Понятие социально-психологического тренинга
Понятие «тренинг» в современной научно-методической литературе имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока еще нет.
Тренингпредставляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (Психологический словарь, 1990).
Определяют его и как метод социально-психологи ч ее кой подготовки, развития личности, как комплекс активных групповых методов и процесс преобразующего воздействия на личность, а также форму групповой коррекции коммуникативного действия человека, эффективного конструирования самоактуализирующейся, самоадаптирующейся личности.
Специфическими чертами тренинга являются:
построение работы на ряде специфичных принципов; нацеленность на психологическую помощь членам группы;
наличие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренинга;
акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принципами тренинга;
использование активных методов работы; объективизация субъективных чувств участников;
психологический комфорт на занятиях.
Рассматривая тренинг как метод психологической коррекции, его можно представить как тренировку, упражнение, результатом которого становится система умений и навыков эффективного поведения, необходимого личности для взаимодействия с другими людьми.
Виды социально-психологического тренинга
Большинство зарубежных тренингов классифицируются по принципами общения:
перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе.
По содержанию задач, решаемых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская):
1) ориентированные на развитие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты;
2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в целом.
Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.
Тренинг педагогического общения 2
... контроля, № семестров) Входной: тестирование рубежный: по разделу 1. «Общение как межличностное взаимодействие», по разделу 2. «Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности» – тестирование, по разделу ...
Перцептивный (коммуникативный) тренингпредполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения.
Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представления о людях, заставляет искать пути самосовершенствования.
В ходе этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и поступки воспринимаются со стороны. О
снову составляет организация намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «индивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».
Социально-психологический тренинг поведения(М. Форверг) направлен на изучение социального поведения через отношение человека к окружающему миру и самому себе.
Цели тренинга заключаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, развитии навыков саморегуляции.
Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективированном.
Тренинг позволяет создать условия для такого объективирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражающихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расширении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.
Когнитивный тренинг (мыслетренинг)направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих поэтому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих трудностей. Он основан на признании решающей роли знания человека о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная карта образа собственного «Я», которая становится регулятором самопрограммирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програмзироватъ поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как особая чувствительность, способствующая формированию социального интеллекта.
Тренинг личностного ростапредполагает совершенствование личности с помощью формирования умений самоанализа, самопознания.
Гештальт-тренингнаправлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.
Тренинг трансактного анализапризван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.
Тренинг индивидуального стиля.Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуального стиля в условиях межличностного общения, отработка навыков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.
Тренинг социализации личностипредставляет собой разновидность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возможностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жизни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помощью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедеятельности и решить затруднительные ситуации.
Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов ...
... действия 4) комплексы 5) акцентуации Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1) Фаза I Активация. 2) Фаза ... 2)сангвинику 3)флегматику 4) меланхолику 2. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: 1) интровертированного 2) экстравертированного 3) интропунитивного 3. ...
Групповая форма работы
Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает групповую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга.
Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элементов.
Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему.
Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет самому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают восприятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезентации, демонстрируют разные модели поведения.
Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он показывает свою личность с помощью общих знаний и тех составляющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.
Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.
Экспериментирование — третий важный элемент обучения, основанный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя более уверенно в реальной ситуации.
Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными; нужны доверие, внимание, активность участников группового процесса. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание процедуре подбора участников тренинга.
Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению высока.
Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава, В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, уменьшается время для индивидуального выступления каждого участника, утомительно выслушивать, запоминать большое количество высказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 3
... всего общества; формирование и развитие двигательных навыков и умений. В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями люди овладевают новыми двигательными действиями и совершенствуют ранее приобретённые. Данная задача ...
Успешность функционирования группы определяется и степенью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение между официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защищают права члена группы, являются стандартом поведения.
Групповая динамика
Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).
Подготовка условий для работы с группой
Помещение. Для создания комфортной обстановки во время занятия следует учесть следующие требования к помещению, в котором будет проводиться тренинг: удобная мебель, изолированность, в комнате должна быть возможность создать замкнутое пространство из столов и стульев и необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнообразными предметами.
Средства обучения. Технические средства: аудио- и видеозаписи, видеомагнитофон и видеокамера. Учебно-методические средства: различные опорные схемы, отражающие содержание занятий, планшеты, бумага, разнообразные распечатки, фломастеры, цветные мелки, карандаши.
Участники. План подготовки заключается в следующем:
1. Ведущий определяет круг вопросов, на которые ему надо ответить: что это будет за группа? Каковы ее цели? В чем будут проявляться основные функции ведущего при работе с данной группой?
2. Ведущий планирует, с чего он начнет общение с группой:
— способы установления контакта;
— определение целей тренинга в целом, конкретных занятий;
— фиксирование правил и норм. Он может написать для участников своеобразную памятку, в которой будут указаны права и обязанности участников;
— составляет список литературы, полезной участникам для работы в тренинге.
3. Если требуется, ведущий должен продумать способы отбора участников для работы в тренинге.
Методика занятия
Сценарий любого занятия предполагает некоторый алгоритм. В нем есть вступление, описание ситуаций общения, их моделирование в виде игры или упражнения, создаются установки на анализ участниками собственного поведения, проводится рефлексия результатов и, наконец, осуществляется обратная связь в виде подведения итогов, резюмирования.
Начало занятия.Предваряет занятие так называемая увертюра, выполняющая роль введения участников в тренинг, создающая определенный настрой на занятие, формирующая мотивационную готовность к осуществлению целей, содержания тренинга, задающая динамику занятия. Для этого используются специальные приемы, позволяющие настроиться на игровую атмосферу тренинга: психотехники; детские подвижные игры, вызывающие резонанс детских воспоминаний и чувств; игры-разминки типа «Знакомства», помогающие наладить позитивный контакт, разнообразные варианты приветствия.
Одним из моментов начала занятия является фокусирован невнимания участников на мотивах присутствия, чувствах, осознанности восприятия заданий. Важно провести ниточку от занятия к занятию. Реализуются эти задачи в «Круговой процедуре», когда каждому дается немного времени для высказываний. Эта техника позволяет выполнить еще одну важную задачу: участник получает ощущение того, чего хотят от него другие. Здесь следует учесть временные рамки выступления, дабы не затянуть процедуру и дать возможность высказаться всем. Ведущий не вмешивается в процесс, но, чтобы его как-то регламентировать, можно предложить участникам следующие вопросы и задания:
Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга
... занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе ... слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Упражнение “Дождик” Цель: сплочение группы. Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим. ...
— Чего вы больше всего хотите от сегодняшнего занятия?
— Пусть каждый по очереди закончит предложение: «В настоящий момент я осознаю, что…»
— Закройте глаза. Подумайте, чего вы хотите и что готовы сделать для достижения своих целей.
— Если бы ваш лучший друг представлял вас этой группе, то что бы он сказал?
— Чем, по-вашему, это занятие должно отличаться от предыдущего?
— Размышляли ли вы о том, что говорили на прошлом занятии?
— О чем вы подумали, готовясь сегодня идти в группу?
— Что вам хочется изменить, когда вы думаете о группе и о том, как вы в ней себя чувствуете?
На начальном этапе происходит также ознакомление участников с целями данного занятия, актуализируется проблема, которая должна быть рассмотрена.
Основная часть.Содержание тренинга составляют специально подобранные упражнения, каждое из которых и все вместе реализуют цели конкретного тренингового занятия.
Различают три группы упражнений (Б. Д. Парыгин):
1. «Сухие упражнения» (по аналогии с сухим плаванием).
Это разучивание приема под контролем ведущего и всей группы — «вот так надо делать».
2. «Полусухие упражнения». Закрепление происходит путем диалогов, т. е. упражнений в тройках, парах, но без видеофиксации.
3. «Мокрые упражнения» (видеоупражнения) проигрываются в форме группового диалога с видеофиксацией и последующим групповым анализом и обсуждением их успешности. Дается оценка. В последовательности предъявления упражнений следует идти от простого к сложному. Нецелесообразно предлагать «полусухие упражнения», не освоив «сухие».
При разработке упражнения, во-первых, происходит выдвижение общей идеи и проектирование ее предметного содержания, реализующего основное назначение и функциональные задачи упражнения; во-вторых, продумывается процедура воплощения: общая структура, схема инструктивного управления, техническое и инвентарное сопровождение; в-третьих, определяются методы, реализующие упражнение на практическом занятии. Также выделяются общие характеристики и структура, место упражнения в общей про-I рамме тренинга или теме занятия, функциональная направленность ведущего при реализации упражнений.
В разработке упражнения важна его оптимальная функциональная ориентация. Она реализуется через (Л. А. Петровская):
1) демонстрацию, т. е. ориентирование на фиксацию в сознании участников какого-либо факта поведения, результата взаимодействия;
Тренинг Личностного роста для подростков
... количество участников тренинга 10 – 15 человек с повышенным уровнем тревожности и с заниженной самооценкой. Программа тренинга № занятия Тема Время на занятие Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения ... 1.Сформировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. 1.Ритуал приветствия 2.Общение 3.Репортер 4.Пишущая машинка 5.Сиамские близнецы 6.Рефлексия ...
2) дидактическое упражнение, которое направлено на формирование у участников определенной когнитивной схемы, необходимой на последующих этапах тренинга;
3) мотивирование, цель которого — активизировать у участников индивидуальную мотивацию на обучение;
4) проблематизацию, т. е. направленность на вскрытие проблемы каждого участника или ведущего группы;
5) феноменологию, которая предусматривает определение природы какого-либо психологического механизма диалогического группового взаимодействия;
6) тренаж, т. е. выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка;
7) синтез — реализацию участниками усвоенных знаний и отработанных целей;
8) личностную психокоррекцию, которая направлена на изменение определенной личностной особенности;
9) психодинамику, т. е. поддержание групповой атмосферы;
10) предметное содержание — явления и события, поведенческий рисунок, которые определенным образом моделируются в логике программы;
11) групподинамический эффект, выраженный в последствиях от проведения упражнения;
12) рамки вариаций упражнения, которые определяются знанием потенциальных возможностей упражнения, обусловленных его содержанием.
Условия реализации упражнения выражаются в решении противоречия: с одной стороны, вся программа тренинга призвана обеспечить создание системы ситуаций воздействия, всякое изменение в которой в виде вычленения, замены элементов заметно сказывается на эффективности всей ситуации взаимодействия; с другой — при конкретном заказе приходится через использование упражнений частично модифицировать программу, адаптируя ее к контингенту обучаемых, условиям, особенностям тренинга, динамике группового процесса.
Ведущий составляет план упражнения. Ключевые моменты последнего такие:
1. Во время тренинга упражнения предлагаются участникам на четырех уровнях: для всей группы; по подгруппам; интерперсональное упражнение в рамках группы, когда есть распределение ролей, в частности «наблюдателя»; интраперсональное — индивидуальное.
2. Выделяется цель упражнения, как явная, так и скрытая. Для того чтобы подтвердить цель, следует понаблюдать за участниками, определить, сколько человек будут участвовать в упражнении, какие роли они сыграют, что будут делать.
3. Основу занятия составляют экспериментальные упражнения, в которых четко определена последовательность действий, выделены возможности проведения интенсивной творческой дискуссии, продуманы моменты для создания хорошего настроя на обучение.
4. Необходимо обозначить отдельные шаги и действия в реализации упражнения. При его подготовке следует акцентировать внимание на возможных проблемах, которые могут возникнуть в ходе реализации упражнения.
5. Каждый вид упражнения обсуждается группой. Это происходит в форме групповой дискуссии. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник был активен.
6. План упражнения должен соответствовать плану занятий.
Важной методической основой реализации упражнения является анализ. Анализ упражнения, или стадия «дебрифинга», основан на выражении эмоций по поводу выполненного задания. Человеку нужна определенная смелость, чтобы высказаться в присутствии других о своем опыте, о себе. Участникам предлагается завершить работу в упражнении оценкой ее результатов.
Упражнение как подготовка к этюду. Тренинг творческой психотехники
... Только на постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью» (второй раздел системы). «…тренинг актерской психотехники включает в себя индивидуальные упражнения «на память физических ... - писал он, - тогда вы сможете стать великими артистами», ибо все упражнения актерского тренинга носят игровой характер, свойственный играм детей (в том числе и с воображаемыми ...
Они говорят по очереди о том, что им меньше/больше всего понравилось делать; о трех любых навыках, полученных в ходе упражнения.
Окончание занятия.Каждое занятие заканчивается анализом и групповым обсуждением проделанной работы. Это важная часть каждой встречи. Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Считаете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?», «Скажите кратко о том, чего вы не сказали в течение занятия», «Как бы вам хотелось измениться к следующему занятию?». Личное участие каждого в работе группы важно подчеркнуть, для этого в конце дня можно выполнить такое задание: «Скажи соседям справа и слева, что им помогает в работе».
По мере накопления опыта обсуждений формируется групповой опыт и стиль анализа, тренируется групповой механизм принятия решений. Имеет смысл выслушать всех участников. Ведущий тоже делится своими чувствами. В ходе постоянной работы по анализу занятия иногда выделяется «главный аналитик группы», который помогает быстрее усваивать программный материал. Но его чрезмерная активность может подавлять инициативу других членов группы, поэтому таких людей следует контролировать. Если «аналитик» давит своей инициативой, ведущий «сбивает» его вопросом «А кто думает иначе?» или «Что можно добавить?». Сушествует несколько вариантов последовательности обсуждения занятия. Вот один из них.
Схема обсуждения занятия
1. Дать высказаться каждому.
2. Отметить общие положительные достижения.
3. Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.
4. Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без не рсонификации).
5. Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.
6. Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.
7. Подчеркнуть, что эти упражнения завтра нужно выполнять еще лучше.
8. Сказать о своих чувствах.
Анализ занятия можно осуществить с помощью просмотра видеозаписи. Здесь подчеркиваются возможности использования тех пли иных приемов. Видеозапись обеспечивает приобретение участниками положительного опыта узнавания и использования приемов слушания, их тренировку в жизни.
Рефлексия происходящего в группе осуществляется ведущим и участниками в ходе ответов на вопросы: «Какой цели я хочу достичь?», «Почему я хочу достичь этой цели?», «Какими средст-иами я собираюсь ее достичь?», «Расскажите, если такие случаи были, о формах вашего уклонения от работы и о том, как вы готовы поступить в следующий раз», «Что вам хотелось бы изменить в своем поведении в следующий раз?». Эти вопросы позволяют сфокусировать внимание на направлении развития отношения участников к ведущему, другим, самому себе, групповому процессу.