Тематика программ психологического тренинга

Методические рекомендации по дисциплине

«Психологический тренинг в группах»

Преподаватель — Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – trifonova@ieml.ru

 

Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то сфера образования, производственная сфера, бизнес, армия, МВД, клиника, является проведение социально-психологических тренингов – современных активных методов обучения. Социально-психологический тренинг выступает методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Общей целью психологического тренинга выступает – повышение коммуникативной компетентности участников.

Дисциплины рассматривают теоретические вопросы психологии общения, основные принципы, механизмы, условия, специфику и методику проведения психологического тренинга с малой группой. Основной акцент сделан на практических занятиях, направленных на овладение необходимыми навыками ведения социально-психологического тренинга. Практические занятия ориентированы как на отработку конкретных психологических техник, так и на развитие навыков организации тренинговой работы.

Целью дисциплин является – формирование у студентов системы знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга с малыми группами, развитие коммуникативных навыков и профессиональных умений проведения тренинга.

Данная цель конкретизирована в учебных задачах, направленных на формирование и развитие у студентов следующих профессиональных знаний, умений и навыков:

· Знание сущности, принципов, условий, организации проведения социально-психологического тренинга;

· Знание групповых процессов, групповой динамики и специфических эффектов социально-психологического тренинга;

· Знание требований по организации времени и пространства для занятий – «среды общения»;

· Знание методического обеспечения, используемого в тренинге, умение провести упражнение, групповую дискуссию, ролевую игру, обсудить и проанализировать результаты;

· Навыки разработки тренинговых программ;

· Коммуникативные навыки.

На основе этих знаний и умений у студентов формируется коммуникативная компетентность, навыки проведения социально-психологического тренинга. По окончании курса студенты могут упражняться в проведении социально-психологического тренинга.

12 стр., 5547 слов

ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи

Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка. Этапы развития собственной речи ребенка: Крики - возникают с рождения Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. Лепет – многократное повторение слогов, с губными ...

 

Зачетные задания:

Для студентов, планирующих посещать занятия очно в период сессии, необходимо будет на практических занятиях выполнить тренинговое упражнение.

Для этого самостоятельно нужно подобрать 2-3 упражнения, соответствующих определенной тематике психологического тренинга, потренироваться в произнесении инструкции, продумать вопросы для обсуждения с участниками после завершения упражнения.

2) Для студентов, не имеющих возможность посещать занятия в период сессии, для зачета необходимо ответить на проверочные тесты по каждому разделу + итоговый тест + самостоятельно разработать программу психологического тренинга

Тематика программ психологического тренинга

1. Каталог упражнений тренинга эффективного общения.

2. Программа тренинга развития коммуникативных навыков.

3. Программа тренинга делового общения.

4. Программа тренинга сензитивности в общении.

5. Программа тренинга поведенческой гибкости.

6. Программа тренинга установления контакта.

7. Программа тренинга развития лидерских качеств.

8. Программа тренинга активного слушания.

9. Программа тренинга уверенности в себе.

10. Программа тренинга развития психических процессов.

11. Программа интеллектуального тренинга.

12. Программа тренинга «Создание имиджа и искусство самопрезентации».

13. Программа тренинга на развитие самоорганизации и самоуправления.

14. Программа тренинга развития креативности.

15. Программа тренинга развития рефлексии.

16. Программа тренинга управления конфликтами.

17. Программа тренинга на развитие профессионально важных качеств ведущего-тренера.

Тестовый контроль по теме «История развития групповых методов»

 

1. Страна, в которой возникли групповые формы тренинга:

1) США;

2) Советский Союз;

3) Германия;

4) Австрия.

2. Понятие «социально-психологический тренинг» в психологическую теорию и практику ввел:

1) К. Роджерс;

2) К. Левин;

3) М. Форверг;

4) Р. Липпит.

3. Интерес к личностному росту участников в наибольшей степени представлен в:

1) Т-группах;

2) гештальт-группах;

5 стр., 2494 слов

Программа тренинга: "Развитие чувства уверенности в себе"

Программа тренинга: "Развитие чувства уверенности в себе" Ширшова Светлана Алексеевна, педагог-психолог Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба Заниматься душой можно по-разному. Развивать память, внимание, мышление и другие психические функции необходимо, но едва ли это главное в становлении человека. Мыслитель с хорошей памятью порой ...

3) психодраматических группах;

4) группах встреч.

4. Анализ жизненных сценариев характерен для:

1) Т-групп;

2) трансактной модели;

3) когнитивно-поведенческой модели;

4) бихевиорально-ориентированных групп.

5. В Советском Союзе СПТ получил распространение в следующие годы:

1) 80-годы ХХ века;

2) начало ХХI века;

3) 90-годы ХХ века;

4) 70-годы ХХ века.

6. Первая в России монография, посвященная теории и методики СПТ была написана:

1) С.И. Макшановым;

2) С.Л. Рубинштейном;

3) Г.М. Андреевой;

4) Л.А. Петровской.

7. Трудности распространения СПТ в Советском Союзе связаны с:

1) жесткой цензурой;

2) запретом СПТ;

3) отсутствием мотивации, как со стороны участников, так и со стороны ведущих тренинга;

4) неподготовленностью общества, участников, тренеров к партнерским отношениям.

8. Будущая перспективная модель групповой тренинговой работы, по мнению Е.В Сидоренко, это:

1) тренинг-сопровождение;

2) корпоративный тренинг;

3) обучающий тренинг;

4) интенсивный тренинг.

9. В каком году впервые возникли групповые формы тренинга:

1) 1947 г.;

2) 1982 г ;

3) 1970 г.;

4) 1945 г.

Тестовый контроль по теме «Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»

1. Наиболее общим и ключевым понятием для понимания психологического тренинга, по мнению О.В. Евтихова, является понятие:

1) обучение;

2) опыт;

3) изменение;

4) развитие.

2. Л.А. Петровская под психологическим тренингом понимала:

1) развивающий метод;

2) метод преднамеренных изменений;

3) психологический метод воздействия;

4) активный метод обучения.

3. В профессиональной подготовке для традиционной формы обучения, в отличие от тренинга, характерно:

1) Специалист получает информацию, использует ее через какое-то время;

2) Специалист соотносит полученную информацию с практикой;

3) Специалист эмоционально проживает новые модели поведения;

26 стр., 12742 слов

Тренинг Личностного роста для подростков

Тренинг "Личностного развития" для подростков Программа Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции  ...

4) За счет механизма обратной связи специалист обнаруживает у себя имеющиеся пробелы, дефициты знаний, умений, навыков.

4. В схеме «Окошко Джогарри», иллюстрирующей процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе, область, содержащая информацию, не осознаваемую человеком, но очевидную для окружающих, называется:

1) неизвестная;

2) слепая;

3) открытая;

4) скрытая.

5. Необходимость коррекции самовосприятия и самопредставления в тренинге обусловлена тем, что она:

1) повышает мотивацию участия в тренинге;

2) является условием эффективности тренинга;

3) способствует «закрытию» человека;

4) улучшает усвоение новых моделей поведения;

6. Прогноз результатов тренинга затруднен в связи с неизвестностью:

1) личности тренера;

2) содержания тренинга;

3) стиля ведения тренинга;

4) взаимоотношений в тренинговой группе.

7. «Агрессивная» ликвидация пробелов характерна для следующей модели тренинга:

1) русской;

2) немецкой;

3) американской;

4) английской.

8. Наличие обязательной положительной обратной связи более характерно и впервые было предложено в следующей модели тренинга:

1) английской;

2) русской;

3) немецкой;

4) скандинавской.

Тестовый контроль по теме «Групповая динамика в тренинговой группе»

1. Первоначальную диагностику участников тренер осуществляет на фазе:

1) сотрудничества;

2) агрессии;

3) ориентации и зависимости;

4) завершения.

2. Первые «заявки» на социальную нишу в группе осуществляются на фазе:

1) ориентации и зависимости;

2) умирания группы;

3) устойчивой работоспособности;

4) «притирки» и конфликта.

3. «Турнирные бои» разворачиваются в тренинговой группе на фазе:

1) ориентации и зависимости;

2) «притирки» и конфликта;

3) устойчивосй работоспособности;

4) умирания группы.

4. Самый продолжительный этап содержательной работы в тренинге приходится на фазу:

1) агрессии;

2) умирания;

3) ориентации и зависимости;

4) сотрудничества и целенаправленной деятельности.

5. Появление и осознание чувства принадлежности к группе, общего «МЫ» характерно для фазы:

6 стр., 2746 слов

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты» Концептуальное введение:

Упражнения по арттерапии «Музыка моей души». Нахождение образа себя в звучании музыкальных инструментов. «Разговор при помощи музыкальных инструментов» в трио, квартетах, оркестре. «Танцы животных» под музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», каждый отрывок которой носит вполне конкретное название («Черепаха», «Слон», «Антилопа» и т.д.). Финал сюиты звучит в быстром темпе и способствует ...

1) фрустрации;

2) завершения;

3) ориентации и зависимости;

4) устойчивой работоспособности.

6. Вероятность возникновения и развития конфликта тренинговой группы с ведущим выше на этапе:

1) завершения;

2) знакомства;

3) агрессии;

4) устойчивой работоспособности.

7. Роль участника, не пользующегося особыми правами, принимающего на себя все негативные эмоции группы, называется:

1) оппозиционер;

2) аутсайдер;

3) рядовой;

4) эксперт.

8. Каковы основные функции эксперта в тренинговой группе:

1) выполняет решения лидера;

2) организует групповую дискуссию;

3) дает хорошие и умные советы;

4) пользуется любовью рядовых участников;

5) контролирует исполнение групповых норм;

6) оказывает влияние на лидера;

7) пользуется уважением;

Тестовый контроль по теме «Структурно-психологические характеристики социально-психологического тренинга»

1. Основная цель социально-психологического тренинга это:

1) расширение сферы осознания участников;

2) личностный рост;

3) разрешение внутриличностных конфликтов;

4) повышение коммуникативной компетентности.

2. Принцип «здесь и теперь» отражает:

1) необходимость активного включения в работу;

2) преодоление тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;

3) создание креативной среды в тренинге;

4) ориентацию на сознательный уровень регуляции поведения.

3. Количественное постоянство тренинговой группы обозначено в принципе:

1) пространственно-временной организации тренинга;

2) комплектования группы;

3) физической закрытости;

4) системной детерминации.

4. Вмешательство ведущего в групповые процессы в затруднительных ситуациях обусловлено выполнением им следующей функции:

1) посреднической;

2) аналитической;

3) руководящей;

4) экспертной.

5. Предоставление информации и оценка происходящего в группе относится к следующей функции ведущего:

1) аналитической;

2) руководящей;

3) посреднической;

4) экспертной.

6. Работа ведущего с личностными особенностями участников группы направлена в первую очередь на:

3 стр., 1192 слов

Понятие группы и группового поведения

Факторы группового поведения Формирование сплоченной группы Стадии развития коллектива Понятие группы и группового поведения Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, но в большей степени результативностью их совместной деятельности. Руководителю важно знать особенности группового поведения, уметь ...

1) помощь в самопознании, самопонимании и самопринятии;

2) на коррекцию Я-концепции;

3) развитие рефлексии;

4) развитие коммуникативной компетентности.

7. Свобода участников в выборе целей своей деятельности и средств их достижения характерна для следующего стиля ведения тренинга:

1) демократического;

2) тематического;

3) свободного;

4) программного.

8. Одним из важнейших условий эффективности свободного ведения тренинга является:

1) высокий профессионализм участника;

2) определенная зрелость участников;

3) определенные особенности групповой динамики;

4) участие тренируемых в групповой работе в первый раз.

Тестовый контроль по теме «Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге»

1. Наличие протагониста характерно для:

1) психогимнастики;

2) психодраматических приемов;

3) ролевой игры;

4) дебрифинга.

2. Способ организации разыгрывания ролей, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ними, называется:

1) «аквариум»;

2) «зеркало»;

3) «дублирование»;

4) «параллель».

3. Способ организации разыгрывания ролей, когда роль главного героя поочередно исполняется всеми участниками группы, называется:

1) «дублирование»;

2) «ротация ролей»;

3) «отражение»;

4) «параллель».

4. Описание ведущим характеристики роли и побуждение участника к ее разыгрыванию относится к:

1) психодраматическому приему;

2) ролевой игре;

3) психогимнастическим упражнениям;

4) методу фиксированной роли.

5. Процесс, обратный инструктажу, называется:

1) групповой дискуссией;

2) брейнстормингом;

3) дебрифингом;

4) психогимнастикой.

6. Метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без слов, называется:

1) психогимнастикой;

2) рисованием;

3) дебрифингом;

4) мозговым штурмом.

7. Форма проективного рисования, при которой пара участников общается между собой при помощи образов, линий, красок, называется …. рисованием:

1) дополнительным;

2) разговорным;

3) совместным;

4) свободным.

8. Раскрытие психологических понятий, описание случаев, анализ конкретной складывающейся в группе ситуации, происходит через:

10 стр., 4744 слов

История развития групповых методов в практической психологии

... которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. 3. История развития групповых методов тренинг психологический ... для детей, но и для взрослых. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих ...

1) анализ ситуации;

2) диагностику;

3) групповую дискуссию;

4) информирование.

Тестовый контроль по теме «Конструирование и подготовка тренинга»

1. Построение во внешнем плане желаемой модели поведения характерно для:

1) начального этапа тренинга;

2) завершающего этапа;

3) середины тренинговой работы;

4) всех этапов тренинга.

2. Закрепление во внутреннем плане новых поведенческих моделей происходит:

1) на заключительном этапе;

2) на диагностическом этапе;

3) на этапе устойчивой работоспособности;

4) после тренинга.

3. Глубинная коррекция Я-концепции участников, быстрое усвоение ими новых умений и навыков происходят:

1) на интенсивном курсе;

2) на регулярных занятиях;

3) при эпизодических встречах;

4) при всех типах временной организации тренинга.

4. Свободный стиль ведения тренинга подходит лишь для:

1) регулярных занятий;

2) интенсивного курса;

3) эпизодических встреч;

4) для любого типа временной организации тренинга.

5. Наиболее подходящий стиль ведения при эпизодических встречах:

1) тематический;

2) свободный;

3) смешанный;

4) программный.

6. Регулярные занятия проводятся:

1) 1 – 2 раза в месяц;

2) 1 – 2 раза в неделю;

3) в течение 3-х дней;

4) на протяжении недели.

7. Принцип преемственности при организации тренинга подразумевает, что каждое занятие должно:

1) подкрепляться специальным упражнением;

2) содержательно стыковаться с предыдущим и яв­ляться обеспечивающим для следующего;

3) включать сначала теоретическое информирование, затем выполнение упражнений;

4) учитывать закономерности групповой динамики.

8. Принцип поэтапности подразумевает:

1) четкое закрепление порядка выполнения функций в упражнении;

2) поочередное распределение между участниками элементов деловой игры;

3) учет закономерностей групповой динамики;

4) планирование работы, направленной на развитие группы.

Тестовый контроль по теме «Организация и проведение тренинга»

1. Если социально-психологический тренинг воспринимается участниками как учебное мероприятие, то для мотивирования необходимо:

1) показать необычный феномен;

2) рассказать интересные случаи из практики;

3) внести соревновательную окраску в занятия;

4) пообещать приз победителю;

5) обеспечить новизну и необычность занятий;

6) разъяснить практическую пользу занятий.

2. Разогревающие упражнения нужно проводить:

1) сразу после знакомства;

2) до процедуры знакомства, чтобы снять напряжение участников;

3) между смысловыми упражнениями для отдыха;

4) после обсуждения ожиданий, сомнений, опасений.

3. К способам определения тренером правильности понимания участниками инструкции к выполнению упражнения не относится:

1) визуальный контакт;

2) участие тренера в упражнении;

3) пробное выполнение упражнения;

4) вопросы участников.

4. Проговаривание обычно скрытых, «свернутых» действий относится к следующему типу модификации упражнений:

1) интериоризация;

2) интерперсонализация;

3) экстериоризация

4) стохастизация;

5. Упражнение или игра являются завершенными тогда, когда:

1) все правильно поняли и выполнили инструкцию;

2) закончилось время для выполнения;

3) проведен дебрифинг;

4) проведены дебрифинг и обсуждение.

6. Преимущество поочередного опроса участников группы заключается в:

1) лучшей подготовленности к ответу;

2) мобилизации участников;

3) концентрации внимания участников;

4) снижении тревожности.

7. Специфичность обратной связи заключается в том, что:

1) информация актуальна, своевременна;

2) информация соответствует по­требностям и коммуникатора, и реципиента;

3) информация от­носится к конкретному действию участни­ка;

8. Основной смысл использования ритуалов в группе состоит в том, что они:

1) снимают эмоциональное напряжение;

2) способствуют развитию чувства общности;

3) оказывают мотивирующее воздействие;

4) способствуют раскрепощению участников.

Тестовый контроль по теме «Групповые эффекты, возникающие в тренинге»

1. Устойчивость и единство межличностных взаимоотношений, обеспечивающих стабильность групповой деятельности, отражается в:

1) сотрудничестве участников;

2) организованности группы;

3) групповой сплоченности;

4) активности группы.

2. Несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией способствует:

1) возникновению ролевого конфликта;

2) изменению стереотипов;

3) повышению креативности участников;

4) групповому сплочению.

3. Социальная активность группы проявляется в:

1) превышении членами группы принятых среднестатистических показателей;

2) ориентации на нестандартные, творческие способы решения тренинговых задач;

3) повышении общего коммуникативного уровня, уровня личностной рефлексии;

4) развитии внутригрупповых и межгрупповых отношений..

4. Снижение мотивации к деятельности, ухудшение ее выполнения в присутствии других людей, называется эффектом:

1) социальной лени;

2) социальной ингибиции;

3) синергии;

4) группомыслия.

5. Эффект группового фаворитизма проявляется в:

1) тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы

2) изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы;

3) чувстве отстраненности от других, размежевания с другими группами;

4) направленности групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм, поведения отдельных членов группы.

6. Чувство принадлежности к определенной группе людей характерно для следующего эффекта:

1) группомыслия;

2) группового фаворитизма;

3) «МЫ»;

4) подражания.

7. Эффект группомыслия состоит:

1) в следовании общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе;

2) во влиянии на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;

3) в доминировании поиска согласии внутри группы над поиском наилучшего решения задачи;

4) во возникновении прибавочной интеллектуальной энергии, которая выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.

8. Главным отличием между эффектами конформизма и подражания является то, что:

1) подражание возникает в сплоченной группе, а конформизм – в несплоченной;

2) при конформизме группа оказывает давление на участников, а подражание – добровольно;

3) лидер содействует возникновению конформизма, а подражание возникает само собой;

4) конформизм присущ пассивным группам, подражание — активным.

Тестовый контроль по теме «Прикладные знания и техники, полезные тренеру»

1. Человек часто употребляет в своей речи следующие слова-предикаты: «посмотрите», «яркий», «далеко», пользуется фразой «Решение проблемы уже вырисовывается», следовательно, его ведущей репрезентативной системой является:

1) аудиальной;

2) визуальной;

3) кинестетической;

4) логической.

2. Человек, нередко использующий в своей речи слова «тяжело», «сухо», «гладко», «радоваться», фразу «Я чувствую, что проблема в следующем…», относится к следующему типу восприятия информации:

1) кинестетик;

2) визуал;

3) логик;

4) аудиал.

3. Отношение, построенное на взаимном доверии и признании, это:

1) симпатия;

2) подстройка;

3) раппорт;

4) ведение.

4. Очень быстрая речь ведущего тренинг:

1) способствует изложению большего объема информации;

2) свидетельствует о внутреннем напряжении и нервозности;

3) способствует лучшему пониманию содержания;

4) поддерживает внимание и интерес слушающих.

5. Коммуникативная конгруэнтность подразумевает:

1) соответствие интонации содержанию речи;

2) соответствие речи ведущей репрезентативной системе собеседника;

3) согласованность мимики, поз, интонации речи;

4) соответствие вербального сообщения невербальным проявлениям.

6. Взгляд, направленный на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом, называется:

1) деловым;

2) дружеским;

3) сверлящим;

4) интимным.

7. Вопросы типа «Правильно ли я понял, что….» относятся к:

1) наводящим;

2) возвратным;

3) закрытым;

4) контрольным.

8. К техникам активного слушания не относится:

1) перефразирование;

2) резюмирование;

3) помощь в формулировке фразы;

4) отражение чувств собеседника.

Тестовый контроль по теме «Тренинговые упражнение, игры, психотехники»

1. Основной целью деловых имитационных игр «Воздушный шар», «Необитаемый остров» «ЧП на Луне», «Потерпевшие кораблекрушение», является развитие:

1) коммуникативных навыков;

2) навыков коллективного принятия решения;

3) мыслительных процессов участников;

4) эффективного взаимодействия.

2. Упражнение «Метафора» направлено в первую очередь на:

1) развитие креативности;

2) командное взаимодействие;

3) самоопределение команды;

4) развитие рефлексии.

3. Сравнение эмоционального состояния с цветом, напитком, природным явлением способствует развитию:

1) рефлексии;

2) креативности;

3) сензитивности;

4) образного мышления.

4. Упражнение «Художники» направлено, прежде всего, на развитие:

1) креативности;

2) коммуникативных навыков;

3) командного взаимодействия;

4) рефлексии.

5. Упражнение, в котором необходимо угадать количество рук, приложенных к спине, направлено на развитие:

1) сензитивности;

2) рефлексии;

3) группового сплочения;

4) креативности.

6. Упражнение, в котором без предварительной договоренности должны одновременно подняться количество участников, равное названному числу ведущим, не позволяет выявить:

1) невербальное взаимодействие участников;

2) социальную лень участников;

3) организованность группы;

4) лидерство, инициативность.

7. Ролевая игра «Князь» направлена в первую очередь на:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) расшифровку невербальных средств общения;

3) командное взаимодействие;

4) развитие сензитивности.

8. Упражнение «Иностранец и переводчик» направлено на развитие:

1) групповой сплоченности;

2) навыков ведения деловой беседы;

3) навыков активного слушания;

4) самосознания.

Итоговый тест проверки знаний

1. Социально-психологический тренинг представляет собой:

1) метод преднамеренных изменений;

2) метод психологического консультирования;

3) современный вид молодежного досуга;

4) обучающую программу.

2. Тренинговые методики в теоретическом аспекте ближе всего к идеям:

1) гуманистической психологии;

2) психоанализа;

3) экзистенциональной психологии;

4) бихевиорального подхода.

3. Первые тренинги связаны с идеями и именем:

1) З. Фрейда;

2) К. Левина;

3) К. Роджерса;

4) Ф. Перлза.

4. Формирование умений справляться с конкретными проблемами и приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам характерно для:

1) Т-групп;

2) групп встреч;

3) психодрамы;

4) бихевиорально-ориентированных групп.

5. Ролевая игра – основной метод в:

1) трансактной модели тренинга;

2) психодраме;

3) когнитивно-поведенческой модели;

4) гештальт-модели.

6. Национальная лаборатория тренинга впервые появилась в:

1) Советском Союзе;

2) США;

3) Германии;

4) Швейцарии.

7. Максимально недирективный стиль управления группой характерен для:

1) Т-групп;

2) групп встреч;

3) психодраматических групп;

4) гештальт-групп.

8. Работа с поведенческими проявлениями, с интерпретацией поведения характерна для:

1) психодрамы;

2) когнитивно-поведенческой модели;

3) бихевиорально-ориентированной модели;

4) трансактной модели.

9. Содержательная работа в тренинге должна привести к расширению следующей области (из схемы «Окошко Джогарри»):

1) открытой;

2) скрытой;

3) слепой;

4) неизвестной.

10. Оптимальные количественные границы в тренинговой группе составляют:

1) 2 – 5 человек;

2) 6 – 12 человек;

3) 5 – 10 человек;

4) 10 – 15 человек.

11. Активное распределение ролей между участниками группы характерно на фазе:

1) фрустрационной;

2) завершения;

3) ориентации и зависимости;

4) сотрудничества и устойчивой работоспособности.

12. «Развязывание» конфликта с ведущим может свидетельствовать о:

1) сплочении группы;

2) попытке самоутверждения лидера;

3) неподготовелнности тренера;

4) перераспределении ролей в группе.

13. Безусловное принятие каждого участника в тренинговой группе отражает принцип:

1) креативности;

2) партнерского общения (доверительности);

3) активности;

4) осознанности поведения.

14. Наиболее определенным и жестким стилем проведения занятий является следующий стиль ведения тренинга:

1) авторитарный;

2) тематический;

3) программный;

4) свободный.

15. С точки зрения временной организации тренинга наиболее бурные изменения в психическом строе участников оказывают (ет):

1) эпизодические встречи;

2) двухлетнее обучение;

3) регулярные занятия

4) интенсивный курс.

16. Прием модификации упражнения, при котором элементы действия, выполняемые в скрытой, внутренней форме, выносятся во внешний план действий: вербальный или практический, называется:

1) экстериоризация;

2) интериоризация;

3) драматизация;

4) стохастизация.

17. Прием модификации упражнения, при котором реально выполняемые действия заменяются на воображаемые, выполняемые во внутреннем плане, называется:

1) импровизация;

2) интериоризация;

3) интраперсонализация;

4) интерперсонализация;

18. Интерперсонализация представляет собой такой прием модификации упражнений, при котором:

1) персонально разнесенные действия выполняются одним участником;

2) случайное выполнение участниками компонентов упражнения;

3) воображаемое выполнение действия;

4) распределение между участниками компонентов упражнения.

19. Инструкция в упражнениях должна быть (отметьте лишнее):

1) подробной, с детальным разъяснением;

2) четкой;

3) ясной;

4) лаконичной.

20. Релевантность обратной связи заключается в следующем:

1) информация актуальна, своевременна;

2) информация соответствует по­требностям и коммуникатора, и реципиента;

3) информация от­носится к конкретному проявлению участни­ка.

21. Состояние тренинговой группы, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры, называется:

1) активностью группы;

2) пассивностью группы;

3) конфронтацией в группе;

4) организованностью группы.

22. Стремление членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других является проявлением:

1) агрессии;

2) конкуренции;

3) сотрудничества;

4) адаптации.

23. Взаимное приспособление членов группы друг к другу называется:

1) организованностью группы;

2) сплоченностью группы;

3) социальной адаптацией;

4) сотрудничеством участников.

24. Тип групповой активности, связанный с повышением общего коммуникативного уровня, называется:

1) производительный;

2) социальный;

3) творческий;

4) личностно-развивающий.

25. Эффект «синергии» проявляется в:

1) прибавочной интеллектуальной энергии, и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов;

2) изменении поведения человека в результате давления группы;

3) тенденции благоприятствовать членам своей группы;

4) усилении доминантных реакций в присутствии других.

26. Симптомом группомыслия, при котором группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов, называется:

1) стереотипизацией;

2) иллюзией единодушия;

3) самоцензурой;

4) рационализацией.

27. Распространение в группе идей, целей, норм и ценностей называется эффектом:

1) «маятника»;

2) «пульсара»;

3) «волны»;

4) «бумеранга».

28. Эффект социальной лени проявляется в:

1) изменении психофизиологических реакций в присутствии других людей;

2) уменьшении среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу;

3) следовании общим образцам поведения, примерам, принятым в группе;

4) направленности групповых интересов против интересов отдельных членов группы или всего общества.

29. Микрогруппа участников, ориентированных на коллективную работу и активно включенных в тренинговые занятия – «реальный актив» составляет от общей тренинговой группы примерно:

1) 5 %;

2) 25 %;

3) 55 %;

4) 15 %.

30. Понятие групповой динамики не включает в себя:

1) роль;

2) нормы;

3) индивидуальность;

4) лидерство.

31. Понятие нормы в тренинговой группе – это:

1) принятые правила поведения в социальных и асоциальных группах;

2) правила поведения, руководящие действиями участников группы;

3) принятые правила поведения, существующие в группе и любом обществе;

4) принятые правила поведения, руководящие действиями участников группы и определяющие санкции наказания при их нарушении.

32. В развитии тренинговой группы выделяются все стадии за исключением:

1) стадии агрессии;

2) стадии распада группы;

3) стадии развития межличностных отношений;

4) стадии устойчивой работоспособности.

33. Обратная связь, прежде всего, является фактором:

1) развития группы;

2) изменения участников;

3) управления группой;

4) распределения ролей в группе.

34. Раппорт – это:

1) копирование поведения другого человека для повышения степени его доверия к вам;

2) бессознательное отражение собеседником ваших действий;

3) отношение, построенное на взаимном доверии и признании;

4) понимание вербального и невербального сообщения.

35. Соответствие вербального сообщения его истинным желаниям, ценностям, убеждениям, называется:

1) коммуникативной конгруэнтностью;

2) коммуникативной компетентностью;

3) подстройкой;

4) раппортом.

36. Участники задают вопросы тренеру, направленные на демонстрацию собственных знаний, ведущему целесообразно:

1) ответить на вопросы;

2) переадресовать вопросы другим участникам группы;

3) попросить автора ответить на собственный вопрос;

4) оставить вопрос без внимания.

37. Интерпретация сообщения относится к техникам:

1) нерефлексивного слушания;

2) активного слушания;

3) эмпатического слушания;

4) пассивного слушания.

38. Упражнение, в котором ведущий называет число, равное или меньшее количеству участников, необходимо одновременно встать числу людей, названному ведущим, при этом нельзя переговариваться, направлено на все за исключением:

1) командное взаимодействие;

2) выявление лидерства;

3) развитие эмпатийности;

4) выявление инициативных, ответственных участников.

39. Упражнение «Испорченный телефон» направлено в первую очередь на развитие:

1) креативности;

2) умения слушать;

3) командного взаимодействия;

4) сензитивности в общении.

40. Деловые имитационные игры, такие как: «Катастрофа на воздушном шаре», «Кораблекрушение», «ЧП на Луне» направлены на все нижепречисленное за исключением:

1) командное взаимодействие;

2) принятие групповых решений;

3) развитие лидерских качеств;

4) решение личных проблем в общении.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература.

 

а) основная литература.

 

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн .— СПб. : Питер, 2007. – 271 с.

2. Арбузова Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И.Анисимов, О.В. Шатрова. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с.

3. Трифонова Т.А. Основы психологического тренинга в группах : учеб. пособие / Т.А. Трифонова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (Казань), 2014. – 208 с.

4. Трифонова, Т. А. Основы социально-психологического тренинга / Т. А. Трифонова.- Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2008.- 188 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. – М.: Служба доверия, 1999. – 315 с.

2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2001. – 150 с.

3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы).

Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов: Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса / Д. Валкер. – СПб.: Светлячок: Речь, 2001. – 128 с.

4. Ван Ментс М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / М. Ван Ментс. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

5. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

6. Вачков И. Основы группового тренинга / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 215 с.

7. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники (Учебно-методическое пособие к урокам творческого мастерства) / С.В. Гиппиус. – М.: Искусство, 1967. – 250 с.

8. Дерманова И.Б. Межличностные отношения. Психологический практикум / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.

9. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: ЛГУ, 1985 – 167 с.

11. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Моногр./ Т.В. Зайцева. – СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. – 80 с.

12. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: ЛГУ, 1989. – 55 с.

13. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П. Захаров. – Л.: ЛГУ, 1990. – 70 с.

14. Каменюкин А.Г. Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

15. Келли Г. Тренинг принятия решения / Г. Келли, Р. Армстронг. – СПб.: Питер, 2001. – 185 с.

16. Клюева Н.В. Программы социально-психологических тренингов / Н.В. Клюева, М.А. Свистун. – Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992. – 205 с.

17. Книппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с нем / Д. Книппер. – М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. – 224 с.

18. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 144 с.

19. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – 3-е изд. / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 1999. – 191 с.

20. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 225 с.

21. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 345 с.

22. Курбатов В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 175 с.

23. Лебедева Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учеб. пособ. для студ. психол. спец. / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. – М.: Привет, 2004. – 358 с.

24. Ли Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

25. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособ. / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с. – (для студ., обуч. по психолог. спец.).

26. Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. – М.: Эксмо, 2002. – 225 с.

27. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2001. – 190с.

28. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе / Г. Макмахон. – М.: Эксмо, 2002. – 165 с.

29. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – М.: Совершенство, 1998. – 130 с.

30. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография / С.И. Макшанов. – СПб.: Образование, 1997. – 250 с.

31. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге: Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 189 с.

32. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 256 с.

33. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.

34. Перькова О.И. Интеллектуальный тренинг: Учеб.-метод.пособ./ О.И. Перькова, Л.И. Сазанова. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2002. – 221 с.

35. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002. – 216 с.

36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

37. Петрушин С.В. Секреты открытого общения / С.В. Петрушин. – Казань: Татиздат, 1994. – 112 с.

38. Петрушин С.В. Игротека для взрослых (200 упражнений СПТ): методические рекомендации / С.В. Петрушин. – Москва-Казань: НМЦ, 1989. – 70 с.

39. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе: Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек / С.В. Петрушин. – М.: Академич. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 256 с.

40. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб.: ИГУП, 1997. – 115 с.

41. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.

42. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков. – М.: Академия, 1993. – 180 с.

43. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. — СПб.: Речь, Ин-т Тренинга, 2000. – 256 с.

44. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.

45. Ромек В. Тренинг наслаждения / В. Ромек, Е. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 135 с.

46. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер с англ. / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1990. – 356 с.

47. Рэйс Ф. 500 лучших советов тренеру / Ф. Рэйс, Б. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 87 с.

48. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум / Н.В. Самоукина. – Дубна: Феникс +, 2000. – 197 с.

49. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 234 с.

50. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.

51. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: авторская концепция / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

52. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2004. – 208 с.

53. Смит Дж. Мануэль. Тренинг уверенности в себе / Дж. Мануэль Смит. – СПб.: Речь, 2001. – 244 с.

54. Слаква С.П. Психология малой группы: Учеб. пособие. / С.П. Слаква; Под ред. И.А. Рябовой, С.Н. Путилиной. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с.

55. Соснин В.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения / В.А. Соснин, П.А. Лунев. – М.: Академия, 1996. – 120 с.

56. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов / Н. Стимсон. – СПб.: Питер, 2002. – 210 с.

57. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. – СПб.: Питер, 2001. – 165 с.

58. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практич. пособ.: Пер. с нем. 2-е изд. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.

59. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. Библиотека психологии и психотерапии / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.

60. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л.Н. Шепелева. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.