Тематика программ психологического тренинга

Методические рекомендации по дисциплине

«Психологический тренинг в группах»

Преподаватель — Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – trifonova@ieml.ru

 

Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то сфера образования, производственная сфера, бизнес, армия, МВД, клиника, является проведение социально-психологических тренингов – современных активных методов обучения. Социально-психологический тренинг выступает методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Общей целью психологического тренинга выступает – повышение коммуникативной компетентности участников.

Дисциплины рассматривают теоретические вопросы психологии общения, основные принципы, механизмы, условия, специфику и методику проведения психологического тренинга с малой группой. Основной акцент сделан на практических занятиях, направленных на овладение необходимыми навыками ведения социально-психологического тренинга. Практические занятия ориентированы как на отработку конкретных психологических техник, так и на развитие навыков организации тренинговой работы.

Целью дисциплин является – формирование у студентов системы знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга с малыми группами, развитие коммуникативных навыков и профессиональных умений проведения тренинга.

Данная цель конкретизирована в учебных задачах, направленных на формирование и развитие у студентов следующих профессиональных знаний, умений и навыков:

· Знание сущности, принципов, условий, организации проведения социально-психологического тренинга;

· Знание групповых процессов, групповой динамики и специфических эффектов социально-психологического тренинга;

· Знание требований по организации времени и пространства для занятий – «среды общения»;

· Знание методического обеспечения, используемого в тренинге, умение провести упражнение, групповую дискуссию, ролевую игру, обсудить и проанализировать результаты;

· Навыки разработки тренинговых программ;

· Коммуникативные навыки.

На основе этих знаний и умений у студентов формируется коммуникативная компетентность, навыки проведения социально-психологического тренинга. По окончании курса студенты могут упражняться в проведении социально-психологического тренинга.

9 стр., 4160 слов

Социально-психологические аспекты развития группы

... теория развития группы Л.Бенниса и Г.Шеппарда (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978. С. 161). Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга. ... содержание специфики развиваемого подхода обусловлено тем, что для социальной психологии было важно выделить в широком значении термина именно тот аспект, который может быть исследован ее ...

 

Зачетные задания:

Для студентов, планирующих посещать занятия очно в период сессии, необходимо будет на практических занятиях выполнить тренинговое упражнение.

Для этого самостоятельно нужно подобрать 2-3 упражнения, соответствующих определенной тематике психологического тренинга, потренироваться в произнесении инструкции, продумать вопросы для обсуждения с участниками после завершения упражнения.

2) Для студентов, не имеющих возможность посещать занятия в период сессии, для зачета необходимо ответить на проверочные тесты по каждому разделу + итоговый тест + самостоятельно разработать программу психологического тренинга

Тематика программ психологического тренинга

1. Каталог упражнений тренинга эффективного общения.

2. Программа тренинга развития коммуникативных навыков.

3. Программа тренинга делового общения.

4. Программа тренинга сензитивности в общении.

5. Программа тренинга поведенческой гибкости.

6. Программа тренинга установления контакта.

7. Программа тренинга развития лидерских качеств.

8. Программа тренинга активного слушания.

9. Программа тренинга уверенности в себе.

10. Программа тренинга развития психических процессов.

11. Программа интеллектуального тренинга.

12. Программа тренинга «Создание имиджа и искусство самопрезентации».

13. Программа тренинга на развитие самоорганизации и самоуправления.

14. Программа тренинга развития креативности.

15. Программа тренинга развития рефлексии.

16. Программа тренинга управления конфликтами.

17. Программа тренинга на развитие профессионально важных качеств ведущего-тренера.

Тестовый контроль по теме «История развития групповых методов»

 

1. Страна, в которой возникли групповые формы тренинга:

1) США;

2) Советский Союз;

3) Германия;

4) Австрия.

2. Понятие «социально-психологический тренинг» в психологическую теорию и практику ввел:

1) К. Роджерс;

2) К. Левин;

3) М. Форверг;

4) Р. Липпит.

3. Интерес к личностному росту участников в наибольшей степени представлен в:

1) Т-группах;

2) гештальт-группах;

3) психодраматических группах;

4) группах встреч.

4. Анализ жизненных сценариев характерен для:

1) Т-групп;

2) трансактной модели;

3) когнитивно-поведенческой модели;

4) бихевиорально-ориентированных групп.

5. В Советском Союзе СПТ получил распространение в следующие годы:

1) 80-годы ХХ века;

2) начало ХХI века;

3) 90-годы ХХ века;

4) 70-годы ХХ века.

6. Первая в России монография, посвященная теории и методики СПТ была написана:

1) С.И. Макшановым;

2) С.Л. Рубинштейном;

3) Г.М. Андреевой;

4) Л.А. Петровской.

7. Трудности распространения СПТ в Советском Союзе связаны с:

1) жесткой цензурой;

2) запретом СПТ;

3) отсутствием мотивации, как со стороны участников, так и со стороны ведущих тренинга;

4) неподготовленностью общества, участников, тренеров к партнерским отношениям.

8. Будущая перспективная модель групповой тренинговой работы, по мнению Е.В Сидоренко, это:

3 стр., 1355 слов

Психологические условия развития толерантности в юношеском возрасте

... 1994. 36. Толерантность в общественном сознании России. – М., 1997. 37. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001. 38. Фопель К. Как научить ... детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. – М., 2001. 39. ...

1) тренинг-сопровождение;

2) корпоративный тренинг;

3) обучающий тренинг;

4) интенсивный тренинг.

9. В каком году впервые возникли групповые формы тренинга:

1) 1947 г.;

2) 1982 г ;

3) 1970 г.;

4) 1945 г.

Тестовый контроль по теме «Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»

1. Наиболее общим и ключевым понятием для понимания психологического тренинга, по мнению О.В. Евтихова, является понятие:

1) обучение;

2) опыт;

3) изменение;

4) развитие.

2. Л.А. Петровская под психологическим тренингом понимала:

1) развивающий метод;

2) метод преднамеренных изменений;

3) психологический метод воздействия;

4) активный метод обучения.

3. В профессиональной подготовке для традиционной формы обучения, в отличие от тренинга, характерно:

1) Специалист получает информацию, использует ее через какое-то время;

2) Специалист соотносит полученную информацию с практикой;

3) Специалист эмоционально проживает новые модели поведения;

4) За счет механизма обратной связи специалист обнаруживает у себя имеющиеся пробелы, дефициты знаний, умений, навыков.

4. В схеме «Окошко Джогарри», иллюстрирующей процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе, область, содержащая информацию, не осознаваемую человеком, но очевидную для окружающих, называется:

1) неизвестная;

2) слепая;

3) открытая;

4) скрытая.

5. Необходимость коррекции самовосприятия и самопредставления в тренинге обусловлена тем, что она:

1) повышает мотивацию участия в тренинге;

2) является условием эффективности тренинга;

3) способствует «закрытию» человека;

4) улучшает усвоение новых моделей поведения;

6. Прогноз результатов тренинга затруднен в связи с неизвестностью:

1) личности тренера;

2) содержания тренинга;

3) стиля ведения тренинга;

4) взаимоотношений в тренинговой группе.

7. «Агрессивная» ликвидация пробелов характерна для следующей модели тренинга:

1) русской;

2) немецкой;

3) американской;

4) английской.

8. Наличие обязательной положительной обратной связи более характерно и впервые было предложено в следующей модели тренинга:

1) английской;

2) русской;

3) немецкой;

4) скандинавской.

Тестовый контроль по теме «Групповая динамика в тренинговой группе»

1. Первоначальную диагностику участников тренер осуществляет на фазе:

1) сотрудничества;

2) агрессии;

3) ориентации и зависимости;

4) завершения.

2. Первые «заявки» на социальную нишу в группе осуществляются на фазе:

1) ориентации и зависимости;

2) умирания группы;

3) устойчивой работоспособности;

4) «притирки» и конфликта.

3. «Турнирные бои» разворачиваются в тренинговой группе на фазе:

1) ориентации и зависимости;

2) «притирки» и конфликта;

3) устойчивосй работоспособности;

4) умирания группы.

4. Самый продолжительный этап содержательной работы в тренинге приходится на фазу:

6 стр., 2746 слов

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты» ...

... одним из последних проводит дорожки от своего домика к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в ... кругу не вернется к первому участнику. Обсуждается, кому что понравилось в получившемся рисунке, и что – нет. «Чей это портрет?». Члены группы рисуют абстрактно-символические или метафорические ...

1) агрессии;

2) умирания;

3) ориентации и зависимости;

4) сотрудничества и целенаправленной деятельности.

5. Появление и осознание чувства принадлежности к группе, общего «МЫ» характерно для фазы:

1) фрустрации;

2) завершения;

3) ориентации и зависимости;

4) устойчивой работоспособности.

6. Вероятность возникновения и развития конфликта тренинговой группы с ведущим выше на этапе:

1) завершения;

2) знакомства;

3) агрессии;

4) устойчивой работоспособности.

7. Роль участника, не пользующегося особыми правами, принимающего на себя все негативные эмоции группы, называется:

1) оппозиционер;

2) аутсайдер;

3) рядовой;

4) эксперт.

8. Каковы основные функции эксперта в тренинговой группе:

1) выполняет решения лидера;

2) организует групповую дискуссию;

3) дает хорошие и умные советы;

4) пользуется любовью рядовых участников;

5) контролирует исполнение групповых норм;

6) оказывает влияние на лидера;

7) пользуется уважением;

Тестовый контроль по теме «Структурно-психологические характеристики социально-психологического тренинга»

1. Основная цель социально-психологического тренинга это:

1) расширение сферы осознания участников;

2) личностный рост;

3) разрешение внутриличностных конфликтов;

4) повышение коммуникативной компетентности.

2. Принцип «здесь и теперь» отражает:

1) необходимость активного включения в работу;

2) преодоление тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;

3) создание креативной среды в тренинге;

4) ориентацию на сознательный уровень регуляции поведения.

3. Количественное постоянство тренинговой группы обозначено в принципе:

1) пространственно-временной организации тренинга;

2) комплектования группы;

3) физической закрытости;

4) системной детерминации.

4. Вмешательство ведущего в групповые процессы в затруднительных ситуациях обусловлено выполнением им следующей функции:

1) посреднической;

2) аналитической;

3) руководящей;

4) экспертной.

5. Предоставление информации и оценка происходящего в группе относится к следующей функции ведущего:

1) аналитической;

2) руководящей;

3) посреднической;

4) экспертной.

6. Работа ведущего с личностными особенностями участников группы направлена в первую очередь на:

1) помощь в самопознании, самопонимании и самопринятии;

2) на коррекцию Я-концепции;

3) развитие рефлексии;

4) развитие коммуникативной компетентности.

7. Свобода участников в выборе целей своей деятельности и средств их достижения характерна для следующего стиля ведения тренинга:

1) демократического;

2) тематического;

3) свободного;

4) программного.

8. Одним из важнейших условий эффективности свободного ведения тренинга является:

1) высокий профессионализм участника;

2) определенная зрелость участников;

3) определенные особенности групповой динамики;

4) участие тренируемых в групповой работе в первый раз.

3 стр., 1192 слов

Понятие группы и группового поведения

... с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи; • со своевременным и умелым разрешением конфликта; ... определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологичес­кими процессами групповой динамики, основными из которых яв­ляются: • общение работников; • сплоченность ...

Тестовый контроль по теме «Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге»

1. Наличие протагониста характерно для:

1) психогимнастики;

2) психодраматических приемов;

3) ролевой игры;

4) дебрифинга.

2. Способ организации разыгрывания ролей, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ними, называется:

1) «аквариум»;

2) «зеркало»;

3) «дублирование»;

4) «параллель».

3. Способ организации разыгрывания ролей, когда роль главного героя поочередно исполняется всеми участниками группы, называется:

1) «дублирование»;

2) «ротация ролей»;

3) «отражение»;

4) «параллель».

4. Описание ведущим характеристики роли и побуждение участника к ее разыгрыванию относится к:

1) психодраматическому приему;

2) ролевой игре;

3) психогимнастическим упражнениям;

4) методу фиксированной роли.

5. Процесс, обратный инструктажу, называется:

1) групповой дискуссией;

2) брейнстормингом;

3) дебрифингом;

4) психогимнастикой.

6. Метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без слов, называется:

1) психогимнастикой;

2) рисованием;

3) дебрифингом;

4) мозговым штурмом.

7. Форма проективного рисования, при которой пара участников общается между собой при помощи образов, линий, красок, называется …. рисованием:

1) дополнительным;

2) разговорным;

3) совместным;

4) свободным.

8. Раскрытие психологических понятий, описание случаев, анализ конкретной складывающейся в группе ситуации, происходит через:

1) анализ ситуации;

2) диагностику;

3) групповую дискуссию;

4) информирование.

Тестовый контроль по теме «Конструирование и подготовка тренинга»

1. Построение во внешнем плане желаемой модели поведения характерно для:

1) начального этапа тренинга;

2) завершающего этапа;

3) середины тренинговой работы;

4) всех этапов тренинга.

2. Закрепление во внутреннем плане новых поведенческих моделей происходит:

1) на заключительном этапе;

2) на диагностическом этапе;

3) на этапе устойчивой работоспособности;

4) после тренинга.

3. Глубинная коррекция Я-концепции участников, быстрое усвоение ими новых умений и навыков происходят:

1) на интенсивном курсе;

2) на регулярных занятиях;

3) при эпизодических встречах;

4) при всех типах временной организации тренинга.

4. Свободный стиль ведения тренинга подходит лишь для:

1) регулярных занятий;

2) интенсивного курса;

3) эпизодических встреч;

4) для любого типа временной организации тренинга.

5. Наиболее подходящий стиль ведения при эпизодических встречах:

1) тематический;

2) свободный;

3) смешанный;

4) программный.

6. Регулярные занятия проводятся:

1) 1 – 2 раза в месяц;

2) 1 – 2 раза в неделю;

3) в течение 3-х дней;

4) на протяжении недели.

10 стр., 4869 слов

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга

... Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что ... что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование. Презентация рисунков: — Как называется рисунок? — Кто был инициатором идеи? — Кто что рисовал? ... по команде. Игра “Коршун” Цель: развитие чувства безопасности. Звучит веселая музыка. Мамы-домики ...

7. Принцип преемственности при организации тренинга подразумевает, что каждое занятие должно:

1) подкрепляться специальным упражнением;

2) содержательно стыковаться с предыдущим и яв­ляться обеспечивающим для следующего;

3) включать сначала теоретическое информирование, затем выполнение упражнений;

4) учитывать закономерности групповой динамики.

8. Принцип поэтапности подразумевает:

1) четкое закрепление порядка выполнения функций в упражнении;

2) поочередное распределение между участниками элементов деловой игры;

3) учет закономерностей групповой динамики;

4) планирование работы, направленной на развитие группы.

Тестовый контроль по теме «Организация и проведение тренинга»

1. Если социально-психологический тренинг воспринимается участниками как учебное мероприятие, то для мотивирования необходимо:

1) показать необычный феномен;

2) рассказать интересные случаи из практики;

3) внести соревновательную окраску в занятия;

4) пообещать приз победителю;

5) обеспечить новизну и необычность занятий;

6) разъяснить практическую пользу занятий.

2. Разогревающие упражнения нужно проводить:

1) сразу после знакомства;

2) до процедуры знакомства, чтобы снять напряжение участников;

3) между смысловыми упражнениями для отдыха;

4) после обсуждения ожиданий, сомнений, опасений.

3. К способам определения тренером правильности понимания участниками инструкции к выполнению упражнения не относится:

1) визуальный контакт;

2) участие тренера в упражнении;

3) пробное выполнение упражнения;

4) вопросы участников.

4. Проговаривание обычно скрытых, «свернутых» действий относится к следующему типу модификации упражнений:

1) интериоризация;

2) интерперсонализация;

3) экстериоризация

4) стохастизация;

5. Упражнение или игра являются завершенными тогда, когда:

1) все правильно поняли и выполнили инструкцию;

2) закончилось время для выполнения;

3) проведен дебрифинг;

4) проведены дебрифинг и обсуждение.

6. Преимущество поочередного опроса участников группы заключается в:

1) лучшей подготовленности к ответу;

2) мобилизации участников;

3) концентрации внимания участников;

4) снижении тревожности.

7. Специфичность обратной связи заключается в том, что:

1) информация актуальна, своевременна;

2) информация соответствует по­требностям и коммуникатора, и реципиента;

3) информация от­носится к конкретному действию участни­ка;

8. Основной смысл использования ритуалов в группе состоит в том, что они:

1) снимают эмоциональное напряжение;

2) способствуют развитию чувства общности;

3) оказывают мотивирующее воздействие;

4) способствуют раскрепощению участников.

Тестовый контроль по теме «Групповые эффекты, возникающие в тренинге»

1. Устойчивость и единство межличностных взаимоотношений, обеспечивающих стабильность групповой деятельности, отражается в:

1) сотрудничестве участников;

2) организованности группы;

3) групповой сплоченности;

4) активности группы.

2. Несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией способствует:

26 стр., 12742 слов

Тренинг Личностного роста для подростков

... в неделю по 45 – 60 минут. Группа набирается по результатам диагностик: (уровень развития тревожности, самооценки), количество участников тренинга 10 – 15 человек с повышенным уровнем ... 4.Ритуал прощания 4 Мы вместе 45 1.Способствовать сплочению группы. 2.Способствовать созданию игровой атмосферы, показать участникам группы, что каждый человек индивидуальность. 1.Ритуал приветствия 2.Путаница 3.Баржа ...

1) возникновению ролевого конфликта;

2) изменению стереотипов;

3) повышению креативности участников;

4) групповому сплочению.

3. Социальная активность группы проявляется в:

1) превышении членами группы принятых среднестатистических показателей;

2) ориентации на нестандартные, творческие способы решения тренинговых задач;

3) повышении общего коммуникативного уровня, уровня личностной рефлексии;

4) развитии внутригрупповых и межгрупповых отношений..

4. Снижение мотивации к деятельности, ухудшение ее выполнения в присутствии других людей, называется эффектом:

1) социальной лени;

2) социальной ингибиции;

3) синергии;

4) группомыслия.

5. Эффект группового фаворитизма проявляется в:

1) тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы

2) изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы;

3) чувстве отстраненности от других, размежевания с другими группами;

4) направленности групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм, поведения отдельных членов группы.

6. Чувство принадлежности к определенной группе людей характерно для следующего эффекта:

1) группомыслия;

2) группового фаворитизма;

3) «МЫ»;

4) подражания.

7. Эффект группомыслия состоит:

1) в следовании общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе;

2) во влиянии на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;

3) в доминировании поиска согласии внутри группы над поиском наилучшего решения задачи;

4) во возникновении прибавочной интеллектуальной энергии, которая выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.

8. Главным отличием между эффектами конформизма и подражания является то, что:

1) подражание возникает в сплоченной группе, а конформизм – в несплоченной;

2) при конформизме группа оказывает давление на участников, а подражание – добровольно;

3) лидер содействует возникновению конформизма, а подражание возникает само собой;

4) конформизм присущ пассивным группам, подражание — активным.

Тестовый контроль по теме «Прикладные знания и техники, полезные тренеру»

1. Человек часто употребляет в своей речи следующие слова-предикаты: «посмотрите», «яркий», «далеко», пользуется фразой «Решение проблемы уже вырисовывается», следовательно, его ведущей репрезентативной системой является:

1) аудиальной;

2) визуальной;

3) кинестетической;

4) логической.

2. Человек, нередко использующий в своей речи слова «тяжело», «сухо», «гладко», «радоваться», фразу «Я чувствую, что проблема в следующем…», относится к следующему типу восприятия информации:

1) кинестетик;

2) визуал;

3) логик;

4) аудиал.

3. Отношение, построенное на взаимном доверии и признании, это:

1) симпатия;

2) подстройка;

3) раппорт;

4) ведение.

4. Очень быстрая речь ведущего тренинг:

1) способствует изложению большего объема информации;

2 стр., 862 слов

Тренинг по конфликтологии

... Восточный базар». Цель: отработать навыки конструктивного взаимодействия. Инструкция: каждый участник получает несколько (по кличеству участников) бумажек, на которых он пишет свое тренинговое имя. Затем ... Через пять или десять минут остановитесь. Поделитесь своими переживаниями. (Одни члены группы могут отметить, что они чувствовали оживление, играя роль «нападающего», другие могут отметить, ...

2) свидетельствует о внутреннем напряжении и нервозности;

3) способствует лучшему пониманию содержания;

4) поддерживает внимание и интерес слушающих.

5. Коммуникативная конгруэнтность подразумевает:

1) соответствие интонации содержанию речи;

2) соответствие речи ведущей репрезентативной системе собеседника;

3) согласованность мимики, поз, интонации речи;

4) соответствие вербального сообщения невербальным проявлениям.

6. Взгляд, направленный на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом, называется:

1) деловым;

2) дружеским;

3) сверлящим;

4) интимным.

7. Вопросы типа «Правильно ли я понял, что….» относятся к:

1) наводящим;

2) возвратным;

3) закрытым;

4) контрольным.

8. К техникам активного слушания не относится:

1) перефразирование;

2) резюмирование;

3) помощь в формулировке фразы;

4) отражение чувств собеседника.

Тестовый контроль по теме «Тренинговые упражнение, игры, психотехники»

1. Основной целью деловых имитационных игр «Воздушный шар», «Необитаемый остров» «ЧП на Луне», «Потерпевшие кораблекрушение», является развитие:

1) коммуникативных навыков;

2) навыков коллективного принятия решения;

3) мыслительных процессов участников;

4) эффективного взаимодействия.

2. Упражнение «Метафора» направлено в первую очередь на:

1) развитие креативности;

2) командное взаимодействие;

3) самоопределение команды;

4) развитие рефлексии.

3. Сравнение эмоционального состояния с цветом, напитком, природным явлением способствует развитию:

1) рефлексии;

2) креативности;

3) сензитивности;

4) образного мышления.

4. Упражнение «Художники» направлено, прежде всего, на развитие:

1) креативности;

2) коммуникативных навыков;

3) командного взаимодействия;

4) рефлексии.

5. Упражнение, в котором необходимо угадать количество рук, приложенных к спине, направлено на развитие:

1) сензитивности;

2) рефлексии;

3) группового сплочения;

4) креативности.

6. Упражнение, в котором без предварительной договоренности должны одновременно подняться количество участников, равное названному числу ведущим, не позволяет выявить:

1) невербальное взаимодействие участников;

2) социальную лень участников;

3) организованность группы;

4) лидерство, инициативность.

7. Ролевая игра «Князь» направлена в первую очередь на:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) расшифровку невербальных средств общения;

3) командное взаимодействие;

4) развитие сензитивности.

8. Упражнение «Иностранец и переводчик» направлено на развитие:

1) групповой сплоченности;

2) навыков ведения деловой беседы;

3) навыков активного слушания;

4) самосознания.

Итоговый тест проверки знаний

1. Социально-психологический тренинг представляет собой:

1) метод преднамеренных изменений;

2) метод психологического консультирования;

3) современный вид молодежного досуга;

7 стр., 3135 слов

Тренинг постановки целей

... жизни». Анализ упражнения. 1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел сформулировать ... постановку целей); умение подростка сформулировать цель, отвечающую специальным требованиям (см. ниже). Тренинг постановки целей Блок 1 Цель: формирование мотивации на постановку жизненных целей. Задачи: ...

4) обучающую программу.

2. Тренинговые методики в теоретическом аспекте ближе всего к идеям:

1) гуманистической психологии;

2) психоанализа;

3) экзистенциональной психологии;

4) бихевиорального подхода.

3. Первые тренинги связаны с идеями и именем:

1) З. Фрейда;

2) К. Левина;

3) К. Роджерса;

4) Ф. Перлза.

4. Формирование умений справляться с конкретными проблемами и приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам характерно для:

1) Т-групп;

2) групп встреч;

3) психодрамы;

4) бихевиорально-ориентированных групп.

5. Ролевая игра – основной метод в:

1) трансактной модели тренинга;

2) психодраме;

3) когнитивно-поведенческой модели;

4) гештальт-модели.

6. Национальная лаборатория тренинга впервые появилась в:

1) Советском Союзе;

2) США;

3) Германии;

4) Швейцарии.

7. Максимально недирективный стиль управления группой характерен для:

1) Т-групп;

2) групп встреч;

3) психодраматических групп;

4) гештальт-групп.

8. Работа с поведенческими проявлениями, с интерпретацией поведения характерна для:

1) психодрамы;

2) когнитивно-поведенческой модели;

3) бихевиорально-ориентированной модели;

4) трансактной модели.

9. Содержательная работа в тренинге должна привести к расширению следующей области (из схемы «Окошко Джогарри»):

1) открытой;

2) скрытой;

3) слепой;

4) неизвестной.

10. Оптимальные количественные границы в тренинговой группе составляют:

1) 2 – 5 человек;

2) 6 – 12 человек;

3) 5 – 10 человек;

4) 10 – 15 человек.

11. Активное распределение ролей между участниками группы характерно на фазе:

1) фрустрационной;

2) завершения;

3) ориентации и зависимости;

4) сотрудничества и устойчивой работоспособности.

12. «Развязывание» конфликта с ведущим может свидетельствовать о:

1) сплочении группы;

2) попытке самоутверждения лидера;

3) неподготовелнности тренера;

4) перераспределении ролей в группе.

13. Безусловное принятие каждого участника в тренинговой группе отражает принцип:

1) креативности;

2) партнерского общения (доверительности);

3) активности;

4) осознанности поведения.

14. Наиболее определенным и жестким стилем проведения занятий является следующий стиль ведения тренинга:

1) авторитарный;

2) тематический;

3) программный;

4) свободный.

15. С точки зрения временной организации тренинга наиболее бурные изменения в психическом строе участников оказывают (ет):

1) эпизодические встречи;

2) двухлетнее обучение;

3) регулярные занятия

4) интенсивный курс.

16. Прием модификации упражнения, при котором элементы действия, выполняемые в скрытой, внутренней форме, выносятся во внешний план действий: вербальный или практический, называется:

1) экстериоризация;

2) интериоризация;

3) драматизация;

4) стохастизация.

17. Прием модификации упражнения, при котором реально выполняемые действия заменяются на воображаемые, выполняемые во внутреннем плане, называется:

1) импровизация;

2) интериоризация;

3) интраперсонализация;

4) интерперсонализация;

18. Интерперсонализация представляет собой такой прием модификации упражнений, при котором:

1) персонально разнесенные действия выполняются одним участником;

2) случайное выполнение участниками компонентов упражнения;

3) воображаемое выполнение действия;

4) распределение между участниками компонентов упражнения.

19. Инструкция в упражнениях должна быть (отметьте лишнее):

1) подробной, с детальным разъяснением;

2) четкой;

3) ясной;

4) лаконичной.

20. Релевантность обратной связи заключается в следующем:

1) информация актуальна, своевременна;

2) информация соответствует по­требностям и коммуникатора, и реципиента;

3) информация от­носится к конкретному проявлению участни­ка.

21. Состояние тренинговой группы, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры, называется:

1) активностью группы;

2) пассивностью группы;

3) конфронтацией в группе;

4) организованностью группы.

22. Стремление членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других является проявлением:

1) агрессии;

2) конкуренции;

3) сотрудничества;

4) адаптации.

23. Взаимное приспособление членов группы друг к другу называется:

1) организованностью группы;

2) сплоченностью группы;

3) социальной адаптацией;

4) сотрудничеством участников.

24. Тип групповой активности, связанный с повышением общего коммуникативного уровня, называется:

1) производительный;

2) социальный;

3) творческий;

4) личностно-развивающий.

25. Эффект «синергии» проявляется в:

1) прибавочной интеллектуальной энергии, и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов;

2) изменении поведения человека в результате давления группы;

3) тенденции благоприятствовать членам своей группы;

4) усилении доминантных реакций в присутствии других.

26. Симптомом группомыслия, при котором группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов, называется:

1) стереотипизацией;

2) иллюзией единодушия;

3) самоцензурой;

4) рационализацией.

27. Распространение в группе идей, целей, норм и ценностей называется эффектом:

1) «маятника»;

2) «пульсара»;

3) «волны»;

4) «бумеранга».

28. Эффект социальной лени проявляется в:

1) изменении психофизиологических реакций в присутствии других людей;

2) уменьшении среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу;

3) следовании общим образцам поведения, примерам, принятым в группе;

4) направленности групповых интересов против интересов отдельных членов группы или всего общества.

29. Микрогруппа участников, ориентированных на коллективную работу и активно включенных в тренинговые занятия – «реальный актив» составляет от общей тренинговой группы примерно:

1) 5 %;

2) 25 %;

3) 55 %;

4) 15 %.

30. Понятие групповой динамики не включает в себя:

1) роль;

2) нормы;

3) индивидуальность;

4) лидерство.

31. Понятие нормы в тренинговой группе – это:

1) принятые правила поведения в социальных и асоциальных группах;

2) правила поведения, руководящие действиями участников группы;

3) принятые правила поведения, существующие в группе и любом обществе;

4) принятые правила поведения, руководящие действиями участников группы и определяющие санкции наказания при их нарушении.

32. В развитии тренинговой группы выделяются все стадии за исключением:

1) стадии агрессии;

2) стадии распада группы;

3) стадии развития межличностных отношений;

4) стадии устойчивой работоспособности.

33. Обратная связь, прежде всего, является фактором:

1) развития группы;

2) изменения участников;

3) управления группой;

4) распределения ролей в группе.

34. Раппорт – это:

1) копирование поведения другого человека для повышения степени его доверия к вам;

2) бессознательное отражение собеседником ваших действий;

3) отношение, построенное на взаимном доверии и признании;

4) понимание вербального и невербального сообщения.

35. Соответствие вербального сообщения его истинным желаниям, ценностям, убеждениям, называется:

1) коммуникативной конгруэнтностью;

2) коммуникативной компетентностью;

3) подстройкой;

4) раппортом.

36. Участники задают вопросы тренеру, направленные на демонстрацию собственных знаний, ведущему целесообразно:

1) ответить на вопросы;

2) переадресовать вопросы другим участникам группы;

3) попросить автора ответить на собственный вопрос;

4) оставить вопрос без внимания.

37. Интерпретация сообщения относится к техникам:

1) нерефлексивного слушания;

2) активного слушания;

3) эмпатического слушания;

4) пассивного слушания.

38. Упражнение, в котором ведущий называет число, равное или меньшее количеству участников, необходимо одновременно встать числу людей, названному ведущим, при этом нельзя переговариваться, направлено на все за исключением:

1) командное взаимодействие;

2) выявление лидерства;

3) развитие эмпатийности;

4) выявление инициативных, ответственных участников.

39. Упражнение «Испорченный телефон» направлено в первую очередь на развитие:

1) креативности;

2) умения слушать;

3) командного взаимодействия;

4) сензитивности в общении.

40. Деловые имитационные игры, такие как: «Катастрофа на воздушном шаре», «Кораблекрушение», «ЧП на Луне» направлены на все нижепречисленное за исключением:

1) командное взаимодействие;

2) принятие групповых решений;

3) развитие лидерских качеств;

4) решение личных проблем в общении.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература.

 

а) основная литература.

 

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн .— СПб. : Питер, 2007. – 271 с.

2. Арбузова Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И.Анисимов, О.В. Шатрова. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с.

3. Трифонова Т.А. Основы психологического тренинга в группах : учеб. пособие / Т.А. Трифонова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (Казань), 2014. – 208 с.

4. Трифонова, Т. А. Основы социально-психологического тренинга / Т. А. Трифонова.- Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2008.- 188 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. – М.: Служба доверия, 1999. – 315 с.

2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2001. – 150 с.

3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы).

Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов: Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса / Д. Валкер. – СПб.: Светлячок: Речь, 2001. – 128 с.

4. Ван Ментс М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / М. Ван Ментс. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

5. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

6. Вачков И. Основы группового тренинга / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 215 с.

7. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники (Учебно-методическое пособие к урокам творческого мастерства) / С.В. Гиппиус. – М.: Искусство, 1967. – 250 с.

8. Дерманова И.Б. Межличностные отношения. Психологический практикум / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.

9. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: ЛГУ, 1985 – 167 с.

11. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Моногр./ Т.В. Зайцева. – СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. – 80 с.

12. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: ЛГУ, 1989. – 55 с.

13. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П. Захаров. – Л.: ЛГУ, 1990. – 70 с.

14. Каменюкин А.Г. Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

15. Келли Г. Тренинг принятия решения / Г. Келли, Р. Армстронг. – СПб.: Питер, 2001. – 185 с.

16. Клюева Н.В. Программы социально-психологических тренингов / Н.В. Клюева, М.А. Свистун. – Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992. – 205 с.

17. Книппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с нем / Д. Книппер. – М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. – 224 с.

18. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 144 с.

19. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – 3-е изд. / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 1999. – 191 с.

20. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 225 с.

21. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 345 с.

22. Курбатов В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 175 с.

23. Лебедева Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учеб. пособ. для студ. психол. спец. / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. – М.: Привет, 2004. – 358 с.

24. Ли Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

25. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособ. / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с. – (для студ., обуч. по психолог. спец.).

26. Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. – М.: Эксмо, 2002. – 225 с.

27. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2001. – 190с.

28. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе / Г. Макмахон. – М.: Эксмо, 2002. – 165 с.

29. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – М.: Совершенство, 1998. – 130 с.

30. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография / С.И. Макшанов. – СПб.: Образование, 1997. – 250 с.

31. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге: Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 189 с.

32. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 256 с.

33. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.

34. Перькова О.И. Интеллектуальный тренинг: Учеб.-метод.пособ./ О.И. Перькова, Л.И. Сазанова. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2002. – 221 с.

35. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002. – 216 с.

36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

37. Петрушин С.В. Секреты открытого общения / С.В. Петрушин. – Казань: Татиздат, 1994. – 112 с.

38. Петрушин С.В. Игротека для взрослых (200 упражнений СПТ): методические рекомендации / С.В. Петрушин. – Москва-Казань: НМЦ, 1989. – 70 с.

39. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе: Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек / С.В. Петрушин. – М.: Академич. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 256 с.

40. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб.: ИГУП, 1997. – 115 с.

41. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.

42. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков. – М.: Академия, 1993. – 180 с.

43. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. — СПб.: Речь, Ин-т Тренинга, 2000. – 256 с.

44. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.

45. Ромек В. Тренинг наслаждения / В. Ромек, Е. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 135 с.

46. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер с англ. / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1990. – 356 с.

47. Рэйс Ф. 500 лучших советов тренеру / Ф. Рэйс, Б. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 87 с.

48. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум / Н.В. Самоукина. – Дубна: Феникс +, 2000. – 197 с.

49. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 234 с.

50. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.

51. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: авторская концепция / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

52. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2004. – 208 с.

53. Смит Дж. Мануэль. Тренинг уверенности в себе / Дж. Мануэль Смит. – СПб.: Речь, 2001. – 244 с.

54. Слаква С.П. Психология малой группы: Учеб. пособие. / С.П. Слаква; Под ред. И.А. Рябовой, С.Н. Путилиной. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с.

55. Соснин В.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения / В.А. Соснин, П.А. Лунев. – М.: Академия, 1996. – 120 с.

56. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов / Н. Стимсон. – СПб.: Питер, 2002. – 210 с.

57. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. – СПб.: Питер, 2001. – 165 с.

58. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практич. пособ.: Пер. с нем. 2-е изд. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.

59. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. Библиотека психологии и психотерапии / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.

60. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л.Н. Шепелева. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.