Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии

Курсовая работа

на тему:

«Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте»

Студентки группы 210 ППС

Ивановой Анны Сергеевны

Научный руководитель:

доктор психологических наук,

профессор Соловьева О.В.

Ставрополь — 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы совладающего поведения подростков и его связь с личностной успешностью

1.1 Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта

1.2 Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности

1.3 Основные стратегии совладающего поведения подростков

Глава 2. Исследование особенностей совладающего поведения подростков

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» — преодолевать (реже — бороться, сражаться).

Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Совладание представляет собой динамические когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на управление внешними или внутренними факторами, которые оцениваются ею как угрожающие (Москвитина О.А., 2003).

В рамках проблемы совладающего поведения большой теоретический и практический интерес представляет собой поиск ответов на вопросы: какими способами человек справляется с повседневными трудностями, в том числе стрессовыми событиями в своей жизни и как он их разрешает. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и многие др.).

1 стр., 469 слов

Интернет-зависимость — новая форма аддиктивного поведения у подростков

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых автоматов породило такую форму аддиктивного поведения, получившего название "патологическая игра", таким же образом очередной виток технического прогресса создал ...

В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно, тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., Балабанова Е.С., Белорукова Н.О., Горьковая И.А., Данилова Т.А., Замышляева М.С. Крюкова Т.Д. Сапоровская М.В. и др.).

Основываясь на анализе зарубежных и отечественных работ можно заключить, что исследователями описываются различные стратегии совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях. Специалисты указывают на то, что готовность индивида решать жизненные проблемы предполагает сформированное умение использовать определенные средства. Особенности этого умения связаны с такими личностными феноменами, как Я-концепция, локус контроля, рефлексия, эмпатия и другие. Все названные личностные характеристики влияют на выбор и применение стратегии преодоления неблагоприятной ситуации, а также на результат этого преодоления. По выбранной стратегии можно судить не только об успешности или неуспешности совладания с ситуацией, но и о личностной успешности в целом.

Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и ранний юношеский возраст. Этот период в жизни человека считается самым сложным, кризисным и противоречивым. Подросток сталкивается с массой объективных и субъективных проблем, требующих разрешения. Остро выраженные гормональные трансформации, происходящие в этом возрасте, сказываются на поведении, внутренних состояниях, реакциях, настроении подростков и часто является основой его общей неуравновешенности, взрывчатости, возбужденности или апатии. Среди основных трудностей подростка выделяются снижение самооценки, повышенная чувствительность и раздражительность, физическое и душевное недомогание, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувства одиночества, чужеродности, непонятости, боязнь насмешек, гиперболизация недостатков внешности, повышенная тревога, беспокойство и неуверенность. По результатам современного опроса, проведенного среди подростков, «половина четырнадцатилетних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому двенадцатому в голову приходили идеи самоубийства».

3 стр., 1291 слов

Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема

Введение...........................................................................................................3 Глава 1. Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема................................................................................5 1.1 Понятие и сущность "отклоняющееся поведение"........................5 1.2 Причины возникновения ...

В этой связи важно знать, как подросток справляется с трудностями — дискомфортами, проблемами, стрессами и др., сопровождающими его жизнь.

Целью данной работы является изучение особенностей совладающего поведения подростков.

Объект исследования — совладающее поведение подростков.

Предмет исследования — стратегии совладающего поведения подростков.

Гипотеза исследования: младшим подросткам преимущественно свойственны стратегии совладения с трудностями, связанные с социальной поддержкой их деятельности, а также стратегии избегания.

Задачи исследования.

1. Представить общую характеристику стратегий совладающего поведения субъекта.

2. Охарактеризовать особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности.

3. Выявить основные стратегии совладающего поведения подростков на основе анализа литературы.

4. Определить содержание копинг-стратегий подростков 12-13 лет.

Методы исследования.

1. Обзорно-аналитический.

2. Наблюдение, беседа.

3. Тестирование.

Глава 1. Теоретические основы совладающего поведения подростков и его связь с личностной успешностью

1.1 Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта

Теория совладающего поведения возникла в психологии во второй половине XX века. Она носит название копинг поведение (от англ. coping — совладение; to соре — справиться, совладать).

Впервые термин «совладание» был использован Л. Мэрфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Введшим и закрепившим данный термин считают А. Маслоу. В самом общем понимании совладающее поведение характеризуется, как готовность индивида решать жизненные проблемы. Оно представляет собой такое поведение, которое направлено на приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.

4 стр., 1952 слов

Зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Анализ понятий «индивид» и «ситуация» 2 Влияние внутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией 3 Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Жизнь современного общества полна различных факторов, влияющих как на поведение всего общества в целом, так и на поведение отдельной личности ...

Русский термин совладание происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «согласие», «мир», «порядок», «устройство», «упорядочивание», «приведение в порядок», «подчинение себе обстоятельств» (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

В этой связи понятно, что основная функция совладающего поведения состоит в адекватном приспособлении, удобном и комфортном для субъекта.

Основываясь на анализе современных зарубежных и отечественных работ можно сказать, что исследователями описываются различные стратегии и стили совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях. Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Они выделяются исследователями достаточно произвольно. Однако в зарубежной психологии изучение можно выделить несколько направлений исследований стиля поведения в трудных ситуациях. Рассмотрим лишь некоторые из них.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса Р.С. существует два глобальных типа копинг-стратегий (способов преодоления стресса) — проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный [27].

Проблемно-ориентированный тип направлен на рациональное разрешение трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительных источников информации.

Субъектно-ориентированный тип преодоления стресса является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями и проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, стремлении переложить свои заботы на других и использовании средств компенсации отрицательных эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п. Восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если у человека нет знаний, умений или реальных возможностей снизить давление стрессора.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... определить отношение человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения. Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций, ознакомившись с ... эмиграция; банкротство. Для анализа стратегий совладания избрана следующая типология. 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева ...

Лазарус Р. и Фолкман С. выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [26].

Данные авторы подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Совладание с жизненными трудностями, как они утверждают, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [27, с. 141]. Это означает следующее: требования ситуации необычны; они подвергают индивида испытанию; требования ситуации превышают ресурсы индивида; им предпринимаются когнитивные и поведенческие усилия, чтобы справиться с требованиями ситуации. Однако авторы этого определения говорят лишь о попытках, об усилиях человека, т. е. о самом процессе совладания с жизненными трудностями. При этом усилия могут быть успешными, а могут и не дать желаемого результата. Как бы то ни было, задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо просто терпеть их присутствие.

Очевидно, само понятие «совладание с жизненными трудностями» имеет разные значения. Прежде всего, это постоянно изменяющийся процесс. Как считают Уиллс Т. и Шифман С., в данном процессе можно выделить три стадии.

Первая стадия — предупреждающая. Деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений (например, когнитивное усилие для иной интерпретации ситуации).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Традиционным этот вопрос является и в общей ...

Вторая стадия — непосредственно совладание с проблемой. Здесь осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения конкретных задач. На третьей, последней стадии человек имеет дело с последствиями критического события. Цель данного этапа — ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние. Это восстанавливающая стадия

Согласно другой трактовке, совладание представляет собой исключительно реакцию индивида на стресс. Это значит, что когнитивные и поведенческие попытки совладания с проблемной ситуацией делаются только тогда, когда человек переживает стресс. Хотя такой подход позволяет отличить обычное, рутинное поведение субъекта в повседневной, привычной обстановке от его усилий совладать с негативными жизненными событиями, он не учитывает ряд обстоятельств. Например, данный подход исключает возможность избегания стресса индивидом. Кроме того, по этому принципу поведение человека до наступления стрессовой реакции не может быть рассмотрено как попытка совладания с жизненными трудностями.

Хамер А и Зейндер М. разработали собственную классификацию психологических источников — ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, включающую пять областей жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в трудный период: это — сферы 1) познания и представлений, 2) чувств, 3) отношений с людьми, 4) духовности и 5) физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации.

На сегодняшний день практически все специалисты в области совладающего поведения, как зарубежные, так и отечественные, единодушны во мнении, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при совладании с ситуацией он выбирает. Повсеместно указывается на то, что готовность индивида решать жизненные проблемы предполагает сформированное умение использовать определенные средства. Особенности этого умения связаны с такими личностными феноменами, как Я-концепция, локус контроля, рефлексия, эмпатия и другие. Все они является устойчивыми свойствами человека, формирующимися в процессе его социализации, регулирующими поведение, и в совокупности определяющими внутреннюю согласованность или несогласованность личности. Названные личностные характеристики серьезно влияют как на процесс отбора и использования стратегии совладания с неблагоприятным событием, так и на результаты подобной деятельности. Отсюда и трактовка понятия «совладание с жизненными трудностями» как одного из свойств личности. По выбранной стратегии можно судить не только об успешности или неуспешности совладания с ситуацией, но и о личностной успешности в целом.

10 стр., 4749 слов

Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

1. Социальная защита пожилых людей - основные понятия, направления и задачи В последнее десятилетие население республики переживает устойчивый период демографического старения. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны достаточно высока: каждый четвертый житель - пенсионер (в городе - каждый пятый, на селе - каждый третий). В ближайшие годы в пенсионный ...

Понятие «совладающие стратегии» также широко интерпретируется как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования.

Получен огромный эмпирический материал о детерминантах и эффективности разных способов преодоления стрессовых ситуаций. Правда, все эти работы носят сугубо эмпирический характер. Так, Фолкман и Лазарус со своими сотрудниками разработали методику «Способов совладания», которая содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий:

1. Стратегия противостоящего совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности — заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Стратегия избегания — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из неё.

7. Стратегия планового решения проблемы — состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки — описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы. В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда — дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов. Неэффективной являются стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации. В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка. Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна и дезадаптивность стратегии избегания.

По мнению отечественного психолога Малкиной-Пых И.Г., стратегии совладающего поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы [17].

Новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение обоснован в трудах Т.Л. Крюковой [14, 15, 16]. По ее мнению наиболее важным критерием трудности ситуации, инициирующей выбор копинг-поведения, является ее субъективное восприятие человеком. Вместе с тем, трудные ситуации оцениваются по объективной шкале Лазаруса Р. и Олдвин К. — от травматичных до ежедневных жизненных трудностей (микрострессоров).

Новый подход осуществлен через анализ совладающего поведения как поведения субъекта, детерминируемого рядом факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим) и регулятивным. Крюкова Т.Л. отмечает: «Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, мы считаем совладающее поведение проявлением активности, принадлежащей субъекту, или разновидностью поведения субъекта» [15, c. 89].

Крюкова Т.Л. рассматривает совладающее поведение с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации и развития человека. Ей удалось доказать, что существует особый вид социального поведения человека, обеспечивающего или разрушающего его здоровье и благополучие. Совладающее поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, адекватных личностным особенностям и ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией — изменение (когда она поддается контролю) или приспособление (в случае, когда ситуация не поддается контролю).

Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия [15].

Резюмируя содержание выполненного нами анализа можно заключить, что стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация понимается как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза, отличающегося относительной стабильностью. Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации. Они могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется.

1.2 Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности

Дискуссия по проблеме о соотношении понятий «механизмы психологической защиты» и «совладающее поведение» возникла давно и продолжается в настоящее время. Это объясняется тем, что разграничение механизмов защиты и совладания представляет собой значительную практическую и теоретическую трудность, которая во многом обусловливается наличием одинаковых целей этих процессов. И психологическая защита, и совладающее поведение начинают действовать для преодоления субъективно трудных для личности ситуаций. При любом стрессовом событии человек реагирует на воображаемую или реально воспринимаемую угрозу либо автоматическими ответными реакциями (психологической защитой) либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознанным (совладающим поведением) [16].

Психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму [9]. Защита представляет собой подсознательную систему стабилизации личности, направленную на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний и устранение психического дискомфорта [13].

Понятие психологической зашиты впервые было введено Фрейдом З. в работе «Защитные нейропсихозы» (1894) для описания бессознательной реакции человека на жизненные трудности, проявляющиеся в различны формах борьбы «Я» с невыносимыми мыслями и болезненными аффектами. По первоначальным представлениям Фрейда, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», т.е. выступают как средство разрешения конфликта между сознание и бессознательным. К формам психологических защит относятся: отрицание, вытеснение, подавление, рационализация, идентификация, катарсис и др. Наиболее мощным критерием эффективности действия защитных механизмов являются ликвидация тревоги и избавление от страха, т.к. по мнению Фрейда З. «основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях».

Расширение представлений о защите принадлежит Анне Фрейд. Она обобщила и систематизировала знания о психологических защитах, внеся определенные коррективы в базовую концепцию отца. Так, по ее мнению защитные механизмы следует рассматривать не только как врожденные реакции, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения. А. Фрейд было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Заслугой А. Фрейд является то, что она дала развернутую дефеницию защитных механизмов: «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием». Анной Фрейд особо подчеркивался оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезинтеграцию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности.

В отечественной психологии, долгие годы отвергавшей фрейдизм, также существовало понимание психологической зашиты, как специальной регулятивной системы стабилизации личности, направленной на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Такое понимание отражает функциональное назначение — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, но не проясняет содержания психологической защиты. Часть авторов рассматривает данный феномен так широко, что включает в него любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт [11].

Одним из первых наших соотечественников, кто сделал попытку создать концептуальную основу феномена защитного поведения, был И.Д. Стоиков (1986).

Автор предлагает разрешить проблему психологической защиты путем ее поуровневого анализа, в основу которого положено представление о разных уровнях психической активности. Психологическая защита рассматривается им как свойство, присущее всем животным индивидам. «Защитные проявления существуют на всех этапах эволюционного развития психики, а в онтогенетическом развитии человека раскрываются на различных уровнях психической, регуляции деятельности» [22, c. 117].

Можно выделить три функционально взаимосвязанных и возрастающих по сложности уровня психической защиты: 1) сенсорная психологическая защита — защитные проявления организма, реализуемые посредством сенсорной психической регуляции поведения; 2) перцептивная психологическая защита — защитные проявления индивида, реализуемые путем перцептивной психологической регуляции; 3) психологическая защита личности — защитные проявления личности, реализуемые при помощи сознательной и личностной регуляции поведения и деятельности.

Защиты сенсорного и перцептивного уровней связаны с основными биологическими потребностями человека (т. е. потребностью быть индивидом, сохранять и продолжать свое существование).

Понятно, что именно эти виды защиты характерны для всех животных организмов. Психологическая защита личности понимается как высший уровень в структуре психологических защит, присущий соответственно лишь человеку. Ее цель сводится к сохранению установившейся в онтогенетическом развитии психологической структуры личности при конфликтах, связанных с межличностными отношениями. В этих конфликтах человек участвует как личность, а не как организм или индивид [9].

И.М. Никольская, И.Р. Грановская отмечают, что включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления человека к среде. Принципиально важно, что все эти процессы — неосознаваемые [8, с.18].

Существует несколько подходов к классификации психологических защит. Самым обычным делением является классификация защит на зрелые и примитивные. К первым относятся рационализация, интеллектуализация, юмор, сублимация и др., а ко вторым — диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, отрицание, изоляция, идентификация с агрессором и др. Разделить защиты можно и по другому принципу, согласно которому одни из них действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), а другие — на уровне трансформации, переработки материала (например, рационализация) [8].

Карвасарский Б.Д. считает, что все защиты можно разделить, как минимум на пять групп. В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности (рационализация, интеллектуализация, изоляция, формирование реакции, идентификация, проекция).

Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. Это механизмы реализации в действии, соматизация тревоги, сублимация. К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа — регрессии, уход в фантазии, уход в болезни. Существуют и другие защиты — всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и др., которые выделяются в иных классификациях.

В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. (Например, переориентация внимания при отрицании, забывание при подавлении, построение логических доводов для оправдания своих поступков при рационализации) [10, c. 18]

Современное толкование защит опирается на представление о том, что это — механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению. Считать защиты проявлением психически нездоровой личности означает — упрощенно понимать данную проблему.

Совладающее поведение нередко рассматривается как понятие, близкое по своему содержанию к психологической защите. Анализируя работы Н. Хаан, Сотникова Ю.А. указывает, что защитное и совладающее поведение основываются на одинаковых тождественных процессах, но отличаются полярностью направленности — либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладание берет начало с восприятия вызова, запускающего когнитивные, моральные, социальные и мотивационные структуры, действие которых является основным для адекватного ответа. В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, проявляется совладающее поведение. Если новые требования непосильны для личности, тогда совладающее поведение может принимать форму защитного [21].

Cстратегии совладания рассматривают не только как осознанные варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя и бессознательные, и осознанные защитные техники [25].

Нартова-Бочавер С.К. пишет, что будучи свободно употребляемыми в различных работах, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности — от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций, от движений роженицы во время схваток до написания психотерапевтического письма [20].

В широком смысле слова coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера — попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Дополнительные условия — как внешние, характеризующие саму задачу, так и внутренние, представляющие собой психологические характеристики субъекта, — заостряют содержание coping, отличая его от простого приспособления.

Ранние исследования копинга проводились в рамках изучения защитных механизмов, и до сих пор некоторые исследователи продолжают использовать термин «копинг» в значении адаптивных защит.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита в отличие от копинга характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

Сложности в сравнительном изучении особенностей психологической защиты и совпадающего поведения заключаются в том, что некоторые авторы напрямую определяют совладающее поведение как осознанный вариант бессознательных защит. Другие считают, что отношение между защитным и совладающим поведением более сложное. Совладающее поведение рассматривается как родовое, более широкое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники [22].

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (Либина, Либин, 1998).

Лазарус Р. рассматривает психологическую защиту как пассивное копинг-поведение. Он выделил параметры дифференциации между защитными механизмами и механизмами совладания:

Временная направленность. Защита, как правило, пытается разрешить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с будущими ситуациями. В этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический комфорт.

Инструментальная направленность. Защита «думает» только о себе, если она и учитывает интересы окружения, то только для того, чтобы они в свою очередь обслужили ее интересы.

Функционально-целевая значимость. Имеют ли механизмы регуляции функцию восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью (механизмы совладения) или, скорее, функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы).

Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, непосредственные действия, рефлексия (характерно, скорее, для совладания) или подавление, уход и т. д. [27].

Анцыферова Л.И. подчеркивает, что главной задачей защитных механизмов в отличие от копинга является контролирование и подавление негативных психических состояний, возникающих под действием стрессора в условиях, когда стрессор продолжает действовать. Она отмечает: «…люди, прибегающие к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения» [3].

В своих работах Карвасарский Б.Д. рассматривал механизмы психологической защиты и механизмы совладания как адаптационные процессы индивидуума. Он указывает, что если процессы совладания (по Р. Лазарусу) направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации, и особенно защиты, направлены на смягчение психического дискомфорта.

Для разграничения психологической защиты и осознанных стратегий совладания В.А. Ташлыков предлагает следующую схему анализа.

Инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.

Непосредственный и отложенный эффекты. Механизмы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может многое вытерпеть и даже доставляет себе иногда мучения.

Тактический и стратегический эффекты. Механизмы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения (принцип действия — «здесь и сейчас»), тогда как стратегии совладания рассчитаны на перспективу.

Разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также со способностью к объективному отношению к самому себе.

Стратегии и способы совладания в отличие от механизмов защиты, подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. То есть предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями [25].

Специалистами отмечается, что «основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних» [8, с. 52]. Никольская И.М. подчеркивает, что копинг-поведение — это «адаптивные, целенаправленные и потенциально осознанные действия» [8, с. 51].

Корытова Г.С. в своей работе [13] пишет, что в последнее время в исследованиях все чаще отмечается единство процесса взаимодействия совладающего поведения и механизмов психологической защиты, которые условно называются защитно-совладающим стилем. Совладание выступает как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности. Психологическая защита рассматривается как более ранний, но одновременно более устойчивый базисный конструкт, формирующийся на основе типологических свойств и эмоционально-динамического паттерна личности.

Резюмируя содержание данного параграфа, отметим, что, несмотря на близость сравниваемых понятий, их разделяют. Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом — это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь». Они неосознаваемы, и в случае их закрепления становятся дезадаптивными. Механизмы совладания более пластичны и требуют от человека большей затраты энергии, включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Вместе с тем, имеет место «единство процесса взаимодействия» защитных механизмов и совладающего поведения, их «непрерывного чередования» и «тонкой грани постоянного перехода» от защит к совладанию.

1.3 Основные стратегии совладающего поведения подростков

Проведенный в предыдущих параграфах анализ привел нас к тому, чтобы понимать совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями. Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и юношеский возраст.

Все это дает нам основание для более детальной проработки вопроса о развитии стратегий совладания в подростничестве, как значимом этапе в формировании личности.

Прежде всего, отметим, что стратегии совладания подростков, как и взрослых, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной сферах функционирования личности Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей [8].

Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для ребенка и подростка 12 лет является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Дети и подростки чаще используют эмоциональные способы борьбы со стрессом, так как заострение эмоциональных свойств личности — их характерная особенность. «Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») — для детей самое обычное дело» [8, с. 136].

В книге Никольской И.М., Грановской Р.М. «Психологическая защита у детей» описывается, что «…стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции) [8, с. 135].

Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки).

Также наиболее распространенным для подростка способом ухода от трудностей является общение с друзьями, сверстниками. Подростки активно осуществляют переключение на поиск поддержки (быть выслушанным, получить понимание).

Младшим подросткам эффективно помогают инфантильные стратегии «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «схожу с ума». А старшим — «обнимаю, прижимаю, глажу» и «молюсь». Скорее всего это связано с ростом полового влечения, характерного для подросткового и юношеского возраста, в основе которого лежит потребность в физическом контакте, нежности, ласке. «Молитвы» как обращение к Богу связаны с более глубоким осознанием всемогущества Творца и его добродетельских и защитнических функций [9].

Используя биографически-описательный подход Томе Х. разработал систему категорий с помощью которых описал формы реакции молодых людей (возраст 12-22 года) на конфликты и трудности. Среди них ведущими факторами, наиболее часто проявляющимися оказались «достижение», «противодействие, оппозиция», «приспособление к требованиям ситуации и потребность окружения», а также поиск и поддержка социальных контактов.

В качестве редких реакций в подростковом возрасте определены «обвинения», направленные на себя или окружающих, «податливость», «психосоматические реакции» и «внутреннее дистанциирование». Автор правомерно подчеркнул зависимость «иерархии реакций» от таких факторов, как смена поколений, здоровье, политико-экономическая и историческая ситуации.

Согласно исследованиям Тышковой М. у подростков 11-12 лет преобладающей реакцией на негативные ситуации является реакция протеста, символический уход из экстремальных ситуаций или попытки сделать конструктивный вывод из прошлых неудач [23].

Еще одной специфической формой поведения подростков в ситуациях психологической угрозы является детский ритуализм. Он может выступать симптомом нарушения психического благополучия или в форме сознательно конструируемых поведенческих стратегий.

В исследованиях базисных копинг-стратегий у подростков 11-12 лет, проведенных Сирота Н.А., Ялтонским В.М., Лыковой Н.М. обнаружены следующие факты. У подростка 11-12 лет еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом. В его наборе стресспреодолевающих стратегий присутствуют все предлагаемые окружающей действительностью пути преодоления стресса. При этом подросток пока еще не отдает явного предпочтения ни одному из них. Вместе с тем, отмечается, что приоритетную тенденцию развития в младшем подростничестве получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Это создает ситуацию риска для всей популяции подростков исследуемого возраста. В силу своего возраста 11-12-летние подростки находятся на некоторой условной грани развития, когда вектор их копинг-поведения может быть легко изменен в сторону активного адаптивного поведения или неадаптивного поведения ведущего к формированию зависимости. Следовательно, очевидна необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному развитию подростка.

При изучении подростковых стратегий преодоления авторы чаще фиксируют преобладание эмоционально ориентированных форм преодоления. Дефицит конструктивных стратегий объясняется психологическими особенностями возраста.

Что касается интеллектуальных стратегий, то они возрастают постепенно с переходом подростка на уровень теоретичного, абстрактно-логического мышления (12-14 лет).

К старшему подростковому возрасту человек научается использовать такие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением, которые используют взрослые люди. Например, взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в кино) или творчески самовыражаются (пишут стихи, поют, рисуют).

Постепенно подростки все больше прибегают к обдумыванию и осмысливанию затруднительных ситуаций. Межличностное общение со сверстниками, которое порой находится на уровне глубоко интимных отношений, стимулирует обсуждение и всестороннюю рефлексию самых разнообразных трудностей подростка.

Необходимо отметить, что в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса подростки часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

Для подростков с аддиктивным поведением свойственна такая характерная особенность, как сниженная переносимость трудностей. Это обусловлено наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворения своих потребностей).

Также у этих подростков зачастую наблюдается скрытый комплекс неполноценности, имеющий свое отражение в частой смене настроения, неуверенности, избегания ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. У таких подростков имеет место обостренное стремление произвести на окружающих положительно впечатление.

Следует отметить, что возрастные различия в своей основе являются естественными и природообусловленными, они четко сочетаются с половыми ролями и заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жестко заданной природой генетической программе.

В исследовании Никольской И.М., Граносвкой Р.М. представлено сравнение, каким стратегиям совладания отдают предпочтение мальчики и каким — девочки. Так, выявлено, что мальчики чаще других используют стратегии: «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор» (по 93%), «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (по 91%).

У девочек наиболее частыми были четыре стратегии: «обнимаю, прижимаю, глажу» (92%), «плачу, грущу» (82%), «смотрю телевизор, слушаю музыку» (80%) и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной» (80%).

При этом статистический анализ показал, что мальчики в два раза чаще, чем девочки, используют такую стратегию, как «борюсь, дерусь», и в полтора раза чаще — стратегию «дразню кого-нибудь». Замечена большая потребность мальчиков в физической или вербальной агрессии по отношению к другому лицу с целью аффективной разрядки [8, с. 160]. В неприятной для себя ситуации мальчики достоверно чаще девочек прибегают к стратегии совладания «сплю» как к необходимому и эффективному способу восстановления физических сил. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сама с собой». Эти различия указывают на большую потребность девочек в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия. Для девочки очень важным является наличие мамы как своеобразной психологической защиты. Отрыв от матери изменяет все поведение ребенка, формируя реакцию пассивного протеста (отказ от еды, сна, пищи, игр) [8, c.161].

Мальчикам лучше всего помогают две стратегии: «прошу прощения, говорю правду» и «смотрю телевизор, слушаю музыку» (по 70% положительных ответов); девочкам — «обнимаю, прижимаю, глажу» (78%).

Чаще, чем девочкам, мальчикам на уровне тенденции помогает стратегия: «ем или пью». Достоверно чаще, чем мальчикам, девочкам помогают стратегии «молюсь», «обнимаю, прижимаю, глажу». И, на уровне тенденции, «говорю с кем-нибудь». Это убедительно показывает, что в трудную для себя минуту женщины больше нуждаются в ком-то, «реальном или воображаемом», с кем они могут вступить в разные формы вербального и невербального взаимодействия. В одиночестве им находиться значительно труднее, чем мужчинам. По данным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыки общения, чем мальчики. Это социальная чувствительность, умение использовать речь как средство коммуникации, легкость невербального общения, способность сопереживать, выражать свои эмоции [10].

Существенное влияние на выбор субъектом способов совладания оказывают социокультурные переменные. К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения — детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания [15, c. 90].

Важнейшим аспектом, который помогает понять формирование основных стратегий совладающего поведения подростков, является изучение влияния семьи и системы детско-родительских отношений. Экман П. отмечает, что индивидуальный набор защитных и совладающих механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.

Негативное воздействие со стороны родителей заключается в недостаточном удовлетворении базовых потребностей ребенка, вызывающее болезненное состояние напряжения или психическую депривацию. На структуру психологических защит и совладаний ребенка влияют такие факторы как властность матери, подавляющая ребенка; сверхзабота, пресекающая потребность ребенка в свободе и автономии; жестокость и авторитарность родителей; эмоциональное отвержение; барьеры общения.

Специалистами в сфере совладающего поведения подробно рассматривается такое явление как социальное «наследование» совладания, в основе которого лежит межпоколенное взаимодействие. Т.Л. Крюкова пишет: «В одних случаях передача и усвоение социального опыта осуществляется в ходе обучения и воспитания, т.е. является специально организованным процессом. В других случаях — таковым не является и происходит путем подражания и идентификации при непосредственном общении ребенка со взрослым. Последнее позволяет говорить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семье и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека» [15, с. 91]. В зависимости от того, что лежит в основе этого процесса — обучение и воспитание или подражание и идентификация, социальное «наследование» копинга изучается в контексте экологического (социокультурного) или регулятивного факторов совладающего поведения субъекта.

Так, в исследованиях Гущиной Т.В. выявлены особенности проблемно-ориентированного копинга девиантных матерей и их детей-подростков. Оказалось, что женщины достаточно много думают о случившемся, анализируют ситуацию, пытаются понять причины ее возникновения, но никогда не предпринимают реальных попыток изменить ситуацию, т.е. «застревают» на этапе размышления, что нередко приводит к кризису и распаду семьи. Подростки также используют стратегии проблемно-ориентированного копинга, размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, но никогда не приступают к реальным действиям, т.е. знают, что нужно что-то делать, но не знают, как. Т.е. характеристиками копинга девиантных матерей и их детей-подростков является его неэффективность и деструктивность [10]. Еще более убедительные факты сходства совладающего поведения родителей и детей-подростков из благополучных семей были получены в исследовании Белоруковой Н.О. [4]. Она доказала, что совладающее поведение подростков в пубертатный период и их родителей имеет ярко выраженные общие характеристики. Оказалось, что матери и отцы используют активные, проблемно-ориентированные, конструктивные стили и стратегии совладающего поведения (проблемно-ориентированный копинг, планирование решения проблемы, самоконтроль, принятие ответственности).

Подростки также предпочитают проблемно-ориентированный копинг в сочетании с социально-ориентированным: решение проблемы; работа, достижения; друзья; принадлежность группе. Данное сходство может быть следствием либо ранее усвоенных образцов совладания, либо присутствия в трудных ситуациях идентификационных отношений подростков с родителями, несмотря на первые признаки их отчуждения от семьи.

Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев в выработке адекватных совладающих стратегий, подросткам требуется профессиональная помощь. По большому счету именно в этом состоит одна из важных задач специалистов «помогающих профессий» — педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов, сопровождающих адаптационные процессы личности.

Крюкова Т.Л. пишет: «Жизненно необходимые навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разнообразных сферах (здоровье, обучение, экстремальные ситуации и др.), что является залогом психологического благополучия и здоровья человека. Обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга включает следующие компоненты: нахождение способа снижения негативных эмоций, чтобы появилась возможность мыслить рационально; развитие навыка классификации различных стрессоров; обдумывание альтернативных действий при воздействии разных стрессоров и оценка кратко- и долговременных последствий этих действий; прояснение и рефлексия целей и намерений совладания; планирование и рефлексия выбранного курса действий, инициирование, контроль, завершение и их оценка [14].

Резюмируя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.

Глава 2. Исследование особенностей совладающего поведения подростков

2.1 Организация и методики исследования

Исследование особенностей совладающего поведения проходило на базе средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие подростки 12-13 лет, 6 «Б» класса в количестве 27 человек.

В качестве методов исследования были выбраны наблюдение, беседа с учителем (классным руководителем) и тестирование учащихся.

Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Нами проводилось наблюдение за подростками преимущественно на уроках и переменах.

Беседа с учителем, из которой мы выяснили особенности поведения подростков в ответ на встречающиеся в их жизнедеятельности трудности.

Тестирование подростков производилось с целью выявлении особенностей совладающего поведения. Для этого нами был предложен тест: «Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)»

Опишем данную методику.

Методика исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегий, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение).

Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Инструкция, вопросы и оценочные шкалы по данной методике представлены в Приложении.

2.2 Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков

Данные проведенного нами исследования по методике диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях) подростков 12-13 лет показали результаты, которые отражены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Базисные копинг-статегии подростков 12-13 лет

Базисная копинг-статегия

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Учащиеся 6 «Б» класса

Абсол. / %

Абсол. / %

Абсол. / %

6 / 22,3%

12 / 44,4%

9 / 33,3%

Рис.1. Показатели базисных копинг-статегий подростков 12-13 лет

Исходя из данных результатов видно, что наименьшее число подростков используют стратегию «Решение проблем» — 6 человек (22,3%).

Здесь наиболее часто учащиеся утвердительно отвечали на такие вопросы: Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение; Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения; Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией.

Это говорит о том, что для детей данного возраста пока еще мало приемлема стратегия, отражающая определенную степень ответственности за решение своих проблем, стоящих на их жизненном пути.

9 человек (33,3%) учащихся используют стратегию «Избегание». Наиболее часто утвердительно были обозначены следующие вопросы: Смотрю телевизор дольше, чем обычно; Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем; Сплю больше обычного; Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе. Данная стратегия отражает в большей степени инфантилизм подростков, их неумение конструктивно справляться с жизненными трудностями.

12 человек (44,4%) используют стратегию «Поиск социальной поддержки». При этом наиболее часто подростки утвердительно отвечали на следующие вопросы: Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо; Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше; Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение и к ее разрешению; Иду к другу за советом — как исправить ситуацию; Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему и др.

Данные, полученные в нашем исследовании подтверждены и учителями. Исходя из беседы с классным руководителем, мы выяснили, что наиболее часто при решении своих проблем подростки данного класса обращаются за поддержкой взрослых или сверстников — одноклассников, приятелей, друзей. В меньшей степени подросткам свойственно самостоятельное, конструктивное решение проблем и трудностей. Часто, по мнению учителей, дети используют и стратегию избегания.

Эмпирический материал, полученный нами в ходе исследования, согласуется с теми теоретическими положениями, которые представлены в первой главе данной работы.

Заключение

совладающее поведение подросток

Проведенный нами теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:

Совладающее поведение надо рассматривать как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями.

Существует немалое число различных классификаций стратегий копинг-поведения, но общепризнанной классификации нет. Вместе с тем, большинство стратегий совладания соотносятся с двумя модусами психологического преодоления, направленного 1) на решение проблемы и 2) изменение собственных установок в отношении ситуации.

Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации. По существу они являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Со временем стратегии отдельного человека приобретают устойчивость и генерализованность, проявляясь в стиле совладания, т.е. в индивидуально очерченной системе внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на снятие конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного самоотношения.

Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения).

Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом — это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.

Развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников.

Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты — психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.).

Наше исследование показало, что наиболее часто при решении своих проблем подростки обращаются за поддержкой взрослых или сверстников — одноклассников, приятелей, друзей. В меньшей степени подросткам свойственно самостоятельное, конструктивное решение проблем и трудностей. Часто дети используют и стратегию избегания. Эмпирический материал, полученный нами в ходе исследования, согласуется с теоретическими положениями, представленными в авторитетных исследованиях.

Литература

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82-90.

2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова. // Психол. журнал, 1994. — № 1. — С. 3-18.

3. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / Н.О. Белорукова. // Дисс…. канд. психол. наук. — Кострома, 2005.

4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. — М., 1976. — 331 с.

5. Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004.

6. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. // Собр. Соч. — М.: Педагогика, 1984. — Т.4.

7. Гановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. — СПб.: Знание, 1999. — 352 с.

8. Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина. // Прикладной психол., 2003. — № 6. — С. 44-48.

9. Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. // Дисс…. канд. психол. наук / Т.В. Гущина. — Кострома, 2005. — 228 с.

10. Елдашыва, О.А. Психологическая защита и совладающее поведение как механизмы адаптации в процессе профессионального выгорания / О.А. Елдашыва. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. — С. 126-128.

11. Козлов, Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. / Н.И. Козлов. — М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 264 с.

12. Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания / Г.С. Корытова. — Улан-Удэ; Изд-во БГУ, 2006. — 292 с.

13. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. — Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007.

14. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова — Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.

15. Крюкова, Т.Л. Роль когнитивного оценивания в психологическом совладании личности / Т.Л. Крюкова. // Творческое наследие А.В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения) / Отв.ред. В.В. Знаков, Т.В. Корнилова. — М.: Изд-во ИП РАН, 2003. С. 86 — 89.

16. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. — 928 с.

17. Муздыбаев, К. Дилеммы распределения ресурсов / К. Муздыбаев. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. — Сер.6. Вып. 1. — С. 62-69.

18. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / Л. Муздыбаев. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. — Т.1. — Вып. 2. — С. 3.

19. Нартова-Бочавер, С.К. «Сорing-behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журнал, 1997. — № 5. — С. 20-30.

20. Сотникова, Ю.Л. Защитные механизмы в личностей организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками. / Ю.Л. Сотникова. — Дисс…. канд. психол. наук. — М., 2005. — 177 с.

21. Стоиков, И.Д. Анализ защитных проявлений личности. / И.Д. Стоиков. — Дисс…. канд. психол. наук. — М., 1986. — 160 с.

22. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / М. Тышкова // Вопросы психологии, 1987, — № 1. — С. 27-34.

23. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников. / С.А. Хазова. — Дисс…. канд. психол. наук. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.

24. Цыбенжапова, Е.В. Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности. / Е.В. Цыбенжапова. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. — С. 138-140.

25. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, аappraisal and Coping. N.Y. Springer publishing Company, 1984.

26. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / Lazarus R.S. and Folkman S // European journal of personality, 1987. — № 1. — P. 141-169.

Приложение

Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

Методика исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегий, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение).

Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

Экспериментальный материал

Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника

Фамилия, имя

Возраст

Класс

Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.

Да

Скорее да, чем нет

Нет

1. Позволяю себе поделиться чувством с другом

1

2

3

2. Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3

2

1

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

3

2

1

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

3

2

1

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

3

2

1

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

3

2

1

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

3

2

1

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

3

2

1

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора

3

2

1

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

3

2

1

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

3

2

1

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

3

2

1

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

3

2

1

14. Рассказываю другим людям

о ситуации, так как только ее обсуждение приводит к ее разрешению

3

2

1

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

3

2

1

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

3

2

1

17. Обдумываю про себя план действий

3

2

1

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

3

2

1

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

3

2

1

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

3

2

1

21. Избегаю общения с людьми

3

2

1

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем

3

2

1

23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию

3

2

1

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

3

2

1

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

3

2

1

26. Сплю больше обычного

3

2

1

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

3

2

1

28. Представляю себя героем книги или кино

3

2

1

29. Пытаюсь решить проблему

3

2

1

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

3

2

1

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

3

2

1

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

3

2

1

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

3

2

1

Порядок проведения

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После

Этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом (таблица).

Таблица

Ключ

Базисная копинг-стратегия

Пункты опросника, номер

Разрешение проблем

2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33

Поиск социальной поддержки

1, 5, 7, 12, 14, 19, 24, 23, 25, 31, 32

Избегание

4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30

Для получения общего балла по соответствующей стратегии подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл — 24.)

При пропуске двух и более баллов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

Размещено на