального педагогического самосознания и общения в тренинговой группе. Организационные аспекты комплектования групп и проведения тренинговых занятий с представителями педагогической профессии. Специфика целей и задач, содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания и педагогического общения. Сценарии тренинговых занятий. Игровые процедуры на тренинговых занятиях.

5. Темы практических и семинарских занятий Форма обучения очная (заочная)

Раздел 1. Общение как межличностное взаимодействие

Семинар 1.

Тема: Общение как процесс установления и развития контактов между людь­ми.

Задачи изучения темы:

  1. Актуализировать опорные знания из курса «Социальной психологии» об общении как социально-психологическом феномене.
  2. Выявить прикладное значение данных знаний в деятельности педагога, преподавателя педагогического училища и колледжа.
  3. Учиться создавать план реферата и подбирать литературу к реферату; использовать материалы реферата для обсуждения в ходе занятия.

Форма проведения занятия: собеседование по вопросам 1-3 и 5, обсуждение материалов реферата.

Вопросы к теме:

  1. Понятие, функции, виды и формы общения.
  2. Структура, предпосылки, уровни, стороны, стили общения, типы собеседников.
  3. Техники и приемы общения. Технологии эффективного общения.
  4. Конфликт в социальной психологии и педагогической психологии (реферат).
  5. Барьеры в общении и пути их преодоления.

Форма отчета: ответы на вопросы (1-3 и 5), примеры из собственного опыта общения (по вопросу 5), реферат (по вопросу 4).

Примечание.

Литература

Основная

Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 1996.– С. 69-117.

Андриенко Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко.– М., 2000.– С. 203-215.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Часть 1 / Н. И. Шевандрин.– М., 1995.– С. 98-134.

Дополнительная

Немов Р.С. Психология. Книга 1 / Р. С. Немов.– М, 2000.– С. 516-522.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 9-40.

И др. по выбору студента.

Семинар 2.

Тема:Коммуникация как акт общения

Форма проведения занятия: собеседование по вопросам.

Задачи изучения темы:

  1. Актуализировать опорные знания из курса «Социальной психологии» о коммуникативном взаимодействии.
  2. Определить прикладное значение данных знаний в деятельности педагога, преподавателя педагогического училища и колледжа.
  3. Учиться привлекать собственный опыт коммуникативного взаимодействия для осознанного и активного освоения данной темы.

Вопросы к теме:

  1. Коммуникация (коммуникативное взаимодействие): понятие, виды, фазы.
  2. Коммуникативная компетентность личности: понятие, структура, содержание. Коммуникативный стиль.
  3. Стратегии психологической и этической защиты личности в общении.

Форма отчета:ответы на вопросы, примеры из собственного опыта общения (по вопросу 2, 3).

Литература

Основная

Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 1996.– С. 69-117.

Андриенко Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко.– М., 2000.– С. 203-215.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 54-71.

Дополнительная

По выбору студента.

Семинар 3.

Тема:Социально-психологический тренинг в психологической практике и в практике подготовки специалистов к эффективной профессиональной коммуникации

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть: сущность психологического тренинга и социально–психологического тренинга как его вида.
  2. Охарактеризовать виды социально-психологического тренинга.
  3. Учиться выделять сущностные характеристики тренинга педагогического общения на основе сравнительного анализа видов социально-психологического тренинга.

Форма проведения занятия: собеседование по вопросам.

Вопросы к теме

  1. Общее понятие о психологическом тренинге.
  2. Специфика социально-психологического тренинга.
  3. Виды социально-психологического тренинга.
  4. Тренинг педагогического общения как вид социально-психологического тренинга.
  5. Активное обучение при подготовке будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

Форма отчета: конспекты источников по вопросам темы, сравнительный анализ 3-х разных видов тренинга (Тренинг педагогического общения, 2 вида тренинга – на выбор).

Литература

Основная

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков.– М.: Ось-89, 2000.– С. 15-25.

2. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 74-80.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская.– М.: МГУ, 1989.

Дополнительная

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов.– Л., 1985.

Канн-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В. А. Кан-Калик.– М., 1990.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В. Клюева.– М., 2001.

Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А. А. Лобанов.– М., 2002.

Макшанов С.И. Психология тренинга / С. И. Макшанов.– СПб, 1993.

Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– М., 1990.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков.– М., 2001.

Рудерстам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудерстам.– М., 1993.

Семинар 4.

Тема: Методика построения и проведения тренингового занятия

Задачи изучения темы:

  1. Выделить особенности тренинговой группы и поведение ведущего тренинга.
  2. Раскрыть формы и методы работы в тренинге, технологию тренингового занятия.
  3. Учиться анализировать тренинговые программы.

Форма проведения занятия: собеседование по вопросам.

Вопросы к теме:

  1. Особенности тренинговой группы: состав групп, групповая динамика, принципы и правила групповой работы.
  2. Ведущий тренинга: роли и стили руководства группой.
  3. Формы и методы тренинговой работы.
  4. Тренинговая программа.
  5. Технология тренингового занятия: организация, проведение, анализ.

Форма отчета: конспекты источников по вопросам темы, заполненная таблица «Тренинговые программы»

Автор, название

Концептуальная база, вид тренинга

Цели программы

Источник

Примечание

Литература

Основная

1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 80-140.

2. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская.– М.: МГУ, 1989.

3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков.– М., 2001.

Дополнительная

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков.– М.: Ось-89, 2000.– С. 15-25.

2. Макшанов С.И. Психология тренинга / С. И. Макшанов.– СПб, 1993.

3. Рудерстам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудерстам.– М., 1993.

И др. по выбору студента (См. материалы картотеки литературы)

6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

1. Конфликт социальной психологии и педагогической психологии.

2. Конфликт в педагогической психологии.

Рекомендуется придерживаться следующей структуры реферата:

  1. Титульный лист должен содержать наименование высшего учебного заведения, факультета и кафедры, на которую предоставляется реферат, тему реферата, Ф.И.О., курс, номер группы студента, Ф.И.О. преподавателя.
  2. Содержание.
  3. Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной проблемы.
  4. В основной части реферата рекомендуется рассмотреть развитие теоретических представлений о проблеме, современное состояние изучения проблемы.
  5. Заключение должно содержать выводы, сделанные студентом на основе изучения материала по проблеме.
  6. Библиографический список оформляется в соответствии с существующими стандартами (с указанием автора, названия издания, года выпуска и издательского центра).

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Список литературы

Основная:

Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 1996.

Андриенко Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко.– М.: Академия, 2000.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков.– М.: Ось-89, 2000.– С. 15-25.

Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя / А. Б. Вескер.– М.: Педагогическое общество России, 2002.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологичес­кое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Зимняя.– М.: Логос, 2001.– С. 132–153.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик.– М.: Просвещение, 1987.

Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис.– М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева.– М.: Академия, 2006.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.

Макшанов С.И. Психология тренинга / С. И. Макшанов.– СПб.: Институт тренинга, 2001.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская.– М.: МГУ, 1989.– 216 с.

Петрусинский В.В. Игры для активного обучения / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова.– М.: Владос, 2007.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий / А. С. Прутченков.– М.: Новая школа, 1993.

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости / Е. М. Семенова.– М.: Институт психотерапии, 2005.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам.– М., 1993.– 368 с.

Кан-Калик В. А Грамматика общения / В. А. Кан-Калик.– М., 1995.

Курбатов И. Стратегия делового успеха / И. Курбатов.– Ростов н/Д, 1995.

Леонтьев А. А Педагогическое общение / А. А. Леонтьев.– М, 1996.

Дополнительная:

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова.– М.,1994.

Берн Э. Трансактный анализ в группе / Э. Берн.– М., 1994.

Большаков В.Ю Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков.– СПб., 1996.

Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов / И. В. Вачков // Школа здоровья.– 1995.– № 3.– С. 73-84.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий.– М.: Высшая школа, 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер.– М.: Сфера, 2005.

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко.– СПб.: Речь, 2001.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид.– М.: Генезис, 2001.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. М.: Академия, 2001.

Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.Е. Щурко­вой.– М.: Просвещение, 1997.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В. Клюева.– М., 2001.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина.– М.: Просвещение, 1994.

Немов Р.С. Психология. Книга 1 / Р. С. Немов.– М, 2000.– С. 516-522.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е. А. Петрова.– М.: Просвещение, 1998.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Петюков.– М.: Роспедагенство, 1997.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков.– М., 2001.

Психологический словарь / под ред. В. П.Зинченко, Б. Г.Ме­щерякова.– М., 1996.– 440 с.

Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной.– М., 1998.– 184 с.

Психология. Словарь / под общей ред. А. В.Петровского, М. Г.–Ярошевского.– М., 1990.

Столин В.В. Самосознание личности / В. В. Столин.– М.: МГУ, 1983.

Цукерман Г. А. Психология само­развития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров.– М., 1995.

Шерток Л. Рождение психоаналити­ка. От Месмера до Фрейда / Л. Шерток., Р. Соссюр.– М.: Прогресс, 1991.

Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова.– М., 1993.

Щуркова Н.Е. Педагогическая студия / Н. Е. Щуркова, О. П. Залекер.– М., 1993.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова.– М., 1998.

7.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины

Для изучения дисциплины необходимы: мультимедийная установка, телевизор, проигрыватель DVD, компьютерный класс.

Указанные средства используются в процессе проведения аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, прохождения текущего контроля.

В процессе самостоятельной работы студенты используют указанные средства в методическом кабинете, где имеются также кассеты и диски с видеозаданиями. Благодаря такой организации работы имеется возможность наглядной демонстрации специфики организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовательном учреждении. Студенты могут неоднократно возвращаться к просмотру материалов и выполнять задания в удобное для них время.

7.3. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

Изучение курса «Тренинг педагогического общения» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного и качественного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять при подготовке к семинарским, практическим занятиям по определенной теме, а также к зачету по дисциплине.

Задания, помеченные звездочкой (*), выполняются только студентами заочной формы обучения.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50% общего количества часов. Она ориентирована на более глубокое усвоению изучаемого курса, формирование разнообразных умений самостоятельной работы с литературой, ориентировать студентов на применение теоретических знаний при решении конкретных практических задач.

Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать учебный материал согласно рабочей программе учебного курса.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет).

Задания для самостоятельной работы студента

Примечание. Задания, помеченные звездочкой (*), рекомендованы для студентов заочной формы обучения.

Раздел 1. Общение как межличностное взаимодействие

Тема 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

*Задание. Проработайте учебный материал по вопросам 2-5, предложенным к данной теме (См. семинар 1).

Тема 2. Коммуникация как акт общения

*Задание. Проработайте учебный материал по вопросу 3, предложенному к данной теме (См. семинар 2).

Раздел 2. Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности

Тема 3. Характеристика социально-психологического тренинга

*Задание 1. Проработайте учебный материал по вопросу 5, предложенному к данной теме (См. семинар 3).

*Задание 2. «Профессиограмма ведущего тренинга».

Рекомендации. Познакомьтесь с материалом литературных источников, выделите качества, которыми необходимо обладать ведущему тренинга. Составьте список данных. Проранжируйте их (пропишите качества от наиболее важного до наименее значимого).

Задание 3. «Теория тренинга в литературных источниках».

По теме «Психологический тренинг. Социально-психологический тренинг как вид психологического тренинга» составьте картотеку литературы с аннотациями.

Форма отчета: требования к руководителю тренинга, картотека литературных источников.

Литература

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков.– М.:Ось-89, 2001.– С. 78-86.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 126-130.

И др. по выбору студента (см. материалы картотеки)

*Задание 4. «Групповая динамика Т-группы»

Рекомендации.

Познакомьтесь с теорией вопроса, выделите сущность, закономерности, этапы групповой динамики, характерной для Т-группы

Разработайте модель групповой динимики Т-группы

Подготовьтесь к обсуждению модели на занятии.

Форма отчета: модель групповой динимики Т-группы

Литература

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков.– М.:Ось-89, 2001.– С. 69-78.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С.88-93.

И др. по выбору студента (см. материалы картотеки)

Тема 4. Методика построения и проведение тренингового занятия

*Задание 1. Проработайте учебный материал по вопросам 3-5, предложенным к данной теме (См. семинар 4)

Задание 2. «Практика тренинговой работы в литературных источниках»

По теме «Методика построения и проведение тренингового занятия» составьте картотеку литературы с аннотациями. Подготовить презентацию источников группе.

Форма отчета: картотека литературных источников по теме, презентация литературы (варианты: традиционный текст, компьютерная презентация).

*Задание 3. «Методическая разработка тренингового занятия»

Проанализировать предложенную методическую разработку тренингововго занятия по следующему плану:

  1. Определить направленность целей занятия и покажите их связь с будущей профессиональной деятельностью.
  2. Выявить степень реализации целей тренингового занятия в его содержании.
  3. Выделить структурные элементы занятия и соотнести их с традиционной структурой тренингового занятия.
  4. Определить методы тренинговой работы, их целесообразность.
  5. Сформулировать предложения по совершенствованию данной разработки.

Форма отчета: анализ методической разработки тренингового занятия.

Литература:

Морева Н.А. «Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» / Н. А. Морева // Дошкольное воспитание.– 2002.– № 10.

*Задание 4. «Сценарий тренингового занятия»

Разработать сценарий тренингового занятия для подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста к эффективной профессиональной коммуникации.

Форма отчета: сценарий тренингового занятия для подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста к эффективной профессиональной коммуникации.

Рекомендации к разработке сценария тренингового занятия см. в источнике: Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. М.: Просвещение, 2003. С.122–125.

*Задание 5. «Как подготовиться к тренинговому занятию?»

Составьте методические рекомендации для ведущего тренинга по вопросу «Как подготовиться к тренинговому занятию?»

Рекомендации.

Познакомьтесь с содержанием источников по данному вопросу. Сделайте выписки. Составьте алгоритм подготовки руководителя тренинга к занятиям. Подготовьтесь к обсуждению подготовленного материала.

Форма отчета: методические рекомендации для ведущего тренинга по вопросу «Как подготовиться к тренинговому занятию?»

Литература

Вачков И. Как подготовиться к тренингу / И. Вачков // Школьный психолог.– 2005., Октябрь.– № 19.– С. 19-23.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 111-140

*Задание 6. «Организация тренингового занятия»

Дополнить предложенные методические рекомендации для ведущего тренинга по вопросу «Как организовать тренинговое занятие?»

Рекомендации.

Познакомьтесь с содержанием источников по данному вопросу. Сделайте выписки. Дополните материал источников собственными рекомендациями по организации тренингового занятия. Подготовьтесь к обсуждению подготовленного материала.

Форма отчета: методические рекомендации для ведущего тренинга по вопросу «Как организовать тренинговое занятие?»

Литература

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков.– М.: Ось-89, 2000.– С. 99-103.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 122-125.

Раздел 3. Тренинг коммуникативных умений

Тема 5. Готовы ли мы к общению

*Задание 1. «К какому типу относятся мои собеседники»

1. Провести наблюдение за своими собеседниками в учебной аудитории, дома с целью определения типа собеседника (визуального, аудиального, кинестетического).

Сделать записи.

2. Подобрать литературных героев перечисленных выше типов. Записать примеры, оформить на отдельные карточки.

Задание 2. «Конкурс на лучшее оформление правил группы»

Предложить группе вариант(ы) оформления правил, утвержденных в качестве основных для тренинговых занятий. Поощряется творческий подход к их оформлению.

Форма отчета: записи наблюдений за собеседниками, список литературных героев по типам собеседников, вариант(ы) оформления правил работы в тренинговой группе.

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 28-34.

Тема 6. Как я совершенствую свои коммуникативные навыки

*Задание 1. «Оказываем знаки внимания собеседнику»

Продумать знаки внимания, которые можно будет оказать своему партнеру на следующем занятии. Это может быть поздравительная открытка, письмо, подарок или комплимент.

*Задание 2. «Оценка своей манеры слушать»

Цель: развитие и корректировка умения слушать.

Проанализировать ситуации, в которых у вас наиболее ярко проявлялись навыки активного слушателя.

Рекомендации. Для того, чтобы лучше осознать свое умение слушать, навыки, привычки, рекомендуем каждую неделю проводить анализ ситуаций общения, отвечая на такие вопросы:

1. Какие техники слушания были мною использованы?

2. Я их применял осознанно или, скорее, интуитивно?

3. Пытаюсь ли я анализировать прошедшую ситуацию общения?

4. Если я слушал лучше, чем раньше, то в чем это выразилось?

5. Замечают ли мои коллеги перемены в моих привычках слушать? Как они на это реагируют?

Форма отчета: аналитические заметки «Моя манера слушать»

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С.18-28.

Тема 7. Искусство слушать

*Задание 1. «Мои слушательские навыки»

На основе заполненного на занятии по данной теме «Опросника на эффективность общения» составить программу развития своих слушательских навыков.

План действий по результатам анализа полученных данных:

1. Какие действия вам бы хотелось изменить?

2. Выберите, над чем вам нужно поработать, чтобы стать активным слушателем в повседневном общении с другими людьми, в личной жизни, в профессиональной деятельности.

*Задание 2. Составить список слов, обозначающих чувства.

Форма отчета: программа развития собственных слушательских навыков, «эмоциональный словарь».

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С.18-34, 159-163 (опросник).

Тема 8. Я и моё восприятие человека

Задание 1. «Письмо-история»

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу коммуникативных умений.

Сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Рекомендации: выразите свое отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в далекой стране. Быть может, это будет печальная или, наоборот, очень веселая история со счастливым концом, история, в которой с героем произошли необычные, важные изменения, и т.п. При этом письмо можно писать от лица разных авторов и обращаясь к разным адресатам.

*Задание 2. «Анализ негативных эмоций»

Цель: осуществление самонаблюдения и самоанализа.

Задание: найти ответы на вопросы путем концентрации внимания на негативных эмоциях.

Рекомендации. Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, нередко важно понять причину своих негативных проявлений. Задать себе пять вопросов (в ситуации, когда испытываете негативные эмоции):

— Почему я так рассержен (обижен, напуган и т.д.)?

— Что я хочу изменить?

— Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

— В конечном счёте, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько их?

— В чем внутренний смысл данной ситуации для меня?

Форма отчета: письмо-история о чудесных превращениях, произошедших с его автором, аналитическая записка «Анализ моих негативных эмоций».

Тема 9. «Общение окончено, общение продолжается» (заключительное по блоку)

Задание 1. «Предлагаю…»

Предложить вариант содержания заключительного занятия по блоку «Тренинг коммуникативных умений».

*Задание 2. «Активность участника тренинговой группы»

Рекомендации

1. Ответьте на вопросы:

– Какой должна быть активность участника на тренинговом занятии и в ходе всей тренинговой программы?

– Чем это обусловлено?

– Как вы оцениваете степень своей активности в рамках первого блока практических занятий «Тренинг коммуникативных умений»?

– Что способствовало или мешало проявления вашей активности?

2. Выявите причины низкой активности участника Т-группы на занятии. Прокомментируйте их.

3. Разработайте рекомендации по обеспечению оптимальной активности участников тренинговой программы.

Форма отчета: рекомендации ведущему тренинга по обеспечению оптимальной активности участников тренинговой программы.

Литература

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид.– М.: Генезис, 2001.– С. 166-172.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. М.: Академия, 2001.– С. 183-189.

*Задание 3. «Технология активного слушания в подготовке будущего педагога»

Рекомендации.

Дайте описание технологии активного слушания.

Составьте текст для информирования (мини-лекции) студентов педагогического колледжа по вопросу «Технология активного слушания».

Определите роль и место данной информации в рамках подготовки будущих педагогов к эффективной профессиональной коммуникации.

Форма отчета:

  • вариант содержания заключительного занятия по блоку «Тренинг коммуникативных умений»;
  • рекомендации ведущему тренинга по обеспечению оптимальной активности участников тренинговой программы;
  • текст для информирования (мини-лекции) студентов педагогического колледжа по вопросу «Технология активного слушания».

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 18-28

Раздел 4. Тренинг профессионально-педагогического общения

Тема 10. Коммуникативная подготовка преподавателя

*Задание. «Как мне готовиться к публичному выступлению»

Цель: научиться тезисно выделять основные моменты, оформляя их в определенном алгоритме.

Рекомендаци. При составлении алгоритма обратите внимание на следующие моменты: последовательность выполнения действий, акцент на идею того или иного тезиса, краткость в изложении и небольшой объем материала.

Форма отчета: алгоритм подготовки к публичному выступлению.

Литература:

Кан-Калик В.А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик.– М.: Просвещение, 1995.

Леонтьев А. А Педагогическое общение / А. А. Леонтьев.– М.: Просвещение 1996.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 186-194.

Тема 11. Как вести себя во время публичного выступления

*Задание 1. «Подбор упражнений и составление программ для саморегуляции»

Цель: снятие барьеров нерешительности, страха, напряжения перед публичным выступлением с учетом индивидуальных особенностей организма и психического состояния преподавателя.

Рекомендации: саморегуляция позволяет профессионалу создать необходимое настроение для самого себя в моменты ответственных выступлений перед аудиторией. Подберите упражнения, способствующие мобилизации вашего внутреннего самочувствия.

Продумайте программу саморегуляции своего психофизиологического состояния.

Форма отчета: программа психофизической саморегуляции перед выступлением.

Литература

Кан-Калик В.А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик.– М.: Просвещение, 1995.

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит.– СПб, 2001.

Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан.– М, 1997.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис.– М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.

*Задание 2. «Темы для дискуссии»

Цель: овладение приемами моделирования учебных занятий.

  1. Продумать темы предстоящей дискуссии.
  2. Подобрать литературу.
  3. Подготовиться к обсуждению материала на занятии по теме «Диалоговое взаимодействие».

Рекомендации: тема дискуссии должна быть интересной, касающейся проблем воспитания и обучения (желательно учащейся молодежи).

В теме выделены вопросы для обсуждения. По теме должно быть представлено не менее трех источников научно-методической литературы, публицистической, периодической печати. Заявленная тема может быть представлена наглядно в виде опорных схем, таблиц, видео- или аудиофрагментов.

Тема 12. Диалоговое взаимодействие

*Задание 1. Методическая разработка темы «Техника дискуссии»

Цель: овладение приемами составления методических разработок и сравнительная характеристика техники разных видов дискуссий.

Рекомендации: при составлении необходимо учесть следующее:

  • Методическая разработка представляет собой обобщение научного и практического опыта в определенной области педагогической деятельности.
  • В ней желательно представить собственные подходы автора к рассмотренной проблеме.
  • Предлагаемый вариант разработки не должен быть объемным (три– пять листов машинописного текста Формата А4).

За автором остается право конкретизации темы.

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 200-204.

И др. по выбору студента.

*Задание 2. «Типы литературных героев-манипуляторов»

Цель: овладение приемами отбора дидактического материала для работы на занятии.

Рекомендации: в художественной литературе представлен богатый материал, раскрывающий типы людей. Найти в художественных произведениях персонажей, в характеристике которых прослеживались типы манипуляторов. Оформить материал в таблицу

Тип манипулятора

Персонаж, литературное произведение

Характеристика поведения песонажа

Тема 13. Игры, в которые играют с нами студенты

*Задание 1. «Как рос во мне манипулятор»

Цель: самоанализ манипулятивных действий.

Проанализировать разнообразные жизненные позиции и выделить собственные приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс общения с другими людьми.

Рекомендации: для анализа вспомните несколько жизненных ситуаций (с детства по настоящее время), в которых бы прослеживались ваши манипулятивные действия. Опишите себя – манипулятора, акцентируя внимание на вопросах:

  1. Можете ли вы выделить собственную стратегию манипулятивных действи?
  2. Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств или намеренно?
  3. Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция?
  4. Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный манипулятор вы сами?
  5. Какой вывод вы можете сделать для себя, отрефлексировав воспоминания?

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 211-217.

И др. по выбору студента.

*Задание 2. «Банк жестов преподавателя», «Банк жестов студента».

Цель: учиться составлять отдельные фрагменты «Педагогического банка»

Рекомендации.

Сделайте отбор жестов преподавателя и студента на основе предложенных критериев:

1. Количество жестов.

2. Классификация жестов.

3. Функции каждой группы жестов.

4. Наиболее часто используемые группы жестов, отдельные жесты. Их целесообразность и адекватность использования.

*Задание 3. «Техника невербальной выразительности»

Рекомендации. Используя материалы выполнения предыдущего задания, разработайте «Советы преподавателю по технике невербальной выразительности». Познакомьтесь с комментариями к составлению «Советов…»

  1. Советы могут начинаться со слов «Помните», «Знайте», «Советуем запомнить».
  2. Невербальная выразительность предполагает сочетание жестов, мимики, позы, походки, расположения в пространстве преодавателя.
  3. Отразите существование связи между эмоциональной окрашенностью речи и невербальными средствами общения.
  4. На выразительность невербального поведения оказывает влияние неуверенность педагога в себе и недостаточная ориентация в содержании учебного материала.
  5. Невербальная выразительность достигается путем многократных специальных тренировок.

Литература для составления «Советов..»

Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001.– С. 121-148.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003. С. 225-229

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е. А. Петрова.– М.: Просвещение, 1998.

*Задание 4. Подготовка упражнения «Невербальное поведение педагога

на учебном занятии»

Цель: научиться отбирать различные невербальные средства общения (жестикуляции, мимики, позы) для использования на разных этапах проведения лекции: при сообщении цели – мотивации занятия, при изложении нового материала, при обобщении материала.

Рекомендации: напишите небольшой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цикла. При этом покажите, какие жесты будут использованы для передачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу предпочтительнее занять во время чтения лекции.

Форма отчета: анализ собственных манипулятивных действий, фрагмент информативной лекции с отражением приемов невербального поведения преподавателя, «Банк жестов преподавателя и студента», «Советы преподавателю по технике невербальной выразительности».

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 225-229.

И др. по выбору студента

Тема 14. Невербальное поведение педагога

*Задание 1. «Стили общения преподавателя со студентами» Памятка молодому преподавателю

Цель: отработка навыков в составлении памятки, систематизация и актуализация сведений по теме.

Рекомендации: при составлении памятки учтите, что основу ее должны составлять советы: краткие, лаконичные, последовательно вытекающие один из другого. Теоретический материал вы сможете найти в литературе:

Гейхман Л. И., Клейман С. К. Педагогическое общение / Л. И. Гейхман, С. К. Клейман.– Пермь, 1991.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик.–М., 1987.

Задание 2. *Сделайте аннотацию учебного пособия Е.А. Петровой «Жесты в педагогическом процессе». Используя материал данной книги, составьте небольшое выступление перед аудиторией студентов педагогического колледжа, воспитателями ДОУ, преподавателями колледжа по темам:

1. Жаргонные жесты подростков и юношества.

2. Способы формирования «языка жестов» у детей дошкольного возраста.

3. Жесты преподавателя как средство установления позитивного контакта со студентами (детьми дошкольного возраста).

Задание 3. Проведите наблюдение по теме «Зрительный контакт в повседневной жизни».

Цель: исследование особенностей установления зрительного контакта в повседневной жизни.

Рекомендации. Путем длительного наблюдения зафиксировать особенности проявления способов установления зрительного контакта в разных ситуациях педагогического общения.

В течение недели понаблюдайте за собой, другими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Постарайтесь определить, как люди пользуются одной из самых универсальных форм общения. Делайте постоянный записи.

Сконцентрируйте свое внимание на таких вопросах:

1. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт?

2. В каких ситуациях его избегают?

3. Какие виды зрительного контакта вам приходилось чаще всего наблюдать?

4. Как вы используйте зрительный контакт?

Формы отчета: памятка, аннотация, результаты наблюдения.

Тема 15. Стили педагогического общения

*Задание 1. Подбор диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей педагогического общения

Цель: определение механизмов организации педагогического общения на основе самоанализа.

Задание: подобрать тесты, опросники, анкеты для выяснения уровня сформированности коммуникативных умений и навыков педагога.

Рекомендации. Создайте свою педагогическую копилку диагностических методик (от 5 до 10), позволяющих вам корректировать и усовершенствовать свою систему межличностных отношений в ситуациях педагогического общения.

Литература

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик.–М., 1987.

Леонтьев А. А Педагогическое общение / А. А. Леонтьев.– М.: Просвещение 1996.

Задание 2. Подбор отрывков из любимых художественных произведений

Цель: тренировка интонационной выразительности и пауз в тексте.

Рекомендации. Отобрать фрагменты из наиболее понравившихся литературных произведений (любимое стихотворение, детскую сказку и т.д.).

Потренироваться в их выразительном воспроизведении, продумать расстановку логических, смысловых, психологических пауз, выразительно их прочитать, расставить паузы.

Форма отчета: педагогическую копилку диагностических методик «Стили педагогического общения», подготовленные фрагменты произведений для следующего занятия.

Тема 16. Выразительность речи педагога

*Задание 1. «Работаем над выразительностью речи преподавателя»

Цель: коррекция и закрепление навыков выразительности речи преподавателя.

Рекомендации. Подберите систему упражнений для тренировки выразительности речи в системе конкретной ситуации педагогического общения. Ваше профессиональное общение наверняка дает вам повод для совершенствования навыков выразительности речи. Продумайте, какой из ее аспектов вам надо улучшить. Быть может, это мелодия речи, ее скорость, паузы, громкость и отчетливость, звуковые проявления невербального характера. Поработайте с литературой и подберите в ней упражнения, устраняющие имеющиеся у вас недостатки.

*Задание 2. «Выстраиваем логику предстоящего общения»

Цель: построение модели коммуникативного поведения преподавателя на учебном занятии.

Рекомендации. Продумайте логику коммуникативного поведения преподавателя в рамках заданного конспекта учебного занятия, зафиксировать свою позицию в так называемом проекте. Форма его представления может быть самая разная. Ваша работа над домашним заданием будет протекать в два этапа.

1-й этап это подготовка конспекта учебного занятия. Здесь учтите следующие рекомендации:

1. При выстраивании тактики своего коммуникативного поведения не только исходите из педагогических целей, которые замыкают педагогическое общение на функциональных обязанностях преподавателя, но и сделайте акцент на реализацию принципа «от них», т. е. от студентов. Постарайтесь учесть их возможности, степень заинтересованности вашим предметом, а также микроклимат в конкретной учебной группе.

2. Не забудьте, что педагогическое общение должно использовать весь свой многофункциональный репертуар, т. е. реализовывать и задачи передачи информации, и организацию взаимоотношений, познание личности обучаемого, оказание определенного воздействия на студентов. Выделите приемы налаживания контакта на разных этапах учебного занятия.

3. Продумывая общение, акцентируйте свое внимание на том, какими способами вам надо поддерживать самостоятельность и чувство значимости ваших студентов: уберите схематизм, декларативность, которые являются воплощением общения «по вертикали», «сверху вниз».

4. Зафиксируйте для себя, за чем вам необходимо будет понаблюдать на предстоящем занятии: за деталями поведения отдельных студентов, за своими реакциями «понимающего», «директивного» взаимодействия, за выявлением так называемого общего психологического знаменателя учебной группы.

5. Обратите внимание на способы вовлечения студентов в контакт и на свою технологию активного слушателя, даже если у вас мало времени, а материал объемный.

6. Последите за словесными оборотами, которые представлены у вас в конспекте. Потренируйте их воспроизведение на предмет интонирования, скорости речи, логической последовательности высказываний, определений, тезисов, аргументов и фактов.

7. Постарайтесь найти для себя способы преодоления «внушаемых характеристик» учебной группы, отдельного студента. Быть может, следует записать, какие действия с вашей стороны помогут избежать этого во время контакта.

8. Зафиксируйте технические приемы мобилизации вашего творческого самочувствия перед общением с аудиторией.

2-й этап – составление проекта защиты собственной модели стратегии коммуникативного поведения. Важно учесть следующие аспекты: ясность позиции автора, время выступления (не более 3 мин), форму представления (тезисы, опорная схема, компьютерная версия), эстетичность оформления материала, краткость и доступность его воспроизведения.

Форма отчета: система упражнений для тренировки выразительности речи, проект защиты собственной модели стратегии коммуникативного поведения

Литература

Рекомендуется подобрать самостоятельно.

Тема 17. Творческая лаборатория преподавателей. Методические рекомендации: «Стратегия коммуникативного поведения со студентами на учебном занятии»

*Задание 1. «Технология разрешения конфликта в подготовке будущего педагога»

Рекомендации.

Дайте описание технологии разрешения конфликта в педагогической деятельности.

Составьте текст для информирования (мини-лекции) студентов педагогического колледжа по вопросу «Технология разрешения конфликта в педагогической деятельности».

Определите роль и место данной информации в рамках подготовки будущих педагогов к эффективной профессиональной коммуникации.

Литература

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003.– С. 40-53.

*Задание 2. «Программа тренинга для студентов колледжа» (к зачетному занятию)

Разработайте программу тренинга для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

Рекомендации.

Познакомьтесь с тренинговыми программами педагогического общения.

Выделите структуру и содержание тренинговой программы.

Сформулируйте цель, задачи, тематическое содержание предлагаемой вами программы (курса).

Определите количество часов, необходимых и достаточных для реализации данной программы.

Составьте учебно-тематический план курса. Сформулируёте рекомендации к его реализации.

Форма отчета: текст для информирования (мини-лекции) студентов педагогического колледжа по вопросу «Технология разрешения конфликта в педагогической деятельности», программа тренинга для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций

Изучение курса «Тренинг педагогического общения» предполагает проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль является обязательной формой аттестации достижений студентов в процессе изучения курса.

В процессе изучения курса используются все три формы текущего контроля:

  • входной контроль;
  • рубежный контроль;
  • контроль остаточных знаний.

Входной контроль проводится в начале изучения курса и предполагает проверку знаний в области общей педагогики, социальной психологии, педагогической психологии необходимых для изучения курса «Тренинг педагогического общения». Входной контроль проводится в форме тестирования.

Рубежный контроль проводится для всех студентов курса по мере изучения каждого из разделов программы. Рабочей программой курса предусмотрено проведение 3 мероприятий рубежного контроля в соответствии с разделами курса.

Рубежный контроль проводиться в следующих формах:

по разделу 1 «Общение как межличностное взаимодействие» в форме коллоквиума;

по разделу 2 «Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности» – в форме тестирования;

по разделам 3, 4 «Тренинг коммуникативных умений» и «Тренинг педагогического общения» – в форме отчетов по результатам самостоятельной работы студентов.

Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму по разделу 1. «Общение как межличностное взаимодействие»

  1. Сущность общения как социально-психологический феномен.
  2. Субъект – субъектный характер общения.
  3. Потребности в общении.
  4. Предпосылки общения.
  5. Значение установок на общение.
  6. Виды барьеров общения.
  7. Негативные реакции в общении.
  8. Характеристики активного слушателя.
  9. Фильтры, влияющие на процесс слушания.
  10. Характеристика уровней понимания партнерами друга друга.
  11. Уровни общения.
  12. Стороны общения, их характеристика.
  13. Стили общения.
  14. Межличностные отношения.
  15. Виды взаимодействия.
  16. Каналы восприятия.
  17. Ошибки восприятия.
  18. Сущность коммуникации как акта общения.
  19. Коммуникативная компетентность.
  20. Источники приобретения компетентности в общении.
  21. Характеристика коммуникативных стилей личности.

Примерные вопросы для подготовки к тестированию по разделу 2. «Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности»

Рекомендуется смотреть перечень вопросов к темам семинарских занятий по разделу.

Результаты всех трех мероприятий рубежного контроля учитываются при проведении промежуточной аттестации студентов.

Промежуточная аттестация студентов проходит в форме зачета по завершению изучения дисциплины.

Задание для подготовки к зачету

На зачете студентам предлагается выступить с результатами практического задания, что позволит студенту проявить уровень овладения теоретическими знаниями для решения профессиональных задач, связанных с моделированием дидактических элементов образовательного процесса в педагогическом училище и колледже.

Задание. Разработать макет тренинговой программы для работы со студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование» (цель программы: повышение компетентности в общении у будущего воспитателя детей дошкольного возраста).

Подготовиться к защите.

Форма работы: подгрупповая.

Методическое издание

Тренинг педагогического общения

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050703.65 – «Дошкольная

педагогика и психология»

Автор-составитель:

Прозументик Ольга Владимировна

Редактор О.В. Вязова

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 14.07.2008 г. Формат 60х90 1/16

Бумага ВХИ. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,2

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

4