»БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ»
Кафедра музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства
ВОПРОСЫ
к Государственному экзамену по специальной педагогической подготовке (отделения: инструментальное исполнительство, композиция, музыковедение, пение)
Минск 2012
ПРОГРАММА
Государственного экзамена по специальной педагогической подготовке
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Государственный экзамен включает два раздела:
Первый раздел. Методика преподавания музыкальных дисциплин (по специализации).
- Теория методики преподавания музыкальных дисциплин
- Методический анализ произведения педагогического репертуара (исполнительский показ произведения или его фрагментов; обоснование педагогических и исполнительских задач; методика работы над произведением).
Второй раздел. Основы музыкальной педагогики, психологии.
1.2 Первый раздел государственного экзамена проводится в форме опроса по билетам и обязателен для присвоения квалификации «преподаватель».
1.3 Экзамен по второму разделу проводится в форме опроса по билетам или в форме защиты дипломной (квалификационной) работы.
1.4 Для получения рекомендации для поступления в магистратуру и аспирантуру защита дипломной (квалификационной) работы обязательна.
К написанию дипломной (квалификационной) работы допускаются студенты, успешно овладевшие программным материалом по дисциплинам педагогического цикла, истории исполнительского искусства, а также прошедшие педагогическую (производственную) практику. Списки студентов, которые допускаются к написанию дипломной (квалификационной) работы утверждает совет факультета по представлению кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, согласованному с кафедрами по специальности после экзаменационной сессии на восьмом семестре.
Контрольная работа по Психологии и педагогике
- 15 - План Раздел 1. По психологии. 1.1.«Речь и её функции»……………………………………………………………………3 1.2.«Формы речи»…………………………………………………………..........................7 Раздел 2. По педагогике. 2.1. Анкетирование как письменный опрос……………………………............................11 2.2. Виды анкетирования…………………………………………………...........................12 Список литературы…………………………………………………………………………….15 Введение. ...
I. Методика фкм факультет фортепиано
- Особенности начального периода обучения.
Произведение малой формы западно-европейского, русского или белорусского композитора.
2. Основные этапы работы над музыкальным произведением.
Произведение крупной формы или сюитный цикл.
3. Методика работы над полифоническими произведениями с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.
Полифоническое произведение из репертуара музыкальных училищ.
4. Методика работы над сонатами композиторов венской классической школы (Гайдна, Моцарта, Бетховена – по выбору).
Соната Гайдна (Моцарта, Бетховена – по выбору).
5. Работа над развитием исполнительской техники учащегося.
Этюд из репертуара музыкальных училищ.
6. Работа над вариациями с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.
Вариации западно-европейского, русского или белорусского композитора.
7. Работа над фортепианным концертом с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.
Концерт западно-европейского или русского композитора.
8. Работа над произведениями малой формы с учащимися ДМШ и музыкальных училищ.
Произведение малой формы западно-европейского, русского или белорусского композитора.
9. Воспитание и развитие навыков педализации.
Произведение малой формы западно-европейского или русского композитора.
Композиторы
- Общие вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.
- Предмет и задачи элементарной теории музыки. Основные методические принципы и содержание курса.
- Общие научно-методические вопросы в преподавании курса сольфеджио.
Содержание курса сольфеджио.
- Методика воспитания ладового слуха.
- Методика развития внутреннего слуха и музыкальной памяти.
- Методика метро-ритмического воспитания.
- Вопросы развития гармонического и полифонического слуха.
- Музыкальный диктант – одна из форм работы над регуляцией слухового восприятия.
- Развитие интонационно-ритмических и слуховых навыков в овладении «музыкальным словарём» ХХ – ХХI веков.
- Общие методические вопросы и методика обучения гармонии.
- Содержание курса гармонии. Некоторые особенности современной гармонии.
- Общие методические вопросы и теоретический материал по методике преподавания полифонии.
- Методика изложения полифонии «строгого письма».
- Методика изложения полифонии «свободного письма».
- Полифония в народной музыке.
- Основные вопросы в преподавании курса «Анализ музыкальных произведений». Организация учебной работы.
- Содержание курса методики преподавания курса «Анализ музыкальных произведений», включающего многообразие музыкальных форм.
- Некоторые особенности музыкальной формы в творчестве композиторов ХХ-ХХI вв.
Музыковеды «Методика преподавания исторических дисциплин»
1. Предмет и задачи курса «Музыкальная литература» в ДМШ и в муз. училище.
Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе
... методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе § 1. Основные задачи уроков литературного чтения литературный чтение начальный школа Курс ... Класс Литературный материал Музыкальный материал Изобразительный материал II ... является: виды и методика использования наглядного материала. ... содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ...
2. Основные методы работы с учащимися в курсе «Музыкальная литература». Основные формы работы в курсе «Музыкальная литература»
3. Программы курсов музыкальной литературы и работа с ними. Планирование занятий по музыкальной литературе. Типы планов.
4. Типы уроков по музыкальной литературе. Методика проведения занятий обзорного типа
Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями
БГПУМИНЕНКОВА И.Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями Физического и (или) психического развития Минск, 2011 Тема 1. Теоретические основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития Тяжелые и (или) множественные нарушения физического и ( ...
5. Урок на биографическую тему. Характеристика его методических трудностей.
6. Типы аналитических уроков. Их специфика и методические трудности. Анализ оперы.
7. Анализ и методы показа симфонических произведений. Методические трудности.
8. Анализ и методы показа камерных сочинений (вокальных и инструментальных).
9. Виды контрольных занятий по музыкальной литературе. Методика проведения экзамена
10.Музыкальная культура Беларуси в эпохи Ренессанса и Барокко: методика преподавания
11. Музыкальная культура Беларуси в эпохи Классицизма и Романтизма: планы ведения занятий.
12.Основные тенденции развития белорусской музыки в ХХ веке: литература вопроса.
13.Методика подготовки занятий по изучению календарно-земледельческого песенного цикла белорусского музыкального фольклора.
14.Оперное и симфоническое творчество белорусских композиторов во второй половине ХХ века и методика его рассмотрения.
15.Специфика аудиовизуального обеспечения занятий по музыкальному фольклору.
«Методика преподавания теоретических дисциплин»
1. Цель и задачи курса полифонии для ССУЗов.
2. Стилевой подход к обучению полифонии.
3. Методика изучения контрапункта в свободном стиле.
4. Традиции отечественной методики преподавания курса гармонии.
5. Основы методики гармонического анализа.
6. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии как составная часть учебной дисциплины.
7. Методика и практика решения гармонических задач.
8. Метод и методика. Основные методические принципы обучения в курсе анализа музыкальных произведений.
9. Современные учебники и учебные пособия по курсу «анализ музыкальных произведений»: сравнительные характеристики.
10 Классическая сонатная форма: методические принципы изложения темы.
11.Смешанные и индивидуальные формы: методические принципы изложения темы.
Синтаксис в произведениях Достоевского на примере романа ‘Идиот’
Содержание Введение Особенности синтаксиса фразы у Достоевского Особенности синтаксиса компонентов художественного текста у Достоевского Стилистические особенности романа «Идиот» Заключение Список литературы Введение Синтаксис - необходимая организующая часть структуры художественного произведения. Синтаксис Достоевского - неповторимый, своеобразный, легко выдающий своего автора. В данной работе ...
12.Содержание курса сольфеджио.
13.Методика ладового воспитания слуха.
14.Методика метро-ритмического воспитания.
15.Музыкальный диктант – одна из форм работы над регуляцией слухового восприятия.
Оркестровый факультет скрипка, альт
- Система самостоятельных занятий ученика.
Педрепертуар: Пьеса из репертуара музыкального училища.
- Принцип единства художественного и технического развития исполнителя при ведущем значении художественного начала
Педрепертуар: Концерт западноевропейского, русского или белорусского композитора.
- Общие вопросы постановки рук скрипача (альтиста).
Постановка левой руки.
Педрепертуар: Этюд для развития техники левой руки скрипача из сборника избранных этюдов для ДМШ.
- Постановка правой руки. Наиболее типичные недостатки постановки рук скрипача (альтиста).
Педрепертуар: Этюд Ж.-Ф.Мазаса или Р.Крейцера.
- Музыкальное интонирование и проблемы интонации на струнно-смычковом инструменте. Методы работы над интонацией.
Педрепертуар: Пьеса западноевропейского, белорусского или русского композитора.
- Общие вопросы воспитания техники скрипача (альтиста).
Педрепертуар: Этюд Ж.-Ф.Мазаса или Р.Крейцера.
- Техника левой руки: пальцевая техника, техника смены позиций.
Педрепертуар: Сборники упражнений Г.Шрадика и О.Шевчика. «Избранные упражнения для муз.училищ.» Сост. Т.Ямпольский.
- Вибрато. Аппликатура.
Педрепертуар: Ф.Верачини. Ларго.
- Техника правой руки. Звукоизвлечение.
Педрепертуар: Ж.-Ф.Мазас. Этюды №№1,9.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА Выполнила студентка группы ПС-23 Шпакова Екатерина Общая характеристика работы В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические ...
- Штрихи – плавные, связные, отрывистые, отскакивающие от струны.
Педрепертуар: Этюд Ж.-Ф.Мазаса или Р.Крейцера.
- Методика (этапы) работы над музыкальным произведением.
Педрепертуар: Произведение западноевропейского, русского или белорусского композитора.
- Методы воспитания навыка чтения нот с листа.
Педрепертуар: Я.Рябинков. A prima vista: Учеб. пособие для чтения с листа на скрипке. – СПб., 1994.
- Методика проведения урока на различных этапах обучения. Индивидуальный подход к ученику.
Педрепертуар: Произведение западноевропейского, русского или белорусского композитора.
- Методика работы над гаммами, упражнениями и этюдами.
Педрепертуар: Сборники гамм А.Григоряна, Е.Гилельс, упражнений Г.Шрадика, О Шевчика, «Избранные упражнения для муз.училищ.» Сост. Т.Ямпольский, этюды Ж.-Ф.Мазаса, Р.Крейцера (что-то одно по выбору студента).
Виолончель, контрабас
1. Значение самостоятельных занятий студента в период обучения, организация домашних занятий и роль педагога в этом процессе.
Педрепертуар: Произведение малой формы западноевропейского, русского или белорусского композитора (словесно, показ, комментарий).
2. Работа педагога в классе по специальности: форма урока, цель, задачи, индивидуальный подход к ученику. Профессиональная подготовка к концертным выступлениям и её психологический аспект.
Педрепертуар: Концерт эпохи классицизма: оценка технических проблем, исполнительского плана и его воплощения (объяснение, показ на инструменте, словесный комментарий).
3. Основные этапы работы над художественным репертуаром. Выбор исполнительских и технических средств для воплощения замысла композитора.
Педрепертуар: Концерт К. Сен-Санса для виолончели. Определить его форму, характер виолончельной техники, особенности выразительных возможностей инструмента (словесно, показ на инструменте, комментарий).
Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика
Содержание Введение 2 1. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика 3 2. Основные принципы психологической коррекции нарушений познавательной сферы детей 7 3. Основные принципы психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ЗПР 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение В последние десятилетия специалисты в области ...
4. Общие вопросы посадки и постановки рук виолончелиста. Постановка левой руки.
Педрепертуар: Ж. Дюпор . 25 этюдов высшей трудности (проанализировать один из этюдов, указав на технические и звуковые особенности исполнения).
5. Постановка правой руки. Наиболее типичные недостатки посадки и постановки рук виолончелиста.
Педрепертуар: исполнительский анализ виртуозной пьесы, объяснив технические трудности и способы их преодоления (объяснение, комментарий, демонстрация метода игрой на инструменте).
6. Интонация на виолончели как средство художественно — выразительного исполнения. Интонационное мышление исполнителя.
Педрепертуар: кантиленная пьеса русского или белорусского композитора (исполнительский и методический анализ произведения).
7. Техника левой руки: пальцевая беглость. Переходы из позиции в позицию. Вибрация как средство художественной выразительности. Основные виды вибрации и влияние её на качество звука и интонацию.
Педрепертуар: Классическая соната (Бокккерини, Бреваль, Тессарини).
определить форму, характер виолончельной техники (словесно, демонстрируя на инструменте, комментарий).
8. Техника правой руки: многообразие приёмов звукоизвлечения, способы достижения звуковой динамики и фразировки на инструменте. Классификация штрихов, способы их исполнения.
Педрепертуар: Произведение К. Давыдова: произвести исполнительский анализ, дать оценку значения произведения в обучении игре на инструменте (в частности: для выработки виртуозной техники).
9. Аппликатура как средство выразительности и способ правильной организации игровых движений. Двухголосие и аккорды.
Педрепертуар: А. Пиатти. 12 каприсов (произвести исполнительский, технический и методический анализ произведения).
10. Техника как средство художественно – выразительной игры на музыкальном инструменте. Методика работы над техническим материалом (этюдами) и инструментальной педагогической литературой (гаммы, арпеджио, упражнения).
Педрепертуар: М. Ямпольский. «Виолончельная техника» (гаммы, арпеджио).
Ф. Грюцмахер. «24 этюда» соч. 38.
АРФА
Первые уроки с начинающими (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара дмш и ссуЗа)
- Культура звука (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Посадка за инструментом. Положение рук (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Педализация (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Общие принципы постановки (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Положение пальцев на струнах (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Современный метод русского арфового исполнительства (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Методика работы над приёмами игры. Гаммы. Двойные ноты (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
- Система домашних занятий (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
10.Колористические приёмы игры на арфе: флажолет, этуффе, pliss, PDLT (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
11.Звукоизвлечение (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
12.Аппликатура (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
13.Постановка левой руки (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
14.Проведение урока по специальности (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
15.Работа над художественным произведением (на примере исполнения и анализа произведения из репертуара ДМШ и ССУЗа).
Деревянные духовые
-
Методические принципы постановки. Показать и прокомментировать элементы общей постановки на инструменте (положение корпуса, головы, пальцев, рук, ног).
- Постановка губного аппрата (амбушюра).
Исполнить выдержанный звук, фрагменты гаммы.
- Постановка исполнительского дыхания. Показать основные принципы и приёмы исполнительского дыхания (короткий вдох, фиксация-опора, продолжительный выдох).
- Работа над звуком. Проиллюстрировать фрагменты любого произведения.
- Принципы работы над интонацией. Показать возможности интонационной регулировки своего инструмента.
- Моторика. Методы развития пальцевой техники. Исполнить фрагмент гаммы, этюда, упражнения.
- Атака, штрихи. Работа над развитием беглости языка (staccato).
Исполнить фрагмент гаммы.
- Динамика. Исполнить фрагмент произведения западно-европейского, русского, белорусского авторов (на выбор).
- Методика проведения урока по специальности. Исполнить фрагмент гаммы, этюда, художественного произведения (любого стиля).
- Организация домашней работы ученика.
Медные духовые
- Принципы естественности, рациональности, свободы и артистичности. Особенности общей постановки в зависимости от параметров и конструктивных особенностей инструмента.
- Исполнительское дыхание. Отличия и сходства физиологического и исполнительского дыхания. Смешанный тип дыхания, как основа различных типов исполнительского дыхания. Его преимущества.
- Исполнительский вдох и исполнительский выдох.
- Основные типы атаки звука, их отличия.
- Культура звука и методы его совершенствования.
- Возможности и методы корректировки интонации при игре на духовых инструментах.
- Общие вопросы постановки исполнительского аппарата. Положение корпуса, головы, рук и ног.
- Определение понятия «амбушюр».
- Вибрато как средство художественной выразительности. Техника вибрато.
- Выбор и значение художественного и инструктивно-вспомогательного материала при работе над совершенствованием звука.
Ударные
- Музыкальные способности и их развитие; определение кандидата для обучения игре на ударных инструментах.
- Организация и проведение учебных занятий в классе ударных инструментов. Формы отчетности.
- Классификация ударных инструментов.
- Общее в овладении ударными инструментами.
- Техника обучения игре на маримбе, ксилофоне.
- Техника обучения игре на литаврах.
- Техника обучения игре на малом барабане.
- Работа над музыкальным произведением. Развитие артистичности исполнителя.
- Современные течения в музыке и их отражение в методике обучения игре на ударных инструментах.
- Уход за инструментом, ремонт и настройка.
Факультет народных инструментов струнные народные Цимбалы
-
Научные основы современной методики.
- Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
- Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
- Методы развития исполнительской техники цимбалиста.
- Основные аппликатурные принципы.
- Характеристика выразительных возможностей инструмента. Демпферизация.
- Особенности звукоизвлечения приёмом удара на цимбалах. Разновидности звукоизвлечения ударом.
- Сущность и особенности звукоизвлечения приёмом тремоло на цимбалах.
- Артикуляция, штрихи.
- Общая характеристика работы над музыкальным произведением.
- Развитие навыков ансамблевой игры.
- Принципы формирования педагогического репертуара.
Домра
-
Научные основы современной методики.
- Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
- Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
- Основные аппликатурные принципы.
- Характеристика выразительных возможностей инструмента. Приёмы звукоизвлечения.
- Артикуляция, штрихи.
- Общая характеристика работы над музыкальным произведением.
- Развитие навыков ансамблевой игры.
- Орнаментика как отличительная особенность сочинений различных эпох и стилей. Способы исполнения на домре.
- Основы техники левой и правой рук домриста. Методы развития. Координация.
- Особенности работы над произведениями крупной формы.
- Особенности работы над произведениями малой формы.
Балалайка
- Научные основы современной методики.
- Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
- Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
- Методы формирования исполнительских навыков.
- Основные аппликатурные принципы.
- Характеристика выразительных возможностей инструмента. Приёмы звукоизвлечения.
- Артикуляция, штрихи.
- Общая характеристика работы над музыкальным произведением.
- Развитие навыков ансамблевой игры.
Гитара
-
Научные основы современной методики.
- Основные принципы обучения в специальном классе. Принцип единства художественного и технического развития.
- Принципы формирования постановки. Наиболее типичные недостатки в постановке рук.
- Методика работы над крупной и мелкой техникой.
- Основные аппликатурные принципы.
- Характеристика выразительных возможностей инструмента. Приёмы звукоизвлечения.
- Артикуляция, штрихи.
- Методика работы над пьесами виртуозного характера.
- Методика работы над полифонией в классе гитары ДМШ и ССУЗа.
- Кантилена на гитаре.
- Методика работы над произведениями крупной формы.
- Развитие навыков ансамблевой игры.
Баян, аккордеон
- Психофизиологические основы музыкально-исполнительского процесса.
- Проблема соотношения звукообразной и технической сторон исполнительского творчества.
- Общие основы посадки и постановки рук. Типичные недостатки и методы их коррекции.
- Принципы образования звука на баяне (аккордеоне) и способы его формирования.
- Обусловленность художественного звучания баяна (аккордеона) его конструктивно-акустическими особенностями.
- Артикуляция как музыкально-художественное явление. Сущность понятий «артикуляция», «штрих», «приём» и «способ».
- Классификация штрихов на баяне (Б.М.Егоров, М.И.Имханицкий, Н.А.Давыдов).
- Развитие исполнительской техники баяниста (аккордеониста).
- Методика работы над произведениями крупной формы.
- Методика работы над полифоническими произведениями.
Вокально-хоровой факультет
ПЕНИЕ
- Специфика певческого голоса как музыкального инструмента. Биофизическое строение голосового аппарата певца.
- Резонанс как физическое явление. Основные понятия. Три закона резонанса. Акустическое строение голоса.
- Резонаторы голосового аппарата певца. Семь важнейших певческих функций резонаторов.
- Работа артикуляционного аппарата в пении. Фонетическая функция резонаторов.
- Вокальный слух и его роль в становлении исполнительской культуры певца.
- Эстетическая, индикаторная, активизирующие функции резонаторов.
- Роль и функционирование дыхания в пении.
- Работа гортани в пении.
- Психологические основы резонансного пения.
- О научном обосновании эмоционально-образных методов в вокальной педагогике. Система и метод Станиславского С.К.
- Гигиена певческого голоса певца. Защитная функция резонаторов.
- Классификация певческих голосов. Дефекты певческого голоса и работа над их устранением.
- Основные принципы воспитания певца, задачи первого периода занятий. Работа над различными видами вокализации в развитии голоса ученика.
- Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике. Психологические свойства личности певца.
II. Основы музыкальной психологии и музыкальной педагогики для всех специальностей музыкальная психология
- Психологическая структура личности: направленность, опыт, индивидуально-типологические особенности.
- Психологическая природа музыкальной одаренности. Выявление и развитие музыкальных способностей.
- Ощущения и восприятие в творческой деятельности музыканта.
- Эмоции и чувства как форма психического отражения. Их проявление в музыкальной деятельности.
- Мышление как понятийное отражение. Развитие профессионального интеллекта музыканта.
- Процессы памяти в становлении и развитии творческой личности музыканта.
- Внимание как организация психического отражения. Значение внимания в работе музыканта.
- Факторы волевого поведения в музыкально-исполнительской деятельности. Причины сценического волнения и пути его преодоления.
Музыкальная педагогика
- Музыкальное образование на различных этапах становления и развития педагогики как науки и педагогической практики.
- Музыкальное образование в Беларуси: истоки и традиции музыкального образования и просвещения; музыкальное образование на современном этапе.
- Предмет и категории музыкальной педагогики.
- Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.
- Концепция развивающего обучения в преподавании музыки.
- Содержание музыкального образования.
- Классификация методов музыкального обучения.
- Формы и средства музыкального обучения.
- Воспитательные функции педагога-музыканта. Характеристика методов музыкального воспитания.
- Концепции (музыкально-дидактические системы) музыкального обучения и воспитания: Система Б. Бартока – З. Кодая; «Шульверк» К. Орфа; Система Судзуки»; Система ритмического воспитания Ж.-Далькроза1.
Фортепиано (китайские студенты) і. Методика
- Особенности работы над пьесами кантиленного характера.
- Развитие исполнительской техники учащегося. Работа над гаммами, упражнениями и этюдами.
- Особенности работы над полифоническими произведениями с учащимися ДМШ и музыкальных училищ. Методические характеристики основных полифонических сборников И.С.Баха.
- Начальный период обучения игре на фортепиано: основные педагогические задачи и методы работы.
- Методические принципы работы над сонатной формой эпохи классицизма.
- Основные этапы работы над музыкальным произведением.
II. Музыкальная педагогика, музыкальная психология
- Предмет и категории музыкальной педагогики.
- Музыкальная педагогика как наука и искусство.
- Обучение, воспитание и образование.
- Функции музыкальной педагогики.
- Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.
- Единство обучения, воспитания и развития.
- Связь музыкального обучения с жизнью.
- Систематичность музыкального обучения.
- Наглядность в музыкальном обучении.
- Доступность как принцип учёта возраста, индивидуального развития и степени профессиональной подготовки учащегося.
- Сознательность и активность в обучении.
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков.
- Музыкально-дидактические принципы развивающего обучения.
- Сущность взаимодействия обучения и развития.
- Дидактические принципы развивающего обучения.
- Формы и методы развивающего обучения (чтение с листа, эскизное изучение музыкальных произведений).
- Проблемное обучение в профессиональной подготовке музыканта.
- Формы организации музыкального обучения и воспитания.
- Классно-урочная система в музыкальном обучении и воспитании.
- Особенности индивидуального музыкального обучения.
- Организация самостоятельной работы учащегося-музыканта.
- Методы музыкального обучения и воспитания.
- Классификация методов музыкального обучения.
- Методы организации процесса музыкального обучения и воспитания.
- Методы стимулирования процесса музыкального обучения.
- Методы контроля в музыкальном обучении. Оценка и отметка.
-
Воспитательные функции педагога-музыканта.
- Роль личности педагога в учебно-воспитательном процессе.
- Педагогическое общение.
- Характеристика методов музыкального воспитания.
КОМПОЗИТОРЫ (китайские студенты)
І. МЕТОДИКА
- Музыкальный диктант как критерий развития музыкальных способностей. Формы диктанта.
- Музыкально-дидактические принципы развивающего обучения.
- Методические рекомендации в работе над фугой.
- Формы работы и проверки знаний по анализу музыкальных произведений.
5. Формы практического закрепления теоретических знаний в курсе гармонии.
ІІ.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.
- Музыкальная память. Современные методики развития музыкальной памяти.
- Формы организации музыкального обучения и воспитания.
- Развитие музыкального мышления.
- Развитие творческого воображения.
1Для отделений «музыковедение», «хоровое дирижирование».
15