Утверждаю 33

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат медицинских наук, доцент

полковник внутренней службы,

Д.Н. Церфус

«_____» ______________ 20__ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Экстремальная психология»

Тема № 2.2. Особенности общения с пострадавшими в ЧС

Приемы общения с пострадавшими в ЧС

Направление подготовки (специальность)

280705.65 «Пожарная безопасность»

Квалификация специалист

Обсуждены на ПМК (секции)

« » __________20__ г

Протокол №_____

Санкт-Петербург

I. Цели

Учебные:

1. Закрепить и углубить теоретические знания общих принципов и особенностей общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.

2. Выработать первоначальные навыки общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.

3. Развить качество усвоения обучающихся учебного материала.

Воспитательные:

4. Воспитать у обучающихся стремление к углубленному освоению материала по теме занятия.

II. Расчет учебного времени

Содержание

и порядок проведения занятия

Время,

мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Приемы активного слушания.

2. Понятие «личностный ресурс».

3.Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

4. Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10

160

40

40

40

40

10

III. Литература

Основная

  1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013. – 161 с.
  2. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/10915
  3. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика, 2013. http://iprbookshop.ru/15604

Дополнительная

  1. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. Учебное пособие, 2010. http://iprbookshop.ru/8882
  2. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
  3. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с.

Нормативные документы и интернет-ресурсы:

  1. Интернет служба Экстренной психологической помощи МЧС России. [Электронный ресурс] — URL: http://psi.mchs.gov.ru/.
  2. Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mchs.gov.ru .
  3. Psychology [Электронный ресурс] // ScienceDirect. – URL: http://www.sciencedirect.com.
  4. IPRbooks [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. – URL: iprbookshop.ru
  5. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru
  6. Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России, 2006 г.
  7. Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.
  8. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
  9. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
  10. Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
  11. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, слайды.

2. Конспект лекций по теме № 2.2.

V. Методические рекомендации преподавателю по подготовке к проведению практического занятия

При подготовке к занятию необходимо изучить учебные вопросы, структуру и содержание практического занятия, ознакомится с литературой и методическими рекомендациями, уточнить количество и готовность рабочих мест к проведению практического занятия обучающимися. По завершении личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения практического занятия с указанием времени, отводимого на отработку учебных вопросов.

Во вводной части занятия (10 мин) проверить наличие обучающихся на занятии. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы, актуальность изучаемой темы, а также акцентировать внимание практическую значимость изучаемого материала в дальнейшей практической деятельности.

Актуальность. Общение с пострадавшими в чрезвычайной ситуации является неотъемлемой частью работы спасателя.

Обсуждение первого учебного вопроса (20 мин) начать с отработки приемов активного слушания.

1) Участники делятся на мини группы (по трое): «наблюдатель», «говорящий», «слушающий». Ведущим выбирается один из приемов активного слушания и предлагается тройкам. «Говорящий» и «слушающий» ведут беседу, используя этот прием. «Наблюдатель» следит за ходом беседы и оценивает правильность выполнения упражнения. По окончанию выполнения упражнения роли участников меняются. После чего осуществляется групповое обсуждение, где участники комментируют свои ощущения, оценивают результат своего взаимодействия и т.п.

Далее выполнить упражнение, направленное на отработку стереотипов в общении.

2) Участникам приклеиваются на спину таблички с определенным «ярлыком» (ролью) так, чтобы сами участники свою роль не видели. Условие: группа общается друг с другом, учитывая при этом роли каждого. Задача: определить свой «ярлык» и попытаться его «снять», не нарушая границы свои и собеседника.

Следующее упражнение, направленное на отработку взаимодействия, ориентированного на получение совместного результата.

3) Участники делятся на диады, руку одного и другого участника связывают вместе. При этом в одних парах даётся установка ориентироваться на совместный результат, а в других диадах – принять лидерство на себя и руководить процессом. Задача: совершить совместное действие, используя только «общую» руку. Обсуждение: легко или тяжело было выполнять общие действия? Что помогало, что мешало? Каким парам было легче работать? Какие чувства испытывали члены разных пар?

Как вы помните, адекватное взаимодействие с пострадавшими может помочь в проведении аварийно-спасательных работ, а также оказать положительное влияние на специалиста. Грамотный подход к установлению и поддержанию контакта позволяет избежать многих негативных последствий. Однако не стоит забывать, что пострадавшие могут находиться в таком состоянии, которое осложняет установление контакта.

Далее рекомендуется привести пример.

Горноспасатели, работая на одной из шахт, проводили эвакуацию пострадавших шахтеров. Двое из них демонстрировали неадекватное поведение: отбивались от специалистов, громко кричали при малейшем прикосновении (несмотря на незначительность физических травм), сами при этом идти отказывались. Такое их поведение объясняется сильным страхом, который они испытали во время аварии.

Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Сталкивались ли вы в своей профессиональной деятельности со сложностями в установлении контакта с пострадавшими?
  • В чем именно заключались эти сложности?

Общаться с людьми, пережившими эмоциональное потрясение, достаточно сложно. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь. Несомненно, в каждом конкретном случае существуют свои особенности построения общения с пострадавшими. Но существует ряд общих принципов, которые позволяют осуществлять его более эффективно.

Общие принципы общения с пострадавшими:

  1. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.
  2. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов, так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Следует избегать длинных предложений с множеством связок.
  3. Необходимо избегать в речи частицы «не». Важно помнить, что пострадавшим сложно планировать свою деятельность. Поэтому когда специалист им говорит, что не нужно делать, они не всегда могут понять, что же сейчас нужно делать. Гораздо эффективнее будет давать прямые указания.
  4. Речь должна быть четкой и достаточно медленной с элементами внушения: «Помощь пришла!», «Слушай меня!». Такая речь может успокоить пострадавшего, сконцентрировать его внимание на специалисте.
  5. Необходимо контролировать информацию, которая может быть случайно услышана пострадавшими. Мы уже говорили о том, что пострадавшие могут неверно интерпретировать или придавать чрезмерное значение отдельным обрывкам фраз, словам. Важно, что пострадавший может неверно истолковать не только речь, обращенную к нему, но и обращать внимание на разговоры специалистов между собой.
  6. Не нужно давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Во-первых, это накладывает на вас дополнительную ответственность. Во- вторых, в дальнейшем это может привести к трудностям: если обещание не выполнено, информация об этом может быстро распространиться среди пострадавших, сформировать у них негативное отношение к специалистам.
  7. Существует запрет на фразу: «Все будет хорошо!» У многих пострадавших она способна вызвать агрессию. Например, если личностный смысл ЧС для пострадавшего заключается в том, что вся дальнейшая его жизнь разрушена. Это может крайне негативно отразиться на взаимодействии с пострадавшим.
  8. Необходимо демонстрировать уверенность, контроль над ситуацией. В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, паника. Эти интонации может уловить пострадавший, что повлияет на его эмоциональное состояние.
  9. Специалист должен осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием.

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Использовали ли вы уже в своей работе какие-то из этих принципов?
  • Почему специалисту важно отслеживать собственное эмоциональное состояние?

Рекомендации по ведению. На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение с последующим его обсуждением.

Инструкция. Опираясь на только что озвученные принципы общения с пострадавшими, определите, какие фразы из списка отвечают перечисленным требованиям, а какие являются неверно построенными. Несомненно, в некоторых случаях могут оказаться эффективными и те фразы, которые не отвечают общим принципам. В том случае, если вы заметили такую фразу, аргументируйте ее эффективность.

  • Посмотри на меня.
  • Я не знаю, когда прибудут медики.
  • Нужно быть сильным.
  • Не надо так кричать.
  • Отойди и встань там.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, каким образом можно изменить те фразы, которые вы отметили как неверно построенные, чтобы они отвечали общим принципам общения с пострадавшими?

В общении с людьми, находящимися в особом состоянии, имеет большое значение навык конструктивного общения. С помощью него можно эффективнее выстраивать свою работу, сохраняя собственные силы для продолжения профессиональнойдеятельности. Несомненно, часто деятельность горноспасателей осуществляется в условиях, когда общение невозможно реализовать. В таких случаях особую роль приобретает невербальный контакт с пострадавшим: жесты, позы, зрительный контакт, характер прикосновений и пр. То есть, даже не имея возможности выстроить общение в словесной форме, можно оказать влияние на пострадавшего особым образом выстроенным поведением.

ОБЩЕНИЕ С ПОСТРАДАВШИМ В ОЧАГЕ ЧС

(группа пострадавших «жертвы»)

Сейчас мы рассмотрим основные принципы общения с одной из групп пострадавших — жертвами. Это та категория, с которой горноспасатели чаще всего сталкиваются в ходе проведения работ. Жертвы — группа пострадавших, к которой относятся люди, временно изолированные в очаге ЧС (например, находящиеся под завалом).

Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, которые мы рассмотрели, но имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми включает в себя:

  • работу с жертвой в течение проведения аварийно-спасательных работ;
  • работу после извлечения (этап, предполагающий «правильную» передачу медицинским работникам или родственникам).

Работа с жертвой (в сознании) в течение аварийно-спасательных работ:

  1. Стараться удерживать человека в сознании, чего можно достичь за счет общения с ним.
  2. Один из специалистов может быть «заговаривающим» лицом, т.е.

общаться с жертвой в течение проведения работ.

  1. При возможности необходимо поддерживать физический контакт (взять человека за руку, за ногу).

    Зачастую также важен и зрительный контакт. Для человека это показатель того, что специалист сконцентрировал свое внимание на нем, поддерживает его.

  2. Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека.

Сбор информации о жертве включает в себя:

  • имя пострадавшего;
  • информацию о его физическом самочувствии (что болит, как дышит);
  • информацию о том, что вокруг (звуки, запахи, свет, температура), в том случае, если пострадавший изолирован и у вас нет возможности самостоятельно оценить окружающую обстановку;
  • информацию о том, кто был с ним во время трагедии;
  • информацию о том, кто может находиться поблизости с ним.

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется задать несколько

вопросов участникам.

  • Как вы думаете, чем может помочь данная информация самим специалистам?
  • Как эта информация может использоваться при проведении аварийно- спасательных работ?
  • Какую информацию мы можем предоставить жертве ЧС?
  • Что важно услышать человеку, изолированному в очаге ЧС?

Информация для жертв предоставляется следующая:

  • информация о том, что специалисты прибыли и делают всё для его спасения;
  • информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, так как это одно из главных средств к его спасению;
  • информация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации;
  • информация о необходимости максимальной экономии собственных сил, что можно достичь с помощью: закрытых глаз, медленного, неглубокого и через нос дыхания;
  • информация о том, что высвобождение может занять больше времени, чем хочется пострадавшему;
  • комментирование действий горноспасателей по извлечению пострадавшего.

Работа с жертвой после ее извлечения

Данный этап является заключительным. Основная цель заключительного этапа — «правильная» передача пострадавшего другим специалистам (медикам).

Специалисту важно дать понять пострадавшему, что его передают другим специалистам, которые сделают все, что в их силах, чтобы ему помочь. Это необходимо, поскольку люди, пострадавшие в ЧС, не всегда способны четко осознавать происходящее и могут неверно истолковать ваши действия.

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Были ли случаи, когда вам приходилось оказывать психологическую поддержку пострадавшим?
  • Какие методы вы использовали для установления контакта с пострадавшим?

Рекомендации по ведению. На данном этапе занятия рекомендуется просмотр видеофрагмента «Интервью об оказании ЭПП пострадавшей» с последующим обсуждением.

Инструкция к просмотру. Сейчас мы посмотрим видеоролик, посвященный рассказу пострадавшей о ходе проведения работ, о взаимодействии со специалистами. Постарайтесь понять, была ли оказана психологическая поддержка девушке. Отметьте, что для данной пострадавшей было важным в общении со специалистами.

Примерные вопросы для обсуждения после просмотра:

  • Как вам кажется, что было важным для пострадавшей при взаимодействии со специалистами?
  • Была ли ей оказана психологическая поддержка?
  • Какие недостатки были отмечены в общении специалистов с пострадавшей?
  • Можете ли вы сказать, что еще мог бы сделать специалист при взаимодействии с пострадавшей для улучшения ее состояния?

По окончании учебного вопроса подвести итоги рассмотрения первого вопроса и приступить к рассмотрению второго учебного вопроса.

Обсуждение второго учебного вопроса (20 мин) начать с отработки упражнения поиск ресурса.

a) ведущим зачитываются карточки с неприятными ситуациями. Группе необходимо найти как можно больше ресурсов для данной ситуации.

Законспектировать в тетрадях определения и основные положения выступления. Затем провести опрос. По окончании рассмотрения второго учебного вопроса подвести итоги и приступить к рассмотрению третьего учебного вопроса.

Обсуждение третьего учебного вопроса (30 мин) начать с обсуждения особенностей общения с человеком, переживающим горе, утрату.

Прочтите отрывок из записи первой встречи с пациенткой, пере­несшей утрату (интервью 1).

• Предположите, какой условно выделенной фазе горя соответ­ствуют переживания.

• Есть ли признаки депрессии?

• Каковы физические симптомы?

• Есть ли признаки возможного развития патологической реак­ции горя?

Выполняя это задание, не забывайте, что такое «препарирование» тяжелых чувств страдающего человека может быть оправдано только профессиональной необходимостью научиться их понимать и выст­раивать стратегию помощи.

Интервью 1 (отрывок)

Пациентка (женщина 26 лет)- (П): Я понимаю, что вы не можете мне ничем помочь, пришла я к вам только из-за ребенка. Может быть, посоветуете, как вести себя… У меня муж погиб (пауза, сдерживает рыдания)… недавно.

Консультант (К): Ужасно… Какой ужас вы переживаете… Я поста­раюсь помочь, чем смогу (пауза).

Как же это случилось?

(П): Они перевернулись. Ехали вместе с братом. У брата ни одной царапины… Муж был за рулем. Сразу за постом ГАИ. И скорость была маленькая. Никто не понял, что произошло. Перелом шеи. Выехал трейлер, он хотел в сторону… перевернулась машина. Он сразу умер. Потом привезли тело… не сразу. Погиб возле Пскова, в России. По­ка оформляли все. Только через три дня. Я не верила, не верила, по­ка не увижу. Детей отвезли к бабушке. Они не были дома, когда хо­ронили. Я не могла сыну сказать. Просила всех, соседей, родствен­ников, чтобы не говорили. Привезли их домой, детей. Здесь все убрали, никаких следов нет. Он знал, что папа уехал. И ждет его, ко дню рождения подарок он обещал ему привезти… Извините… (сдерживаемые рыдания).

(К): Пожалуйста, не сдерживайте себя, плачьте… не нужно сдер­живаться (пауза).

(П): (плачет)… (К): Когда погиб ваш муж?

(П): Сегодня двенадцатый день. А ребенок вышел во двор, дети ему говорят: «Твой папа умер, его хоронили!» Это дети. Значит, из взрослых никто не подумал сказать, чтоб не трогали его. Он прибежал: «Мама, де­ти говорят, что папу нашего хоронили! Он же с дядей Олегом уехал, ма­ма!» Я говорю: «Да, сынок. Дети ошиблись. Это был другой дядя». Дима когда уезжал, сын каждый день его ждал. Он был таким отцом — идеаль­ным. Его все любили: свои, чужие дети. Он мог с детьми возиться день и ночь…, говорил: «У нас будет трое». Мне говорили: «Как тебе повезло!» (пауза).

Я сыну ни за что не скажу, что его нет. Я не могу его видеть, я не могу себя сдерживать. А он уже на улицу не идет. Он говорит: «Мама, по­чему ты плачешь?», дергает меня, постоянно что-то просит.

(К): Наверное, он догадывается, что в доме беда случилась. Скрыть же невозможно свое состояние. Тем более, ему сказали дети. И он не знает, кому верить. Сколько ему лет: пять, больше? (П): Будет шесть в мае.

(К): Он не знает, что делать, как и вы. Вам сейчас очень тяжело. И ему тоже очень плохо. Это самое тяжелое время. Может быть, вам бу­дет легче, если вы будете вместе плакать, сейчас вы одна и сын один. Кто-нибудь еще есть дома, кроме вас, кто мог бы с ним поговорить? (П): Сестра моя у нас ночует, днем она учится. Но она еще сама ре­бенок. А дочке два года. Она ничего не понимает. Хочет играть. Все время капризничает. А я не могу их видеть. Я никого и ничего не хочу. Я не хочу никого, кроме Димы, как вы не понимаете! Я не могу вместе с сыном плакать, я сойду с ума. Опять отвезти их к маме?

(К): Если вы отвезете, останетесь одна? Вряд ли так будет лучше. Вы физически как себя чувствуете?

(П): Не знаю. Я ничего не чувствую, кроме боли… Я не сплю. Но я не хочу никаких лекарств. Я не больная! У меня столько злости! Я нена­вижу всех. Я ненавижу Бога, если он есть. Так не могло случиться. По­чему живут негодяи, а Дима погиб? Нет никакого Бога. За что ребенку такое? Он никогда никому не сделал ничего плохого. Он был… просто… Все к нему шли, он ни одному человеку не отказал в помощи. И сейчас он поехал из-за брата, машину ему перегнать. Они все пользовались….

(П): Наверное, у него было много друзей….

(К):У него друзья и школьные, и институтские, и братья двоюрод­ные, и соседи… Он всегда среди людей… (далее рассказ о муже).

Сделать выводы.

По окончании рассмотрении учебного вопроса подвести итоги, затем провести контрольную работу по вариантам. Во время работы обучающихся, собрать и проверить конспекты лекций, выставить оценки.

Обсуждение четвертого учебного вопроса (30 мин) начать с выполнения упражнения «Общение с жертвой», далее произвести анализ основных ошибок в общении с пострадавшими.

Общение с «жертвой».

Пространство в аудитории распределяется таким образом, чтобы было возможным смоделировать ситуацию «завала». Из участников группы выбирается человек, который будет имитировать «жертву». Его задача: находится под «завалом» и прислушиваться к своим ощущениям в процессе оказания ему помощи специалистом. Также из группы выбирается человек на роль «спасателя», задача которого – общаться с «жертвой», используя навыки конструктивного общения, активного слушания и исходя из принципов общения с пострадавшим. Остальная часть группы является «наблюдателями», задача которых отслеживать динамику взаимодействия, фиксировать ошибки и удачные приемы работы. В случае если «спасатель» не справляется со своей задачей, его может сменить любой желающий из «наблюдателей» (или прийти к нему на помощь).

По итогам работы каждый из участников дает обратную связь. Предполагаемые вопросы для обсуждения: «Удалось ли вам (ему) выполнить поставленную задачу?», «Наблюдались ли сложности? Какие?», «Что можно было бы сделать для большей эффективности процесса работы?»

Провести дискуссию. При рассмотрении учебного вопроса использовать мультимедиа оборудование. По окончании рассмотрении учебного вопроса подвести итоги, затем провести контрольную работу по вариантам. Во время работы обучающихся, собрать и проверить конспекты лекций, выставить оценки.

В заключительной части (10 мин) — подвести итоги занятия, дать характеристику последующих тем, указав, где будут использоваться обсужденные материалы, оценить работу обучающихся, дать задание на самоподготовку.

Разработал:

«____»_____________20__г

Приложение

Карточка 1

Произошла авиакатастрофа. На данный момент уже известно о том, что никто из находящихся на борту не выжил. Родственники погибших прибыли на опознание. Один из родственников, потерявший дочь, периодически подходит к людям в форме со словами: «Может быть, произошла ошибка? Проверьте, может она смогла спастись? Насколько точно известно, что погибли все?» (фаза шока, отрицания).

Карточка 2

В результате авиакатастрофы под городом Донецком никто не выжил. Об этом уже сообщили, и через несколько часов должно было начаться опознание. В толпе родственников погибших можно было заметить мужчину, который ходил от места к месту, постоянно подходя к людям в форме, будь-то пожарные, психологи или милиция. Ко всем сотрудникам он обращался с одним единственным вопросом: «Может быть, все-таки кто-то остался в живых, может быть, мой сын выжил, но его не могут найти?».

Карточка 3

В ДТП погиб мужчина. Его жена в момент аварии находилась с ним в машине, она почти не пострадала физически, только несколько царапин и ссадин. Женщина сидела на земле рядом с машиной скорой помощи, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. На вопросы окружающих отвечала не сразу, через несколько секунд. На сообщение о том, что автомобиль не подлежит восстановлению, женщина ответила репликой: «Как же так? На чем мы теперь с мужем поедем на море? Наверное, придется покупать билеты на поезд».

Карточка 4

В ДТП погибает молодой человек. Его матери о происшедшем сообщили друзья молодого человека, ехавшие с ним в машине, но получившие лишь легкие травмы. На сообщение женщина отреагировала фразой: «Что это за злые шутки? Как вам не стыдно!»… На опознание поехали отец и мать погибшего. Женщина сидела очень тихо, не проявляла практически никаких эмоций, не плакала. На вопросы о самочувствии, ответила лишь с третьего раза, и то очень медленно, сказала, что «все нормально».

Карточка 5

Произошел взрыв, в результате которого погибло несколько человек. Родственники погибших проходят процедуру опознания. Молодой человек только что опознал своего брата. Он не находит себе места, постоянно курит, ругается: «Во всем я виноват. Он ехал ко мне. Я часто звонил брату и просил, что бы он, наконец, приехал. Он ехал ко мне. Виноват только я!».

Карточка 6

Летом на озере утонули два подростка, брат с сестрой. Отец, погибших детей первое время после трагедии не верил, что это произошло именно с его детьми, но через несколько дней, осознав случившееся, впервые заплакал. Мужчина стал пытаться выяснить подробности случившегося и искать виновных.

Карточка 7

В результате пожара погибла маленькая девочка 6 лет. Пожарный – стажер К. занимался извлечением тела девочки из машины. После возвращения на базу К. уединился, разговоров не поддерживал, отвечал на задаваемые вопросы невпопад. Из слов товарищей известно, что К. недавно развелся с женой. У него есть сын 5-и летнего возраста, который проживает с бывшей женой стажера. После работы на пожаре К. стал несколько несдержанным, раздражительным. Избегает общения, хотя ранее считался «балагуром». Стал много курить, хотя долгое время не курил.

Карточка 8

Две недели назад женщина потеряла отца, с которым проживала совместно. Между ними всегда были очень теплые и добрые отношения. Своей семьи у женщины не было. На данный момент женщина взяла длительный больничный, так как работать она не может из-за внутренних переживаний, из-за трудностей, возникших в общении с коллегами по работе. Но и дома она не может найти места, занять себя чем-либо. Постоянное ощущение одиночества, ненужности и непонимания. На телефонные звонки подруг не отвечает. Редко выходит из дома.

Карточка 9

Мужчина потерял своего старшего брата, с которым они были очень близки. После похорон мужчина оборвал все нити, связывающие его с миром. Мир, по его мнению, опасен, верить нельзя никому. Сам он никому не нужен в этой жизни, ему никто не нужен тоже. Близких родственников у мужчины не осталось, друзей со временем он растерял. Он перестал выходить без лишней надобности из дома, сократив выходы до посещения магазинов. А на хлеб зарабатывал переводами, общаясь с издателем через курьера, приходившего в определенный день.

Карточка 10

Летом на озере утонули два подростка, брат с сестрой. Мать погибших детей (42 года) по мнению окружающих «держалась»: ходила на работу, занималась домашними делами и не проявляла видимых признаков горя. Внешне она стала безэмоциональной, несколько заторможенной, ходила с серым лицом и равнодушными глазами. Не прошло и двух месяцев, как женщина решила снова родить ребенка.

Карточка 11

Женщина 2 года назад попала в ДТП. Травмы были серьезными, долго пролежала в больнице. Тяжелые травмы получили и другие участники ДТП. Когда женщина поправилась, долгое время не садилась в машину, предпочитая автобусы. На данный момент женщина получила права и самостоятельно с удовольствием водит автомобиль. Многие из знакомых удивляются, как она не боится садиться за руль после произошедшего события.