Учреждение образования 20

»БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ»

Кафедра музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства

ВОПРОСЫ

к Государственному экзамену по специальной педагогической подготовке (отделения: инструментальное исполнительство, композиция, музыковедение, пение)

Минск 2012

ПРОГРАММА

Государственного экзамена по специальной педагогической подготовке

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Государственный экзамен включает два раздела:

Первый раздел. Методика преподавания музыкальных дисциплин (по специализации).

  • Теория методики преподавания музыкальных дисциплин
  • Методический анализ произведения педагогического репертуара (исполнительский показ произведения или его фрагментов; обоснование педагогических и исполнительских задач; методика работы над произведением).

Второй раздел. Основы музыкальной педагогики, психологии.

1.2 Первый раздел государственного экзамена проводится в форме опроса по билетам и обязателен для присвоения квалификации «преподаватель».

1.3 Экзамен по второму разделу проводится в форме опроса по билетам или в форме защиты дипломной (квалификационной) работы.

1.4 Для получения рекомендации для поступления в магистратуру и аспирантуру защита дипломной (квалификационной) работы обязательна.

К написанию дипломной (квалификационной) работы допускаются студенты, успешно овладевшие программным материалом по дисциплинам педагогического цикла, истории исполнительского искусства, а также прошедшие педагогическую (производственную) практику. Списки студентов, которые допускаются к написанию дипломной (квалификационной) работы утверждает совет факультета по представлению кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, согласованному с кафедрами по специальности после экзаменационной сессии на восьмом семестре.

12 стр., 5558 слов

Контрольная работа по Психологии и педагогике

- 15 - План Раздел 1. По психологии. 1.1.«Речь и её функции»……………………………………………………………………3 1.2.«Формы речи»…………………………………………………………..........................7 Раздел 2. По педагогике. 2.1. Анкетирование как письменный опрос……………………………............................11 2.2. Виды анкетирования…………………………………………………...........................12 Список литературы…………………………………………………………………………….15 Введение. ...

I. Методика фкм факультет фортепиано

  1. Особенности начального периода обучения.

Произведение малой формы западно-европейского, русского или белорусского композитора.

2. Основные этапы работы над музыкальным произведением.

Произведение крупной формы или сюитный цикл.

3. Методика работы над полифоническими произведениями с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.

Полифоническое произведение из репертуара музыкальных училищ.

4. Методика работы над сонатами композиторов венской классической школы (Гайдна, Моцарта, Бетховена – по выбору).

Соната Гайдна (Моцарта, Бетховена – по выбору).

5. Работа над развитием исполнительской техники учащегося.

Этюд из репертуара музыкальных училищ.

6. Работа над вариациями с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.

Вариации западно-европейского, русского или белорусского композитора.

7. Работа над фортепианным концертом с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.

Концерт западно-европейского или русского композитора.

8. Работа над произведениями малой формы с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.

Произведение малой формы западно-европейского, русского или белорусского композитора.

9. Воспитание и развитие навыков педализации.

Произведение малой формы западно-европейского или русского композитора.

Композиторы

  1. Общие вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.
  2. Предмет и задачи элементарной теории музыки. Основные методические принципы и содержание курса.
  3. Общие научно-методические вопросы в преподавании курса сольфеджио.

Содержание курса сольфеджио.

  1. Методика воспитания ладового слуха.
  2. Методика развития внутреннего слуха и музыкальной памяти.
  3. Методика метро-ритмического воспитания.
  4. Вопросы развития гармонического и полифонического слуха.
  5. Музыкальный диктант – одна из форм работы над регуляцией слухового восприятия.
  6. Развитие интонационно-ритмических и слуховых навыков в овладении «музыкальным словарём» ХХ – ХХI веков.
  7. Общие методические вопросы и методика обучения гармонии.
  8. Содержание курса гармонии. Некоторые особенности современной гармонии.
  9. Общие методические вопросы и теоретический материал по методике преподавания полифонии.
  10. Методика изложения полифонии «строгого письма».
  11. Методика изложения полифонии «свободного письма».
  12. Полифония в народной музыке.
  13. Основные вопросы в преподавании курса «Анализ музыкальных произведений». Организация учебной работы.
  14. Содержание курса методики преподавания курса «Анализ музыкальных произведений», включающего многообразие музыкальных форм.
  15. Некоторые особенности музыкальной формы в творчестве композиторов ХХ-ХХI вв.

Музыковеды «Методика преподавания исторических дисциплин»

1. Предмет и задачи курса «Музыкальная литература» в ДМШ и в муз. училище.

16 стр., 7973 слов

Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе

... методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе § 1. Основные задачи уроков литературного чтения литературный чтение начальный школа Курс ... Класс Литературный материал Музыкальный материал Изобразительный материал II ... является: виды и методика использования наглядного материала. ... содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ...

2. Основные методы работы с учащимися в курсе «Музыкальная литература». Основные формы работы в курсе «Музыкальная литература»

3. Программы курсов музыкальной литературы и работа с ними. Планирование занятий по музыкальной литературе. Типы планов.

4. Типы уроков по музыкальной литературе. Методика проведения занятий обзорного типа

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями

БГПУМИНЕНКОВА И.Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями Физического и (или) психического развития Минск, 2011 Тема 1. Теоретические основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития Тяжелые и (или) множественные нарушения физического и ( ...

5. Урок на биографическую тему. Характеристика его методических трудностей.

6. Типы аналитических уроков. Их специфика и методические трудности. Анализ оперы.

7. Анализ и методы показа симфонических произведений. Методические трудности.

8. Анализ и методы показа камерных сочинений (вокальных и инструментальных).

9. Виды контрольных занятий по музыкальной литературе. Методика проведения экзамена

10.Музыкальная культура Беларуси в эпохи Ренессанса и Барокко: методика преподавания

11. Музыкальная культура Беларуси в эпохи Классицизма и Романтизма: планы ведения занятий.

12.Основные тенденции развития белорусской музыки в ХХ веке: литература вопроса.

13.Методика подготовки занятий по изучению календарно-земледельческого песенного цикла белорусского музыкального фольклора.

14.Оперное и симфоническое творчество белорусских композиторов во второй половине ХХ века и методика его рассмотрения.

15.Специфика аудиовизуального обеспечения занятий по музыкальному фольклору.

«Методика преподавания теоретических дисциплин»

1. Цель и задачи курса полифонии для ССУЗов.

2. Стилевой подход к обучению полифонии.

3. Методика изучения контрапункта в свободном стиле.

4. Традиции отечественной методики преподавания курса гармонии.

5. Основы методики гармонического анализа.

6. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии как составная часть учебной дисциплины.

7. Методика и практика решения гармонических задач.

8. Метод и методика. Основные методические принципы обучения в курсе анализа музыкальных произведений.

9. Современные учебники и учебные пособия по курсу «анализ музыкальных произведений»: сравнительные характеристики.

10 Классическая сонатная форма: методические принципы изложения темы.

11.Смешанные и индивидуальные формы: методические принципы изложения темы.

10 стр., 4926 слов

Синтаксис в произведениях Достоевского на примере романа ‘Идиот’

Содержание Введение Особенности синтаксиса фразы у Достоевского Особенности синтаксиса компонентов художественного текста у Достоевского Стилистические особенности романа «Идиот» Заключение Список литературы Введение Синтаксис - необходимая организующая часть структуры художественного произведения. Синтаксис Достоевского - неповторимый, своеобразный, легко выдающий своего автора. В данной работе ...

12.Содержание курса сольфеджио.

13.Методика ладового воспитания слуха.

14.Методика метро-ритмического воспитания.

15.Музыкальный диктант – одна из форм работы над регуляцией слухового восприятия.

Оркестровый факультет скрипка, альт

  1. Система самостоятельных занятий ученика.

Педрепертуар: Пьеса из репертуара музыкального училища.

  1. Принцип единства художественного и технического развития исполнителя при ведущем значении художественного начала

Педрепертуар: Концерт западноевропейского, русского или белорусского композитора.

  1. Общие вопросы постановки рук скрипача (альтиста).

    Постановка левой руки.

Педрепертуар: Этюд для развития техники левой руки скрипача из сборника избранных этюдов для ДМШ.

  1. Постановка правой руки. Наиболее типичные недостатки постановки рук скрипача (альтиста).

Педрепертуар: Этюд Ж.-Ф.Мазаса или Р.Крейцера.

  1. Музыкальное интонирование и проблемы интонации на струнно-смычковом инструменте. Методы работы над интонацией.

Педрепертуар: Пьеса западноевропейского, белорусского или русского композитора.

  1. Общие вопросы воспитания техники скрипача (альтиста).

Педрепертуар: Этюд Ж.-Ф.Мазаса или Р.Крейцера.

  1. Техника левой руки: пальцевая техника, техника смены позиций.

Педрепертуар: Сборники упражнений Г.Шрадика и О.Шевчика. «Избранные упражнения для муз.училищ.» Сост. Т.Ямпольский.

  1. Вибрато. Аппликатура.

Педрепертуар: Ф.Верачини. Ларго.

  1. Техника правой руки. Звукоизвлечение.

Педрепертуар: Ж.-Ф.Мазас. Этюды №№1,9.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА Выполнила студентка группы ПС-23 Шпакова Екатерина Общая характеристика работы В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические ...

  1. Штрихи – плавные, связные, отрывистые, отскакивающие от струны.

Педрепертуар: Этюд Ж.-Ф.Мазаса или Р.Крейцера.

  1. Методика (этапы) работы над музыкальным произведением.

Педрепертуар: Произведение западноевропейского, русского или белорусского композитора.

  1. Методы воспитания навыка чтения нот с листа.

Педрепертуар: Я.Рябинков. A prima vista: Учеб. пособие для чтения с листа на скрипке. – СПб., 1994.

  1. Методика проведения урока на различных этапах обучения. Индивидуальный подход к ученику.

Педрепертуар: Произведение западноевропейского, русского или белорусского композитора.

  1. Методика работы над гаммами, упражнениями и этюдами.

Педрепертуар: Сборники гамм А.Григоряна, Е.Гилельс, упражнений Г.Шрадика, О Шевчика, «Избранные упражнения для муз.училищ.» Сост. Т.Ямпольский, этюды Ж.-Ф.Мазаса, Р.Крейцера (что-то одно по выбору студента).

Виолончель, контрабас

1. Значение самостоятельных занятий студента в период обучения, организация домашних занятий и роль педагога в этом процессе.

Педрепертуар: Произведение малой формы западноевропейского, русского или белорусского композитора (словесно, показ, комментарий).

2. Работа педагога в классе по специальности: форма урока, цель, задачи, индивидуальный подход к ученику. Профессиональная подготовка к концертным выступлениям и её психологический аспект.

Педрепертуар: Концерт эпохи классицизма: оценка технических проблем, исполнительского плана и его воплощения (объяснение, показ на инструменте, словесный комментарий).

3. Основные этапы работы над художественным репертуаром. Выбор исполнительских и технических средств для воплощения замысла композитора.

Педрепертуар: Концерт К. Сен-Санса для виолончели. Определить его форму, характер виолончельной техники, особенности выразительных возможностей инструмента (словесно, показ на инструменте, комментарий).

2 стр., 854 слов

Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика

Содержание Введение 2 1. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика 3 2. Основные принципы психологической коррекции нарушений познавательной сферы детей 7 3. Основные принципы психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ЗПР 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение В последние десятилетия специалисты в области ...

4. Общие вопросы посадки и постановки рук виолончелиста. Постановка левой руки.

Педрепертуар: Ж. Дюпор . 25 этюдов высшей трудности (проанализировать один из этюдов, указав на технические и звуковые особенности исполнения).

5. Постановка правой руки. Наиболее типичные недостатки посадки и постановки рук виолончелиста.

Педрепертуар: исполнительский анализ виртуозной пьесы, объяснив технические трудности и способы их преодоления (объяснение, комментарий, демонстрация метода игрой на инструменте).

6. Интонация на виолончели как средство художественно — выразительного исполнения. Интонационное мышление исполнителя.

Педрепертуар: кантиленная пьеса русского или белорусского композитора (исполнительский и методический анализ произведения).

7. Техника левой руки: пальцевая беглость. Переходы из позиции в позицию. Вибрация как средство художественной выразительности. Основные виды вибрации и влияние её на качество звука и интонацию.

Педрепертуар: Классическая соната (Бокккерини, Бреваль, Тессарини).

определить форму, характер виолончельной техники (словесно, демонстрируя на инструменте, комментарий).

8. Техника правой руки: многообразие приёмов звукоизвлечения, способы достижения звуковой динамики и фразировки на инструменте. Классификация штрихов, способы их исполнения.

Педрепертуар: Произведение К. Давыдова: произвести исполнительский анализ, дать оценку значения произведения в обучении игре на инструменте (в частности: для выработки виртуозной техники).

9. Аппликатура как средство выразительности и способ правильной организации игровых движений. Двухголосие и аккорды.

Педрепертуар: А. Пиатти. 12 каприсов (произвести исполнительский, технический и методический анализ произведения).

10. Техника как средство художественно – выразительной игры на музыкальном инструменте. Методика работы над техническим материалом (этюдами) и инструментальной педагогической литературой (гаммы, арпеджио, упражнения).

Педрепертуар: М. Ямпольский. «Виолончельная техника» (гаммы, арпеджио).

Ф. Грюцмахер. «24 этюда» соч. 38.

АРФА

Первые уроки с начинающими (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара дмш и ссуЗа)

  1. Культура звука (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  2. Посадка за инструментом. Положение рук (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  3. Педализация (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  4. Общие принципы постановки (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  5. Положение пальцев на струнах (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  6. Современный метод русского арфового исполнительства (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  7. Методика работы над приёмами игры. Гаммы. Двойные ноты (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
  8. Система домашних занятий (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

10.Колористические приёмы игры на арфе: флажолет, этуффе, pliss, PDLT (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

11.Звукоизвлечение (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

12.Аппликатура (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

13.Постановка левой руки (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

14.Проведение урока по специальности (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

15.Работа над художественным произведением (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).

Деревянные духовые

  1. Методические принципы постановки. Показать и прокомментировать элементы общей постановки на инструменте (положение корпуса, головы, пальцев, рук, ног).

  2. Постановка губного аппрата (амбушюра).

    Исполнить выдержанный звук, фрагменты гаммы.

  3. Постановка исполнительского дыхания. Показать основные принципы и приёмы исполнительского дыхания (короткий вдох, фиксация-опора, продолжительный выдох).
  4. Работа над звуком. Проиллюстрировать фрагменты любого произведения.
  5. Принципы работы над интонацией. Показать возможности интонационной регулировки своего инструмента.
  6. Моторика. Методы развития пальцевой техники. Исполнить фрагмент гаммы, этюда, упражнения.
  7. Атака, штрихи. Работа над развитием беглости языка (staccato).

    Исполнить фрагмент гаммы.

  8. Динамика. Исполнить фрагмент произведения западно-европейского, русского, белорусского авторов (на выбор).
  9. Методика проведения урока по специальности. Исполнить фрагмент гаммы, этюда, художественного произведения (любого стиля).
  10. Организация домашней работы ученика.

Медные духовые

  1. Принципы естественности, рациональности, свободы и артистичности. Особенности общей постановки в зависимости от параметров и конструктивных особенностей инструмента.
  2. Исполнительское дыхание. Отличия и сходства физиологического и исполнительского дыхания. Смешанный тип дыхания, как основа различных типов исполнительского дыхания. Его преимущества.
  3. Исполнительский вдох и исполнительский выдох.
  4. Основные типы атаки звука, их отличия.
  5. Культура звука и методы его совершенствования.
  6. Возможности и методы корректировки интонации при игре на духовых инструментах.
  7. Общие вопросы постановки исполнительского аппарата. Положение корпуса, головы, рук и ног.
  8. Определение понятия «амбушюр».
  9. Вибрато как средство художественной выразительности. Техника вибрато.
  10. Выбор и значение художественного и инструктивно-вспомогательного материала при работе над совершенствованием звука.

Ударные

  1. Музыкальные способности и их развитие; определение кандидата для обучения игре на ударных инструментах.
  2. Организация и проведение учебных занятий в классе ударных инструментов. Формы отчетности.
  3. Классификация ударных инструментов.
  4. Общее в овладении ударными инструментами.
  5. Техника обучения игре на маримбе, ксилофоне.
  6. Техника обучения игре на литаврах.
  7. Техника обучения игре на малом барабане.
  8. Работа над музыкальным произведением. Развитие артистичности исполнителя.
  9. Современные течения в музыке и их отражение в методике обучения игре на ударных инструментах.
  10. Уход за инструментом, ремонт и настройка.

Факультет народных инструментов струнные народные Цимбалы

  1. Научные основы современной методики.

  2. Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
  3. Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
  4. Методы развития исполнительской техники цимбалиста.
  5. Основные аппликатурные принципы.
  6. Характеристика выразительных возможностей инструмента. Демпферизация.
  7. Особенности звукоизвлечения приёмом удара на цимбалах. Разновидности звукоизвлечения ударом.
  8. Сущность и особенности звукоизвлечения приёмом тремоло на цимбалах.
  9. Артикуляция, штрихи.
  10. Общая характеристика работы над музыкальным произведением.
  11. Развитие навыков ансамблевой игры.
  12. Принципы формирования педагогического репертуара.

Домра

  1. Научные основы современной методики.

  2. Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
  3. Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
  4. Основные аппликатурные принципы.
  5. Характеристика выразительных возможностей инструмента. Приёмы звукоизвлечения.
  6. Артикуляция, штрихи.
  7. Общая характеристика работы над музыкальным произведением.
  8. Развитие навыков ансамблевой игры.
  9. Орнаментика как отличительная особенность сочинений различных эпох и стилей. Способы исполнения на домре.
  10. Основы техники левой и правой рук домриста. Методы развития. Координация.
  11. Особенности работы над произведениями крупной формы.
  12. Особенности работы над произведениями малой формы.

Балалайка

  1. Научные основы современной методики.
  1. Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
  2. Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
  3. Методы формирования исполнительских навыков.
  4. Основные аппликатурные принципы.
  5. Характеристика выразительных возможностей инструмента. Приёмы звукоизвлечения.
  6. Артикуляция, штрихи.
  7. Общая характеристика работы над музыкальным произведением.
  8. Развитие навыков ансамблевой игры.

Гитара

  1. Научные основы современной методики.

  2. Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
  3. Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
  4. Методика работы над крупной и мелкой техникой.
  5. Основные аппликатурные принципы.
  6. Характеристика выразительных возможностей инструмента. Приёмы звукоизвлечения.
  7. Артикуляция, штрихи.
  8. Методика работы над пьесами виртуозного характера.
  9. Методика работы над полифонией в классе гитары ДМШ и ССУЗа.
  10. Кантилена на гитаре.
  11. Методика работы над произведениями крупной формы.
  12. Развитие навыков ансамблевой игры.

Баян, аккордеон

  1. Психофизиологические основы музыкально-исполнительского процесса.
  2. Проблема соотношения звукообразной и технической сторон исполнительского творчества.
  3. Общие основы посадки и постановки рук. Типичные недостатки и методы их коррекции.
  4. Принципы образования звука на баяне (аккордеоне) и способы его формирования.
  5. Обусловленность художественного звучания баяна (аккордеона) его конструктивно-акустическими особенностями.
  6. Артикуляция как музыкально-художественное явление. Сущность понятий «артикуляция», «штрих», «приём» и «способ».
  7. Классификация штрихов на баяне (Б.М.Егоров, М.И.Имханицкий, Н.А.Давыдов).
  8. Развитие исполнительской техники баяниста (аккордеониста).
  9. Методика работы над произведениями крупной формы.
  10. Методика работы над полифоническими произведениями.

Вокально-хоровой факультет

ПЕНИЕ

  1. Специфика певческого голоса как музыкального инструмента. Биофизическое строение голосового аппарата певца.
  1. Резонанс как физическое явление. Основные понятия. Три закона резонанса. Акустическое строение голоса.
  2. Резонаторы голосового аппарата певца. Семь важнейших певческих функций резонаторов.
  3. Работа артикуляционного аппарата в пении. Фонетическая функция резонаторов.
  4. Вокальный слух и его роль в становлении исполнительской культуры певца.
  5. Эстетическая, индикаторная, активизирующие функции резонаторов.
  6. Роль и функционирование дыхания в пении.
  7. Работа гортани в пении.
  8. Психологические основы резонансного пения.
  9. О научном обосновании эмоционально-образных методов в вокальной педагогике. Система и метод Станиславского С.К.
  10. Гигиена певческого голоса певца. Защитная функция резонаторов.
  11. Классификация певческих голосов. Дефекты певческого голоса и работа над их устранением.
  12. Основные принципы воспитания певца, задачи первого периода занятий. Работа над различными видами вокализации в развитии голоса ученика.
  13. Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике. Психологические свойства личности певца.

II. Основы музыкальной психологии и музыкальной педагогики для всех специальностей музыкальная психология

  1. Психологическая структура личности: направленность, опыт, индивидуально-типологические особенности.
  2. Психологическая природа музыкальной одаренности. Выявление и развитие музыкальных способностей.
  3. Ощущения и восприятие в творческой деятельности музыканта.
  4. Эмоции и чувства как форма психического отражения. Их проявление в музыкальной деятельности.
  5. Мышление как понятийное отражение. Развитие профессионального интеллекта музыканта.
  6. Процессы памяти в становлении и развитии творческой личности музыканта.
  7. Внимание как организация психического отражения. Значение внимания в работе музыканта.
  8. Факторы волевого поведения в музыкально-исполнительской деятельности. Причины сценического волнения и пути его преодоления.

Музыкальная педагогика

  1. Музыкальное образование на различных этапах становления и развития педагогики как науки и педагогической практики.
  2. Музыкальное образование в Беларуси: истоки и традиции музыкального образования и просвещения; музыкальное образование на современном этапе.
  3. Предмет и категории музыкальной педагогики.
  4. Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.
  5. Концепция развивающего обучения в преподавании музыки.
  6. Содержание музыкального образования.
  7. Классификация методов музыкального обучения.
  8. Формы и средства музыкального обучения.
  9. Воспитательные функции педагога-музыканта. Характеристика методов музыкального воспитания.
  10. Концепции (музыкально-дидактические системы) музыкального обучения и воспитания: Система Б. Бартока – З. Кодая; «Шульверк» К. Орфа; Система Судзуки»; Система ритмического воспитания Ж.-Далькроза1.

Фортепиано (китайские студенты) і. Методика

  1. Особенности работы над пьесами кантиленного характера.
  2. Развитие исполнительской техники учащегося. Работа над гаммами, упражнениями и этюдами.
  3. Особенности работы над полифоническими произведениями с учащимися ДМШ и музыкальных училищ. Методические характеристики основных полифонических сборников И.С.Баха.
  4. Начальный период обучения игре на фортепиано: основные педагогические задачи и методы работы.
  5. Методические принципы работы над сонатной формой эпохи классицизма.
  6. Основные этапы работы над музыкальным произведением.

II. Музыкальная педагогика, музыкальная психология

  1. Предмет и категории музыкальной педагогики.
  • Музыкальная педагогика как наука и искусство.
  • Обучение, воспитание и образование.
  • Функции музыкальной педагогики.
  1. Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.
  • Единство обучения, воспитания и развития.
  • Связь музыкального обучения с жизнью.
  • Систематичность музыкального обучения.
  • Наглядность в музыкальном обучении.
  • Доступность как принцип учёта возраста, индивидуального развития и степени профессиональной подготовки учащегося.
  • Сознательность и активность в обучении.
  • Прочность усвоения знаний, умений и навыков.
  1. Музыкально-дидактические принципы развивающего обучения.
  • Сущность взаимодействия обучения и развития.
  • Дидактические принципы развивающего обучения.
  • Формы и методы развивающего обучения (чтение с листа, эскизное изучение музыкальных произведений).
  • Проблемное обучение в профессиональной подготовке музыканта.
  1. Формы организации музыкального обучения и воспитания.
  • Классно-урочная система в музыкальном обучении и воспитании.
  • Особенности индивидуального музыкального обучения.
  • Организация самостоятельной работы учащегося-музыканта.
  1. Методы музыкального обучения и воспитания.
  • Классификация методов музыкального обучения.
  • Методы организации процесса музыкального обучения и воспитания.
  • Методы стимулирования процесса музыкального обучения.
  • Методы контроля в музыкальном обучении. Оценка и отметка.
  1. Воспитательные функции педагога-музыканта.

  • Роль личности педагога в учебно-воспитательном процессе.
  • Педагогическое общение.
  1. Характеристика методов музыкального воспитания.

КОМПОЗИТОРЫ (китайские студенты)

І. МЕТОДИКА

  1. Музыкальный диктант как критерий развития музыкальных способностей. Формы диктанта.
  2. Музыкально-дидактические принципы развивающего обучения.
  3. Методические рекомендации в работе над фугой.
  4. Формы работы и проверки знаний по анализу музыкальных произведений.

5. Формы практического закрепления теоретических знаний в курсе гармонии.

ІІ.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.
  2. Музыкальная память. Современные методики развития музыкальной памяти.
  3. Формы организации музыкального обучения и воспитания.
  4. Развитие музыкального мышления.
  5. Развитие творческого воображения.

1Для отделений «музыковедение», «хоровое дирижирование».

15